Научная статья на тему 'Анализ военных угроз национальной безопасности России и их влияние на планирование мероприятий гражданской обороны'

Анализ военных угроз национальной безопасности России и их влияние на планирование мероприятий гражданской обороны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
9413
920
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ военных угроз национальной безопасности России и их влияние на планирование мероприятий гражданской обороны»

Анализ военных угроз национальной безопасности России и их влияние на планирование мероприятий гражданской обороны Малышев В.П., д.т.н., Богатырев Э.Я., к.в.н Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России

Современная геополитическая обстановка, складывающаяся в мире и на границах Российской Федерации, отличается противоречивыми тенденциями, сложным характером и высокой динамикой.

Несмотря на общую тенденцию к снижению конфронтации России с США и блоком НАТО, со стороны этих государств имеют место попытки вмешательства во внутренние дела Российской Федерации и демонстрация военной силы вблизи ее границ с провокационными целями. Политика расширения военного блока НАТО, приближение баз передового базирования блока к границам России и создание новых государственных союзов антироссийской направленности рядом сопредельных с Россией государств (Грузии, Украины, Азербайджана) служит дополнительным источником новых военных угроз Российской Федерации.

1. Угрозы военного характера

Для лучшего понимания опасностей военного характера и их влияния на гражданскую оборону целесообразно рассмотреть раздельно геополитические и военностратегические факторы, влияющие на содержание, способы и формы ведения возможных вооруженных конфликтов (войн) и их взаимосвязь с ГО.

К числу основных геополитических факторов, определяющих источники и характер возможных войн в начале XXI века, относятся:

- политика, проводимая ведущими государствами мира (объединениями государств), ее направленность при разрешении неурегулированных внешнеполитических, пограничных, экономических, конфессиональных и социальных противоречий;

- «глобализация» мировой экономики, вследствие которой в современном мире ни одно из государств самостоятельно в полной мере не способно обеспечить свою экономическую безопасность;

- образование постоянных очагов напряженности на Ближнем Востоке (Ирак, Иран), в Центральной и Восточной Азии (Афганистан, Пакистан, Северная Корея) и новых очагов нестабильности, связанных с появлением на мировой арене ряда самопровозглашенных государственных образований (края Косово на территории Сербии, Южной Осетии, Абхазии и Приднестровской республики - на территории бывших союзных республик Грузии и Молдавии);

- бурный демографический рост в государствах Ближнего и Среднего Востока и низкий уровень жизни, «подпитывающий» религиозный экстремизм населения регионов, прилегающих к южным границам СНГ и Российской Федерации;

- интенсивный рост военно-экономической мощи ряда государств - новых потенциальных геополитических центров притяжения сил в мире (Китайской народной республики, Индии, других стран Азиатско-Тихоокеанского региона), что в целом при обострении экономических и иных противоречий, способно привести к созданию новых военных угроз на Дальневосточном и Восточно-Азиатском направлениях (театрах военных действий);

- возрастание в мире числа государств, обладающих ядерным оружием и технологиями его изготовления, в том числе с нестабильными и авторитарными режимами правления.

К числу военно-политических стратегических факторов, влияющих на характер будущих войн, относятся:

- изменения всей системы международных отношений, происходящие в результате взаимодействия двух противоречивых тенденций, одна из которых характеризуется стремлением к формированию «многополюсного» мира, другая - характеризует стремление Соединенных Штатов Америки упрочить роль «единоличного» мирового лидера;

- тенденция приближения к границам страны и административным центрам России баз передового базирования группировок вооруженных сил НАТО.

В настоящее время процесс позитивных изменений в международных отношениях, получивший развитие в конце минувшего столетия, вновь поставлен под угрозу.

Анализируя влияние военно-стратегических факторов на развитие внешнеполитической политической обстановки в мире необходимо, в первую очередь, оценить роль в этих процессах государств США и России, а также других развитых стран. При этом важно учитывать, что Россию с ними разделяют скрытые дипломатической, экономической, культурной и другими завесами антагонистические противоречия, основанные на неравномерно распределенных сырьевых богатствах, значительная доля которых волею судьбы досталась России.

Жизнеобеспечивающий потенциал Земли не бесконечен, и ее природные ресурсы могут позволить существовать в комфортном режиме только одному миллиарду из более шести миллиардов живущих на планете людей. Поэтому новый мировой порядок, насаждаемый США и активно поддерживаемый странами блока НАТО и Японией, призван обеспечить, в первую очередь, безбедное существование только этому «золотому миллиарду» населения планеты за счет нищенского уровня жизни всех остальных. «Справедливость» этого порядка выглядит примерно так: входящие в «золотой миллиард» государства, население которых составляет менее 18% численности населения Земли, сохранят потребление не менее 75% всей производимой энергии и до 85% других природных ресурсов планеты. Что же касается США, то при относительной удельной численности населения страны, составляющей менее 4% населения планеты, эта страна уже сейчас потребляет 40% всех добываемых в мире природных ископаемых.

Надеяться, что при сохранении такого распределения мировых богатств в планируемом США мире, удастся избежать конфликтов в начале XXI веке, было бы, по меньшей мере, наивно. Проблемы, которые обусловлены противоречиями между «золотым миллиардом» и не попавшими в него странами, в перспективе могут разрешиться следующими базовыми сценариями.

Первый сценарий - «жесткой глобализации» - является наиболее негативным для развития России вариантом эскалации геополитической ситуации, поскольку предполагает безусловное закрепление доминирующих позиций Запада в геополитике и мировой экономике.

В этом сценарии роль России будет сведена преимущественно к обеспечению сырьевых потребностей развитых стран Запада при дальнейшем уменьшении ее конкурентоспособности в области высоких технологий.

В случае существенного ослабления России как субъекта геополитики существует опасность втягивания ее США и их ближайшими союзниками в различного рода меж-цивилизационные конфликты, в том числе военного характера. Наиболее опасным из них является сценарий втягивания России в вооруженный конфликт с Китаем.

Если в начале XXI века России не удастся избежать втягивания в них, то страна окажется перед выбором либо полного подчинения Западу своего экономического и геополитического пространства, либо крупномасштабного военно-силового противостояния ему.

Второй сценарий - «умеренная глобализация» - отражает возможное направление перехода от преимущественно однополярной системы международных отношений, сложившейся в начале XXI века, к миру с более ярко выраженными чертами «многополярности», которая может обеспечить России (отдельным государствам и региональ-

ным объединениям) большую свободу выбора в политическом и экономическом развитии.

В случае реализации данного сценария Россия закрепляет за собой позицию одного из ведущих региональных военно-экономических центров второго эшелона.

Третий сценарий - «доминирование региональных центров силы» - подразумевает быстрое и в значительной мере конфликтное развитие экономических систем регионального масштаба, крупнейшими из которых являются Североамериканская, Западноевропейская и Азиатско-Тихоокеанская. Между этими зонами, а также региональными центрами второго эшелона может усилиться борьба за сырьевые ресурсы, рынки сбыта, спорные территории и, в целом, за геополитическое влияние (при этом могут резко обостриться экономические и геостратегические виды противостояния).

В случае реализации данного сценария Россия, оставаясь на вторых ролях, может стать ареной открытой экспансии со стороны некоторых региональных центров силы, вплоть до крупномасштабной вооруженной агрессии противника с решительными целями.

