Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КРИЗИС / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симоненко Е.С., Ершова И.Г.

П р е д м е т. Образование как основной фактор, влияющий на формирование и развитие человеческого капитала.Т е м а . В условиях цифровой трансформации и технологической модернизации основной задачей современного образования является повышение качества человеческого капитала как важнейшего фактора развития экономики. Ц е л и . Описать влияние образования на развитие человеческого капитала и проанализировать развитие сферы образования в условиях распространения коронавирусной инфекции.М е т о д о л о г и я . В исследовании использованы методы количественного, качественного и логического анализа. Р е з у л ь т а т ы . Оставаясь уязвимой к глобальным угрозам и вызовам, Россия может противостоять им за счёт возможностей, которые дают развитие новых технологий и цифровизация экономики. Создание благоприятных институциональных условий и приток инвестиций в человеческий капитал позволят повысить качество жизни населения, снизив уровень безработицы за счет появления новых рабочих мест. Несмотря на крайне негативное воздействие на социально - экономическое развитие всех стран мира, пандемия коронавируса стала стимулом к развитию глобального онлайн - образования, digital - среда стала основным каналом обучения для огромного числа пользователей. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Результаты проведенного исследования могут быть использованы при формировании программ и стратегий регионального развития. В ы в о д ы . Образовательные организации должны использовать в своей деятельности новые технологий и форматы обучения, позволяющие выявлять наиболее актуальные тенденции на рынке труда, предвидеть изменения и адаптироваться к ним, готовя выпускников, востребованных на рынке труда в период кризисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL TOURISM IN THE KURSK REGION

S u b j e c t. Education as the main factor influencing the formation and development of human capital. T o p i c . In the context of digital transformation and technological modernization, the main task of modern education is to improve the quality of human capital as the most important factor in the development of the economy.P u r p o s e. Describe the impact of education on the development of human capital, and analyze the development of the education sector in the context of the spread of coronavirus infection. M e t h o d o l o g y. The study used methods of quantitative, qualitative and logical analysis R e s u l t s . Remaining vulnerable to global threats and challenges, Russia can resist them using the opportunities provided by the development of new technologies and the digitalization of the economy. The creation of favorable institutional conditions and the inflow of investments in human capital will improve the quality of life of the population, reducing the unemployment rate through the creation of new jobs. Despite the extremely negative impact on the socio - economic development of all countries of the world, the coronavirus pandemic has become an incentive for the development of global online education, the digital environment has become the main channel of learning for a huge number of users. A p p l i c a t i o n a r e a . The results of the study can be used in the formation of programs and strategies for regional development. C o n c l u s i o n s . Educational organizations should use in their activities new technologies and training formats that allow them to identify the most relevant trends in the labor market, anticipate changes and adapt to them, preparing graduates in demand in the labor market during crises.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

кова, Л. А. Ситак // Инноватика: современные технологии модернизации общества. — 2019. — С. 89—95.

3. Вернадский В. И. Биосфера / В. И. Вернадский. — Москва : Мысль, 1967. — 367 с.

4. Кондаков А. М. Цифровое образование: от школы для всех к школе для каждого / А. М. Кондаков, А. А. Костылева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2019. — Т. 16. № 4. — С. 295-307. — URL: http://dx.doi. org/10.22363/2312-8631-2019-16-4-295-307

5. Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : коллективная монография / В. В. Корнилова, Е. В. Мирошниченко, Н. А. Перепёлкина [и др.]. — Уфа, 2017.

6. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age / A. Giddens. — Cambridge : Polity Press, 1991.

7. URL: https://kpfu.ru/club10/mnenie-eksperta/vladimir-mau-nasha-osnovnaya-zadacha-gotovit_158375.html

LIST OF REFERENCES

1. Burakova I. S. Formation of information hygiene in future teachers / I. S. Burakova, L. A. Sitak, S. S. Bocharov, O. S. Smirnova //

УДК 331.522

Ministry of Education of the Stavropol Territory, Stavropol State Pedagogical Institute, Branch in Zheleznovodsk. — Moscow, 2020.

2. Burakova I. S. Influence of information environment factors on information and psychological security of the individual. In the collection / I. S. Burakova, L. A. Sitak // Innovatika: modern technologies of modernization of society. — 2019. — Pp. 89—95.

3. Vernadsky V. I. Biosphere / V. I. Vernadsky. — Moscow : Mysl, 1967. — 367 p.

4. Kondakov A. M. Digital education: from school for all to school for everyone / A. M. Kondakov, A. Kostyleva // Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples. Series: Informatization of education. — 2019. — Vol. 16. No. 4. — Pp. 295—307. — URL: http://dx.doi. org/10.22363/2312-8631-2019-16-4-295-307

5. Theoretical and practical aspects of psychology and pedagogy : collective monograph / V. V. Kornilova, E. V. Miroshnichenko, N. A. Pere-pelkina, etc. — Ufa, 2017. — Volume Issue 18.

6. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age / A. Giddens. — Cambridge : Polity Press, 1991.

7. URL: https://kpfu.ru/club10/mnenie-eksperta/vladimir-mau-nasha-osnovnaya-zadacha-gotovit_158375.html

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Коды JEL: I25, J24

Симоненко Е. С., кандидат экономических наук, доцент, кафедра региональной экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

E-mail: simonenkol@mail.ru

SPIN-код: 3832-1842

Ершова И. Г., доктор экономических наук, профессор, кафедра финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

E-mail: ershovairgen@yandex.ru

SPIN-код: 1024-2161

Поступила в редакцию 18.11.2021. Принята к публикации 26.11.2021

Аннотация

Предмет. Образование как основной фактор, влияющий на формирование и развитие человеческого капитала.

Тема. В условиях цифровой трансформации и технологической модернизации основной задачей современного образования является повышение качества человеческого капитала как важнейшего фактора развития экономики.

Цели. Описать влияние образования на развитие человеческого капитала и проанализировать развитие сферы образования в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Методология. В исследовании использованы методы количественного, качественного и логического анализа.

Результаты. Оставаясь уязвимой к глобальным угрозам и вызовам, Россия может противостоять им за счёт возможностей, которые дают развитие новых технологий и цифровизация экономики. Создание благоприятных институциональных условий и приток инвестиций в человеческий капитал позволят повысить качество жизни населения, снизив уровень безработицы за счет появления новых рабочих мест. Несмотря на крайне негативное воздействие на социально-экономическое развитие всех стран мира, пандемия коронавируса стала стимулом к развитию глобального онлайн - образования, digital-среда стала основным каналом обучения для огромного числа пользователей.

Область применения. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при формировании программ и стратегий регионального развития.

Выводы. Образовательные организации должны использовать в своей деятельности новые технологий и форматы обучения, позволяющие выявлять наиболее актуальные тенденции на рынке труда, предвидеть изменения и адаптироваться к ним, готовя выпускников, востребованных на рынке труда в период кризисов.

Ключевые слова: образование, человеческий капитал, кризис, пандемия, коронавирус.

UDK 331.522

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL TOURISM

IN THE KURSK REGION

JEL Codes: I25, J24.

Simonenko E. S., candidate of economics, assistant professor, department of regional economics and management, Southwest State University, Kursk, Russia

E-mail: simonenkol@mail.ru

SPIN-код: 3832-1842

Ershova I. G., doctor of economics, professor, department of finance and credit, Southwest State University, Kursk, Russia

E-mail: ershovairgen@yandex.ru

SPIN-код: 1024-2161

Abstract

Subject. Education as the main factor influencing the formation and development of human capital.

Topic. In the context of digital transformation and technological modernization, the main task of modern education is to improve the quality of human capital as the most important factor in the development of the economy.

Purpose. Describe the impact of education on the development of human capital, and analyze the development of the education sector in the context of the spread of coronavirus infection.

Methodology. The study used methods of quantitative, qualitative and logical analysis

Results. Remaining vulnerable to global threats and challenges, Russia can resist them using the opportunities provided by the development of new technologies and the digitalization of the economy. The creation of favorable institutional conditions and the inflow of investments in human capital will improve the quality of life of the population, reducing the unemployment rate through the creation of new jobs. Despite the extremely negative impact on the socio-economic development of all countries of the world, the coronavirus pandemic has become an incentive for the development of global online education, the digital environment has become the main channel of learning for a huge number of users.

Application area. The results of the study can be used in the formation of programs and strategies for regional development.

Conclusions. Educational organizations should use in their activities new technologies and training formats that allow them to identify the most relevant trends in the labor market, anticipate changes and adapt to them, preparing graduates in demand in the labor market during crises.

Keywords: education, human capital, crisis, pandemic, coronavirus.

DOI: 10.22394/1997-4469-2021-55-4-97-102

Введение

Пандемия COVID-2019 оказала огромное негативное влияние на мировую экономику. Представители бизнеса в ходе своей деятельности сталкиваясь с различными рисками возникающими под воздействием внешней и внутренней среды, пытаются предсказать последствия и адаптироваться под изменения. Складывающаяся на сегодняшний день ситуация в мировой экономике можно отнести к риску с низкой вероятностью наступления, но оказавшей огромное влияние на социально-экономиче-

По данным мониторинга проведенного коллективом экспертов Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, «основным риском на рынке труда с точки зрения работников является угроза потери работы, которой они не смогут найти достойную замену» [2].

