ISSN 2311-8709 (Online) Стоимость бизнеса
ISSN 2071-4688 (Print)
КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СОВОКУПНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА НОВОЙ КЛАСТЕРНОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ*
Николай Михайлович БОЛЬШАКОВ
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Сыктывкарский лесной институт (филиал), Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова, Сыктывкар, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 08.04.2016 Принята в доработанном виде 01.09.2016 Одобрена 19.09.2016
УДК 378:37.02 JEL: J24, 035, 038
Ключевые слова: кластерная модель, инновационные ценности, образовательный кластер, образовательные продукты
Аннотация
Предмет. Проблема современного образования заключается в разрыве ценностей образования и бизнеса, отсутствии согласования между экономической эффективностью и социальным прогрессом. Классическая модель рыночных отношений не в состоянии разрешить базовые противоречия и является тормозом перехода страны на инновационную экономику, на новый экономический уклад. Экономические отношения в образовании нуждаются в рационировании.
Цели. Статья преследует цели развития теоретико-методологических основ и разработки новой кластерной модели экономических отношений образования и бизнеса, а также концепции инновационных совокупных образовательных ценностей.
Методология. Решение проблем сближения ценностей образования и бизнеса основано на преодолении экономического детерминизма, имманентного рыночным отношениям. С помощью теории коэволюции и идей общих ценностей через синтез экономического и социального подходов сформированы механизмы сотрудничества бизнеса и образовательных организаций.
Результаты. Определено социально-экономическое содержание понятия «ценность» как не просто расходы и освоение образовательных ресурсов или прибыль, а преимущество по отношению к ним как конечный результат. Разработана концепция инновационных совокупных образовательных ценностей, направленная на формирование социально ориентированной экономики региона с учетом достижений стратегических целей инновационного развития региона, основанная на согласовании ценностей бизнеса и образования.
Выводы. Создание инновационной совокупной образовательной ценности снижает барьеры выхода на рынки образовательных услуг и труда и приводит к большей ориентации образовательного кластера на запросы реальной экономики, к более полному удовлетворению интересов бизнеса и региона в целом, является одним из главных условий повышения производительности труда.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Введение
Критический анализ экономических аспектов общественных ценностей кластерного подхода на основе анализа многочисленных публикаций1 [1-6], в которых упоминается в том или ином контексте понятие «образовательный кластер», вновь побуждает к переосмыслению в узком понимании кластерной модели рыночных отношений работодателей и образовательных учреждений. Современное образование находится не за пределами рынка, а органично в него встроено в качестве полноправного субъекта. При таком подходе подготовка высококвалифицированных кадров по востребованным рынком
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Коми. Грант № 15-12-11003а(р) «Концепция формирования и развития инновационного лесного кластера Республики Коми».
1 Глыбочко П., Свистунов А., Фомин В. Инновационный
образовательный кластер «Юный Сеченовец» // Вузовский
вестник. 2012. № 21. С. 113.
интеллектуального труда специальностям, развитие инновационных компетенций, особенно у выпускников вузов, выходит на первый план в ряду задач, решаемых региональной системой профессионального образования.
Основным противоречием отечественной традиционно-классической образовательной практики в условиях существующей экономической модели является разрыв между традиционным продуктом вузовского образования (знания, умения, навыки, успешные учебные практики) и кадровыми потребностями бизнеса, связанными с желанием получать специалистов, овладевших способами действия (компетенциями) и подготовленных к реальной проектной деятельности в условиях инновационной экономики.
Обеспечение совместимости ценностей бизнеса и образования является центральной проблемой экономики знаний, связанной с развитием
инноваций и ростом производительности труда для достижения стратегических и тактических задач, целей, направленных на повышение благосостояния и качества жизни. В общественном сознании и государственной политике многих стран социальное развитие получает приоритет относительно экономического. Поиски новой экономической модели стали предприниматься и в России [7-10]. Однако пока не удается создать эффективный механизм участия работодателей в деятельности профессиональных образовательных учреждений [11]. В связи с этим очевидно, что разработка теоретико-методологических основ, определяющих механизмы сотрудничества бизнеса и образовательных организаций, является одной из главных задач инновационного развития экономики и повышения производительности труда.
