Научная статья на тему 'Развитие ценностных ориентаций у родителей как условие адаптации детей-сирот к приемной семье'

Развитие ценностных ориентаций у родителей как условие адаптации детей-сирот к приемной семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VALUE ORIENTATION / FOSTER PARENTS / ADAPTATION / CONSTRUCTIVE ASPECTS OF MOTIVATION / DESTRUCTIVE MOTIVATION / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / АДАПТАЦИЯ / КОНСТРУКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ / ДЕСТРУКТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркова Светлана Витальевна, Подольская Олеся Александровна

Рассматривается проблема развития ценностных ориентаций приемных родителей. Представлена структура ценностных ориентаций у успешных и неуспешных приемных родителей. Предполагается, что уровень развития ценностных ориентаций у приемных родителей определяет логику мотивов усыновления. Повышение уровня развития ценностных ориентаций у приемных родителей связано со спецификой адаптации и социализации детей-сирот. Авторы приходят к заключению о том, что именно развитие ценностных ориентаций приемных родителей обеспечивает не только эффективность адаптации детей-сирот, но и способствует их личностному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PARENTS’ VALUE ORIENTATIONS AS A CONDITION OF ADAPTATION OF CHILDREN-ORPHANS TO FOSTER CARE

Considers the problem of development of value orientations of adoptive parents. Offers a look at the structure of value orientations of successful and unsuccessful adoptive parents. It is believed that the level of development of value orientations of the parents determines the logic of the reasons for the adoption. The increase in the level of development of value orientations of the adoptive parents is associated with the specifics of adaptation and socialization of childrenorphans. It is believed that the development of value orientations of adoptive parents not only ensures the efficiency of adaptation of children-orphans, but also contributes to their personal development.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностных ориентаций у родителей как условие адаптации детей-сирот к приемной семье»

Вестник ТГПУ (ТБРиБи1Шт). 2016. 12 (177)

УДК 378

С. В. Маркова, О. А. Подольская

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ АДАПТАЦИИ

ДЕТЕЙ-СИРОТ К ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Рассматривается проблема развития ценностных ориентаций приемных родителей. Представлена структура ценностных ориентаций у успешных и неуспешных приемных родителей. Предполагается, что уровень развития ценностных ориентаций у приемных родителей определяет логику мотивов усыновления. Повышение уровня развития ценностных ориентаций у приемных родителей связано со спецификой адаптации и социализации детей-сирот. Авторы приходят к заключению о том, что именно развитие ценностных ориентаций приемных родителей обеспечивает не только эффективность адаптации детей-сирот, но и способствует их личностному развитию.

Ключевые слова: ценностные ориентации, приемные родители, адаптация, конструктивные аспекты мотивации, деструктивная мотивация.

Социально-экономические процессы, происходящие в стране, вызвали ряд изменений, которые проявились в поиске новых ценностных ориентиров, моделей семейных взаимоотношений. Основными задачами Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2020 г. выделена пропаганда семейного благополучия и традиционных семейных ценностей. Однако низкий уровень нравственности в обществе, преобладание материальных ценностей над духовными приводят к увеличению числа неблагополучных семей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно, является приемная семья.

Приемная семья выступает как уникальный институт социализации, ее невозможно заменить другой социальной группой. Здесь осуществляется первый адаптационный период социальной жизни приемного ребенка, в процессе которого он усваивает ценностные ориентиры. Интегрирующий фактор для приемной семьи - ценностные ориентации родителей, являющиеся мощным механизмом социальной адаптации детей-сирот, определяющие динамику развития приемной семьи, перспективу ее развития, пути воспитания детей. Согласно исследованиям Р. В. Овчаровой, нравственные ценности объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития. Особенно это важно для приемной семьи, так как она является результатом объединения базисной семьи и ребенка-сироты в новую психологическую систему [1, с. 105].

Личностные ценности, согласно исследованиям А. Г. Асмолова, это устойчивые мотивационные образования или источники мотивации. Стабильная структура ценностных ориентаций определяет

такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей и др. [2, с. 143].

Ценностные ориентации приемных родителей, по мнению авторов, обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений родителей с социальным миром, детьми. Структура ценностных ориентаций приемных родителей включает следующие компоненты: когнитивный - это приоритетность нравственных целей родителей по отношению к приемным детям; эмоциональный -переживания, чувства приемных родителей по отношению к детям, показатель значимости нравственных ценностей для приемной семьи; поведенческий - реализация нравственных ценностей. Вместе с тем составляющие ценностных ориента-ций интегративно взаимосвязаны друг с другом, воздействуя друг на друга.

