Научная статья на тему 'Кластерный подход как основа создания особой формы инновации совокупного инновационного образовательного продукта: теоретические и методологические аспекты'

Кластерный подход как основа создания особой формы инновации совокупного инновационного образовательного продукта: теоретические и методологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ОТРАСЛЕВЫЕ КЛАСТЕРЫ / СОВОКУПНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ КЛАСТЕРА / VOCATIONAL TRAINING / POLITICAL-ECONOMIC ANALYSIS / BRANCH CLUSTERS / CONSOLIDATED INNOVATIONAL PRODUCT / GENERALIZED CLUSTER MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большаков Н. М., Жиделева В. В.

Статья посвящена теоретико-методологическим вопросам определения сущности, роли и места качества образовательных услуг в современной системе профессионального образования. На основе объективных экономических законов и закономерностей проведен политико-экономический анализ системной взаимосвязи качества образовательных услуг и производительности общественного труда в образовательной сфере. Выделены общие черты субъектов отраслевых образовательных кластеров, позволяющие создать особую форму инновации совокупный инновационный образовательный продукт. Предложена новая модель кластера, дающая возможность предсказывать характеристики продуктов инновации в сложных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH AS A BASIS FOR THE CREATION OF SPECIAL FORM OF INNOVATION CONSOLIDATED INNOVATIONAL EDUCATIONAL PRODUCT: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

The paper deals with theoretical-methodological problems of defining the essence, role and place of the quality of educational services in the modern system of vocational training. On the basis of objective economic laws and regulations the political-economic analysis of the system interrelations of the quality of educational services and productivity of social activities in the educational sphere is carried out. Common features of subjects of the branch educational clusters are singled out, which help to create a special form of innovation a consolidated innovational educational product. A new cluster model is proposed, which enables us to predict the characteristics of innovation products in complex systems.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход как основа создания особой формы инновации совокупного инновационного образовательного продукта: теоретические и методологические аспекты»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 630.64 (470.13)

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ФОРМЫ ИННОВАЦИИ - СОВОКУПНОГО ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ*

Н.М. БОЛЬШАКОВ, В.В. ЖИДЕЛЕВА

Сыктывкарский лесной институт, г. Сыктывкар [email protected]

Статья посвящена теоретико-методологическим вопросам определения сущности, роли и места качества образовательных услуг в современной системе профессионального образования. На основе объективных экономических законов и закономерностей проведен политико-экономический анализ системной взаимосвязи качества образовательных услуг и производительности общественного труда в образовательной сфере. Выделены общие черты субъектов отраслевых образовательных кластеров, позволяющие создать особую форму инновации - совокупный инновационный образовательный продукт. Предложена новая модель кластера, дающая возможность предсказывать характеристики продуктов инновации в сложных системах.

Ключевые слова: профессиональное образование, политико-экономический анализ, отраслевые кластеры, совокупный инновационный продукт, обобщенная модель кластера

N.M. BOLSHAKOV, V.V. ZHIDELEVA. CLUSTER APPROACH AS A BASIS FOR THE CREATION OF SPECIAL FORM OF INNOVATION - CONSOLIDATED INNOVATIONAL EDUCATIONAL PRODUCT: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

The paper deals with theoretical-methodological problems of defining the essence, role and place of the quality of educational services in the modern system of vocational training. On the basis of objective economic laws and regulations the political-economic analysis of the system interrelations of the quality of educational services and productivity of social activities in the educational sphere is carried out. Common features of subjects of the branch educational clusters are singled out, which help to create a special form of innovation - a consolidated innovational educational product. A new cluster model is proposed, which enables us to predict the characteristics of innovation products in complex systems.

Key words: vocational training, political-economic analysis, branch clusters, consolidated innovational product, generalized cluster model

В настоящее время соотношение спроса и предложения в сфере высшего профессионального образования смещается в сторону предложения. Другим по значимости противоречием, как отмечено в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. [1], является «несогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда». В традиционном толковании под услугой понимаются

* Статья печатается в порядке постановки вопроса об оценке образовательных услуг.