Проблема по большей части заключается в самих образовательных учреждениях, которые оказываются в ловушке, сложившейся исторически из-за устаревшего подхода к созданию образовательного продукта (услуги). Они по-прежнему рассматривают создание образовательного продукта (услуги) узко, ограничиваясь достижением краткосрочного успеха, упуская наиболее важные дополнительные компетенции, востребованные на региональном рынке интеллектуального труда, и не обращают внимания на более широкие влиятельные силы формирующейся инновационной экономики, которые определяют долгосрочный успех. Вузы должны взять на себя инициативу и обеспечить единый подход государства, образовательного сообщества, бизнеса и науки к созданию совокупного инновационного образовательного продукта [12].
Совокупный инновационный образовательный продукт требует конвергентных компетенций2, совмещения компетенций из разных областей научных знаний. Поэтому образовательные программы должны постоянно совершенствоваться, учитывать потребности предприятий. Закон об образовании утверждает концентрацию и оптимизацию ресурсов, что предполагает создание образовательных кластеров, а также усиление частно-государственного партнерства, многоканальное финансирование и другие меры3.
2 Конвергентные компетенции - совокупность разнородных научных дисциплин, объединенных общей целевой задачей изучения, моделирования и совершенствования процесса создания инновационных совокупных образовательных ценностей.
3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Решение заключается в предлагаемой концепции инновационных совокупных образовательных ценностей, разработанной на основе теории коэволюции Н.Н. Моисеева4 [13, 14] и идеи общей ценности М. Портера и М. Крамера [15]. Концепция предусматривает создание пространственно локализованной системой регионального образовательного кластера инновационной совокупной образовательной ценности таким образом, что одновременно формируется ценность для бизнеса [16]. Инновационные совокупные образовательные ценности - это новый способ достижения экономического и социального успеха образования и бизнеса.
Инновационный образовательный кластер5 должен воссоединить достижение социального успеха образовательного сообщества с экономическим успехом бизнеса. Та компания, которая из решения социальных вопросов территории присутствия извлечет экономическую выгоду для себя, будет иметь широкие конкурентные преимущества. Компании должны научиться использовать социальные ценности образования в регионе присутствия для получения прибыли. Любые суждения об эффективности компании вне ее социально-экономического пространства деятельности будут вызывать только обвинение ее обществом.
Реализация концепции является центральной задачей создания регионального инновационного образовательного кластера. Данный подход может привести к последующей основательной трансформации бизнес-мышления. Создание инновационных совокупных образовательных ценностей фокусируется на выявлении и расширении связей между социальным прогрессом в образовании и экономическим в бизнесе.
Подобное понимание трансформирующей силы инновационной совокупной образовательной ценности нацеливает руководителей вузов и менеджеров фирм усваивать такие новые навыки и знания, как более значимая оценка потребностей рынка интеллектуального труда, лучшее понимание истинных основ производительности
4 Развитие системы и ее частей рассмотрено Н.Н. Моисеевым и получило название коэволюции (соразвития).
5 В качестве основного критерия инновационности образовательного кластера используется принцип удовлетворения кластером ранее неизвестной потребности в новой совокупной образовательной ценности.
труда и умение сотрудничать в рамках коммерческой/некоммерческой деятельности.
Логика создания возможностей для достижения инновационных совокупных образовательных ценностей, которая для отдельной компании выражается в прибыли, воспроизводится на мотивационном уровне в переосмыслении продукции и рынков либо вследствие переосмысления производительности труда в цепочке создания совокупных ценностей; на институциональном уровне - возможностью развития инновационного образовательного кластера; на инфраструктурном уровне - через осуществление максимальной открытости, доступности информации, управления в режиме онлайн и роста коммуникаций при условии синергетического влияния всех уровней друг на друга.
