Научная статья на тему 'Роль образования в обеспечении экономической безопасности регионов России'

Роль образования в обеспечении экономической безопасности регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1263
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекмарев Владимир Васильевич

Аргументируется положение, согласно которому основной угрозой экономической безопасности региона является снижение качества образования, формируемого региональной системой образования и качества управленческих кадров, получающих образование в регионе. Активное развитие нового направления исследований, связанных с обеспечением экономической безопасности, под которой понимается состояние защищённости жизненно важных интересов отдельной личности и региона в целом от внутренних и внешних угроз, дополнилось организацией учебного процесса. Согласно решению Президента РФ в ряде вузов открыта специальность «экономическая безопасность». В результате практически реализуется идея синтеза науки и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль образования в обеспечении экономической безопасности регионов России»

УДК 338.24 ББК 65.497.4

Вл. В. Чекмарев

роль образования в обеспечении экономическом безопасности регионов России

Аргументируется положение, согласно которому основной угрозой экономической безопасности региона является снижение качества образования, формируемого региональной системой образования и качества управленческих кадров, получающих образование в регионе. Активное развитие нового направления исследований, связанных с обеспечением экономической безопасности, под которой понимается состояние защищённости жизненно важных интересов отдельной личности и региона в целом от внутренних и внешних угроз, дополнилось организацией учебного процесса. Согласно решению Президента РФ в ряде вузов открыта специальность «экономическая безопасность». В результате практически реализуется идея синтеза науки и образования.

Ключевые слова:

качество образования, качество управления, региональная система образования, экономическая безопасность региона.

о

Термин «экономическая безопасность» для экономической теории сравнительно новый. Но нельзя не отметить, что возникновение понятия «безопасность» уходит своими корнями в древнейшие времена [2, с. 5]. Различные угрозы и опасности всегда окружают человека как внутри общества, так и вне его. В достаточно большом массиве литературы, посвященной проблемам экономической безопасности, даётся многообразие трактовок опасности, источников опасности, угроз, рисков. Также излагал своё видение содержания этих понятий и автор данной статьи [12-17].

Здесь, в дополнение и развитие ранее изложенных идей, делается попытка аргументации положения о необходимости обеспечения экономической безопасности региона на основе повышения качества образования, формируемого региональной системой образования, а также качества управленческих кадров, получающих образование в регионе. В настоящее время подготовка управленческих кадров не предполагает формирования их компетен-тностей в области экономической безопасности. И только после известного решения Президента РФ по открытию в ряде вузов специальности «Экономическая безопасность» значимость исследования проблем безопасности приобрела не только теоретический, но и практический характер. Более того, появилась возможность трактовки понятия «безопасность» как оценки уязвимости состояния безопасности любых хозяйствующих субъектов (от индивида до государства). Уязвимость можно трактовать как потенциальную незащищённость от угроз любого вида, типа и уровня.

Понимание уровней экономической безопасности корреспондирует с уровня-

ми экономического анализа (нано-, номо-, микро-, мезо-, макро-, суб-, мего-). Но в настоящей статье рассматривается только уровень мезоэкономический и идет речь об экономической безопасности региона.

Существует большое разнообразие в подходах к определению понимания обеспечения экономической безопасности региона [9]. Но ни в одной из известных работ не идентифицирована роль образования в обеспечении экономической безопасности региона. Можно полагать, что это вызвано сведением содержания безопасности к проблеме самосохранения. Более того, нивелирование интересов регионов общегосударственными интересами, т. е. рассмотрение экономической безопасности регионов только через призму государственной политики, является «миной замедленного действия» в развитии общества в целом.

Пространство решения проблемы экономической безопасности в обществе (в ходе практической деятельности) являет собой пространство явлений природной, материальной, социальной сред. Уровень безопасности, конечно же, характеризуется результатом определённых процессов, связанных как с институциональными (организованной деятельностью людей), так и с природными явлениями. Но в рамках настоящей статьи стихийные и природные процессы не являются предметом анализа. Дело в том, что понятие «образование» корреспондирует только с организованной деятельностью людей.

