Научная статья на тему 'Роль образовательных школ в самоконтроле артериальной гипертонии'

Роль образовательных школ в самоконтроле артериальной гипертонии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CardioСоматика
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Камилова У.К., Ярмухамедова Д.З.

Цель. Оценить роль образовательной программы «Школа гипертоника» на показатели самоконтроля артериального давления (АД) у больных артериальной гипертонией (АГ). Материал и методы. 204 больных: 101 больной АГ I ст. и 103 АГ II ст. обучались по образовательной программе «Школа гипертоника». На проведенных 4 занятиях больным была дана информация об основных понятиях АГ: факторы риска, клиническое течение заболевания, возможные осложнения, гипертонические кризы, немедикаментозные и медикаментозные подходы к лечению, профилактика. До начала и после программы обучения больные заполняли опросники, по которым был оценен их исходный уровень знаний. Результаты. Анализ регулярности приема антигипертензивных препаратов показал, что после посещения образовательной программы «Школа гипертоника» выросла доля больных, регулярно принимающих антигипертензивную терапию, за счет снижения доли больных, не принимающих препараты. При этом важным фактором является самоконтроль АД. Результаты анализа через 3 мес после посещения образовательной программы показали, что число больных, регулярно проводящих самоконтроль АД, составило 74% против 44% исходного. При этом доля больных, не измеряющих АД, снизилась в 2 раза, составляя 7% против 18% исходного, а через 6 мес этот показатель составил 68%. Необходимо отметить, что пожилые пациенты были более активны в отношении соблюдения рекомендации по модификации образа жизни и контроля антигипертензивной терапии. Заключение. Обучение больных АГ в «Школе гипертоника» повышает их информированность и улучшает показатели самоконтроля АД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Камилова У.К., Ярмухамедова Д.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль образовательных школ в самоконтроле артериальной гипертонии»

шему мнению, отражает степень количественного накопления полигенных факторов предрасположения, взаимодействующих с различными факторами среды. Гипотеза полигенности, с нашей точки зрения, объясняет, почему в семьях с большим числом пораженных членов ОП протекает тяжело, принимает затяжной характер, чаще дает осложнения, рецидивы и склонность к хронизации процесса.

Заключение. Проведенный нами сравнительный анализ обобщенного семейного портрета больных ОП, осложненной кардитом, и обобщенного портрета больных ОП без осложнения кардитом позволяет рассматривать осложнение сердечно-сосудистой патологией как имеющее наследственное предрасположение, что сближает ОП с полигенными заболеваниями.

Аддитивные эффекты фармакологического и дистантного ишемического прекондиционирования

Калмансон Л.М.1, Нифонтов Е.М.1, Нифонтов С.Е.1, Бутомо М.И.1, Козленок А.В.2, Галагудза М.М.2 'ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова» Минздрава России; 2ФГБу «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Цель. Оценить аддитивный эффект дистантного прекондиционирования и применения открывателя калиевых каналов никорандила на стрессиндуцированную ишемию миокарда у больных со стабильной стенокардией.

Материал и методы. Обследованы 42 пациента со стабильной стенокардией с воспроизводимой ишемией миокарда по результатам повторных нагрузочных ЭКГ-тестов на тредмиле Welch Allyn, США, по протоколу Bruce, которые были рандомизированы в 2 группы. Первая - группа воздействия (n=21), 2-я - группа контроля (n=21). Всем больным выполнялись повторные стресс-эхокардиографические тесты с перерывом в 40 мин, во время которых пациентам исследуемой группы оказывалось прекондиционирующее воздействие в виде трех эпизодов ишемии-реперфузии обеих нижних и одной верхней конечности раздуванием манжет тонометров с давлением, обеспечивающим прекращение кровотока по артериям конечностей под контролем ультразвуковой допплерографии. 18 больным проведено повторное исследование по указанному протоколу после двухнедельного приема никорандила в дозе 30 мг/сут. Оценивались длительность и мощность нагрузки, время достижения депрессии ST1 мм, средняя депрессия сегмента ST, частота сердечных сокращений при депрессии ST 1 мм. С помощью методики 2D Strain проводилась количественная оценка динамики деформации миокарда. Статистическая обработка данных производилась c использованием пакета Statistica версии 6.0.