Четвертый сценарий - «сползание в хаос» - по сути, объединяет в себе несколько сценариев катастрофического развития внутренней военно-политической обстановки в стране, которое может быть спровоцировано различными факторами, например, усилением международной террористической опасности в случае получения террористическими группировками доступа к производству оружия массового поражения. При таком развитии обстановки мировая экономика крупнейших центров современного мира может впасть в коллапс вследствие многочисленных терактов на предприятиях ядерной и химической промышленности.

Другим фактором дестабилизации могут служить природные аномалии, такие как реализация худших сценариев «парникового эффекта», космическая катастрофа, серия крупных извержений вулканов, цунами. Здесь достаточно вспомнить трагедию недавнего прошлого - цунами в Индийском океане.

Сегодня все активнее проявляются тенденции нарастания военной опасности и внутри стран СНГ, которые могут привести к вооруженным конфликтам различного масштаба и интенсивности, причинами которых могут быть:

- несовпадение этнических и административных границ расселения;

- усиление внутренних конфессиональных и этнических противоречий;

- обострение социально-политических и экономических проблем внутри стран СНГ, стремление националистических властных структур ряда стран СНГ к силовому решению «вопроса непризнанных республик» с использованием «тактики выжженной земли».

На примере отражения Южной Осетией вооруженной агрессии Грузии в августе 2008 года мир увидел, какие катастрофические последствия имеют для населения, экономики, инфраструктуры, экологии и других сфер последствия подобных вооруженных конфликтов при отсутствии воли сторон к их разумному разрешению.

Подводя краткий итог сказанному, можно отметить, что для России в ближайшей и среднесрочной перспективе будут сохраняться и возникать новые источники военной опасности фактически по всему периметру государственной границы. При этом для достижения политических и экономических целей потенциальный агрессор будет стремиться не к захвату ее территории, а к смене неугодных политических лидеров (правительств) на «марионеточные» с принуждением их к выполнению ультимативных условий. Применительно к России основной целью такой политики является дестабилизация обстановки с целью раздробления ее территории. Таким образом, при неблагоприятном развитии обстановки возможно резкое обострение существующих противоречий между Россией и государствами ближнего и дальнего зарубежья. Это может привести к возникновению различных видов вооруженных конфликтов и войн, различающихся по

своим целям, задачам и масштабам на внутренние и приграничные вооруженные конфликты и войны, от локальных до крупномасштабных (рис. 1).

ПРИГРАНИЧНЫЙ КОНФЛИКТ

характерен тем, что страна-агрессор преследует узко ограниченные цели (прорыв государственной границы для пропуска контрабандного груза, потока беженцев, террористов; внезапный захват спорных территорий; поддержка сепаратистских формирований на сопредельной территории; провоцирование агрессором вступления России в вооруженный конфликт с военным блоком НАТО; обеспечение доступа к ресурсам, сосредоточенным в зоне ее экономических интересов).

4

ЛОКАЛЬНАЯ ВОЙНА

может быть развязана с целью:

- захвата спорных территорий на сопредельных территориях, прилегающих к государственной границе Российской Федерации;

- поддержки сепаратистских «иррегулярных формирований» и отторжения части территорий от России;

- вытеснения российских военных баз и миротворческого контингента из сопредельных государств.

4

РЕГИОНАЛЬНАЯ ВОЙНА НА СТРАТЕГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ ТВД

Война может преследовать следующие стратегические цели:

- разгром группировок Вооруженных Сил Российской Федерации на ТВД; захват стратегически важных территорий России на ТВД;

- ослабление военно-политического руководства страны, международных позиций и содействие территориальному распаду Российской Федерации (Содружества независимых государств - СНГ).

4

КРУПНОМАСШТАБНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ (МИРОВАЯ) ВОЙНА НА ТВД

Развязывается агрессором:

- для достижения решительных военно-политических и экономических целей;

- разгрома Вооруженных Сил РФ;

- расчленения и ликвидации Российского государства как субъекта международных отношений и права (военного союза коалиции государств СНГ);

- принуждения России к миру на условиях агрессора, с последующим размещением на территории России иностранных военных баз;

- установления контроля над территорией страны, топливно-энергетическими ресурсами, превращения экономики в сырьевой придаток ведущих стран Запада.

4

ВОЙНА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

________________^__________________

Единичное Ограниченное (нанесение регионального ядерного удара в рамках региональной войны) Выборочное нанесение ядерного удара («региональный обезглавливающий» ядерный удар) С неограниченным применением

Применение единичных ядерных боеприпасов сверхмалой мощности специальными диверсионными силами и (или) «иррегулярными» формированиями Систематическое применение ядерных зарядов преимущественно малого и сверхмалого калибров, наносимых нестратегическими силами в рамках регионального ядерного удара (до сотни ядерных боеприпасов) Массированное применение нескольких сотен ядерных зарядов, применяемых нестратегическими и стратегическими ядерными силами по СЯН противника Неограниченное применение всего накопленного арсенала ядерных средств

Рис. 1. Возможные виды военных конфликтов (войн) на территории России в на-

чале ХХ! века

Исходя из оценки военной опасности, расстановки военных и политических сил в мире и сопредельных с Россией государствах, а также предполагаемых военнополитических целей агрессора, современные военные конфликты начала XXI века военной наукой классифицированы как:

1. Приграничные вооруженные конфликты, в которых агрессор может преследовать следующие цели: прорыв государственной границы для пропуска контрабанд-

ных товаров, террористических групп («иррегулярных» формирований) или потока беженцев; реализация территориальных претензий к России; поддержка сепаратистских движений на сопредельной территории; провоцирование вступления в конфликт войск военного блолка НАТО на стороне агрессора; получение доступа к ресурсам исключительной экономической зоны России. Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

2. Локальные войны, которые могут быть развязаны с целями: реализации территориальных претензий к РФ; поддержки вооруженных сепаратистских движений на территории России с задачей отторжения от нее отдельных регионов, а также вытеснения российских миротворческих контингентов (российских военных баз) в других государствах. Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта. Их усиление возможно за счет переброски дополнительных сил и средств и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил. При определенных условиях локальная война может перерасти в региональную или крупномасштабную войну;

3. Региональная война (войны) - применительно к России - это агрессия (война) более крупного масштаба, которая проводиться с целью: разгрома основной группировки Вооруженных Сил страны на ТВД, захвата значительной части территории, ослабления военно-политического руководства государства, международных позиций России, распада СНГ и системы межгосударственных отношений и создания условий для территориального распада Российской Федерации. Для отражения подобной агрессии и ведения региональной войны потребуется полная мобилизация Вооруженных Сил, экономики и напряжение всех сил государств СНГ -участников отражения агрессии. В случае участия в войне государств, обладающих ядерным оружием, или союзников, региональная война будет характеризоваться прямой угрозой эскалации в крупномасштабную войну с ограниченным и неограниченным применением ядерного оружия.

4. Крупномасштабная (мировая) война, в которой государство-агрессор (коалиция государств) будет преследовать цели военного и экономического разгрома Российской Федерации и (или) ее союзников, расчленения и ликвидации России, как субъекта международных отношений. Вследствие эскалации эта война может быть ракетноядерной с ограниченным или неограниченным применением ядерного оружия и потребует мобилизации всех имеющихся военных, материальных ресурсов и духовных сил страны.

