5.3. ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Базарбаев Алмаз Сатывалдыевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник Академии МВД Республики Кыргызстан
Аннотация. В статье анализируются вопросы обеспечения прав граждан при проведении оперативнорозыскной деятельности.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, права граждан, прокурор
QUESTIONS OF MAINTENANCE OF REALIZATION OF THE RIGHTS OF CITIZENS AT REALIZATION OF OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY
Bazarbaev Almaz Satyvaldyevich, the candidate of jurisprudence the senior lecturer, the chief of Academy of the Ministry of Internal Affairs of Republic Kyrgyzstan
Annotation: In article questions of maintenance of the rights of citizens are analyzed at carrying out of operative-ly-search activity.
Keywords: operatively-search activity, the rights of citizens, the public prosecutor
Соблюдение прав, свобод и законных интересов личности является одним из наиболее приоритетных задач правового, демократического государства.
Конституция Кыргызской Республики провозгласила, что «права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются высшей ценностью. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления. Кыргызская Республика уважает и обеспечивает всем лицам, находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией, права и свободы человека. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств. Не являются дискриминацией специальные меры, установленные законом и направленные на обеспечение равных возможностей для различных социальных
групп в соответствии с международными обязательст-
1
вами» .
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности данным аспектам отводится особая роль. Они прямо регламентированы в нескольких нормах Закона об оперативно-розыскной деятельности Кыргызской Республики. Так, ст. 4 устанавливает принципы оперативно-розыскной деятельности, в которых нашли отражение такие основополагающие идеи и направления, как законность, соблюдение прав
1 Ст. 16 Конституции Кыргызской Республики, принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года.
и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
В то же время, нельзя не отметить, что важнейший признак по соблюдению прав и свобод граждан проходит «красной нитью» и через многие другие нормы оперативно-розыскного законодательства Кыргызской Республики:
- ст. 1, определяющую сущность оперативнорозыскной деятельности как государственного института, направленного на защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан;
- ст. 9, устанавливающую дополнительные ограничения для проведения оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища;
- ст. 15, прямо регламентирующую перечень ограничений при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- ст. 21, определяющую меры по социальной и правовой защите граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- ст. 23, которая предусматривает дополнительные гарантии законности осуществления оперативнорозыскных мероприятий в результате ведомственного контроля и прокурорского надзора.
Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, возлагая на органы дознания (в первую очередь субъекты ОРД) обязанность проведения оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших, предполагает защиту прав и свобод потерпевших от преступления лиц .
Особо следует отметить положения ст. 12 Закона об ОРД, запрещающей ограничение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц по материалам оперативно-розыскной деятельности, которые не облечены в уголовно-процессуальную форму. В соответствии с ней результаты оперативнорозыскной деятельности, представляемые органам следствия в интересах доказывания по уголовному делу или для использования в процессе судебного следствия, должны быть надлежащим образом оформлены. Поэтому результаты оперативнорозыскных мероприятий и особенно тех из них, которые ограничивают конституционные права и свободы граждан, должны быть оформлены в соответствии с процедурой, которую устанавливает Закон об оперативно-розыскной деятельности Кыргызской Республики, уголовно-процессуальное законодательство и ведомственные нормативные акты по организации и тактике ОРД.
Следует отметить, что данному аспекту в оперативно-розыскных законах некоторых стран уделяется особое внимание. Наиболее характерным в этом плане является закон об оперативной деятельности Литвы, где конкретно оговариваются условия, при наличии которых объект ОРД вправе обжаловать и отрицать показания, полученные в результате оперативной деятельности.
Аналогичный подход к решению этого вопроса наблюдается и в законодательстве США, где
2 Ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики. - Бишкек, Изд. «Академия» 2009 г.
