Научная статья на тему 'РОЛЬ ОПЕРАТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ'

РОЛЬ ОПЕРАТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
420
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Захаров В.Л., Соколов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОПЕРАТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ»

Роль оперативного оборудования территории страны в повышении эффективности применения ракетного вооружения

Генерал-лейтенант В.Л. ЗАХАРОВ, кандидат военных наук

Полковник А.В. СОКОЛОВ, кандидат военных наук

ПОДГОТОВКА территории страны в военном отношении всегда рассматривалась как составная часть подготовки страны к обороне. Объем и содержание подготовки территории не являются постоянными, так как зависят от развития вооружения и военной техники, характера и способов развязывания и ведения войны.

Основой подготовки территории страны в военном отношении является создание военной инфраструктуры, обеспечивающей необходимые условия для ведения военных действий и наиболее полной реализации боевых возможностей войск (сил, образцов вооружения).

В далеком прошлом понятия «военная инфраструктура», естественно, не существовало. Тогда все сводилось к возведению пограничных укреплений в виде земляных валов, каменных башен и крепостей с целью преградить противнику пути вторжения в страну. Наиболее яркий пример — Великая Китайская стена, представляющая собой комплекс различных инженерных сооружений.

В XVIII веке широкое распространение получило заблаговременное создание вблизи границ так называемых магазинов, т. е. складов, в которых хранилось все необходимое для ведения боевых действий.

В начале XX века появилось понятие «подготовка театра военных действий (ТВД)» (прообраз нынешнего оперативного оборудования территории страны). Суть такой подготовки заключалась в заблаговременном строительстве укреплений (крепостей) в непосредственной близости от границ. Под их прикрытием проводилось отмобилизование и развертывание вооруженных сил для ведения военных действий.

После Первой мировой войны в подготовке ТВД (оперативном оборудовании территории страны) произошли существенные изменения. Вместо системы крепостей стали создаваться укрепленные районы, состоявшие из нескольких оборонительных позиций (полос) с долговременными огневыми точками, сооружениями полевой фортификации, отличавшимися большой протяженностью (линии Мажино, Маннергейма). Наряду с этим шло строительство железных и автомобильных дорог, аэродромной сети, пунктов базирования флота, оборудовались позиции для артиллерии, посты наблюдения, командные пункты, готовилась система связи, строились базы и склады материальных и технических средств1.

Появление во второй половине XX века ракетно-ядерного оружия, автоматизированных систем управления, возрастание боевых возможностей обычных средств поражения и технической оснащенности вооруженных сил, наличие у противоборствующих сторон мощных боеготовых

1 Барынькин В.М. Военная конфликтология. М.: ВА ГШ ВС, 2000.

группировок, изменение характера и способов ведения военных действий привели к изменению взглядов на оперативное оборудование территории. В настоящее время оперативное оборудование проводится на всю глубину территории страны, включая околоземное космическое пространство. При этом мероприятия оперативного оборудования осуществляются с учетом не только интересов Вооруженных Сил, но и интересов экономики страны. Такой комплексный подход позволяет экономить средства (материальные ресурсы) при создании и развитии транспортных коммуникаций, объектов государственной системы связи, систем энергоснабжения, аэродромной сети, системы баз и складов государственного резерва с запасами материально-технических средств, сети ремонтно-восстанови-тельных заводов, предприятий и многого другого. Важность и сложность оперативного оборудования территории страны требуют теоретического и научно-методического обоснования и дальнейшего изучения.

Основу оперативного оборудования территории страны составляют развитие и совершенствование военной инфраструктуры как совокупности объектов и отдельных сооружений, предназначенных для обеспечения военных действий, размещения и повседневной подготовки войск, а также для обслуживания военного производства.

Инфраструктура (от латинского infra — ниже, под, structure — строение, расположение) в иностранной военной литературе рассматривается как система стационарных объектов, предназначенных для обеспечения, обучения, развертывания и боевых действий войск на ТВД, и включает пункты управления, ракетные позиции, аэродромы, системы связи, склады, военно-морские базы, полигоны, трубопроводы, железные и шоссейные дороги и др.2

Важность развития и стандартизации инфраструктуры подчеркивается, в частности, тем, что при принятии в члены НАТО странам-претендентам предъявляются определенные требования к наличию и состоянию инфраструктуры, соответствующей принятым стандартам. В НАТО имеется постоянный комитет инфраструктуры, под руководством которого ведется оборудование всех ТВД.