действия (или деятельность), совершаемые одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица (или лиц).

С разработкой новой экономической модели -креативной экономики - появилась возможность глобального тиражирования образовательной услуги как нематериального экономического продукта [2], которая приведет к дальнейшему обострению противоречий. Все большую роль будут играть финансовые составляющие конкуренции национальных образовательных систем, основанной на непрерывных инновациях. Эта конкуренция обеспечивает решительное сокращение затрат или повы-

шение качества. Именно она будет угрожать российским университетам вплоть до полного банкротства.

Такой сложной экономической категорией, как качество образования, являющейся теоретическим выражением общественных отношений, эффективно управлять можно только за счет нормативного финансирования с измеряемыми показателями. Поэтому нам представляется необходимым привлечь внимание к проблемам повышения потребительной стоимости и качества образовательных услуг, их значения в образовательной практике; показать важность их учета в стратегии реформы образования, особенно в современный труднейший переходный период к новым социальноэкономическим отношениям в сфере образования.

Известно, что К. Маркс после опубликования первого тома «Капитала» отмечал, что самым лучшим в его книге является подчеркнутый уже в первой главе двойственный характер труда, смотря по тому, выражается ли он в потребительной стоимости или в меновой стоимости - на этом, как он подытоживал, основывается все понимание фактов [3].

В настоящих условиях, когда необходимо обоснование системы мер по приведению в соответствие стоимостных и деятельностных пропорций (соответствующих требованиям ФГОС), воплощенная в потребительной стоимости товара [4] диалектическая взаимосвязь двух видов труда - образовательной услуге и затратах совокупного общественного труда на ее производство - требует более глубокого теоретического исследования. Без этого, на наш взгляд, будет сложно реализовать концепцию формирования современной инновационной образовательной сферы. Во многих своих работах К. Маркс придавал большое значение потребительной стоимости как важнейшей экономической категории. Можно, к примеру, привести следующее заключение: «Потребительная стоимость сама играет роль экономических отношений. Где она играет эту роль, вытекает из самого анализа рассматриваемых отношений... Здесь мы снова имеем пример того, как потребительная стоимость как таковая приобретает экономическое значение» [5].

Сущность и главную характеристику потребительной стоимости выражает качество продукции (услуг), которое имеет примерно такое же различие с последней, как стоимость товара (услуг) и уровень затрат необходимого общественного труда на единицу продукции (услуг). Не случайно и в классическом определении стоимости товара качество присутствует и влияет на его смысл и полноту: «.стоимость всякого товара определяется тем рабочим временем, которое требуется для производства товаров нормального качества» [6].

Таким образом, уже в «Капитале» заложены основы методологии исследования такой сложной экономической категории, как качество продукции (услуг). В самом деле, так как нормальное качество образовательных услуг опосредует процесс сведения индивидуальных затрат труда к общественно необходимым, то отсюда следует важнейший вывод: нормальное качество образовательных услуг -

это уровень общественно необходимого качества, определяемого уровнем развития производительных сил общества и соответствующим ему уровнем развития потребностей людей.

Когда господствуют условия конкуренции производителей образовательных услуг, пропорции при товарообмене регулируются не только общественно необходимыми затратами труда, но также и общественно необходимым качеством продуктов производства (образовательных услуг). Оказывается в выигрышном положении образовательное учреждение, которое производит товар (услуги) выше уровня общественно необходимого качества, поскольку имеет возможность реализовывать на рынке услуг высшего профессионального образования услуги повышенного качества в силу повышенного спроса на них по более высоким ценам. При прочих равных обстоятельствах образовательное учреждение, производящее услуги ниже общественного необходимого качества, оказывая, скажем, услуги устаревшего компетентностного уровня, терпит убытки, так как вынуждено реализовывать свои услуги по относительно заниженным ценам или вообще в силу отсутствия спроса на услуги заниженного качества может их не реализовать. Конечно, это всего лишь схематическое изображение, дающее общее представление о ведущих закономерностях в соотношении между качеством образовательных услуг и их меновой стоимостью. При этом единство этих двух сторон образовательных услуг как товара принимается как данность. На практике же все обстоит сложнее, ибо это единство является таким результатом образовательного процесса, который надо всякий раз обеспечивать заново. И там, где это организовано и поставлено лучше, образовательное учреждение работает эффективнее и является более конкурентоспособным.

