Научная статья на тему 'Роль организации пространства прибрежных территорий, ее принципы и тенденции в современном обществе'

Роль организации пространства прибрежных территорий, ее принципы и тенденции в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2004
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБЕРЕЖНАЯ / ПРИБРЕЖНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / СИСТЕМА НАБЕРЕЖНОЙ / СРЕДОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕКОНСТРУКЦИЯ НАБЕРЕЖНОЙ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Васильева Вероника Руслановна

Данная тема рассматривает важный аспект человеческой жизни: взаимосвязь прибрежных территорий с городской застройкой. В статье приводятся проблемы внешнего облика набережных пространств. Изложена актуальность проведения реконструкций водных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль организации пространства прибрежных территорий, ее принципы и тенденции в современном обществе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

АРХИТЕКТУРА

УДК 69

Васильева Вероника Руслановна

магистр кафедры «Средовой дизайн» ФГБОУ ВО МГХПА им. С.Г. Строганова

г. Москва, РФ Е-mail: [email protected]

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ЕЕ ПРИНЦИПЫ И

ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

Данная тема рассматривает важный аспект человеческой жизни: взаимосвязь прибрежных территорий с городской застройкой. В статье приводятся проблемы внешнего облика набережных пространств. Изложена актуальность проведения реконструкций водных территорий.

Ключевые слова

Набережная, прибрежная территория, система набережной, средовое пространство,

реконструкция набережной.

Прибрежные территории — сложные объекты, включающие географическую, экологическую, экономическую и социальную системы. Привлекательность этих территорий, связанная с усилением хозяйственного освоения, вызывает необходимость комплексного изучения потенциальных возможностей природных комплексов береговых территорий для обеспечения их устойчивого развития [14]. Половина населения приморских стран проживает именно в прибрежной зоне, миграция населения из удаленных от побережья районов в приморье, имеет тенденцию к увеличению. Согласно данным ЕС, половина населения стран, входящих в его состав, проживает в пределах пятидесятикилометровой зоны от морского побережья

[3].

Набережные — это объемно-планировочные комплексы, размещаемые вдоль вoдoёмов и занимающие значительные городские территории. Набережные непосредственно связаны с городской застройкой и акваторией [20]. Как правило, система набережной включает в себя общественные сooружения, жилые здания, естественный или искусственно создаваемый прибрежный ландшафт, а также различное оборудование и коммуникации. Исследование показало, что роль каждoгo компонента в формировании ансамбля набережной различна. Допускается их сочетание, возможно бесконечное разнообразие oбъемно-планирoвoчных решений набережных. В связи с социальными, природными и техногенными факторами, набережные, как и любые застройки не долговечны. Наряду с капитальным ремонтом одним из видов восстановления объектов капитального строительства является реконструкция, в широком смысле слова означающая коренное переустройство, перестройку по новым принципам или же восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам или описаниям [15].

Необходимость проведения реконструкций набережных назревает ввиду того, что многие российские мегаполисы расположены в непосредственной близости от водоёмов, 75% населения сосредоточено в городах и существующие в этих пространствах набережные не всегда соответствуют современным мировым требованиям [4]. Набережные в городе и озелененные пространства являются не только местами отдыха населения, обладающими особыми эстетическими качествами, но и выполняют важнейшую оздоровительную функцию, будучи источником свежего воздуха [17]. Они создают благоприятные условия для пешеходов. Их защитные зеленые коридоры и соседство с водой, стимулируют проветривание городской застройки. Люди воспринимают воду как особенную ценность, которая преобразует настроение и повышает качество жизни в городе.

Проблема освоения прибрежных пространств, находящихся в черте мегаполисов, волнует

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

градостроителей всего мира. Только в России за последние годы прошло несколько конференций, посвященных данной теме [11]. В ходе исследования выяснилось, что набережные - это огромный рекреационный природный потенциал, который редко используется в полной мере. Подчас, вдоль набережных нет удобных спусков к воде, не обустроены ограждения и пешеходные дорожки, недостаточно освещения. В результате эти территории просто выключены из городской жизни, хотя могли бы приносить не только пользу горожанам, но и давать инвестиции в бюджет. В любом городе стоимость недвижимости, имеющей выход к воде, возрастает, так как водное пространство является привлекательным достоинством [10].

Сегодня проекты развития прибрежных пространств возникают повсеместно, в связи с изменением ценностных приоритетов современного общества - от индустриальной гонки, ознаменовавший ХХ век, человечество перешло к гонке концепций (художественных, экологических, политических и любых других). В связи с этим, набережные как дополнительный социальный ресурс, нуждаются в усовершенствовании и реконструкции [7]. Так же существует комплекс проблем, вызывающих справедливые нарекания жителей прибрежных городов. Зачастую отсутствуют велосипедные дорожки, не предусмотрены малые архитектурные формы и объекты дизайнерского искусства, что приводит к значительному сокращению жителей, выходящих на прогулку, туристов и отдыхающих [10]. На участках набережных не хватает освещения, отсутствуют общественные зоны отдыха и развлечений, не решены транспортные проблемы: не хватает парковочных мест.

