экономию, такие инвестиционные факторы как: развитость инфраструктуры; интеллектуальный и профессиональный потенциал населения; научно-технические комплексы, которые способны привлечь приток инвестиций, находятся на низком, недостаточном для полноценного развития уровне [6]. С другой стороны, тяжелые климатические условия, высокие логистические издержки, отток населения. Все вышеперечисленные факторы снижают количество потенциальных инвесторов, так как инвестиционные риски при реализации РИП находятся на очень высоком уровне.
Проведенный анализ данных Министерства финансов РФ и ФНС РФ за период 20162018 гг. свидетельствует о том, что объем выпадающих доходов бюджета растет более стремительными темпами, чем объем инвестиций (таблица 3). Таблица 3 - Анализ налоговых расходов бюджета ДФО от предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, в т.ч. участникам
Р1ГП [14]
Показатель 2016 2017 2018
Выпадающие доходы бюджета субъаста по налогу на прибыль. тыс. руб. 501 441.00 1 298 037,00 3 218 266,34
Темп р о ста, % - 258,86 247,93
Выпадающие доходы бюджета субъата по на лоту на имуще ство. тыс. руб. 409 656,00 628 601,00 995 422,00
Темп р о ста, % - 153,43 158,36
Сумма выпадающих дох о доб. тыс. руб. 911 127,00 1 926 638,00 4 213 688,34
Темп ро ста, % - 211,46 218,71
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб. 985 160 000 1 217360 000 1 394 500 000
Темп ро ста, % 97,1 123,6 114,5
При сопоставлении темпов роста налоговых расходов бюджета от предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков, в число которых входят участники региональных инвестиционных проектов, можно увидеть, что темпы роста налоговых расходов почти в 2 раза превышают темпы роста объемов инвестиций в основной капитал в Дальневосточном федеральном округе. Исходя из этого, можно сделать вывод, что используемые инструменты налогового стимулирования при реализации РИП не имеют должного эффекта.
Таким образом, для полноценного запуска механизма притока частных инвестиций необходимо выстроить первоначальную инфраструктурную базу, развитие которой в дальнейшем будет обеспечиваться ростом производства в регионе. На наш взгляд,
наиболее эффективным вариантом является применение прямых бюджетных трансфертов, при условии обеспечения должного уровня контроля расходования средств. После формирования первоначальной инфраструктурной базы для инвесторов, действенность института РИП и эффективность от предоставляемых налоговых льгот может возрасти в разы. Данный вывод также основан на опыте успешной реализации РИП на территории других субъектов РФ с более развитой инфраструктурой.
Альтернативным инструментом стимулирования инвестиций является заключения специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК), предусматривающих особые условия ведения финансово-хозяйственной деятельности.
СПИК был введен Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 488 «О промышленной политике в РФ» (СПИК 1.0).
Под СПИК понимается соглашение, предусматривающее выполнение взаимных обязательств сторонами соглашения:
- Со стороны инвестора создание или технологическое обновление промышленного производства.
- Со стороны РФ или субъекта РФ - выполнение обязательств по стимулированию производства и предоставление льготных условий ведения деятельности инвестору.
Одним из основных инструментов, стимулирующих заключение СПИК являются налоговые льготы.
Согласно п. 1.14 ст. 284 НК РФ для участников СПИК ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%. В ст. 289.4 НК РФ указывается, что ставка по налогу на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъектов РФ, может быть снижена до 0% законом субъекта РФ. Таким образом, в зависимости от регионального законодательства, ставка налога на прибыль может быть снижена до 0% [2].
В пп. 6. п. 1 ст. 259.3 НК РФ для участников СПИК установлено право на применение повышающего коэффициента (не более двух) к норме амортизации основных средств, относящихся к первой - седьмой амортизационным группам. Однако стоит учитывать, что основное средство должно использоваться для производства продукции, предусмотренной СПИК.
Кроме этого, согласно п. 5 ст. 16 Закона № 488-ФЗ в течение всего периода действия инвестиционного контракта гарантируется неповышение уровня совокупной налоговой нагрузки на доходы участника СПИК.