Вот почему важно не уповать на автоматизм действия рыночных рычагов, а формировать и включать в действие систему регулирования (управления) соотношений и пропорций между потребительной ценностью и стоимостью объема образовательных услуг - между качеством и ценами услуг. В отличие от стоимости ценность синтезирует в себе, во-первых, значимость образовательных услуг (во всей их возможной многогранности) для удовлетворения потребности человека и, во-вторых, затраты труда человека (в денежном выражении - цена услуг) на приобретение данной услуги.

В настоящее время наглядно видно, к чему привел отказ от всякого регулирования этих основополагающих положений наше профессиональное образование. Теперь надо исправлять ошибку, отходить от допущенных крайностей. Нашей стране, по оценкам академика Е. Примакова [7], нужен финансовый рывок в обеспечении образования для сокращения разрыва с развитыми странами. Так, например, в США в 2010 г. на образование тратили 3, 6 тыс. долл. на душу населения, в Японии -

1,5 тыс., в России - всего 400 долл.

Современный опыт свидетельствует, что успеха добиваются те страны, которые на первое место ставят качество продукции (услуг). Так, японская продукция (услуги), как правило, отличается

высоким качеством. В развитии профессионального образования в Японии отводят безусловный приоритет повышению соотношения «качество/цена», благодаря чему и увеличивают свою долю в глобальном тиражировании продукции (услуг). Сегодня потребитель все больше внимания уделяет такому «неценовому» фактору, как качество. Острие конкурентной борьбы на рынке услуг высшего профессионального образования сдвигается в сторону конкуренции по качеству. Теперь работа по совершенствованию качества, в том числе и образования, является в Японии задачей общенационального масштаба и решается в общенациональном масштабе, исходя из чего и выстраиваются образовательная политика государства и система регулирования общественного воспроизводства.

Надо признать, что в современных условиях под воздействием НТП и новых организационных и экономических форм обобществления (федеральных и национальных исследовательских университетов, университетских комплексов, кластеров, сетевых структур и др.) произошел важнейший сдвиг: качество образовательных услуг стало одним из определяющих факторов расширенного воспроизводства. Отсюда следует, что в развитии общественного производства образовательной сферы наряду с всеобщим законом повышающейся производительности труда (снижения образовательных ресурсов) действует четко выраженная тенденция систематического возрастания качества продукции (образовательных услуг).

Качество образовательных услуг можно рассматривать в двух аспектах. В обыденном смысле под качеством образовательной услуги понимается ее соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта. В более широком смысле качество образовательных услуг означает процесс повышения потребительной стоимости услуг в связи с совершенствованием потребностей людей, общества и бизнеса. В этом воспроизводственном по своей сути процессе происходит модернизация существующих потребительных стоимостей, исчерпание возможностей старых и создание новых образовательных услуг, соответствующих уровню современных потребностей и требований к качеству образования. При этом образовательные потребности в современном быстро изменяющемся обществе носят все более и более комплексный характер, и для их удовлетворения необходимы взаимодействие, взаимодополнение друг другом многих потребительных стоимостей разных уровней (ступеней) образования: общего среднего, начального профессионального (НПО), среднего профессионального (СПО) и высшего профессионального (ВПО). Отсюда следует, что совершенствованию и росту образовательных потребностей людей должно отвечать совершенствование всей системы производимых образовательных услуг, в том числе каждой отдельной услуги как элемента этой системы.

