Научная статья на тему 'Методическая система профессионального самоопределения студентов будущих учителей математики'

Методическая система профессионального самоопределения студентов будущих учителей математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макунина Т. А.

В статье описана модель развития профессионального самоопределения личности студента будущего учителя математики. Основными элементами модели выступают специально отобранное и структурированное содержание обучения, личностно-ориентированное представление этого содержания, педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов в режиме диалогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая система профессионального самоопределения студентов будущих учителей математики»

3. Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии: автореф. ... дис. д-ра пед. наук. М.: Изд-во МГЛУ, 2007. - 42 с.

4. Гончарова Н.Л. К вопросу об иноязычных компетенциях // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки". № 3. URL:http://www.ncstu.ru (дата обращения 20.10.07).

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С.34-42.

6. Интернет в гуманитарном образовании / под ред. Е.С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2001. 272 с.

7. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. СПб.: Союз, 2001. 192 с.

Literature

1. Andreev A.E. Knowledge or Competencies? // Visshee obrazovanie v Rossii. 2005. №2. P. 3-11.

2. Andrienko A.S. The Development of foreign language profession communicative competence of Technical Students. Rostov na/Donu, 2007. 31 p.

3. Evdokimova M.G. The system of foreign language learning based on information communicative technology. M.: MGLU, 2007. 42 p.

4. Goncharova N.L. To the question of foreign language competencies // Collection of proceedings of SevKavGTU, a series "Gumanitarnie nauki". № 3. URL: http://www.ncstu.ru (date 20.10.07).

5. Zimnaya I.A. Basic competences - New Paradigm of Learning // Visshee obrazovanie segodnaya. 2003. № 5. P.34-42.

6. Internet in Humanitarian education / ed. by E.S. Polat. M.: VLADOS, 2001. 272 p.

7. Karamisheva T.V. Learning foreign language with personal computer. SPb.: Soyuz, 2001. 192 p.

Лях Ольга Александровна, старший преподаватель, кафедра языкознания и культуры зарубежных стран, Читинский государственный университет.

Lyakh Olga Aleksandrovna, teacher, Chita State University 672026 г.Чита, e-mail: amelchenkoTV @mail.ru

УДК 378.016:51

ББК 22.1 P30 Т.А. Макунина

Методическая система профессионального самоопределения студентов -будущих учителей математики

В статье описана модель развития профессионального самоопределения личности студента - будущего учителя математики. Основными элементами модели выступают специально отобранное и структурированное содержание обучения, личностно-ориентированное представление этого содержания, педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов в режиме диалогического общения.

Ключевые слова: потребность в профессиональном самоопределении, профессионально-творческие и профессионально-рефлексивные способности, личностная педагогическая поддержка.

T.A. Makunina

A methodical system of professional self-determination of students - future teachers of mathematics

This article describes a model of professional self-identity students - future teachers of mathematics. The main elements of the model act specially selected and structured learning content, personality-oriented representation of the content and pedagogical support of professional self-determination of students in a dialogical mode of communication.

Key words: the need for professional self-determination, vocational and creative and professional-reflexive ability, personal pedagogical support.

Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в самом процессе самоопределения. Этот процесс охватывает весь период профессионального становления от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Поскольку студент выступает подлинным субъектом самоопределения, следует искать педагогические условия, при которых личность студента должна занять активную позицию в любой ситуации учебной деятельности.

Фундаментальным условием профессионального самоопределения студента следует считать содержание образования, понимая последнее в данном случае как культуру человечества, выработанную им в процессе исторического освоения данной профессии. При таком понимании содержание профессионального образования будет включать и систему научных знаний, и исторические традиции, и систему деятельности, и отношения, и ценностные ориентации.

М.Т. Громкова, А.В. Хуторской и другие рассматривают внутреннее и внешнее содержание образования. Такой подход отвечает личностно-ориентированной парадигме образования, в соответствии с которой «...в зоне первичного внимания находятся деятельность самого ученика, его внутрен-

Т.А. Макунина. Методическая система профессионального самоопределения студентов -

будущих учителей математики

нее образовательное приращение и развитие» [1, с.70]. Личностные новообразования ученика получают функцию внутреннего содержания образования, складывающегося в направлении планируемого образа человека.