Оставаясь уязвимой к глобальным угрозам и вызовам, Россия может противостоять им за счёт возможностей, которые дает развитие новых технологий и цифровизация экономики. Создание благоприятных институциональных условий и приток инвестиций в человеческий капитал позволят повысить качество жизни населения, снизив уровень безработицы за счет появления новые рабочие места.

Результаты и их обсуждение

В последние годы в России и в мире все большее внимание стали уделять роли национальных систем образования и их эффективности с точки зрения обеспечения благосостояния граждан. Для реализации целей и стратегических задачах развития нашей страны на период до 2024 года, закрепленных указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204, необходимо активизировать работу по привлечению инвестиций в образование, которое является одним из ключевых факторов раз-

ское развитие. Являясь несистемным, кризис, вызванный распространением коронавирус-ной инфекции, приводит к неравномерному распределению издержек в связи с необходимостью работать с соблюдением жестких санитарно-эпидемиологических мер, переходом на дистанционный формат работы, а также полной остановкой работы части отраслей.

Рынок труда и человеческий капитал сильно пострадали из-за распространения COVID-19: рост безработицы, отсутствие гарантий занятости и сокращение возможностей карьерного роста (рис. 1).

вития человеческого капитала. Среди основных целей — «увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания и возможностей для самореализации и раскрытия талантов каждого человека» [5]. Ряд международных организаций занимается расчетом индексов человеческого капитала (развития):

— организация Объединенных Наций в рамках Программы развития ООН публикует отчеты об индексе человеческого развития (ИЧР);

— «аналитическая группа Всемирного экономического форума в сотрудничестве с Гарвардским университетом и международной консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting анализирует Индекс развития чело -веческого капитала (Human Capital Index)» [4];

— всемирный банк в рамках Проекта развития человеческого капитала публикует данные об Индексе человеческого капитала.

По данным представленным Всемирным банков в 2020 г. до начала пандемии, Россия находилась на 41-ом месте среди 174 стран мира. Расчет Индекса человеческого капитала основывается на измерение вклада здоровья и образования детей в будущую производительность их труда (рис. 2). За счет доступности всеобщего среднего и дошкольного образования, Россия по данным Всемирного банка, вошла в десятку стран, где человеческий капитал быстрее всего рос в период 2010—2020 гг.

5,9

---------

4,8 -4,8 5

декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 1. Уровень безработицы в России [6]

Рис. 2. Компоненты Индекса человеческого капитала

Пандемия COVID-19 может оказать резко негативное влияние на развитие человеческого капитала и снизить темпа роста экономики во всех странах мира. Для преодоления кризисных тенденций необходима всесторонняя государственная поддержка программ социальной защиты, системы здравоохранения и образования.

Несмотря на крайне негативное воздействие на социально-экономическое развитее всех стран мира, пандемия коронавируса стала стимулом к развитию глобального онлайн образования, digital-среда стала основным каналом обучения для огромного числа пользователей (рис. 3).

Образовательные программы высшего образования

Образовательные программы среднего профессионального образования

Образовательные программы начального, основного и среднего общего образования

500 1000 1500 2000 2500 3000 3500

0

.2018/2019 ■ 2019/2020 "2020/2021

Рис. 3. Численность обучающихся с применением электронного обучения (на начало учебного года) [3]

Рынок онлайн-образования и до пандемии был весьма быстрорастущим, но коронавирус еще больше ускорил данный процесс. С К&Ж* дым годом на рынке появляется все больше новых технологий обучения, благодаря которым процесс образования становится более интересным и эффективным (рис. 4).

Кризис, вызванный распространением ко-ронавируса привел к закрытию учебных заведений по всему миру, выявив во многих странах цифровой разрыв заключающийся в уровне доступности в сети Интернет и средствам связи.

Образовательные программы высшего образования

Образовательные программы среднего профессионального образования

Образовательные программы начального, основного и среднего общего образования

0 500 1000 1500 2000 2500 3000 ■ 2018/2019 ■ 2019/2020 ■ 2020/2021

Рис. 4. Численность обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий

(на начало учебного года) [3]

Заключение

Рассматривая понятие человеческого капитала в узком смысле, можно говорить о том, что образование является одной из форм человеческого капитала [1].

Таким образом, человеческий капитал можно воспринимать как совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, которые приобретает человек в процессе обучения, профессиональной подготовки и опыта работы. Человеческому капиталу не свойственна потеря значимости по истечению времени, а наоборот, он приобретает большее значение как для отдельного человека, так и для общества в целом, путем накапления знаний и практического опыты.