Оценка перспектив развития военно-политической обстановки и ее влияния на национальную безопасность Российской Федерации в начале XXI века приводит к следующим выводам:

- высокая динамичность, нестабильность и противоречивость развития военнополитической обстановки, возможный рост ее напряженности с возникновением кризисных ситуаций в отдельных регионах мира стимулируют возникновение новых источников военной опасности, поэтому угрозы национальной и военной безопасности России сохраняются;

- основными источниками военной опасности для Российской Федерации являются государства и военно-политические блоки, чьи долгосрочные политические, экономические и военные устремления противоречат национальным интересам России, а политическое руководство и готово применить свой военный потенциал для достижения этих целей;

- гипотетическую опасность для Российской Федерации в перспективе будут представлять военный блок государств НАТО и стремление Соединенных Штатов Америки к мировому лидерству, а также политика ряда стран Запада, нацеленная на то,

чтобы воспрепятствовать появлению в любом регионе мира государств (коалиций), способных противодействовать их экспансионистским интересам;

- рост ударных возможностей вооруженных сил ведущих стран Азии вследствие их оснащения новыми видами оружия и военной техники. Стремление Турции, Ирана, Пакистана, Японии и Китая расширить зоны своего влияния и попытки урегулирования разногласий силовыми методами;

- проявление враждебных действий к Российской Федерации, дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в ряде стран Восточной Европы, Балтии и СНГ также могут быть отнесены к военнополитическим и силовым угрозам интересам национальной безопасности Российской Федерации.

В складывающейся военно-политической обстановке Российская Федерация должна быть готова отстаивать свои национальные интересы не только политикодипломатическими, но и военными средствами, в связи с чем Вооруженные силы РФ по-прежнему остаются важнейшим инструментом обеспечения национальной и военной безопасности государства.

2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов

Массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия, основанного на новых физических принципах; скрытность подготовки и внезапность развязывания агрессии - это наиболее характерные черты возможных современных военных конфликтов. Основные этапы эскалации возможных вооруженных конфликтов (войн) показаны на рис. 2.

Отметим, что с каждым новым вооруженным конфликтом расширялся круг задач, возлагаемых на применяемые средства поражения (управляемые авиабомбы, крылатые ракеты (КР) воздушного и морского базирования), возрастала интенсивность их применения по мере того, как выявлялись их преимущества перед другими видами оружия. Так, если в операции «Лис пустыни» (1998 год) крылатыми ракетами (КР) по объектам тыла было нанесено около 72% всех ударов (более 370 КР за 43 дня), то в операции «Свобода Ирака» - было применено до 700 ракет только за первые 15 суток операции.

В ходе военных конфликтов начала XXI века можно ожидать применения ранее неизвестных форм и способов ведения операций и боевых действий войск. Вооруженная борьба будет вестись на суше, на море, в воздухе, в космосе, при этом роль средств воздушно-космического нападения возрастет.

Войны будущего могут начинаться и завершаться проведением одной воздушнокосмической наступательной операции, совместными действиями стратегических неядерных сил с массированным применением высокоточных боеприпасов сухопутных войск, военно-морских сил и авиации. Продолжительность такой совместной операции может составлять 60-90 и более суток, что перекрывает все ныне существующие нормативы. За операцию может быть произведено до 3-5 тыс. и более самолето-вылетов авиации с высокоточными средствами поражения (управляемые авиабомбы, ракеты класса «воздух-земля»), а также нанесены удары высокоточными крылатыми ракетами морского базирования и беспилотными летательными аппаратами ударного действия силами флота. Причем речь идет именно о воздушно-космической наступательной операции. Роль космоса, космических сил и средств в вооруженных конфликтах (войнах) становится исключительно важной и многоплановой. Из космоса могут быть нанесены высокоточные удары по целям на земле, вестись непрерывная разведка, наведение высокоточного оружия на объекты, обеспечиваться управление, связь предупреждение о ракетном нападении, осуществляться метеообеспечение, навигация, радиоэлектронная борьба и др.

Способы развязывания войны

Непосредственная подготовка к войне

Вариант начала военных действий

Массированное информационное воздействие, применение средств РЭБ и воздушнокосмического нападения. Проведение информационной (пропагандистской кампании, воздушной кампании, воздушно-наступательной операции на ТВД с применением новых средств вооруженной борьбы, новых концепций и принципов (информационное превосходство, господствующий маневр), операции и боевые действия группировок войск

Ожидаемая последовательность и формы применения войск

Массированное информационное воздействие, радиоэлектронное подавление объектов военного и государственного управления. Огневое поражение ключевых объектов системы ПВО, органов управления войсками и оружием, объектов инфраструктуры и группировок ВС

Прогнозируемая периодизация войны

Период обострения ВПО (2-3 г.)

Угрожаемый Начальный

период (6-8 мес.) период (3-4 мес.)

Последующий период (один или несколько) (может не быть)

Завершающий период

Рис. 2. Этапы эскалации вооруженного конфликта

Стратегическая воздушно-космическая наступательная операция может проводиться противником в два этапа. На первом этапе, продолжительность которого составляет 10-15 суток, наносятся массированные удары по средствам ответного удара противника, важнейшим военным и военно-экономическим объектам, органам управления государства, вооруженными силами и системами ПВО для захвата инициативы в войне.

На втором этапе (30-60 и более суток) наносятся массированные удары высокоточных средств космического, воздушного и морского базирования по объектам тыла для завершения поражения экономического потенциала противника, систем управления государством и вооруженными силами и достижения стратегических и политических целей военной кампании. На этом этапе война может завершиться.

Продолжительность планируемой военной кампании будет зависеть от экономических возможностей объединений государств, участвующих в войне, и заранее накопленного количества высокоточных средств поражения, число которых в наиболее

экономически развитых странах на рубеже 2010-2020 гг. может достигать от 50 до 70 тыс. единиц. В качестве основных средств поражения будут применяться высокоточные крылатые ракеты воздушного, наземного и морского базирования, стратегические неядерные ракеты, ударные боевые системы космического базирования, беспилотные летательные аппараты, а также оружие, основанное на новых физических принципах. Дальнейшее развитие получат ударные космические средства поражения, позволяющие вывести стратегические неядерные силы за пределы собственной территории при невысоких затратах на их поддержание в высокой боевой готовности. В околоземном космическом пространстве может быть заблаговременно развернута и содержаться в готовности к немедленным действиям требуемая ударная группировка космических сил. В ближайшем будущем это оружие будет способно поражать любые объекты и цели, расположенные в глубине территории противника. В космическом пространстве нет ограничений по количеству развертываемых ударных средств. Действительное военное предназначение космического оружия установить достаточно сложно, так как оно легко может быть замаскировано под любые гражданские объекты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для повышения эффективности космических ударных систем могут использоваться оригинальные «высокие» технологии, фотограмметрические и другие приборы высокоточной и высокоскоростной обработки космических снимков, позволяющие использовать геоинформационные трехмерные цифровые модели местности, создавать новые топографические и цифровые электронные карты, планы городов и отдельных объектов экономики, формировать новые базы данных различного назначения в военных целях.

Значительные изменения произойдут в ПВО. Система перерастет оперативнотактические рамки противосамолетной обороны и превратится в противокосмическую, противовоздушную и противоракетную оборону.