Традиционное содержание образования А.В. Хуторской считает не предметом усвоения, как было в знаниево-ориентированном обучении, а внешней составляющей образования, получающей функцию среды. Диагностике и оценке подлежит не полнота усвоения внешнего содержания, а приращение его внутреннего содержания образования. Состав и структура личностно-ориентированного содержания образования, включающего внешнее и внутреннее содержания, обусловлены обеспечением развития личности ученика. М.Т. Громкова также говорит о внутреннем содержании педагогического процесса, которое увеличивается за счет содержания, предлагаемого преподавателем [2, с. 273]. В соответствии с принципом системного подхода она рассматривает содержание образования как подсистему системы более высокого порядка, в качестве которой выступает окружающий мир, а осмысление содержания образования она расценивает как осмысление происходящего в этом окружающем мире. Педагогический процесс рассматривается как система, элементами которой являются цели, содержание и методы. Связь между целями, содержаниями методами соответствует связям между потребностями, нормами, способностями в сознании обучающегося. Исходя из этого, М.Т. Громкова в структуре содержания педагогического процесса как системы выделяет содержание воспитания (выращивание целей из потребностей), содержания обучения (выращивание внутренних норм), содержание развития (выращивание способностей).

Рассматривая педагогический процесс как единство воспитания, обучения и развития личности, следует подчинить его самоопределению студентов на понимание собственной профессиональной деятельности.

В структуре профессионального самоопределения будущего учителя математики нами выделены следующие компоненты: потребность в профессиональном самоопределении, профессионально обусловленные творческие способности, профессионально-рефлексивные способности, нормативный опыт в области профессионального самоопределения.

Потребность в профессиональном самоопределении рассматривается в трех аспектах: в потребности в самоценной профессиональной деятельности, в потребности в творческой профессиональной деятельности, в потребности в результативной профессиональной деятельности.

Формирование потребности в самоценной профессиональной деятельности представляет формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к профессии учителя математики. Данное отношение обусловлено пониманием и принятием ценностей профессионального характера: содержание профессиональной деятельности и обусловленные им возможности профессиональной самореализации личности; общественная значимость труда, определяемая его социальными результатами и последствиями; общественная оценка трудовой деятельности человека в зависимости от степени ее полезности для общества; режим и условия труда.

Потребность в творческой профессиональной деятельности обусловлена потребностью в свободном профессиональном выборе и предполагает формирование мотивов личности в творческом профессиональном развитии.

Потребность в результативной профессиональной деятельности обусловлена устойчивой мотивацией к целеполаганию, отбору содержания и построению эффективных технологий осуществления своей профессиональной деятельности, анализу ее результатов, соответствующей коррекции последующих профессионально обусловленных действий.

Потребность в профессиональном самоутверждении связана со стремлениями личности к построению своего социально-профессионального статуса, т.е. к реализации своей профессиональной карьеры и сопутствующих ей социальных благ и социально-профессионального положения.

Профессионально обусловленные творческие способности.

Творческие способности представляют собой одну из самых глубоких характеристик личности. Их развитие происходит в контексте саморазвития личности, когда создаются педагогические условия для свободного выращивания способностей. Мыслительную деятельность иногда разделяют на творческую и репродуктивную. Творческая деятельность характеризуется новым результатом, новым продуктом, полученным благодаря новому методу, новому способу действия, новому подходу. В математике творческие способности выражаются не в умении решать задачи, используя известные методы, а в умении сформулировать (поставить) задачу и дать новый метод решения этой задачи. А. Пуанкаре [3] подчеркивал, что творческое мышление связано с ярко выраженным эмоциональным переживанием и решение задачи часто получается в состоянии инсайта (озарения). Но инсайту должны предшествовать накопление знаний и фаза инкубации или созревания на уровне подсознания, а решение, появившееся в результате инсайта, должно быть подвергнуто проверке (контролю).