Согласование ценностей
Потребности в качественном образовании определяют рынки интеллектуального труда, удовлетворение потребностей бизнеса в инновационных совокупных образовательных продуктах (услугах)6 может вызвать внутренние дополнительные затраты для образовательных организаций в связи с необходимостью введения корректирующего практико-ориентированного (дуального) обучения. Государство, пытаясь регулировать данную проблему через совершенствование образовательных стандартов, считает, что бизнес должен взять на себя расходы, связанные с компенсацией недостатков в образовании. Бизнес сопротивляется таким подходам, которые неизменно противоречат его интересам. Косвенно каждая сторона считает, что другая сторона является преградой для достижения целей и действует соответственно. Непонимание работодателями значимости партнерства с образовательными учреждениями отмечают и авторы исследований [17, 18].
Создание инновационных совокупных образовательных ценностей мотивирует бизнес разрабатывать инновационные технологии, методы труда и способы управления, что генерирует потребность также и в них. И тогда получается, что совокупные инновационные образовательные ценности - это не личные ценности. Перспектива
6 В качестве одного из основных критериев в определении понятия «инновационный совокупный образовательный продукт (услуга)» принят принцип порождения (генерирования) новых потребностей в образовательных продуктах.
создания совокупной ценности направлена на улучшение технологии выращивания и укрепления регионального лесного инновационного образовательного кластера и всех его участников в целях повышения эффективности, концентрации и оптимизации ресурсов, производительности труда, качества и устойчивости. Разумеется, потребуются первоначальные инвестиции и время для развития инновационного образовательного кластера в соответствии с требованиями новой технико-экономической парадигмы, но ответом будет большая инновационная совокупная образовательная ценность и широкие стратегические конкурентные преимущества для всех участников.
Неоклассическая кластерная модель экономических отношений
Недостатки рамочных условий, окружающих образовательный кластер, создают дополнительные внутренние затраты для фирмы. Так, некачественное государственное образование накладывает дополнительные издержки, связанные с низким уровнем производительности труда и необходимостью проведения корректирующего (дуального) обучения, чтобы компенсировать недостатки в образовании. При добавлении таких ограничений в фирме, которая уже максимизировала прибыль, неизбежно увеличиваются расходы и уменьшается прибыль.
Одним из ключевых направлений
институциональной модернизации региональных систем профессионального образования является формирование новой модели экономических отношений образовательных организаций с работодателями. Неоклассическую модель экономических отношений в инновационном кластере можно выразить следующей формулой:
фП
П=Д Ф1+О- Я-Фз,
где П - социально-ориентированная прибыль фирмы за год, руб.;
Д - доходы (выручка), полученные от клиентов, руб.;
Ф1 - удельные переменные издержки, руб./ед. прод.;
Ф2 - постоянные издержки, руб.; Я - объем реализации продукции (услуг) за год;
Фэ - дополнительные расходы на проведение корректирующего (дуального) обучения, руб.
Дополнительные (социальные) издержки на проведение корректирующего (дуального) обучения не обязательно должны уменьшать прибыль предприятий. Устранив недостатки в образовании и повысив компетенции молодых специалистов, предприятия могут успешно внедрять инновации путем использования новых конвергентных технологий, осваивать инновационные продукты, методы работы и подходы к управлению. И, как следствие, предприятия способны повысить производительность труда и расширить рынки, снизив тем самым удельные постоянные издержки (эффект масштаба).
Хорошим примером переосмысления сближения интересов общества и корпоративной эффективности является компания АО «Монди СЛПК», которая участвует в развитии инновационного лесного образовательного кластера Республики Коми и укреплении его учебно-материальной базы, поддержки
преподавателей и студентов через гранты и конкурсы проектов в целях повышения качества образования в области лесного дела. Компания развивает инновационные компетенции выпускников, зарабатывая значительную валовую маржу за счет роста кадрового потенциала, компенсируя тем самым возможное снижение прибыли и налоговых поступлений в бюджет из-за дополнительных расходов на образование.
