Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ЦИФРОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лещенко Е.М., Назаренко Н.Н.

П р е д м е т и с с л е д о в а н и я . Современные тенденции изменений образовательного пространства. Цифровизация образовательного пространства как фактор формирования взаимодействия человека с компьютерной реальностью. Т е м а . Цифровизация образовательной среды как фактор оценки информации и принятия решения Ц е л и . Изучение влияния цифровой среды на оценку информации и принятие решений в практике высшего и среднего профессионального образования. М е т о д о л о г и я . В статье используется системный подход к изучению влияния цифровой среды на все сферы человеческой жизни с использованием методов логического и сравнительного анализа современной образовательной среды, эмпирическая оценка и анализ результатов исследования. Р е з у л ь т а т ы . На основе анализа и оценки результатов выполнения контрольных заданий студентов, а также на основе оценки данных контент - анализа мнений о цифровизации образовательного пространства и применения современных цифровых образовательных технологий можно констатировать, что в гипернасыщенном информационном потоке наблюдается тенденция к снижению аналитического и оценочного компонентов работы с информацией. Это, в сою очередь, не способствует системности знаний и может привести к неполной картине представления по изучаемому вопросу и ошибочности отдельных заключений и выводов в целом. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Сфера высшего и среднего профессионального образования как пространство формирования и развития профессиональных компетенций.В ы в о д ы . Доступность цифрового контента и привычка работы в поисковых системах значительно влияют на процесс анализа информации. Это говорит о том, что человек все в большей степени теряет способность критически оценивать тот информационный поток, на основе которого он строит мыслительный процесс и принимает решения. Следовательно, современная система образования должна быть перенацелена с поиска и воспроизведения на главное - анализ и оценку, логическое сопоставление, на поиск несоответствий в предлагаемых системой фактах и критический анализ фактов и данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лещенко Е.М., Назаренко Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR IN THE PROCESS OF INFORMATION ASSESSMENT AND DECISION - MAKING

Subje c t of resea r ch . Modern trends in changes in the educational space. Digitalization of the educational space as a factor in the formation of the modern noosphere. semiotic interaction of man with computer reality. S u b j e c t. Digitalization of the educational environment as a factor in assessing information and making a decision on the Goal. Study of the influence of the digital environment as a component of the modern education system on the assessment of information and decision - making in the practice of higher and secondary vocational education. M e t h o d o l o g y. The article uses a systematic approach to the study of the influence of the digital environment on all spheres of human life using the methods of logical and comparative analysis of the modern educational environment, empirical assessment and analysis of the results of the study. O u t c o m e s . Based on the analysis and evaluation of the results of the control tasks of students, as well as on the basis of the evaluation of the content analysis of opinions on the digitalization of the educational space and the use of modern digital educational technologies, it can be stated that in the hypersaturated information flow there is a tendency to reduce the analytical and evaluation components of working with information. This, in turn, does not contribute to the systematic knowledge and can lead to an incomplete picture of the presentation on the issue under study and the fallacy of individual conclusions and conclusions as a whole. A p p l i c a t i o n d o m a i n . The sphere of higher and secondary vocational education as a space for the formation and development of professional competencies. F i n d i n g s . The availability of digital content and the habit of working in search engines significantly affect the process of analyzing information. This suggests that a person is increasingly losing the ability to critically assess the information flow on the basis of which he builds the thought process and makes decisions, and, consequently, the modern education system should be redirected from search and reproduction to the main thing - analysis and evaluation, logical comparison, to the search for inconsistencies in the facts proposed by the system and critical analysis of facts and data.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ»

А. Винокуров // интернет-издание gazeta.ru 31.10.2018. — Режим доступа: https://www.gazeta. ru/politics/2018/10/28_a_12038623.shtml?updated (дата обращения 15.11.2018)

5. Кынев А. В. Запрос на перемены, низкая явка и трехдневное голосование. Общие итоги электоральных результатов избирательной кампании 2020 года. Мониторинг региональных и местных выборов 13.09.2020 [Электронный ресурс] / А. В. Кынев // Доклады Фонда Либеральная миссия. — Режим доступа: https://liberal.ru/ reports/7668 (дата обращения 12.05.2021)

