Научная статья на тему 'Роль непрерывного профессионального образования в медицинском вузе'

Роль непрерывного профессионального образования в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль непрерывного профессионального образования в медицинском вузе»

55 лет ^

сокими требованиями к характеру нравственных отношений с пациентами и подготовленностью врачей по психологии общения с ними. В современных условиях студент медицинского вуза должен быть не только высококлассным профессионалом, но и обладать развитыми коммуникативными, организаторскими и др. способностями. Профессиональная компетентность

формируется на основе базисных навыков, научного знания и морального развития. Одной из важнейших сфер медицинского образования в настоящее время являются коммуникативные навыки. Эффективная коммуникация включает способность адаптироваться, реагировать и сохранять способность к самоконтролю в процессе разговора и восприятия информации.

УДК 614.88

Р.Р. МУСИНА

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ КАРДИОЛОГОВ В УЧЕБНО-КЛИНИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ

ГОРОДА АСТАНА

ТОО «Учебно-клинический центр», Управление здравоохранения, Астана

В рамках реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения города Астаны на 2008-2010 годы, Акиматом столицы в 2008 году был создан Учебно-клинический центр со 100% участием бюджета (далее - Центр). При сотрудничестве с медицинской корпорацией «Партнерс Хелс Кеар Систем» (г.Бостон, США), являющейся клинической базой Гарвардской медицинской школы, впервые на базе Центра произведён трансферт технологий симуляционного обучения по программам Американской ассоциации кардиологов (АНА).

Центр оснащен современными

компьютеризированными манекенами и муляжами. Подготовлены тренеры Центра на базе симуляционного центра «Стратус» (США) по программам АНА: Basic Life Support (стандарты неотложной помощи при внезапной остановке сердца, механической асфиксии) и Advanсed Cardiovascular Life Support (алгоритмы интенсивной терапии при острых нарушениях сердечно-сосудистой деятельности). Программы Американской ассоциации кардиологов были

переведены на русский и казахский языки и успешно внедрены в учебный процесс.

Также в Центре проводится обучение по курсу Американского колледжа хирургов Prehospital Trauma Life Support (догоспитальная неотложная помощь при травмах), программам ВОЗ «Интегрированное ведение болезней детского возраста», «Эффективные перинатальные технологии», др.

На сегодняшний день более 6000 врачей и медицинских сестер городских медицинских организаций, Национального медицинского холдинга, больницы Медицинского центра УДП РК, регионов прошли подготовку по международным стандартам оказания неотложной помощи и совершенствованию практических навыков.

Таким образом, в Астане успешно работает симу-ляционный тренинг-центр по международным стандартам. Это качественно новый подход в обеспечении непрерывного профессионального обучения медицинских кадров, повышения качества оказания медицинской помощи, обеспечения безопасности пациентов.

УДК 614.2: 378

А.Б. НАГМЕТОВА, Л.У. НИЯЗАЛИНА, А.Б. КУЛБАЕВА

РОЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Современное здравоохранение нуждается в высококвалифицированных специалистах, владеющих современным объемом знаний, навыков и умений, способных обосновывать свои действия и решения с позиций доказательной медицины. Только постоянное, непрерывное профессиональное образование создает основу для высокой эффективности повседневной работы. Мировой опыт подсказывает, что последипломное образование должно быть непрерывным, позволять отрабатывать и совершенствовать практические навыки и опираться на принципы доказательной медицины. Эти задачи отражены в послании главы государства народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» (2007 г.). МЗ РК разрабатываются концепции по сохранению и дальнейшему развитию кадрового потенциала, повышению квалификации, опти-

Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.

мизации численности и состава работников отрасли. Однако, несмотря на вновь созданные и уже зарекомендовавшие себя базы, дефицит медицинских кадров и низкий уровень профессионализма имеет место. Именно поэтому для дальнейшего развития практического здравоохранения в нашем вузе созданы структурное подразделение и условия для дальнейшего непрерывного профессионального роста медицинских кадров. Оно обеспечивает доступность материалов на электронном и бумажном носителях по программам обучения, использование в образовательном процессе инновационных технологий (проблемное и проектное обучение, работа в малых группах, интерактивные лекции и др.), и предоставляет необходимые условия для внедрения полученных знаний и навыков в процессе осуществления должностных обязанностей. Мы

55 жыл ^

считаем, что использование современных методов обучения по повышению квалификации медицинских кадров призваны не только улучшить знания и навыки специалистов медиков, но и повысить их уровень са-

мооценки, мотивацию и стремление к самосовершенствованию, а также создать конкурентную среду среди вузов, специалистов, а значит, позволит повысить качество медицинской помощи.