Таким образом, концепция инновационных совокупных образовательных ценностей7 может быть определена как политика и операционная практика, которые повышают конкурентоспособность образовательного кластера и одновременно продвигают экономические и социальные условия развития региона, в котором он осуществляет свою деятельность. Создание совокупных образовательных ценностей направлено на выявление и расширение связей между общественным и экономическим прогрессом для обеспечения сокращения разрыва между экономическими и социальными интересами бизнеса и общества.
Концепция опирается на предпосылку, что и экономический, и социальный прогресс должны достигаться с использованием принципа ценности. Возможность создания компанией в составе
7 Ценность автором определяется как преимущество (приоритет) социальных интересов по отношению к расходам, а не только прибыль сама по себе.
кластера экономической ценности (стоимости) путем формирования социальной значимости для общества, что представляется как стимулирование инноваций, производительности труда и качества жизни, является одной из самых мощных движущих сил роста в современной инновационной экономике, основанной на знаниях. Изменение мышления образовательных организаций и государственных учреждений в направлении ценностного выражения неизбежно приводит к возрастанию их заинтересованности в сотрудничестве с бизнесом для достижения желаемого компромисса.
В течение многих десятилетий бизнес изучает лучшие способы организации и интеграции своей деятельности. Однако компании неправильно понимают то, как социальные издержки на образование и устранение слабых его сторон влияют на цепочку создания экономических ценностей. В понимании бизнес-среды менеджеры сосредоточивают свое внимание на проблемах отрасли или конкретного бизнеса, в котором фирма конкурирует. При этом упускается глубокий эффект, который может иметь место в результате инноваций, создаваемых с помощью кадрового потенциала. Компаниям не удавалось понять значение более широкой образовательной среды, окружающей их основные технологические операции.
Создание инновационных совокупных образовательных ценностей
При развитии связи экономического успеха компании с улучшением качества образовательной сферы открывается множество способов, чтобы обслуживать новые потребности, повышать эффективность, расширять рынки. Образовательные учреждения могут создавать образовательную ценность, получая экономическую ценность. Добиться этого возможно, если переосмыслить образовательные продукты (услуги) и рынки интеллектуального труда. Потребности региональной экономики в инновационных образовательных продуктах огромны в связи с изменениями в сфере труда. Вероятно, они являются главными неудовлетворенными потребностями в экономике знаний. В образовании мы направляем усилия на то, чтобы научиться отвечать требованиям государственных стандартов, и упускаем главный вопрос - способствует ли наш образовательный продукт нашим потребителям.
В этих и многих других отношениях для инноваций открываются совершенно новые
возможности при создании инновационных совокупных образовательных ценностей. Для вуза отправной точкой в формировании такого рода ценности является определение всех образовательных потребностей и выгод, которые проявляются или могут быть реализованы в инновационных образовательных продуктах. Совокупный инновационный образовательный продукт создается действующими
образовательными агентами кластера (государства, общества, бизнеса и науки) и взаимосвязями между ними. Возможности не являются статичными, они постоянно меняются по мере развития технологии, экономики и в результате изменения образовательных приоритетов. Изучение современных возрастающих требований реальной экономики к квалификации в сфере труда приведет к обнаружению новых возможностей в целях дифференциации и репозиционирования в традиционных рынках труда и признания потенциала новых рынков интеллектуального труда, ранее недооцененных.
Новое мышление показывает, что взаимозависимость между кластеризацией образования и производительностью труда в цепочке создания инновационной совокупной ценности может быть гораздо сильнее, чем традиционно считалось. Синергия возрастает, когда образовательные учреждения подходят к менеджменту с точки зрения совокупных ценностей и изобретают новые методы совместной работы, основанные на конвергентных компетенциях. Так, повышение производительности труда часто покрывает более низкие цены на образовательные услуги (эффект масштаба). Переосмысление цепочек потребительского выбора с точки зрения создания совокупных ценностей как инновационного образовательного продукта предоставляет возможность найти новые значимые способы для осуществления инновации и реализовать новые образовательные ценности, которые упускаются.