Развитие профессионально-педагогических способностей будущего учителя математики требует учета особенностей проявления и зарождения этих способностей, включая математические способно-

сти, соблюдения определенных требований и рекомендаций. Для этого нами используются учебные творческие задачи, требующие методических подходов, разработан и внедрен спецкурс «Развитие творческих способностей будущего учителя математики», в содержании обучения предусмотрен творческий компонент.

Профессионально-рефлексивные способности.

Профессиональное самоопределение требует постоянной самооценки соответствия собственного уровня профессионального развития требуемым нормам и критериям, соответствия «Я-реального» «Я-идеальному». От этой самооценки зависит взаимоотношения человека с профессией, с педагогами и другими студентами, его критичность, требовательность к себе как будущему специалисту (учителю математики). Рефлексия - это осознание своей учебной деятельности студентом, самопознание результатов продвижения по пути профессионального самоопределения. Рефлексивные качества в модели успешного развития профессионального самоопределения студентов-учителей математики выделены в отдельный компонент, так как вне процессов самопознания и самооценки успешное профессиональное самоопределение не представляется возможным.

Нормативный опыт в области профессионального самоопределения предполагает наличие совокупности знаний, умений, навыков. При этом предмет нашего исследования предполагает актуализацию не собственно профессиональных знаний, умений и навыков, а именно его знаний о профессии, своем месте в профессии, умений и навыков конструировать путь своего профессионального самосовершенствования. Нами проведен анализ квалификационных требований профессии «учитель математики», чтобы обоснованно определить профессионально значимые знания, умения и навыки применительно к проблеме профессионального самоопределения личности будущего учителя математики.

Рассмотрение внешних нормативных и внутренних личностных детерминант профессионального самоопределения личности будущего учителя позволяет проанализировать объективную составляющую модели этого самоопределения.

Данная составляющая обусловлена феноменом образовательного процесса, в рамках которого осуществляется педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов. Профессиональное самоопределение на стадии профессиональной подготовки нами оценивается по профессионально обусловленным творческим и профессионально-рефлексивным способностям. Развитие этих взаимнообусловленных способностей обеспечивается в контексте реализации интегрированного содержания обучения и личностной педагогической поддержки.

Личностная педагогическая поддержка состоит в процессе совместного со студентом определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достичь позитивных результатов в самоорганизации [4, с.123]. Назначение педагогической поддержки в том, чтобы содействовать активности личности, ее усилиям в построении собственной жизни, стать субъектом своей жизнедеятельности, содействовать увеличению меры ее способности разрешить проблемы собственной жизни. Педагогическая поддержка требует глубинного педагогического общения, когда устанавливается взаимное доверие, взаимное принятие, взаимное уважение в системе «преподаватель-студент».

Таким образом, профессиональное самоопределение студента-будущего учителя предполагает интеграцию содержания образования и его структурирования с выделением творческого и рефлексивного компонентов, мотивирование учебной деятельности; систематизацию педагогической поддержки студента в режиме диалогического общения. Основными показателями развития профессионального самоопределения студента выбран уровень развития его профессионально обусловленных творческих и профессионально-рефлексивных способностей, выявляемый в ходе своевременной обучающей диагностики.

Литература

1. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 283с.

2. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415с.

3. Пуанкаре А. Математическое творчество //Адамар Ж. Исследование психологии изобретения в области математики. М.,1970. С.135-145.

4. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологий. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. 160с.

Literature

1. Khutorskoi A.V. The method of personality-oriented education. How to teach all different? M.: VLAD0S-PRESS,2005. 283 p.

2. Gromkova M.T. Psychology and pedagogycal of performance. Moscow: UNITY-DANA, 2003. 415s.

3. Poincare A. Mathematical creativity // Hadamar J. Investigation of psychological inventions in the field of mathematics. M., 1970. P.135-145.

4. Kul'nevich S.V. Pedagogy of identity from concept to technology. Rostov-na-Donu, 2001. 160 p.

Макунина Татьяна Александровна, старший преподаватель, Бурятский государственный университет.

Makunina Tatiana Aleksandrovna, senior teacher, Buryat State University.

670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, E-mail: mcqueen01@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.