ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НА УКИ
УДК 330 ББК 65.011.151
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
П.Э. ДРАЧУК, ФГБОУВОЮУрГАУ, г. Челябинск, Россия e-mail: ehvd@yandex.ru
Аннотация
Статья посвящена проблемам реформирования образования в соответствии с требованиями инновационной экономики. Автор рассматривает знания как стратегический фактор социально-экономического развития общества, его жизнеспособности и безопасности. Эффективная система передачи знаний определяет реальную возможность их использования в создании конкурентоспособной экономики.
Показано, что современные инновационные структуры в экономике способны обеспечить высокую конкурентоспособность путем генерирования, диффузии и использования знаний и инноваций для создания наукоемких продуктов и технологий. Обосновано, что экономика инновационного общества требует инновационных образовательных систем; система образования должна обеспечить подготовку специалистов, способных к инновациям, адаптации к социальным и экономическим изменениям, обладающих профессиональными и поведенческими компетенциями. Показано, что старые образовательные модели не успевают соответствовать происходящим изменениям, обнаруживают неэффективность перед решением проблем современного социально-экономического развития. Соответствующее реформирование российской образовательной системы происходит на основе принципов, обеспечивающих инновационный характер образования с использованием компетентностного и личностно-ориентированного подхода и инновационных образовательных технологий, удовлетворяющий требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества. Рассмотрены "образовательные услуги" и "рынок образовательных услуг", как экономические категории, показаны особенности их функционирования. К ним отнесены: роль обучающегося как получателя и одновременно производителя образовательного продукта, а также специфика самого продукта как нового качества человеческих ресурсов. Выявлены основные проблемы, связанные с рассогласованием рынка образовательных услуг и рынка труда, а также с финансированием системы образования.
Ключевые слова: знания, инновации, экономический кластер, конкурентоспособность, образование, образовательная услуга.
Актуальность. В современном мире преобладают новые тенденции, которые указывают на превращение знания в ключевой ресурс развития общества. Изменяются факторы развития экономики; все большее значение среди них приобретают факторы инноваций и распространения новых знаний. Знания становятся импульсом развития материального производства и сферы услуг, определяют в обществе уровень и качество жизни, здравоохранения, жизнеспособность общества. Экономика инновационного общества, основанного на знаниях, требует инновационных образовательных систем, способных обеспечить рост доли высококвалифицированных специалистов, условия для непрерывного образования граждан
и их адаптацию к социальным и экономическим изменениям.
Цель исследования. Рассмотреть свойства современных технологий образования в процессе предоставления образовательных услуг, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и личности.
Материалы и методы. Проведен анализ исследования причин принципиальных отличий современной системы образования от традиционной. Сформулирован экономический смысл понятия "образовательная услуга". Выявлено использование рыночных механизмов в формировании принципов и стратегий новой модели инновационного образования.
Результаты исследования. Важными тенденциями современной экономики являются превращение инноваций в основной источник развития и усиление роли человеческого капитала [7, 9]. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, известной как стратегия 2020, проанализированы проблемы и вызовы, стоящие перед российской экономикой и обществом. Одна из основных идей стратегии 2020 -задействование неиспользованных ранее факторов конкурентоспособности - высокого качества человеческого потенциала, научного потенциала.
Исследования показывают, что если ранее степень социально-экономического развития регионов оценивалась с точки зрения наличия материальных и природных ресурсов (полезные ископаемые, климат и т.д.), то в условиях инновационной экономики приоритетными становятся передовые технологии,
интеллектуальный капитал, социально-трудовые отношения, адаптированные к инновационному развитию [7, 9].
Современная экономика - это экономика знания. В рамках этой экономики знания трансформируются в высокотехнологичную продукцию, высококвалифицированные услуги. Потребность в передаче знаний, социализации личности, ее интеграции в общество обеспечивает система образования; как социальный институт она использует знание в качестве средства трансляции социального опыта.
Глобализация конкуренции, основанной на создании наукоемких продуктов и услуг, усиливает роль и определяет стратегию современного образования. По мере того, как традиционная индустриальная экономика в развитых странах трансформируется в информационную экономику (знаний), старые образовательные модели перестают соответствовать происходящим изменениям, обнаруживают неэффективность и даже беспомощность перед решением глобальных проблем. Это ведет к разрыву между существующим образованием и возрастающей динамикой социально-экономического развития [4]. Модели образования должны соответствовать развитию инноваций во всех сферах деятельности.
