Bolotova E.L.
ACADEMIC FREEDOM IN THE MODERNIZATION OF THE EDUCATION LAW
Current legal provision of education in Russia must be aimed at bridging the gap between the needs of the educational practices and mechanisms of its regulation. The basic principle is the principle of implementing education academic freedom. One of the elements of academic freedom advocates freedom of teaching. Adherence to this principle in modern conditions the revision of educational legislation is a landmarkfor conservation accessibility, adaptability, variability education. Keywords: institutionalization of education, higher vocational education in Russia.
УДК 33:37
Чекмарев Вл.В.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ БОРЬБЫ -
ТОЛЬКО СИСТЕМУ ЗАЩИТЫ
В статье обосновывается авторская позиция по поводу политики обеспечения экономической безопасности в контексте роли образования.
Ключевые слова: экономическая безопасность, образование, стратегии обеспечения экономической безопасности.
Постановка проблемы. Вопросам безопасности - во всех её аспектах - посвящено множество публикаций. Но с учётом противоречивости процессов глобализации и регионализации всё более остро ощущается проблема национальной безопасности. К её составляющим относят военную, продовольственную, энергетическую безопасность. И не без оснований. Очевидно, что есть много индикаторов, позволяющих нам судить о текущем положении дел в собственной стране и в мире в целом. Но чтобы увидеть перспективу, нужно глубже проанализировать фундаментальные источники развития, к числу которых относится образование. Без учёта этого факта становятся бессмысленными разговоры о человеческом капитале, качество которого меняется со временем. То же самое можно сказать и про уровень образования. В наступившем веке людям необходимы иные умения и навыки, чем в прошлом, и современные системы образования должны удовлетворять этим требованиям. В то же время общество должно испытывать потребность в образованных людях и быть готовым их абсорбировать.
Тезис о том, что создание и поддержка конкурентоспособных на мировом уровне школ и университетов должно стать безусловным стратегическим приоритетом для страны, так или иначе присутствует в программе любого главы государства и давно набил всем оскомину. Тем не менее мало что реально предпринимается в этом направлении. Образование меняется очень медленно, и лидерам зачастую не хватает последовательности и терпения для реализации намеченных программ - всем хочется получить быстрый результат [2, С. 4].
Вложения в образовательные учреждения любого уровня - даже в ущерб чему-то другому - хороший пример трезвого и прагматичного долго-
срочного планирования. В каком-то смысле образование - вопрос национальной безопасности и залог того, что у той или иной страны (особенно развивающейся) хватит идей и образованных людей, чтобы не остановиться и не затормозить свой процесс. Никакие усилия на этом пути не будут лишними [8, С. 4].
Полагаю, что и мой научный интерес к проблеме экономической безопасности регионов страны вне контекста места и роли образования не может быть реализован. Отмечу, что представители научной школы костромских экономистов на протяжении последнего десятка лет публикуют результаты своих исследований по проблематике экономической безопасности образования [1; 7; 9; 11; 12]. В одной из своих работ я обобщил их подходы [13]. Поэтому в настоящей публикации сосредоточу своё внимание на взаимосвязи образования и национальной безопасности. При этом подчеркну, что моя позиция по осмыслению категории «безопасность» в общественном сознании во многом совпадает с позицией О. Г. Карповича [6], который проанализировал целый комплекс вопросов, связанных с национальной безопасностью.
Анализ исследований и публикаций. При всем разнообразии интерпретаций понятия «национальная безопасность» и ее структуры в целом под понятием «национальная безопасность» понимают систему условий и факторов, в которой государство как определенная социально-политическая общность органично функционирует и развивается по своим внутренним законам, делегируя управлению право стимулировать положительные сдвиги и тенденции, а также корректировать негативные отклонения, ограждая при этом страну от угроз внешней среды [4; 10; 14].