Формирование регионального инновационного образовательного кластера
Ни один вуз не является самодостаточным. Успех любой образовательной организации связан с региональными опорными вузами и их инфраструктурой. Производительность труда и инновации в региональном развитии сильно зависят от образовательных кластеров. Кластеры занимают видное место во всех успешных и быстрорастущих региональных экономиках и играют важную роль в стимулировании
производительности труда, инноваций и конкурентоспособности.
Образовательные кластеры превращаются в объективно формирующиеся на образовательном фундаменте в комплексы взаимосвязанных и взаимодействующих образовательных агентов разного уровня [4]. Когда опорный вуз строит кластер на своих ключевых позициях, он также усиливает связь между своим успехом и успехом своего сообщества. Рост вуза производит мультипликативный эффект. Усилия опорного вуза по улучшению рамочных условий для кластера перекладываются и на других участников и региональную экономику. Новые инициативы по развитию профессионального образования также увеличивают подготовку высококвалифицированных сотрудников для многих региональных отраслевых компаний.
Региональная образовательная система кластера функционирует как сеть взаимозависимых образовательных учреждений, занимающихся схожей или комплементарной8 деятельностью, государственных и научных учреждений и бизнеса, между которыми осуществляется разделение труда.
Для поддержки кластерного развития образовательные учреждения должны
сосредоточить внимание на слабых сторонах, которые представляют наибольшие трудности для своего развития и выделить те области, в которых они достаточно подготовлены оказывать влияние самостоятельно, в отличие от тех, в которых сотрудничество является более экономически выгодным. Именно здесь возможности создания инновационных совокупных образовательных ценностей будут наиболее значимыми. Создание инновационных совокупных образовательных ценностей представляет собой новый подход к управлению. Эффективное использование всех форм образовательных ресурсов и управление ими будут определять в ближайшей перспективе мышление по цепочкам создания инновационного совокупного образовательного продукта. Кластеризации9 предстоит формировать новое ядро экономических дисциплин в вузах и бизнес-школах.
Подготовка кадров в кластере ведется на основе сопряженных интегрированных учебных планов,
8 Комплементарность - взаимное соответствие, обеспечивающее взаимодействие.
9 Под кластеризацией понимается количество и сила связи значимых кластерных групп в регионе.
структура и содержание которых разрабатываются совместно с предприятием-заказчиком. Создание совокупных образовательных ценностей осуществляется на основе образовательных стандартов и формирования сквозных образовательных программ подготовки начального, среднего и высшего профессионального образования.
Кластерный подход в концепции совокупных образовательных ценностей позволяет организовать непрерывный образовательный процесс подготовки кадров различной квалификации, увязать образовательные программы различных уровней, разработать учебные планы с сокращенными сроками обучения, обеспечить качественный отбор кадров, обмен преподавателями, эффективно использовать материально-техническую базу учреждений среднего профессионального образования, базовых предприятий, выполнять научные проекты в сфере промышленного производства. При этом в процессе обучения студенты опорного вуза получают рабочие квалификации или дипломы специалистов среднего профессионального образования. Разумеется, гарантией таких преимуществ служит квалификация преподавателей, способных демонстрировать проектное и поисковое ценностное мышление.
Кластеризация является важным направлением структурной модернизации профессионального образования в регионе. Образовательный кластер как эффективная форма государственно-частного партнерства является способом создания возможностей для формирования совокупных образовательных ценностей, содействует большей логистической эффективности и упрощает сотрудничество. Он формирует в качестве конечного продукта инновационные совокупные образовательные ценности, рассматривается в регионе как общий интеллектуальный центр конвергентных компетенций. Кластер дает возможность получения широкого спектра инновационных совокупных образовательных ценностей, повышения их качества, расширения профессиональных возможностей выпускника и конкурентных преимуществ, его горизонтальной и вертикальной мобильности.