О. Г. Япарова, изучая социально-психологические детерминанты успешного родительства, выделяет следующие личностные характеристики: открытость, гибкость установок, терпимость, откровенность, эмоциональная стабильность и сниженная агрессивность [3, с. 27].

Проведенное в течение 2015-2016 гг. исследование было нацелено на определение специфики развития ценностных ориентаций у приемных родителей, выявление зависимости адаптации детей-сирот от уровня развития ценностных ориентаций и мотивации усыновления. Респодентами выступили 40 приемных родителей в возрасте от 27 до 60 лет и 30 приемных детей 6-15 лет. Исследование проводилось в адаптационный период вступления детей в приемную семью на базе центра развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «Семья» (г. Липецк).

Для исследования специфики развития ценностных ориентаций у приемных родителей был

С. В. Маркова, О. А. Подольская. Развитие ценностных ориентации у родителей.

использован ряд диагностических методик. Диагностика толерантности реализовывалась с использованием вербального фрустрационного теста (Л. Н. Собчик). Предлагаемая методика позволяет сопоставить проявляемую вовне агрессию со скрытой агрессией, дает возможность показать наиболее значимые ценности в ситуации фрустриро-ванности. Самоактуализационный тест (CAT) Э. Шострома применялся для определения ценностной ориентации, гибкости поведения и др. Позитивность в контактах между родителями и приемными детьми обеспечивает рефлексивность, определяющая отзывчивость, безоценочное принятие и понимание ребенка. Для определения уровня развития рефлексивности приемных родителей использовалась методика Е. Е. Рукавишниковой. Исследование родительских установок и реакций осуществлялось посредством методики PARI, позволяющей изучить отношение приемных родителей к разнообразным сторонам семейной жизни, отношение родителей к ребенку. Выделению ведущих мотивов родительства способствовал метод незаконченного предложения.

Следующее направление исследования предполагало изучение особенностей личностных проявлений детей-сирот во взаимодействии с приемными родителями. По исследованиям А. М. Прихожан, М. И. Стребелевой и др., для личностных проявлений детей-сирот характерны эмоциональные, коммуникативные нарушения, повышенная тревожность и др. Изучение уровня тревожности позволяет установить внутреннее отношение детей к проблемной ситуации, дает информацию о характере взаимоотношений с приемными родителями. Для исследования степени тревожности приемных детей по отношению к конкретной ситуации применялся тест, разработанный Р. Тэммел, М. Дорки,

B. Амен (США).

По исследования М. И. Буянова, Н. Д. Левитова, Я. Рейковского и др. у приемных детей отмечается отказ от активного проявления себя как следствие фрустрации. С целью выявления реакции на фрустрацию у детей-сирот использовался тест

C. Розенцвейга (модификация Н. В. Тарабриной) для детей от 4 до 15 лет. Цель исследования - выявление характеристик реакций ребенка на фрустрацию, позволяющее прогнозировать поведение ребенка в фрустрационных ситуациях.

Решения о значимости различий или взаимосвязей принимались на 1 % уровне (p < 0,01), при уровне значимости p < 0,01 отличия между признаками считались значимыми.

Согласно проведенным исследованиям, для успешных приемных родителей характерна устойчивая структура ценностных ориентаций, характеризующаяся такими качествами, как верность

принципам и идеалам. Выявлены независимость ценностей и поведения родителей от воздействия извне, умение принимать идеалы и ценности общества, активность жизненной позиции. Основные ценности успешных приемных родителей - это нравственность и кругозор. Таким образом, у приемных родителей обнаружена тенденция к постоянному развитию своих возможностей, гуманистическая направленность во взаимодействии с детьми. Успешные родители стремились взять на себя ответственность за судьбы приемных детей, применять конструктивные способы преодоления проблемных ситуаций, переживать настоящий момент жизни во всей полноте.

В целом для успешных приемных родителей характерны конструктивные аспекты мотивации усыновления, определяемые их ценностными ориента-циями. Отмечена потребность реализации себя в качестве родителей, желание подготовить ребенка к жизни, при этом учитываются его личностные особенности, индивидуальность. Приемные родители воспринимают ребенка-сироту таким, какой он есть, невзирая на прошлое, не сравнивая его с другими детьми.

