Анализ уровня организационно-технического развития малого предприятия автотранспортной отрасли северного региона Analysis of the level of organizational-technical development of a small enterprise of the automotive transport industry of the northern region
Ь А московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
DOI 10.24411/2413-046X-2020-10383 Карташова Наталья Александровна,
старший преподаватель кафедры менеджмента,Институт цифровых технологий и экономики, ФГБОУ ВО «Северо-восточный государственный университет», E-mail: nakartashova@mail.ru
Kartashova Natalya Alexandrovna, Senior Lecturer, Department of Management, Institute of Digital Technology and economy, FSBEI of HE " North-Eastern State University ", E-mail: nakartashova@mail.ru Аннотация. Автор статьи рассматривает составляющие организационно-технического уровня развития предприятия на примере малого автотранспортного предприятия Магаданской области. Проанализированы отдельные показатели стояния автотранспортного комплекса Магаданской области и раскрыты особенности функционирования малых предприятий автотранспортной отрасли в условиях северного региона. Проанализированы основные показатели, характеризующие уровень организационно-технического развития малого автотранспортного предприятия: научно-технического уровня производства, уровня организации производства и труда, уровня управления хозяйственной деятельностью.
Summary. The author of the article considers the components of the organizational and technical level of enterprise development using the example of a small motor transport enterprise in the Magadan Region. Some stand indicators of the motor transport complex of the Magadan region are analyzed and the features of the functioning of small enterprises of the motor transport industry in the northern region are disclosed. The main indicators are analyzed that characterize the level of organizational and technical development of a small motor transport enterprise: the
scientific and technical level of production, the level of organization of production and labor, and the level of management of economic activity.
Ключевые слова: организационно-технический уровень развития, малое автотранспортное предприятие.
Keywords: organizational and technical level of development, a small motor transport enterprise.
В рыночных условиях хозяйствования существенно повышается самостоятельность и ответственность предприятий в решении задач организационно-технического развития. Высокий организационно-технический уровень предприятия является стратегическим ресурсом организации, который обеспечивает ей устойчивость в изменяющихся условиях внешней среды и позволяет побеждать в конкурентной борьбе.
Особо актуальной проблема является для малых предприятий автотранспортной отрасли, которые действуют в условиях неустойчивого финансового положения, высокого уровня износа транспортных средств, отсутствия собственных источников финансирования программ модернизации и обновления основных производственных фондов, низкого уровня кредитоспособности, отсутствия собственной инновационной инфраструктуры, а часто - и квалифицированных управленческих кадров [2].
Под организационно-техническим уровнем предприятия понимается достигнутый уровень развития средств производства, методов организации и управления предприятием. Анализ публикаций ряда авторов [1,3] позволяет выделить следующие основные составляющие организационно-технического уровня предприятия (рис. 1.1.)
Анализ организационно-технического уровня развития предприятия был проведен на примере ООО «Автотранзит» - малого автотранспортного предприятия Магаданской области, основными видами деятельности которого являются организация перевозок грузов и пассажиров, организация транспортно-экспедиционного и агентского обслуживания, оформление груза, грузовых и таможенных документов на ввоз и вывоз грузов в Особую экономическую зону г. Магадана.
Автомобильный транспорт играет важнейшую роль в обеспечении экономического роста и социального развития Магаданской области, особенно в освоении перспективных месторождений золота и серебра. Федеральная трасса «Колыма» является единственным путем наземного сообщения области с другими регионами [5]. Транспорт - также важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Магаданской области. Однако, с 2000 года объем перевозки грузов сократился более чем в 4 раза (рис. 1.2), при
этом грузооборот транспорта увеличился, но на долю автомобильных перевозок приходится только 25% грузооборота [4].
