март 2020 г.
Выпуск 56(72)
РОЛЬ НОРВЕГИИ
В ВОЕННОМ ПЛАНИРОВАНИИ НАТО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Филипп Трунов,
старший научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН
Аннотация. В статье сравниваются особенности союзнического военного присутствия на территории Норвегии в годы «классической» и современной холодных войн. Показываются характер и особенности процесса развертывания США своих войск в норвежской губернии Финнмарк. На примере учений «Trident Juncture 18» показывается выстраивание военно-логистических цепочек из Центральной Европы в Скандинавию. В этой связи исследуется вклад Германии в обеспечение безопасности Норвегии, сравниваются формы немецкого и американского вкладов. Показывается, как фактор союзнической военной помощи (со стороны США и Германии) учитывается Норвегией при разработке перспективного облика вооруженных сил. Делается вывод о причинах столь повышенного внимания к Королевству со стороны ведущих стран - участниц НАТО.
Ключевые слова: Норвегия; Арктика; НАТО; США; Германия.
Keywords: Norway; Arctic; NATO; USA; Germany.
Северный фланг Североатлантического альянса - в том числе входящие в него акватории Северного Ледовитого океана, - играл в планировании и детель-ности блока в годы «первых изданий» холодной войны важную, но отнюдь не первостепенную роль. Основные «раздражители» в Европе, приводившие к возникновению военно-политических кризисов в условиях противостояния НАТО и ОВД, располагались либо в центральной (прежде всего, на территориях Западной Германии, иллюстрацией чему стали первый (1948-1949) и второй (1961) Берлинский кризисы, кризис, связанный с размещением евроракет в конце 1970-х годов), либо в южной (проблема размещения ракет США в Италии и Турции как составная часть Карибского кризиса 1962 г.) частях Европейского континента. Соответственно, именно центрально- и южноевропейская группировки составляли основу ОВС НАТО на европейском ТВД; в то время как войскам на севере Европы отводилась существенно меньшая роль. Иллюстративен в этой связи следующий факт: с 1950-х годов на территории Турции, Италии и особенно Федеративной Республики Германии располагались значительные иностранные (имевшие статус союзнических по НАТО) военные контин-генты, в то время как на территории Норвегии таковые отсутствовали.
Ситуация качественно изменилась в реалиях «нового издания» холодной войны как характеристики состояния отношений «коллективного» Запада и Рос-
сии с 2014 г., демонстрировавших стремительную взаимную утрату доверия. Удельный вес северного фланга НАТО в планировании и деятельности Организации резко возрос как в собственно военном, так и общеполитическом отношениях. При этом симптомы развития данной тенденции, с точки зрения автора, стали отчетливо проявляться еще до 2014 г. Каковы основные признаки увеличения значения северного фланга НАТО для блока? Уместно рассмотреть их, следуя от общеполитических к собственно военным.
Во-первых, можно говорить о так называемой «североевропейской эре» генеральных секретарей Североатлантического альянса: вслед за представителем Дании А. фог Расмуссеном (2009-2014) этот пост занял политик из Норвегии Й. Столтенберг (с 2014 г., в 2019 г. полномочия были пролонгированы до октября 2022 г.)1. На фоне растущих противоречий внутри Североатлантического альянса между США, стремящихся при администрации Д. Трампа к монетариза-ции трансатлантического партнерства, и европейских стран - участниц блока (прежде всего, Германии) по вопросам объема их вклада в его деятельность (как финансовом, так войсковом отношениях) показательно наличие широкого консенсуса по вопросу сохранения за Й. Столтенбергом поста генерального секретаря. Интересно, что в 2014 г. его кандидатура была изначально предложена именно бундесканцлерин А. Мер-кель - в том числе с целью выведения Й. Столтенберга из норвежской «большой политики» как меры поддержки вновь избранной премьер-министром Э. Соль-берг2 - и одобрена всеми остальными государствами-партнерами, включая администрацию Б. Обамы. Сам по себе этот факт показывает наличие повышенного внимания к Норвегии со стороны крупнейших держав НАТО как результат повышения ее геостратегической значимости, что подтвердило и переназначение Й. Столтенберга, становящегося «политическим долгожителем» на своем посту.