6. Квартет дебютантов. Часть I. Новые партии и их шансы на успех в ЕДГ. Онлайн исследование Центра политической конъюнктуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cpkr.ru/issledovaniya/vybory-2021/kvartet-novobra

7. Слинько А. А. Институциализация и модернизация избирательной системы в России: региональный аспект / А. А. Слинько, В. Н. Жуков // Регион: системы, экономика, управление. — 2015. — № 3 (30). — С. 201—205.

LIST OF LITERATURE

1. Slinko A. A., Populism at the present stage of the world political crisis / A. A. Slin'ko, A. A. Krivoruchko, E. A. Slinko // Bulletin of the Voronezh State University. Series: History. Political science. Sociology. — 2019. — No. 3. — P. 72—75.

2. Dmitriev M. Signs of changes in public attitudes and their possible consequences [Electronic resource] / M. Dmitriev, S. Belanovsky, A. Nikolskaya. — Moscow : Committee for Civil Initiatives, 2018. — Access mode: https:// komitetgi.ru/news/ news / 3902 / (date of treatment

УДК 37.01/09 378

05/12/2020) ; Volkov D. We are waiting for changes - 2. Why and how the demand for radical changes is formed [Electronic resource] / D. Volkov, A. Kolesnikov. — Moscow : Carnegie Moscow Center, 2019. — Access mode: https://carnegie. ru/2019/11/06/ru-pub-80273 (date of access 05/12/2020)

3. Mukhametshina E. By the elections to the State Duma in Russia, theoretically, 40 new parties may appear [Electronic resource] / E. Mukhametshina // Vedomosti. — February 5, 2020. — Access mode: https://www.vedomosti. ru/politics/articles/2020/02/04/822273-viboram-gosdumu (date of treatment 11/15/2020)

4. Vinokurov A. Updated State Duma: Why does Russia need new parties [Electronic resource] / A. Vinokurov // Internet edition gazeta. ru 10/31/2018. — Access mode: https://www.gazeta. ru/politics/2018/10/28_a_12038623.shtml? updated (date of treatment 11/15/2018)

5. Kynev A. V. Change request, low turnout and three-day voting. Overall results of the electoral results of the 2020 election campaign. Monitoring of regional and local elections 09/13/2020 [Electronic resource] / A. V. Kynev // Reports of the Liberal Mission Foundation. — Access mode: https://liberal. ru/reports/7668 (date of access 05/12/2021)

6. Quartet of debutants. Part I. New parties and their chances of success in the EDG. Online research of the Center for Current Politics [Electronic resource]. — Access mode: https://cpkr. ru/issledovaniya/vybory-2021/kvartet-novobra

7. Slinko A. A. Institutionalization and modernization of the electoral system in Russia: regional aspect / A. A. Slinko, V. N. Zhukov // Region: systems, economics, management. — 2015. — No. 3 (30). — S. 201—205.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Коды JEL: А 22, D 81, I 21

Лещенко Е. М., доктор технических наук, профессор, профессор кафедры естественнонаучных и социальных дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: l.e.m@bk.ru SPIN-код: 8174-2750

Назаренко Н. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал СГПИ), г. Железноводск, Россия E-mail: natali. n. nazarenko@yandex. ru SPIN-код: 3910-1085

Поступила в редакцию 22.11.2021. Принята к публикации 27.11.2021

Аннотация

Предмет исследования. Современные тенденции изменений образовательного пространства. Цифровизация образовательного пространства как фактор формирования взаимодействия человека с компьютерной реальностью.

Тема. Цифровизация образовательной среды как фактор оценки информации и принятия решения

Цели. Изучение влияния цифровой среды на оценку информации и принятие решений в практике высшего и среднего профессионального образования.

