УДК 316.4.051
З.А. Бутуева
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ СТАРШИХ ГРАЖДАН: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Статья посвящена роли образования в ценностных ориентациях старших граждан в изменяющемся мире. Проанализированы проблемы ценностных ориентаций старших людей в современном обществе, даны рекомендации по улучшению ситуации.
Ключевые слова: старшее поколение, образование взрослых, ценностные ориентации.
Z.A. Butueva
THE ROLE OF EDUCATION IN THE VALUE ORIENTATIONS OF SENIOR CITIZENS: NEW
CHELLENGES IN THE CHANGING WORLD
The article is devoted to the role of education in the value orientations of senior citizens in the changing world. Author the problems of value orientations of the senior people in modern society have been analyzed and the recommendations on the improvement of situation have been worked out.
Keywords: senior generation, education of adults, value orientations.
В XXI в. образование для старших граждан становится одной из важных ценностных ориентаций. Для того чтобы понять эту новую тенденцию в изменяющемся мире, рассмотрим роль и место старшего поколения в различные исторические периоды. Американский этнограф и социолог
М. Мид выделяет в истории человечества три типа культур: постфигуративная, в которой дети учатся у своих предков; кофигуративная, в которой и дети, и взрослые учатся у сверстников; префигуративная, в которой взрослые учатся у своих детей [8].
Постфигуративная культура преобладала в традиционном, патриархальном обществе, которое ориентируется на опыт прежних поколений. Возраст определял социальный статус человека и место в общественной иерархии, поэтому роль старших людей была велика, они были хранителями традиций, воспитателями и учителями своего народа, руководителями церемоний.
Ускорение технического и социального развития делает опыт прежних поколений недостаточным. Кофигуративная культура - это культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение современников, равных по возрасту и опыту. В результате этих изменений появляется новый фактор - опыт молодого поколения радикально отличается от опыта их родителей, дедов и других старших представителей той общности, к которой они непосредственно принадлежат.
В наши дни рождается новая префигуратив-ная культурная форма. В нем ни предки, ни современники не определяют модели поведения,
решение жизненных проблем происходит без обращения к опыту предшествующих поколений: «Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь». Такой тип культуры можно назвать и «обществом риска», в любом случае акцентируется ценностный разрыв поколений, а значит, каждое новое поколения иначе прочитывает свои жизненные задачи.
Из вышеизложенного следует, что в условиях массового социального старения и утраты старшей возрастной группой роли накопителя и передатчика социального опыта меняются смысл и значение одной из древнейших норм морали -требования уважения к старшим, возникшего еще во времена старческой олигархии. Оно окончательно утрачивает связь с политическими и экономическими (наследование частной собственности) моментами. На первый план выходит подлинно моральный, личностный смысл требования - уважения к человеку, к индивидуальности, к историчности личности.
Для современного общества характерно не только демографическое постарение населения, но и такое явление, как замедление процессов старения индивида. Это связано не с генетически мутационными изменениями биологических факторов развития человека, а с социальной детерминацией онтогенеза человека. В старости, как и в течение всей жизни человека, происходят непрерывные изменения в организме, во многом определяющие состояние здоровья и трудоспособность. Все это не позволяет, как прежде, поддерживать прежний ритм работы, выполнять сложные производственные операции, вести одновременно несколько дел и т. д. Нарушения анатомо- физиологического харак-
тера и психологической сферы личности могут компенсироваться знаниями, профессиональным и жизненным опытом [1, с. 65].
Именно в старости обнаруживается нереали-зованность возможностей, жизненных планов, смысложизненных целей и обостряется сознание того, что возможность своевременной реализации, исполнения мечты, «замысла жизни» и возможность максимальной самореализации упущены навсегда. Среди старших людей выявляется группа лиц, как удовлетворенных собой, своим актуальным положением и приятием своего прошлого, реалистическими взглядами на будущее, так и имеющих крайне низкую самооценку, переживающих чувство одиночества, собственную ненужность, испытывающих страх перед будущим.
Происходящее активное перераспределение в структуре и иерархии ценностных ориентаций старшего поколения заметно меняет роль и значение личности как активного, самостоятельного субъекта. Соответственно растет и понимание человеком себя как самоценности. Постановка вопроса о правах и свободах человека, о защите его чести и достоинства из пропагандистской плоскости переходит в плоскость практическую. Обретение иного содержания жизни или попытка сохранить ее привычный стиль, смысл и ценности становилось центральной задачей для пожилого человека, решение которой невозможно без осмысления собственного “Я” в контексте прожитого и оставшегося времени.