Состав ляюшне органн з ацн онн о-техннческогоуровня
Научн о-технический уровень производства
1. Научн о-технический уровень подготовки
производства 2. Прогрессивность и качество услуг Э. Прогрессивность техн ологнческнх проц ессов 4. Степень механизации, автоматнз ацнн,
роботизации 5. Техническая н энергетическая вооруженность труда
6. Разработка и выполнение программ и аучн о- техн нческого развития 7. Экономическая эффектнвн ость мероприятии по совершенствованию техники и технологий, ресурсосбережению и экологической без опасности
Уровень организации производства
н труда
1. Уровень концентрации, кооперации, специализации и комбнннров ання
производства 2. Длительность пронзв одств енн ого
цикла 3. Рациональность орг анн з ацнн производства, параллельн ость, последов ательн ость пронзв одств ей и ых операций 4. Уровень организации труда ■. Кв алн ф и кап и он н ый и образовательный уровень персонала
6. Стабильность пронзв одств ей и ых процессов
Уровень управления хозяйственной деятельн остью
1. Производственная структура предприятия 2. Структура управления
3. Техническая н нн формацн онн ая
обеспеченность системы управления
4. Использование современных средств н
методов н ормнров ан ня, планнров ання н учета 5. Уровень развития хозяйственных связен
6. Использование экон омнческнх, органн з ацн онн о-
адмннн стратнЕных н социальна^, п снхол огнческнх методов управления
7. Эффективность производственна^
хозяйственной деятельности
Рнс. 1.1. Составляющие органнз ацн онн о-техн нческого уровня
2000 2005 200? 2010 2011 2012 201.3 2014 2015 2016 2017 2018 □ Перевозки грузов транспортом, тыс. тонн В в т.ч. автомобильным Рнс. 1.2. Дннамнка показателен перевозки грузов в Магаданской области
При этом предприятия автотранспортного комплекса Магаданской области осуществляю свою деятельность в суровых климатических условиях северного региона, сложного рельефа дорог с большим количеством перевалов, отсутствием в некоторых
районах области круглогодичных автомобильных дорог, неудовлетворительного состояния дорожного покрытия (удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием составляет на окончание 2018 года всего 15,1%), слабо развитой транспортной инфраструктуры (густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет на окончание 2018 года 4,7 километров путей на 1000 км территории) [4], отсутствия транспортных средств в специальном северном исполнении, что влечет за собой повышенный износ транспортных средств. Также неблагоприятным фактором является высокая стоимость горюче-смазочных материалов, что приводит к высокой себестоимости услуг автотранспортных предприятий, и как следствие, низкому уровню рентабельности деятельности ( в 2018 году - 4,6 % в среднем по отрасли). В структуре перевозок автомобильным транспортом наибольшая доля приходится в основном на крупные и средние организации - 95,5 %. Конкурируя с крупными и средними предприятиями, малые автотранспортные предприятия и индивидуальные предприниматели осуществляют перевозки не только на территории областного центра и районов области, но и перевозят различный груз (топливо, уголь, продукты питания) в населенные пункты Чукотского автономного округа и Республики Саха (Якутия). Несмотря на небольшую долю в общем объеме перевозок (4,5%), показатели их работы ежегодно увеличиваются. В 2018 году ими перевезено, по данным выборочного обследования, 160,7 тыс. тонн грузов, грузооборот составил 91,6 млн. т-км. (таблица 1.1) [4].
Таблица 1.1
Перевозки грузов предпринимателями, осуществляющими коммерческие перевозки
автомоонльным транспортом
Показатели 2005 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Перевезено грузов, тыс. тонн 55,6 145,6 156,7 156,1 169,7 177,8 181,9 181,9 181,8 188,7 1.60,7
Грузооборот, млн. Т-131 16,8 33,8 42,5 48,3 52,0 55,3 55,5 55,5 62,5 51,6 91,6
При этом в транспортной отрасли довольно велика доля прибыльных организаций -79,2 % на начало 2019 года, однако уровень рентабельности невысокий - 4,6 %. При этом предприятия действуют в условиях высокого износа основных фондов, и низкого уровня рентабельности активов, которая снизилась с 24,7% в 2010 году до 8,7% в 2018 году [4].
ООО «Автотранзит» является типичным автотранспортным предприятием Магаданской области, поэтому основные тенденции, характерные для предприятий
отрасли, нашли отражение в основных технико-экономических показателях деятельности предприятия (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2
Технико-зкономические показатели деятельности ООО «Автотраизит»
Показатель Значение показателя, тыс. руб. Изменение, оазисное
2016 год 2017 год 2018 год натур, ед. = %
Перевезено гpvзoE: тыс. тонн 31.12 30,34 23,46 -2,66 -8,6
Грузооборот. ШН.1 -км. 2,14 2.11 1 47 -0,17 -8
ет. ч. собственными силами 1,92 1,Я6 1,84 -0,08 4,2
в т. ч в ко опер а ции с другими перевозчиками 0.22 0,25 0,13 -0,9 40,0
Транспортные средства.первоначальная стоимость, тыс.руб. 34 200 32 320 31 280 -2 920 -8,6
Амортизация ОС.тыс.руб. 22 464 23 630 23 929 -1 465 -6,6
Расчетная потребво сть б Г СМ (л км) 31,2 зи 31,2 - -
Фактич е с кий р а (ход Г СМ (л-1' 10 0 км.) 34 2 35,1 36,9 -2,7 +7,9
Плано вый фонд р абочего вр емени. дней 247 247 247 - -
Фактический фонд рабочего времени, дней 201 1 Еб 179 ■22 -11
Простои, дней 46 61 68 +22 +47,9
Доля порожнего пробега аБтамооилей.% 41 42 46 -12,2
Ср едне спис оч иая ч исл енно сть р аб от никое. чел.. 19 13 15 -4 -22,3
в т.ч. раб оч не (водители) 16 15 12 -4 -25
работ ники упр эел ения 3 3 3 0 0
Численностьра бочих вспомагат е льных производств (диспетчерская служба, р емо еп ные ма стер ские) - - - - -
Из таблицы 1.2 видно, что у предприятия за последние 3 года происходит снижение объемов перевезенных грузов на 8,6 %. Также снижается и грузооборот с 2,14 до 1,97 млн. т-км. Предприятие не имеет собственных транспортных средств, грузовые автомобили используются на условиях договора. На предприятии используются 12 автоконтейнеровозов 67182 на базе шасси КАМАЗ, предназначенных для перевозки 20 футовых контейнеров.
