Научная статья на тему 'Роль новых информационных технологий в формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности'

Роль новых информационных технологий в формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИТ / ИНТЕРНЕТ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях О. А.

В статье рассматриваются различные виды новых информационных технологий и их роль в процессе формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лях О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль новых информационных технологий в формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности»

УДК 43 (07)

ББК 74.508 Р О.А. Лях

Роль новых информационных технологий

в формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности

В статье рассматриваются различные виды новых информационных технологий и их роль в процессе формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: НИТ, Интернет, иноязычная профессиональная компетентность

O. A. Lyakh

The role of new information technologies in developing foreign language professional communicative competence

The article is devoted to the role of new information technologies in developing foreign language professional competence.

Key words: new information technologies, Internet, foreign language professional competence.

В процессе интеграции России в мировое сообщество изменились требования рынка труда к специалистам различных отраслей и особенно к участникам внешнеэкономической деятельности, профессионализм которых напрямую зависит от уровня и качества иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции специалиста, готового вступать в профессионально-деловое общение с представителями других культур. В сложившихся условиях иностранный язык должен стать не только инструментом формирования знаний, но, прежде всего, средством общения, показателем профессиональной компетентности. Сегодня язык из специальности все больше превращается в язык для специальности. Это в полной мере относится и к выпускникам экономических вузов.

Для профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста немаловажное значение имеет внедрение в процесс обучения современных информационных технологий, что связано с масштабным проникновением компьютера во все сферы деятельности человека.

Принимая во внимание необходимость модернизации содержания, форм и методов обучения иностранному языку с целью формирования иноязычной профессиональной компетенции у будущих специалистов экономического профиля и недостаточное использование новых информационных технологий (НИТ) в учебном процессе, мы считаем, что проблема использования НИТ в формировании иноязычной профессиональной компетентности является актуальной. Существуют многочисленные исследования в области теории педагогических систем и компьютеризации обучения как в отечественной, так и в зарубежной литературе (В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.П. Беспалько, А.В. Хуторской, Г.К. Селевко, Б.С. Гершунский, А.А. Вербицкий, Е.И. Машбиц,

B.М. Монахов, У.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров, R. Gagne, L. Briggs, K. Ahmad,

C. Corbett, M. Rogers, R. Sussex).

Необходимость использования НИТ в процессе формирования иноязычной компетенции обоснована совершенно новыми возможностями для творчества, обретения и закрепления различных знаний, умений и навыков, позволяющих реализовать новые формы и методы обучения с применением информационных ресурсов сети Интернет, компьютерных обучающих программ, средств мультимедиа.

Установлено, что при использовании мультимедиа в процессе обучения на учебу уходит меньше времени. Обучение, основанное на применении мультимедиа, позволяет лучше организовать и структурировать изучаемый материал по сравнению с традиционной формой, таким образом, предоставленная информация повышает эффективность обучения. Известно, что обучение, основанное на применении средств мультимедиа, интерактивно и приводит к повышению качества обученности [7].

Использование информационных технологий может осуществляться как на основе отдельно взятого компьютера, на базе локальной сети, так и с возможностью удаленного доступа (Интернет). Интернет привнес в состав информационных технологий такие элементы, как электронная почта, телеконференции, чат-форумы, веб-сайты. Средства мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникационные технологии позволяют использовать компьютер для работы над всеми видами речевой деятельности - над развитием навыков чтения, письма, аудирования, говорения, для реального общения с носителями изучаемого языка в письменной и устной форме.

Главной задачей целенаправленного использования компьютерных программ разных типов, таких как обучающие, прикладные, инструментальные, телекоммуникационные, является создание компьютерной обучающей среды, при помощи которой осуществляется погружение обучаемых в среду изучаемого языка, что способствует расширению и углублению коммуникативной компетентности студентов, а именно таких ее компонентов, как лингвистическая, стратегическая, социокуль-

О.А. Лях. Роль новых информационных технологий в формировании иноязычной профессиональной

коммуникативной компетентности

турная, лингвопрофессиональная, социально-информационная, социально-политическая, персональная компетенции [4].