В масштабе общественного производства, в том числе и образовательной сферы, действует объективная необходимость поддержания соответствия между систематическим улучшением качества и

структуры общественной стоимости (номенклатуры образовательных услуг) и динамикой снижения затрат общественного труда (образовательных ресурсов) на производство единицы полезного эффекта (потребительной стоимости) совокупного конечного продукта (образовательной услуги). Данную объективную закономерность можно сформулировать и таким образом: общественно нормальному уровню качества образовательных услуг соответствует уровень общественно необходимых затрат труда (образовательных ресурсов) на их производство.

Указанные экономические законы и закономерности определяются системной взаимосвязью (синтезом) и взаимодействием качества образовательных услуг и производительности общественного труда в образовательной сфере (снижением образовательных ресурсов). Приведение нашей образовательной политики и системы образования в соответствие с ними приобретает актуальное значение. К сожалению, учреждения высшего профессионального образования поставлены сейчас в такие условия, когда экономически выгоднее и прибыльнее не думать об использовании в своей образовательной практике объективного закона повышения качества (потребительной ценности) образовательных услуг, когда они допускают иной, ставший теперь накатанным способ получения доходов - посредством снижения качества услуг и роста цен. Понятно, что этот путь разрушает расширенное воспроизводство образовательных услуг и систему образования страны. Тем не менее, он сохраняется и это является главным препятствием на пути вывода профессионального образования из кризисной ситуации.

В последние годы получил развитие научный подход к исследованию системных резервов повышения качества образовательных услуг, основанный на целостном восприятии единого образовательного пространства. В его рамках рассматривается проблема целостной совокупности образовательных учреждений, их способности к саморазвитию через этапы интеграции и дифференциации, конкуренции и кооперации. В современном образовании с выраженными тенденциями глобализации, которые определяют прогрессивные синтетические модели пространственной организации, одной из перспективных организационных форм создания инновационного образовательного пространства региона представляется формирование образовательных кластеров, таких, например, как развивающийся образовательный кластер Республики Коми в области лесного дела [8].

Анализ развития образовательных кластеров не возможен без опоры на фундаментальную теоретическую базу. Для оценки развития образовательного продукта, рассматриваемого как результат деятельности всех субъектов кластера в целом, необходимо использовать понятие парадигмы (модели мышления). Данное понятие многозначно. Но один из основных смыслов этого понятия - мировоззренческие основания научного знания «совокупность наиболее общих представлений о рациональном устройстве инновационного образовательного продукта». Это понятие описывает

переход его с низших уровней на высшие. Это процесс приращения компетенций, добавления новой компетенции к уже имеющимся. В политикоэкономическом анализе важно видеть общие черты субъектов образовательных кластеров, дающие возможность объединить их в единый всеобщий процесс инновационной деятельности, связанный с кластерной системой распространения новых знаний и технологий в сфере образования, науки и производства, результатом которой станет создание особой формы инновации - совокупного инновационного образовательного продукта. Это, во-первых, постоянное движение новых форм образования как ответ современным тенденциям развития общества (потребность в новых образовательных услугах, появление большого количества междисциплинарных связей) при первостепенном значении потребительной стоимости образовательных услуг по отношению к текущим затратам труда. Во-вторых, в связи с многообразной потребностью образовательных услуг, они, переходя с различных уровней, из отдельных образовательных учреждений воплощаются не в единичные потребительные стоимости образовательных услуг (многое), а в особую форму инновации - совокупный инновационный образовательный продукт как комплекс социально-образовательных благ (единое). Здесь единое и многое есть логически необходимое противоречие, антиномия, ибо одно не может быть без многого и требует его, а многое есть тоже нечто единое. Это противоречие логически синтезируется в новой категории, именно в кластере как в целом. Таким образом, кластер как «целое» есть диалектический синтез «одного» и «многого». Выделение в совокупном инновационном образовательном продукте кластера двух начал - одного и многого - непосредственно вскрывает сущность, прокладывая путь к его глубинному познанию.