По данным Минпромторга РФ за период с июня 2016 г. по август 2019 г. на федеральном уровне было заключено 45 СПИК на общую сумму около 808 млрд. руб. По данным Фонда развития промышленности, общий объем налоговых отчислений по подписанным СПИК составит 1 112 млрд. руб. Кроме этого, планируется создать более 24 тыс. рабочих мест [16]. Наибольшее количество специальных инвестиционных контрактов было заключено в машиностроении — 26, 14 из которых — в автомобилестроительной промышленности. Четыре контракта заключено в сфере металлообработки и металлургии, семь — в медбиофармацевтической промышленности (рисунок 4).
Химическая пр омьпиленно ;тъ
Метало о брпаб отка-' Метапурпш
Мецбиофарма
Машиностроение
0 2 4 6 8
■ ■ ■
Рисунох 4. Количество СПИК. заключенных с РФ. по отраслям
Наибольший объем инвестиций - 54,2% при помощи инструмента СПИК был привлечен в химическую промышленность — 437,7 млрд руб. (рисунок 5). В данной отрасли заключено восемь СПИК. Значимое место в структуре заключенных СПИК федерального уровня занимает автомобильная промышленность: общий объем инвестиций по заключенным СПИК составил 287,4 млрд руб. За период с 2016 по 2019 гг. почти все наиболее крупные компании автомобильной промышленности в России заключили СПИК с РФ, в том числе ООО «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус», ООО «Тойота Мотор», ООО «Фольксваген Груп Рус», ПАО «АВТОВАЗ» [16].
10
10 12
18.2
■ Машнно строение
■ Мецбнофарма
334,2
■ Метало о брпаботка/ Мпажурпп
■ Химическая
пр дшшкннсп
Рисунох 5. Совоктаный о оъем инвестиций по СП1Ж: заключенным с РФ 2016-2019 гг., млрд.
Таким образом, главным результатом использования СПИК 1.0 стало целевое привлечение инвестиций в отдельные отрасли промышленности и, как следствие, рост налоговых отчислений и формированием новых рабочих мест. Стремительный рост количества участников СПИК, рост доходов бюджета, повышение уровня занятости населения, все эти факторы свидетельствуют о высокой эффективности мер налогового стимулирования инвестиций в рамках СПИК.
С 13 августа 2019 г. вступили в силу поправки в Закон о промышленной политике, которыми был введен новый механизм СПИК («СПИК 2.0»). Правила СПИК 2.0 также содержатся в иных нормативно-правовых актах, в том числе НК РФ, Бюджетном кодексе РФ.
Главной особенностью СПИК 2.0 является нацеленность на развитие в РФ современных технологий, используемых в серийном производстве промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке.
Рассмотрим ключевые аспекты СПИК 2.0 и его отличия СПИК 1.0:
1. СПИК 2.0 - это всегда четырехсторонний договор между инвестором, РФ, субъектом РФ и муниципалитетом;
2. СПИК 2.0 предполагает наличие только одного инвестора;
3. Отменен минимальный порог инвестиций, что предполагает более широкое распространение данного инструмента;
4. Срок действия СПИК может составлять:
5. до 15 лет если сумма инвестиций менее 50 млрд руб.;
6. до 20 лет если сумма инвестиций превышает 50 млрд руб.
7. Участники СПИК получили возможность вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках СПИК, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, для применения льготной ставки по налогу на прибыль организаций.
В таблице 4 представлены меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности, которые гарантируются участнику СПИК 2.0 со стороны государства.
Таблица 4 - Анализ мер налогового стимулирования участников СШЖ 2.0
Льгота по налогу на прибыль 0% Федеральный закон от 02.08.2019 269-ФЗ
Кто может применять льготу по налога на прибыль (0%) Ранее-только инвесюры; Сейчас - инвесторы н привлеченные лнц^_
Условия применения льготы по налогу на прибыль организаций Выручка от реализации продукции СПИК составляет не менее 90% от всей налогооблагаемой базы, или Налогоплат е лыцик ведет р азд е льный учет
Условие применения федеральной льготы по налога на прибыль Существует региональный закон, вводящий региональную льготу по налогу на прибыль
Сроки применения льготы по налогу на прибыль В течение срока действия региональной льготы В теч е ние ср ока действия СПИК
Стабилизационная оговорка
Неприменение изменений в налоговом законодательстве, которые приводят к ухудшению положения налогоплат е лыцика Распространяется только на налоговые льготы, прямо указанные в тексте СПИК Не распространяется на НДС акцизы и социальные взносы
Льготы по региональным налогам
Региональные и местные власти могут предоставить участникам СПИК льготы по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам Регулируется региональным и местным законодательством
Тем не менее, несмотря на существенные изменения, существуют проблемы, которые необходимо урегулировать, чтобы инструмент СПИК заработал в полной мере.
