Научная статья на тему 'Роль общественной приемной депутата в укреплении взаимодействия власти и общества и в повышении социальной активности граждан (Нижегородский опыт)'

Роль общественной приемной депутата в укреплении взаимодействия власти и общества и в повышении социальной активности граждан (Нижегородский опыт) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1487
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ДЕПУТАТ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ ДЕПУТАТА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОМОВОЙ КОМИТЕТ / НАКАЗ ДЕПУТАТУ / ГРАНТ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балуева Ирина Владимировна

Основываясь на собственном опыте работы, автор анализирует деятельность общественной приемной депутата городской Думы, рассматриваются подходы, направления, формы, определяется роль и значение общественной приемной депутата в общей системе местного самоуправления. Исследование позволяет сделать вывод о том, что успешно реализованные на практике формы, применение принципа взаимодействия и сотрудничества между депутатом и избирателями, создание благоприятных условий для формирования актива, проектная деятельность, конкурсно - грантовая система способствуют укреплению взаимодействия власти и общества, а также повышению уровня социальной активности граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль общественной приемной депутата в укреплении взаимодействия власти и общества и в повышении социальной активности граждан (Нижегородский опыт)»

УДК 32

Балуева Ирина Владимировна

помощник депутата, руководитель общественной приемной депутата городской Думы irina_balu@mail.ru

Родь общественной

ПРИЕМНОЙ ДЕПУТАТА В УКРЕПЛЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА И В ПОВЫШЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН (НИЖЕГОРОДСКИЙ ОПЫТ)

Irina V. Balueva

assistant to the deputy, head of the public reception of the deputy of the City Duma irina_balu@mail.ru

The role of the public

RECEPTION OF MP IN STRENGTHENING COOPERATION BETWEEN THE AUTHORITIES AND SOCIETY AND IN INCREASING THE SOCIAL ACTIVITY OF CITIZENS (NIZHNY NOVGOROD EXPERIENCE)

Аннотация. Основываясь на собственном опыте работы, автор анализирует деятельность общественной приемной депутата городской Думы, рассматриваются подходы, направления, формы, определяется роль и значение общественной приемной депутата в общей системе местного самоуправления. Исследование позволяет сделать вывод о том, что успешно реализованные на практике формы, применение принципа взаимодействия и сотрудничества между депутатом и избирателями, создание благоприятных условий для формирования актива, проектная деятельность, конкурсно - грантовая система способствуют укреплению взаимодействия власти и общества, а также повышению уровня социальной активности граждан.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, депутат городской Думы, общественная приемная депутата, общественная организация, домовой комитет, наказ депутату, грант, проект.

Annotation. Based on our experience, the author analyzes the activities of the public reception of the City Duma, discusses approaches, directions, shapes, defines the role and importance of the public reception of MP in the general system of local government. The study suggests that successfully implemented in practice forms, application of the principle of interaction and cooperation between the deputy and voters, creating favorable conditions for the formation of an asset, the project activity, competitive - grant system contribute to the strengthening of cooperation between the authorities and society, as well as the enhancement of social activity of citizens.

Keywords: local government, local governments, City Duma deputy, deputy public reception, public organization, house committee, deputy mandate, grant project.

Преобразования в системе местного самоуправления на современном этапе столкнулись с серьезной проблемой - недостаточным уровнем взаимодействия между органами местной власти и жителями, а в некоторых случаях и с недоверием по отношению к власти со стороны граждан. Даже на причины одной и той же проблемы власть и население смотрят по-разному. Так, например, низкий уровень социальной активности объясняется гражданами незаинтересованностью местных властей в активном сотрудничестве, а главами муниципальных образований - иждивенчеством, безразличием к общественным делам, недостатком знаний самих граждан [1]. Каждая из этих оценок вполне справедлива. К сожалению, уже в этих оценках заложены истоки противоречия, что определяется деятельностью самой местной власти, ее неготовностью, неумением, а порой и нежеланием