С учетом вышеизложенного под инфраструктурой Российской Федерации следует понимать совокупность объектов, расположенных на территории Российской Федерации и иностранных государств, обеспечивающих функционирование институтов государства, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и жизнедеятельность граждан.

В свою очередь, по нашему мнению, инфраструктуру любой страны, в том числе Российской Федерации, можно разделить на военную, гражданскую и двойного назначения.

Военная инфраструктура — это совокупность военных объектов и отдельных сооружений, предназначенных для обеспечения выполнения войсками оперативно-стратегических, оперативных и боевых задач вооруженной борьбы, а также для размещения и проведения повседневной подготовки войск и обслуживания военного производства в мирное время.

Гражданская инфраструктура — это система объектов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и граждан, используемая в целях социально-экономического развития страны.

Инфраструктура двойного назначения — это система объектов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной

2 Военный энциклопедический словарь РВСН. М.: МО РФ, 1998; Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986.

власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан, используемая (планируемая к использованию) как в целях социально-экономического развития страны, так и в целях обороны.

В связи с этим вводится понятие «оборонная инфраструктура».

Как следует из вышеприведенных определений, оборонная инфраструктура объединяет объекты военной инфраструктуры и инфраструктуры двойного назначения.

В современных условиях успешное развертывание каких бы то ни было группировок войск (сил) невозможно без создания и наращивания оборонной инфраструктуры. Без заблаговременного проведения данных мероприятий трудно вести речь об эффективном применении военной силы в регионе (районе конфликта). Так как военные действия будут предполагать прежде всего разрушение военно-экономического потенциала государства (в том числе и инфраструктуры) как базы, без которой применение Вооруженных Сил не представляется возможным, то восстановление (создание новых взамен разрушенных) объектов военной инфраструктуры станет насущной задачей, которую придется решать государству и Вооруженным Силам в ходе боевых действий. Поэтому значение заблаговременного оперативного оборудования территории страны с учетом возможных нарушений и восполнения несоизмеримо возрастает.

Опыт войн в зоне Персидского залива и Югославии показал, что действия коалиционных вооруженных сил были направлены в первую очередь на разрушение объектов военной инфраструктуры: центров командования, управления и связи, аэродромов и ракетных комплексов, радио- и телефонных станций, систем энергоснабжения, заводов (и складов) по производству военной техники, оружия и боеприпасов, предприятий военно-промышленного комплекса, складов горючего и смазочных материалов, центров по разработке ядерного, химического и бактериологического оружия — в общей сложности около 300 приоритетных объектов. Именно по ним в течение длительного времени наносились удары, прежде чем наземная группировка перешла к активным боевым действиям. Последующие действия войск обороняющейся стороны во многом были скованы из-за недостаточно развитой сети объектов инфраструктуры и медленного их восстановления в ходе военных действий, что ограничивало боевые возможности и маневр войск.

Таким образом, именно качество подготовки военной инфраструктуры во многом определяет эффективность применения военной силы и предопределяет успех в войне.

Наличие в составе ВС РФ стратегических ядерных сил и такого ее компонента, как РВСН, выполняющих стратегические задачи из внутренних районов страны, накладывает ответственность за проведение мероприятий оперативного оборудования территории страны, так как речь идет о стратегическом планировании. Только наличие соответствующей оборонной инфраструктуры способно обеспечить требуемую эффективность боевого применения современных образцов ракетного вооружения. В частности, к элементам оборонной инфраструктуры РВСН относятся: пункты управления, боевые позиции, маршруты патрулирования, пункты технического обслуживания, узлы связи, линии электропередачи и многое другое. Наличие данных объектов позволяет РВСН решать следующие задачи по предназначению:

гарантированное поражение назначенных объектов противника на различных СВКН при условии обеспечения их досягаемости из районов базирования;

своевременное доведение сигналов на проведение пуска ракет; обеспечение требуемого уровня живучести группировок РВСН; поддержание ракетного и специального вооружения в готовности к применению по назначению в различных условиях развития обстановки.

Исходя из этих задач основная цель создания и функционирования инфраструктуры РВСН, какой она представляется в настоящее время, коротко может быть определена выражением: «Выжить, чтобы нанести противнику неприемлемый (заданный) ущерб в ответных действиях». Следует предположить, что будущая война в случае ее развязывания повлечет за собой такие разрушения, которые надолго дезорганизуют работу транспорта и связи, нарушат коммуникации, выведут из строя значительное количество источников энергии, органов военного и гражданского управления, промышленных объектов и т. п. Практически во многих местах и на различные сроки сложатся условия, в которых невозможно будет рассчитывать на бесперебойную работу средств связи и транспорта, особенно наземного. Учитывая это, уже в мирное время необходимо уделять больше внимания совершенствованию и развитию инфраструктуры страны.

