Литература
1. Анализ методов исследования и прогнозирования инновационной активности на региональном уровне / А.Ф. Московцев, Р.А. Косенков, В.В. Великанов, А.Б. Симонов, В.Н. Цыганкова // Вопросы инновационной экономики. -2012. - № 2. - C. 15-29.
2. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2007. - 275 с.
3. Бондаренко Н.И. Долгосрочный прогноз и управление многоуровневыми социально-экономическими системами. Методология. Теория. Практика. Великий Новгород: 2006. - 189 с.
4. Великанов, В.В. Методика планирования НИОКР на основе объёмных детерминированных моделей / В.В. Великанов, А.А. Сидунов // Известия ВГПУ. Серия "Социально-экономические науки и искусство". - 2012. - № 3. - C. 107-110.
5. Венецкий И.Г., Венецкая В.И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. М.: Статистика, 2004. - 356 с.
6. Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2001. - 318 с.
7. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. - 297 с.
— • —
УДК 378.014.54
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Гомаюнова Т. М., студентка
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Аннотация. Экономическая ситуация, сложившаяся в России в результате развития рыночной экономики, характеризуется расширением рынка услуг за счет сужения доли материального производства, созданием новой системы взаимоотношений между субъектами рынка, пересмотром принципов и методов управления экономикой. Знания становятся одной из высших ценностей и источником конкурентных преимуществ. Разумеется, система образования нуждается в развитии и реформировании. Значимым при этом является разумное сочетание инноваций и традиций — лишь так можно обеспечить успешность трудоустройства и последующей деятельности главного продукта российского высшего учебного заведения— её выпускников.
Ключевые слова: экономика, трудоустройство, рынок, образование.
Abstract. The economic situation in Russia as a result of a market economy, characterized by the expansion of the services market by narrowing the share of material production, the creation of a new system of relations between subjects of the market, the revision of the principles and methods of economic management. Knowledge has become one of the highest values and source of competitive advantage. Of course, the education system is in need of development and reform. Important in this case is a reasonable combination of innovation and tradition - only way to ensure the success of employment
and follow-up of the main product of the Russian higher educational institu- its graduates.
Keywords: economy, employment, market education.
Экономическая ситуация, сложившаяся в России в результате развития рыночной экономики, характеризуется расширением рынка услуг за счет сужения доли материального производства, созданием новой системы взаимоотношений между субъектами рынка, пересмотром принципов и методов управления экономикой. Знания становятся одной из высших ценностей и источником конкурентных преимуществ [2]. Разумеется, система образования нуждается в развитии и реформировании. Значимым при этом является разумное сочетание инноваций и традиций — лишь так можно обеспечить успешность трудоустройства и последующей деятельности главного продукта российского высшего учебного заведения— её выпускников.
Глобальное реформирование высшей школы не является внешним по отношению к нам процессом, так как сама высшая школа занимает в жизни большинства из нас определённое место. Реформирование высшей школы затрагивает не только содержание образования, но и уровень квалификации выпускаемых специалистов, а также статус высших учебных заведений.
Рыночные преобразования в образовательной сфере способствуют росту конкуренции между вузами. В настоящее время общероссийский рынок услуг по получению высшего образования быстро развивается и уже достаточно насыщен как государственными, так и негосударственными вузами. Конкуренция постояннорастет как на региональном, так и на национальном уровнях. Самое жесткое соперничество разворачивается за абитуриентов, поступающих на программы экономического, юридического, психологического, языкового профилей [5].
Для сохранения и повышения своей конкурентоспособности любой вуз должен осознавать себя субъектом рыночных отношений. Любой субъект рыночных отношений осуществляет свою деятельность на конкретном рынке. Вузы работают одновременно на двух рынках: рынке образовательных услуг и рынке труда. Поэтому строить свою деятельность с учетом ситуации на соответствующих рынках вузам сложнее чем предприятиям.
В современных условиях для обеспечения успешного функционирования вузов на данных рынках необходимо использование маркетинга. Лидеры рынка образовательных услуг должны понять, что пришла пора изменить подход к управлению высшим учебным заведением и перейти к применению стратегического управления маркетингом в нем.
Ведь руководство вуза вынуждено принимать решения в условиях неопределённости. Подавляющее большинство руководителей высших учебных заведений впервые столкнулись с необходимостью анализа
SWOT, изучения конъюнктуры рынка, определения позиций вуза на рынке образовательных услуг.
Рыночное преобразование экономики России требует внимания к разработке маркетинговой стратегии, адаптированной к ресурсным возможностям вуза и внешним ограничениям. В этих условиях возникает необходимость использовать стратегическое управление маркетингом, которое позволяет при самом динамичном изменении маркетинговой среды понять характер и причины этих изменений, выявить тенденции их развития, осуществить моделирование развития различных рыночных ситуаций, выбрать перспективные цели развития вуза и определить эффективные стратегии их достижения.
Практика подтверждает утверждение о том, что стратегический подход к маркетингу востребован. Сегодня ценность стратегического управления и маркетинга для вуза состоит в том, что они акцентируют внимание на ключевых факторах успеха, концентрируя усилия на выработке долгосрочных ориентиров, связанных с принятием стратегических решений.