В течение последних 3 лет у предприятия увеличивается количество дней простоя и снижается фактический фонд рабочего времени. Так, количество простоев автотранспорта
увеличилось с 46 дней до 68 дней в 2018 году, или на 47,9 %. Доля порожнего пробега автомобилей увеличилась с 41 % до 46 %.
Показатели состояния материально-технической базы (см. табл. 1.3) говорят о том, что у предприятия за последние 3 года вырос уровень износа основных средств с 65,7 % до 72 %, соответственно коэффициент годности снизился. На конец 2018 года основные средства предприятия годны только на 23,5 % (рис. 1.3). При этом показатель технической вооруженности труда вырос с 2 137,5 до 2 606 руб./руб. Показатель фондоотдачи демонстрирует отрицательную динамику, за исследуемы период он снизился на 34,5 %. Затратоотдача также снижается, что является отрицательной тенденцией.
Таблица 1.3
Состояние материально-технической базы ООО «АЕТотранзнт»
Значение показателя, тыс. руб. Изменение, базисное
Показ атель
2016 год 2017 год 2018 год натур,, .ед- II 1? а-
Коэффициент износа 65,7 72,0 76,5 -10,2 16,5
Коэффициент годности 34,3 28,0 23,5 -10,8 31,5
Техническая
е ооруженн ость труда, руб. руб. 2 137,5 2 188 2 606 -1-468,5 -22
Фондоотдача 0,061 0,085 0,04 -0,021 -34,5
Затратоотдача 14,8 15,6 2,2 -12,6 -85,2
2016 2017 2018
годы
Коэффициент износа «—А»™" Коэффициент годности
Рнс. 1.3. Показатели состояния основных средств ООО «Автотраизнт» Анализ научно-технического уровня производства показывает, что на предприятии довольно высокий уровень морально устаревшего оборудования. Так, доля автомобилей, которые полностью выработали свой срок полезного использования, составила в 2016 году 12 %, а в 2018 году возросла до 21 %. Удельный вес современного (электронного или с автоматическим управлением) оборудования, составляет от 0,2 % до 0,4 % за
рассматриваемый период, и в основном это вычислительная и оргтехника, которая используется для управленческих нужд (см. табл. 1.4).
Таолнца 1.4
Анализ научн о-технического уровня пронзв одсте а ООО «АЕТотранзнт»
Показатель Значение показателя, тыс. руб. Изменение, базисное
2016 год 2017 год 2018 год натур,. ач- = %
"Уровень внедрения новых прогрессивных техн ологнн - - - - -
Удельный вес морально устаревшего оборудования, ?-о 12 18 21 +9 -75,5
"Удельный вес современного (электронного, с автоматическим управлением) оборудования 0,2 0,1 0,4 -+0,2 -100
Важной составляющей анализа организационно-технического уровня производства является анализ уровня организации производства и труда (см. табл. 1.5).
Тяп ШЦЗ 1.5
Анализ уровня организации производства ы труда ООО «Аптспранзит»
Показ атель Значение показателя, тыс. руб. Изменение, базисное
2016 год 2-017 год 2018 год натур, £Д- = %
Уровень кооперации 9,4 11,9 6,6 -2,8 -29,8
Использ ое анн е фонда рабочего времени на 1 рабочего (водителя) 81,4 75,3 72,5 -8,9 -11
Коэффициент з атрузкн оборудое ання [транспортных средств) 0,59 0,58 0,54 -0,05 -8,5
Пронзв одн тельн ость труда, руб.. чел. 109,47 153,72 83,5 -25,97 -23,8
Текучесть кадров 4,6 5,6 17,7 -12,8 -278,3
На предприятии довольно низкий уровень кооперации, то есть в анализируемом периоде предприятие осуществило грузоперевозок в кооперации с другими участниками рынка перевозок только от 9,4 % до 6,6 % от всего грузооборота.