Результаты. По результатам исходных стресс-тестов величины основных параметров, характеризующих переносимость физической нагрузки и степень ишемической нагрузки, достоверно не различались. До приема никорандила в группах прекондиционирования и контрольной время достижения депрессии ST в 1 мм составило соответственно 317,7±44,3 и 306,6±52,8 с, а время сохранения ишемических изменений в восстановительном периоде - 205,1±41,1 до 198,7±54,3 с (р>0,05). Обнаружены различия в общей длительности нагрузки - 443,4±18,3 и 392,6±21,2 с (p<0,05), а также в величине средней депрессии сегмента ST - 1,20±0,03 мм в группе воздействия против 1,48±0,04 мм в группе контроля (p<0,05). При этом достоверных различий в выраженности стрессиндуцированных нарушений сократимости миокарда не выявлено. На фоне приема никорандила отмечен прирост длительности нагрузки на 27,8%, времени достижения депрессии ST 1 мм - на 56,5%, а после дистантного прекондиционирования эти показатели увеличились соответственно на 41,5 и 72, 5% по сравнению с исходными значениями (p<0,05). Увеличилось время до появления стрессиндуцируемой регионарной дисфункции миокарда.

Заключение. Дистантное ишемическое прекондиционирование, выполняемое методом повторных кратковременных эпизодов ишемии-реперфузии трех конечностей у больных стабильной ишемической болезнью сердца, приводит к умеренно выраженному повышению порога стрессиндуцируемой ишемии миокарда. Обнаружены аддитивные кардиопротективные эффекты при совместном применении дистантного ишемического и фармакологического прекондиционирования в отношении стрессиндуцируемой ишемии миокарда.

Роль образовательных школ в самоконтроле артериальной гипертонии

Камилова У.К., Ярмухамедова Д.З.

АО «Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр терапии и медицинской реабилитации»; Ташкентская медицинская академия, Ташкент, Узбекистан

Цель. Оценить роль образовательной программы «Школа гипертоника» на показатели самоконтроля артериального давления (АД) у больных артериальной гипертонией (АГ).

Материал и методы. 204 больных: 101 больной АГ I ст. и 103 - АГ II ст. обучались по образовательной программе «Школа гипертоника». На проведенных 4 занятиях больным была дана информация об основных понятиях АГ: факторы риска, клиническое течение заболевания, возможные осложнения, гипертонические кризы, немедикаментозные и медикаментозные подходы к лечению, профилактика. До начала и после программы обучения больные заполняли опросники, по которым был оценен их исходный уровень знаний.

Результаты. Анализ регулярности приема антигипертензивных препаратов показал, что после посещения образовательной программы «Школа гипертоника» выросла доля больных, регулярно принимающих ан-тигипертензивную терапию, за счет снижения доли больных, не принимающих препараты. При этом важным фактором является самоконтроль АД. Результаты анализа через 3 мес после посещения образовательной программы показали, что число больных, регулярно проводящих самоконтроль АД, составило 74% против 44% исходного. При этом доля больных, не измеряющих АД, снизилась в 2 раза, составляя 7% против 18% исходного, а через 6 мес этот показатель составил 68%. Необходимо отметить, что пожилые пациенты были более активны в отношении соблюдения рекомендации по модификации образа жизни и контроля антигипер-тензивной терапии.

Заключение. Обучение больных АГ в «Школе гипертоника» повышает их информированность и улучшает показатели самоконтроля АД.

Оценка эффективности образовательной программы «Школа гипертоника» на качество жизни больных артериальной гипертонией

Камилова У.К., Ярмухамедова Д.З., Каримова Г.В., Наджимутдинова Д.Р.