Исследователи отмечают у людей старшего возраста существенные изменения в системе ценностных ориентаций. Для конкретносоциологического исследования набор ценностных ориентаций отличается абстрактностью, не позволяющей выявить, в чем же состоит «полноценная, активная жизнь» что означает «быть полезным обществу», если человек не занят в сфере общественного производства. Введение понятия «общественная работа» не вносит ясность, т.к. тоже встает вопрос о ее определенности. Думается, недостает таких понятий, как передача жизненного, духовного и профессионального опыта; общение с молодым поколением (на производстве, в учреждениях культуры и т.д.); развитие внутренней духовной культуры; желание участвовать в различных клубах, советах (наставников, по интересам).
Таким образом можно прийти к следующим выводам. Со вступлением в пенсионную жизнь у людей меняются ценностные ориентации и интересы. Это находит отражение в повседневной деятельности. Главными их интересами становятся дом (помощь в труде, домашнем хозяйстве
и уход за внуками), здоровье, пассивный отдых и развлечения. Однако нынешние радикальные изменения не могут не оказывать своего влияния на динамику ценностных ориентаций старшего поколения. Ценностные изменения приводят к расширению жизненных экспектаций старшего поколения, традиционные социальные роли воспитателя и наставника уже не могут служить для них источником самоутверждения [1, с.89].
В настоящее время возрастает ценность образования у старшего поколения. В связи с демографической ситуацией, связанной со старением населения, данный вопрос приобретает все большую актуальность. Меняются приоритеты образования - теперь это не только профессиональная подготовка. Цель образования более широкая - адаптация к изменяющимся условиям.
В то же время, как отмечают М.Э. Елютина и
Э.Е. Чеканова, «старость номинируется как период дистанцирования от образовательного пространства в связи с представлениями либо о неспособности пожилого человека к образованию, либо о наличии у него дефицита времени для ответных компенсаторных действий, либо об исключительном предназначении пожилого человека для работы по дому и воспитания внуков» [4, с.43].
Образованием взрослых занимается отрасль педагогики - андрагогика. Основное положение андрагогики - в отличие от традиционной педагогики - заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Социально-экономическая жизнь, научно-технический прогресс заставляют каждого человека обучаться в той или иной форме практически на протяжении всей нашей жизни. Другой причиной стремления к постоянному обучению является присущее человеку стремление к самосовершенствованию, или, по определению американского исследователя А.Г. Маслоу, к самоактуализации.
Ведущей концепцией организации и развития образования стала концепция непрерывного образования, то есть обучения человека в течение всей его сознательной жизни. Непрерывное обучение - это способ жизнедеятельности человека, процесс приобретения им необходимых знаний, умений, навыков и качеств по мере возникновения потребности в них, происходящий на протяжении всей жизни человека. Такая организация обучения человека требует и соответствующих основ обучения, отличных от педагогического подхода к организации процесса обучения.
В России системой непрерывного образования охвачено 12,1 % населения России в возрасте от 25 до 64 лет [3]. Для сравнения в Швеции 34,5%, в Исландии 24%, в Великобритании 21.3% людей в возрасте от 25 до 64 лет принимают участие в различных образовательных программах [6].
Развитие образования взрослых привело к значительным изменениям в современном образовании и к появлению новых форм и видов обучения людей в различном возрасте, к практическому и теоретическому изменениям в подходе к организации процесса обучения.
К настоящему времени в России сложились следующие формы образования взрослых: общее среднее образование, осуществляемое в вечерних (сменных) средних школах; профессионально-техническое образование, организуемое в вечерних и дневных с вечерними отделениями профессионально-технических училищах, а также на различных профессионально-технических курсах обучения различной длительности; среднее специальное образование, реализуемое в заочных средних специальных учебных заведениях и на вечерних и заочных отделениях дневных средних специальных учебных заведений; высшее образование, организуемое в заочных и дневных с вечерними и заочными отделениями высших учебных заведениях; последипломное обучение (повышение квалификации) специалистами с высшим и средним специальным образованием в институтах, на факультетах и курсах переподготовки и повышения квалификации, как самостоятельных, так и при обычных высших учебных заведениях; профессионально направленные и общекультурные курсы обучения в народных университетах, центрах непрерывного образования, центрах образования взрослых, в лекториях общества «Знание», по телевидению, на различных курсах интенсивного обучения. Тем не менее эта сфера до сих пор не получила своего законодательного, юридического, теоретического и фактического самостоятельного статуса [5].
Образование старших граждан необходимо рассматривать как часть политического процесса в области обеспечения гражданских прав для групп социальных меньшинств. По мнению европейских исследователей, значительным достижением в образовании пожилых людей можно считать признание представителями органов власти, обществом важности и значимости образования для пожилых людей [9, с.175-176].