Также негативную тенденцию демонстрирует показатель использования фонда рабочего времени, который снизился с 81,4 % до 72,5 % (рис. 1.4). Связано это с увеличением количества дней простоев.
70--
вэ -I-,-,-,
2016 год 2011 под ¿(ИЗ год
—■—Козффщненг использования фшща рабочего времени
Рже. 1.4. КоэффнцнеЕ-т нспользоваиня фскн^та рабочего времени ООО
«АЕТотранзнт»
Производительность труда также снизилась. Так, в 2016 году на каждого работника предприятия приходилось 109,47 руб. выручки, а в 2018 - только 83,5, то есть производительность труда снизилась на 23,8 % за 3 года.
Анализ уровня управления показывает, что численность работников аппарата управления в течение анализируемого периода оставалась постоянной, но удельный вес работников аппарата управления повысился с 15,8 % до 20 % из-за снижения среднесписочной численности, из всех работников аппарата управления только один человек имеет высшее образование. Стоимость основных средств, используемых для управления, возросла в основном за счет более высокого уровня оснащения оргтехникой. Расходы на научно-технические средства выросли с 18,5 тыс. руб. до 22,3 тыс. руб., в основном за счет автоматизации процессов учета на предприятии и пользования справочно-информационными базами данных. В исследуемом периоде не проводилось обучение или повышение квалификации персонала предприятия. Удельный вес премий в фонде оплаты труда снизился за анализируемый период с 10 % до 3 %, и в 2018 году не производилось денежных поощрений и выплат за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (см. табл. 1.6).
Таблица 1.6
Анализ уровня управления ООО «Автотранзнт»
Показатель Значение показателя, тыс. руб. Изменение, базисное
2016 год 2017 год 2018 год натур, ЙД- а II
Расходы и а содержание аппарата управления, тыс. руб. 1 560 1 430 1 050 -510 -32,7
Численность работников управления, чел. 3 3 3 0 0
"Удельный вес работников управления 15,8 16,7 20 +4,2 -26,6
Количество работников аппарата управления, имеющих высшее образование 1 1 1 0 0
Удельный вес рабочих [водителей) 84,2 83,3 80 -4,2 -5
Стоимость основных средств, используемых для управления, тыс. руб. 22 103 68 +46 -209,1
Расходы научно-технические средства, тыс. руб. 18,5 21,2 22,3 -3,8 -20,6
Доля денеллых поощрений н выплат за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия 11 7 0 -11 -100
Удельный вес премий рабочих [водителей) в фонде оплаты труда, % 10 6 3 -7 -70
Повышение квалификации водителей - - - - -
Повышение квалификации руководителей и ИТР - - - - -
Доля фонда оплаты труда в выручке, % 75 51,7 83,8 -8,8 -11,8
Показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера. Рассмотрим формирование финансовых результатов предприятии за 2016-2018 годы (см. табл. 1.7).
Таблица 1.7
Анализ уровня управления хозяйственной деятельностью ООО «Автоаранзнн»
Показатель Значение показателя, тыс. руб. Изменение, базисное
2016 год 2017 год 2018 год натур, ед. = %
Выручка 2 080 2 767 1 253 -827 -39,8
Расходы по обычной деятельности 1 813 2 395 1 226 -587 -32,45
При быль (убыток) от продаж 267 372 27 -240 -89,9
Чистая прибыль (убыток) 295 314 11 -284 -96,3
Рентабельность продаж 11,6 13,4 2,2 -9,4 -587,5
Общая рентабельность 9,9 11,3 0,9 -9,0 -90,9
Рентабельность активов (норна — более 8%) 30,7 29,7 1,3 -29,4 -95,8
Оборачиваемость оборотных средств, дней 114 131 230 -216 -189,5
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 3,20 2,79 1,59 -1,61 -50,4
Из таблицы 1.7 видно, что снижение выручки в течение анализируемого периода составило 827 тыс. руб. Финансовый результат от продаж за 3 года снизился на 240 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия также снижалась, в целом за анализируемый период снижение составило 284 тыс. руб. Максимальный размер чистой прибыли был в 2017 году - 314 тыс. руб., к 2018 году ее размер снизился до 11 тыс.руб. Динамика финансовых результатов предприятия представлена на рисунке 1.5.