В этом аспекте безопасность можно охаракте-
© Чекмарёв Вл.В., 2014
Экономика образования ♦ № 1, 2014
ризовать как сложное социально-психологическое и политическое явление, многоплановое и многогранное в своих структурных составляющих и проявлениях, отражающее противоречивые интересы в отношениях различных социальных субъектов. Проблемы возникают и тогда, когда одни субъекты (социальные группы, личности, нации) стремятся обеспечить свою безопасность за счет других либо не считаются с интересами безопасности других субъектов. Мыслят устаревшими категориями и эгоистическими ценностями, игнорируя ту основополагающую закономерность, что безопасность в эпоху нарастающей глобализации - неделима. Отсюда обусловленность проблематики безопасности субъективными позициями, неоднозначными оценками, фрагментарными суждениями. Кроме того, стоит учитывать еще и взаимоотношения индивида и общества [14, С. 23].
В политике традиционно под безопасностью понимают прежде всего физическое выживание государства, защиту и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы. Не стоит также забывать и о конфликте интересов между индивидом, обществом и государством в сфере безопасности.
Субъектами и объектами национальной безопасности являются личность с ее правами и свободами, общество с его материальными и духовными ценностями, государство с его конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью.
Одновременно еще раз подчеркнем, что в отличие от многих других потребностей/интересов нужду в безопасности невозможно полностью удовлетворить. Она присутствует всегда и требует постоянного к себе внимания, поскольку в различных ситуациях нас подстерегают самые разные опасности. Но безопасность модели типа средневековой «крепости» или «берлинской стены» не отвечает условиям устойчивого развития, а следовательно, безопасности.
Подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе -частная интерпретация безопасности. Кроме того, сегодня нация рассматривается не как совокупность лиц одной национальности, а в масштабах страны в целом. Иначе говоря, логично было бы вместо термина «интересы государства» употреблять «общенациональные интересы». Именно при такой интерпретации «национальная безопасность» будет услышана, понята и поддержана самыми широкими слоями населения, станет общим делом граждан и будет способствовать гражданской интеграции.
По определению национальная безопасность -это система условий и факторов, в которой нация
функционируют и развиваются по своим внутренним законам. Функционально и исторически государственные институты призваны обеспечивать безопасность, то есть создавать условия для ответа на внутренние и внешние вызовы и угрозы нации и ее развитию.
Принято считать, что основу национальной безопасности составляет физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности страны, высокий уровень дееспособности перед лицом внешних угроз, обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной жизни и развития. По мнению ряда исследователей, национальная безопасность включает в себя множество аспектов, в том числе экономическую безопасность - состояние экономики страны и ее различных систем (финансовой, банковской, инвестиционной, налоговой и др.), предполагающее ее способность обеспечивать минимально необходимый объем национального продукта, необходимого для ее самостоятельного выживания и развития. Одновременно состояние защищенности стратегических хозяйственных ресурсов страны от воздействия и контроля со стороны враждебных и криминальных сил, состояние надежной обеспеченности базовых экономических прав и свобод граждан.
Довольно распространенным является значение безопасности как определенного социального отношения, характеризуемого взаимным доверием, отсутствием у сторон агрессивных и злонамеренных устремлений. Чтобы закрепить отношения безопасности, гарантировать от их нарушения, между людьми, народами, государствами устанавливаются нормы и принципы безопасных взаимоотношений, заключаются договоры о мире, ненападении, коллективной безопасности. Отношения безопасности могут иметь и субъект-объектный характер, т.е. выражать требования людей к безопасности различных объектов собственности, военного, государственного и иного назначения. Следует иметь в виду, что людям свойственно превозносить собственную безопасность, добиваться достижения за счет безопасности других людей и даже народов. В условиях нарастающей глобализации, взаимозависимости государств и народов, наличия значительных арсеналов оружия массового поражения безопасность в системе социальных отношений - становится неделимой. Все актуальнее становится принцип равенства безопасности в отношении всех членов общества и мирового сообщества. В силу этого люди призваны сдерживать свои инстинкты, ограничивать эгоистические и враждебные устремления, поддерживать правила мирного общежития.