В современной экономике наиболее эффективными являются новые
интегрированные структуры - кластеры [9].
Кластер включает в свой состав предприятия, научно-исследовательские организации,
высшие учебные заведения. Особенностью кластеров является то, что для создания наукоемких продуктов и технологий они применяют генерирование, диффузию и использование знаний и инноваций, которые способны обеспечить высокую
конкурентоспособность в условиях
современного рынка. В конкурентной борьбе между странами за возможность первыми достичь результата преимущество получают те страны, где имеется современная эффективная система высшего образования. Эффективность кластеров связана также с характером взаимодействия всех структур, которые входят в его состав на основе партнерства, обмена знаниями, ноу-хау, перетока информации. Формирование новых знаний и их свободный переток внутри кластера - принципиально важный фактор его инновационности.
Дальнейшее развитие теории кластеров обусловлено потребностями повышения конкурентоспособности отдельных
предприятий, регионов, стран и международных интеграционных объединений, выявлением новых источников инновационного роста [1]. Известно, что развитие системы образования не успевает приспосабливаться к возрастающей динамике социально-экономического развития. Опыт создания и развития инновационных кластеров в экономике позволяет сформулировать некоторые стратегически важные концепции в образовании.
Прежде всего, наличие специалистов, не только обладающих профессиональными знаниями, но и способных генерировать новые идеи и обеспечивать их практическую реализацию - необходимый и решающий фактор развития экономики [3]. Они должны обладать способностями к инновациям, высокой степенью адаптации в условиях неопределенности, способностью воспринимать и критически осмысливать новую информацию, обмениваться ею, обладать поведенческими компетенциями, способностью работать в команде. Все эти качества приобретаются как в образовательной среде, в процессе обучения, так и во внешней среде, но роль образования, как института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуального потенциала общества, является определяющей [6]. Важно, чтобы образовательный процесс по своим формам, методам и содержанию соответствовал
требованиям приоритетного развития творческих способностей обучаемых, их личностного развития, проявляющихся в самостоятельном, критическом и проектном мышлении, без чего невозможна инновационная деятельность в профессиональной сфере. Рассмотрим, каков механизм реализации этих требований.
В результате рыночных преобразований появились новые понятия и категории, в том числе такое понятие, как образовательная услуга. Она не является чисто рыночной в силу ее высокой социальной значимости, и до настоящего времени исследователи не пришли к единому мнению относительно сущности образовательной услуги как экономической категории. В этом случае производится специфическая продукция - новое качество человеческих ресурсов [3, 10].
Образование как отрасль социальной сферы производит такой некоммерческий продукт, как знания и навыки потребителей данных услуг. Но в условиях рыночной экономики деятельность системы образования, обеспечивающей воспроизводство интеллектуального потенциала общества, выступает как образовательная услуга.
Услуга - это "согласованный процесс взаимодействия, поскольку она является не только совокупностью действий (воздействий), направленных провайдером на потребителя, но и совокупностью ответных реакций потребителя на эти действия" [10].
Данная модель передаёт суть взаимодействия производителей и потребителей
образовательных услуг. Обучающиеся (студенты) - это не просто "получатели" образовательного продукта, но и его непосредственные "производители". От их действий и возможностей зависит результат обучения.
Деятельность образовательного учреждения, посредством которой удовлетворяется и прогнозируется спрос разных социальных групп на образовательные услуги, происходит в рамках рынка образовательных услуг. Этот рынок представляет собой систему учреждений, организаций и индивидов, имеющую необходимую инфраструктуру и методическое обеспечение для удовлетворения
специфической потребности человека -потребности в знаниях, которая подчинена законам спроса, предложения и стоимости.
Продуктом такой деятельности должны быть личностные изменения, сформированные знания, развитые способности обучаемых и профессиональные компетенции.
Таким образом, образовательное учреждение является субъектом рынка, отличающегося от других субъектов тем, что в создании его продукта (образовательных услуг)
непосредственно участвуют потребители. От их личной активности зависит, достижение намеченного результата.
Поведение потребителей образовательных услуг имеет свои особенности - это личное принятие, освоение, интериоризация не только интеллектуальных и культурных ценностей, но и процессов общения, получаемых при взаимодействии с образовательной средой. Этим оно отличается от коммерческого поведения потребителей, направленного на поиск, выбор и принятие решения о приобретении товара [8, 10].