1 Столтенберг останется генсеком НАТО на новый срок. 28.03.2019 // РБК. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/poitics/28/ 03/2019/5c9cecb99a7947441bf366c6 (дата обращения 19.02.2020).
2 Von Misstrauen (bis) zur zuverlässigen Interessengemeinschaft. Eine Kontextualisierung der norwegischen Freundschaftspflege mit dem vereinten Deutschland. 2014 // BPD. Mode of access: http:// www.bpb.de/geschichte/zeitgeschichte/deutschlandarchiv/197834/eine-kontextualisierung-der-norwegischen-freundschaftspflege-mit-dem-vereinten-deutschland (date of access 19.02.2020).
Во-вторых, показательно появление иностранного военного присутствия на территории Королевства Норвегия. К 2017 г. в губернии Финнмарк - наиболее северной и примыкающей на востоке к границе с РФ -были размещены на ротационной основе две роты военнослужащих Корпуса морской пехоты США (330 солдат и офицеров), а в 2018 г. их количество более чем удвоилось (до 700 военнослужащих), т.е. до уровня неполной боевой тактической группы (БТГ)1. С момента развертывания военные США стали принимать участие в учениях, проводимых норвежской армией - прежде всего, ежегодных «Joint Viking»: так, в 2016 г. они проходили в губернии Трёнделаг (центральная часть Норвегии), а в 2017 г. - Финнмарке. В ходе учений, на которых визави контингента США были в основном подразделения бригады «Север» армии Норвегии, отрабатывались тактики боевых действий в субарктических условиях. Уникален следующий факт: на время проведения учений подразделения КМП США передавались под временное оперативное командование норвежских штабов2. Это весьма редкое для войск Соединенных Штатов явление объяснялось стремлением максимально оперативно и в наиболее полной форме перенять опыт Норвегии в области строительства арктических войск, которых в распоряжении Белого дома пока наблюдается крайне мало.
Показателен в этой связи и тот факт, что руководитель военного ведомства США Дж. Мэттис выразил благодарность норвежской стороне за согласие на размещение на своей территории ротационной военной группировки Соединенных Штатов. Это заявление идет вразрез с риторикой по вопросам сохранения (и тем более увеличения) военного присутствия США в странах Европы, характерной для администрации Д. Трампа. 45-й президент США тесно связывает решение данных вопросов с увеличением финансового (в том числе лоббируя экспортные интересы компаний ВПК США) и войскового увеличения вклада государств - партнеров по Альянсу в его деятельность. В случае Норвегии ничего подобного не наблюдается в принципе, хотя Королевство тратит на военные нужды меньше 2% от ВВП - показателя, установленного в качестве перспективной цели к 2024 г. на Уэльском саммите НАТО (2014). Так, в 2016-2018 гг. в относительном измерении уровень ежегодных военных расходов Норвегии колебался между отметками 1,54-1,62% от ВВП3. При этом по показателю объема расходов на одного жителя Королевства Норвегия прочно занимает второе место среди всех стран - участниц НАТО: в 2018 г. США тратили 1846 долл., Королевство - 1489 долл., а
1 Мэттис поблагодарил Норвегию за готовность разместить у себя 700 морпехов США 14.07.2018 // ТАСС. - Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5374440 (дата обращения 19.02.2020).
2 Joint Viking 2017. 14.12.2016 // Forsvaret. Mode of access: https://forsvaret.no/en/exercise-and-operations/exercises/joint-viking (date of access 19.02.2020).
3 Defence Expenditure of NATO Countries (2011-2018). Com-mini-que PR-CP (2019) 03. - Brussels: Public Diplomacy Division, 2018. - P. 8.
