7. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09)
7.1. РОЛЬ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Базарбаев Алмаз Сатывалдыевич, к.ю.н., доцент. Должность, место работы: начальник Академии МВД Республики Кыргызстан.
Аннотация: В статье обосновывается необходимость развития законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельностью.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, преступность, законодательство.
ROLE OF OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY IN COMBATING CRIME
Bazarbayev Almaz Satyvaldyevich, PhD at law, associate professor. Position: Head of the Police Academy. Place of employment: Police Academy of the Kyrgyz Republic.
Annotation: The article substantiates the need of legislative regulation of operatively-search activity. Keywords: operatively-search activity, the crime legislation.
Характерной особенностью современной криминальной обстановки в Кыргызской Республике, как и во многих других странах СНГ и Балтии является не только повышение степени распространенности в нем противоправных проявлений, но и серьезные изменения, происходящие в структуре самой преступности:
а) появление в преступной пирамиде наемных убийц. Совершаемые ими преступления представляют собой отработанный и защищенный от возмездия сценарий деятельности преступных групп и сообществ;
б) рост вооруженности и технической оснащенности криминальных структур;
в) активное, дестабилизирующее влияние на криминальную среду транснациональной преступности;
г) появление в преступной среде значительного количества профессионалов-интеллектуалов. Эти лица хорошо знают и владеют методикой и приемами правоохранительных органов.
Как отмечают В.Г. Бирюлькин, Н.Н. Писаренко, М.А. Шматов, подавляющее большинство преступлений, совершенных с их участием, вызывает большой общественный резонанс, о них много говорят и пишут, при осмотре места происшествия следов не обнаруживается, имеющиеся разведывательные возможности в
обычной уголовной среде, в данных ситуациях беспо-
1
мощны .
Возрастает изощренность преступлений, совершенствуются способы и средства сокрытия следов. В связи с чем все более сложнее и труднее обнаружить признаки многих из преступных посягательств, раскрыть их и изобличить виновных.
Успешное решение названных задач, в особенности, когда речь идет о наиболее опасных и сложных преступлениях, совершаемых организованными преступными группами, владеющими в совершенстве средст-
1 Бирюлькин В.Г., Писаренко Н.Н., Шматов М.А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности // Вопросы применения Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Межвузовский сборник научных трудов, Омск: ЮИ МВД России, 1998, С. 65.
вами и методами маскировки преступных деяний, становится зачастую невозможным выявить одними только мерами, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством.
Для более эффективного решения такого рода задач человечество пока не придумало чего-либо такого, что могло бы сравниться со средствами и методами оперативно-розыскной деятельности борьбы с преступностью.
Установление фактических обстоятельств совершенного преступления ретроспективно, т.е. обращено в прошлое: картина происшедшего (обстоятельства преступления и виновные лица) восстанавливается по следам, оставленным преступлением в памяти людей и на предметах материального мира. Но когда опытные преступники (а нередко и с помощью квалифицированных специалистов) заранее принимают меры к тому, чтобы таких следов не оставить, а оставленные -уничтожить, надежд на раскрытие преступления только процессуальными средствами остается мало.
Традиционный набор таких средств, - особенно допросы потерпевших, свидетелей, подозреваемых, - в большинстве случаев оказывается недостаточным. Потерпевшие и свидетели либо ничего не знают о преступниках, либо знают, но молчат из страха перед преступниками (например, по делам о вымогательстве) или в силу своей причастности к тем или иным противоправным действиям (по делам о преступлениях в сфере экономики).
Кроме того, многие опасные преступления (сбыт наркотиков, дача, получение взятки и т.п.) совершаются, так сказать, по согласию, в них нет потерпевших в обычном смысле этого слова и потому не от кого ожидать официального обращения.
Наконец, даже при выявлении исполнителей процессуальными средствами зачастую не удается получить информацию о заказчиках преступления, организаторах и руководителях преступной группы2.