Важнейшим содержанием будущих войн станет противоборство между массированными и длительными по времени ударными воздушно-космическими системами потенциального противника и применяемыми в целях защиты средствами ПРО и ПВО. Особенно острой станет проблема защиты средств ответно-встречного ракетноядерного удара, защиты оборонного, экономического потенциала и инфраструктуры страны от высокоточного оружия противника. Воздушно-космическая и противовоздушная оборона станет способной отражать массированные удары беспилотных высокоточных средств поражения противника в течение 60-90 суток.

В будущих войнах существенно повысится значимость ПРО. Причем средства ПРО необходимо готовить к защите от средств воздушно-космического нападения противника как с применением ядерных, так и высокоточных боеприпасов в обычном снаряжении. Десятки стран уже имеют баллистические ракеты или располагают технологиями их производства, и в ближайшем будущем ракетное и высокоточное оружие станет основным товаром на мировых рынках оружия. В войне будущего найдут применение системы ПРО для борьбы с ракетами противника не только на конечных, но и на средних (начальных) участках траекторий их полета. Может получить дальнейшее развитие концепция ПРО, базирующая на использовании системы воздушных (до 60 км) аэростатических платформ грузоподъемностью 120-150 тонн, на которых могут одновременно размещаться средства автоматического обнаружения воздушного нападения противника и средства их поражения.

Будут созданы эффективные средства обнаружения старта баллистических и высокоточных ракет, а также технологии расчета траектории их полета. Будут созданы активно-пассивные методы многопозиционной радиолокации, совмещенной со средствами войсковой радиотехнической разведки. В интересах повышения помехозащищенности радиолокационных станций (РЛС) конструкторы уйдут от классических методов радиолокации и создадут РЛС, в которых обнаружение и сопровождение воздушно-

космических целей будет осуществляться без их постоянного облучения, а только при их кратковременном излучении на время необходимое для поражения цели.

Возрастает значимость специальных мер своевременного предупреждения о подготовке противника к нападению и непосредственной угрозе такого нападения (за сутки, часы и минуты). С этой целью найдут применение разработанные модели мобильных РЛС «загоризонтного» обнаружения стартов баллистических ракет наземного базирования, запуска крылатых ракет наземного и морского базирования, массового взлета самолетов-носителей высокоточных крылатых ракет противника. Такие мобильные и малогабаритные РЛС можно будет размещать на территории посольств и дипломатических миссий непосредственно в глубине территории зарубежных государств -потенциальных противников.

Отличительной чертой современных вооруженных конфликтов является многовариантность начала военных действий. Так, если в первой воздушной наступательной операции в зоне Персидского залива в 1991 году в первые сутки было нанесено два-три массированных удара продолжительностью до трех часов, то в операции «Лис пустыни» за 73 часа боевых действий было нанесено уже четыре массированных ракетноавиационных ударов: один массированный ракетный и три ракетно-авиационных удара, каждый продолжительностью до шести-девяти часов (два ракетных залпа крылатых ракет морского базирования, один залп- пуск крылатых ракет воздушного базирования и несколько бомбометаний управляемыми авиабомбами авиации). В этих операциях были продемонстрированы и новые формы военных действий - последовательные ракетно-авиационные удары средствами ВТО, которые поразили свыше 100 гражданских объектов.

Определенными новациями военного дела отличалась операция «Решительная сила» (Югославия, 1999), во время которой военные действия начались с нанесения двух массированных авиационно-ракетных ударов, затем последовательно были нанесены выборочные одиночные и групповые удары с интенсивностью около 50-70 самолетов в сутки. Авиация и крылатые ракеты ВМС одновременно воздействовали на значительное количество объектов.

В операции «Несгибаемая свобода» (Афганистан, 2001), в условиях абсолютной рассредоточенности террористических групп «Аль-Кайды» и скрытности объектов ударов, цель боевых действий была достигнута благодаря применению принципа «центрально-сетевого ведения боевых действий», при котором воздушные удары по объектам наносились по мере их обнаружения силами разведки.

В этой связи отметим, что современные системы наведения и управления ВТО противника обладают широкими возможностями. Они могут автоматически выбирать оптимальную траекторию полета ВТО, подводить боеприпасы к цели под ракурсом наиболее эффективного поражения, управлять маневром ВТО и, наконец, выбирать нужную цель из множества объектов, требующих поражения. Принцип «выстрелил и забыл» сегодня доминирует при создании всех типов современного ВТО.

Немаловажную роль при ведении современных вооруженных конфликтов играют силы специальных операций (ССО). Например, во время войны в Ираке (2003) они приступили к действиям задолго до начала активной фазы воздушно-наземной наступательной операции. ССО провели разведку, доразведку важных объектов и осуществляли целеуказание для их поражения объектов средствами ВТО. Заброска ССО в тыл иракских войск осуществлялась аэромобильным способом с десантированием личного состава в непосредственной близости от объектов. Кроме того, применялись воздушные десанты с выброской значительного количества личного состава, вооружения и военной техники парашютным способом (десантирование сил 173 Отдельной воздушнодесантной бригады на севере Ирака, подразделений 82 Воздушно-десантной дивизии в западных районах).

В вооруженных силах США и НАТО на силы специальных операций возлагается выполнение следующих основных задач: ведение разведки, разведывательнодиверсионных и подрывных действий с использованием специальной техники, проведение радио- и радиотехнических операций радиоэлектронной борьбы; поиск, разведка боем и рейдовые действия в целях нарушения работы тыла, систем связи, снабжения войск противника; устройство засад, совершение налетов, подрыв моральнопсихологического состояния войск и местного населения.

Действующие доктринальные документы развитых стран мира (потенциального противника) в той или иной форме определяют, что военная кампания в вооруженном конфликте или войне может включать четыре основных этапа:

- первый, завоевание инициативы и превосходства в информационной сфере (доминирующего влияния на общественное сознание, управление войсками и оружием);

- второй, завоевание господства (превосходства) в воздушно-космической сфере;

- третий, завоевание превосходства на море и суше, разгром или существенное ослабление основной группировки войск (сил) противника;

- четвертый, завершающий, в ходе которого должен быть закреплен достигнутый военный успех и созданы условия для реализации поставленных целей политикодипломатическими средствами, при этом основные задачи по поражению и разгрому войск противника будут решаться не в ходе «контактного боестолкновения» больших масс пехоты и танков, а методом дальнего огневого поражения.

Особое значение в вооруженной борьбе приобретает способность обеспечить быстрое выведение из строя инфраструктуры политического и экономического управления противника, систем связи и радиоэлектронной борьбы.

Xарактерной чертой тактических действий будущих войн явится возрастающее значение дальности поражения в ходе ведения огневого боя. Войска получат возможность огневыми средствами наносить значительное поражение противнику задолго до вступления в непосредственное соприкосновение с ним. Новое оружие позволит добиваться непрерывности наступления, внезапности и стремительности ударов, высокой активности, маневренности и устойчивости войск в обороне. Одной из характерных особенностей в борьбе с воздушным противником будет срыв и отражение воздушных ударов противника и борьба за господство в воздухе.

Решающую роль в будущих войнах должна принадлежать помехоустойчивой системе ПВО, способной вести эффективную борьбу со всеми видами летательных аппаратов противника, в том числе низколетящими и изготовленными по технологии «СТЕЛТС».

Система ПВО страны должны быть эшелонирована и структурирована по уровням: стратегическая, зональная и объектовая.

Стратегическая и зональная ПВО должны быть защищены от крылатых и баллистических ракет.