Принятый 5 марта 1992 г. Федеральный закон «О безопасности» определил в качестве основного субъекта обеспечения безопасности государство. Это означает, что понятие «безопасность» тесно связано с такими понятиями как национальные

ценности, национальный образ жизни. В условиях урбанизации (исследование проблем безопасности не может быть достаточно корректным и полным без системного анализа геополитических факторов), а так же глобализации общественной жизни и интернационализации общественного производства исследование экономической безопасности региона базируется на значимости образования в её обеспечении. При этом нельзя не отметить, что роль образования определяется не только формированием качества рабочей силы, но и созданием специальных органов по обеспечению экономической безопасности. И здесь значимым является подготовка людей (кадров), обеспечивающих экономическую безопасность за счёт создания условий недопущения появления угроз.

Открытая в ряде вузов России специальность «Экономическая безопасность» как раз и решает названную задачу. Президент РФ определил экономическую безопасность как ключевую составляющую национальной безопасности страны, расширив рамки понятия «обороноспособность» [9]. С начала 2000 г. по вопросам экономической безопасности введены специальные учебные программы, структуры МВД РФ, создана учебная Академия экономической безопасности. А приказом Минобрнауки РФ от 14 января 2011 г. № 019 утверждена специальность 080101 «Экономическая безопасность». В рамках этой специальности в вузах страны стала проводиться подготовка специалистов высшей квалификации, способных выполнять профессиональные задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства в экономической сфере, выявлять внутренние и внешние угрозы в экономике РФ, её регионов. Основная задача этих специалистов - предотвращение возможных угроз и обеспечение законности и правопорядка в сфере экономики.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080101 «Экономическая безопасность» предусматривает возможность подготовки специалистов в рамках специфики регионального развития с учётом особенностей Российской Федерации.

Под экономической безопасностью региона мы понимаем состояние защищённости жизненно важных экономических интересов как отдельной личности, так и региона в целом не только от внешних, но и от внутренних угроз. Под процессом обеспечения экономической безопасности мы понимаем совокупность усилий по

созданию условий и формированию факторов, обеспечивающих стабильность и устойчивость регионального развития. В работе [15] был осуществлён анализ трактовки понятия «экономическая безопасность» региона таких российских учёных, как Л.И. Абалкин, В.К. Сенча-гов, Е.А. Олейников, А.И. Татаркин, В.Л. Тамбовцев и ряда других. Проведённый анализ позволил уточнить и дополнить имеющееся понимание путей обеспечения экономической безопасности региона на основе идентификации роли образования в снижении остроты проблемы обеспечения экономической безопасности региона. Особо отметим, что в существующих государственных документах в данной сфере роль образования не определена.

Радикальное реформирование экономики России, начатое после 1991 г., привело к существенному изменению акцентов в управлении страной. В первую очередь это выразилось в том, что произошло определенное перераспределение полномочий между федеральным центром и отдельными субъектами РФ. Другими словами, в последние годы происходила определенная регионализация управления экономикой страны. В наиболее кризисные годы (в первой половине и середине 1990-х годов), т.е. годы, когда позиции центра были наиболее уязвимы, регионализация достигала своего максимума, приводя в ряде случаев и к открытым сепаратистским тенденциям. Данное обстоятельство можно трактовать с позиций актуализации исследования проблемы обеспечения экономической безопасности региона.

Вышеозначенное, на наш взгляд, может явиться дискуссионным атрибутом в процессах обсуждения методов обеспечения экономической безопасности регионов в рамках образовательной парадигмы. Подкрепим это анализом системы образования Костромской области.

Система образования Костромской области, являясь «мезосоциоэкономической системой» [5], представляет собой сложную многоуровневую институциональную структуру. Её роль в формировании интеллектуального потенциала индивида и региона с позиций обеспечения экономической безопасности региона трудно переоценить. Но всё же сделаем попытку более детального рассмотрения этой роли в контексте рассмотрения интеллектуального потенциала как одной из характеристик человеческого фактора социально-экономического развития. Понятие «человеческий фактор» (по мере изменения и осмысления роли человека в общественном

о.

