Научная статья на тему 'Роль общественных организаций и населения в процессе противодействия преступности'

Роль общественных организаций и населения в процессе противодействия преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2522
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / CIVIL SOCIETY / CIVIC INITIATIVES / SOCIAL MEDIA / INTERNAL AFFAIRS BODIES / INTERACTION / AND CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половинкин Валерий Анатольевич

В статье рассматривается роль институтов гражданского общества, населения в сфере взаимодействия с органами внутренних дел в вопросах обеспечения законности и правопорядка. Особое внимание уделяется гражданским инициативам и политической активности граждан в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Половинкин Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of public organizations and population in the process of combating crime

The article discusses the role of civil society institutions and population in cooperation with internal Affairs bodies in ensuring law and order. Special attention is given to civic initiatives and political activity of citizens in social networks.

Текст научной работы на тему «Роль общественных организаций и населения в процессе противодействия преступности»

Половинкин В.А. Роль общественных организаций и населения в процессе противодействия...

интересов Российской Федерации являются объективно-значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищённости и устойчивого развития. Обеспечением национальной безопасности данным указом признана реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества, политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов.

Президент России В.В. Путин отметил появление новых форм противоправной деятельности, в частности, с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий.

В нашем государстве сегодня действует ряд федеральных законов, в которых одной из важнейших задач провозглашается предупреждение совершения преступлений и правонарушений, однако единая целостная система профилактики на государственном уровне отсутствует. Помимо этого, явно недооценённой остается и роль криминалистической профилактики. В сложившейся ситуации основным направлением, базисом для создания эффективных профилактических мер должны выступить применение и использование криминалистических средств и методов в целях выявления и устранения причин, способствующих совершению преступлений.

По нашему мнению, в последние годы интерес со стороны ученых-криминалистов к проблеме криминалистической профилактики несколько снизился, однако реализация, выделенного нами направления позволит эффективно развиваться институту криминалистической профилактики в целом.

Список литературы

1. Приказ МВД России от 10 февраля 2006 г. № 70 (в ред. от 21 мая 2008 г.) «Об организации использования экспертно-криминалистических учётов органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учётов органов внутренних дел Российской Федерации», «Правилами ведения экспертно-криминалистических учётов в органах внутренних дел Российской Федерации»). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=451572. (дата обращения 06.12.2015).

2. Приказ МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=152842 (дата обращения 06.12.2015).

3. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 31 декабря 2015 г. № 683. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191669 , (дата последнего обращения 24.02.2016).

4. Аксёнова-Сорохтей, Ю. Н. Криминалистическая профилактика преступлений несовершеннолетних : монография. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 152 с.

5. Белкин, Р. С. Криминалистика. - М., 2010. - 407 с.

6. Белкин, Р. С. Криминалистическая энциклопедия. - М.: Мегатрон XXI, 2001, 336 стр.

7. Иванов, И. И. Криминалистическая профилактика преступлений (комплексное-научно-практическое исследование) : монография / под ред. И.А. Возгрина. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. - 320 с.

УДК 34

В.А. Половинкин*

Роль общественных организаций и населения в процессе противодействия преступности

В статье рассматривается роль институтов гражданского общества, населения в сфере взаимодействия с органами внутренних дел в вопросах обеспечения законности и правопорядка. Особое внимание уделяется гражданским инициативам и политической активности граждан в социальных сетях.

Ключевые слова: институты гражданского общества, гражданские инициативы, социальные сети, органы внутренних дел, взаимодействие, преступность.

V.A. Polovinkin*. The role of public organizations and population in the process of combating crime. The article discusses the role of civil society institutions and population in cooperation with internal Affairs bodies in ensuring law and order. Special attention is given to civic initiatives and political activity of citizens in social networks.

Keywords: civil society, civic initiatives, social media, internal Affairs bodies, interaction, and crime.

Противодействие преступности в Российской Федерации предполагает консолидацию институтов гражданского общества и властных структур, рядовых граждан. В свою очередь,

* Половинкин, Валерий Анатольевич, профессор кафедры статистики и моделирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, доктор социологических наук, доцент. Адрес: Россия, 194021 Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 50. Тел.: (812) 297-82-01. E-mail: [email protected].