Объектовая ПВО должна прикрывать наиболее значимые в военном, политическом и гуманитарном отношениях объекты экономики и инфраструктуры.

ПВО сухопутных войск должна быть способной нейтрализовать попытки воздушного противника добиться господства в воздухе на поле боя.

Анализ характерных черт будущих войн показывает, что они не являются классическим образцом бесконтактных войн, а являются скорее промежуточным (переходным) вариантом, в котором просматриваются черты, как традиционных войн, так и особенности войн нового поколения, получивших название «бесконтактных». На сегодняшний день концепция «бесконтактной войны» остается лишь теоретической моделью, отражающей стремление определенных государств сократить участие крупных группировок сухопутных войск в региональных вооруженных конфликтах. В ближайшей перспективе достижение абсолютной «бесконтактности» боевых действий вряд ли

возможно. В будущих войнах, вероятно, части партнеров коалиций государств придется брать на себя основную тяжесть наземной войны.

3. Возможные виды вооруженных конфликтов на территории России

Xарактер возможных военных конфликтов на территории России будет определяться возможностями участвующих в них государств, поставленными военнополитическими целями и стратегическими задачами, решаемыми для их достижения.

В этих условиях становится очевидной необходимость оценки последствий воздействия потенциального противника по объектам экономики и инфраструктуры Российской Федерации, поддержания всех элементов военной организации государства, и в том числе гражданской обороны, в высокой боевой и мобилизационной готовности.

В вооруженных конфликтах и локальных войнах противник для достижения частных целей будет стремиться не допустить чрезмерной эскалации конфликта и возможно ограничится поражением объектов только в полосе вооруженной агрессии (в зоне конфликта и на прилегающих территориях), ограничится воспрещением подхода войсковых резервов.

Проанализируем характер воздействия противника в наиболее опасной для России региональной крупномасштабной войне.

Последствия воздействия по объектам экономики и инфраструктуры Российской Федерации, в первую очередь, будут определяться средствами поражения, применяемыми потенциальным противником. Они являются наиболее мощными и высоко эффективными, большая часть этих средств способна поражать объекты на территории РФ не только в оперативно- тактической, но и стратегической глубине, на удалении до нескольких тысяч километров от позиционных районов. Xотя необходимо признать, что на сегодняшний день практически вся России может «простреливаться» с севера на юг и с запада на восток на всю глубину территории.

Такими средства поражения у противника являются управляемые и крылатые ракеты всех типов наземного, морского и воздушного базирования, дистанционно пилотируемые ударные летательные аппараты и управляемые авиабомбы, доставляемые на рубеж сброса (пуска) различными носителями (стратегической, тактической и палубной авиацией, надводными кораблями и подводными лодками).

Все эти средства способны с высокой эффективностью поражать самые различные объекты (цели) военного и гражданского характера.

По оперативным расчетам, на европейской части Российской Федерации ударам высокоточного оружия может быть подвержена большая часть объектов оборонного потенциала страны, в том числе атомной промышленности и энергетики, узлы транспортных коммуникаций, крупные административно-политические центры, предприятия и комплексы ведущих отраслей промышленности.

Только в ходе первой воздушной наступательной операции продолжительностью до 7 суток авиация и военно-морские силы потенциального противника могут нанести по европейской части территории России и ее союзников массированный удар (удары) с израсходованием порядка 4 тыс. единиц высокоточных боеприпасов.

В будущих войнах авиация и создаваемые авианосные ударные группировки становятся одним из основных и наиболее эффективных средств поражения. В настоящее время в боевом составе ВВС и ВМС США и их союзников в мирное время насчитывается около 7 тысяч единиц только ударных самолетов, размещенных на всех важных ТВД и способных в одном вылете доставить к целям до 80 тыс. единиц высокоточных управляемых боеприпасов (авиационных бомб и ракет).

По опыту применения авиации НАТО в Югославии, объекты гражданской инфраструктуры были поражены высокоточным оружием уже в первые двое суток воздушной наступательной операции.

Поражение важных объектов экономики будет осуществляться, наиболее вероятно, не сплошным «накрытием» их площадей, а точечным разрушением критически

важных элементов объектов, размеры которых в десятки и сотни раз меньше площади самих объектов экономики и инфраструктуры.

При этом для наведения на цели будут широко использоваться устанавливаемые силами специальных операций (и «иррегулярных» формирований) приводные радиомаяки.

Многие из поражаемых целей являются потенциально опасными объектами экономики - источниками воздействия на население вторичных поражающих факторов (т.е. являются взрыво-, пожаро-, гидродинамически-, радиационно-, химически и биологически- опасными объектами).

Крупные гидротехнические сооружения с водохранилищами, в результате их разрушения, могут стать дополнительным источником поражения населения и территорий в масштабах несоизмеримо больших, чем от прямого воздействия средств поражения.

Исходя из оценки эффективности воздействия по объектам тыла в ходе военной кампании сил флота и авиации вероятного противника, допустимого боевого напряжения, а также важнейших тактико-технических характеристик, применяемых для поражения объектов систем боеприпасов, можно спрогнозировать, что на начальном этапе вооруженного конфликта преимущества высокоточного оружия будут использованы:

- для поражения важнейших административно-политических центров и объектов экономики в ходе первой воздушной наступательной операции с использованием нескольких тысяч высокоточных боеприпасов, что приведет к выводу из строя соответствующего числа критически важных элементов инфраструктуры и объектов экономики, не исключается и возможность значительных разрушений городов на всей территории страны;

- для поражения малоразмерных (одиночным) объектов, независимо от их защищенности, противник с большой вероятностью будет применять управляемые авиационные ракеты типа AGM-65 «Мейверик» различных модификаций и управляемые авиационные бомбы типа «Уоллай» Мк1 и GBU различных модификаций. По площадным целям (объектам типа цеха предприятий, морские порты или базы, технологические производства нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, реакторные отделения АЭС и др.) противник будет применять специальные типы управляемых авиабомб и управляемых ракет, боеприпасы объемного взрыва и неуправляемые боеприпасы фугасного, осколочно-фугасного действия (иногда бетонобойного, полубето-нобойного или кумулятивного действия) и авиационные кассеты типа LAD, AGM-130B, CW5, АРАП, поражающие элементы которых могут наносить ущерб элементам объекта на площади от 1300 до 2800 м (радиус поражения 20-30 м);

- для поражения регионов европейской части Российской Федерации (Центрального, Северо-Западного, Южного и Приволжско-Уральского региональных центров).

В целом, вследствие военных действий на территории регионов в полосе вооруженной агрессии сложиться достаточно тяжелая обстановка, отличающаяся следующими негативными последствиями:

- нарушением управления силами и средствами, в связи с невозможностью использования общегосударственных систем и средств связи;

- нарушением грузопотоков на отдельных участках железнодорожной сети, в связи с разрушением узловых станций мостов, тоннелей и частичными потерями подвижного состава;

- нарушением межрегиональных экономических связей, разрушением трубопроводных систем и временным прекращением поставок газа и нефти;

- затруднением грузоперевозок морского (водного) и автомобильного транспорта, нарушением движения на воздушном транспорте:

- потерями промышленного производства, производства электроэнергии дезорганизацией межсистемных связей энергосистем регионов и прекращением снабжения потребителей.

