Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА'

РОЛЬ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ГРУЗООБОРОТ / ДОРОЖНАЯ СИСТЕМА / TRANSPORT / TRANSPORT COMPLEX / STATE PROGRAMS / CARGO TURNOVER / ROAD SYSTEM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Токаревич Т.А.

В статье проводится исследование современного состояния транспортной системы Магаданской области на основе данных государственной статистики, стратегии Минтранса о развитии транспортной системы и научных статей. В современных условиях состояние транспортной системы и развитие ее инфраструктуры в Магаданской области имеет особое значение для развития производственного потенциала. Развитие транспортной системы сопровождается существенными проблемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF GROUND TRANSPORT IN THE FUNCTIONING OF THE TRANSPORT SYSTEM OF THE REGION

The article conducts a study of the current state of the transport system of the Magadan region based on state statistics, the strategy of the Ministry of Transport on the development of the transport system and scientific articles. In modern conditions, the state of the transport system and the development of its infrastructure in the Magadan region is of particular importance for the development of the production potential. The development of the transport system is accompanied by significant problems.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА»

7. www.ria.ru

УДК 656.025.6

Токаревич Т.А. студент 1 курса магистратуры факультет «Менеджмента, экономики и финансов» Северо-Восточный государственный университет

Россия, г. Магадан Научный руководитель: Чапкина Н.А., к. э. н.

доцент

РОЛЬ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Аннотация: В статье проводится исследование современного состояния транспортной системы Магаданской области на основе данных государственной статистики, стратегии Минтранса о развитии транспортной системы и научных статей. В современных условиях состояние транспортной системы и развитие ее инфраструктуры в Магаданской области имеет особое значение для развития производственного потенциала. Развитие транспортной системы сопровождается существенными проблемами.

Ключевые слова: транспорт, транспортный комплекс, государственные программы, грузооборот, дорожная система.

Tokarevich T.A.

1 year master's student, Faculty of Management, Economics and Finance

Northeastern State University Russia, Magadan Scientific adviser: Chapkina N.A.

Candidate of economic sciences, associate professor ROLE OF GROUND TRANSPORT IN THE FUNCTIONING OF THE TRANSPORT SYSTEM OF THE REGION

Annotation: The article conducts a study of the current state of the transport system of the Magadan region based on state statistics, the strategy of the Ministry of Transport on the development of the transport system and scientific articles. In modern conditions, the state of the transport system and the development of its infrastructure in the Magadan region is of particular importance for the development of the production potential. The development of the transport system is accompanied by significant problems.

Keywords: transport, transport complex, state programs, cargo turnover, road system.

Транспортный комплекс - важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие

невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной транспортной системы Магаданской области является необходимым условием повышения эффективности ее экономики и обеспечения целостности, освоения природных ресурсов, повышения уровня жизни населения Магаданской области.

Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что наземный транспорт имеет стратегическое значение для Магаданской области. Он связывает обширную территорию региона, обеспечивает жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов и во многом определяет возможности развития Магаданской области, с их помощью осуществляются самые массовые перевозки грузов и пассажиров.

Объектом исследования является транспортная система Магаданской области.

Предмет исследования - методы и программы по развитию транспортной системы в Магаданской области.

Рабочая гипотеза исследования - для функционирования транспортной системы Магаданской области решающее значение на современном этапе играет именно автомобильный транспорт.

Опорная сеть автодорог области, сформированная в 1930-1940 годы, не отвечает требованиям перспективного развития экономики Магаданской области. Параметры некоторых участков не соответствуют нормативным требованиям, износ покрытия составляет почти 100%.

Сохраняется сезонность транспортной доступности северной и восточной частей региона, в них отсутствуют автомобильные дороги круглогодичного действия. При этом эта часть территории области является самой перспективной с точки зрения освоения минерально-сырьевых ресурсов.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в дорожной отрасли, сдерживает дальнейшее развитие экономики Магаданской области.

Автомобильные дороги и транспорт являются неотъемлемой и главной частью транспортной системы региона, так как обеспечивают практически 100% внутриобластного грузового оборота из-за отсутствия в области альтернативных видов транспорта, прежде всего железнодорожного, для массового выполнения грузовых перевозок.

Развитие автомобильного сообщения в Магаданской области напрямую влияет на развитие всех других отраслей экономики региона и, прежде всего, горнорудной промышленности - освоение новых месторождений полезных ископаемых невозможно без развития транспортной инфраструктуры региона.

Этой проблематике посвящены работы: Терещук М.В., Романовой Н.А., Чапкиной Н.А. Терещук М.В. рассматривала проблемы правового регулирования перевозок автомобильным транспортом, анализировала причины их возникновения [4]. Романова Н.А. рассматривала транспортную систему г. Магадана на муниципальном уровне, совершенствование перевозок пассажиров, проводила PEST-анализ для прогнозирования изменения факторов внешней среды, которые могут оказать реальное влияние на развитие транспортной системы [5]. В работе Чапкиной Н.А. освещены актуальные проблемы развития транспортной системы, причины их возникновения, рассмотрены государственные программы Магаданской области, которые направлены на решение данных проблем [1].

