Научная статья на тему 'Роль образования и научно-исследовательской деятельности в формировании культуры толерантности студентов'

Роль образования и научно-исследовательской деятельности в формировании культуры толерантности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / TOLERANCE / SYSTEM OF EDUCATION / INTOLERANCE RELATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалин Виктор Викторович

Автор подчеркивает, что трансформация системы образования включает в себя дальнейшую гуманитаризацию, а также изменение методов преподавания всех видов дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of education and research activity in formation cultures of tolerance of students

Author says, that transformation of an education system includes a further gumanitarizatsiya, and also change of methods of teaching of all types of disciplines.

Текст научной работы на тему «Роль образования и научно-исследовательской деятельности в формировании культуры толерантности студентов»

социальный порядок и толерантность

Шалин Виктор Викторович

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России __________________________(тел.: 88612583516)

Роль образования и научно-исследовательской деятельности в формировании культуры толерантности

студентов

Автор подчеркивает, что трансформация системы образования включает в себя дальнейшую гуманитаризацию, а также изменение методов преподавания всех видов дисциплин.

Ключевые слова: толерантность, система образования, интолерантное отношение.

V.V. Shalin, Doctor of philosophy, professor, professor of the chair of philosophy and sociology of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; tel.: 88612583516.

Role of education and research activity in formation cultures of tolerance of students

Author says, that transformation of an education system includes a further gumanitarizatsiya, and also change of methods of teaching of all types of disciplines.

Key words: tolerance, system of education, intolerance relation.

Воспитание нового типа личности немыслимо без революционных изменений в системе образования. Рост неопределенности резко изменил жизненную ситуацию человека, «когда готовых решений нет и быть не может, когда нужно находить эти решения принимать их, нести за них ответственность. Повышение ранга принципа неопределенности автоматически способствовало повышению статуса принципа толерантности, т.к. стало очевидным, что нахождение адекватных решений теперь невозможно без диалога с другим человеком, природой, обществом.

Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Она же служит важной частью структуры творческого взаимодействия и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях. И прежде всего в образовательном процессе, во взаимоотношениях учителя и ученика.

Безусловно, в этом случае грубо истолкованный принцип толерантности, как диалог на равных, не должен иметь место - речь может идти, как считал Ю.М. Лотман, характеризуя

специфику университетского образования относительно отношений преподавателей и студентов, об отношении коллеги к младшему коллеге. «Здесь нет верха и низа - учителей и учеников - здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т. е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом...».

Принципы толерантности и неопределенности объединяются вместе в педагогике сотрудничества.

Обратим внимание на тесное взаимодействие, неразрывную связь и «нуждаемость» друг в друге принципов неопределенности, толерантности и выживания, а также всепроникающего диалога.

Чертой современного мира является новый ракурс социально-гуманитарного знания. Отсюда аксиоматичная потребность и необходимость освоения учащимися таких дисциплин, как «социология», «логика» и «культурология», которые являются базовыми для конструирования личностных идентичностей в динамично меняющейся социокультурной ситуации.

Общей целью дисциплин социология и культурология является формирование целостного мировоззрения студентов на основе представления о мире как многогранном процессе, про-

335

текающем во времени и пространстве, во взаимодействии с миром, природой и «Другими». Организация научно-исследовательской деятельности учащихся помогает решить проблему адекватного применения полученных знаний и способствует формированию наиболее высокого уровня образованности - методологической компетентности. Методологическая компетентность характеризуется способностью на базе теоретических знаний решать задачи в различных сферах деятельности на основе самостоятельного исследовательского подхода, в том числе, толерантного отношения к иным методологическим подходам.

Плодотворная научно - исследовательская деятельность возможна тогда, когда студенты владеют навыками квалифицированного информационного поиска и свободного общения. Поэтому, для достижения наилучшего результата занятия строятся через синкретическую систему объединения тем на втором уровне в три смысловых блока.

1. Занятия, направленные на формирование интеллектуальных и коммуникативных толерантных навыков.

2. Занятия, направленные на формирование основ информационной грамотности.

3. Занятия, направленные на освоение основ методики и техники научного исследования.

На первом этапе достигается формирование устойчивой исследовательской мотивации, т.е. желание понимать информацию и сообщать ее другим. Происходит расширение интеллектуального и коммуникативного толерантного репертуара студентов. Наиболее подходящей формой для формирования толерантной коммуникативной культуры, развития речевых способностей, а также развития аргументационных навыков студентов являются «круглые столы», которые проводятся во время семи-нарскихзанятий.