После распада Советского Союза инфраструктура России и ее ВС понесла значительные потери, которые в первую очередь связаны с нарушением (затруднением) функционирования систем: противовоздушной обороны; связи и АСУ группировками войск на всех стратегических направлениях; базирования ВВС и ВМС; предупреждения о ракетно-космическом нападении; контроля и управления орбитальной группировкой спутников; тылового и технического обеспечения группировок войск и др.

С учетом трудности реорганизации ВС РФ и возросших возможностей вероятного противника по поражению объектов требуется изыскание новых подходов к развитию и дальнейшему совершенствованию оборонной инфраструктуры территории страны. При этом создание инфраструктуры должно вестись планомерно, с учетом военных угроз для государства, что поможет сэкономить и без того скудные бюджетные средства, выделяемые на оборону.

В интересах разрешения возможных военных конфликтов можно определить ряд приоритетных направлений развития оборонной инфраструктуры, которые могут служить общей основой для планирования оперативного оборудования территории РФ. К ним относятся: обеспечение бесперебойного функционирования существующих объектов оборонной инфраструктуры; создание высокозащищенной системы управления войсками и оружием; создание эшелонированной системы ПРО и ПВО; создание спутниковой группировки для решения задач разведки, навигации, связи, предупреждения о ракетном нападении и др.; создание аэродромной сети в районах возможных вооруженных конфликтов; создание объединенного разведывательно-информационного центра, функционирующего в реальном масштабе времени; выбор, рассредоточение и укрытие баз, складов и арсеналов в районах возможных военных действий; создание запасов ГСМ, продовольствия и другого военного имущества до установленных норм в рамках межвидовой унифицированной системы тылового обеспечения; создание ремонтной базы вооружения и военной техники.

Проблема развития и совершенствования военной инфраструктуры на территории России обостряется также вследствие недостаточности военного бюджета, сокращения военного производства, утраты ряда перспективных технологий, отсутствия нормативной базы по разграничению полномочий государства и собственников. Кроме того, на-

блюдается рост социальной неустроенности в самих Вооруженных Силах. Только решив вопросы размещения войск (сил), создав нормальные условия для службы и жизни военнослужащих, можно гарантировать стабильное положение в ВС, поддержание боеготовности войск.

Реально оценивая возможности и условия современной обстановки, необходимо признать, что данную задачу можно решить только при условии тщательной научной проработки всех вопросов развития оборонной инфраструктуры. Центральным звеном, на наш взгляд, может стать разработка Концепции оперативного оборудования территории Российской Федерации на основе научно-обоснованных принципов.

К основным принципам строительства и развития объектов оборонной инфраструктуры РФ можно отнести: единое общегосударственное планирование оперативного оборудования территории страны; приоритетность проведения мероприятий оперативного оборудования территории страны, исходя из оценки угроз военной безопасности РФ; заблаговременностьи целенаправленностьмероприятий оперативного оборудования территории стран; соответствие системы инфраструктуры оперативно-стратегическим задачам войск и условиям их применения; комплексность и согласованность развития и использования инфраструктуры; сочетание централизации при организации оперативного оборудования территории страны с децентрализацией проведения мероприятий; научность и обоснованность выбора способов и направлений развития инфраструктуры; заблаговременность проведения подготовительных и исследовательских работ в интересах реализации мероприятий оперативного оборудования территории РФ.

Следует заметить, что развитие оборонной инфраструктуры государства не является самоцелью. При решении данных вопросов затрагиваются интересы не только Министерства обороны, но и других ведомств. В Законе Российской Федерации «Об обороне» сказано, что «под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации». Следовательно, при планировании оперативного оборудования территории страны кроме мероприятий развития инфраструктуры ВС должны быть включены мероприятия других министерств и ведомств. В итоге план должен иметь статус общегосударственной программы (возможно, целевой) с определением задач по созданию военной инфраструктуры не только Вооруженным Силам РФ, но и другим занятым в его реализации ведомствам и министерствам.