В Магаданской области на конец 2017 года существуют следующие виды транспорта [1]:

1) наземный - представлен в данном регионе только автомобильным транспортом. Железнодорожное сообщение и трубопроводный транспорт отсутствуют на территории Магаданской области. Автомобильный - имеет важнейшее локальное значение для нашего региона, используется для перевозки местных грузов и пассажиров. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования на территории Магаданской области - 1863,2 км, в т.ч. федеральная дорога Р-504 «Колыма» - 838 км. Дорожная сеть региональных и межмуниципальных дорог - 1029,2 км, мостов - 113 шт. (в неудовлетворительном состоянии - 49 шт.); водопропускных труб - 968 шт. (в неудовлетворительном состоянии - 415 шт.);

2) воздушный - включает 4 аэропорта - Магадан (Сокол) (международного значения), Омсукчан, Северо-Эвенск, Сеймчан (районные аэропорты). На территории муниципальных образований области имеются вертолетные площадки, как оборудованные, так и приспособленные для посадки вертолетов типа Ми-8;

3) водный - представлен морским портом Магадан и речным - причал Сеймчан. В 2015 г. министерством дорожного хозяйства, транспорта и связи (далее -министерство) подготовлено и подписано два соглашения между Губернатором Магаданской области и Федеральным Дорожным Агентством (ФДА), в рамках которых были выполнены следующие дорожные работы: начато строительство первого участка автомобильной дороги «Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь» км 256 - км 281, протяженностью 25,3 км. Выполнены подготовительные работы, монтаж опор двух мостов через р. Начальный и р. Индустриальный, отсыпано более 1 км земляного полотна и ведутся работы по монтажу водопропускных железобетонных труб; начат I

этап реконструкции автомобильной дороги «Герба - Омсукчан» на участке км 20 - км 46. Произведена отсыпка земляного полотна с устройством дорожного покрытия на участке 18 км. Подготовлены котлованы для строительства 9 железобетонных водопропускных труб и начато переустройство (строительство) двух мостов через р. Две сестры, р. Буркот взамен аварийных; выполнены работы по строительству мостового перехода через р. Эмон длиной 23,1 метра на 20 км автомобильной дороге «Палатка -Кулу - Нексикан». Объект сдан в эксплуатацию в декабре 2015 г.; проведены работы по реконструкции автомобильной дороги «Магадан-Балаганное-Талон» на участке км 18 - км 26 (I этап - участок км 18 - км 20).

Наиболее актуальными проблемами дорожного хозяйства Магаданской области являются [1]:

- критическое техническое состояние автомобильных дорог. Преимущественно дороги с асфальтобетонным и черным покрытием имеют недостаточную прочность дорожной одежды, а 92% дорог полностью изношены, и при этом в области наблюдается увеличение количества транспортных средств, участвующих в дорожном движении, возрастание интенсивности движения и скоростного режима, повышение нагрузки на дорожную одежду от автомобилей повышенной грузоподъемности;

- несоответствие автомобильных дорог современным требованиям. Большинство автомобильных дорог и мостов построено в 5060-х годах прошлого века с использованием некачественных грунтов для отсыпки земляного полотна, не соответствующих по прочностным характеристикам каменных материалов для устройства дорожной одежды, и требуют срочного ремонта с целью обеспечения безопасности движения;

- несвоевременное регламентное обследование и испытания искусственных сооружений, в результате чего их состояние по грузоподъемности и надежности определить не представляется возможным;

- несоблюдение сроков восстановления ежегодного нормативного износа автомобильных дорог. В настоящее время общая протяженность участков автомобильных дорог, не обеспеченных ремонтными работами, составляет 859 километров, что приводит к интенсивным деформациям, к ухудшению транспортно-эксплуатационных показателей, увеличению последующих капитальных вложений на восстановление конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений, а также увеличению затрат на содержание автомобильных дорог.

Решение данных проблем происходит с использованием программно-целевого метода планирования расходов как федерального, так и областного бюджета на содержание и развитие автомобильных дорог и транспорта Магаданской области, сохранения регулярного пассажирского сообщения автомобильным и воздушным транспортом, а также повышения безопасности пассажирских перевозок [1].

Представляется необходимым исследовать также и безопасность дорожного движения в Магаданской области, ведь проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие

приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

В Магаданской области из года в год увеличивается число автомобилей, особенно легковых - на конец 2012 года их число составило 45,7 тыс. единиц, в том числе в собственности граждан - 44,2 тыс. легковых автомобилей. При этом протяженность дорог в Магаданской области, в том числе и городе Магадане, где сосредоточен основной парк легкового автотранспорта, остается практически неизменной [3].