В настоящее время разработка и внедрение разнообразных электронных образовательных ресурсов является одним из важнейших рычагов в повышении качества подготовки специалистов. На базе Читинского государственного университета ведется разработка и экспериментальное апробирование авторской модели формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности в рамках дисциплины «Деловой иностранный язык». При разработке курса было проведено анкетирование, нацеленное на выявление наиболее распространенных сфер и типичных ситуаций в межкультурном профессиональном общении специалистов, коммуникативных задач, которые им приходится решать, а также трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе общения с зарубежными коллегами. Полученные в результате анкетирования данные позволили прийти к выводу, что межкультурное общение современных специалистов в области экономики относится преимущественно к научно-профессиональной сфере, а наиболее распространенной ситуацией, в которой специалист пользуется иностранным языком, является научно-профессиональная конференция. Все остальные составляющие профессиональной межкультурной коммуникации специалистов, такие как чтение научно-профессиональной литературы, подготовка собственных публикаций, переписка с зарубежными коллегами на иностранном языке, устное общение с ними, могут рассматриваться в контексте подготовки и проведения конференции. С учетом результатов проведенных опросов и ограниченных временных возможностей курса иностранного языка в техническом вузе в качестве основной задачи, которую призвана решить разрабатываемая система обучения иностранному языку на неязыковых специальностях, было принято формирование умений межкультурного общения в научно-профессиональной сфере в ситуации научно-профессиональной конференции.

Исследование выявило, что в сети Интернет возникают виртуальные репрезентации многочисленных международных социальных сообществ, в том числе профессиональной (научнопрофессиональной) направленности.

Учитывая, что, согласно ГОС ВПО, дисциплину «Деловой иностранный язык» студенты-экономисты изучают на третьем курсе, после завершения дисциплины «Иностранный язык» (1-2 курс университета) обучение основным грамматическим и лексическим навыкам (первый этап) не является актуальным. На втором этапе обучения необходима подготовка студентов к относительно самостоятельной работе с материалами Интернета. Разработанная нами система обучения предусматривает задания для студентов, требующие обращения к ресурсам сети Интернет с целью поиска дополнительного текстового материала в связи с обсуждаемыми проблемами, речевых клише, различных типов текстов, примеров, иллюстрирующих осваиваемые грамматические или лексические явления более сложного уровня.

Необходимо отметить, что электронные форматы в отличие от аналогичных форматов на бумажном носителе допускают дополнение, расширение, уточнение, редактирование, копирование. Это делает их гибкими и мобильными средствами обучения и расширяет спектр их возможного применения. Такие средства обучения отличаются тем, что они создаются не только преподавателем, но и студентами. Это открытые средства обучения, которые позволяют и предполагают их последующее пополнение новым учебным материалом. Их можно отнести к средствам развивающего обучения, так как они способствуют развитию когнитивных умений студента, нацеливают его на непрерывное последующее самообучение и саморазвитие в области иностранного языка, создавая условия для повышения его познавательной активности и формирования у него черт автономного учащегося [3].

На третьем этапе обучения, опираясь на приобретенные навыки и умения, студент способен работать более самостоятельно/автономно с аутентичными материалами сети Интернет, самостоятельно подбирать необходимый материал и готовить доклады на конференциях в рамках проекта, создавать компьютерные презентации в качестве наглядного сопровождения своих сообщений, пополнять персональные базы языковых и речевых средств.

Таким образом, новые информационные технологии и современные средства компьютерного обучения иностранным языкам можно использовать: для формирования как рецептивных, так и репродуктивных навыков; для формирования умений в любых видах речевой коммуникации; на любом этапе обучения; на основе различных форм работы (внеудиторной и аудиторной: индивидуальной, парной, групповой, в присутствии преподавателя и без него); для любого уровня обученности (от начального до продвинутого); в рамках различных подходов к обучению (от программированного обучения с жестким управлением до свободной навигации обучаемого в учебной виртуальной электронной среде).