Методология. В статье используется системный подход к изучению влияния цифровой среды на все сферы человеческой жизни с использованием методов логического и сравнительного анализа современной образовательной среды, эмпирическая оценка и анализ результатов исследования.

Результаты. На основе анализа и оценки результатов выполнения контрольных заданий студентов, а также на основе оценки данных контент-анализа мнений о цифровизации образовательного пространства и применения современных цифровых образовательных технологий можно констатировать, что в гипернасыщенном информационном потоке наблюдается тенденция к снижению аналитического и оценочного компонентов работы с информацией. Это, в сою очередь, не способствует системности знаний и может привести к неполной картине представления по изучаемому вопросу и ошибочности отдельных заключений и выводов в целом.

Область применения. Сфера высшего и среднего профессионального образования как пространство формирования и развития профессиональных компетенций.

Выводы. Доступность цифрового контента и привычка работы в поисковых системах значительно влияют на процесс анализа информации. Это говорит о том, что человек все в большей степени теряет способность критически оценивать тот информационный поток, на основе которого он строит мыслительный процесс и принимает решения. Следовательно, современная система образования должна быть перенацелена с поиска и воспроизведения на главное — анализ и оценку, логическое сопоставление, на поиск несоответствий в предлагаемых системой фактах и критический анализ фактов и данных.

Ключевые слова: цифровой образовательный контент; цифровая антропология; психофизиология когнитивных процессов, организация образовательного пространства..

UDC 37.01/09 378

DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR IN THE PROCESS OF INFORMATION ASSESSMENT AND

DECISIONMAKING

Leshchenko E. M., doctor of technical Sciences, Professor Professor of the Department ofnatural science and social disciplines, Russian presidential Academy of national economy andpublic administration (branch of Ranepa), Voronezh, Russia E-mail: l.t.m@bk.ru SPIN8174-2750

Nazarenko N. N., Ph.D., Assistant Professor of Humanities and Social and Economic Disciplines of the SGPI branch in The City of Geleznovodsk E-mail: natali.n.nazarenko@yandex.ru SPIN3910-1085

Annotation

Subject of research. Modern trends in changes in the educational space. Digitalization of the educational space as a factor in the formation of the modern noosphere. semiotic interaction of man with computer reality.

Subject. Digitalization of the educational environment as a factor in assessing information and making a decision on the Goal. Study of the influence of the digital environment as a component of the modern education system on the assessment of information and decision-making in the practice of higher and secondary vocational education.

Methodology. The article uses a systematic approach to the study of the influence of the digital environment on all spheres of human life using the methods of logical and comparative analysis of the modern educational environment, empirical assessment and analysis of the results of the study.

Outcomes. Based on the analysis and evaluation of the results of the control tasks of students, as well as on the basis of the evaluation of the content analysis of opinions on the digitalization of the educational space and the use of modern digital educational technologies, it can be stated that in the hypersaturated information flow there is a tendency to reduce the analytical and evaluation components of working with information. This, in turn, does not contribute to the systematic knowledge and can lead to an incomplete picture of the presentation on the issue under study and the fallacy of individual conclusions and conclusions as a whole.

Application domain. The sphere of higher and secondary vocational education as a space for the formation and development of professional competencies.

Findings. The availability of digital content and the habit of working in search engines significantly affect the process of analyzing information. This suggests that a person is increasingly losing the ability to critically assess the information flow on the basis of which he builds the thought process and makes decisions, and, consequently, the modern education system should be redirected from search and reproduction to the main thing - analysis and evaluation, logical comparison, to the search for inconsistencies in the facts proposed by the system and critical analysis of facts and data.

Keywords: digital educational content; digital anthropology; psychophysiology of cognitive processes, organization of educational space.

Введение

При системном подходе к изучению влияния цифровой среды на все сферы человеческой жизни, мы не можем не учитывать проблему взаимопроникновения естественного и электронного миров. Цифровая антропология изучает цифровую среду, делая актуальным вопрос совместимости между людьми и социальным «слепком» человеческой личности в ежедневной цифровой жизни, в той электронной реальности, которая все больше сливается с биологическим и социокультурным существованием человека.

