А. Р. Мамиджанян, А. С. Саркисян
(Армения, Ереван)
роль непрерывного образования молодежи в процессе политической социализации
role of lifelong learning in the process of youth political socialization
В статье рассматриваются проблемы, определяющие значимую роль образования в процессе политической социализации. Представлено, что институты неформального непрерывного образования могут служить действенным инструментом для политических партий в вопросах организации процесса политической социализации молодежи в обществе.
Ключевые слова: непрерывное образование, неформальное образование, политическое образование, политическая социализация, молодежь.
The article examines the problems that determine the significant role of education in the process of political socialization. It is shown that institutions of non-formal lifelong education can serve as an effective tool for political parties in organizing the process of political socialization of youth in society. Keywords: lifelong learning, non-formal education, political education, political socialization, youth.
Процесс политической социализации представляет собой многосложное понятие. Аспектами политической социализации считаются образование, обучение и воспитание. Известный американский политолог Ф. Гринстайн дает следующее определение политической социализации: «Под политической социализацией следует понимать всякое обучение - формальное и неформальное, обдуманное и незапланированное - на любой стадии жизненного цикла, включая не только эксплицитно выраженное политическое обучение, но также и неполитическое обучение, влияющее на политическое поведение, например, усвоение политически релевантных установок и приобретение политически релевантных персональных характеристик» [1].
На процесс политической социализации можно влиять через управление инфопо-требностью. Так, если индивид с малых лет
получает информацию в определенном свете, то она повлияет на формирование его политической направленности. В дальнейшем личность сама начинает выборочно воспринимать информацию. Однако при трансформации или модернизации политических систем, находясь в стрессовой ситуации, индивид отвергает новые ценности и порядок, тем самым мешая дальнейшему развитию общества. Либо, не имея навыков для объективной оценки происходящего, легко поддается манипуляциям политических субъектов. Управление же обществом, которое имеет высокий уровень политической культуры и социализации, значительно проще ввиду того, что в нем заложены механизмы саморегуляции и саморазвития.
Условно все субъекты, оказывающие влияние на процесс политической социализации, можно разделить на следующие группы:
• воспитание - семья, церковь, неформальные группы;
• образование - школа, вуз, неформальное образование;
• СМИ;
• основные акторы политических процессов - государство, политические партии и т.д.
Классификация политической социализации по временному принципу разделяет ее процесс на первичную и вторичную фазы. Первичная политическая социализация происходит в семье: индивид осваивает язык, ему прививаются базовые нормы морали в поведенческих образцах, которые приняты в данном социуме, исходя из возрастных и половых ролей. Вторичная политическая социализация происходит на базе уже сформировавшихся у индивида политических ориентаций. Как правило, второй этап либо совпадает с непосредственным политическим участием, либо предвосхищает его. Сам факт существования вторичной социализации подразумевает признание того, что результаты первичного этапа подлежат изменениям [2, с. 114].
Политологи определяют несколько типов непосредственной социализации:
• имитация политической ориентации и политического поведения других индивидов - политическая ориентация заимствуется у родителей, родственников, лидеров партии и т.д.;
• предвосхищающая - индивиды усваивают политическую ориентацию и поведенческие роли, которые соответствуют тем будущим ролям, которые они предрекли для самих себя в политике;
• целенаправленное воздействие -политическая социализация посредством формальных и неформальных институтов: образование, религия и т.д.;
• целенаправленное или случайное приобретение политического опыта - предвыборная компания, инциденты с представителями власти.
Явления, влияющие на процесс политической социализации, взаимосвязаны [3, с.26-33]. Раннее считалось, что решающую роль в процессе политической социализа-
ции играют неполитические формы человеческих отношений (семья, школа и т.д.) в детстве и юношестве. Позже ученые пришли к выводу, что данная гипотеза была основана на суженном фокусе предположений и не может обозначать общую закономерность. Опыт детских и юношеских неполитических отношений сильно влияет на политические убеждения индивида, но между этими факторами и более поздним (или, иначе говоря, конечным) политическим поведением наблюдается множество других факторов, которые имеют гораздо большее воздействие на конечные политические убеждения индивида [4, с. 355-365]. Одним из этих факторов является образование в целом и политическое образование в частности. Как показывает социологическое исследование, приведенное в книге Г. Альмонда и С. Вербы «Гражданская культура», процентная доля считающих, что рядовой человек должен быть граждански и политически образованным и активным в своем местном сообществе, зависит от образования респондентов (см. Табл.1, с.118) [4, с.178-188].
Чтобы выявить наличие подобной закономерности среди молодежи Армении, мы провели аналогичный социологический опрос, в котором приняли участие 250 респондентов в возрасте от 16-ти до 30-ти лет. Учитывая цель нашего исследования, добавили ещё одну позицию по фактору образования - мнение респондентов по поводу принципа участия в неформальном образовании.