Слишком долго маркетинг в сознании большей части хозяйствующих субъектов российского рынка — наследников советского производства и советской торговли — существовал лишь как маркетинг, т. е. набор инструментов, предназначенных для проталкивания произведённой продукции на рынок, превращения её в товар независимо от потребительских свойств.
В классическом понимании маркетинг определяется как вид предпринимательской деятельности, управляющей продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю. Иное понимание маркетинга в вузе определяет его как социальный процесс, с помощью которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на образовательные услуги.
В новых условиях у вузов появилась объективная необходимость в интеграции усилий с целью снижения рисков в соперничестве. К ним пришло понимание того, что целесообразнее инвестировать средства в оказание тех образовательных услуг, которые пользуются спросом на рынке, чем выпускать тех специалистов, которые не пользуются спросом на рынке труда. Сложившиеся условия оказания образовательных услуг потребовали переориентации деятельности вузов и перемен в практике управления. Маркетинг в вузе начали рассматривать как концепцию управления, ориентированную на меняющиеся условия рынка труда и рынка образовательных услуг. Смысл маркетинга как концепции управления состоит в стремлении удовлетворить существующие образовательные потребности.
Маркетинг в вузе - это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуги, продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон [3]. Это требует от руководства вуза системного
комплексного подхода к решению задач, стоящих перед ними: ориентации на долгосрочный успех; непрерывного сбора, обработки и анализа информации о рынках образовательных услуг и труда; инновационной деятельности в оказании образовательных услуг: инициативы и творческого подхода в управлении учебным процессом, финансами, маркетингом, кадрами. Таковы основные предпосылки для перехода руководства к стратегическому управлению маркетингом в вузе.
Стратегическое управление маркетингом в вузе представляет такое управление системой маркетинга, которое опирается на человеческий потенциал как основу вуза, ориентирует образовательную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в вузе, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет вузу выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Данное определение отражает усложнение процесса управления вузом в условиях непредсказуемой, подверженной неожиданным изменениям внешней среды. В связи с этим весь комплекс проблем современного вуза и российского образования в целом может быть описан в рамках маркетингового окружения предприятия: внешней (макро- и микроокружение) и внутренней среды. По мере того как внешняя среда становится менее предсказуемой, вуз должен разрабатывать всё более сложные системы управления, предназначенные для быстрого реагирования на изменения окружающей обстановки. Чтобы успешно противостоять окружающей среде, сложность и быстрота принятия решений в управляющей подсистеме должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих в окружающей среде.
Стратегическое управление маркетингом в вузе связано с определением целей, созданием информационной базы, необходимой для анализа потребностей и прогноза их дальнейшего развития, предсказания сегментации рынка.
Стратегическое управление маркетингом в вузе ориентировано на сочетание интересов государства (так как государственный заказ на подготовку специалистов разных направлений продолжает существовать), коммерческих предприятий (работодателей), инвесторов образовательных программ, студентов, абитуриентов и общества в целом. Стратегическое управление маркетингом предполагает ориентацию на долгосрочную перспективу; постоянный и систематический анализ потребностей рынка; анализ и прогноз условий окружающей среды, сильных и слабых сторон собственной деятельности. Вуз предпринимает различные действия в ответ на изменения в окружающей среде.
Основными принципами стратегического управления маркетингом
в вузе являются:
- понимание потребителя;
- борьба за потребителя с помощью предоставления качественных образовательных услуг;
- приведение в соответствие потребностей рынка труда и возможностей вуза;
- ориентация на долговременные цели при взаимодействии с общей стратегией вуза;
- приспособленность вуза к воздействию внешней среды с помощью системы непрерывного мониторинга внешней среды и анализа конкурентов;
- учёт в деятельности фирмы стратегических возможностей.
Основными этапами стратегического управления маркетингом в
вузе являются проведение стратегического анализа, обретение определенного видения перспективы рынка образовательных услуг и места вуза в нем, формирование стратегии.
Таким образом, в рыночных условиях хозяйствования вуз должен не только готовить квалифицированных востребованных специалистов, но и удовлетворять потребности населения в образовательных услугах. Использование маркетингового подхода в деятельности вуза необходимо для сохранения и развития своих конкурентных преимуществ. Стратегическое управление маркетингом позволяет вузу успешно развиваться в долгосрочной перспективе.
Литература
1. Белаш А. Ю. Роль маркетинга в образовательной деятельности государственного технического вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 200б.№ 1(51). С.97-107.
2. Дудин С. Г. Политэкономическое происхождение маркетинга/ / Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №2. - С.3-11.
3. Миляева Л. Г. Маркетинговый инструментарий для оценки соответствия содержания и качества образовательных услуг потребностям обучающихся. // Маркетинг в России и за рубежом. 2004.№ 1(39). С. 90-101.
4. Христофорова И. В., Горохова Е. С. Маркетинговая деятельность вуза: необходимость применения и основные направления использования //Маркетинг услуг . - 2009. - №1. - С.64-67.
5. Сагинова О. Природа и характеристики образовательных услуг// Маркетинг. 2005. № 3(82). С. 53-63.
6. Яскевич Е. В. Исследование потребителей как основа маркетингового управления высшим учебным заведением// Маркетинг в России и за рубежом. 2007.№ 2(58). С.46-59.
— • —