ДМИНИСТРАТИВНОЕ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ
роль общественных объединении в формировании миграционной политики российской федерации
the role of public associations in shaping the migration policy of the russian federation
УДК 342.7
О.В. КАТАЕВА,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) Kataeva_70@mail.ru
OLGA V. KATAEVA,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
О.И. ОРЕХОВА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) orehowa.olesya2014@yandex.ru
OLESYA I. OREKHOVA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в современных условиях процессы миграции затрагивают различные сферы жизнедеятельности общества, поэтому в последние годы мероприятия по совершенствованию миграционной политики затронули все социальные институты. Практически все государственные службы и организации осуществляют работу по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации, что обусловило множественность элементов национальной миграционной системы страны. Авторами делается вывод о том, что в современной миграционной системе России все большую роль играют различного рода общественные объединения, в число функций которых входит социализация, мобилизация активности иностранных граждан по их интеграции в российское сообщество, формирование взглядов и позиции по социально-политическим проблемам миграции и другие. Прогнозируется неуклонное возрастание степени влияния общественных институтов на формирование миграционной политики Российской Федерации.
Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы в качестве одного из основных направлений отечественной миграционной стратегии признана необходимость создания условий для участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства Российской Федерации, что соответствует атрибутам правового демократического государства.
Современные политические детерминанты государственной миграционной политики дают основание прогнозировать неуклонное возрастание степени влияния общественных институтов на ее формирование.
Ключевые слова: миграционная политика, миграционная система, гражданское общество, общественные формирования.
Для цитирования: Катаева О.В., Орехова О.И. Роль общественных объединений в формировании миграционной политики Российской Федерации // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 1. С. 39-42.
Abstract: in modern conditions, migration processes affect various areas of society, therefore, in recent years, measures to improve migration policy have affected all social institutions. Almost all public services and organizations carry out work on the regulation of migration processes in the Russian Federation, which led to the multiplicity of elements of the country's national migration system. The authors conclude that in the modern migration system of Russia various kinds of public associations play an increasingly important role, the functions of which include socialization, mobilizing the activity of foreign citizens in their integration into the Russian community, the formation of views and positions on the socio-political problems of migration and others. A steady increase in the degree of influence of public institutions on the formation of the migration policy of the Russian Federation is forecasted.
The concept of the state migration policy of the Russian Federation for 2019-2025 as one of the main directions of the national migration strategy recognizes the need to create conditions for the participation of civil society institutions in the implementation of public control over the implementation of migration legislation of the Russian Federation, which corresponds to the attributes of a legal democratic state.
Modern political determinants of the state migration policy give reason to predict a steady increase in the degree of influence of public institutions on its formation.
Keywords: migration policy, migration system, civil society, public organizations.
For citation: Kataeva O.V., Orekhova O.I. The role of public associations in shaping the migration policy of the Russian Federation // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 1. P. 39-42.
В современных условиях построения правового государства в Российской Федерации без вовлечения общественности в систему государственного управления миграционными процессами невозможно успешно решить многочисленные проблемы в сфере миграции. Миграционные отношения нуждаются в упорядочении и охране не только со стороны миграционной системы государства, но и гражданского общества. При этом участие российской общественности в реализации национальной миграционной политики основывается на принципах ее невмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления [1].
На сегодняшний день в нашей стране разработана и принята Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы1. Следует отметить, что данная Концепция пришла на смену прежней национальной миграционной стратегии, утвержденной в 2012 году, до завершения периода реализации. Необходимость такого шага связана с существенными изменениями в политической и экономической жизни страны, а также изменениями в геополитических условиях в современном мире [2]. Новая миграционная стратегия позволит взять миграционные процессы под строгий государственный контроль, обеспечив Российской Федерации лидирующие позиции в мировом сообществе.
Структурно современную систему государственной миграционной политики составляют:
1 Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- ее цель, принципы и задачи;
- основные направления;
- организация международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции;
- информационно-аналитическое обеспечение ее реализации;
- основные механизмы формирования и реализации миграционной стратегии.
