Научная статья на тему 'Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и декларирование пожарной безопасности'

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и декларирование пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
769
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скляренко З. А.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вступил в силу с 01.05.2009. В соответствии с этим документом у руководителей организаций юридических лиц появилась обязанность представлять в МЧС России до 01.05.2010 декларацию пожарной безопасности и выбирать в добровольном или обязательном порядке форму оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности технических регламентов, нормативных документов по пожарной безопасности или условиям договоров. В статье подробно рассказано о независимой оценке пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и декларировании пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и декларирование пожарной безопасности»

Аудит

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПОЖАРНОГО РИСКА (АУДИТ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ) И ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3. Л. СКЛЯРЕНКО, кандидат технических наук, генеральный директор аудиторской фирмы ООО «АЭЛИТА-сервис»

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Закон № 123-ФЭ) вступил в силу с 01.05.2009. В соответствии с этим документом у руководителей организаций юридических лиц появилась обязанность представлять в МЧС России до 01.05.2010 декларацию пожарной безопасности и выбирать в добровольном или обязательном порядке форму оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности технических регламентов, нормативных документов по пожарной безопасности или условиям договоров.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и декларирование пожарной безопасности по сути своей являются мерами, позволяющими обеспечить общие требования пожарной безопасности, предъявляемые Законом № 123-ФЭ к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, • пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии со ст. 144 Закона № 123-Ф3 декларация пожарной безопасности и независимая оценка пожарного риска являются формами оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности изложены в ст. 6 Закона№ 123-Ф3.

В общем случае пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

• в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

• пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом № 123-Ф3.

Необходимость расчета пожарного риска определена в пп. 2—4ст. 6 Закона № 123-Ф3, а именно:

• пожарный риск рассчитывается в случаях, когда для объектов защиты федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности. Причем пожарная безопасность считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных Законом № 123-Ф3; пожарный риск не рассчитывается в случаях, когда для объектов защиты выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

В пункте 5 ст. 6 Закона № 123-Ф3 установлена обязанность юридического лица подавать декларации пожарной безопасности в соответствии с требованиями ст. 64 Закона№ 123-Ф3. В пункте 6 ст. 6

определено, что расчет по оценке пожарного риска является составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности.

Правила оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки пожарного риска установлены постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 № 304.

Рассмотрим отдельно вопросы, касающиеся обязательного представления декларации пожарной безопасности в органы МЧС России и независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

Декларация пожарной безопасности (ст. 2 Закона № 123-ФЭ) — это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Обязательная подача декларации пожарной безопасности регламентирована Законом № 123-ФЭ и приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Закона № 123-ФЭ, декларация пожарной безопасности представляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента — до 01.05.2010.

Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.

Составляют декларацию пожарной безопасности:

• застройщик либо лицо, осуществляющее подготовку проектной документации;

• собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Законом № 123-Ф3 или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности. Декларация пожарной безопасности составляется для следующих объектов защиты:

1) объектов капитального строительства, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:

• жилых домов высотой не более трех этажей;

• отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 м2, которые не предназначены для

проживания граждан и осуществления производственной деятельности;

• отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 м2, которые предназначены для осуществления производственной деятельности;

2) зданий детских дошкольных образовательных учреждений;

3) специализированных домов престарелых и инвалидов;

4)больниц;

5) спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Декларация пожарной безопасности может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

В случае изменения требований пожарной безопасности, а также изменения содержащихся в ней сведений, декларация разрабатывается вновь или уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации, и регистрируется в порядке, установленном для регистрации декларации.

Ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, несет лицо, составившее и подписавшее ее в соответствии с законодательством РФ.

Порядок составления и регистрации декларации пожарной безопасности состоит в следующем:

1) декларация составляется по установленной форме в двух экземплярах и подписывается лицом, ее составившим;

2) декларация направляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа МЧС России непосредственно либо по почте.

Орган МЧС России ведет перечень деклараций пожарной безопасности в электронном виде и на бумажном носителе и вносит в него необходимые сведения о декларации в течение одного рабочего дня с момента присвоения ей регистрационного номера;

3) должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям должностные

лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

Решение об отмене регистрации декларации пожарной безопасности принимается органом МЧС России в случае:

• представления декларантом недостоверной информации;

• изменения собственника объекта или лица, владеющего объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании;

• изменения характеристик объекта защиты, влияющих на сведения, содержащиеся в декларации, и непредоставления информации об этом по месту регистрации декларации;

4) в течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр направляется органом МЧС России в адрес декларанта, а второй экземпляр хранится в органе МЧС России;

5) для регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности органом МЧС России декларации присваивается регистрационный номер.