Чем большая сумма образовательных благ будет создана при одной и той же величине образовательных ресурсов, тем рациональнее кластер использует объединенный ресурсный потенциал, если при этом в течение перспективного периода сокращается величина затрат на единицу потребительной стоимости.

Для всего национального образования в целом с его разнообразными потребностями главное значение имеют не отдельные социально-образовательные блага и величины затрат на них, а вся совокупность потребительных стоимостей, посредством превращения в которые происходит движение образовательных ресурсов. Его интересуют в первую очередь также общественно необходимые затраты труда на всю совокупность произведенных образовательных благ. Поэтому, как нам представляется, ресурсно-образовательному потенциалу должна быть отведена как в теории, так и в практике современной экономики образования исключительно важная роль. В системе образовательных благ и услуг, а не в отдельном благе выражается характер взаимосвязей общества с государством. Он должен являться одним из основных пунктов, по поводу которого возникают социальные отношения

Образова-тельно-ресурсный цикл

и исходным в организации социально ориентированного образования. Фактическое подтверждение данному тезису авторы находят не столько в завершенных преобразованиях, сколько в тенденции развития. Здесь можно говорить о попытках создания отраслевых образовательных кластеров [9, 10], хотя главной формой первичного звена по-прежнему могут оставаться федеральные, национальные исследовательские университеты. Но в то же время следует иметь в виду, что наше образование в целом не достигло того уровня обобществления, который с точки зрения теории должен быть присущ рыночному хозяйству. Вероятно, это касается и его главного звена. На основе выше изложенного образовательно-ресурсный цикл можно представить как единство движения потребительной стоимости образовательных услуг и труда:

Движение образовательных услуг

(потребительные стоимости) Поток общественного труда (общественно необходимые затраты)

Поток общественного труда - это совокупный фонд рабочего времени, планомерно направляемый на производство необходимых потребительных стоимостей образовательных услуг.

В современных условиях появляется настоятельная необходимость определения разумных потребностей в образовательной отрасли, формирования стратегических целей образовательной политики с постепенным к ним приближением посредством все большей рационализации образовательноресурсных элементов. Главным ориентиром должен быть рост качества жизни общества при заданных параметрах образовательной ресурсной базы.

Все усилия по развитию качества национального образования будут определяться экономическими соображениями и потребностями общества, т. е. затратами, на которые готово пойти общество. Экономические потребности общества выступают определяющей силой, вызывающей к жизни новый этап обобществления производства, включая и сферу образования.

Нормирование качества образовательных услуг не только сохраняет свою значимость, но в условиях глобального образовательного рынка становится совершенно необходимым. Теперь нормы нужны, чтобы определить положение субъекта системы национального образования на глобальном образовательном рынке, т.е. знать, есть ли шансы при соответствующих общественно-необходимых затратах образовательных ресурсов иметь на рынке положительный результат. Без такого знания нельзя рассчитывать на успех. Возможно «вытеснение» отечественных университетов иностранными, причем в глобальном масштабе «университетами из сети». Ведь с нормативами связано самое важное в рыночных условиях - финансирование. Социально-экономическое содержание понятия «кластер» образуется путем соединения философского понятия кластера как биполярной системы (закон единства и борьбы противопо-

ложностей), в которой находятся в равновесии два противоположных начала: единое и многое, и социально-экономического результата деятельности его субъектов в форме совокупного инновационного образовательного продукта как комплекса социально-образовательных благ.

Таким образом, проблему образовательного кластера можно определить, пользуясь дуализмом Декарта, как достижение магической формулы, каковую все мы ищем: ПЛЮРАЛИЗМ = МОНИЗМ. Такая разнородная сеть образовательного кластера («ткань из лоскутов») противоположна центрированной системе, и в то же время она формирует особое видение образовательного кластера, особый «монизм», выражающийся в создании особой формы инновации - совокупного инновационного образовательного продукта.

Представленная модель дает возможность в общем случае предсказать морфологические характеристики продуктов инновации в сложных системах на основе полного описания дуальных характеристик среды и происходящих в ней процессов.