В частности, одним из направлений развития СПИК является обеспечение возможности реализации контракта несколькими участниками-инвесторами. СПИК 2.0 не предусматривает участие привлеченных лиц в инвестиционном контракте, кроме инвестора. Однако предоставление права на участие нескольких лиц со стороны инвестора, а также предоставление мер поддержки со стороны государства, в том числе налоговых, могут оказать синергетический эффект при реализации инвестиционного проекта.
Согласно Правилам заключения СПИК возможна реализация проекта на территории нескольких субъектов РФ. В этом случае, участник СПИК может рассчитывать на
получение налоговых льгот, установленных законодательством нескольких субъектов РФ и муниципальных образований. Перспектива реализации инвестиционного проекта на территории нескольких субъектов РФ способствует развитию межрегиональных кластеров. Однако, при реализации СПИК на территории нескольких субъектов Федерации может возникнуть вопрос о разграничении налоговых и иных полномочий субъектов РФ, что на практике может стать причиной определённых трудностей. Поэтому данный вопрос также должен быть законодательно урегулирован более детально в целях минимизации рисков для участника СПИК.
Анализ практической реализации СПИК и инструментов налогового стимулирования инвестиций, применяемых в рамка данного режима, позволил сделать вывод, что СПИК является перспективным инструментом государственного стимулирования промышленности и роста объемов капиталовложений в основной капитал. Стремительные темпы роста участников СПИК свидетельствуют о привлекательности используемых инструментов налогового стимулирования. Также рост инвестиций участников СПИК, рост промышленности, обеспечивает увеличение объема налоговых поступлений в бюджет.
Дальнейшее совершенствование механизма СПИК позволит развивать высокотехнологичное производство, что крайне необходимо для обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках. Кроме этого, реализация СПИК позволит снизить сырьевую зависимость государства, а также обеспечит рост занятости населения страны. Поэтому на сегодняшний день, на наш взгляд, СПИК является одним из основных драйверов экономического роста РФ.
На сегодняшний день повышение объема инвестиций в основной капитал и технологическое обновление производства является первоочередной задачей для государства. Однако в ходе проведенного анализа современного состояния инвестиционной деятельности в РФ мы пришли к выводу, что темпы роста объема инвестиций довольно медленные, высокая доля оборудования устарела и нуждается в обновлении.
Проведенный анализ позволил сделать вывод, что ряд налоговых инструментов нуждается реформировании. В частности, инструменты амортизационной политики. Предлагается для повышения эффекта от амортизационной премии разработать систему, которая будет обеспечивать целевое расходование сумм налоговой экономии на обновление основных фондов. Применение нелинейного метода амортизации является мало востребованным инструментом, и значение для стимулирования инвестиций
незначительно. Таким образом, может быть рассмотрен вариант о ликвидации данного инструмента.
Анализ практики применения РИП для стимулирования притока инвестиций в Дальневосточный регион РФ показал его несостоятельность для развития промышленного производства. Это связано с низким уровнем развития различных инвестиционных факторов, в т.ч. инфраструктуры. При этом использование только налоговых инструментов стимулирования инвестиций не позволяет компенсировать существенный объем затрат компаний, что и снижает инвестиционную привлекательность региона. Потому требуется пересмотр и подбор более действенных инструментов. В частности, развитие базовой инфраструктуры за счет бюджетных трансфертов.