Люди часто ассоциируют безопасность с защищенностью жизненно важных интересов личности, общества и государства или с результатом безопасности. Как он ни важен, все же следует помнить, что
он является лишь итогом сложного процесса обеспечения безопасности, связанного с поддержанием оптимальных параметров жизнедеятельности объекта, предвосхищением и противодействием различным угрозам. В рамках процессуального подхода к безопасности выделяют меняющиеся условия, алгоритмы и стадии (этапы) реализации мер безопасности. Самое же важное, что следует твердо усвоить, это то, что безопасность - непрерывно реализуемая задача. Всегда, в любых условиях и при любых обстоятельствах.
Важной составной частью национальной безопасности является экономическая безопасность. Рыночная экономика со времени своего возникновения стала одним из главных средств, с помощью которого государства пытаются организовать и контролировать международное разделение труда в свою пользу. В современном мире большое место в политике государств занимают вопросы, касающиеся условий торговли, движения капиталов, технологий, рабочей силы, информации, функционирования международной валютной системы и международных рынков.
Стоит обратить внимание и на тот факт, что научно-техническая и особенно информационная революции сокращают географические, политические и экономические расстояния между государствами. Кроме того, в мире появилось много точек, где пересекаются интересы, потребности и сферы влияния различных государств. Соответственно, возрастает плотность во времени и пространстве и психологическая взаимозависимость стран друг от друга и от мировых процессов в целом [2].
Взаимозависимость государств, в свою очередь, ведет к тому, что для обеспечения своей безопасности приходится думать и о безопасности других государств. Обеспечение всеобщей безопасности, создание условий, исключающих нарушение всеобщего мира или возникновение угрозы безопасности народов в любой форме, стало частью национального интереса большинства стран - членов мирового сообщества. В то же время возрастает и возможность негативного политического влияния стран друг на друга с целью получения определенных преимуществ. Когда одна страна стремится заставить другую страну изменить экономическую политику, чтобы обеспечить более широкий доступ к ее ресурсам, политические и экономические средства и методы оказываются более эффективными, чем военная сила.
Все большее влияние приобретают экономические и политические рычаги создания и поддержки национальной безопасности. Усиление взаимозависимости стран и появление глобальных проблем ведет к пониманию того, что эти проблемы невозможно решить в одиночку, это требует объединенных усилия всех народов на основе мирового со-
трудничества. Тем не менее, по-прежнему определяющим в подходах безопасности остается национальное сознание. Более того, как отмечает В.В. Ефимов [5, С. 120], эффективное решение задач обеспечения экономической безопасности невозможно без понимания их взаимосвязи с целым комплексом проблем, выходящих за рамки экономической науки. Это следует из фундаментального принципа управления, открытого У Эшби (Ashby W. Ross), представляющего собой закон необходимого разнообразия, в соответствии с которым уровень сложности и разнообразия управляющей системы должен соответствовать уровню сложности и разнообразия управляемой системы. Из этого же принципа следует и требование к тому, что бы система управления имела весь объём парирующих воздействий, не уступающих по разнообразию воздействующим факторам внешней среды, включая целенаправленные действия конкурирующих противоборствующих государственных систем. Кроме того, усложнение управления связано с возрастающими темпами и сложным характером изменений внешней среды. Чем сложнее решаемые проблемы, тем больше времени занимает их решение. Чем выше скорость происходящих в обществе перемен, тек короче жизнь найденных вариантов решения проблем. К моменту, когда решение найдено, ситуация может измениться настолько, что возникает потребность в принципиально новом решении. В целом закон необходимого разнообразия для государственного управления свидетельствует, что для успешного противостояния среде, сложность, многофакторность и скорость принимаемых решений должны соответствовать сложности и скорости изменений, происходящих во внешней среде. Это соответствие и есть механизм защиты от всех видов угроз.