Российская миграционная стратегия как часть общегосударственной политики вырабатывается Президентом Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации. В формировании миграционной политики принимают участие органы исполнительной власти (федеральные и субъектов Российской Федерации), а также движения, объединения, ученые и граждане, но не непосредственно, а через официальные институты, прессу.
Безусловно, государству принадлежит центральная роль в формировании и реализации миграционной политики Российской Федерации. Государство призвано вырабатывать социально-политический курс в сфере миграционных отношений для того, чтобы определять баланс интересов мигрантов и принимающего российского сообщества, принимать все меры для устранения социальной несправедливости, а также для устранения возможных конфликтных ситуаций [3].
Вместе с тем сегодня в Российской Федерации активно развивается гражданское общество и успехи его развития бесспорны. Создание различных общественных палат, общественных советов и других различных общественных ор-
ганизаций создает благоприятные условия для осуществления диалога гражданского общества с органами власти, и все более широкие слои населения привлекаются к управлению государством. Бесспорно, еще предстоит многое сделать для развития этого партнерства, но самым главным достижением стало то, что сознание населения страны достигло того уровня, когда оно осмыслило значимость своего влияния на принятие политических решений государства.
Мировой опыт сегодня также свидетельствует о росте влияния институтов гражданского общества на концептуальные взгляды государства в области миграционной деятельности. Особо здесь следует отметить такие общественные формирования, как религиозные, культурные, молодежные, профессиональные, и многие другие примеры различного объединения людей, инициативных групп общественности [4].
Вот уже на протяжении многих лет на территории Российской Федерации работают различные общественные организации, такие как «Форум переселенческих организаций», «Комитет помощи беженцам и вынужденным переселенцам», «Гражданское содействие». Также следует отметить значительную роль Общероссийского общественного объединения «Российский Красный Крест». Все эти организации помогают беженцам, вынужденным переселенцам, трудовым и другим категориям мигрантов. Они оказывают им самую различную помощь: финансовую поддержку, юридические консультации, медицинскую помощь, а также помощь методическую и консультативную. Также общественные организации помогают мигрантам с поиском работы и трудоустройством. Одним из самых ярких примеров последних лет является создание и государственная регистрация Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты».
Немаловажная роль в миграционной деятельности принадлежит таким учреждениям, как школы, колледжи, институты, университеты, коллективы которых на общественных началах также оказывают помощь мигрантам различными способами: организовывают сбор продуктов питания, предметов личной гигиены, одежды, канцелярских товаров, игрушек для детей.
В формате государственно-общественного партнерства сегодня разработаны и проходят проверку на практике подходы к социальной и культурной адаптации мигрантов в рамках соответствующих программ с участием обществен-
ных и образовательных организаций, учреждений культуры и спорта2.
В общем в социальной работе с мигрантами можно выделить два основных направления:
- организационную работу, которая обеспечивает работу различных социальных служб, разрабатывает конкретные программы деятельности и т.п.;
- практическую социальную работу, основной задачей которой является работа с конкретным человеком или группой людей, которые нуждаются в социальной помощи.
Практическая социальная работа с мигрантами в основном проводится по следующим направлениям: социальное, социально-психологическое, социально-экономическое, социально-трудовое, медико-социальное, финансовое, материальное [6]. Данные направления решают разнообразные задачи, к которым можно отнести:
- проведение социальных консультаций;
- выявление лиц, нуждающихся в социальной помощи;
- социальную диагностику;
- профилактику девиантного поведения;
- мероприятия по реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
- организацию культурно-досуговой работы с мигрантами;
- создание инициативных групп взаимопомощи;
- профилактику бездомности (сюда также можно отнести получение общежития, временного жилья или приобретение собственного жилья);
- информирование мигрантов о работе социальных служб;
- взаимодействие с органами государственной власти;
- помощь с трудоустройством;
- помощь в профессиональной подготовке и переподготовке.