55% респондентов ответили, что рядовой человек должен быть активным в вопросах политического управления на местном и государственном уровнях. При этом лишь 35% респондентов со средним образованием ответили на этот вопрос утвердительно. В случае молодых людей с незаконченным высшим и законченным высшим образованием этот процент составил 42% и 46%, соответственно. И, наконец, 93% респондентов с высшим образованием и опытом участия в неформальном образовании считают, что рядовой человек должен быть граждански и политически образованным и активным в вопросах политического управ-
Таблица 1
Процентная доля заявляющих, что рядовой человек должен быть активным в своем местном сообществе (по странам и уровню образования)
Страна Общее количество респондентов, так считающих Имеющие начальное или ниже образование (из общ. числа) Имеющие неполное среднее образование (из общ. числа) Имеющие неполное высшее образование (из общ. числа)
% % % %
США 51 35 56 66
Великобритания 39 37 42 42
Германия 22 21 32 38
Италия 10 7 17 22
Мексика 26 24 37 38
ления на местном и государственном уровнях.
Из результатов данного исследования следует вывод, что уровень образования взаимосвязан с уровнем гражданской культуры индивида, а в 9-ти случаях из десяти факт получения неформального образования подразумевает уверенность в важности активного участия в вопросах политического управления на местном и государственном уровнях. Помимо того, разный уровень образованности - образовательная дифференциация - становится одной из причин расслоения общества [5].
Данное явление изучали многие ученые. Так, Дж. Дьюи в своей книге называет школу моделью общества и считает, что целью образования является формирование у индивида ответственности и понимания социальной значимости своих действий [6]. М. Вебер рассматривал образование в свете проблемы социальной стратификации. В качестве одного из краеугольных критериев социального престижа он приводил «формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни» [7, с. 156].
Следует отметить циклическую особенность взаимосвязи между политическими процессами и образованием: политические процессы в странах, находящихся в фазе
трансформации, требуют переосмысления роли образования в культурно-историческом контексте, так как соответствующие перемены происходят и в сфере образования [8], но и само политическое образование является катализатором трансформационных процессов. Э. Дюркгейм выявил зависимость воспитания от типа общественной системы [9, с. 244].
Для объяснения роли непрерывного образования в политической социализации можно прибегнуть к аллегории, использованной преподавателем Бристольского университета Дж.Флойдом: специфика политической неграмотности заключается в том, что люди не знают о том, что они этого не знают. Напротив, в быту среднестатистический пользователь микроволновой печи не знает, как она работает, но он понимает и принимает это. Иными словами, в случае феномена понимания политических процессов речь идет о незнании самого факта незнания, что приводит к ухудшению качества принимаемых политических решений, пассивности в плане политической социализации, а иногда и к неграмотной политической активности. Улучшение процесса демократизации возможно лишь в том случае, когда наряду с улучшением «кратоса», ведется активная работа по улучшению «демоса», повышению образовательного ценза. Формальное и неформальное образование,
непрерывное образование в общем и политическое образование в частности служат катализатором этого процесса [10].
Важно учитывать тот факт, что политическое поведение - это обучаемое, воспитываемое поведение, то есть оно поддается формированию и коррекции. При организации политического образования индивида важно учесть особенность постмодернистской модели обучения, которая ориентирована не на то, чтобы научить индивида выполнению конкретного набора действий, так как таковые будут меняться слишком часто, а научить учиться, подготовить его к тому, чтобы в краткие сроки человек смог освоить новые технологии [8]. Политическое образование должно снабжать индивида не столько конкретными знаниями в области политологии, а учитывая факт развития телекоммуникационных технологий и, вследствие этого, ускорения ритма политических процессов, - снабжать его инструментарием для их анализа.
Совет Европы принял пять ключевых компетенций, которые необходимы выпускникам высших учебных заведений. Политические и социальные компетенции, а также компетенции, относящиеся к письменной и устной коммуникации и способности учиться на протяжении жизни, должны быть краеугольным камнем в процессе обучения [11].
Обретение знаний, умений и навыков может быть одновременно и мотивом, и эффектом участия молодёжи как субъекта политических процессов. Посредством образования молодежь получает важные образцы поведения, а также ценности и нормы, которые могут способствовать интеграции в систему общественных и политических отношений.
Таким образом, к основным задачам образования (развитие познавательных умений обучаемых, развитие «умения учиться», привитие навыков самостоятельного выбора целей и нахождения путей решения задач, развитие активного склада ума и т.д.) [12] можно отнести и задачу политической социализации.
Неформальное образование, как форма непрерывного образования, отличающаяся своей гибкостью и высокой учебной мотивацией учащихся, должно сыграть важную роль в указанном процессе. Главной задачей системы непрерывного образования является организация непрерывного развития человеческих возможностей посредством создания возможности постоянного развития знаний и умений каждого индивида в вопросах личностного роста, в профессиональной, культурной и гражданской областях.