Государственное регулирование и инновационные совокупные образовательные ценности
В новой кластерной модели государству как выразителю общественных интересов в качестве
рыночного регулятора отводится гораздо большая роль, чем в классической модели рыночных экономических отношений. Очевидно, что переход к новой модели рыночных отношений в системе регионального образовательного кластера требует выработки и реализации принципиально новой региональной социально-экономической политики, ориентированной на достижение качества жизни. В основе этой политики должно быть положено понимание необходимости компромисса между субъектами кластера: государством, обществом, бизнесом и наукой. Роль государства и региональной власти состоит в определении стратегии развития и основных контуров формируемой региональной социально-экономической системы на основе общественных потребностей. Формирование цепочки создания отличительной совокупной образовательной ценности в системе высшего образования позволяет интегрировать требования к содержанию профессионального образования, к основным компетенциям, которыми должны владеть выпускники вузов согласно ФГОС, и к дополнительным заявленным потребителями совокупного образовательного продукта (услуги), а также осуществлять координацию сотрудничества на принципах частно-государственного партнерства, совершенствовать систему непрерывного профессионального образования и формировать механизмы сотрудничества бизнеса и образовательных организаций.
В создании совокупной образовательной ценности участвуют все субъекты кластера, осуществляя регулирование многоуровневой системы подготовки кадров необходимой квалификации. Бизнес определяет свои кадровые ценности, учебные заведения и научно-исследовательские институты разрабатывают цепочку совокупных образовательных ценностей или комплекс мероприятий, связанных с их созданием, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством. При этом время, затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста и период его адаптации к реальной деятельности, сокращаются. А государство должно регулировать создание совокупных образовательных ценностей через стандарты ФГОС ВПО, направляя их на четкое определение результата образовательного процесса в виде профессиональных компетенций. Правильное государственное регулирование может
оптимизировать образовательное сообщество в реализации совокупных ценностей.
Выводы
За последнее время структура рынка труда сильно изменилась. В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг победит тот, кто в интересах работодателей первым придет на этот рынок. Создание инновационной совокупной образовательной ценности снижает барьеры выхода на рынки образовательных услуг и интеллектуального труда и приводит к большей ориентации образовательного кластера на запросы реальной экономики, к более полному удовлетворению интересов бизнеса и региона в целом, является одним из главных условий
повышения производительности труда. Современное образование находится не за пределами рынка, не над рынком, а органично в него встроено в качестве полноправного субъекта. Такой подход позволяет адекватно оценить роль образования в экономике и выявить принципы рациональной его модернизации. В новой экономической модели образование нужно персонифицировать и рассматривать в качестве субъекта рынка. Проблема максимизации благосостояния общества не может быть решена в модели экономического мировоззрения. Необходимость ее замены концепцией совокупных ценностей является очевидной.
Список литературы
1. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. Казань: РИЦ «Школа», 2010. 102 с.
2. Ларионова Н.А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. № 1. Т. 5. Ч. 2. С. 180-184.
3. Пяткин С.Ф., Быкова Т.П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. Минск: Тесей, 2008. 71 с.
4. Корецкий Г.А., Лапыгин Д.Ю. Предпосылки интеграции в образовательный кластер. URL: httr://jurnal.vlsu.ru/index.php?id=58.
5. Мохначев С., Шамаева Н., Мохначев К. Удмуртская Республика: интеграция образования науки и бизнеса // Человек и труд. 2012. № 10. С. 55-58.
6. Гаврилова О.Е. Образовательный кластер как инновационная форма организации подготовки компетентных специалистов легкой промышленности // Теоретические знания - в практические дела: материалы X Междунар. науч.-практич. конф. студентов, аспирантов и молодых исследователей. Омск: РосЗИТЛП в г. Омске, 2009. С. 95-97.
7. Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние. Научные и публицистические заметки обществоведов. М.: Институт экономических стратегий, 2010. 800 с.
8. Макаров В.Л. Социальный кластеризм. Российский вызов. М.: Бизнес Атлас, 2010. 272 с.
9. Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Основания смешанной экономики (экономическая социодинамика). М.: Институт экономики РАМ, 2008. 476 с.
10. Татаркин А.И., Романова О.А., Лаврикова Ю.Г. Теоретические основы государственно-частного партнерства // Бизнес, менеджмент и право. 2009. № 1. С. 19-24.
