Научная статья на тему 'Роль нравственного самосознания в формировании профессионально-личностной позиции студента-психолога'

Роль нравственного самосознания в формировании профессионально-личностной позиции студента-психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
373
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / СТУДЕНТ-ПСИХОЛОГ / НРАВСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PROFESSIONALLY-PERSONALITY POSITION / STUDENT-PSYCHOLOGIST / MORAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полухина О.П.

Статья посвящена проблеме формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе, роли нравственного самосознания в данном процессе. В статье раскрывается роль отношений личности в формировании профессионально-личностной позиции, и расширяются представления о психологических механизмах становления нравственного самосознания будущего профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is sanctified to the problem of forming of professionally-personality position of student-psychologist in institution of higher learning, role of moral consciousness in this process. In the article the role of relations of personality opens up in forming of professionally-personality position and broaden idea about the psychological mechanisms of becoming of moral consciousness of future professional.

Текст научной работы на тему «Роль нравственного самосознания в формировании профессионально-личностной позиции студента-психолога»

Так, являясь мощным механизмом сплочения отдельных групп и общества в целом, конформизм может помочь группе в достижении определенных целей, если она в этом действительно заинтересована. И что немаловажно, конформизм является инструментом социализации, передавая социальный опыт, культуру, традиции и образцы поведения, так как большинство из вышеперечисленного навязывается индивиду обществом в детстве, подростковом возрасте и юношестве, когда степень конформизма чрезвычайно высока.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 123.

2. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - С. 345.

3. Жодле Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. - М.; СПб.: Питер, 2007. - С. 372-394.

4. Кизин М.М. Форма выражения эмоций: крик человека, пораженного страхом // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 61-65.

5. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии / // Современная зарубежная социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 228.

6. Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 164-173.

Полухина О.П.

РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ В

ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: профессионально-личностная позиция, студент-психолог, нравственное самосознание

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе, роли нравственного самосознания в данном процессе. В статье раскрывается роль отношений личности в формировании профессионально-личностной позиции, и расширяются представления

о психологических механизмах становления нравственного самосознания будущего профессионала.

Keywords: professionally-personality position, student-psychologist, moral consciousness.

Аннотация: The article is sanctified to the problem of forming of professionally-personality position of student-psychologist in institution of higher learning, role of moral consciousness in this process. In the article the role of relations of personality opens up in forming of professionally-personality position and broaden idea about the psychological mechanisms of becoming of moral consciousness of future professional.

Проблема формирования профессионально-личностной позиции студента вуза является актуальной в системе современного вузовского образования. Для благоприятного формирования данного процесса значимость нравственного самосознания приобретает особое значение, а недостаточный уровень распространения духовных ценностей среди будущих психологов, доминирование чисто прагматических интересов, замедляют процесс становления истинного профессионала в области психологии.

В нашем исследовании рассмотрены профессионально-личностной позиции студента-психолога и роли нравственного самосознания личности. В данном процессе мы опирались на наследие таких мыслителей, как В.А. Сухомлинский, Г.П. Ващенко, Н.А. Коваль, К. Роджерс, Р. Мей, М. Фридман и др. Исследованию нравственного самосознания личности способствовало осмыслением педагогических и народоведческих аспектов нравственного самосознания (В.В. Москаленко, И.А. Зязюн, В.П. Москалец и др.). Исследование указывает, что перед современной наукой стоит задача исследования профессионально-личностной позиции студента вуза и роли в данном процессе нравственного самосознания личности, исследования становления психологических закономерностей и механизмов нравственного самосознания, понимания сущности формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе. Все вышесказанное остается важной исследовательской проблемой.

На сегодняшний день существует острая необходимость в исследовании и изучении психологических основ нравственного самосознания личности, в разработке научно-методического обеспечения процесса формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога и возможности использования в работе программ духовного становления личности и внедрения этих программ в практику подготовки будущих специалистов, что

позволило бы повысить уровень воспитания молодежи в высших учебных заведениях.

В нашем исследовании развития профессионально-личностной позиции студента-психолога учитывалось, что личностное развитие человека осуществляется в течение всей его жизни, поэтому качество личности относительно и не может быть абсолютным определением человека. Если организм существует в координатах физического времени, то личность - в координатах психологического возраста. Качество личности развивается не только в онтогенезе, но и в филогенезе.

Личность складывается задолго до рождения, принадлежит человечеству и не исчезает после смерти человека. Человек выступает как человек, если он является личностью. Мы согласны с О.П. Елисеевым, что «... личность - это качество человека, определяющее его бытие и проявляющееся в его сознательной деятельности. При этом «качество» - это не синоним понятия «свойство», качество представляет множество свойств, из которых оно и образовано. Если качество, по Гегелю, есть то, без чего предмета нет, без чего предмета быть не может, то, естественно человек, осуществляющий сознательную деятельность, по определению, безусловно, является личностью». Человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений

В нашем исследовании мы опирались на концепцию отношений Мясищева, экзистенциально-гуманистический и акмеологический подходы. Разработанный нами спецкурс «Развитие профессионально-личностной позиции студента-психолога», способствует развитию у будущих профессионалов таких качеств личности, которые будут проявляться в степени активности и относительной независимости личности от среды и в мере свободного (спонтанного) и регулируемого (ответственного) поведения. Если в процессе обучения в вузе целенаправленно развивать профессионально-личностную позицию, у студента на фоне активности будет проявляться избирательность, а затем самостоятельность и на фоне самостоятельного поведения способность к социальному творчеству, в котором будет выражаться мера свободы и ответственности будущего психолога.