В ходе настоящего исследования дана характеристика и проведен анализ практики применения СПИК. На сегодняшний день данный инструмент является одним из наиболее результативных по объему привлеченных инвестиций, что свидетельствует о привлекательности налоговых стимулов, предоставляемых в рамках СПИК, для инвесторов, в том числе иностранных. В настоящее время институт СПИК подвержен значительным изменениям, большая часть из которых направлена на дальнейшее развитие и технологическую направленность данного инструмента. Тем не менее, существует ряд проблем и неточностей законодательства, которые требуется устранить для полноценного использование СПИК, но дальнейшее развитие институтов РИП и СПИК может стать ключевым драйвером развития экономики РФ.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) - URL: http://base.consultant.ru;
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020) - URL: http://base.consultant.ru;
3. Вотинов А. И., Елкина М. А., Никонов И. В. Детерминанты частных инвестиций в России: роль налога на прибыль // Экономический журнал ВШЭ. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru;
4. Гереев, Р.А. Особенности налогового стимулирования промышленного производства / Р.А. Гереев // Налоги и налогообложение. — 2018. URL: https://cyberleninka.ru;
5. Гончаренко Л. И., Вишневская Н. Г. Налоговое стимулирование инновационного развития промышленного производства на основе анализа передового зарубежного опыта // Экономика. Налоги. Право. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru;
6. Грундел Л. П. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов // сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2017. URL: https://elibrary.ru;
7. Евстафьева Ю.В. Опыт применения и совершенствования специального инвестиционного контракта // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 3. С. 152-167. URL: http://www.inesnet.ru;
8. Каратаева Г. Е. Формы и методы налогового стимулирования инновационной деятельности в регионах России. // Инновационное развитие экономики. Научно-консалтинговый центр, 2018. URL: https://elibrary.ru;
9. Мандрощенко О. В. Налоговая система и ее влияние на развитие инвестиционной деятельности. Статья // Финансы и кредит. - М.,2012. URL: https://cyberleninka.ru;
10. Мандрощенко О.В. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности: проблемы и пути их решения. Статья. //Экономический анализ: теория и практика. -М.,2014. URL: https://cyberleninka.ru;
11. Тихонова А. В. Применение специального инвестиционного контракта в условиях реализации политики импортозамещения // Экономика. Налоги. Право. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru
12. Цыганков Э. М. Проблемы и перспективы правовых форм осуществления и стимулирования инвестиционной деятельности // Статья - 2017. URL: http://www.ombudsmanbiz-irk.ru;
13. «Инвестиции в России 2019» - статистический сборник Федеральной службы государственной статистики - URL: https://gks.ru;
14. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (утв. Минфином России) - URL: http://base.consultant.ru;
15. Официальный сайт ФНС РФ. URL: https://www.nalog.ru;
16. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. URL: http://minpromtorg.gov.ru.
Разработка предложений по повышению уровня организационно-технического развития малого автотранспортного предприятия Development of proposals for increasing the level of organizational and technical development of a small motor vehicle enterprise
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
DOI 10.24411/2413-046X-2020-10395 Карташова Наталья Александровна,
старший преподаватель кафедры менеджмента, Институт цифровых технологий и экономики, ФГБОУ ВО «Северо-восточный государственный университет», РФ, Магаданская область, г. Магадан, E-mail: [email protected]
Kartashova Natalya Alexandrovna, Senior Lecturer, Department of Management, Institute of Digital Technology and economy FSBEI of HE "North-Eastern State University", Russian Federation, Magadan region, Magadan, E-mail: [email protected]
Аннотация. Автором статьи разработаны предложения по повышению уровня организационно-технического развития малого автотранспортного предприятия и проведено их экономическое обоснование. Обоснована необходимость создания информационно-логистической службы на предприятии как центра поиска заказов на перевозки и снижения уровня порожнего пробега автотранспортных средств. Разработаны предложения по применению технологического новшества, позволяющего достичь экономии расходов на горюче-смазочные материалы, что является чрезвычайно актуальным для автотранспортных предприятий Магаданской области. Проведена оценка экономической эффективности предложений и сделаны выводы об их положительном влиянии на показатели уровня организационно-технического развития предприятия. Summary. The author of the article developed proposals to improve the organizational and technical development of a small motor transport enterprise and carried out their economic feasibility. The necessity of creating an information and logistics service at the enterprise as a center for searching transportation orders and reducing the level of empty mileage of vehicles is justified. Proposals have been developed on the application of technological innovation, which
allows to achieve cost savings on fuels and lubricants, which is extremely relevant for motor transport enterprises of the Magadan region. The economic efficiency of the proposals was evaluated and conclusions were drawn about their positive impact on the indicators of the level of organizational and technical development of the enterprise.
Ключевые слова: организационно-технический уровень развития, малое автотранспортное предприятие, информационно-логистическая служба. Keywords: organizational and technical level of development, a small motor transport enterprise, information and logistics service.