Ученые выделяют четыре основные цели непрерывного образования [13]: воспитание личности; повышение профессионального мастерства с целью трудоустройства; воспитание гражданственности; образование в сфере культуры.
Соответственно, задачами непрерывного образования можно считать: развитие личности, интеграцию в рынок труда, развитие демократического гражданского общества, повышение уровня культуры населения.
Политические партии, являющиеся ведущими субъектами политической социализации, должны использовать непрерывное образование в инструментарии процесса политической социализации молодежи. Ин-ституциализированным методом использования образования в процессе политической социализации являются партийные политические школы. Подобные учреждения функционируют во многих странах: Армении, России, Китае, США, нескольких странах ЕС и в ряде других. Данные учреждения отличаются друг от друга по таким критериям, как:
• формат организации учебного процесса (разовые курсы или фиксированная учебная программа),
• целевая аудитория (возраст, образовательный ценз, партийная принадлежность и т.д.),
• учебная программа (только политическое образование или общие знания),
• кадровая политика по отношению к выпускникам (рекрутирование новых членов партии, кадровое продвижение по партийной вертикали и т.д.),
а также ряд других критериев.
В декабре 2012 года политическая партия «Единая Россия» выступила с инициативой создания системы политического образования, которая будет «одинаково полезной всем партиям-участникам политического процесса, будет содействовать развитию политической культуры и гражданского общества» [14].
С похожей инициативой в марте 2016 года выступила и Республиканская Партия Армении (РПА), объявив о создании партийной школы имени Андраника Маргаряна. Прием в школу открыт для всех желающих вне зависимости от партийной принадлежности. Учебный план условно разделен на четыре основных блока:
• национальная идеология,
• внутриполитические процессы (теория и практика ряда дисциплин в области обществознания),
• международные процессы (теория и практика),
• личностный рост индивида (обучение основным навыкам политической деятельности).
Исходя из структуры учебного плана можно констатировать, что основанная РПА политическая школа учитывает все цели непрерывного образования и владеет ин-
струментарием для решения задач, определяемых этими целями. Учитывая тот факт, что целевой аудиторией школы являются не только партийные деятели, но и все квалифицированные и мотивированные индивиды от двадцати до сорока лет, можно с уверенностью предположить весомую роль школы в процессе политической социализации молодежи Армении.
Теоретическими исследованиями ряда политологов выявлена весомая роль образования в процессе политической социализации. Институты непрерывного образования, такие как партийные политические школы, могут служить действенным инструментом для политических партий в деле организации процесса политической социализации молодежи в обществе. Однако следует отметить тот факт, что мотивированные и квалифицированные выпускники подобных школ рискуют маргинализиро-ваться в случае, если политическая культура данной страны не позволит обеспечить их кадровый рост. Группы квалифицированных и мотивированных выпускников политических школ могут выступить в качестве критической массы для трансформации политической культуры данного социума.
Литература
1. Greenstein F. A note on the ambiguity of political socialization: definitions, criticism and strategies of inquiry - Boston, 1980.
2. Easton D. Children in the political system: origins of political legitimacy - New York: McGraw-Hill, 1969.
3. Almond G, Coleman J. The Politics of the Developing Areas - Princeton, N.J., 1960.
4. Альмонд ГГ, Верба С. Гражданская культура. - М.: Мысль, 2014.
5. Нестеров В. Образование как фактор социальной сплоченности и политической стабильности общества // Вестник Военного университета. - 2009. - № 3(19). - C. 38.
6. Дьюи Дж. Творческая демократия - задача, которая стоит перед нам // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. - 2008. - № 2.
7. Вебер M. Основные понятия стратификации. - Социс. - 1994. - №5.
8. Тарский Ю., Тарская О. Политические контексты интегративных процессов в сфере образования // ВЕСТНИК ПАГС. - 2012. - С. 128.
9. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995.
10. «The Conversation» non-profit media service [Электронный ресурс]. - URL: http:// theconversation.com/why-we-need-to-teach-political-philosophy-in-schools-57749 (дата обращения 02.06.2017).
11. Камалаева А. O необходимости формирования основных компетенций выпускников вузов в условиях создания единого европейского пространства высшего образования // Вестник ТГПУ - 2011. - №1(103). - С. 106.
12. Дзидзигури В., Резинкина Л. Профессионально ориентированное самообразование как инструмент опережающего развития личности // Человек и образование. - 2015. -№ 1 (42).
13. Саркисян А. Образование взрослых: методы и практика. - Ереван: Чартарагет, 2016. -300 с. (на арм.яз.)
14. «Взгляд» Деловая газета, [Электронный ресурс]. - URL: https://www3.vz.ru/ news/2012/12/4/610166.html (дата обращения 04.06.2017).
■Ф-