Российская Федерация обладает одной из самых протяжённых в мире морских береговых линий (61,0 тыс. км). Её морская граница, проходящая по внешней границе территориального моря Российской Федерации, отсчитываемой от исходных линий, имеет протяженность свыше 38,0 тыс. км. Возможность использования этих ресурсов для реализации разнообразной экономической деятельности определяет значительный потенциал развития прибрежных зон [3].

Отсутствие четких стратегических целей, проблемы множественной юрисдикции и конкуренции среди пользователей ресурсов, отсутствие федеральной и местной политики развития прибрежных зон и управления ими, привели к резкому снижению устойчивости развития приморских территорий и деградации практически всех ее отраслей. В 90-х годах ХХ века стало очевидно, что необходимо менять подход к управлению морской деятельностью. Тогда же произошла адаптация и освоение современной управленческой практики (методологии комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ) в прибрежном и морском природопользовании страны.

С каждым годом возрастает потребность в устойчивом улучшении прибрежных территорий, которые включают разнообразные и высокопродуктивные места обитания, имеющие значение для развития и обеспечения местного населения средствами к существованию. Для эффективного управления прибрежной территорией, необходимо увязывать в комплексную систему природную среду и человеческую деятельность. Важные составляющие такой комплексной системы - природные процессы, создающие и поддерживающие береговые экосистемы, обеспечивающие их состояние и продуктивность[2]. Список использованной литературы:

1. Всеглядова Д. Жизнь после урагана // Таганрогская правда. — 2014.

2. Венда В.Ф. Средства отображения информации. - М.: Энергия, 1969.

3. Генисаретский О.И. Дизайн, городская среда и проектная культура. //Дизайн и город. Труды ВНИИТЭ.

4. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов. - М. : Архитектура - С, 2005

5. Ефимов А.В. Колористика города. - М.: Стройиздат, 1990.

6. Жердев Е.В. Методика в дизайне : Учебное пособие . - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Архитектура - С, 2010, 464 с

7. Залесская Л.С. Курс ландшафтной архитектуры. Изд. «Литература по строительству». - М, 1964. - 184 с.

8. Киричек М. С. Пушкинская набережная .Энциклопедия — Таганрог.

9. Кузнецова Г.Н. Проблема взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне. - М.: МГХПА, 2013.

10.Проблемы дизайна 4 : Сборник статей . - М. : Пинакотека, 2007 - 352 с. : ил. - 3 экз.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 2410-700Х

11.Рунге В. Ф. , Манусевич Ю. П. Эргономика в дизайне среды: Учебное пособие. - М. : Архитектура - с, 2005.

12.Шимко В.Т., Гаврилина А.А.Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды. М.: Издательство Ладья, 2000.

13.Шимко В. Т. Основы дизайна и средств проектирования : Учебное пособие для сред, спец. Учеб. Заведений архитектурного профиля ; Московский архитектурный институт(гос. Академия) - М. : Архитектура- с, 2005. - 159 с. : ил. 4 шт.

14. gardenweb.ru/ckvery-bulvary-peshekhodnye-zony-naberezhnye

15. geoconflict.narod.ru/2008/Kruchinina.html

16. Сайт о творчестве AdMe http://www.adme.ru/

17. tagancity.ru/page/klimat-riel-ief-ghieologhiia

18. wikipedia.org

© Васильева В.Р., 2017

УДК 711.1

Самойлова Наталья Владимировна

Доцент кафедры «Урбанистика и теория архитектуры», Институт архитектуры и строительства

Волгоградского государственного технического университета (ИАиС ВолгГТУ), Россия, г. Волгоград

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОЭТАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ВОЛГОГРАДЕ

Аннотация

Проанализированы положительные аспекты строительства домов малой этажности. Исследован потенциал территорий Волгограда для развития малоэтажной застройки. Разработаны рекомендации по улучшению ситуации в сфере малоэтажного строительства в регионе

Ключевые слова

Архитектура, жилищное строительство, развитие городских территорий

Согласно официальной статистике, 60 процентов населения нашей страны хотели бы поселиться в доме с палисадом. Но волгоградский застройщик ориентирован на многоэтажное, многоквартирное строительство. Отсутствие в городе ясной и четкой градостроительной политики приводит к дополнительным сложностям. В городе, по сути, практически отсутствует какая-либо мотивация для стимулирования малоэтажного строительства. Хотя, государственная политика имеет противоположные тенденции и приоритеты. Согласно данным национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России», доля ввода малоэтажного жилья составила: в 2009 г. - 42%, в 2010 г. - 50%, в 2011г. -55%, в 2012 г. - 60%, от общего годового объёма ввода жилья. Эти цифры обусловлены значительными преимуществами малоэтажного строительства:

1. Стоимость малоэтажного строительства может быть значительно ниже и доступнее квартир в многоэтажках. А при создании единой муниципальной программы по строительству малоэтажных домов в значительном количестве можно добиться значительного снижения цены, так как всем известен факт зависимости цены от количества продукции.

2. Малоэтажные дома, по сравнению, с многоэтажными, дешевле по расходам на их содержание.

3. Малоэтажные дома создают больше возможностей для применения одного из требований приоритетных национальных проектов - требование энергоэффективности и экологичности. Примером

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.