АО «Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр терапии и медицинской реабилитации»; Ташкентская медицинская академия, Ташкент, Узбекистан

Цель. Изучение влияния образовательной программы «Школа гипертоника» на качество жизни больных эссенциальной артериальной гипертонией (ЭАГ).

Материал и методы. Обследованы 98 больных ЭАГ 1-2-й степени (по классификации ВОЗ-МОАГ 1999 г.). Средний возраст больных составил 55±4,2 года. Длительность заболевания - от 6 до 15 лет. Все больные принимали препарат Энап (КРКА, Словения) в среднесуточной дозе 5-10 мг. Больные были разделены на 2 группы: 1-ю группу составили 48 больных, которые принимали Энап, 2-ю - 50 больных, которые посещали образовательную программу «Школа гипертоника», организованную в 46-й городской поликлинике г. Ташкента. Качество жизни (КЖ) больных изучалось анкетированием с помощью специального опросника по изучению КЖ, предложенного ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины» Минздрава России (2002 г.), который состоит из 17 вопросов, позволяющих оценить такие параметры КЖ, как физическая активность (ФА), эмоциональное состояние (ЭС), энергичность (Э), социальная адаптация (СА). Показатели КЖ оценивались исходно и через 6 мес в динамике наблюдения.

Результаты. Контроль за уровнем артериального давления (АД) является ключевым инструментом в достижении основной цели в лечении АГ - снижении риска развития сердечно-сосудистых осложнений и улучшения прогноза. У больных на фоне 6-месячного лечения эналаприлом отмечалось достоверное снижение систолического АД на 7,8% и диастолического - на 7,6% соответственно (р<0,05). Результаты исследования показали, что на фоне 6-месячной терапии эналаприлом КЖ, оцениваемое с помощью опросника, сопровождалось достоверным увеличением показателей ФА на 30%, ЭС - на 29,6%, Э - на 27,6%, СА - на 29,7% соответственно, что сопровождалось увеличением суммарного индекса (СИ) КЖ на 29,3% по сравнению с исходными показателями. У больных 2-й группы показатели КЖ были достоверно выше по сравнению с показателями 1 -группы: ФА увеличилась на 38%, ЭС - на 34,9%, Э - на 35,2%, СА - на 34,7% по сравнению с исходным соответственно. Улучшение данных показателей сопровождалось увеличением СИ КЖ на 36,3% (р<0,05).

Заключение. Обучение больных АГ по образовательной программе «Школа гипертоника» наряду с приемом гипотензивных препаратов способствует улучшению КЖ больных.

Влияние лечебной физической культуры на качество жизни у больных с хронической сердечной недостаточностью

Камилова У.К., Расулова З.Д., Тагаева Д.Р., Джураева В.Х.

АО «Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр терапии и медицинской реабилитации», Ташкент, Узбекистан

Цель. Изучить влияние комплекса лечебной физической культуры (ЛФК) на показатели качества жизни (КЖ) больных с хронической сердечной недостаточностью (ХСН).

Материал и методы. Обследованы 90 больных с ишемической болезнью сердца (ИБС), осложненной ХСН I—III функционального класса (ФК). Средний возраст больных 61,3±1,5 года. Оценка клинического состояния больных проводилась с применением шкалы оценки клинического состояния (ШОКС), модифицированной В.Ю.Мареевым (2000 г.). Больные были разделены на 2 группы: 1-я - 45 больных с ХСН I ФК (21), II ФК (19), III ФК (5); 2-я - 45 больных с ХСН I ФК (23), II ФК (17), III ФК (5). В течение 6 мес обе группы получали стандартную базисную терапию (спиронолактон, р-адреноблокаторы, антиагреганты, антагонисты рецепторов ангиотензиногена II). Первая группа в дополнение занималась общепринятым вариантом комплекса физических упражнений, который включал в себя ЛФК по определенному стандарту для каждого ФК, тренировку аэробной направленности в виде дозированной ходьбы. Продолжительность комплекса занимала 30 мин. Обязательным компонентом тренировочной программы была ежедневная 30-минутная дозирован-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.