Концепция бизнеса в сфере услуг, основанная на партнёрских взаимоотношениях с потребителем, адекватна задачам
эффективности взаимодействия в
образовательном процессе.
Таким образом, образовательные услуги как экономическая категория, несмотря на их особенности, выявляют черты, присущие бизнесу в сфере услуг, к ним применимы приёмы, которые традиционно используются в различных сферах бизнеса: приемы взаимодействия, развития, конкуренции, формирования имиджа и продвижения услуг [10].
Основные принципы эффективного функционирования системы высшего образования в новом XXI веке были сформулированы на состоявшемся в 1988 г. в Пекине международном семинаре ЮНЕСКО "Современная политика в области реформ высшего образования" и соответствуют целям Болонского процесса и российской государственной политики в области образования, заявленной в Стратегии-2020 в соответствии с требованиями социально-экономического развития и современной инновационной экономики. Среди них принципы опережающего обучения,
гуманизации, индивидуализации, непрерывного образования, обеспечение инновационного характера образования, в т.ч. формирование инновационной культуры. В свою очередь, обеспечение инновационного характера
образования происходит на основе компетентностного подхода, личностно-ориентированного подхода, инновационных образовательных технологий.
В соответствии с этими стратегиями и принципами происходит реформирование системы высшего профессионального образования в стране. Тем не менее, в российском образовании существует ряд нерешенных проблем.
Имеет место рассогласование таких важных компонентов, как рынок образовательных услуг, с одной стороны, и рынок труда - с другой. Нестабильность и непрогнозируемость социально-экономической ситуации затрудняют адекватное формирование профессиональной структуры подготовки специалистов. Крайне слабые связи с работодателями, неразвитость рынка труда не позволяют привести образование в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы, с трудоустройством выпускников. По некоторым направлениям профессиональной подготовки большая часть выпускников вузов не работает по специальности. Причины - кризис перепроизводства, кризис качества образования либо резкое изменение структуры спроса на отдельные профессии. В итоге выпускники не могут в полной мере реализовать свои жизненные стратегии.
Еще одно следствие несовершенства рынка труда проявляется, как проблема "функциональной неграмотности" [2]. Это выражается как неспособность работника применять в профессиональной деятельности полученные знания вследствие резко возросшей социальной динамики: развития и смены технологий, структурных изменений в экономике. В результате этого приобретенные профессиональные знания устаревают, теряют актуальность; возникает необходимость дополнительного обучения. Это требует сформированной системы непрерывного образования как способа преодоления возникших социальных и образовательных проблем.
Для перехода к новой модели и повышения качества образования нужны серьезные государственные инвестиции. Приоритеты, провозглашенные в программных документах, связанных с образованием и инновациями, позволяют решить указанные проблемы, но это требует направления средств в образование и научные исследования. Недостаточность
бюджетного финансирования учебных заведений влияет на их нормальное функционирование, вызывает отток научных кадров. Необходимо вовлечение в поиск источников финансирования всех участников образовательной деятельности. Что касается экономики, то если установленные показатели к 2020 году не будут достигнуты, то российские предприятия не смогут конкурировать по уровню эффективности с компаниями развитых стран [5].
Выводы.
1. Экономика инновационного общества, основанного на знаниях, требует инновационных образовательных систем, способных обеспечить ее высококвалифицированными специалистами, готовыми к адаптации к социальным и экономическим изменениям.
2. Глобализация конкуренции в процессе создания наукоемких продуктов и услуг усиливает роль и определяет стратегию современного образования. Требуются специалисты, не только обладающие профессиональными знаниями, но и способные генерировать новые идеи и обеспечивать их практическую реализацию. Они должны обладать способностями к инновациям, к критическому анализу информации, обладать поведенческими компетенциями.
3. Старые образовательные модели не успевают соответствовать происходящим изменениям, обнаруживают неэффективность перед решением глобальных проблем.
4. В условиях рыночной экономики деятельность системы образования выступает как образовательная услуга, т.к. обеспечивает потребности общества в воспроизводстве интеллектуального потенциала. Ее особенность состоит в том, что обучающиеся - это не просто получатели образовательного продукта, но и его непосредственные производители. В этом случае производится специфическая продукция - новое качество человеческих ресурсов.