В развитых странах старший возраст рассматривают как ресурс развития общества. В 2002 г. на Всемирной ассамблее ООН по про-
блемам старения мирового населения, которая проходила в Мадриде под девизом «Создание общества для людей всех возрастов» среди приоритетных направлений были определены: участие пожилых людей в развитии общества, предоставление им возможности продолжать вносить свой вклад в этом направлении, заниматься образованием, в том числе в сельских районах, отдаленных населенных пунктах, равенство в плане возможностей получения на протяжении всей жизни непрерывного образования, профессиональной подготовки, а также услуг по профориентации и трудоустройству. Отсутствие возможности получать образование в пожилом возрасте может стать причиной отчуждения, изоляции, разобщенности поколений, маргинализации и пр. [7].
В 2011 г. вынесен на рассмотрение документ «О проекте концепции непрерывного образования», в котором говорится, что «наряду с образовательными программами в сфере образования сегодня используются программы профессиональной подготовки, предназначенные для освоения лицами различного возраста профессиональных компетенций или навыков, необходимых для выполнения трудовых функций» [3].
В нашей стране образование старших граждан получило развитие в основном как неформальное образование. Оно не оформлено юридически и возникает, к сожалению, стихийно. Так, при обществе «Знание» во многих регионах открыты университеты третьего возраста. Например, в Челябинской области двенадцатый год работает народный университет. В Башкирии народный университет создан при юридическом колледже, в котором действуют вечерние курсы для пенсионеров: компьютерная грамотность, право, философия, основы медицины, здравоохранение. Идея образования пожилых людей получила реализацию в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ), где с 2002 г. успешно работает народный факультет. Целью народного факультета НГТУ является помощь в самореализации пожилых людей, а также социальная поддержка посредством организации бесплатного образования [9, с. 176]. В Санкт-Петербурге в 2008 г. создан университет пожилых «Серебряный возраст». Основными направлениями работы университета являются: компьютерная, экономическая и юридическая грамотность, здоровый образ жизни, садовый дизайн, АРТ-терапия, пе-тербурговедение, психологический курс «Эффективное взаимодействие в семье и обществе». В рамках социальной программы «Бабушка-онлайн» - «Дедушка-онлайн» открыты компью-
терные курсы для пожилых людей Санкт-Петербурга. В 2008 г. в Республике Бурятия открыт университет третьего возраста, инициатором которого стало Бурятское республиканское отделение «Союз пенсионеров России». При поддержке Бурятского государственного университета в 2011 г. филиалами республиканских государственных учреждений «Центр социальной поддержки населения» по всей республике открыты факультеты компьютерной грамотности для граждан старшего возраста и инвалидов. Обучение информационным технологиям открывает новые пути для общения и обмена информацией, что способствует процессу самореализации людей преклонного возраста. Развитие таких университетов вносит большой вклад в реализацию принципа «Образование через всю жизнь», но на сегодняшний день российские университеты «третьего возраста» находятся в стадии становления и представляют собой единичные примеры.
В интернет-пространстве созданы информационные ресурсы, посвященные старшему поколению. Так, сайт «Первый портал для пенсионеров» содержит разделы «Скамейка», «Общество», «Отдых и развлечения», «Господа офицеры», «Курилка», а также форум пенсионеров. К сожалению, уровень интеграции представителей старшего поколения в интернет-сообщество в нашей стране остается невысоким. В экономически развитых странах запада пожилые люди по праву причисляются к самой активной и наиболее быстрорастущей аудитории пользователей Сети. 43% жителей Соединенных Штатов в возрасте от 55 до 64 лет пользуются Интернетом. В Германии доля пользователей сети Интернет старше 50 лет составляет около 10% [10].
В развитых странах существует сеть университетов «третьего возраста». «Величайшим культурным достижением народа являются его счастливые пожилые люди» - звучит девиз Международного объединения университетов «третьего возраста». Эта организация объединяет различные учебные заведения, ведущие образовательные программы для пожилых людей. В одних странах это отделения в университетах (США), в других - самостоятельные университеты для пожилых (первый был открыт во Франции, г. Тулузе 1973 г.), в третьих - это специальные программы в Высших народных школах (страны Скандинавии, Германия, Австрия и др.) [2, с.5].
Правомерной является постановка вопроса об институциализации образования пожилых, в становлении которого заинтересованы, на наш взгляд, все секторы общества. Специфика ге-
ронтологической составляющей образования заключается в возможности обеспечения участия представителей третьего возраста не только в потреблении образовательных услуг, но и в их производстве. Выдвижение комплексной цели пролонгирования образовательной деятельности, учитывающей жизненные интересы пожилых людей и реальные взаимосвязи общественных процессов на практике, может привести к выработке более реалистичного социального курса [4, с. 47].