сотрудничать с населением. На общественных слушаниях «Эффективное местное самоуправление - опора гражданского общества» отмечалось, что «граждане по-прежнему воспринимают местную власть, как отделенную от себя» [2]. Отношение населения к органам местной власти в большинстве случаев характеризуется неверием в их желание и возможности решать проблемы жителей. А между тем, взаимопонимание, согласованность действий являются необходимым условием для решения вопросов местного значения, важным фактором эффективного развития местного самоуправления. Повышение уровня взаимодействия местной власти и граждан тесно связано с повышением уровня социальной активности граждан. Данные доклада ВСМС «Повышение социальной активности граждан в решении местных проблем» подтверждают низкий уровень социальной активности.

61

За исключением участия в выборах, только 25 % граждан участвуют в других формах организации жизнедеятельности муниципальных образований, 3/4 граждан убеждены, что их активность ничего не изменит, даже участие в том или ином мероприятии не оказывает влияния на принятие решений (например, участие в публичных слушаниях) [3]. Неготовность большинства граждан активно участвовать в местном самоуправлении объясняется отсутствием интереса, неверием в результативность, нежеланием брать на себя ответственность, недоверием к органам власти.

Принимая это во внимание, общественной приемной депутата городского округа и были определены направления, подходы и формы деятельности, эффективно примененные на практике:

1. Создание благоприятных условий для формирования актива, формирование общественных структур и объединений при общественной приемной депутата. Принцип взаимодействия и сотрудничества был положен в основу деятельности общественной приемной.

2. Применение системы конкурсов и грантов. Взаимодействие с общественными организациями и объединениями в результате проектной деятельности.

3. Осуществление методической и юридической поддержки, информирование.

Формирование актива, создание общественных структур и объединений при общественной приемной депутата

Понимание того, что только общими усилиями (депутата и самих жителей), возможно сдвинуть решение какой-либо проблемы, общественной приемной депутата был определен комплексный (совместный в лице депутата и жителей) подход, что предполагало формирование актива и его обучение. Путем проведения собраний, из числа наиболее активных жителей, заинтересованных в улучшении условий их проживания, выбирались домовые комитеты, старшие по домам и подъездам. Надо сказать, что процесс проходил довольно сложно, большинство жителей были не готовы взять на себя ответственность по решению проблем дома. Для избранных активистов организовывались семинары, консультации, где они получали знания и имели возможность обменяться опытом. Стимулирование активности жителей становилось важной задачей общественной приемной, предложения от домовых комитетов в виде наказов депутату включались в единый план социально - экономического развития округа, который являлся основным планом деятельности депутата, базовым документом для формирования бюджета. При этом житель становился активным участником бюджетного процесса и партнёром власти, что способствовало повышению активности. Важно отметить, что постепенно, в ходе взаимодействия между жителями и депутатом, обращения приобретали все более конструктивный характер, в приемную поступали не только жалобы, но и конкретные предложения по решению проблем, предлага-

лись проекты, которые поддерживались депутатом. В результате реализовывались целевые программы по реконструкции, благоустройству и озеленению микрорайонов. Таким образом, общественной приемной создавались условия для активного включения самих жителей в решение их проблем, из созерцателя и потребителя, житель постепенно становился активным участником, что в конечном итоге способствовало положительному решению вопросов, между депутатом и жителями (в лице домового комитета или инициативной группы) осуществлялась обратная связь: депутат контролировал исполнительный орган власти «сверху», а житель на месте «снизу».