ее ^

о О

производстве) наполняется различными смыслами в зависимости от целей и задач исследователей. Стало расхожим употребление понятий «человеческий капитал», «человеческий потенциал», «человеческий ресурс» в качестве синонимов. Несмотря на имеющиеся публикации (например, [11]) стадийные формы движения факторов производства, а также превращение формы и состояния мало привлекают исследователей в качестве предмета анализа. Возникает значительная путаница в понимании текстов и авторских позиций. Более того, сущностный анализ подменяется явленческим (поверхностным).

Вышеотмеченное с позиций цели настоящей статьи делает необходимым усиление аргументации в пользу места образования, роли человеческого фактора в обеспечении экономической безопасности. Ведь и человеческий капитал и экономическая безопасность являются неотъемлемыми условиями существования общества, а развитие системы образования есть условие формирования её потенциала осуществлять образовательное производство. В литературе отмечается, что «под потенциалом сферы образования (образовательным потенциалом) будем понимать наличие начальных условий осуществления производства образовательных услуг» [11, с. 107]. Не разворачивая дискуссию по содержанию понятия, подчеркну лишь, что наличие образовательного потенциала не означает обязательное его превращение в образовательный капитал. Трансформационные переходы потенциалов и капиталов как превращённых форм человеческих ресурсов схематично отображены на рис. 1.

Идентификация трансформационных переходов даёт возможность рассмотреть систему образования Костромской области в контексте роли человеческого фактора в обеспечении экономической безопасности региона. Алгоритм рассмотрения состоит из трех этапов.

Первый этап. Продукт системы образования в процессе своего воспроизводственного движения совершает естественный, экономический и инновационный

Ресурсы

Сфера

Образовательный потенциал

Образовательный капитал

обороты, отражающие циклический характер кругооборота. При этом функциональный кругооборот личного и общественного человеческого капитала отличается от их общего кругооборота. Следовательно, традиционная методологическая база оценки системы образования должна быть дополнена новыми принципами и методами анализа (принцип диглоссии, методы синергизма и т.п.).

Второй этап. Повышение роли знания не следует трактовать как уменьшение роли труда и физического капитала в экономической деятельности. Знание (как это вытекает из схемы на рис. 1) не обладает эффектом прямого действия. Оно ещё должно трансформироваться в деятельность.

Следовательно, рассмотрение системы образования предполагает оценку её вклада в формирование индивидуальной свободы, инновационной восприимчивости всех субъектов образовательной деятельности и практических навыков в форме неявного знания.

Третий этап. Разновероятность наступления событий на каждой стадии трансформации превращённых форм предполагает их характеристику с позиций экономической динамики. Наличие же индивидуальных особенностей у всех субъектов образовательного процесса может являться источником усиления социального неравенства, являющимся одной из угроз экономической безопасности региона [14]. Следовательно, требуется создание методик для оценки эффективности функционирования системы образования региона, учитывающих вышеозначенное.

Интеллектуальный потенциал

Интеллектуальный капитал

Человеческий потенциал

Человеческий капитал

Общественное

производство

Рис. 1. Трансформационные переходы потенциалов и капиталов.

Предлагаемый алгоритм позволит, на мой взгляд, усовершенствовать стратегию функционирования системы образования Костромской области на основе выдвигаемых временем критериев, повысить роль образования в обеспечении экономической безопасности региона, реализовать задачи социально-экономического развития Костромской области [10, с. 7-11].

Определение роли специалистов по экономической безопасности позволяет отметить нижеследующее.