Необходимо отметить, что в условиях пандемии предъявляются новые требования к системе образования и рынку труда. В сложившихся условиях работодатели должны оперативно подстраиваться к изменения внешней среды, предъявляя новые требования к умениям и навыкам сотрудников. Быстрая и эффективная адаптация к новым условиям и востребованность на рынке труда зависит от компетенций, которыми обладает тот или иной специалист. По мнению ряда экспертов, наиболее востребованными навыками станут умение мыслить системно, коммуникативные навыки, умение работать в команде, уметь находить нестандартные решения в условиях неопределенности.

В условиях цифровой трансформации и технологической модернизации основной задачей современного образования является повышение качества человеческого капитала как важнейшего фактора развития экономики. Страны, обеспечивающие более качественное образование и высокий уровень профессиональной под-

готовки кадров способны создавать среду, формирующую кадры склонные к инновационной, креативной деятельности, что позволит противостоять современным глобальным технологическим вызовам [7].

Образовательные организации должны использовать в своей деятельности новые технологий и форматы обучения, позволяющие выявлять наиболее актуальные тенденции на рынке труда, предвидеть изменения и адаптироваться к ним, готовя выпускников, востребованных на рынке труда в период кризисов.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кобелева А. А. Человеческий капитал: по -нятийный аппарат и структура [Электронный ресурс] // Экономические исследования. 2017. — № 4. — Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-ponyatiynyy-аррагаМ^гикига

2. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития [Электронный ресурс]. — 2021. — № 1 (133). — Январь. — Режим доступа: http://www.iep.ru/files/text/crisis_ топйог^/2021_01-133^ап^

3. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина [и др.] ; Нац. исслед. ун-т

«Высшая школа экономики». — Москва : НИУ ВШЭ, 2021. — 132 с.

4. Российское образование в контексте индекса человеческого капитала // Бюллетень о сфере образования. — 2018. — № 18. — 32 с.

5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204.

6. Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old.gks.ru

7. Чарочкина Е. Ю. Интеграция образования, науки и бизнеса как условие формирования инновационной экономики знаний / Е. Ю. Чарочкина, И. В. Андросова, О. В. Согаче-ва, Е. С. Симоненко // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 9-1 (86). — С. 107—111.

LIST OF LITERATURE

1. Kobeleva A. A. Human capital: conceptual apparatus and structure [Electronic resource] // Economic research. — 2017. — No. 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-ponyatiynyy- apparat -i- struktura

УДК 372

2. Monitoring the economic situation in Russia: trends and challenges of socio-economic development [Electronic resource]. — 2021. — No. 1 (133). — January. — URL: http://www.iep.ru/files/text/ crisis_monitoring/2021_01-133_Jan.pdf

3. Education in figures: 2021: a short statistical collection / L. M. Gokhberg, O. K. Ozerova, E. V. Sautina [and others] ; Nat. issled. University Higher School of Economics. — Moscow : NRU HSE, 2021. — 132 p.

4. Russian education in the context of the human capital index // Bulletin on the sphere of education. — 2018. — No. 18. — 32 р.

5. On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024 : Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204.

6. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. — URL https://www.gks.ru//

7. Charochkina E. Yu. Integration of education, science and business as a condition for the formation of an innovative knowledge economy / E. Yu. Charochkina, I. V. Androsova, O. V. Sogacheva, E. S. Simonenko // Economics and Entrepreneurship. — 2017. — No. 9-1 (86). — R 107—111.

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В ОБРАЗОВАНИИ

Коды JEL: Z18, R59

Слинько А. А., доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и политического управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал) РАНХиГС, г. Воронеж, Россия.

E-mail: kafppu@vrn.ranepa.ru

SPIN-код: 1118-2860

Могилев М. А., аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, (Воронежский филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия.

E-mail: kafppu@vrn.ranepa.ru

SPIN-код: 1333-4689

Поступила в редакцию 29.11.2021. Принята к публикации 01.12.2021

Аннотация

Предмет. Важным элементом государственной образовательной политики является развитие дошкольного образования как самостоятельной ступени образования.

Тема. Институализация модернизационных процессов в образовании.

Цели. Проанализировать новые возможности образовательной политики Российской Федерации с точки зрения развития негосударственного сектора дошкольного образования.

Методология. Использованы такие методы научного исследования как сравнительный метод, исторический метод, анализ источников.

Результаты. Проведенное исследование однозначно показало, что в современной российской образовательной политике реализуется запрос на модернизацию школьной системы, на развитие частного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.