Профессия психолог - творческая профессия и наше исследование направлено на раскрытие личности студента, развитие его личностной позиции, отражающей его уникальность и неповторимость, и, вслед за

О.П. Елисеевым мы считаем, что «... современный человек должен владеть технологией восхождения от абстрактного к конкретному видению изучаемого предмета. Это умение особенно существенно в становлении современного специалиста, который должен быть способен творчески применять на практике усвоенные им теоретические истины».

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям, поэтому, исследуя развитие профессионально-личностной позиции студента-психолога, мы опирались на концепцию отношений Мясищева и рассматривали структуру личностной позиции будущего специалиста-психолога как систему отношений к себе и к окружающему миру в целом.

Мы считаем, что только при условии развития в вузе у студента-психолога профессионально-личностной позиции, развитии определенных свойств личности будущего специалиста, мы получим психолога готового к участию в общественных отношениях, с достаточным уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью, так как в личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Именно поэтому еще в процессе обучении я в вузе необходимо развить у будущего специалиста-психолога личностную позицию, что откроет путь к развитию творческих возможностей будущего психолога, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств. Уровень развития личностной позиции студента-психолога определяется характерными для него отношениями, проведенное нами исследование показало, что низкие уровни развития личностной позиции характеризуются тем, что отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами, а наиболее высокий уровень развития профессионально-личностной позиции характеризуется преобладанием общественно значимых отношений.

Развивая профессионально-личностную позицию студента-психолога, мы получим специалиста, обладающего личностной автономией. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям. Наличие развитой профессионально-личностной позиции позволит будущему специалисту-психологу находиться в состоянии непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывать для себя новые горизонты, изыскивать возможности актуализации своих

способностей, а в трудных условиях проявлять толерантность, способность к адекватным действиям, устанавливать доброжелательные отношения с другими людьми, проявлять чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов будущий специалист-психолог с развитой профессионально-личностной позицией как стабильная личность будет исходить из реальных возможностей, избегать завышенных притязаний. Развитие личностной позиции студента-психолога способствует формированию истинных ценностей - высокоразвитого чувства справедливости, совести и чести, решительности и настойчивости в достижении объективно значимых целей. Наличие высокого уровня развития личностной позиции позволит будущему специалисту-психологу на сложные требования жизни реагировать тактической лабильностью без психических надломов, а источником своих удач и неудач считать себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни наличие устойчивой личностной позиции позволит будущему профессионалу-психологу взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск и наряду с эмоциональной устойчивостью постоянно сохранять эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. В нашем исследовании развития профессионально-личностной позиции студента-психолога, опираясь на концепцию отношений Мясищева, считавшего ядром личности систему отношений, в которую включается человек с момента своего рождения.

Мы также считаем, что ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью как высшим проявлением сущности человека, его внутренней приверженностью человеческому, нравственному долгу, подчиненностью высшему смыслу бытия, как неугасимой потребностью отвержения всего низменного и беззаветной преданностью возвышенным идеалам. Студент-психолог с развитой профессионально-личностной позицией не будет стремиться к сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности - это будет автономная личность, обособленная от недостойных побуждений. Мы также согласны с Б.М. Тепловым, предложившим считать свойствами характера отношение человека к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Исследуя развитие профессионально-личностной позиции будущего профессионала-психолога, мы учитывали то, что он должен обладать именно теми особенными качествами личности, которые должны быть присущи психологу и кроме качества того или иного отношения необходимо

учитывать еще и степень его выраженности, поэтому в нашем исследовании говорится о трех уровнях личностной позиции студента-психолога.

Список литературы

1. Валуйсков Н.В., Арутюнян А.Д., Бондаренко Л.В. Меры, предназначенные для предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде // Молодой ученый. 2017. № 3 (137). С. 437-439.

2. Жигулин А.А. Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики // Научно-исследовательские публикации. 2013. № 2. С. 72.

3. Кизин М.М. Искусствоведение как форма самоактуализации личности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 111-115.

4. Полухина О.П. Роль зрелой профессионально-личностной позиции студента психолога в становлении будущего профессионала // Актуальные проблемы развития интегральной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы Ш международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 213-217.

5. Рябышева Е.Н., Плаксина Н.И. Особенности развития правовой компетентности современного специалиста // Научно-исследовательские публикации. 2015. № 1(21). С. 13-19.

6. Сорокин Б.Ф. Психологические аспекты познавательной функции интуиции // Синергия. 2016. № 2. С. 81-93.

Смокова Е.Ю., Богуш С.Б.

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: научно-технический прогресс, компьютерные технологии, кибераддикция, хакинг.

Аннотация. В данной статье рассматриваются аспекты развития компьютерных технологий, проводится детальный обзор влияния компьютера на социально - психологическое развитие личности.

Keywords: advances in science and technology, computer technologies, cyber addiction, hacking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.