11. Тюличева Л.Д., Кузнецов С.В. Становление государственного общественного управления развитием региональных систем профессионального образования // Экономика и управление. 2014. № 2. С. 67-72.
12. Большаков H.M., Жиделева В.В. Кластерный подход как основа создания особой формы инновации совокупного инновационного образовательного продукта: теоретические и методологические аспекты // Известия Коми Научного центра УрО РАН. 2013. № 4. С. 110-114.
13. Моисеев Н.Н. Природа и общество: единство процессов самоорганизации // Экология и жизнь. 2006. № 1. С. 8-13.
14. Моисеев Н.Н. Универсум, информация, общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с.
15. PorterM.E., Kramer M.R. Strategy and Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility. Harvard Business Review, 2006, December, pp. 2-16.
16. Большаков Н.М., Жиделева В.В., Гурьева Л.А., Рауш Е.А. Кластеризация в современном образовании: методология и практика. СПб.: СПбГЛТУ, 2016. 200 с.
17. Тюличева Л.Д., Кузнецов С.В. Развитие института государственно-частного партнерства в процессе модернизации профессионального образования // Экономика и управление. 2014. № 3. С. 53-58.
18. Кузнецов С.В., Тюличева Л.Д.Кластерный подход в модернизации региональных систем профессионального образования // Экономика и управление. 2013. № 3. С. 59-63.
ISSN 2311-8709 (Online) Business Value
ISSN 2071-4688 (Print)
THE CONCEPT OF INNOVATIVE TOTAL EDUCATIONAL VALUES
AS A METHODOLOGICAL BASIS OF THE NEW CLUSTER MODEL OF MARKET RELATIONS Nikolai M. BOL'SHAKOV
Syktyvkar Forest Institute (Branch) of Saint Petersburg State Forest Technical University named after S.M. Kirov,
Syktyvkar, Komi Republic, Russian Federation
Article history:
Received 8 April 2016 Received in revised form 1 September 2016 Accepted 19 September 2016
JEL classification: J24, O35, O38
Keywords: cluster model, innovative values, educational cluster, educational product
Abstract
Importance The problem of modern education is in the gap between the values of education and business, lack of coordination between economic efficiency and social progress. The classical model of market relations is unable to resolve basic contradictions and hampers the country's transition to innovative economy and new economic order. Economic relations in education need rationing. Objectives The purpose of the article is to develop a theoretical-and-methodological framework and a new cluster model of economic relations of education and business, and the concept of innovative total educational values.
Methods Using the co-evolution theory and ideas of common values through the synthesis of economic and social approaches, the paper offers mechanisms of cooperation of business and educational organizations.
Results I offered a definition of the concept of value, developed a concept of innovative total educational values, which is focused on building the socially oriented economy of the region taking into account the achievement of strategic targets of innovative development of the region, and based on coordination of values of business and education.
Conclusions The creation of innovative total educational value breaks down the barriers of entry into the educational services and labor markets, results in better orientation of educational cluster to real economy's requirements serving the interests of business and region in general, and acts as one of the key factors of human performance improvement.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2Q16
Acknowledgments
The article is supported by the Russian Foundation for Humanities and the Government of the Komi Republic,
grant No. 15-12-11003a(r), The Concept of Innovative Forest Cluster Formation and Development in the Komi
Republic.
References
1. Smirnov A.V. Obrazovatel'nye klastery i innovatsionnoe obuchenie v vuze [Educational clusters and innovative education in higher educational institutions]. Kazan, RITs Shkola Publ., 2010, 102 p.
2. Larionova N.A. [A cluster approach to regional competitiveness management]. Ekonomicheskii vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta = Economic Bulletin of Rostov State University, 2007, vol. 5-2, no. 1, pp. 180-184. (In Russ.)
3. Pyatkin S.F., Bykova T.P. Razvitie klasterov: sushchnost', aktual'nye podkhody, zarubezhnyi opyt [Cluster development: Nature, actual approaches, foreign experience]. Minsk, Tesei Publ., 2008, 71 p.