УДК 610.1 : 001.895

Р.Е. НУРГАЛИЕВА, Г.Н. ЧУКАНОВА, С.С. ИСКАКОВА

ПЕРСПЕКТИВА ВНЕДРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ В ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Реформирование послевузовского медицинского образования заключается в активном внедрении программ по новым госстандартам резидентуры, магистратуры и докторантуры. Данный этап в нашем вузе реализуется с 2009 года. В настоящее время у нас появился первый опыт подготовки резидентов по срокам от 2 до 4 лет, разработана методическая документация по лицензированным клиническим специальностям для слушателей резидентуры. Впервые в 2012 году проведен выпуск из магистратуры и прием в докторантуру PhD. Учитывая требования при подготовки резидентов, магистров и докторов медицинских наук в Европе, возникает необходимость в активном внедрении некоторых европейских подходов в обучении по послевузовским программам в университете. Так, полезно участвовать в семинарах, организованных МЗ РК с участием представителей из Западной Европы, в частности Канады. Целесообразным на наш взгляд является внедрение учета информации - мнения резидента о кураторе, которое будет мотивировать их к большей ответственности. По клиническим специальностям резидентуры необходим выбор квалифицированных специалистов на академические звания директоров программ резидентов по определенной специальности, подчиняющихся декану послевузовского образования. Их роль будет заключаться в координировании освоения профилирующих и профилирующих смежных дисциплин слушателями резидентуры, отличающихся по профилю (терапевтическому и хирургическому); при острой необходимости частичное освое-

ние программ следует предусмотреть на рабочих местах в ведущих практических центрах Казахстана, России и т.д. При освоении программы резидентуры обязательно анализировать ресурс - количество пациентов (мужского и женского рода, этнический компонент), лабораторные препараты. На клинической кафедре необходимо создавать тандем из ППС, несущих полную ответственность за лечение и контролирующих уход за больным на всех уровнях госпитализации, старшего резидента (3 или 4 года обучения), который должен находиться в тесном контакте с 2 младшими резидентами (2 и 1 года обучения), а также не более чем с 2 интернами. Данная команда может работать в течение 8 недель, после чего идет ротация, при которой возможно вхождение участников команды в другие структуры с различной ответственностью. На протяжении обучения в резидентурах куратор должен приобщать резидента к научным аспектам медицинской практики, выделять время для подготовки слушателем научной презентации. Должного внимания и проработок требуют магистерские и докторские программы, где большая часть отводится на самостоятельную работу. Огромная роль в этих образовательных программах принадлежит выборным дисциплинам, их правильному подбору. Кроме того, внутри каждой программы заслуживают особого внимания кредиты по практикам (педагогическая, исследовательская, производственная), в которых необходимо предусмотреть выездные стажировки в медицинские вузы и центры дальнего зарубежья.

УДК 371.1:61

Н.А. САГИМБАЕВА

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕННОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

На всех этапах развития высшей школы, вопрос поиска эффективных путей реализации контрольной и оценочной функции педагога был особо актуальным, поскольку он является важнейшим аспектом педагогического труда, требующее первоочередного решения при обеспечении индивидуально ориентированного обучения.

Медицинское образование насыщенно терминологией, которую представители этой сферы часто используют в разных смыслах, не до конца понимая их значение. Как и в здравоохранении, где ясность понимания является залогом высокого качества медицинской помощи, твёрдое знание терминологии совершенно необходимо в медицинском образовании. 30

Оценка, происходит от латинского глагола sidere» обозначающего «сидеть рядом», и это подразумевает, что оценка - это то, что мы делаем вместе с нашими обучаемыми, а не по отношению к ним.

Определение ценности - более широкое понятие, измеряющее значение образовательной деятельности, планов, учебных программ и т.д.

Ни один образовательный процесс не может считаться завершенным без процедуры оценивания и определения ценности. Оба понятия важные составляющие любой образовательной деятельности и являются показателем результативности и повышения уровня профессионального развития.

Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.