Региональный рынок автомобильных перевозок Магаданскщй области характеризуется преобладанием на нем крупных и средних автотранспортных предприятий, на долю которых приходится до 95,5 % всего объема перевозок [1]. Существующая на региональном рынке автоперевозок конкуренция со стороны крупных и средних предприятий, а также отсутствие необходимого уровня кооперации предприятий автотранспортной отрасли приводит к тому, что малые предприятия-перевозчики испытывают недостаток клиентов и заказчиков, что влечет за собой длительные простои транспортных средств и их неэффективное использование. Анализ показателей уровня организационно-технического развития ООО «Автотранзит», одного из малых автотранспортных предприятий Магаданской области, показал, что фактический фонд рабочего времени автомобилей предприятия составляет за период 2016 -2018 годы от 201 до 179 дней, или от 81,4 % до 72,5 %, и, соответственно, количество дней простоя велико и составляет от 18,6 % до 27,5 %. Результаты анализа уровня организации производства позволяют сделать вывод, что у предприятия довольно большая доля порожнего пробега автомобилей: от 41 % до 46 %, и с годами наблюдается отрицательный тренд (рис. 1.1).
100 -I
30
so
40
20 О
8L4 __■_____ 75J 72.5
------■— ------
41 42 46
1 1 1
с. 1=
2016 год 2017 год 2013 год
- Коэффициент использования фонда рабочего времени ■ Доля порожнего пробега автомобилей
Рис. 1.1. Показатели уровня организации производства ООО «Автотранзит»
Такая ситуация определяется тем, что основные грузы, которые перевозит ООО «Автотранизит» - каменный уголь из областного центра в поселки Магаданской области по федеральной трассе «Колыма». При этом на предприятия отсутствуют механизмы попутной загрузки, в результате чего автомобили совершают обратный пробег порожними. Решить подобного рода проблему возможно путем создания на предприятии информационно-логистической службы (далее - ИЛС), которая будет выступать в роли инструмента для поиска заказов на грузоперевозки. Предприятие сможет совмещать транспортные и информационные функции, при этом служба может оказывать информационные услуги также и другим участникам рынка перевозок, играя роль информационно-логистического центра. Основной перечень функций, которые может выполнять служба:
- поиск перевозчика в режиме прямого доступа (он-лайн) к базам данных ИЛС или получения информации по запросам (оф-лайн);
- подача заявки на перевозку (в режимах он-лайн и оф-лайн);
- организация попутной загрузки;
- составление агентских договоров и договоров информационного обслуживания перевозчиков;
- организация продвижения товаров через таможенные пункты Особой экономической зоны «Магадан»;
- информационное сопровождение грузов;
- предоставление информации о состоянии перевалов, дорог, мостов, переправ, объездных путей;
- информационно-компьютерная поддержка финансовых расчетов за все виды услуг.
Все отношения между ИЛС и участниками перевозочной деятельности должны иметь под собой договорную основу, поэтому между службой и грузовладельцами заключается договор организации перевозок, а отношения центра и перевозчиков должны быть оформлены с помощью агентского договора.
Для выполнения задач, возложенных на ИЛС, необходимо внести в организационную структуру и штатное расписание ООО «Автотранзит» необходимые изменения. Численность сотрудников ИЛС составит 3 штатные единицы. С ростом объемов перевозок в последующих годах возможно увеличение штата (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Штатное расписание информационно-логистической службы ООО «Автотранзит»
№ п.'п Наименование должности Количество штатных единиц
1 Начальник информационно-логистической службы 1
2 Оператор(2 человекапо 0:5 ставки) 1
3 Специалист по информационными телекоммуникационным технологиям 1
Итого 3
Создание информационно-логистической службы потребует дополнительных единовременных и текущих расходов. Единовременные расходы связаны с необходимостью оборудования трех рабочих мест, приобретения компьютерной техники и программного обеспечения. Кроме единовременных затрат, необходимо учесть и текущие затраты: амортизацию оборудования, заработную плату персонала информационно-логистической службы (с отчислениями на социальное страхование), оплату интернет-трафика.
Смета единовременных и текущих расходов, связанных с созданием информационно-логистической службы, приведена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Смета единовременных и текущих затрат на создание информационно-логистической службы в ООО «Автотранзит»
Единица затрат Сумма, руб.