Рентабельность продаж в 2018 году составила 2,2 %, что говорит о том, что 1 рубль выручки приходилось только 2,2 копейки прибыли. Показатель резко снизился за период с 2016 года (11,6%). Аналогичную тенденцию демонстрирует и показатель общей рентабельности. За 2018 год рентабельность активов равнялась 1,3 %, что на 95,8 % меньше значения рентабельности активов за период с 2016 года. В течение проанализированного периода можно наблюдать как позитивные значения рентабельности активов (в 2016 и 2017 годах), так и значения, не соответствующие норме (8 % для данной отрасли).
На рисунке 1.6 представлено изменение показателей рентабельности ООО «Автотранзит» за 2016-2018 годы.
2016 год 20 Г год 2015 год
И Рентальность продаж Ш Общая рентабельность
□ Рет абельносгь активов
Рнс. 1.6. Показатели рентабельности ООО «Автотранзнт»
Таким образом, по большинству показателей уровня организационно-технического развития ООО «Автотранзит» наметилась отрицательна динамика. У предприятия высокий уровень износа основных средств и высока доля морально устаревшего оборудования, а доля автомобилей, которые полностью выработали свой срок полезного использования, составляет 21 %. На предприятии довольно низкий уровень кооперации, в результате чего велика доля порожнего пробега автомобилей, что повлекло за собой и снижение показателя использования фонда рабочего времени. Чрезвычайно низкими являются расходы на научно-технические средства, не проводится обучение или повышение квалификации персонала предприятия. На предприятии крайне низкая доля стимулирующей части оплаты труда, что не мотивирует работников предприятия на повышение результативности своей деятельности. Несмотря на положительные финансовые результаты деятельности, предприятие имеет низкий уровень рентабельности. Подобные проблемы присущи многим малым предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере автоперевозок, что делает их
неконкурентоспособными на рынке автотранспортных услуг, приводит к повышению предпринимательских рисков и требует разработки предложений по их решению.
Список литературы
1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие /А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009. - 688 с.
2. Бычков, В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте: учебное пособие / В.П. Бычков. - 2-е изд., перераб. - Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2010. - 420 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142051 (дата обращения: 04.06.2020).
3. Туровец О.Г., Попов В.И., Родионов В.Б. Организация производства /О.Г. Туровец, В.И. Попов, В.Б. Родионов. - М: Экономика и финансы, 2000. - 452с.
4. Статистический ежегодник «Магаданская область - 2019 [Электронный ресурс] -Официальный сайт Управления федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу. - Режим доступа: https://habstat.gks.ru. - (дата обращения 01.06.2020).
5. Закон Магаданской области от 11 марта 2010 г. N 1241- ОЗ (ред. от 30.04.2014) «О стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года» (принят Магаданской областной Думой 19.02.2010) ». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.consultant.ru /regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW439;n=49931.
References
1. Alekseeva A.I. Kompleksnyj ekonomicheskij analiz hozyajstvennoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie /A.I. Alekseeva, YU.V. Vasil'ev, A.V. Maleeva, L.I. Ushvickij. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: KNORUS, 2009. - 688 s.
2. Bychkov, V.P. Predprinimatel'skaya deyatel'nost' na avtomobil'nom transporte: uchebnoe posobie / V.P. Bychkov. - 2-e izd., pererab. - Voronezh: Voronezhskaya gosudarstvennaya lesotekhnicheskaya akademiya, 2010. - 420 s. - Rezhim dostupa: po podpiske. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142051 (data obrashcheniya: 04.06.2020).
3. Turovec O.G., Popov V.I., Rodionov V.B. Organizaciya proizvodstva /O.G. Turovec, V.I. Popov, V.B. Rodionov. - M: Ekonomika i finansy, 2000. - 452s.
4. Statisticheskij ezhegodnik «Magadanskaya oblast' - 2019 [Elektronnyj resurs] - Oficial'nyj sajt Upravleniya federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Habarovskomu krayu,
Magadanskoj oblasti, Evrejskoj avtonomnoj oblasti i CHukotskomu avtonomnomu okrugu. -Rezhim dostupa: https://habstat.gks.ru. - (data obrashcheniya 01.06.2020). 5. Zakon Magadanskoj oblasti ot 11 marta 2010 g. N 1241- OZ (red. ot 30.04.2014) «О strategii social'nogo i ekonomicheskogo razvitiya Magadanskoj oblasti ш period do 2025 goda» (prinyat Magadanskoj oblastnoj Dumoj 19.02.2010) ». [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru /regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW439;n=49931.