В современной научной литературе можно уже встретить такой термин, как «кибе-рантропология», отражающий семантическим и семиотическим взаимодействием человека с компьютерной реальностью, которая рассматривается как сложная интерактивная система в ноосфере современного человека, формируется потоками информации и формирует эти потоки, замыкая круг взаимовключения [2]. В глобальном пространстве, благодаря информативным динамичным образам, коммуникации стали осуществляться с неизмеримо возросшей оперативностью, при этом оперативность снижает удельный вес аналитического компонента при работе с информацией. В своей работе М. Маклюэн отмечает, что внешние расширения человека сопровождает эффект мозаичного резонанса [6].

В современном потоке информации результатом поиска становится набор сообщений, не соединенных однозначной логической связью, либо противоречащим друг другу. В воспринимающем их сознании человека вместо целостного информационного образа создается своего рода «мозаичный эффект», выделенный Р. Маклюэном, что в конечном итоге способ-

DOI: 10.22394/1997-4469-2021-55-4-91-97

ствует распространению клипового мышления при работе с информационными источниками. Возрастающее влияние цифровой подачи информации в Интернете провоцирует такие формы поведения в цифровой среде, которые не были свойственны предыдущим поколениям [4]. Именно формирование клипового мышления с одной стороны уменьшает время получения ответа, с другой стороны может существенно снижать качество анализа и собственно — выводов. Что же касается эффективности работы, то парадоксальность ситуации в том, что доступность электронных медиа и гипертекста увеличивает время пребывания индивидуума в Сети, так как значительная часть его расходуется на исправление ошибок в первоначальных результатах поиска, а часть просто тратится на отвлекающие сообщения и несущественный контент.

Цифровизация образовательной сферы в контексте обработки информации и принятия решений

Большинство исследователей поведения человека в цифровом пространстве отмечают, что нарастание объёмов, общедоступность и скорость получения и обмена информацией знаниями уже оказали существенное влияние на когнитивные процессы современного человека. В основном своём смысловом значении мышление — это способ решения жизненных задач путём обработки информации и принятия решения. Рассматривая процесс принятия решения с психофизиологической точки зрения, стоит учитывать то, что мозг человека устроен так, что при обработке информации и принятии решения подсознательно мы делаем все, чтобы минимизировать количество решаемых нами задач, а также выработать и использо-

вать наиболее часто повторяющиеся сокращённые программы поведенческих и мыслительных операций. Являясь продуктом человеческой деятельности и в некотором, весьма упрощенном виде копируя мышление человека, современное цифровое пространство и цифровые технологии облегчают формирование устойчивых скриптов при обработке информации, сводящих к минимуму её запоминание и хранение, а воспроизведение и осознанное применение информации заменяющих запоминанием поискового запроса. Складывается своего рода парадоксальная ситуация — искусственный интеллект, работа которого была исходно смоделирована как система скриптов разработчиками цифрового пространства, начинает провоцировать преобладание скриптов в работе с информацией у самого человека. Можно предположить, что вышеописанные процессы приведут к тому, что качественная сторона мышления будет претерпевать значительные изменения уже в обозримом будущем, и эти изменения далеко не однозначны. Наличие поисковых систем зачастую блокирует осознанный отбор и оценку информации на стадии изначальной первой стадии работы с результатами поискового запроса. Простой пример — запрос «как доехать из одного места в другое» предлагает маршрут и человек, находясь в мало знакомой местности, принимает решение системы поиска как безальтернативный вариант. Это облегчает и делает эффективной работу с большими объёмами данных, но, при условии недостаточной сформирован-ности мышления, такое принятие решения может приводить к существенным ошибкам. При отсутствии опыта аналитической работы и основы для анализа информации в виде фундаментальных знаний, без чёткого понимания закономерностей развития ситуации принимаемого решения, первой будет принята за истину и транслирована та информация, которая благодаря поисковой системе окажется первой в поисковом запросе и будет отвечать ожиданиям заказчика. Как итог - выводы могут быть сделаны без учёта качества и объективности представленных данных, а ошибки в принятом решении одного человека, транслируясь в Сеть, станут порождать следующие ошибки. В потоке информации со временем станет все труднее отличить истину от предложенной системой поиска трактовки средней линии поисковых запросов. Уже сейчас создаются условия для формирования «идеального цифрового шторма», который ставит под вопрос саму способность пользователя анализировать получаемый контент, если фокус внимания будет сосредоточен на поиске и воспроизведении информации, а не на её анализе и оценке [5].