* Polovinkin, Valery Anatolievich, professor of the chair of statistics and modeling of social-economical processes, Spb state ob trade-economical university. Doctor of sociology, assistant-professor. Address: Russia, 194021, Novorossiyskaya str., 50. Tel .: (812) 297-82-01. E-mail: [email protected].

© Половинкин В.А., 2016

Криминалистика, криминология, ОРД

взаимодействие правоохранительных органов и населения невозможно без повышения политической активности всех слоёв населения. О необходимости повышения уровня правового сознания граждан, привлечения их к общественному контролю за эффективностью государственного управления, за расходованием бюджетных средств, за процессом выполнения федеральных целевых программ, а также к обсуждению законопроектов и т.д., регулярно заявляют руководители страны.

В.В. Путин, выступая 8 февраля 2008 г. на заседании Государственного Совета с докладом «О стратегии развития России до 2020 года», заявил, что «демократическое государство должно стать эффективным инструментом самоорганизации гражданского общества» [4]. 3 декабря 2015 г. в «Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» говорилось о том, что «сила России - в свободном развитии всех народов, в многообразии, гармонии и культур, и языков, и традиций... Мы обязаны жёстко противодействовать любым проявлениям экстремизма и ксенофобии, беречь межнациональное и межрелигиозное согласие. Это историческая основа нашего общества и российской государственности», «мы можем спорить о путях решения тех или иных проблем. Но мы должны сохранить нашу сплоченность, помнить, что главное для нас - Россия» [4].

31 декабря 2015 г. был принят Указ Президента № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Согласно п. 44 указанной Стратегии, важнейшими направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности следует считать «усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности» [3].

К настоящему времени во всём мире накоплен значительный опыт противодействия различным антисоциальным явлениям, девиантным формам поведенческой активности, существуют достаточно продуманные и успешные рекомендации, методы борьбы с преступностью. Следует отметить, что и в нашей стране на протяжении последних лет предпринимаются попытки оптимально использовать потенциал общественных структур на улучшение качества деятельности правоохранителей, кроме того, регулярно совершенствовались меры по активизации населения в сфере криминологической профилактики.

Политические и общественные деятели, представители юридического сообщества вынуждены констатировать старую общеизвестную истину: ужесточение уголовного законодательства, расширение штатов и увеличение расходов на содержание правоохранительных органов не приносит ожидаемых результатов [7, с. 48-50] . Отметим, что на финансирование различных программ и мер по профилактике правонарушений (преступлений) ежегодно выделяется более 11 млрд. рублей [16; 17].

В свою очередь представители институтов гражданского общества прекрасно осознают, что личная и общественная безопасность зависят в т.ч. и от социальной активности населения. Именно поэтому широкий общественный резонанс получил Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».

В Законе, в частности, говорится, что органы государственной власти оказывают поддержку гражданам и их объединениям в охране общественного порядка (ст. 6). На основании ст. 8 Закона граждане вправе:

- ставить в известность правоохранительные органы о совершенных правонарушениях и потенциальных угрозах общественному порядку;

- участвовать в мероприятиях, связанных с охраной общественного порядка, в т.ч. и при проведении различных массовых мероприятий;

- принимать деятельное участие в функционировании консультативных, экспертных и совещательных органов по вопросам охраны общественного порядка;

- «граждане вправе оказывать иное содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в соответствии с законодательством РФ» [1].

В данном Федеральном законе достаточно детально прописаны основные принципы и наиболее распространенные формы участия граждан в охране общественного порядка, деятельности граждан в поиске лиц, пропавших без вести, вопросы формирования общественных объединений правоохранительной направленности, а также порядок создания и функционирования народных дружин, правовой статус народных дружинников. В настоящее время около 50 тыс. общественных формирований (это прежде всего народные и казачьи дружины), представителей частных охранных структур совместно с полицией успешно осуществляют действия правоохранительной направленности.

Следует отметить, что тремя годами ранее в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» 15 августа 2011 г глава МВД России утвердил «Порядок образования общественных советов при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и формирования состава этих советов, а также утверждения положений о них» [5]. Положение об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации было утверждено Указом Президента РФ от 28 июля 2011 г. № 1027. В нём, в частности, говорится, что основными задачами Общественного совета являются: привлечение общественности, институтов гражданского общества, различных учреждений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной

Половинкин В.А. Роль общественных организаций и населения в процессе противодействия...

