Научная статья на тему 'Роль независимых экспертных организаций в системе обеспечения пожарной безопасности страны'

Роль независимых экспертных организаций в системе обеспечения пожарной безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карпенко Д.Г., Яковлев К.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль независимых экспертных организаций в системе обеспечения пожарной безопасности страны»

3. Багров Н.А. О центре циркуляции// Метеорология и гидрология. 1975. № 2. С. 3-11.

4. Закусилов В. П., Задорожная Т. Н. Успешность прогноза среднемесячной аномалии температуры воздуха на Европейской территории с использованием приполюсной циркуляции на различных уровнях атмосферы / Депон. в ЦВНИ МО РФ инв. № В 7624// Сб. реф. депонир. рукоп., серия Б. Вып. 107, 2014.

5. Шипко Ю.В., Шувакин Е.В. Тенденции климатических изменений циркумполярного вихря Северного полушария/ Труды III Всерос. науч. конф. «Проблемы военно-прикладной геофизики и контроля состояния природной среды». СПб: ВКА им. А.Ф. Можайского. 2014. Т.1. С. 350-356.

6. Глызь Г.А. О некоторых характеристиках циркумполярного вихря//Труды ВНИИГМИ-МЦД, 1979. Вып. 58. М.: Гидрометеоиздат. С. 98104.

7. Шипко Ю. В., Шувакин Е. В. Специализированный климатический показатель оценки безопасности работ на открытом воздухе в жёстких холодных условиях / Гелиогеофизические исследования. 2014. Вып. 8. С. 161165.

РОЛЬ НЕЗАВИСИМЫХ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Д.Г. Карпенко К.Н. Яковлев

ФГБОУ ВПО Академия ГПС МЧС России, г. Москва

Если посмотреть на ситуацию по обеспечению пожарной безопасности в стране в целом, то сокращающееся ежегодно количество пожаров, ущерб от них и число погибших это целенаправленная, профилактическая, комплексная работа, которую проводит МЧС России как федеральный орган исполнительной власти, наделенный данной функцией. Вклад независимых, негосударственных экспертных организаций, выполняющие работы по пожарному аудиту, в снижение данного показателя (в процентном соотношении) очень и очень незначительный.

Для того, чтобы мотивировать собственника соблюдать требования пожарной безопасности и дебюрократизировать процесс соблюдения требований пожарной безопасности, была создана система независимой оценки пожарного риска, которая совместно с расчетом пожарного риска и комплексом дополнительных противопожарных мероприятий позволила многим объектам экономики получить на длительный срок отсрочку от проведения проверок федерального государственного пожарного надзора.

По состоянию на первое полугодие 2014 года, фактическая численность должностных лиц государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, составляет 14 739 человек (по штату -16016 единиц). Всего (на первое полугодие 2014 года) в органах ГПН, находится на учете 1 739 045 объектов защиты (надзора). На одного государственного инспектора по пожарному надзору приходится 118 объектов.

В настоящее время на рынке услуг в области пожарной безопасности осуществляют свою деятельность 712 организаций аккредитованных в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности в форме независимой оценки пожарного риска, зарегистрировано более 7700 заключений по независимо оценке пожарного риска, аттестован 1871 эксперт в области проведения работ по независимой оценке пожарного риска. На одного эксперта приходиться 4 объекта.

По данным статистики на объектах защиты, где была проведена независимая оценка пожарного риска (далее - НОПР), в 2011 году произошло-17 пожаров, а в 2012 году зарегистрировано - 22 пожара. Если сложить воедино количество пожаров произошедших в 2011 и 2012 годах (39 случаев) и проанализировать причины их возникновения, то получается следующее:

14 - нарушение правил монтажа и технической эксплуатации электрооборудования;

6 - поджоги;

4 - короткое замыкание электрооборудования;

4 - аварийный режим работы электрооборудования;

3 - неосторожное обращение с огнем;

2 - нарушение правил противопожарного режима при проведении огневых работ;

1 - неосторожность при курении;

1 - нарушение правил эксплуатации бытовых газовых устройств;

1 - нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ;

1 - обрыв шлифовальной ленты, повлекший образование искр;

1 - тепловое самовозгорание отложения битума;

1 - неисправность производственного оборудования.

Общий ущерб от произошедших пожаров на объектах защиты, где была проведена НОПР, составил - 258 917 585 рублей. Травмированные и погибшие, на пожарах данной категории, отсутствовали.

Отсюда следует вывод, что 85% причин возникновения пожаров лежат в плоскости соблюдения противопожарного режима, контроль за которым экспертная организация, после выдачи заказчику заключения по итогам аудита пожарной безопасности, на объекте защиты не осуществляет.

В настоящее время федеральный государственный пожарный надзор является единственной формой оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, контролирующей правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, то есть противопожарный режим.

Повышение роли собственника (руководителя) в обеспечении пожарной безопасности объекта защиты, которое закладывалось в положения Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [2] при внедрении системы независимой оценки пожарного риска, тем пожарным аудитом, который создан и работает в этом направление, сегодня не достигнуты.

И здесь нужно четко понимать, что эффективность данной формы оценки (как возможная альтернатива государственному пожарному надзору) и самой системы обеспечения пожарной безопасности в целом, лежит через выработку конкретной концепции по развитию института независимой оценки пожарного риска. Концепция должна опираться на конкретные пункты, мероприятия которые необходимо планомерно реализовывать как на государственном уровне, так и на уровне бизнеса.

Одним из пунктов этого направления, это внесение изменений в законодательную базу и прежде всего в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69 «О пожарной безопасности» [1] по выработке формулировок о использовании возможностей независимых экспертных организаций по контролю за деятельностью в области пожарной безопасности, при этом наделив их правами по реализации этих мероприятий.

В целях выработки единой политики обеспечения пожарной безопасности важно устранить в нормативных правовых актах неопределенность о необходимости в рамках НОПР проверять соблюдение правил противопожарного режима, нарушение которых является основной причиной пожаров, гибели и травмирования на них людей. При этом установить проведение инспекционных и внеплановых проверок со стороны экспертных организаций на весь срок заключения НОПР, что снизит риск нарушений обязательных требований пожарной безопасности в условиях высокой интенсивности и диверсификации предпринимательской деятельности.

Другое немаловажное направление, это внесение необходимых изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления административной и уголовной ответственности экспертных организаций, их должностных лиц за результаты, проведенной независимой оценки пожарного риска, в том числе механизма обеспечивающего гарантию возмещения правообладателю объекта защиты и иным лицам возможного вреда, нанесенного вследствие ненадлежащего проведения НОПР [3].

Планомерная реализация указанных мероприятий, должна сформировать экономические, правовые, социальные механизмы, которые позволят повысить эффективность института НОПР, сделав его полноценной, гарантированной оценкой соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, на всем протяжение действия заключения и как следствие снизить количество пожаров.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

3. Карпенко Д.Г., Яковлев К.Н., Соколов Б.В. Ответственность за независимую оценку пожарного риска на объектах защиты // Технологии техносферной безопасности: Научный интернет журнал АГПС МЧС России. -М.: 2014. - №3(55)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.