Единовременные затраты:
Расходы на оборудование рабочих мест (3 места) 80 ООО
Расходы по приобретению компьютерной техники и программного обеспечения (3 шт.) 120 000
Итого единовременных затрат: 200 ООО
Текущие затраты (в год)
Амортизация оборудования 40 000
Расходы на оплату труда (с отчислениями в государственные внебюджетные фонды) 1 884 960
Оплата интернет-трафика 24 000
Итого текущих затрат (в год) 1 948 960
Таким образом, деятельность информационно-логистической службы будет направлена на обеспечение рационального движения материальных потоков от грузоотправителя к грузополучателю, взаимодействие грузовладельцев и грузоперевозчиков для согласованности их действий, поиск информации о попутном (обратном) грузе и, следовательно, на снижение объемов порожних пробегов. Так, предприятие сможет снизить количество порожних пробегов автомобилей с 46% до 1015%, а также увеличить доход предприятия за счет увеличения количества заказов, что должно принести дополнительно до 5 000 000 руб. дохода в год.
При проведении анализа научно-технического уровня производства в ООО «Автотранзит» было выявлено, что фактический расход горюче-смазочных материалов автомобильного парка предприятия больше расчетной потребности в ГСМ автомобилей подобного класса в среднем на 9,7-18 %. Основная причина повышенного расхода топлива - сложный рельеф местности в Магаданской области, характеризующийся наличием большого количества перевалов, затяжных подъемов, труднопроходимых мест, а также неудовлетворительное состояние дорожного покрытия (удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием составляет на окончание 2018 года всего 15,1%) [1] ввиду большого перепада температур в течение суток, наличия участков вечной и многолетней мерзлоты.
Поэтому для повышения научно-технического уровня предприятия разработаны предложения по оснащению автотранспортных средств предприятия водородными генераторами - современными приборами, которые заставляют гореть углеводороды на 30-40 %, а в некоторых случаях и на 70% экономичнее [2]. Экономя при этом топливо на 20-30 % и обеспечивая прибавку мощности двигатели на 30-40 %. Кроме того, обеспечивает увеличение срока службы и ресурса двигателя в 2 раза, что позволяет увеличить промежутки между капитальным ремонтом двигателя, значительно сокращаются расходы на техническое обслуживание и ремонт, снижаются вредные выбросы токсичных веществ в атмосферу до нормы Евро-5 и выше, особенно в дизельных двигателях, в результате чего повышается экологичность автотранспорта.
Было проведено экономическое обоснование применения этой технологической инновации в ООО «Автотранзит». Смета единовременных и текущих затрат на оснащение автотранспортных средств ООО «Автотранизт» водородными генераторами Quadro 10.0V M-Eco приведена в таблице 1.3
Таблица 1.3
Смета единовременных и текущих затрат на оснащение автотранспортных средств ООО «Автотранизт» водородными генераторами Quadro 10.0V М-Есо
Единица затрат С^мма, руо.
Единовременные затраты
Стоимость генераторов Quadro 10.0V М-Есо (12 шт.), руо. 1 140 ООО
Услуги по до ставке, руо. 5 ООО
Расходы по монтажу, руо. 55 ООО
Итого: 1 200 ООО
Текущие затраты
Амортизация оборудования 240 ООО
Расходные материалы (приобретение катализатора для приготовления электролита) 5 ООО
Итого (в год): 245 ООО
В результате внедрения этого технологического новшества предприятие будет иметь возможность при небольших единовременных затратах достичь существенного сокращения расходов на дизельное топливо. Так, по данным предприятия, фактический расход дизельного топлива у автомобилей предприятия составляет 36,9 л./100км. При использовании водородных генераторов расход топлива сократится на 30% в среднем, т. е. 11,1 л./100км. При цене дизельного топлива в г. Магадане на уровне руб. 43 руб./л., а в районах области - 55 руб./л. (среднее - 50 руб./л.) [3] и пробеге автомобилей предприятия за год 98 500 км. экономия составит 550 000 руб. в год.
Исходя из имеющихся данных по доходам и расходам, связанным с созданием на предприятии информационно-логистического центра и оснащения автотранспортных средств водородными генераторами, были смоделированы денежные потоки по инвестиционному проекту в рамках расчетного периода, принятого равным 5 годам исходя из срока полезного использования оборудования [4].
Поскольку предприятие не располагает достаточным объемом собственных средств, то основным источником финансирования проекта оснащения транспортных средств водородными генераторами составляет кредитование. Расходы по выплате процентных платежей учтены при моделировании денежных потоков по проекту.
В процессе моделирования денежных потоков было учтено изменение стоимости денег во времени путем процедуры дисконтирования денежных потоков. Базовая ставка
дисконтирования принята равной 18 %, и в нее вошли такие составляющие, как цена капитала (очищенная от инфляции), уровень премии за риск, текущий уровень инфляции. Коэффициент дисконтирования определяется по формуле (1) [5, с. 69]:
1
где 1 - расчетный период; Е - норма дисконта, доли единицы.