Таким образом, исходя из важности проблемы подготовки территории страны к обороне, на государственном уровне необходимо решить вопрос создания органа управления и исполнительного механизма, который бы на уровне правительства рассматривал вопросы планирования, финансового и материально-технического обеспечения, а также контроля развития инфраструктуры страны в интересах обороны.

Для планирования развития и совершенствования военной инфраструктуры в интересах ВС такие структуры должны быть созданы в Генеральном штабе, командованиях группировок региональных войск (сил), штабах видов ВС и родов войск. Необходимо законодательно закрепить порядок их взаимодействия с другими министерствами и ведомствами государства, а также порядок финансирования и контроля за проведением всех мероприятий оперативного оборудования территории страны.

В современных условиях основные усилия целесообразно сосредоточить на поддержании и модернизации существующих военных объектов систем управления войсками (силами), разведки и оповещения, на завершении реконструкции и строительства важнейших военных объектов, определяющих боевую готовность Вооруженных Сил.

Следует отметить, что до настоящего времени не накоплено достаточного практического опыта в разработке планирующих документов по оперативному оборудованию территории страны. Работа также усложняется трудностями перевода экономики на рыночные рельсы, появлением различных форм собственности; нарушением планового финансового обеспечения и сокращением перечня федеральных программ строительства объектов военной инфраструктуры двойного назначения; крайне медленной разработкой нормативно-правовой базы организации оперативного оборудования территории РФ в интересах обороны; активизацией факторов, формирующих негативное отношение населения к размещению объектов специального военного назначения (аэродромов, испытательных полигонов, баз и арсеналов, объектов утилизации вооружения и военной техники); большими затратами на экономическую безопасность военных объектов. Решение вышеперечисленных проблем зависит от своевременности разработки нормативно-правовой базы.

Деятельность по указанным направлениям следует рассматривать как начало планомерного процесса создания и совершенствования оборонной инфраструктуры Российской Федерации.

Стратегическим ядерным силам (СЯС) отводится решающая роль в обеспечении обороноспособности Российского государства, что постоянно подчеркивается в официальных государственных документах и заявлениях руководства страны. В обозримом будущем сдерживающая роль ядерного оружия (ЯО), безусловно, сохранится, поскольку в ближайшей перспективе у России не появится другого инструмента, способного прийти ему на смену.

Ведущую роль в СЯС, как и прежде, играют Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), в боевом составе которых сосредоточено более половины всех носителей и ядерных зарядов. В связи с этим на группировку СЯС наземного базирования возложена основная нагрузка в решении задач сдерживания агрессии. В концепции сдерживания основным критерием оценки группировки РВСН является ее неуязвимость, т. е. надежная защищенность от возможного упреждающего воздействия потенциального противника и способность в любой обстановке нанести ответный ядерный удар с неприемлемым для противника ущербом4.

В процессе реформирования и выполнения договорных обязательств успешное решение поставленных перед РВСН боевых задач возможно при выполнении комплекса условий, в числе которых сохранение лучших образцов ракетной техники (продления сроков эксплуатации), совершенствование ракетных комплексов и систем боевого управления на базе передовых технологий и др. Однако помимо вышеперечисленных условий необходима продуманная политика в подготовке территории страны к эксплуатации и применению ракетно-ядерного оружия. Поэтому вопросы подготовки территории страны к эксплуатации и применению ракетно-ядерного оружия составляют важную часть содержания оперативного оборудования территории страны.

Исторический анализ показывает, что на протяжении всего периода существования ядерного оружия решению вопросов оперативного

4 Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: ГШ ВС, 2003. С. 42.

оборудования территории страны в интересах РВСН уделялось самое серьезное внимание.

В начальном периоде создания группировки РВСН, вооруженной комплексами первого поколения, имевшими ограниченную дальность стрельбы, вопросы оперативного оборудования сводились к обеспечению такого размещения увеличивающегося количества пусковых установок (ПУ), которое позволяло бы обеспечить досягаемость противника на различных театрах военных действий.

С развитием ракетной техники, когда дальность поражения превысила 10 тыс. км, выбор позиционных районов ракетных дивизий проводился с учетом максимального удаления объектов РВСН от воздействия противника обычными средствами поражения.

С появлением в РВСН мобильных комплексов ракет средней дальности перечень задач оперативного оборудования территории страны значительно расширился в связи с необходимостью задействовать большой территориальный ресурс для подготовки маршрутов боевого патрулирования. Перечень работ по геодезической, инженерной подготовке маршрутов боевого патрулирования, проводившихся в этот период в целях обеспечения заданной эффективности эксплуатации и применения ракетной техники, достаточно велик.

