Научная статья на тему 'Роль образовательного учреждения и педагога-предметника в частности в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства'

Роль образовательного учреждения и педагога-предметника в частности в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесберегающие технологии / образовательный процесс / современные образовательные технологии / школа-интернат / педагог предметник / health-technology / educational process / modern educational technology / boarding school / subject teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Текучева Ольга Александровна

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью в современных условиях принятия специальных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. В статье говорится об организации работы педагогов во взаимосвязи с сотрудниками других служб в условиях лечебно-образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Текучева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the topic chosen due to the need in today's conditions for special measures to preserve and improve the health of school children, the creation of health-learning environment. The paper says on the organization of teachers ‘work in conjunction with staff from other services in a medical-educational institution

Текст научной работы на тему «Роль образовательного учреждения и педагога-предметника в частности в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства»

Роль образовательного учреждения и педагога-предметника в частности в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства

Текучева О. А.

Текучева Ольга Александровна / Tekucheva Olga Aleksandrovna - учитель английского языка высшей квалификационной

категории,

государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа

Волгоградская санаторная школа-интернат «Созвездие», г. Волгоград

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью в современных условиях принятия специальных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. В статье говорится об организации работы педагогов во взаимосвязи с сотрудниками других служб в условиях лечебно -образовательного учреждения. Abstract: the relevance of the topic chosen due to the need in today's conditions for special measures to preserve and improve the health of school children, the creation of health-learning environment. The paper says on the organization of teachers ‘work in conjunction with staff from other services in a medical-educational institution.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, образовательный процесс, современные

образовательные технологии, школа -интернат, педагог предметник.

Keywords: health-technology, educational process, modern educational technology, boarding school, subject teacher.

Состояние здоровья российских детей на современном этапе вызывает тревогу. Многие ученые обращают особое внимание на неблагоприятную ситуацию, связанную со здоровьем обучающихся в школах нового типа. И причину они видят, прежде всего, в интенсификации образовательного процесса. Президентские инициативы «Наша новая школа», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предполагают проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. В концепции подчёркивается, что это может быть выполнено за счёт: реальной разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи, улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях. Таким образом, здоровье ребенка рассматривается не только как цель и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности [1].

По определению Апанасенко Г. Л. (2000) [2] здоровье — это целостное динамическое состояние организма, которое определяется резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций, характеризуется устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс, а также является основой осуществления биологических и социальных функций.

По утверждению Смирнова Н. К, разрабатывая и реализуя здоровьесберегающие технологии, необходимо учитывать имеющийся на сегодняшний день педагогический опыт и тот факт, что здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.) [3]. Она определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, принимают на себя солидарную ответственность за результаты

Тема здоровьесбережения касается нашего учреждения, как никакого другого. Школа-интернат для детей, больных сколиозом, является и учебным, и лечебным учреждением одновременно. В условиях, когда многие воспитанники живут вдали от своих родителей, вопрос о сохранении и укреплении их здоровья особо актуален. Работа в этом направлении должна быть тщательно спланирована всем коллективом учреждения.

Работая над темой «Персонифицированный подход в обучении, лечении и воспитании», наша школа, как и многие другие, тоже имеет свою собственную программу, работая по которой каждый сотрудник имеет свои непосредственные обязанности в реализации задач, связанных с данной проблемой. И работа по данной оздоровительной программе предполагает участие не только врачей -специалистов, но и логопеда, психолога, социального педагога, педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности, учителей-предметников и других служб. Но самое главное - другое: они просто обязаны работать в крепкой сцепке для того, чтобы были возможны положительные результаты. В нашем образовательном учреждении с этой целью планово проводятся психолого -педагогические консилиумы по каждому отдельно взятому классу, на которых все участники

консилиума могут получить необходимую информацию о здоровье, психологических особенностях, связанных не только с успеваемостью и поведением, но в первую очередь со здоровьем конкретных обучающихся. Такие встречи всех сотрудников интерната существенно помогают решить проблемы часто болеющих детей. Общей целью таких встреч должна быть выработка совместных стратегий в решении задач по формированию здорового образа жизни у каждого ребенка, в конкретной помощи решения проблем часто болеющих детей, в связи с их медицинскими показателями. Ведь для развития индивидуальности каждого ученика требуются оптимальные условия, учитывающие его физические и психические возможности. А для детей с ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью, слабой нервной системой они влекут за собой создание щадящего учебного режима.

Неправильно считать, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься только специально подготовленные профессионалы (врачи). Нельзя не указать на важность роли педагога-предметника в работе всего образовательного учреждения по комплексному решению организационно-педагогических, психолого-педагогических и эколого-гигиенических задач. Более того, здоровьесберегающая организация учебно -воспитательного процесса является показателем качества деятельности педагога. Если говорить кратко, совместные действия педагога и других представителей служб школы-интерната могут проявляться в следующем:

- получение от психолога квалифицированных рекомендаций на основе объективной информации о поведенческих особенностях обучающихся, свойствах их личности;

- совместная выработка действий социального педагога и педагога предметника по результатам социально-педагогического обследования детей; оказание конкретной помощи ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации;

- получение от медработника информации о здоровье и физическом развитии учащихся и выработка совместных действий в отношении конкретных личностей и рекомендаций по соблюдению ими лечебного режима в каждом конкретном случае;

- привлечение педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности к проведению занятий и по технике безопасности в конкретных учебных комнатах, консультаций по конкретным вопросам, связанным с безопасностью жизнедеятельности детей;

- взаимодействие с классным руководителем.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование педагогом современных здоровьесберегающих образовательных технологий на своих учебных занятиях, а именно: технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии критического мышления, групповые способы обучения, методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, т. е. активные методы и разнообразные организационные формы занятий (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, семинар), применение ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), включение в урок вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни и многие другие [4]. Именно от учителя будет зависеть, сможет ли он восполнить моральные переживания ребёнка положительными эмоциями в ходе своего урока. И тогда урок станет для ребёнка дополнительным терапевтическим средством в его лечении, сможет не ухудшать здоровье, а способствовать его улучшению.

Когда образовательное учреждение и педагог в частности будет ответственен в равной мере не только за результаты обучения, но и за нравственное и физическое здоровье учащихся, тогда можно будет реально думать о формировании здоровой, гармонически развитой личности.

Литература

1. Закон «Об образовании» («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

2. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология, 2000.

3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья. М., 2006 г.

4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. / Авт.-сост. С. А. Цабыбин. -Волгоград: Учитель. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.