Научная статья на тему 'Оценка эффективности образовательной программы "Школа гипертоника" на качество жизни больных артериальной гипертонией'

Оценка эффективности образовательной программы "Школа гипертоника" на качество жизни больных артериальной гипертонией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CardioСоматика
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Камилова У. К., Ярмухамедова Д. З., Каримова Г. В., Наджимутдинова Д. Р.

Цель. Изучение влияния образовательной программы «Школа гипертоника» на качество жизни больных эссенциальной артериальной гипертонией (ЭАГ). Материал и методы. Обследованы 98 больных ЭАГ 1-2-й степени (по классификации ВОЗ-МОАГ 1999 г.). Средний возраст больных составил 55±4,2 года. Длительность заболевания от 6 до 15 лет. Все больные принимали препарат Энап (KРKA, Словения) в среднесуточной дозе 5-10 мг. Больные были разделены на 2 группы: 1-ю группу составили 48 больных, которые принимали Энап, 2-ю 50 больных, которые посещали образовательную программу «Школа гипертоника», организованную в 46-й городской поликлинике г. Ташкента. Качество жизни (КЖ) больных изучалось анкетированием с помощью специального опросника по изучению КЖ, предложенного ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины» Минздрава России (2002 г.), который состоит из 17 вопросов, позволяющих оценить такие параметры КЖ, как физическая активность (ФА), эмоциональное состояние (ЭС), энергичность (Э), социальная адаптация (СА). Показатели КЖ оценивались исходно и через 6 мес в динамике наблюдения. Результаты. Контроль за уровнем артериального давления (АД) является ключевым инструментом в достижении основной цели в лечении АГ снижении риска развития сердечно-сосудистых осложнений и улучшения прогноза. У больных на фоне 6-месячного лечения эналаприлом отмечалось достоверное снижение систолического АД на 7,8% и диастолического на 7,6% соответственно (p<0,05). Результаты исследования показали, что на фоне 6-месячной терапии эналаприлом КЖ, оцениваемое с помощью опросника, сопровождалось достоверным увеличением показателей ФА на 30%, ЭС на 29,6%, Э на 27,6%, СА на 29,7% соответственно, что сопровождалось увеличением суммарного индекса (СИ) КЖ на 29,3% по сравнению с исходными показателями. У больных 2-й группы показатели КЖ были достоверно выше по сравнению с показателями 1-группы: ФА увеличилась на 38%, ЭС на 34,9%, Э на 35,2%, СА на 34,7% по сравнению с исходным соответственно. Улучшение данных показателей сопровождалось увеличением СИ КЖ на 36,3% (p<0,05). Заключение. Обучение больных АГ по образовательной программе «Школа гипертоника» наряду с приемом гипотензивных препаратов способствует улучшению КЖ больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Камилова У. К., Ярмухамедова Д. З., Каримова Г. В., Наджимутдинова Д. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности образовательной программы "Школа гипертоника" на качество жизни больных артериальной гипертонией»

ТЕЗИСЫ / ABSTRACTS

Результаты. Анализ регулярности приема антигипертензивных препаратов показал, что после посещения образовательной программы «Школа гипертоника» выросла доля больных, регулярно принимающих ан-тигипертензивную терапию, за счет снижения доли больных, не принимающих препараты. При этом важным фактором является самоконтроль АД. Результаты анализа через 3 мес после посещения образовательной программы показали, что число больных, регулярно проводящих самоконтроль АД, составило 74% против 44% исходного. При этом доля больных, не измеряющих АД, снизилась в 2 раза, составляя 7% против 18% исходного, а через 6 мес этот показатель составил 68%. Необходимо отметить, что пожилые пациенты были более активны в отношении соблюдения рекомендации по модификации образа жизни и контроля антигипер-тензивной терапии.

Заключение. Обучение больных АГ в «Школе гипертоника» повышает их информированность и улучшает показатели самоконтроля АД.

Оценка эффективности образовательной программы «Школа гипертоника» на качество жизни больных артериальной гипертонией

Камилова У.К., Ярмухамедова Д.З., Каримова Г.В., Наджимутдинова Д.Р.