5. Деятельность образовательного учреждения, происходит в рамках рынка образовательных услуг. Этот рынок имеет необходимую инфраструктуру для удовлетворения специфической потребности человека - потребности в знаниях.
6. Поведение потребителей образовательных услуг имеет свои особенности, т.к. основано на личном принятии производителя и потребителя.
7. Образовательные услуги как экономическая категория выявляют черты, присущие бизнесу в сфере услуг, к ним применимы приёмы, которые традиционно используются в сфере бизнеса.
8. Основные принципы эффективного функционирования системы высшего образования, сформулированные в соответствии с требованиями социально-экономического развития общества, известны как принципы опережающего обучения, гуманизации и индивидуализации и непрерывного образования. Они позволяют обеспечить его инновационный характер при реализации компетентностного и личностно-
ориентированного подхода с использованием инновационных образовательных технологий.
9. В соответствии с этими стратегиями и принципами происходит реформирование системы высшего профессионального образования в стране. Основные проблемы на пути этих реформ связаны с несогласованностью рынка образовательных услуг и рынка труда, их решение сопряжено с необходимостью формирования систем непрерывного образования. Успешность развития новой модели образования остро зависит от финансирования; необходимы поиски источников финансирования, одним из которых может быть частно-государственное партнерство.
Список литературы
1. Андреев В. Инновационное развитие экономики России в условиях глобальной конкуренции [Электронный ресурс] /В. Андреев. - URL: http://www.iep.ru/files/text/other/12_andr.pdf
2. Гаврилюк В.В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности / В.В. Гаврилюк // Социологические исследования. - 2006. - № 12. - c. 105-110.
3. Гапоненко А.Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал /А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. - Москва: Эксмо, 2008. - 400 с.
4. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика /Б.С. Гершунский. -Москва: Флинта; Наука, 2003. - 768 c.
5. Горшенин В.П. Организационные инновации и их роль в переходе к экономике знаний / В.П. Горшенин, Ю.Ю. Резепин //Вестник ЮУрГУ. - 2014. - Т. 8, № 3. - с. 30-33.
6. Ракитов А.И. Роль высшей школы в создании системы национальной инновационной экономики / А.И. Ракитов // Науковедческие исследования. - 2004. - с. 7-27.
7. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - Москва: ООО "Издательство ACT", 2004. - 560 c.
8. Третьяк О.А. Отношенческая парадигма современного маркетинга. Хрестоматия: маркетинг взаимоотношений / О.А. Третьяк //Рос. журн. менеджмента. - 2013. - Т. 11, № 1. - с. 41-62.
9. Фишер М. Инновации, создание знания и инновационные системы / М. Фишер // Синергия пространства: региональные инновационные системы, кластеры и перетоки знания: сб. статей. - Смоленск: Ойкумена, 2012. - с. 88106.
10. Челенков А. Конкурентоспособность на рынках интеллектуального сервиса /А. Челенков, М. Орлова //Маркетинг. - 2012. - № 5. - с. 91-105.
THE ROLE OF EDUCATION IN CREATING AN INNOVATIVE ECONOMY
P.E. DRACHUK, SUSAU, Chelyabinsk, Russia e-mail: ehvd@yandex.ru
Abstract
The article is devoted to problems of reforming education in accordance with the requirements of innovative economy. The author considers knowledge as a strategic factor of socio-economic development of society, its viability and security. Effective knowledge-sharing system determines the real possibility of their use in the creation of a competitive economy.
It is shown that modern innovation structures in the economy are able to provide high competitiveness through the generation, diffusion and use of knowledge and innovation to create high-tech products and technologies. It is proved that innovation-driven economy society demands innovative educational systems; the education system should provide training for professionals able to innovate, adapt to social and economic changes, with professional and behavioral competencies. It is shown that the old educational models fail to conform to these changes and find inefficiencies before challenges of contemporary socioeconomic development. Appropriate reform of the Russian educational system is based on the principles of providing the innovative nature of the education competency-based and student-centered approach, using
innovative educational technologies that meet the requirements of modern innovative economy and development of personality. Considered "educational services" and "education market" as an economic category, the peculiarities of their functioning. These are as follows: the role of learner as recipient, and at the same time the producer of the educational product, as well as the specifics of the product itself as a new quality of human resources. The main problems associated with the misalignment of the educational services market and labor market, and the financing of the education system.
Keywords: knowledge, innovation, economic cluster, competitiveness, education, educational services.