Анализ ответов респондентов по методу незаконченного предложения показал, что одним из наиболее распространенных мотивов усыновления успешных приемных родителей является желание иметь большую и дружную семью. Эта мотивация носит позитивный характер, так как уровень личностной зрелости, опыт воспитания собственных детей, терпимость позволяют избежать многих ошибок, неоправданно высоких ожиданий от приемных детей. К числу конструктивных мотивов усыновления можно отнести желание родителей компенсировать собственный неудачный детский опыт посредством благополучного детства ребенка-сироты. Усыновление связывалось с желанием помочь ребенку быть счастливым, любить и заботиться о нем, установления гармонии в семье.

В теоретической концепции С. Шварца и В. Бил-ски ценности рассматриваются как некие (часто неосознаваемые) критерии выбора и оценки человеком своих поступков, а также оценки других людей и событий. Из трех универсальных человеческих потребностей (биологических нужд, согласованного социального поведения, выживания и благосостояния своей группы) авторы выделяют основные типы человеческой мотивации, определяющие направленность конкретных действий индивида.

Согласно исследованиям Н. П. Ивановой, Ж. А. Захаровой, В. А. Мищенко и др., в системе ценностных ориентаций приемных родителей происходят изменения, есть своя динамика и развитие. Детерминантами ценностных ориентаций прием-

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 12 (177)

ных родителей выступают деятельность, интересы, потребности и др. Ценностные ориентации осуществляют функции регуляции поведения и определения его цели, а также связывают в единое целое личность и социальную среду. Логика отношений между ценностями складывается из связей между мотивами поведения. Таким образом, конфликт или гармония между ценностями определяют стратегию поведения приемных родителей.

Выражая солидарность с исследователем Н. В. Скрипкиной, считаем, что при изучении ценностных составляющих социально-психологического взаимодействия взрослых с детьми необходимо исследовать направленность личности, которая проявляется в их ценностных ориентациях. Взрослые с положительным отношением к детям ориентированы на этические ценности, ценности общения и ценности принятия других людей [4, с. 23].

Основным профилем поведения успешных приемных родителей было понимающее отношение к детям, позволяющее принимать их такими, какими они есть. Преодолению раздражительности способствовали терпимость, любовь к детям, ориентирующие не на само действие ребенка, а на его причину. Любовь к приемному ребенку способствует усилению личностного в нем, его способности самоопределяться, вырабатывать самостоятельное отношение к различным сторонам действительности.

Фрустрируемыми ценностями успешных приемных родителей, по результатам вербального фру-страционного теста, являются нравственность, кругозор. Для этих родителей характерны такие реакции в ситуации фрустрированности, как стремление взять ответственность за преодоление конфликтной ситуации с детьми, эмоциональная устойчивость, стеничность, реализация своих потенциальных возможностей. Выявлено наличие взаимосвязей между выраженностью рефлексивности успешных приемных родителей и степенью тревожности у детей (г, = 0,53 прир < 0,01). Родители проявляли интерес к различным умениям ребенка, поддерживали их, включались в совместную деятельность, конструктивно разрешали конфликты, что способствовало установлению эмоционально близких отношений, снижению напряжения у детей. Отмечено улучшение поведения детей, повышение работоспособности, оптимизм, рост самооценки, устойчивый контакт с родителями.

Ключевыми ценностями неуспешных приемных родителей являются благополучие и внешний вид, что обусловливает их неспособность занимать аналитическую позицию к себе, поведению детей. Также недостатки развития рефлексивности затрудняли установление позитивных межличностных

контактов, проявление таких личностных качеств, как терпимость, отзывчивость. Необходимым условием социальной адаптации детей является благоприятный психологический климат, однако этому препятствуют выраженные агрессивные реакции приемных родителей. В процессе исследования выявлены сочетание эмоциональной возбудимости и спокойной формы реагирования. По результатам самоактуализационного теста шкала «принятие агрессии» соответствует 72 Т-баллам, что указывает на способность принимать свою агрессивность как естественное состояние. Итоги фрустрационного теста показали наличие состояния эмоциональной возбудимости, чередования противоположных по качеству психических состояний. Эта группа приемных родителей не проявляла способности видеть, выделять, ставить проблемы, принимать ответственные решения во взаимодействии как с кровными, так и с приемными детьми. Вместе с тем ответственность связана с такими личностными качествами приемных родителей, как способность предвидеть последствия своих поступков, пониманием ценностного уровня существенного. Согласно результатам исследования взаимосвязи между рефлексивностью приемных родителей и уровнем тревожности детей (г, = 0,75 прир < 0,01), преобладание отрицательных оценок поведения детей, желания родителей действовать по шаблону («наказать») приводило к искажению детьми представления о своей социальной полноценности, обусловливало повторение плохих поступков.