4. Особенности планирования мероприятий гражданской обороны

Общеизвестно, что государство, которое намерено серьезно отстаивать свой суверенитет и национальные интересы, должно быть готово к защите не только современными средствами вооруженной борьбы, но и средствами гражданской защиты, проведением внешней и внутренней политики в соответствии с известным изречением: «Хочешь мира - готовься к войне».

Гражданская оборона является общепризнанной мировым сообществом формой защиты населения и суверенитета государства от военной опасности. Степень готовности ГО страны во многом определяет способность государства обеспечить защиту своих граждан от опасностей военного времени. Для эффективной защиты населения Российской Федерации на военное время заблаговременно разрабатываются соответствующие планы гражданской обороны федерального, регионального и территориального уровней.

Эффективность защиты населения и территорий от опасностей военного характера в значительной степени зависит от полноты и достоверности исходных данных, используемых при планировании, в том числе и прогнозировании военной опасности.

В современных условиях данные прогнозов составляют важную часть исходных данных для планирования гражданской обороны, поэтому важно, чтобы они учитывали:

- медицинскую, взрывоопасную, пожарную, радиационную, химическую, биологическую, гидродинамическую и инженерную обстановку вследствие военных действий;

- ожидаемые прогнозы потерь населения и ущерба, наносимого экономике и инфраструктуре регионов.

Данные прогноза возможных сценариев вооруженных конфликтов (войн) на территории Российской Федерации должны учитывать военно-стратегические, временные и пространственные границы.

A) Военно-стратегические границы характеризуют состав группировок вооруженных сил государств (объединений государств) потенциального противника на перспективу до 2020 года, представляющих угрозу для России, взгляды этих стран на характер будущих войн, военный потенциал и возможное распределение потенциала (ресурса) средств поражения между войсковыми объектами и объектами тыла, поражаемыми в глубине страны.

Б) Временные - ограничивают время прогноза периодом от настоящего времени до 2020 года.

B) Пространственные - «привязывают» сценарии вооруженной агрессии потенциального противника к принятым в стране стратегическим направлениям ее отражения: Северо-Западному, Западному, Юго-Западному, Восточно-Сибирскому, ЗападноСибирскому и Дальневосточному, детализированным применительно к федеральному, региональному и территориальному уровням.

Прогнозные показатели возможной обстановки должны быть многомерными, учитывающими инженерную, пожарную, радиационную, химическую и медицинскую обстановку, создаваемую вследствие моделируемых сценариев военных действий, содержать данные возможных потерь населения и масштабов эвакуации, отражать понесенный от средств поражения экономический ущерб, учитывать объемы аварийноспасательных и других неотложных работ и их распределение по направлениям возможной агрессии.

Данные прогноза обстановки вследствие военных действий по направлениям возможной вооруженной агрессии важны для планирования мероприятий гражданской обороны, оценки достаточности сил гражданской обороны, их перераспределения по направлениям прогнозируемой агрессии, заблаговременной подготовки резервов материальных средств, систем коллективной и индивидуальной защиты населения.

Дифференцированная оценка военной опасности с учетом стратегических направлений отражения вооруженной агрессии позволяет минимизировать состав мероприятий и сил ГО, привлекаемых для защиты населения и территорий в условиях военного времени.

В случае вооруженного конфликта с Россией потенциальный противник, имея высокоточное оружие авиации и военно-морских сил для нанесения ударов по важнейшим административно-политическим центрам и объектам экономики при выделении 30-40% ресурса средств поражения способен в ходе первой наступательной операции нанести серию массированных воздушных ударов с применением от нескольких тысяч до десятка тысяч единиц высокоточных боеприпасов.

В настоящее время военный потенциал НАТО и США по обычным вооружениям на Северо-Западном и Западном стратегических направлениях Европейского ТВД существенно усилился и эта тенденция сохранится как за счет увеличения общей численности обычных вооружений стран, вступивших в НАТО после распада Советского Союза, так и за счет обеспечения возможности размещения сил оперативного реагирования НАТО на территориях сопредельных с Россией государств (базах передового базирования).

В перспективе высока вероятность вступления в НАТО и противостояние с Россией новых сопредельных государств Украины, Грузии, Азербайджана и Молдовы, что также будет способствовать усилению военного блока.

Усиление военного потенциала НАТО в сочетании с развертыванием третьего позиционного района противоракетной обороны США в Европе не может интерпретироваться Россией иначе как нарастание потенциальной военной опасности.

Вместе с тем, сравнение военного потенциала США и НАТО с «потенциалом ядерного сдерживания» России и ее союзников, гарантирующего нанесение любому потенциальному агрессору «неприемлемого ущерба», позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях и на перспективу до 2020 года паритет сил России и государств НАТО существенно не изменится.

В целом, модернизированный Россией «ядерный потенциал сдерживания» на ближайшую перспективу позволяет сохранить баланс сил с потенциальным противником на уровне, гарантирующем воспрещение возможной крупномасштабной вооруженной агрессии (войны) ввиду угрозы гарантированного нанесения потенциальному противнику неприемлемого ущерба.

Кроме того, совпадение стратегических интересов России, США и стран НАТО по проблемам борьбы с международным терроризмом и другим важным военнополитическим проблемам, а также заявления США и НАТО о том, что на Европейском континенте они не видят реального противника, угрожающего их интересам, дает определенную надежду на сохранение глобальной геополитической стабильности.

В целом, для Северо-Западного и Западного направлений угроза вооруженной агрессии со стороны НАТО на ближайшую перспективу носит маловероятный характер.

Тем не менее, при планировании гражданской обороны на всех уровнях следует учитывать, что в случае вооруженной конфронтации базовый сценарий отражения агрессии может содержать следующие периоды:

- угрожаемый период (проведение противодиверсионной и антитеррористиче-ских операций по борьбе с «иррегулярными», диверсионно-террористическими и разведывательными формированиями потенциального противника);

- начальный период (проведение противовоздушных операций по отражению воздушно-наземной наступательной операции и систематических действий воздушного противника, отражение наступления сухопутных и морских группировок, проведение контрнаступательной операции по разгрому вторгшейся группировки и восстановлению утраченного положения с угрозой поражения объектов тыла на глубину 400-1500 км);

- последующие периоды боевых действий (при эскалации боевых действий);

- завершающий период (восстановление утраченного положения).

На Юго-Западном направлении (Южный федеральный округ - Южный региональный центр) источники нестабильности и военные угрозы сохраняются на Прикаспийском, Причерноморском и Владикавказском операционных направлениях, а Северный Кавказ остается районом с наиболее высоким уровнем военной опасности.

На Владикавказском направлении основной военной угрозой, как показали события августа 2008 года, являются стремления руководства Грузии силовым путем вернуть контроль над территориями Южной Осетии и Абхазии.

Источником нестабильности остается также террористическая деятельность не уничтоженных бандформирований в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и базы подготовки террористов в Панкисском ущелье Грузии, не подконтрольном правительству Грузии.

На сегодняшний день Кавказский регион, как никакой другой, подвергается информационному и силовому воздействию различных сил, ведущих борьбу за передел сфер влияния.

Другим источником военной опасности в Кавказском регионе является вялотекущий конфликт между Арменией и Азербайджаном, а также реанимация противоречий между Турцией и Ираном - государств, вооруженные силы которых способны нанести существенный вред интересам России.