безопасности (т.е. активное содействие органам властным структурам в сфере противодействия преступности); кроме того, указывается на важность участия населения в разработке и рассмотрении концепций, программ и т.д. по наиболее актуальным вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел; при проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, при осуществлении общественного контроля за деятельностью полиции [2].

В Москве, Санкт-Петербурге и других городах «общественники» всё чаще присутствуют при приёме руководителями ОВД рядовых граждан, наблюдают за работой дежурных частей и патрульных нарядов, за соблюдением прав задержанных [11]. Таким образом, отечественное законодательство предоставляет широкие возможности для обеспечения безопасности общества посредством взаимодействия органов внутренних дел и инициативных граждан, различных общественных формирований. Однако укажем и на ряд негативных моментов, препятствующих оптимизации рассматриваемых процессов. Так, приходится констатировать, что финансово-экономический кризис негативно сказывается на усилении социальной напряжённости, криминальной активности различных слоёв населения; в 2015 г. был зафиксирован рост преступности в РФ: зарегистрировано 2352,1 тыс. преступлений (+ 8,6 %); рост регистрируемых преступлений отмечен в 75 субъектах страны) [15]. Существенное значение приобретают и мировоззренческие аспекты. Исторически сложилось, что российская правовая ментальность характеризовалась как неоднозначный, сложный, противоречивый и достаточно самобытный социально-правовой феномен. Р. С. Байниязов абсолютно правильно указывает, что юридический менталитет значительной части населения отличался небрежным отношением к праву. «Юридические ценности в российском обществе не воспринимались и не воспринимаются до сих пор в качестве необходимых для его существования». [6, с. 37-38].

Говоря о российской специфике, следует указать, что такое явление, как «гражданское общество», в значительной мере является достижением западной цивилизации, в связи с чем идеологическая составляющая данного феномена изначально впитывала идеи католицизма, протестантизма, европейской философии. По мнению И.И. Шахова, «российское общество является носителем кардинально отличного от западного исторического опыта самоуправления и самоопределения...» [18, с. 19].

В XXI в. институты гражданского общества широко используют новейшие средства массовых коммуникаций, в основе которых лежат информационные технологии, прежде всего Интернет.

Значительное место в Интернете (в контексте рассматриваемых нами вопросов) на протяжении многих лет отводится поиску эффективных средств в борьбе с коррупцией. Помимо обсуждения законодательных инициатив и уже существующего антикоррупционного законодательства, пользователи сетей выкладывают в Интернет (Yandex, Вконтакте, YouTube и т.д.) оценку квалификации и эффективности работы госслужащих, сотрудников органов внутренних дел, Следственного комитета, прокуратуры. В свою очередь, сотрудники правоохранительных органов особое внимание уделяют размещенной в соцсетях информации о готовящихся или уже совершенных преступлениях, правонарушениях.

Например, глава ГИБДД В.И. Нилов сообщил, что за 2015 г. в результате анализа интернет-роликов было рассмотрено более 106 тыс. административных дел, связанных с нарушением Правил дорожного движения (значительную часть роликов о нарушителях поместили в сети инициативные граждане и представители общественных организаций). От пользователей сети в адрес руководства ГИБДД поступило предложение рассмотреть возможность повышения штрафных санкций к собственникам «дорогих» автомобилей [10]. По данным ФСКН России, значительная часть информации о лицах, задействованных в наркобизнесе, в т.ч. распространителях наркотиков, содержателях притонов поступает к оперативникам через социальные сети [12, с. 12].

Проблема экстремизма и сепаратизма в Российской Федерации заключается в том, что официальные политические структуры и институты власти нередко теряют контакт с людьми, которыми они управляют. Когда разрыв становится достаточно большим, деструктивные процессы продолжаются до тех пор, пока не будет установлено новое равновесие между правительством и теми, кем оно управляет. Именно в таких условиях возрастает роль институтов гражданского общества. Дело в том, что как любая провокационная или подрывная информация, так и антиэкстремистские высказывания религиозных лидеров, общественных деятелей, представителей творческой интеллигенции, осуждённых, осознавших свою вину и вставших на путь исправления, становятся всеобщим достоянием. В частности, в республиках Северного Кавказа постоянно «работают» сайты матерей и близких знакомых лиц, отказавшихся от террористической деятельности. Пропагандистское значение этих сайтов трудно переоценить.