По результатам теста САТ у неуспешных приемных родителей отмечена неуверенность в своей правоте, безответственные поступки, комфор-мность. Ценностные ориентации этой группы родителей (благополучие, внешний вид) обусловливали соответствующую мотивацию усыновления: желание сохранить распадающийся брачный союз, попытка заменить приемным родного погибшего ребенка, страх одиночества, получение материальных выгод и др. В целом деструктивные мотивы коррелируют с уровнем развития ценностных ори-ентаций приемных родителей, являются показателем личностной незрелости. Многолетняя практика взаимодействия с приемными родителями показывает, что количество возвращения детей-сирот в интернатные учреждения чаще всего отмечается у неуспешных родителей. Так, одним из мотивов усыновления ребенка супружеской парой был «оброк» на рождение собственных детей. Как результат возвращение ребенка в интернатное учреждение, глубокая психическая травма у ребенка, неудачный социальный опыт. Рассмотрение содержания ответов этой группы родителей по методу «Незаконченное предложение» позволило выделить ведущий мотив усыновления - направлен-

С. В. Маркова, О. А. Подольская. Развитие ценностных ориентаций у родителей.

ность на себя. Таким образом, усыновление выступало как способ реализации в качестве родителей, преодоления ошибок воспитания кровных детей, средство решения личных проблем.

Таким образом, развитие ценностных ориента-ций у кандидатов в приемные родители, равно как и у потенциальных приемных родителей, коррелирует с мотивацией усыновления, обеспечивает воз-

можность для эффективной коррекции психологических и личностных нарушений у детей-сирот, создает условия для их успешной адаптации в приемной семье и социуме.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ и администрации Липецкой области, проект № 16-16-48008 а(р).

Список литературы

1. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Институт психотерапии, 2003. 319 с.

2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Академия, 2007. 258 с.

3. Николаева Е. И., Япарова О. Г. Навстречу ребенку. М.: Проспект, 2010. 88 с.

4. Скрипкина Н. В. Ценностные аспекты социально-психологического взаимодействия педагогов с детьми // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 22-26.

Маркова С. В., кандидат психологических наук, доцент. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина.

Ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770. E-mail: marckova.s2011@yandex.ru

Подольская О. А., ассистент кафедры дошкольного и специального образования. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина.

Ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770. E-mail: olesya_podolskay@mail.ru

Материал поступил в редакцию 18.05.2016.

S. V. Markova, O. A. Podolskaya

THE DEVELOPMENT OF PARENTS' VALUE ORIENTATIONS AS A CONDITION OF ADAPTATION OF CHILDREN-ORPHANS TO FOSTER CARE

Considers the problem of development of value orientations of adoptive parents. Offers a look at the structure of value orientations of successful and unsuccessful adoptive parents. It is believed that the level of development of value orientations of the parents determines the logic of the reasons for the adoption. The increase in the level of development of value orientations of the adoptive parents is associated with the specifics of adaptation and socialization of children-orphans. It is believed that the development of value orientations of adoptive parents not only ensures the efficiency of adaptation of children-orphans, but also contributes to their personal development.

Key words: value orientation, foster parents, adaptation, constructive aspects of motivation, destructive motivation.

References

1. Ovcharova R. V. Psikhologicheskoye soprovozhdeniye roditel'stva [Psychological support of parenthood]. Moscow, Institute of Psychotherapy Publ., 2003. 319 p. (in Russian).

2. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoye ponimaniye razvitiya cheloveka [Psychology of personality: cultural-historical understanding of human development]. Moscow, Akademiya Publ., 2007. 258 p. (in Russian).

3. Nikolaeva E. I., Yaparova O. G. Navstrechurebenku [Towards the child]. Moscow, Prospekt Publ., 2010. 88 p. (in Russian).

4. Skripkina N. V. Tsennostnye aspekty sotsial'no-psikhologicheskogo vzaimodeystviya pedagogov s det'mi [Value aspects of socio-psychological interaction of teachers with children]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 1 (166), pp. 22-26 (in Russian).

МжЬэта S. V.

Yelets State University named after Ivan Bunin.

Ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russia, 399770. E-mail: marckova.s2011@yandex.ru

Podolskaya O. A.

Yelets State University named after Ivan Bunin.

Ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russia, 399770. E-mail: olesya_podolskay@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.