Ещё в середине 20 века поиск информации по умолчанию включал анализ источников, так как готовых ответов просто не было. Сейчас нейронные сети в считанные секунды предоставят готовые варианты ответа на любой заданный вопрос. Находясь в гиперинформационной среде, сенсорные и когнитивные процессы человека испытывают серьёзное воздействие перенасыщенного информационного кон-тента[1]. Сама конструкция информационного контента построена так, чтобы захватывать и удерживать внимание человека, акцентируя его на встроенном целевом информационном потоке. Любая система настроена по определенному алгоритму, предлагая тот ответ и те варианты решения, которые ищут и выбирают чаще всего по данной тематике или то, что получило финансирование для продвижения в Сети в ходе разного рода рекламных или политических компаний. Не стоит забывать, что главная задача медиа и социальных сетей — это захватить внимание аудитории и удерживать его как можно дольше, постоянно меняя контент. Получается, что времени, на анализ в гипернасыщенном информационном потоке становится все меньше, а значит, мозг не прорабатывает информацию, не классифицирует и не оценивает её критически.

Полученная таким образом информация не способствует выстраиванию системы знаний, а представляет собой набор разрозненных фактов разного уровня подтвержденно-сти, при всем своем объеме продолжая оставаться фрагментарным набором данных, цифр, фактов или мнений. Мозг просто находит ответ на текущий запрос и, не задумываясь и не анализируя полученные данные, переключает фокус внимания на новую сенсорную картинку. Это неизбежно приводит к фрагментации и примитивизации мышления, даже тех, у кого оно было сформировано в доцифровую эпоху сознания [3]. Краткий анализ успешности контрольных работ студентов СПО (105 человек) и бакалавриата (85 человек), выполненных в форме тестирования, свободного ответа на вопрос, анализа текста и эссе за период 2019 — 2021 год позволяет выделить следующие тенденции (рис. 1).

Проанализировав данные успешности выполнения контрольных работ студентов на примере дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека», можно сделать следующие выводы:

— студенты успешнее справляются с тесто -выми заданиями, содержащими один вариант правильного ответа, несколько хуже справляются с тестами, задания которых требуют ранжирования, соотнесения понятий или нескольких вариантов ответов;

успешность выполнения %

| тесты бак тесты СПО I св.ответы бак св отв СПО I эссе бак эссе СПО анализ бак

Рис. 1. Данные успешности выполнения контрольных работ студентов по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека»

— студенты как бакалавриата, так и СПО испытывают максимальные сложности при анализе текста на предмет несоответствия действительности приведенной в тексте информации и ошибок в приведенных данных и определениях, хотя в задании четко указывается не только то, что текст содержит ошибки в фактологическом материале, но и количество этих ошибок;

— студенты бакалавриата лучше справляются с заданиями в форме эссе, чем студенты СПО, однако данные различия можно констатировать только на уровне тенденции;

— все студенты испытывали сложности в выполнении заданий, требующих полный и аргументированный ответ на вопрос с приведенными примерами, часто отмечались попытки вставить информацию, найденную по первой ссылке в интернете.

Из выявленных нами тенденций можно сделать вывод, подтверждающий основную проблему, затронутую в статье — доступность цифрового контента и привычка работы в поисковых системах значительно влияют на процесс анализа информации. Это говорит о том, что человек все в большей степени теряет способность критически оценивать тот информационный поток, на основе которого он строит мыслительный процесс и принимает решения.