Особенно ярко проявляется неэффективность традиционной уголовно-процессуальной деятельности в работе по раскрытию «заказных убийств», преступлений в сфере экономики, по привлечению к ответственности руководителей и активных членов.
На этом фоне многократно возрастает роль оперативно-розыскной деятельности. Однако по-прежнему ценность оперативно-розыскных мероприятий признается лишь на этапе получения первичных сведений о преступлении, а законодательные положения о комплексном использовании ее результатов разрабатываются достаточно тяжело.
В то же время, это научное направление всегда интересовало ученых. Проблемам использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе уделяли внимание ученые В.А. Азаров, В.Ю. Алферов, В.И. Басков, Д.И. Бедняков, Б.Т. Безлепкин, Р.С. Белкин, В.П. Божьев, В.М. Быков, А.И. Винберг, А.В. Гриненко, А.И. Гришин, Б.А. Денежкин, В.И. Диденко, А.С. Дмитриев, Е.А. Доля, Л.Я. Драпкин, В.И. Зажицкий, А.В. Земскова, А.А. Игнатов, О.В. Изотова, В.Л. Ильиных, В.В. Кальницкий, Л.М. Карнеева,
2 Кореневский Ю.В., Токарева М.И. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: Методическое пособие, - М., 2000, С. 3 - 4.
ОРД В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Базарбаев А.С.
Ю.В. Кореневский, И.А. Климов, Г.М. Миньковский, Т.Н. Москалькова, В.В. Николюк, МП. Поляков, В.А. Поно-маренков, В.Л. Попов, Н.М. Попов, Л.Р. Ратинов, В.А. Семенцов, В.В. Степанов, В.Т. Томин, Б.А. Филимонов, Ю.В. Франциферов, А.Е. Чечетин, А.А. Чувилев, С.А. Шейфер, А.Ю. Шумилов и др.
А.К. Гаврилов справедливо отмечает, что «информационное обеспечение является обязательным условием эффективности деятельности любой социальной системы, в том числе и системы уголовной юстиции. Без наличия информационных связей в системе нельзя говорить о каком-либо взаимодействии между ее элементами и о существовании самой целостности3.
Информационные потоки, их движение в социальных системах в теории систем рассматриваются как самостоятельные системы и называются системами связи.
Главным содержанием, субстанцией их систем является информация, а сама система представляет собой следующую последовательность:
а) источник информации;
б) приемник, передатчик информации;
в) адресат, пользователь информации.
Если использовать те закономерности и порядок взаимоотношения, которые характерны для систем связи, то, по нашему мнению, можно выявить факторы, влияющие на эффективность информационного обеспечения системы оперативно-розыскного обеспечения предварительного расследования.
Такую методику мы выбираем с учетом условного (формального) характера системы оперативно-розыскного обеспечения, а также ограничений по использованию в уголовном процессе информации субъективного характера, определенных законодателем и направленных на обеспечение законности. Однако мы исходим из того, что информация — свойство материи, и в этом смысле она объективна.
Объективен и механизм формирования информации. Порядок использования информации, в том числе и в уголовном процессе, определяется в результате сознательной, организованной деятельности людей.
Он зависит от многих факторов и поставленных задач. Эта деятельность социальна по своей природе и субъективна (субъективный фактор). Однако, несмотря на то, что объективное и субъективное взаимосвязаны и относительны, субъективное порождается объективным и руководствуется закономерностями его движения. Деятельность людей по преобразованию объективной действительности будет тем эффективнее и многообразнее, чем в большем объеме познаны сами объективные условия4.
Рассматривая информационное обеспечение оперативно-розыскного обеспечения производства следствия, мы тем самым познаем объективные условия и закономерности движения информации, в частности оперативно-розыскной, выявляем факторы, позитивно и негативно влияющие на этот процесс. Полученные знания помогут не только выявить существующие противоречия между объективными закономерностями механизма формирования информации, ее возможности в решении конкретных задач и условиями субъективного характера в виде норм уголовно-процессуального закона и положений нормативных актов, регламентирующих цели и порядок использования этой информации, но и разработать конкретные реко-
3 Гаврилов А.К. Раскрытие преступлений. - Волгоград, 1976. С. 189 - 190.