находящаяся на третьем месте Великобритания лишь 924 долл.4 Однако, с точки зрения автора, не только и не столько это обстоятельство является причиной столь благожелательного отношения США - притом не только при администрации Б. Обамы, но и Д. Трампа - к Норвегии. Де-факто она является наиболее лояльным США союзником из числа арктических стран: отношения с Канадой напряжены из-за стремления Соединенных Штатов к интернационализации Северо-Западного прохода5, к чему добавилась наблюдаемая растущая напряженность в отношениях Дж. Трюдо - Д. Трамп. В случае Дании «раздражителем» является «гренландский вопрос» - тем более что в 2019 г. своим стремлением купить остров у официального Копенгагена 45-й президент США перевел проблему из полулатентного (тлеющего) состояния в острое и открытое. На этом фоне сотрудничество с Норвегией, в том числе в вопросах перенимания опыта строительства вооруженных сил, является одним из важнейших элементов укрепления позиций США в Арктике.
Примечательно, что де-факто процесс развертывания ротационных сил КМП США в Финнмарке происходил хронологически параллельно и в тесной геостратегической и функциональной связи с наращиванием военного присутствия Соединенных Штатов в странах Восточной Европы (в рамках сил передового развертывания НАТО). Однако де-юре -на доктринальном уровне - эти два процесса не связываются воедино, что показывает анализ итоговых документов саммитов Североатлантического альянса (Варшавского (2016); Брюссельского (2018)). Тем самым США лишний раз подчеркивают особую значимость отношений с Норвегией.
Удельный вес во внешней политике и ценность Королевства растет не только в случае с США, но и других стран - участниц НАТО - в частности ФРГ, последовательно стремящейся к усилению своих политико-военных позиций как на региональном (Евро-Атлантическое сообщество), так и глобальном уровнях.
В данной связи показательны учения «Trident Juncture 18», собственно войсковая фаза которых проводилась практически на всей территории Норвегии с 25 октября по 7 ноября 2018 г. с участием 50 тыс. военных, 250 самолетов, 65 кораблей и 10 тыс. единиц наземной техники из состава ВС 31 страны - участницы и партнера НАТО6. До этого применительно к «новой» холодной войне крупнейшими (с участием 31 тыс. военнослужащих) являлись учения НАТО «Anakonda 16», проходившие в основном в западных воеводствах Польши в июне 2016 г. с целью отработки мер по нейтрализации возможностей РФ по реализации
4 Ibid.
5 Морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг.
6 Military Exercises Trident Juncture 18. 26.10.2018 // NATO. Mode of access: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_158620. htm?selectedLocale=eng (date of access 19.02.2020).
март 2020 г.
Выпуск 56(72)
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
A2/AD. Данную направленность имели и учения «Aurora 17» (свыше 20 тыс. военнослужащих), формально являвшиеся военно-тренировочными мероприятиями условно нейтральной Швеции с участием ряда стран - участниц НАТО (прежде всего, США и Франции). Тенденция переноса вектора наиболее масштабных учений на Скандинавский п-ов из Восточной Европы, проявившаяся в 2017-2018 гг., отчетливо показала растущую значимость северного фланга НАТО в ее военном планировании.
На этапе подготовки учений «Trident Juncture 18» было отработано выстраивание военно-логистических цепочек - прежде всего, соединяющих Норвегию с Германией (а также Великобританией). Показателен масштаб участия бундесвера в «Trident Juncture 18»: до 8,8 тыс. военнослужащих и 4 тыс. единиц техники, причем они перевозились комбинированным (с привлечением 50 транспортных самолетов, 13 транспортных судов и использованием ж/д до портов погрузки и после выгрузки1) способом. Помимо использования двух логистических батальонов ставился вопрос о временной передислокации в Норвегию военно-логистического управления бундесвера (!). Его части сыграли самую активную роль в действиях сильной контрударной группировки (41-я мотопехотная бригада бундесвера стала «ядром» бригады сверхповышенной боевой готовности сил быстрого реагирова-ния2 - их «острия копья»). Тем самым ФРГ продемонстрировала готовность оказать Норвегии военную помощь альтернативным США (размещение ротационных сил) путем - посредством использования отлаженной военно-логистической цепочки.