Сегодня в качестве одного их перспективных направлений российской миграционной политики также рассматривается обеспечение возможности участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства Российской Федерации [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что роль общественных организаций в формировании миграционной политики Российской Федерации сегодня достаточно велика. В нашей стране
2 Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
создано множество общественных организаций, каждая из них находит индивидуальный подход к мигрантам, оказывает помощь в различных сложных жизненных ситуациях. Благодаря этим организациям мигрантам в нашей стране оказывается более широкий спектр услуг во всех сферах жизнедеятельности, что способствует их большей социальной защищенности и, как след-
ствие, повышению уровня авторитета государства на мировой арене. С учетом того, что общественные объединения во всем мире сегодня играют ведущую роль в формировании и функционировании демократических политических режимов, степень их влияния на формирование миграционной политики Российской Федерации будет неуклонно возрастать.
Литература
1. Степенко В.Е., Музыченко П.Б., Степенко А.В. Совершенствование межведомственного взаимодеиствия как фактор реализации эффективной миграционной политики // Миграционное право. 2009. № 2. С. 13-17.
2. Андрейцо С.Ю., Булатов Р.Б., Орловский Е.А. О необходимости совершенствования миграционной политики России в целях защиты прав человека // Миграционное право. 2016. № 3. С. 30-33.
3. Зуева А.С., Хабибуллин А.Г. Задачи и функции современной российской государственности в сфере миграционной политики // Миграционное право. 2016. № 2. С. 22-26.
4. Сальников В.П., Брылева Е.А. Критерии «правильной миграционной политики»: отечественный и зарубежный опыт // Миграционное право. 2018. № 3. C. 25-28.
5. Никитенко И.В. Современная миграционная политика и ее влияние на миграционную безопасность России // Миграционное право. 2015. № 4. C. 95-99.
6. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Внешняя миграционная политика России: социально-правовой аспект // Миграционное право. 2018. № 2. С. 23-26.
7. Семенова А.В. Современное состояние миграционной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2016. № 2. C. 40-42.
6. ГридчинА.А. Проблема миграции, беженцев и вынужденных переселенцев в деятельности международных организаций // Общество: экономика, политика и право. 2008. № 2. С. 2-5.
References
1. Stepenko V.E., Muzychenko P.B., Stepenko A.V. Sovershenstvovanie mezhvedomstvennogo vzaimodeistviya kak faktor realizatsii effektivnoi migratsionnoi politiki // Migratsionnoe pravo. 2009. № 2. S. 13-17.
2. Andreitso S.Yu., Bulatov R.B., Orlovskii E.A. O neobkhodimosti sovershenstvovaniya migratsionnoi politiki Rossii v tselyakh zashchity prav cheloveka // Migratsionnoe pravo. 2016. № 3. S. 30-33.
3. Zueva A.S., Khabibullin A.G. Zadachi i funktsii sovremennoi rossiiskoi gosudarstvennosti v sfere migratsionnoi politiki // Migratsionnoe pravo. 2016. № 2. S. 22-26.
4. Sal'nikov V.P., Bryleva E.A. Kriterii «pravil'noi migratsionnoi politiki»: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt // Migratsionnoe pravo. 2018. № 3. S. 25-28.
5. Nikitenko I.V. Sovremennaya migratsionnaya politika i ee vliyanie na migratsionnuyu bezopasnost' Rossii // Migratsionnoe pravo.
2015. № 4. S. 95-99.
6. Ryazantsev S.V., Pis'mennaya E.E. Vneshnyaya migratsionnaya politika Rossii: sotsial'no-pravovoi aspekt // Migratsionnoe pravo. 2018. № 2. S. 23-26.
7. Semenova A.V. Sovremennoe sostoyanie migratsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii // Administrativnoe pravo i protsess.
2016. № 2. S. 40-42.
6. Gridchin A.A. Problema migratsii, bezhentsev i vynuzhdennykh pereselentsev v deyatel'nosti mezhdunarodnykh organizatsii // Obshchestvo: ekonomika, politika i pravo. 2008. № 2. S. 2-5.
(статья сдана в редакцию 23.01.2020)