Дальнейшее развитие ракетной техники и переход РВСН на двух-компонентную структуру (группировка стационарного и мобильного базирования) потребовали наращивания усилий по созданию, развитию и поддержанию инфраструктуры РВСН. С этого момента существенная часть территории страны была задействована для решения задач, связанных с организацией маневренных действий и несением боевого дежурства на маршрутах патрулирования. Принятие на вооружение РВСН подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь» и боевых железнодорожных ракетных комплексов позволило обеспечить надежное выполнение поставленных перед РВСН задач как в ответно-встречном, так и в ответном ударе. Однако данные возможности потребовали проведения ряда дополнительных мероприятий, направленных на создание, развитие и поддержание инфраструктуры РВСН.

В настоящее время Российская Федерация добросовестно выполняет все подписанные и ратифицированные международные соглашения о сокращении ядерных вооружений, однако выход США из Договора по противоракетной обороне (ПРО) порождает много неопределенностей по составу и структуре РВСН на ближайшую перспективу.

Помимо неопределенностей, связанных с количественным составом группировки, имеются дестабилизирующие факторы как внешнего, так и внутреннего характера, способные оказывать влияние на эффективность боевого применения ракетных комплексов. На современном этапе к таким факторам можно отнести: приближение баз НАТО к границам позиционных районов РВСН; планы по развертыванию многоуровневой эшелонированной глобальной системы противоракетной обороны США на территории стран Евросоюза и новых членов НАТО (стран бывшего Советского Союза); наращивание США контрсилового потенциала высокоточного оружия; качественный скачок в развитии средств и систем космической разведки, навигации, связи; проведение США изыскательских работ по созданию оружия, действие которого основано на новых физических принципах; увеличение возможностей противника по воздействию на информационный ресурс; нерешенность проблемы терроризма на территории РФ и другие.

Устранение негативного влияния вышеперечисленных факторов становится важнейшей практической задачей, в том числе и в РВСН.

Несмотря на сложившиеся в стране экономические и социальные условия, необходимо дальнейшее совершенствование инфраструктуры РВСН с учетом накопленного опыта и имеющейся инфраструктуры районов базирования группировки РВСН, а также существующих угроз и дальнейших перспектив их нарастания.

Развитие и совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность применения ракетного вооружения, необходимо тесно увязывать с этапами реформирования РВСН, а также с возлагаемыми на них боевыми задачами. В свою очередь, темпы развития и совершенствования инфраструктуры районов базирования группировки должны иметь определяющее значение при принятии конкретных решений по развертыванию новых ракетных комплексов.

С учетом этих условий необходимо выделить перспективные районы базирования группировки РВСН, подлежащие перевооружению на новые ракетные комплексы, и обеспечить научную проработку направлений развития и совершенствования их инфраструктуры, которые позволили бы значительно снизить влияние негативных факторов на функционирование группировки.

Исходя из этого, можно выделить следующие направления, подлежащие научной проработке в интересах содержания, развития и использования инфраструктуры РВСН:

обоснование рациональной структуры размещения ракетных баз и пунктов управления;

определение приоритетов в создании новых и модернизации уже имеющихся элементов оборонной инфраструктуры Ракетных войск стратегического назначения, исходя из степени угроз;

возможность сокращения расходов на содержание и развитие инфраструктуры РВСН за счет выполнения федеральных программ (например, Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года), что, в свою очередь, позволит расширить возможности группировки РВСН мобильного базирования по совершению маневренных действий;

проведение работ по поддержанию и модернизации объектов инфраструктуры ракетных дивизий, имеющих ракетные комплексы с продленным сроком эксплуатации;

оценка возможности использования высвобождаемых объектов в интересах группировки РВСН (в случае необходимости для наращивания группировки, обеспечения скрытности, повышения эффективности применения и др.);

модернизация и совершенствование системы управления и связи; создание стационарных объектовых систем ПВО и ПРО; подготовка и формирование предложений в законодательную и нормативно-правовую базу, позволяющих обеспечить и совместить усилия органов власти всех уровней;

приоритет в использовании коммуникаций и других объектов оборонной инфраструктуры страны при выполнении задач РВСН на всех этапах эксплуатации и применения ракетно-ядерного оружия.

Реализация предлагаемых направлений оперативного оборудования территории РФ в интересах РВСН является необходимым условием обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.