Вышеуказанные тенденции приводят нас к пониманию того, что современная система образования должна быть перенацелена с поиска и воспроизведения на главное — анализ и оценку, логическое сопоставление, поиск несоответствий в приведенных фактах, где приоритет получает критический анализ фактов и данных, а не трансляция того, что предлагает сеть. Именно обучение критическому мышлению является важной задачей современного образования. Задача современного педагога — не только адаптироваться в цифровом образовательном пространстве и овладеть современными цифровыми образовательными технология-

ми, но и научить студента анализу найденных материалов. Критическому способу работы с информационным цифровым контентом. Именно это является качественным показателем цифровой компетентности современного преподавателя [4].

Отношение в Российском обществе к циф-ровизации образования также не однозначно. Анализ 318 высказываний педагогов, родителей, просто комментариев в социальных сетях, проведенный нами летом 2021 года, демонстрируют тенденцию сосредоточенности на отдельных деталях процесса цифровизации, в частности и на его недостатках, технических и экономических проблемах дистанционного обучения, но не на самой сути вопроса — системном переходе к совершенно иному функционированию образовательной среды.

Ниже приведены данные проведенного нами контент-анализа высказываний пользователей ленты «Яндекс-дзен» о цифровизации образовательного пространства и дистанционных формах обучения за период с июня 2021 по сентябрь 2021. Высказывания были разбиты по дням анализа (25 дней — указаны по оси У), и по частоте встречаемости положительного, нейтрального и отрицательного эмоционального фона (указано по оси Х). За ключевые слова для контент-анализа были взяты паттерны (соответственное использование) фраз «дистанционное обучение» и «цифровые образовательные технологии» в позитивном, нейтральном или негативном контексте. Результаты распределения приведены на рис. 2.

Полярность оценки и преобладание негативных отношений может свидетельствовать о низкой степени готовности значительной части общества к той цифровой ноосфере, которая уже наступила. Стоит отметить, что как сторонники, так и противники процесса циф-ровизации образования крайне редко приводят в своих высказываниях факты, чаще используя эмоционально-негативный контекст по от-

ношению к противоположной точке зрения, не приводя аналитики и доказательств, одинаково часто с обеих сторон можно отметить наличие тенденции к «навешиванию ярлыков» на

оппонента. Нейтральные высказывания с элементами анализа и подкрепления своей точки зрения фактами составили менее четверти из проанализированных.

25

20

15

10

I положительное отношение

I нейтральное отношение

отрицательное отношение

отношение к цифровой среде и дистанционному образованию

Рис. 2. Результаты контент-анализа отношения к дистанционным методам обучения

В то же время, анализ количества запросов только за одну неделю (конец мая 2021 г.) на цифровые онлайн-лекции и «стримы» в ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ демонстрируют устойчивый интерес со стороны школьников и абитуриентов к дистанционному формату подачи материала. По данным медиа-агентства Интерфакс, «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ» (РАНХиГС) намерена дать возможность студентам по желанию учиться дистанционно в новом учебном году, приравняв такую учёбу к обычной очной программе, заявил ректор академии, доктор экономических наук Владимир Мау (26 мая 2021 г) INTERFAX.RU. В интервью Российской газете Проректор РАНХиГС М. Н. Назаров также отмечает, что онлайн обучение останется и после пандемии и будет использоваться в комплексе с традиционными форматами. По его словам, далеко не все преподаватели вуза были готовы к новому формату проведения занятий, отмечались и перебои в работе цифровых платформ, и технические сбои Интернет-соединений у студентов и преподавателей, и множество других факторов. Тем не менее, присутствует понимание необходимости интеграции традиционных и цифровых технологий в образовательном пространстве [7].