Подводя итог сказанному, отметим, что институты гражданского общества, социальные сети, правоохранительные органы переплетаются самым тесным образом в сфере противодействия преступности. Представители общественных организаций не только информируют органы внутренних дел о фактах неправомерного поведения граждан, выступают с гражданскими инициативами, но и «формируют» образ всей правоохранительной системы Российской Федерации, иллюстрируют и дают комментарий тем демократическим изменениям, которые происходят в стране. В современном мире идеологическая и правовая информация, распространяемая через социальные сети, является одним из главных катализаторов процесса взаимодействия полиции и населения. Следует особо отметить, что именно социальные сети, выполняя коммуникативную функцию, способны мобилизовать здоровые слои общества на борьбу с преступностью.

Эффективность противодействия «социальной патологии», которой является преступность, в значительной мере зависит от организации общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел, а также от способности (стремления) государства поддерживать регулярный конструктивный диалог с демократическими институтами.

Криминалистика, криминология, ОРД

Список литературы

1. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N° 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.04.2016).

2. Положение об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2011 г. № 1027). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://os.mvd.ru (дата обращения: 01.04.2016).

3. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.04.2016).

4. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/43775 (дата обращения: 01.04.2016).

5. Приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 939 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668» (в ред. Приказа МВД России от 17.09.2015 № 890). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.04.2016).

6. Байниязов, Р. С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. - 2000. - № 2 (229). - С. 37-38.

7. Вайле, С. П. К вопросу о противодействии экстремизму как форме организованной преступности // Оперативник (сыщик). - 2015. - № 2 (43). - С. 48-50.

8. Владимир Путин выступил на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. -Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/43775 (дата обращения: 01.04.2016).

9. Иншаков, С. М. Зарубежная криминология : учебное пособие / 2-е изд. - М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2003. - С. 307-325.

10. Кто опасен за рулем [Электронный ресурс] // Сайт «Российской газеты». - Режим доступа: http://rg.ru (дата обращения: 01.04.2016).

11. Кучерена, А. Общественный совет при МВД РФ должен больше выезжать к людям. [Электронный ресурс]. // Сайт «Телекомпания «Звезда». - 2016. - 29 янв. - Режим доступа: http:// tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201601291811-ssor.htm (дата обращения: 01.04.2016).

12. Особенности расследования преступлений, связанных с организацией либо содержанием притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (уголовно-правовые и криминолого-криминалистические аспекты) / под общ. ред. А.А. Бакина. - ЛО: СЗИПК ФСКН России, 2014.

13. Панов, С. Л., Ревягин, А. В. Правовые и организационные основы деятельности ОВД по индивидуальной профилактике правонарушающего поведения // Законодательство и практика. -2013. - № 2 (31). - С. 71-73.

14. Побегайло, Э. Ф. Избранные труды. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. - С. 93-111.

15. Состояние преступности [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - Режим доступа: https://mvd.ru (дата обращения: 01.04.2016).

16. Фалалеев, М. Не доводи до греха // Российская газета. - 2014. - 25 марта.

17. Фалалеев, М. Совет да контроль // Российская газета. - 2013. - 30 мая.

18. Шахов, И. И. Гражданское общество России и Запада: особенности исторического развития // Мир юридической науки. - 2012. - № 3.

УДК 343.985.7

А.А. Сливний*

Отдельные элементы оперативно-розыскной характеристики организации незаконной миграции

В статье представлены отдельные элементы оперативно-розыскной характеристики организации незаконной миграции: правовое регулирование уголовной ответственности и способы ее совершения.

Ключевые слова: незаконная миграция; организация незаконной миграции: противодействие незаконной миграции; противодействие организации незаконной миграции.

A.A. Slivniy*. The individual elements of operational-detective characteristics of illegal migration. The article presents some elements of operational-detective characteristics of illegal migration: legal regulation of criminal responsibility; the ways of its making.

Keywords: illegal migration; organization of illegal migration: to counter illegal migration; to counter organization of illegal migration.

* Сливний, Алексей Артурович, адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 30. Т. +7(812)573-31-76. E-mail: [email protected].

* Slivniy, Alexey Arturovich, the post graduate of the St. Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia, St.-Petersburg, Tchaikovsky str., 30. Ph. +7(812)573-31-76. E-mail: [email protected].

© Сливний А.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.