В целом учения «Trident Juncture 18» стали первым в истории НАТО военно-тренировочным мероприятием уровня усиленный корпус - армия, проводимым межвидовой по своему характеру группировкой в приарктических условиях. В этой связи «Trident Juncture 18» уместно признать одной из форм асимметричного ответа на укрепление военных позиций РФ в Арктическом регионе.
Фактор растущей готовности партнеров Норвегии по НАТО в оказании ей значительной военной помощи в полной мере учитывается Королевством при разработке планов строительства вооруженных сил. Причем
1 Trident Juncture 2018: Die logistische Rückführung. 16.11.2018 // BMVg. Mode of access: https://www.bundeswehr.de/portal/a/bwde/ start/aktuelles/aus_der_truppe/!ut/p/z1/hY_NCoMwEITfyI2KSXo0SIs0 aOm_uZSgwVpsIiGVHvrwjRS8SfcwsDO737Ig4ApCy7FrpeuMlr3vK 4FvjPIjj1ZRxE8UoZwXtEwiFCIawxku_0aEj9FCpQg0jYLKM8gio8R wAAGiUUFttHKT0qVd57W10hkbDMa6fkpe1vok6BqoUJixkMynw g_D203MMSFZzvYT8CFH-Z53ZT09DdVd6qZX010nP2N4rmlRJ0 0XRxWM9Q!!/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/#Z7_B8LTL2922LU 800ILN805201006 (date of access 1.11.2019).
2 Trident Juncture: Ein starkes Signal der NAT0. Rena, Norwegen, 12.11.2018 // BMVg. Mode of access: https://www.bundes wehr.de/portal/a/bwde/start/aktuelles/aus_der_truppe/!ut/p/z1/hY_NCo MwEITfyE 1SatKjIoIQtNT-mUsJJliLT S Sk0kMfvpGCN-keBnZm91s WBFxBGDn1nfS9NXIIfSPiW8r4kZMdIfZEECp4yaotQRixDZzh8m9 EhBitVIKgVhqawKCrjCqGGgQIpaPWGu1n9dr4PmjnpLcuGq3zw5y 8nAtJ1CtoEM5STJdT-JPGeZYQSmlWpIcZ-JCTfC-7sp2fhuYujRr03 rbJzxif0SvLbfcFcVJpnA!!/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/#Z7_B8 LTL2922LU800ILN805201006 (date of access 1.11.2019).
следует подчеркнуть, что эта тенденция стала наблюдаться как минимум с 2014-2015 гг., т.е. еще до (!) фактического учреждения военного присутствия КМП США в Финнмарке (2017) и тем более проведения учений «Trident Juncture 18». Чем объясняется это противоречие? По всей видимости, США, а также ряд других стран - участниц Североатлантического альянса (прежде всего, Великобритания и Германия) посылали официальному Осло отчетливые «сигналы» о своей готовности внести вклад в выстраивание системы обороны Королевства в условиях начавшегося стратегического ухудшения отношений между «коллективным» Западом и РФ. Косвенное подтверждение тому - уже отмеченные факты инициирования Германией и поддержки Соединенными Штатами Америки выдвижения Й. Столтенберга на пост генерального секретаря НАТО (вступил в должность 1 октября 2014 г.).