4. Koretskii G.A., Lapygin D.Yu. Predposylki integratsii v obrazovatel'nyi klaster [Preconditions for integration into an educational cluster]. Available at: httr://jurnal.vlsu.ru/index.php?id=58. (In Russ.)
5. Mokhnachev S., Shamaeva N., Mokhnachev K. [Udmurt Republic: Integration of education, science and business]. Chelovek i trud = Man and Labor, 2012, no. 10, pp. 55-58. (In Russ.)
6. Gavrilova O.E. [Educational cluster as an innovative form of training organization for competent specialists of consumer goods industry]. Teoreticheskie znaniya - v prakticheskie dela: materialy X Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. studentov, aspirantov i molodykh issledovatelei [Proc. 10th Int. Sci. Conf. Theoretical Knowledge to Practice]. Omsk, Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry in Omsk Publ., 2009, pp. 95-97. (In Russ.)
7. Neekonomicheskie grani ekonomiki: nepoznannoe vzaimovliyanie. Nauchnye i publitsisticheskie zametki obshchestvovedov [Non-economic points of economy: Unexplored interdependence. Social scientists' scientific and publicistic notes]. Moscow, Institute for Economic Strategies Publ., 2010, 800 p. (In Russ.)
8. Makarov V.L. Sotsial'nyi klasterizm. Rossiiskii vyzov [Social clustering. Russian challenges]. Moscow, Bizes Atlas Publ., 2010, 272 p. (In Russ.)
9. Grinberg R.S., Rubinshtein A.Ya. Osnovaniya smeshannoi ekonomiki (ekonomicheskaya sotsiodinamika) [Bases for mixed economy (economic socio-dynamics)]. Moscow, Institute of Economics of RAS Publ., 2008, 476 p. (In Russ.)
10. Tatarkin A.I., Romanova O.A., Lavrikova Yu.G. [Theoretical framework for public-private partnership].
Biznes, menedzhment i pravo = Business, Management and Law, 2009, no. 1, pp. 19-24. (In Russ.)
11. Tyulicheva L.D., Kuznetsov S.V. [Evolution of State-and-public administration of regional systems of vocational education development]. Ekonomika i upravlenie = Economy and Management, 2014, no. 2, pp. 67-72. (In Russ.)
12. Bol'shakov N.M., Zhideleva V.V. [A cluster approach as a basis for creating a special form of total innovative educational product: Theoretical and methodological aspects]. Izvestiya Komi Nauchnogo tsentra UrO RAN = Proceedings of Komi Science Centre of Ural Division of Russian Academy of Sciences, 2013, no. 4, pp. 110-114. (In Russ.)
13. Moiseev N.N. [Nature and society: The harmony of self-organization processes]. Ekologiya i zhizn' = Ecology and Life, 2006, no. 1, pp. 8-13. (In Russ.)
14. Moiseev N.N. Universum, informatsiya, obshchestvo [Universum, information, society]. Moscow, Ustoichivyi mir Publ., 2001, 200 p. (In Russ.)
15. Porter M.E., Kramer M.R. Strategy and Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility. Harvard Business Review, 2006, December, pp. 2-16.
16. Bol'shakov N.M., Zhideleva V.V., Gur'eva L.A., Raush E.A. Klasterizatsiya v sovremennom obrazovanii: metodologiya i praktika [Clustering in contemporary education: Methodology and practice]. St. Petersburg, Saint Petersburg State Forest Technical Academy named after S.M. Kirov Publ., 2016, 200 p. (In Russ.)
17. Tyulicheva L.D., Kuznetsov S.V. [Developing the institution of public-private partnership in the course of vocational education modernization]. Ekonomika i upravlenie = Economy and Management, 2014, no. 3, pp. 53-58. (In Russ.)
18. Kuznetsov S.V., Tyulicheva L.D. [A cluster approach in regional systems of vocational training modernization]. Ekonomika i upravlenie = Economy and Management, 2013, no. 3, pp. 59-63. (In Russ.)