АО «Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр терапии и медицинской реабилитации»; Ташкентская медицинская академия, Ташкент, Узбекистан

Цель. Изучение влияния образовательной программы «Школа гипертоника» на качество жизни больных эссенциальной артериальной гипертонией (ЭАГ).

Материал и методы. Обследованы 98 больных ЭАГ 1-2-й степени (по классификации ВОЗ-МОАГ 1999 г.). Средний возраст больных составил 55±4,2 года. Длительность заболевания - от 6 до 15 лет. Все больные принимали препарат Энап (КРКА, Словения) в среднесуточной дозе 5-10 мг. Больные были разделены на 2 группы: 1-ю группу составили 48 больных, которые принимали Энап, 2-ю - 50 больных, которые посещали образовательную программу «Школа гипертоника», организованную в 46-й городской поликлинике г. Ташкента. Качество жизни (КЖ) больных изучалось анкетированием с помощью специального опросника по изучению КЖ, предложенного ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины» Минздрава России (2002 г.), который состоит из 17 вопросов, позволяющих оценить такие параметры КЖ, как физическая активность (ФА), эмоциональное состояние (ЭС), энергичность (Э), социальная адаптация (СА). Показатели КЖ оценивались исходно и через 6 мес в динамике наблюдения.

Результаты. Контроль за уровнем артериального давления (АД) является ключевым инструментом в достижении основной цели в лечении АГ - снижении риска развития сердечно-сосудистых осложнений и улучшения прогноза. У больных на фоне 6-месячного лечения эналаприлом отмечалось достоверное снижение систолического АД на 7,8% и диастолического - на 7,6% соответственно (р<0,05). Результаты исследования показали, что на фоне 6-месячной терапии эналаприлом КЖ, оцениваемое с помощью опросника, сопровождалось достоверным увеличением показателей ФА на 30%, ЭС - на 29,6%, Э - на 27,6%, СА - на 29,7% соответственно, что сопровождалось увеличением суммарного индекса (СИ) КЖ на 29,3% по сравнению с исходными показателями. У больных 2-й группы показатели КЖ были достоверно выше по сравнению с показателями 1 -группы: ФА увеличилась на 38%, ЭС - на 34,9%, Э - на 35,2%, СА - на 34,7% по сравнению с исходным соответственно. Улучшение данных показателей сопровождалось увеличением СИ КЖ на 36,3% (р<0,05).

Заключение. Обучение больных АГ по образовательной программе «Школа гипертоника» наряду с приемом гипотензивных препаратов способствует улучшению КЖ больных.

Влияние лечебной физической культуры на качество жизни у больных с хронической сердечной недостаточностью

Камилова У.К., Расулова З.Д., Тагаева Д.Р., Джураева В.Х.

АО «Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр терапии и медицинской реабилитации», Ташкент, Узбекистан

Цель. Изучить влияние комплекса лечебной физической культуры (ЛФК) на показатели качества жизни (КЖ) больных с хронической сердечной недостаточностью (ХСН).

Материал и методы. Обследованы 90 больных с ишемической болезнью сердца (ИБС), осложненной ХСН I—III функционального класса (ФК). Средний возраст больных 61,3±1,5 года. Оценка клинического состояния больных проводилась с применением шкалы оценки клинического состояния (ШОКС), модифицированной В.Ю.Мареевым (2000 г.). Больные были разделены на 2 группы: 1-я - 45 больных с ХСН I ФК (21), II ФК (19), III ФК (5); 2-я - 45 больных с ХСН I ФК (23), II ФК (17), III ФК (5). В течение 6 мес обе группы получали стандартную базисную терапию (спиронолактон, р-адреноблокаторы, антиагреганты, антагонисты рецепторов ангиотензиногена II). Первая группа в дополнение занималась общепринятым вариантом комплекса физических упражнений, который включал в себя ЛФК по определенному стандарту для каждого ФК, тренировку аэробной направленности в виде дозированной ходьбы. Продолжительность комплекса занимала 30 мин. Обязательным компонентом тренировочной программы была ежедневная 30-минутная дозирован-

| КАРДИОСОМАТИКА | 2017 | ТОМ 8 | № 1 | www.con-med.ru |

| CARDIOSOMATICS | 2017 | VOL. 8 | No 1 | www.con-med.ru | 3 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.