Обеспечение экономической безопасности регионов является процессом защиты экономики регионов от уже имеющихся и возможных внешних и внутренних угроз. Одной из наиболее значимых угроз является коррупция. Коррупция - явление сколь широко распространённое, столь и многоликое. Распространённость и многообразие форм коррупции в самых разных сферах человеческой деятельности обуславливает значительный интерес к ней у экономистов [4]. Традиционное отнесение функции борьбы с коррупцией к силовым ведомствам не является однозначным. Рассмотрение экономической устойчивости регионов с использованием методов адаптивной фильтрации и фрактального анализа [7]

Список литературы:

позволяет сделать вывод о необходимости подготовки специалистов, способных не только бороться с коррупцией, но и формировать стратегии предупреждения появления угроз. И подготовка таких специалистов в российских вузах началось.

Специфичность подготовки в рамках регионах России при наличии единого стандарта возникает в силу экономической специфичности самих регионов. Политика Минобрнауки РФ учитывает эти обстоятельства в форме контрольных цифр приема на специальность «Экономическая безопасность». В 2013 и в 2014 гг. годах вузам (а в каждом из регионов России не более одного вуза осуществляет подготовку специалистов по экономической безопасности) выделялось 10-15 бюджетных мест. Это означает, во-первых, отнесение специалистов по экономической безопасности не к массовым профессиям [6], а, во-вторых, стратегическое выделение появления возможных угроз в силу замещения имеющихся в стране технологических укладов новыми [1; 8].

Итак, можно сделать следующий вывод: образование приобретает новую роль - роль обеспечения экономической безопасности регионов России, а значит и России в целом.

[1] Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование - 2030: Аналитический доклад / Под ред. В. С. Ефимова. - М.: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. пед. у-т, 2014. - 294 с.

[2] Гутман Г.В., Лапыгин Ю.Н. , Прилепский А.И. Экономическая безопасность региона: теория и практика. - М.: Наука, 1996 - 116 с.

[3] Криворотов В.В., Калина А.В. , Эриашвили Н.Д. Экономическая безопасность государства и регионов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с.

[4] Левин М.И., Левина Е.А., Покатович Е.В. Лекции по экономике коррупции / М. И. Левин,. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 356 с.

[5] Логвин Н.В. Особенности методологических подходов в создании теории развития региональных систем образования // Экономика образования. - 2013, № 2. - С. 69-79.

[6] Массовое высшее образование Триумф БРИК? / Пер. с англ.; под науч. ред. М.С. Добряковой. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 528 с.

[7] Орехов В.И., Орехова Т.Р. , Карагодина О.В. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса / Под ред. Т. Р. Ореховой. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 105 с.

[8] Подлесных В.И. Реформирование высшего образования на основе замещения технологического уклада (новые подходы и методы). - М.: ИНФРА-М, 2014. - 189 с.

[9] Путин В. В. Быть сильными: Гарантии национальной безопасности для России. - М.: Едиториал УРСС, 2012 - 56 с.

[10] Ситников С.К. Инвестиционное послание // Экономика образования. - 2013, № 4. - С. 7-11.

[11] Титов М.В., Чекмарев В.В. Формирование человеческого капитала: превращение формы и состояния // Экономика образования. - 2006, № 1. - С. 107-115.

[12] Чекмарев Вл.В. Интересы личности и её экономическая безопасность // Экономика образования. -2013, № 3. - С. 82-87.

[13] Чекмарев Вл. В. Нуждается ли интеллект в экономической защите? // Экономика образования. -2013, № 3. - С. 111-117.

[14] Чекмарев Вл.В. О категориальном аппарате изучения экономической безопасности мезоэкономи-ческих систем // Экономика образования. - 2013, № 4. - С. 99-103.

[15] Чекмарев Вл.В. Экономическая безопасность и экономическая защищенность: структура проблемы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013, № 3. - С. 172-177.

[16] Чекмарев Вл.В. Экономическая безопасность образования: опыт обобщения постановки проблемы в работах российских ученых // Экономика образования. - 2012, № 4. - С. 104-111.

[17] Чекмарев Вл. В. Экономическая безопасность экономики образования // Экономика образования. -2013, № 2. - С. 113-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.