Декларация пожарной безопасности состоит из трех разделов:

• раздел I — Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты;

• раздел II — Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара;

• раздел III — Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты. Раздел I заполняется в случае, если проводился

расчет пожарного риска. В разделе указываются расчетные значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.

Раздел II заполняется исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся реквизиты документов страхования.

Раздел III заполняется на основании выполняемых требований федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты.

К декларации прилагаются расчеты по оценке пожарного риска, самостоятельная оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара либо копия страхового полиса.

Самостоятельное заполнение собственником объекта защиты декларации пожарной безопасности определяет, какие требования противопожарной безопасности он будет выполнять без дополнительных согласований с какими-либо государственными органами.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) является так же, как и декларирование пожарной безопасности формой оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.

Целью независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) является достижение приемлемого уровня безопасности объектов. При этом в сферу оценки состояния объектов наряду с органами государственного надзора включаются негосударственные организации и эксперты по оценке рисков. Если на объекте защиты проведен аудит пожарной безопасности, то контроль со стороны государства в виде проверок пожарным инспектором уже не планируется.

В отличие от декларирования пожарной безопасности эта форма оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности является добровольной или обязательной в порядке, установленном законодательством РФ.

Порядок оценки пожарного риска установлен:

• Федеральным законом от 04.07.2009 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

• постановлением Пр авительства РФ от

07.04.2009 № 304 «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки пожарного риска»;

• приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404 «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»;

• приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382 «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной безопасности».

Независимая оценка пожарного риска (аудит

пожарной безопасности) проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска.

Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты:

а) на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;

б) который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) включает:

• анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;

• обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

• в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», — расчетов по оценке пожарного риска;

• подготовку вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Подтверждением проведения независимой

оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) является заключение о независимой оценке пожарного риска, которое вручается собственнику или иному законному владельцу объекта защиты, в котором отражаются:

• результаты проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);

• вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — рекомендации о принятии мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.

В течение пяти рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.

Требования, предъявляемые к независимой оценке пожарного риска (аудиту пожарной безопасности):

1) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и оценка (расчет) пожарного риска обеспечивает допустимое значение пожарного риска;

2) пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) обеспечивает допустимое значение пожарного риска;

3) при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) не требуется.

Возможность проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) имеют:

1) собственники и иные лица, имеющие права на здания:

• предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей;

• зрелищных и культурно-просветительных учреждений;

• организаций по обслуживанию населения;

• научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления;

• производственного или складского назначения;

2) лица, занимающиеся:

• монтажом, ремонтом и техническим обслуживанием средств обеспечения пожарной безопасности;

• профилактикой и тушением пожаров. Заключение о проведении независимой оценки

пожарного риска (аудита пожарной безопасности) выдается на срок не более двух лет. Копия заклю-

чения направляется в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.

Законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность несут:

• собственники имущества;

• руководители федеральных органов исполнительной власти;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• руководители органов местного самоуправления;

• лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

• лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

• должностные лица в пределах их компетенции.

Административная ответственность установлена ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в соответствии с которой:

1) нарушение требований пожарной безопасности влечет наложение административного штрафа на:

• граждан в размере от 500до 1 ООО руб.;

• должностных лиц — от 1 ООО до 2 ООО руб.;

• лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 ООО до 2 ООО руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2) те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима влекут наложение административного штрафа на:

• гражданвразмереот 1 000до 1 500руб.;

• должностных лиц — от2 000 до 3 000 руб.;

• юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб. Уголовная ответственность установлена ст. 219

Уголовного кодекса РФ (УК РФ) «Нарушение правил пожарной безопасности», в соответствии с которой:

1) нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязан-

ность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

• штрафом в размере до 80 000 руб.;

• или в размере заработной платы;

• или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;

• либо ограничением свободы на срок до 3 лет;

• либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;

2) то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается:

• ограничением свободы на срок до 5 лет;

• или лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;

3) нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности смертьдвух или более лиц, наказывается:

• лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Список литературы

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной безопасности: приказ МЧС России от

30.06.2009 № 382.

3. Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах: приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404.

4. Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности: приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91.

5. Постановление Правительства РФ от

07.04.2009 № 304.

6. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЭ.

7. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.