Бизнес в законе
1 '2011
указывается, что использование результатов оперативно-розыскных мероприятий (например, прослушивания) в качестве судебного доказательства недопустимо при соблюдении ряда условий: проведение прослушивания было незаконным;
документы, на основании которых прослушивание было проведено, недостаточно обоснованы; электронное прослушивание проводилось не в
соответствии с теми условиями, которые были указаны в судебном постановлении3.
Таким образом, нормы оперативно-розыскного законодательства Кыргызской Республики как бы «пропитаны» положениями, регламентирующими
необходимость и приоритетность соблюдения прав и свобод личности при осуществлении ОРД.
В то же время, у многих такая постановка вопроса может вызвать возражения, которые обусловлены
исторической «подозрительностью» и скептицизмом к данной специфической сфере государственной деятельности.
Между тем, нормы ст. 6 Закона РК об ОРД содержат прямой запрет на совершение действий, угрожающих жизни, здоровью и имуществу граждан (кроме случаев крайней необходимости и необходимой обороны); склонять и провоцировать граждан к совершению преступлений; использовать насилие, угрозы, шантаж и иные неправомерные действия; фальсифицировать оперативно-розыскные материалы либо использовать заведомо недостоверные или ложные сведения.
Моральные, нравственные аспекты борьбы с преступностью всегда вызывали серьезные дискуссии. Инструментарии, который государство использует для защиты своих интересов, прав и свобод граждан обычно соответствует нравственным ценностям общества. При этом один и тот же инструмент может использоваться и во благо и во вред. Очевидно, что осуществление негласного визуального и слухового наблюдения, люстрация корреспонденции и тому подобные мероприятия находятся в определенном противоречии с нормами общечеловеческой морали. Но в борьбе с преступностью общество вынуждено использовать адекватные средства, и задачей
законодателя является разработка правового
механизма их применения, методов контроля и
4
надзора .
Знаменитый русский сыщик А.Ф. Кошко писал: «Конечно, с этической стороны некоторые из
применявшихся мною способов покажутся качества сомнительного; но в оправдание общепринятой тут практики напомню, что борьба с преступным миром, нередко сопряженная со смертельной опасностью для преследующего, может быть успешной лишь при
условии употребления в ней оружия, если и не равного, то все же соответствующего «противнику»5.
Так, например, говоря об использовании германской полицией в борьбе с преступностью секретных сотрудников, В. Штибер отмечал, что «доверенные лица образуют необходимое, к сожалению, неизбежное зло. Дело обстоит аналогично
3 Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов / Под общей редакцией В.Б. Рушайло, - М., 2002, С 625.
4 Ильиных В.Л., Алферов В.Ю. Оперативно-розыскная деятельность и уголовный закон // Вопросы применения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Межвузовский сборник научных трудов, - Омск: Юридический институт МВД России, 1998, С. 64 - 68.
5 Кошко А.Ф. Среди убийц и грабителей (Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции). - М., 1995. С. 7.
применению ядов в медицине: сильный яд болезни необходимо уничтожить, используя в малых дозах другой яд. Однако, неправильно применяя исцеляющий яд, легко вызвать еще более опасную болезнь, поэтому действовать надо осторожно»6.
В криминалистической литературе достаточно подробно рассмотрены различия между обманом и следственной хитростью. Так, по мнению Р.С. Белкина, «следственная хитрость в какой-то степени сродни военной и основана либо на заблуждении противника, либо на учете его психологического состояния. Но если военная хитрость допускает использование прямого обмана противника, игру на его низменных побуждениях, создание в его рядах атмосферы страха и паники, ибо там в буквальном смысле слова идет борьба с врагом, то пределы допустимого в следственной хитрости принципиально иные. Разрабатывая тактические приемы, основанные на следственной хитрости, криминалистика неизменно исходит из принципа законности этих приемов и соответствия их требованиям нравственности»7.
Исходя из таких требований, в оперативнорозыскном законодательстве и установлены нормы о соблюдении прав и свобод личности при осуществлении ОРД. Этим, по мнению В.А. Лукашова, в деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов укрепляется режим законности8.