Библиографический список
1. Бойков, А.И. Экономическая безопасность вуза в контексте национальной безопасности / А.И. Бойков, Вл.В. Чекмарев, Р.М. Новиков // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2003. - С. 81-84.
2. Варданян, Р. Колонка председателя Редакционного совета / Р. Варданян // BRICS Business Magazine. 2013-2014. №> 4. - С. 4.
3. Величко, М.В. Модель развития экономической безопасности государства и общества / М.В. Величко // Автореф. дисс... на соис. уч. ст. к.э.н. - СПб, 2012.
4. Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия / А.В. Возженников. - М., 2000. - С. 51-55.
5. Ефимов, В.В. Экономическая безопасность в
Экономика образования ♦ № 1, 2014
113
системе комплексного обеспечения безопасности государства. / В. В. Ефимов // Облж i фшанси. 2013. № 1(59). - С. 119-125.
6. Карпович, О.Г. Актуальные проблемы и современные тенденции обеспечения национальной безопасности (сравнительный анализ) / О.Г Карпович. - М.: Издательство «Юрист», 2012. - 224 с.
7. Кондрат, И.Н. Экономическая безопасность и институционализация сферы образования. / И. Н. Кондрат, В. В. Чекмарев // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2003. - С. 44-45.
8. Мендрелюк, Д. Безальтернативный хайтек / Д. Мендрелюк // Костромской бизнес журнал. 2013. № 11. - С. 1.
9. Новиков, Р. М. Условия функционирования вузов и проблемы обеспечения экономической безопасности сферы образования. / Р. М. Новиков, Вл. В. Чекмарев, В. В. Чекмарев // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2003. - С. 84-86.
10. Общая теория национальной безопасности. - М., 2002. С. 21-27, 32-36.
11. Павлюк, Н. Н. Целевые установки как средство обеспечения экономической безопасности вуза / Н. Н. Павклюк, В. В. Чекмарев, М. В. Мишустин //
Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сборник статей Международной научно-практической конференции. -Пенза, 2003. - С. 87-89.
12. Чекмарев, В. В. Экономическая безопасность высшего учебного заведения / В. В. Чекмарев // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2003. - С. 89-92.
13. Чекмарев, Вл.В. Экономическая безопасность и экономическая защищенность: структура проблемы / Вл. В. Чекмарев // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - №>3. - С. 172-177.
14. Яновский, Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. / Р. Г. Яновский - М., 1999.
Chekmarev Vl.V.
ECONOMIC SECURITY NOT ALLEGED FIGHT - ONLY SYSTEM PROTECTION
The article explains the author's position on the policy of economic security in the context of the role of education. Keywords: economic security, education, economic security strategy.
УДК 378; 330
Криворученко В.К.
ДИССЕРТАЦИИ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОСТИ РОССИИ
Диссертация соединяет интересы творческого индивидуума и государства — человек прилагает огромные физические и умственные усилия для достижения наивысшего результата в исследовании избранной проблемы, а государство заинтересованно использует его в общенародных интересах. Теоретически это верно, но так ли это на практике, насколько действенны инновационные механизмы, используемые государством в лице Министерства образования и науки России и общественной системы в виде Высшей аттестационной комиссии того же государственного органа?
Ключевые слова: инновация, диссертация, учёная степень.
Российским правительством утверждена Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.1 Прежде всего, об инновации. В научной литературе на бумажном носителе и еще больше в Интернете можно найти различные определения инновации, инновационной дея-
114
тельности, и это вполне объяснимо в силу их научной и практической значимости. Но сейчас очевидна мода на этот термин, его употребляют министры и вторят ученые. Невольно вспоминается ажиотаж вокруг понятия «развитой социализм», но главного тогда не получили - не достигли развитого, а сам социализм отошел в теорию. Главное - результаты.
© Криворученко В.К., 2014