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о неизбежности интеграции цифрового пространства с традиционной системой обучения, что по -требует уже в настоящем времени адаптации

системы образования к новой цифровой реальности. Работа современной педагогической системы должна строится с учетом специфики влияния цифровой среды на мышление человека, заранее блокируя нарастание неблагоприятных тенденций. Образование - это не только получение знаний, это становление способа мышления, оценки ситуации и принятия решений и от эффективности процесса адаптации к изменениям системы образования, правильности оценки и учета рисков и возможностей применения цифровых технологий, в прямом смысле, зависит будущее общества.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буракова И. С. Формирование информационной гигиены у будущих педагогов / И. С. Буракова, Л. А. Ситак, С. С. Бочаров, О. С. Смирнова ; Министерство образования Ставропольского края, Ставропольский государственный педагогический институт. Филиал в г. Железноводске. — Москва, 2020.

2. Буракова И. С. Влияние факторов информационной среды на информационно-психологическую безопасность личности / И. С. Бура-

кова, Л. А. Ситак // Инноватика: современные технологии модернизации общества. — 2019. — С. 89—95.

3. Вернадский В. И. Биосфера / В. И. Вернадский. — Москва : Мысль, 1967. — 367 с.

4. Кондаков А. М. Цифровое образование: от школы для всех к школе для каждого / А. М. Кондаков, А. А. Костылева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2019. — Т. 16. № 4. — С. 295-307. — URL: http://dx.doi. org/10.22363/2312-8631-2019-16-4-295-307

5. Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : коллективная монография / В. В. Корнилова, Е. В. Мирошниченко, Н. А. Перепёлкина [и др.]. — Уфа, 2017.

6. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age / A. Giddens. — Cambridge : Polity Press, 1991.

7. URL: https://kpfu.ru/club10/mnenie-eksperta/vladimir-mau-nasha-osnovnaya-zadacha-gotovit_158375.html

LIST OF REFERENCES

1. Burakova I. S. Formation of information hygiene in future teachers / I. S. Burakova, L. A. Sitak, S. S. Bocharov, O. S. Smirnova //

УДК 331.522

Ministry of Education of the Stavropol Territory, Stavropol State Pedagogical Institute, Branch in Zheleznovodsk. — Moscow, 2020.

2. Burakova I. S. Influence of information environment factors on information and psychological security of the individual. In the collection / I. S. Burakova, L. A. Sitak // Innovatika: modern technologies of modernization of society. — 2019. — Pp. 89—95.

3. Vernadsky V. I. Biosphere / V. I. Vernadsky. — Moscow : Mysl, 1967. — 367 p.

4. Kondakov A. M. Digital education: from school for all to school for everyone / A. M. Kondakov, A. Kostyleva // Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples. Series: Informatization of education. — 2019. — Vol. 16. No. 4. — Pp. 295—307. — URL: http://dx.doi. org/10.22363/2312-8631-2019-16-4-295-307

5. Theoretical and practical aspects of psychology and pedagogy : collective monograph / V. V. Kornilova, E. V. Miroshnichenko, N. A. Pere-pelkina, etc. — Ufa, 2017. — Volume Issue 18.

6. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age / A. Giddens. — Cambridge : Polity Press, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. URL: https://kpfu.ru/club10/mnenie-eksperta/vladimir-mau-nasha-osnovnaya-zadacha-gotovit_158375.html

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Коды JEL: I25, J24

Симоненко Е. С., кандидат экономических наук, доцент, кафедра региональной экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

E-mail: simonenkol@mail.ru

SPIN-код: 3832-1842

Ершова И. Г., доктор экономических наук, профессор, кафедра финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

E-mail: ershovairgen@yandex.ru

SPIN-код: 1024-2161

Поступила в редакцию 18.11.2021. Принята к публикации 26.11.2021

Аннотация

Предмет. Образование как основной фактор, влияющий на формирование и развитие человеческого капитала.

Тема. В условиях цифровой трансформации и технологической модернизации основной задачей современного образования является повышение качества человеческого капитала как важнейшего фактора развития экономики.

Цели. Описать влияние образования на развитие человеческого капитала и проанализировать развитие сферы образования в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Методология. В исследовании использованы методы количественного, качественного и логического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.