«Советы старших»

Важно отметить, что процесс создания домовых комитетов, инициативных групп жителей в отдельных домах постепенно приобретал системный характер, на их базе началось формирование Советов «старших» микрорайонов. В состав созданного при приёмной депутата «Совета старших» вошли председатели домовых комитетов, старшие домов и подъездов округа, которыми перед депутатом обозначались важные проблемы, касающиеся состояния жилых домов и придомовых территорий. «Совет старших» инициировал обсуждение проекта договора управления между домоуправляющей компанией и собственниками многоквартирных домов, в ходе которого были внесены многочисленные предложения и поправки с целью защиты интересов собственников, частично принятые ДУКом, что можно считать определенным успехом. Процесс обсуждения и работы над договором со стороны «старших», можно рассматривать как положительный пример проявления активности. Укреплению взаимодействия между «старшими» и депутатом, повышению их активности способствовали семинары, «круглые столы», собрания, встречи, в ходе которых «старшими» округа высказывались предложения, поддерживаемые депутатом, которые впоследствии были учтены при внесении изменений в «Положение о территориальном общественном самоуправлении» городской Думой Нижнего Новгорода в 2008 году, в статье 14 «Старший по дому, подъезду, улице» [4]. Эти предложения касались повышения статуса «старших»: их участия в разработке и реализации планов социально-экономического развития; контроле за выполнением ремонтных работ, в подписании актов приемки выполненных работ. Предложения от «старших» о вручении им удостоверений нашли свое отражение в том, что «старшим» города были вручены «удостоверения старших», что позволило им более уверенно решать вопросы, связанные с состоянием жилых домов и придомовых территорий. Основанный на предложениях «старших», в 2009 году на обсуждение депутатов администрацией города был вынесен проект «Управдом», направленный на повышение роли «старших» в решении вопросов содержания жилых домов и придомовых территорий, который, к сожалению, до настоящего времени не реализован органами местной власти по причине недостаточного финансирования.

62

Совет общественности при общественной приемной депутата

С целью взаимодействия был создан Совет общественности при общественной приемной депутата из числа активистов для решения вопросов местного значения. Идея создания такого Совета была предложена на конференции ветеранов и поддержана депутатом. Среди наиболее острых вопросов, которые выносились на обсуждение Совета, были вопросы, касающиеся благоустройства и проведения ремонтных работ в жилых домах, вопросы нарушения прав граждан, в большинстве случаев связанные с экологической ситуацией или застройкой. Совет общественности при общественной приемной депутата можно сравнить с Общественным Советом при главе администрации города [5], который был создан в 2011 году, как консультативный общественный орган для осуществления взаимодействия власти с населением.

Принцип взаимодействия и сотрудничества стал основным принципом в работе общественной приемной депутата, что, по мнению автора, способствовало формированию самоуправленческих качеств у жителей, повышению их активности, укреплению взаимодействия между депутатом и жителями, а также решению их проблем.

Проектно - конкурсная деятельность приемной депутата

Положительной оценки заслуживает взаимодействие депутата с общественными организациями и объединениями, которое, в первую очередь, проявилось в реализации совместных проектов и программ, в результате чего на практике осуществлялись многие полезные начинания. В качестве положительных примеров можно отметить проекты «Любимый мой дворик», «Чистый подъезд», направленные на ремонт подъездов и благоустройство дворовых территорий, в результате чего были отремонтированы подъезды, посажены деревья и кустарники. Реализация проектов способствовала повышению активности жителей округа, появилась новая форма решения проблем, что привело к более бережному отношению жильцов к продукту своего труда, к снижению иждивенческих настроений. В результате осуществления другого проекта, в единственной в городе общественной библиотеке имени М. Шолохова был создан Центр социальной активности микрорайона «Гребешковский», где жители (в основном пенсионеры) могут не только получить книги, но и принять участие в различных мероприятиях. Проект «ЛИДЕР -Клуб» был направлен на формирование активной жизненной позиции молодежи и школьников. «Лидерами» были организованы молодежные мероприятия: КВН школьников, Конкурс «Мы ищем таланты», благотворительные ёлки для

Литература:

1. Глазычев В.П. Развитие местного самоуправления и становление гражданского общества в России. URL: http://www.glazychev.ru/habitations&-cities/1997_razvitie_mestnogo_samoupravlenia.htm