Литература

1. Андреев А.Е. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. №2. С. 3-11.

2. Андриенко А.С. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза: автореф.... дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2007. 31 с.

3. Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии: автореф. ... дис. д-ра пед. наук. М.: Изд-во МГЛУ, 2007. - 42 с.

4. Гончарова Н.Л. К вопросу об иноязычных компетенциях // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки". № 3. URL:http://www.ncstu.ru (дата обращения 20.10.07).

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С.34-42.

6. Интернет в гуманитарном образовании / под ред. Е.С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2001. 272 с.

7. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. СПб.: Союз, 2001. 192 с.

Literature

1. Andreev A.E. Knowledge or Competencies? // Visshee obrazovanie v Rossii. 2005. №2. P. 3-11.

2. Andrienko A.S. The Development of foreign language profession communicative competence of Technical Students. Rostov na/Donu, 2007. 31 p.

3. Evdokimova M.G. The system of foreign language learning based on information communicative technology. M.: MGLU, 2007. 42 p.

4. Goncharova N.L. To the question of foreign language competencies // Collection of proceedings of SevKavGTU, a series "Gumanitarnie nauki". № 3. URL: http://www.ncstu.ru (date 20.10.07).

5. Zimnaya I.A. Basic competences - New Paradigm of Learning // Visshee obrazovanie segodnaya. 2003. № 5. P.34-42.

6. Internet in Humanitarian education / ed. by E.S. Polat. M.: VLADOS, 2001. 272 p.

7. Karamisheva T.V. Learning foreign language with personal computer. SPb.: Soyuz, 2001. 192 p.

Лях Ольга Александровна, старший преподаватель, кафедра языкознания и культуры зарубежных стран, Читинский государственный университет.

Lyakh Olga Aleksandrovna, teacher, Chita State University 672026 г.Чита, e-mail: amelchenkoTV @mail.ru

УДК 378.016:51

бБк 22.1 P30 Т.А. Макунина

Методическая система профессионального самоопределения студентов -будущих учителей математики

В статье описана модель развития профессионального самоопределения личности студента - будущего учителя математики. Основными элементами модели выступают специально отобранное и структурированное содержание обучения, личностно-ориентированное представление этого содержания, педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов в режиме диалогического общения.

Ключевые слова: потребность в профессиональном самоопределении, профессионально-творческие и профессионально-рефлексивные способности, личностная педагогическая поддержка.

T.A. Makunina

A methodical system of professional self-determination of students - future teachers of mathematics

This article describes a model of professional self-identity students - future teachers of mathematics. The main elements of the model act specially selected and structured learning content, personality-oriented representation of the content and pedagogical support of professional self-determination of students in a dialogical mode of communication.

Key words: the need for professional self-determination, vocational and creative and professional-reflexive ability, personal pedagogical support.

Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в самом процессе самоопределения. Этот процесс охватывает весь период профессионального становления от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Поскольку студент выступает подлинным субъектом самоопределения, следует искать педагогические условия, при которых личность студента должна занять активную позицию в любой ситуации учебной деятельности.

Фундаментальным условием профессионального самоопределения студента следует считать содержание образования, понимая последнее в данном случае как культуру человечества, выработанную им в процессе исторического освоения данной профессии. При таком понимании содержание профессионального образования будет включать и систему научных знаний, и исторические традиции, и систему деятельности, и отношения, и ценностные ориентации.

М.Т. Громкова, А.В. Хуторской и другие рассматривают внутреннее и внешнее содержание образования. Такой подход отвечает личностно-ориентированной парадигме образования, в соответствии с которой «...в зоне первичного внимания находятся деятельность самого ученика, его внутрен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.