Согласно опубликованным в 2015 г. контурам перспективного облика вооруженных сил Норвегии, к 2024 г.:
- должны быть сохранены и наращены возможности надводного флота (фрегаты), предназначенные для действий в зоне Северного Ледовитого океана3. Действительно, эта компонента ВС Королевства сыграла заметную роль в проведении учений «Trident Juncture 18», Норвегия продолжает инициировать проведение совместных учений. Помимо ВМС США и Великобритании в них самое активное участие принимает 2-я оперативная флотилия бундесвера - прежде всего, боевые корабли из состава 2-й и 4-й эскадр фрегатов4, - предназначенная для использования на просторах Мирового океана, в том числе в арктических акваториях. Примечательно также, что в документах военного планирования не были окончательно определены перспективы развития подводного флота. Детализация была осуществлена лишь к началу 2020-х годов: норвежское правительство приняло решение о закупке серии (4 единицы) подводных лодок проекта 212А5, производимых в ФРГ и обладающих отличными технико-техническими характеристиками (прежде всего в смысле малошумности). В перспективе это сотрудничество может привести к созданию совместного германо-норвежского соединения подводных лодок - аналога подобного механизма у европейских стран - участниц НАТО пока нет;
Norwegian Armed Forces in transition (2015). Strategic
Defence Review by the Norwegian minister of Defence. - 0slo:
Ministry of Defence. - P. 15, 24.
4 Flugkörper-Schießen: «Lübeck» und «Sachsen» testen ihre Waffensysteme. 19.06.2018 // BMVg. Mode of access: https://www. bundeswehr.de/de/flugkoerper-schiessen-luebeck-und-sachsen-testen-ihre-waffensysteme-82414 (date of access 1.12.2019).
5 Deutsch-norwegische Kooperation: «U36» läuftaus. 24.01.2019 // BMVg. Mode of access: https://www.bundeswehr.de/de/organisation/ marine/aktuelles/deutsch-norwegische-kooperation-u36-89960 (date of access 1.12.2019).
- рост потенциала сил специального назначения, также предназначенных для активного использования на просторах Арктики1;
- при этом планировалось существенное сокращение сил общего назначения: количество тяжелых батальонов в 2015-2024 гг. должно уменьшиться с 5 (4+12) до 3 (2+1)3. Особо следует обратить внимание на планируемое расформирование управления единственной в Норвегии наземной бригады «Север» (дислоцирована в основном в губернии Финнмарк)4.
О чем это свидетельствует? Обладая скромными людскими ресурсами (численность норвежской армии находится на отметке в 20-21 тыс. военнослужащих, и вряд ли резко возрастет5), Норвегия стремится максимально нарастить ударные компоненты для действий в Арктике, сокращая ради этого все остальные войска. Столь глубокая трансформация вооруженных сил Королевства отвечает интересам США и Германии в не меньшей степени, чем самой Норвегии.
И именно опираясь на фактор уверенности в их военной помощи, официальный Осло декларировал столь значительные перемены: сокращаемые силы общего назначения должны быть замещены союзническими контингентами. В частности, место подлежащего расформированию батальона в Финнмарке уже де-факто занимает эквивалентная по численности ротационная группировка КМП США.
Это иллюстрирует то исключительное внимание, которое уделяют развитию военно-политических отношений с Норвегией ведущие страны - участницы НАТО. В чем причина подобной политики? К началу 2020-х годов страны - участницы НАТО, не имея атомного ледокольного флота и значительных по численности арктических войск, реализуют стратегию «действий вдогонку» РФ, при этом частота и масштаб прилагаемых усилий существенно возросли. Что касается северного фланга Альянса, то его роль в военном планировании НАТО будет лишь возрастать.
1 Norwegian Armed Forces in transition (2015). Strategic Defence Review by the Norwegian minister of Defence. - Oslo: Ministry of Defence. - P. 15, 24.
2 Первое слагаемое в сумме - показатель батальонов общего назначения, второй - разведывательных. - Прим. авт.
3 Norwegian Armed Forces in transition (2015). Strategic Defence Review by the Norwegian minister of Defence. - Oslo: Ministry of Defence. - P. 15, 24.
4 Ibid.
5 Expenditure of NATO countries (2012-2019). - Press Release. Communiqué PR/CP (2019) 069. 25 June 2019. - P. 12.