В настоящее время отсутствует единая российская концепция образования взрослых людей, например, разработанная в Германии, Финляндии, Швеции. В законе “Об образовании в РФ” 1992 г. ничего не сказано об образовании взрослых. Поэтому важнейшей задачей является теоретическое обоснование системообразующих аспектов данной сферы образовательных услуг.
Таким образом, современная образовательная ситуация остается закрытой для людей старшего возраста и не способствует их интеграции в изменяющемся обществе. Ценностные ориентации на образование у старшего поколения очевидны, но недостаточно изучены, в частности, это проблема потребностей данной категории населения в образовательных услугах, их установок, испытываемых трудностей. Образовательная система должна приспосабливаться к появлению студентов «третьего возраста» и предлагать различные обучающие технологии и отвечать новым вызовам современной практики, характеризующейся все большей неординарностью и нарастанием сложности тех проблем, с которыми сталкиваются сегодня люди. Поэтому приоритетной задачей образования для людей старшего возраста является развитие и формирование у них таких качеств и способностей, которые позволили бы им комфортно существовать, адаптируясь к быстроизменяющимся социальным условиям.
Литература
1. Бутуева З.А. Проблемы ценностных ориентаций пожилых и старых людей. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2000.
2. Гергокова Ж. Х. Образование лиц «третьего возраста» // Педагогика. - 2008. - № 4. - С.3-10.
3. Давыденко Т.М. О проекте концепции непрерывного образования. URL: http:
//www.sfvolggasu.ucoz.ru / 11.02.22
4. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества. // СОЦИС. - 2003. - №7. -С. 43-49.
Е.Б. Базарова. Институциональные изменения в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
5. Змеев С.И. Становление андрагогики: развитие теории и технологии взрослых. URL http: // www.childsy.ru
6. Литвинова Н.П., Кузьмин А.В. Единое обра-
зовательное и досуговое пространство в интересах пожилых людей. URL: http: //
www. despb.com/programs/30.04.2007
7. Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года. URL: http://www.un.org/
8. Мид. М. Культура и мир детства. - М. 1983.
9. Прохорова В. Формирование стратегии самореализации пожилых людей (на примере народного факультета НГТУ) // Философия образования. - 2009. - № 1. - С. 172-179.
10. Сорокин Г. Третий возраст и интернет-сообщество. URL: www.3vozrast.ru
Бутуева Зинаида Арсентьевна - кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Butueva Zinaida Arsentevna - candidate of philosophical sciences, associate professor, department of the theory of social work, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin st., 24a.
УДК 316.346.32-053 (571.54)
© Е.Б. Базарова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Автор рассматривает институциональные изменения в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходящие в современном обществе; а также в развитии института замещающей семьи.В своей работе автор использовал результаты социологического исследования «Отношение населения Республики Бурятия к проблеме социального сиротства», проведенного в 2011 г.
Ключевые слова: замещающая семья, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, социализация, парадигма, социальный институт, семья.
E.B.Bazarova
INSTITUTIONAL CHANGES IN SOCIALIZATION OF ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN WITHOUT PARENTS GUARDIANSHIP
The author considers the institutional changes that take place in the modern society in socialization of orphan children and children without parents guardianship. These changes also happen in the development of the institution of replacing family. In the work the author has used the results of sociological research «The relation of the population of Republic of Buryatia to the problem of social orphanage», carried out in 2011.
Keywords: replacing family, orphan children, children who without parents guardianship, socialization, paradigm, social institution, family.
Переход к рыночной экономике вызвал трансформационные процессы во всех сферах, структурах, институтах российского общества и оказал противоречивое влияние на всю совокупность условий социальной жизни в целом.
Социально-экономические, политические, а также идейно-нравственные преобразования способствовали дисфункции многих социальных институтов, в том числе и института семьи.
Появились такие негативные тенденции, как снижение уровня доходов семей, рост числа разводов, снижение количества детей в семье, отказы от новорожденных, психологические и эмоциональные стрессы взрослых членов семьи и,
как следствие, алкоголизм, наркомания, насилие в семье, жестокое обращение с детьми и т.д. Эти проблемы предопределили возникновение рисков для детей, вплоть до их изъятия из семьи. Главным последствием неустойчивого положения детей в семье стал стабильный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе [1, с. 236].
Еще недавно для нашей страны наиболее распространенной формой жизнеустройства этой категории детей являлось помещение ребенка в государственные учреждения интернатного типа. Однако в условиях социальной трансформации в России возникают и развива-