Изменение позиции Ирана и Турции, проявляющих активность в решении всех политических и экономических проблем Закавказья, связано с усилением их военного потенциала и стремлением «поучаствовать» в добыче и транзите на Запад каспийских нефтяных ресурсов.

Поскольку Турция является членом НАТО и активно участвует в антироссий-ских межгосударственных союзах возможность участия Турции в военном конфликте с Россией полностью исключаться не может.

Комплексная оценка военных угроз Российской Федерации в регионе позволяет сделать вывод о том, что в среднесрочной перспективе Кавказ еще продолжительное время будет оставаться основным источником нестабильности и военной опасности на юге России, до тех пор, пока не будут урегулированы межгосударственные противоречия между Россией, Украиной и Грузией и уничтожен террористический потенциал в Ингушетии и Чеченской Республике. Решение этих проблем пока не требует наращивания имеющейся в регионе группировки Вооруженных Сил России, но может занять достаточно продолжительный период времени.

В наиболее вероятных вооруженных конфликтах на Прикаспийском и Владикавказском операционных направлениях юга России базовый сценарий отражения возможной агрессии может содержать следующие периоды действий сил:

- угрожаемый период (проведение антитеррористических и миротворческих операций по борьбе с диверсионно-террористическими и разведывательными формированиями противника);

- начальный (проведение операций по отражению агрессии вторгшегося в пределы территории Российской Федерации агрессора и проведение контрнаступательной операции по разгрому вторгшейся группировки и восстановлению утраченного положения. В ходе военной кампании возможно поражение объектов тыла Российской Федерации на глубину 400-500 км);

- последующие периоды боевых действий (эскалация боевых действий);

- завершающий период (восстановление утраченного положения).

На Центрально-Азиатском стратегическом направлении основным источником новых военных угроз России является усиление влияния «радикальных конфессиональных религиозных течений ислама» на правительства сообщества ЦентральноАзиатских государств (республик), располагающих богатыми месторождениями углеводородного, уранового и другого рудного сырья, приближение зоны действий, неподконтрольных правительствам этих республик «иррегулярных» вооруженных формирований к территориальным границам СНГ и России.

Проведение США антитеррористической операции для разгрома правящего режима движения «талибан» в Афганистане существенно ослабило существующую на этом направлении военную угрозу России.

Вместе с тем, создание в Центральной Азии сети опорных баз ВВС США для снабжения сухопутной группировки экспедиционных сил в Афганистане приблизило районы передового базирования авиации НАТО к политическим и административным центрам России и усилило влияние США на политику Центрально-Азиатских республик.

С позиций формальной логики, размещение контингента вооруженных сил США на южных границах России нарушило ранее сложившийся баланс сил в регионе, но их присутствие в нестабильном регионе ослабило «давление» на Россию более опасной военной угрозы, исходящей от террористических группировок «радикального исламизма» Афганистана - неподконтрольных правительству иррегулярных формирований «талибов» и формирований «Аль-Кайеды».

Новым, возникшим сравнительно недавно, источником военных угроз России на Южном и Центрально-Азиатском стратегических направлениях является тенденция к эскалации военной опасности вследствие обострения внешнеполитических отношений между рядом стран Среднего Востока, в т.ч. между Пакистаном и Индией, обладающих ядерным оружием.

Появление вблизи границ Российской Федерации враждующих государств, располагающих ядерным оружием, и угроза его применения в случае эскалации вооруженного конфликта может иметь для России и мирового сообщества совершенно непредсказуемые последствия, поэтому этот фактор должен рассматриваться в качестве нового источника военной опасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На Юго-Востоке России (Восточно-Азиатское стратегическое направление

- Сибирский федеральный округ) за последние годы сложилась достаточно стабильная и предсказуемая военно-политическая и стратегическая обстановка. В военнополитической сфере она характеризуется определенным соперничеством между странами Азиатско-Тихоокеанского региона: США, Японией и Южной Корей с одной стороны, и Китайской народной Республикой и Северной Кореей - с другой.

Потенциальным противником России в этом регионе может быть и Китай. В настоящее время с Китаем завершен процесс демаркации государственной границы и урегулированы основные пограничные проблемы, но, учитывая, что устремления военно-политического руководства направлены на решение внутренних проблем, а также, учитывая позитивную тенденцию развития внешнеполитических отношений с Китаем, можно сделать вывод о малой вероятности вооруженного конфликта с Китаем на ближайшую перспективу.

В случае обострения экономических и политических противоречий с Китаем и вооруженного конфликта, зона возможных боевых действий может составить 250-300 км и не превысит освоенной полосы территории, прилегающей к Транссибирской магистрали. В вооруженном конфликте могут принять самое широкое участие диверсионно-разведывательные и «иррегулярные» формирования, а также тактическая авиация противника.

Вероятными способами достижения противником поставленных в вооруженном конфликте целей может быть проведение специальных операций диверсионных сил и систематические боевые действия воздушного противника с одновременным поражением объектов Транссибирской магистрали (транспортной инфраструктуры), систем государственного и военного управления, войсковых объектов, объектов энергетики и жизнеобеспечения населения в приграничной полосе.

На Дальневосточном направлении основным источником военной опасности для России остаются противоречия с США и неурегулированные территориальные претензии и экономические противоречия со стороны Японии по проблемам раздела морских биологических природных ресурсов и углеводородного сырья в шельфовых зонах Тихого океана.

Определенную угрозу для региона представляет также опасность массовой скрытой миграции нелегальных китайских и северо-корейских трудовых мигрантов в Приморском крае и дальневосточной части территории Российской Федерации, которая опирается на финансовую и экономическую поддержку стремительно растущего Китая.

В случае обострения военно-политических противоречий нельзя исключать возможность агрессии против России коалиции государств США, Южной Кореи и Японии.

В случае вооруженной агрессии базовый сценарий военной кампании может включать проведение специальной операции диверсионных сил, проведение воздушнокосмической наступательной и оборонительной операций экспедиционных сил и систематических боевых действий военно-воздушных и космических сил по трем направлениям (Аляскинскому, Алеутскому и Дальневосточному). Наступление сухопутных группировок экспедиционных сил возможно по пяти операционным направлениям (Чукотскому, Камчатскому, Амурскому, Приморскому и Сахалинскому).

Сценарий возможной вооруженной агрессии предусматривает ведение регионального вооруженного конфликта с применением обычного оружия.

В военной кампании могут быть следующие периоды эскалации: угрожаемый, начальный, последующий и завершающий.

В угрожаемый период противник силами диверсионных формирований может проводить специальную операцию по дезорганизации систем государственного и военного управления (Вооруженные Силы Российской Федерации в этот период завершают развертывание, проводят противодиверсионную специальную операцию и территориальную оборонительную операцию). Продолжительность данного периода может составлять от 30 до 45 суток.

Начальный период (продолжительностью до 90 суток), в котором противник предусматривает проведение специальных операций силами воздушных и морских десантов, наступательных воздушных и морских десантных операций и ведение систематических боевых действий. Со стороны Вооруженных Сил России в этот период будут проводиться противовоздушная и территориальная оборонительные операции, а также операции по отражению высадки морских десантов экспедиционных сил противника. В последующем планируется проведение контрнаступательной операции и систематические боевые действия по восстановлению утраченного положения.