Оптимизация единства движения потребительной стоимости и общественных образовательных ресурсов связана с соблюдением некоторых наиболее общих условий, входящих в состав отношений системности. Во-первых, необходимо отойти от представления о разной значимости образовательных уровней (ступеней). В процессе движения образовательного продукта ни один из уровней не должен рассматриваться главным в ущерб другим. Во-вторых, в рамках единства движения потребительной стоимости и образовательных ресурсов общественные затраты на каждую потребительную стоимость не обязательно надо стремиться снизить. Важен конечный результат - минимум на весь образовательный процесс. И, в-третьих, территориальные образовательные учреждения должны организовать единство движения потребительной стоимости и общественных затрат, исходя из интересов населения, а не ведомств и первичных образовательных звеньев. Следует иметь в виду, что в конечном счете эта деятельность служит повышению эффективности народного хозяйства посредством улучшения социальных условий его функционирования.

Относительно соблюдения закона повышающегося качества образовательных услуг росту производительности общественного труда (снижающимся затратам образовательных ресурсов на подготовку специалистов) следует заметить, что возможность увеличения прибыли за счет роста цен и инфляции не только не способствует повышению качества образовательных услуг, но и порождает практику завышения затрат на их производство. Дело в том, что финансовое благополучие коллективов вузов может достигаться сейчас даже при сокращении численности студентов и снижении качества образовательных услуг - путем повышения платы за оказание образовательных услуг. Создание посреднических структур непомерно увеличивает издержки обращения образовательного капитала, которые вызывают увеличение контрактных цен. Но хуже всего то, что отмеченное выше

все больше ослабляет стимулы образовательной деятельности, а центром коммерческого образования делает спекулятивный оборот в сфере обращения. Именно в этой сфере образуются большие капиталы, за которыми не стоит прирост интеллектуального богатства общества.

В свое время К. Маркс отмечал, что издержки обращения возмещаются за счет прибавочного продукта общества. Но сейчас, при отсутствии реальной конкуренции, чистые издержки обращения, доходы от коммерциализации образования, извлекаемые в сфере обращения, возмещаются за счет необходимого продукта, вследствие чего происходит снижение уровня жизни населения. Выходом из этого состояния, которое мешает подъему образования, в перспективе реально может стать переход к новой системе государственного регулирования образования через рейтинговое управление. Отсюда государственная программа, которую необходимо разработать в связи с принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации» [11], целью развития профессионального образования должна поставить рост качества жизни населения на основе роста совокупного инновационного образовательного продукта. В итоге повышение качества образования будет служить важным источником увеличения производства и производительности общественного труда.

Литература

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы / Утв. Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61. Электронный ресурс. Режим доступа: www.fcpro.ru).

2. Абрамов Е.Г. Мы вошли в эпоху креативной экономики // Российское предпринимательство. 2012. № 2. С. 72-78.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 31. С. 277.

4. Будажанаева Д. Ц.-Д. Особенности и проблемы развития регионального рынка услуг высшего профессионального образования // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 10 (193). С. 60-64.

5. Маркс. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26, ч. III. С. 260; Т. 46, ч. II. С. 149.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 84.

7. Примаков Е. Идеи дороже денег // Российская газета. 2013. 16 янв. С. 5.

8. Большаков Н.М., Жиделева В.В. Обобществление региональной образовательной сферы как фактор повышения конкурентоспособности // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2009. № 1 (38). С. 78-85.

9. Глыбочко П., Свистунов А., Фомин В. Инновационный образовательный кластер «Юный сеченовец»// Вузовский вестник. 2012. № 21 (165). 1-15 нояб.

10. По кластерному типу // Лесная газета. 2013. № 2 (янв.).

11. Федеральный закон «Об образовании в Россий-

ской Федерации» от 29.12.2012 г. № 2730-ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: //

http. pravo. gov.ru.

Статья поступила в редакцию 05.03.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.