4 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. -М., 1981. С. 91.
мендации по организации эффективного использования оперативно-розыскной информации на стадии предварительного расследования.
Оперативно-розыскная деятельность является объективно необходимой социальной функцией государства, неотъемлемой частью уголовно-правовой политики борьбы с преступностью, которая выражается в нормах оперативно-розыскного законодательства.
Роль оперативно-розыскной деятельности в Кыргызской Республике значительна и будет постоянно возрастать, а эффективность ее деятельности имеет необходимую, общую и устойчивую зависимость от степени развития научных положений, на основе которых вырабатываются законодательные предложения и рекомендации по ее совершенствованию. Главная социальная функция всех этих мер - содействовать борьбе с преступностью.
Процесс совершенствования законодательной регламентации оперативно-розыскной деятельности неизбежно ведет к формированию комплексного межотраслевого нормативно-правового института — оперативно-розыскного законодательства. Регулирование на уровне законов «сгустка» относительно самостоятельных правовых отношений, складывающихся в оперативно-розыскной деятельности в связи с обнаружением преступлений, есть не что иное, как форма проявления оперативно-розыскного права.
Анализ сущности и содержания принципов оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о теоретической и практической неразработанности этой проблемы. Комплекс принципов оперативно-розыскной деятельности нуждается в глубоком научном изучении и реформировании с учетом новых объемов получаемых познаний в этой специфической отрасли государственной деятельности и может выступать самостоятельным исследованием.
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности с принятием Закона Кыргызской Республики об оперативно-розыскной деятельности и иных законодательных актов приобретает качественно новое содержание. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, включающих как законодательные акты, непосредственно регулирующие оперативно-розыскную деятельность, так и нормы других отраслей права, используемые в качестве необходимых правовых средств разрешения оперативно-розыскных задач.
Научно обоснованное и наиболее эффективное с точки зрения правоприменительной практики решение проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности видится на пути дальнейшей систематизации ее правовых норм. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на разработке теоретических моделей всех научно обоснованных вариантов систематизации правовых норм оперативно-розыскной деятельности, раскрыв «плюсы» и «минусы» каждого из них.
Основными задачами систематизации правовых норм в сфере оперативно-розыскной деятельности являются:
- приведение действующей нормативно-правовой базы данной деятельности в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики;
- определение и выбор оптимального соотношения между уровнями правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и, особенно, указание то-
го, какие отношения должны подлежать урегулированию исключительно на уровне закона;
- разработка новых норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности, а также ликвидация имеющихся в ее правовом регулировании пробелов.
Проведенный нами анализ норм оперативно-розыскного законодательства выявил необходимость внесения конкретных предложений по их совершенствованию. Этот правотворческий процесс необходимо строить исходя из формулы: чем полнее и точнее законодательное регулирование, тем меньше необходимость принятия ведомственных актов.
Наряду с этим необходимо определить в законодательном акте правовой статус оперативно-розыскной информации, скорректировать основание и условия ее использования в уголовном процессе.
Обобщенный законодательный акт должен объективно отражать закономерности ОРД, сформулированные ее теорией. Следует заметить, что ОРД не равнозначна уголовному процессу и поэтому попытки механического переноса положений уголовно-процессуального закона в законодательное регулирование ОРД недопустимо.
От уровня развития законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности будет во многом зависеть, с одной стороны, полнота соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а с другой — эффективность борьбы с преступностью. Слабое, бессистемное регулирование правоотношений в оперативно-розыскной деятельности может стать серьезным тормозом в деле по защите человека и общества от преступных посягательств. Поэтому именно здесь, прежде всего, необходима разработка научных основ законодательства, решение научных вопросов правового регулирования с тем, чтобы при подготовке проекта закона всегда учитывались достижения юридической науки.