Игровые формы занятий не только делают их более интересными, но и позволяют снять психологические блоки, развить креативные способности учащихся и вовлечь их в реальную деятельность.

При этом важно методологическое различие социологии и культурологии. Если первая основана преимущественно на объективной информации (чаще в числовом выражении), то вторая в значительной степени замешана на «понимающей» методологии, предполагая

органичное сочетание как «жестких» количественных, так и более «мягких» качественных методик.

Одной из форм исследовательской работы является написание реферата. Обучение реферированию как достаточно сложной интеллектуальной и коммуникативной деятельности

должно сочетаться с обучением основам информационной грамотности и научноисследовательской деятельности.

Эти задачи решаются на втором этапе работы.

Наконец, на этапе работы над третьим тематическим блоком учащиеся знакомятся с теорией и практикой эмпирического культурологического и социологического исследования.

На кафедре гуманитарных дисциплин, педагогики и психологии прикладные исследования студентов являются обязательным условием усвоения такой дисциплины, как социология.

Главная задача современного образования видится в овладении специалистов методологией творческого преобразования мира.

Формирование профессионального мышления студентов — это, по сути дела, выработка творческого, проблемного подхода. Семинарские занятия по дисциплине «Логика» формируют у будущего специалиста необходимые творческие способности:

возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;

способность выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки;

собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;

способность сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов;

способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе - определить меру личного участия в решении проблемы.

Логика учит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности. Кафедрой гуманитарных дисциплин, педагогики и психологии помимо предусмотренных учебным процессом занятий, планируется проведение регулярных студенческие конференций, о чем свидетельствует нынешний форум. Предполагается, что доклады, представленные на данных конференциях, будут отражать результаты собственных эмпирических исследований студентов. Среди такого рода исследований уже превалирует следующая проблематика: толерантность, преподаватель, глазами студентов, логика толерантного взаимодействия. Основным методическим инструментарием выступает анкета. Выборка обычно составляет от 30 до 50 респондентов. Мотивировкой участников является не только поощрение кафедрой лучших работ, но предоставление возможности участия в конференциях другого уровня - региональных, всероссийских, международных.

336

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2012 • № 4 (41)

В результате обучения дисциплинам «социология» и «культурология» и «логика» студент приобретает следующие компетенции

а) общекультурные

1. Способность к восприятию, обобщению, анализу социологической и социокультурной информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

2. Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

3. Готовность к кооперации с коллегами на толерантных началах, к работе в коллективе;

4. Способность находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

5. Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

6. Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации;

7. Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

8. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

9. Способность использовать основные положения и методы социально-гуманитарных наук при решении профессиональных задач;

10. Способность анализировать социальнозначимые проблемы и процессы;

11. Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования неразрывную связь и «нуждаемость» друг в друге принципов неопределенности, толерантности и выживания, а также всепроникающего диалога.

б) профессиональные:

1. Способность применять в профессиональной деятельности базовые знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования;

2. Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гума-

нитарных наук при осуществлении педагогической, психологической и аналитической деятельности;

3. Умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем,

4. Способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности.

Таким образом, одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал в российском обществе, является образование. Однако выполнение им этой новой функции предполагает его коренную трансформацию, которая должна проходить под совместным влиянием принципов неопределенности мира и человека, толерантности, диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой стороны.

Принцип диалога, неразрывно связанный с принципом толерантности, должен являться не только средством обучения, но и его целью. Всепроникающий характер принципов толерантности и диалога не означает их «одиночества» и особой выделенности среди других жизненных принципов: он свидетельствует о том, что без усиления их влияния под угрозой находится выполнение главного на сегодня принципа - принципа выживаемости.

В сфере высшего образования остро стоит проблема перехода к открытой модели преподавания, частью которой является интоле-рантное отношение преподавателя к студентам и их квалификации. Трансформация системы образования включает в себя дальнейшую гуманитаризацию, а также изменение методов преподавания всех видов дисциплин. Так, гуманитарным и социальным дисциплинам следует обучать методами, отличными от применяемых в преподавании естественнонаучных дисциплин. Определенная же часть последних нуждается в преподавании «в историческом и культурно-историческом плане» (В.А. Лекторский).

337

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.