детей и др. Совместно с общественностью округа был реализован проект «Светлый день», в рамках которого был создан клуб для пенсионеров. Реализация конкурса социальных проектов «Малые гранты», где участниками проекта стали коллективы образовательных учреждений, общественные организации, домовые комитеты, а лучшие проекты получили гранты на развитие, также способствовала повышению активности нижегородцев и укреплению взаимодействия между властью и жителями. Конкурс «Мой дом -моя семья» был направлен на создание новых домовых комитетов, инициативных групп жителей. Грантовая система, проектно - конкурсная деятельность приемной депутата имеют положительное значение как для повышения социальной активности нижегородцев, укрепления взаимодействия, так и для решения вопросов местного значения.

Общественная приемная депутата - юридический методический информационный Центр

Справедливо признавая, что юридическая грамотность жителей округа была на низком уровне, общественной приемной были организованы бесплатные юридические консультации. Ежегодно в среднем через приемную депутата юридическую помощь получают от 200 до 300 человек, что способствует повышению их юридической грамотности, а вместе с тем и повышению социальной активности. Информационно - методический материал общественной приемной предоставлялся в пользование жителям, что помогало активистам в работе с населением. На повышение активности, укрепление взаимодействия между депутатом и избирателями была направлена информационная политика приемной. На сайте депутата размещается информация о совместной деятельности, отчеты депутата, в электронном виде гражданам предоставлена возможность напрямую обращаться с вопросами к депутату. Взаимодействие жителей с депутатом, как представителем власти, происходит во время депутатского приема, особое место в деятельности приемной отводится работе с обращениями граждан и контролю за их исполнением.

Таким образом, исследование позволяет сделать вывод о том, что создание благоприятных условий для формирования актива, применение принципа взаимодействия и сотрудничества между депутатом и избирателями, успешно реализованные общественной приемной депутата формы, совместная разработка планов социально - экономического развития, проектная деятельность, конкурсно - грантовая система способствовали укреплению взаимодействия власти и общества, а также повышению уровня социальной активности граждан, и что немаловажно, достижению конкретных результатов по решению местных проблем.

Literature:

1. Glazichev V.L. The development of local selfgovernment and formation of civil society in Russia. URL: http://www.glazychev.ru/habitationsScities/-

1997_razvitie_mestnogo_samoupravlenia.htm.

63

2. Стенограмма общественных слушаний «Эффективное местное самоуправление - опора гражданского общества». 4 июня 2008 г. Красноярск. URL: //oprf.ru>files/msu.doc.

3. Доклад ВСМС «Повышение социальной активности граждан в решении местных проблем» URL: http://www.vsmsinfo.ru/newshow.html 651

4. О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде: Постановление городской Думы города Нижнего Новгорода, № 41 от 24 мая 2006 г. (с изменениями от 20.02.2008 г., 16.04. 2008 г., статья 14. URL: http://www.gorduma.nnov.ru

5. О создании Общественного совета при администрации города Нижнего Новгорода: Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 05.08. 2011 г. № 3115 (с изменениями от 13 октября 2014 г.) URL: docs.cntd.ru>docu-ment/944954032

2. Transcript of public hearings «Effective local government - the support of civil society». June 4, 2008. Krasnoyarsk. URL: //oprf.ru>files/msu.doc

3. Report of the VSMS «Improving the social activity of citizens in solving local problems» URL: http://www.vsmsinfo.ru/newshow.html 651

4. On the Regulation of territorial self-government in the city of Nizhny Novgorod: Resolution of the City Duma of Nizhny Novgorod, № 41 dated May 24, 2006 (as amended on 20.02.2008, 16.04. 2008, article 14. URL: http://www.gorduma.nnov.ru

5. On the establishment of the Public Council under the administration of the city of Nizhny Novgorod: Resolution of the Administration of Nizhny Novgorod from 05.08. 2011 № 3115 (as amended on October 13, 2014) URL: docs.cntd.ru>docu-

ment/944954032

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.