В части выполнения мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в Магаданской области в 2016 г. приобретено восемь вандалозащитных боксов для дооснащения переносных приборов фото-видеофиксации «Арена» в стационарные, обеспечение функционирования которых возложено на подведомственное учреждение МОГКУ «Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса».

Министерство транспорта Российской Федерации (далее по тексту -Министерство) является уполномоченным органом по выдаче разрешений на проезд тяжеловесного и крупногабаритного транспорта по региональным и межмуниципальным дорогам в 2016 г. выдано 19 разрешений (в 2015 г. выдано 33 разрешения).

По итогам 2017 г. сотрудниками министерства выдано 67 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и 8 специальных разрешений на проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств. Выдано 47 согласований на провоз опасного груза и 33 согласования маршрутов проезда тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств [2].

Показателем качества оказываемых государственных услуг является оперативность при рассмотрении представляемых заявителями документов, выдаче разрешений и согласований, отсутствие жалоб в рамках обжалования действий или бездействий сотрудников отдела.

С целью снижения финансовой нагрузки на перевозчиков принято постановление Правительства Магаданской области от 25 августа 2016 г. № 691-пп «О некоторых вопросах определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Магаданской области», которым устанавливается коэффициент переходного периода до 31 января 2018 г. включительно для расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством при движении по региональным автомобильным дорогам, от 0,016 до 0,6 в зависимости от превышения допустимых осевых нагрузок на ось и (или) допустимой массы транспортного средства.

В 2017 г. продолжилась реализация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, был приобретен современный стационарный измерительный комплекс «Кордон-2М» с видеофиксацией нарушений Правил дорожного движения для контроля одновременно 2-х полос движения транспортных средств.

В рамках развития системы автоматического контроля и выявления нарушений Правил дорожного движения будет установлено 8 приобретенных радаров видеофиксации «АРЕНА» в стационарном исполнении, в т. ч. в 2017 г. - 2, в 2016 г. - 3. В 2018 году планируется установка еще 3 радаров [3].

В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов. Транспортная система наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, и является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей.

В Магаданской области используется 3 вида транспорта: автомобильный, водный, воздушный. Железнодорожное и трубопроводное сообщение отсутствует. Использование того или иного вида транспорта зависит от ряда факторов:

- от состава и характера перевозимого груза;

- его физического объема, расстояния перевозки;

- способности транспортного средства доставить груз в определенную точку;

- совокупных затрат;

- времени доставки.

Для повышения эффективности работы транспортной системы необходимо выполнение предложений по решению проблем, связанных с вышеуказанными факторами. Это значит, что для совершенствования транспортной системы требуется:

- улучшить планировочную структуру основных региональных автомобильных дорог, в целях повышения плотности дорожной сети, усиления связей с сетью автомобильных дорог других областей;

- повысить технико-эксплуатационные характеристики существующей транспортной системы;

- освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры, подходящие для данных климатических условий.

В ходе исследования было выявлено, что рабочая гипотеза, выдвинутая в начале исследовательской работы, верна. Подтверждено, что наземный транспорт Магаданской области имеет важнейшее значение для функционирования внутриобластного сообщения, доставки груза и пассажиров в отдаленные участки региона, для развития промышлености, предпринимательской деятельности и региона в целом.

Использованные источники:

1. Чапкина Н.А. «Развитие транспортной системы Магаданской области: состояние и перспективы» // На перекрестке Севера и Востока (методологии и практики регионального развития): материалы II междунар. науч.-практ. конф. (30 ноября-1 декабря 2016 г., г. Магадан) - Красноярск: Науч.-инновацион. центр, 2017. - С. 158-162

2. О реализации транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintrans.ru/activity/detail.php?SECTION_ID=204#document_30686 (дата обращения 11.12.2018).

3. Постановление администрации Магаданской области от 20 ноября 2013 года № 1145-па «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Развитие транспортной системы в Магаданской области» на 20142022 гг. (с изменениями на: 08.09.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460213011 (дата обращения 11.12.2018)

4. Терещук Марина Витальевна Проблемы правового регулирования перевозок грузов автомобильным транспортом // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. №304. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7problemy-pravovogo-regulirovaniya-perevozok-gruzov-avtomobilnym-transportom (дата обращения: 18.12.2018)

5. Романова Наталья Александровна Исследование влияния факторов окружения общественного транспорта муниципального образования «Город Магадан»: стратегический подход // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2010. №62. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vliyaniya-faktorov-okruzheniya-obschestvennogo-transporta-munitsipalnogo-obrazovaniya-gorod-magadan-strategicheskiy (дата обращения: 18.12.2018)

УДК 658.155

Трофимова К. А. студент магистратуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.