Важное значение в реализации оперативнорозыскной деятельности имеет правильная правовая регламентация. Так, по словам профессора А.Ю. Шумилова, который в своей работе говорил, что только тогда можно вести речь об оптимальности законодательного регулирования в сфере оперативнорозыскной деятельности, когда все случаи и ситуации, в которых так или иначе могут быть ограничены конституционные права граждан, будут, во-первых, сведены до оптимального необходимого минимума и, во-вторых, положения об основаниях и порядке ограничений будут содержаться исключительно в нормах законов, но ни в коем случае не в положениях подзаконных нормативных актов, что часто имеет место в настоящее время9
Закон Кыргызской Республики об ОРД , который допускает и прямо предусматривает возможность вторжения в сферу прав и свобод человека и гражданина, включая и конституционные права, ограничивает такую возможность пределами Конституции. Правовую основу для такого ограничения составляют нормы Конституции Кыргызской Республики, предусмотренные во II разделе «Права и свободы человека и гражданина», согласно которым, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Задача закона в том,
6 Полиция ФРГ. - М., 1973, С. 48 - 50.
7 Белкин Р.С. «Скучная» криминалистика. - Ижевск, 1993, С. 68 -69
8 Лукашов В.А. Теоретические, правовые и организационнотактические основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Проблемы оперативно-розыскной деятельности: Сборник избранных работ В.А. Лукашова. - М.: ВНИИ МВД России, 2001, С. 7.
9 Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: Монография. - М.: Издатель Шумилова И.И., 1997. С. 68.
чтобы установить необходимые пределы ограничения прав и ни в коем случае не выходить за эти пределы.
Именно установление таких пределов, закрепление системы гарантий законности оперативно-розыскной деятельности - важнейший элемент закона, регламентирующего эту деятельность.
Одним из элементов этой системы является прокурорский надзор за осуществлением оперативнорозыскной деятельности. Как гласит статья 104 Конституции Кыргызской Республики «Прокуратура составляет единую систему, на которую возлагается:
1) надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами;
2) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие;
3) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;
4) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;
5) поддержание государственного обвинения в суде;
6) уголовное преследование должностных лиц государственных органов.
Таким образом, наряду с осуществлением надзора, прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование
Статья 23 Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» конкретизировала функции прокуратуры по надзору за оперативнорозыскной деятельностью. В соответствии с ней, надзор за исполнением законов в оперативнорозыскной деятельности осуществляют Генеральный прокурор Кыргызской Республики и уполномоченные им прокуроры не ниже статуса прокуроров области и города Бишкек. По запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность, представляют указанному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения этих мероприятий.
Основные направления научных исследований в области прокурорского надзора за оперативнорозыскной деятельностью допущенных к ней субъектов состоят прежде всего в том, чтобы обосновать главные вопросы, связанные с формированием Кыргызстана как правового государства, проведением реформы законодательства в области прокурорского надзора, нормативным урегулированием институтов, обеспечивающих, с одной стороны, максимальную эффективность деятельности органов прокуратуры и субъектов ОРД по борьбе с преступностью и, с другой стороны, оптимальные условия для защиты установленных Конституцией и действующим законодательством Кыргызской Республики прав, свобод и обязанностей граждан, попадающих в сферу оперативно-розыскной деятельности. Обращает на себя внимание тот факт,
что существующие нормативные акты только в общих чертах определяют сущность и назначение прокурорского надзора, детально, не устанавливая полномочий прокуроров при осуществлении указанного надзора, его форм и методов.
Прокурор, исходя из положений законодательства, следит за тем, чтобы должностные лица оперативных аппаратов, следователи выполняли свои функции с использованием допустимых законом источников; обеспечивает соблюдение прав и свобод физических и юридических лиц; выявляет факты нарушения законодательства при проведении оперативнорозыскных мероприятий и действий, а также факты, свидетельствующие о нарушении либо ограничении прав и законных интересов указанных выше лиц.