Характерными чертами операций и боевых действий противника в вооруженном конфликте будет массированное информационное воздействие на мировое сообщество и население России, широкомасштабное применение высокоточного и новых перспективных видов оружия (инфразвукового для психофизического воздействия на личный состав боевых частей Вооруженных Сил, электромагнитного импульса - для поражения электронного оборудования систем государственного и военного управления, боеприпасов объемного взрыва сверхмощной разрушительной силы и др.).

Основными средствами поражения объектов тыла в глубине страны станут: диверсионные и экспедиционные силы, авиация (палубная, тактическая и стратегическая) и военно-морские силы (КРМБ).

Для защиты объектов тыла в глубине страны от средств поражения противника, кроме систем «зональной» и «объектовой» ПВО (авиации), могут будут применяться различные способы, виды и средства маскировки, реализуемые в рамках мероприятий гражданской обороны по комплексной маскировке территорий и объектов.

Характерные черты базового сценария вооруженного конфликта и прогнозирование обстановки для организации гражданской обороны

Сценарии вооруженных конфликтов (войн) военной наукой России представляются как совокупность параметров характеризующих:

- состав и военно-техническую оснащенность вооруженных сил, государств, участвующих в вооруженном конфликте;

- военно-политические цели сторон;

- особенности театра военных действий;

- основные виды операций и боевых действий сторон, пространственные и временные показатели проводимых операций (боевых действий);

- виды и ресурсы применяемых сторонами средств поражения в ходе военной кампании.

Оценка военной опасности в военной науке производится по прогнозируемым показателям воздействия средств поражения противника на объекты тыла на основных стратегических направлениях вооруженной агрессии, согласно принятой Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации нарезке полос стратегических и операционных направлений на ТВД.

На Западном ТВД - Северо-Западное, Западное и Юго-Западное стратегические направления.

На Востоке - Дальневосточное.

На Юге России: Центральное и Восточно-Азиатское стратегические направления.

Воздействие потенциального противника по объектам тыла России в ходе вооруженной агрессии оценивается:

а) для воздушного противника - по воздушно-космическим направлениям;

б) для сухопутных группировок и экспедиционных сил (диверсионных сил) - по стратегическим (операционным) направлениям отражения агрессии (на стратегическом направлении может быть до 3- 4 операционных);

в) для военно-морских сил (включая авианосные группировки) - участием в массированных и систематических огневых ударах, наносимых с воздуха палубной авиацией и крылатыми ракетами ( из зон морского базирования), а также проведением морских десантных операций экспедиционными силами.

Учитывая сложившуюся за последнее десятилетие стратегическую обстановку, состояние группировок сил потенциального противника, расположенных вблизи границ Российской Федерации, а также состояние, оснащенность и планы боевого применения своих Вооруженных Сил и других войск, в качестве базового сценария для прогноза ущерба и потерь и развертывания в стране мероприятий гражданской обороны целесообразно принять вариант отражения агрессии сильного в военно-техническом отношении потенциального противника, развязавшего региональный крупномасштабный безъядерный вооруженный конфликт с массированным применением высокоточного оружия.

Базовый сценарий, используемый для прогноза потерь населения и оценки возможного ущерба, наносимого экономике средствами поражения, прогноза вторичных последствий разрушения и потерь населения, должен включать наиболее вероятные ва-

рианты развития и эскалации вооруженного конфликта на направлениях возможной агрессии.

Для основных направлений возможной агрессии - Северо-Западного, Западного, Юго-Западного и Дальневосточного - базовый сценарий будет включать наличие в военной кампании следующих периодов боевых действий сторон:

- угрожаемого периода (продолжительностью 30-45 суток), в ходе которого потенциальный противник проводит специальную операцию по дезорганизации управления (со стороны России - противодиверсионную и антитеррористическую операцию по борьбе с «иррегулярными», террористическими и диверсионно-разведывательными формированиями противника);

- начального периода боевых действий (продолжительность 60-90 суток), в ходе которого противник планирует проведение воздушно-космической и воздушноназемной операций и систематических боевых действий (со стороны России - противовоздушной операции по отражению воздушного противника, оборонительной операции по отражению наступления сухопутных группировок, проведение контрнаступательной операции по разгрому вторгшейся группировки и восстановлению утраченного положения), с поражением объектов тыла в глубине страны на удалении от 300 до 2000 км;

- последующего (двух-трех последующих периодов продолжительностью до 90 суток), в ходе которых проводятся систематические боевые действия сторон;

- завершающего периода (до 90 суток), в ходе которого возможна эскалация вооруженного конфликта в ракетно-ядерный с ограниченным (единичным) применением ядерного оружия малого и сверхмалого тротилового эквивалента.

Пространственные параметры регионального вооруженного конфликта будут характеризоваться следующими показателями:

- тактической зоной воздействия средств поражения противника по объектам тыла, по глубине, не превышающей 300 км;

- оперативно-стратегической глубиной воздействия на глубину от 800 до 2000

км;

- шириной полосы воздействия, составляющей по фронту до 1600 км.

Базовый сценарий отражения возможной агрессии на Восточно-Азиатском направлении может характеризоваться - со стороны потенциального агрессора - систематическими боевыми действиями воздушного противника и наземными наступательнооборонительными операциями сухопутных группировок сил.

Со стороны группировки Вооруженных Сил России, содержание сценария отражения вооруженной агрессии включает:

- проведение противовоздушных операций (оборонительной и контр- наступательной операций) и систематических боевые действия в ходе их ведения.

Пространственные параметры базового сценария характеризуются размахом боевых действий сторон по фронту - до 200 км и глубиной воздействия - до 400 км.

Учитывая характер ведения современных вооруженных конфликтов (войн) в начале XXI, века для прогноза возможного ущерба экономики и потерь населения от ударов противника наиболее важными параметрами являются:

- взгляды противника на распределение ресурса средств поражения между войсковыми объектами и объектами тыла в глубине страны и между территориями субъектов Федерации и видами различных объектов тыла и инфраструктуры.

Развитый в военно-техническом отношении противник может назначать для поражения объектов тыла от 30 до 60% общего ресурса диверсионных сил, авиации и военно-морских сил (КРМБ).

Наихудшим из сценариев отражения агрессии может считаться тот, согласно которому распределение ресурса средств поражения будет проведено пропорционально

важности (военно-политической значимости) каждого из субъектов Федерации, расположенных на стратегическом направлении отражения агрессии.

От назначенного для поражения объектов тыла ресурса средств ВТО для поражения объектов первого приоритета может назначаться до 50% ресурса, второго - до 30% и третьего до 20 %.

Приоритеты поражения различных видов объектов по взглядам потенциального противника представлены, в табл.

Таблица

Приоритеты поражения объектов тыла в вооруженных конфликтах

(по взглядам потенциального противника)

Приоритеты поражения объектов Наименование видов поражаемых объектов

пункты управления

1 узлы связи

объекты склады мобрезервов

государственного узловые ж.д. станции

и военного управления, ж.д. мосты (тоннели)

транспорта автомобильные развязки (мосты)

и коммуникаций морские (речные) порты, космодромы, аэродромы

насосные станции трубопроводов (газопроводов)

атомные электростанции

2 гидроэлектростанции

объекты тепловые электростанции

энергетики электроподстанции

склады ГСМ и нефтебазы

3 нефтеперерабатывающие и химические заводы

объекты оборонные заводы

промышленности металлургические заводы

и жизнеобеспечения машиностроительные заводы

населения заводы электротехнического оборудования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.