В таблице 3.9 приведены расчеты текущей стоимости проекта с учетом дисконтирования .
Таблина 1.4
Д^нгжжы? погрей по про илу. тьк. руЗ.
Параметры лрлэга Гад Суыиэ
2020 2021 2022 2423 2424 2425
Дахлды нифсрмацвоол- л-агкгткч^гын сдта&ы - 5440040 5440 044 5 044444 5 004444 5 000 004 -
2} лниаынчвсшй эооэа наишыоеашл задараднык - 550 004 550 004 550 ООО 554044 554040 -
Шага доиды: - 5 550 ом 5 550 044 5 550044 5 554444 5 550 004 27 "50 044
Еджнн^еыежные заар-зж: 1) щш г-ззДШНЕ нх-ирмаднн:-::- дагнгтлч^эан слтаБы 200030 - - - - - -
2)Л}]Н иашдзоск за дзр адкынк тзкрггар^як 1 2(0 (НЮ - - - - - -
Итога затрат 1 «0 440 - - - - - 1400044
Тжире рапгдз: 1)(ганиданн1 нлфарнацияяла-лагкгткч^гый СЛУЖБЫ - 1 337 044 1 ££7 044 1 В£7 444 1 £87444 1££7 044 -
2)ат ИШШШН1Н зад-зрадны - 245 00« 245004 2-5 044 245 004 245 040 -
3) та ЦВДНПу - 216 040 172 £04 129 604 36 400 43 200 -
I] 7-3 га тззлщи зэтр-эт - 2 ООО 2 304 £04 2 261 600 2123404 2 0£5 204 11 12£ 044
Читт^й длх-ад -1 «0 ом 3 152 440 3 195 204 3 233400 3 3 7 1 600 3 414 344 14 972 440
Чистый даид кар!-—аощнй -1 «0 ом 1 "52 044 4 947 204 3 185 «04 1155"204 14 9^2 444 -
Каэффкцкзп днппнтарвино 1 и г- 0,44 4,41 0,36 0Д8 -
Тжтцаа Егазсыпъ -1 4«) «В 2 44Л 1*1 1 Ч-Ч. 1 313 МИЛ 1 (лш* » :" 1 .--1
Тз^тдаа Егазсыпъ (Барапаяиюа) -14Ш901 1 ОТ А; 3 Д "
Расчет эффективности проекта проведен на основе «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых в виде капитальных вложений, и их отбору для финансирования» [6].
Проведенная оценка эффективности предложений показала, что период окупаемости проекта составит 0,57 года, после которого будет приносить доход, величина которого составит 6 677 271,51 руб. (с учетом дисконта) за расчетный период проекта, что говорит о его экономической эффективности. Индекс доходности для данного проекта равен 5,77,. Так как индекс доходности больше 1, то можно сделать вывод, что проект является инвестиционно привлекательным. Рентабельность проекта составляет 76,2 %. Положительное значение показателя рентабельность проекта говорит о его экономической эффективности и целесообразности его реализации.
При этом реализация предложений повлечет за собой и повышение показателей организационно-технического уровня предприятия (табл. 1.5).
Таблица 1.5
Показатели организационно -технического уровня развития ООО 'хАвт отр анзит»
Показатели Текущее значение Прогнозное значение
Научно -технический з'ровень производства
Транспортные средства.первоначальная стоимость, тыс. руб. 31 280 32 6Е0
Фонд о отдача., руо --'руо. 0,04 0,21
Удельный вес современного (з л ектронного, с автоматическим управлением) об оруд ования. проценты 0,4 0,6
Ра сходы научно-технические ср ед ства, тыс. руб. - 1 200
Уровень организации производетва и труда
Доля порожнего пробега автомобилей, °/о 46 10
Среднее пис оч ная ч ис л енно сть р аб ошикав, чел.. 15 18
Численностьрабочих вспомогательных производств (диспетчерская служб а, р емонтные мастерские) - 3
Использование фонда рабочего времени на 1 водителя 92,8
Коэффициент загрузки оборудования (транспортных средств) 0,54 0,90
Пр оизво дит е льгао сть труда, руб. чел: 83,5 375,17
Уровень -вправления хозяйственной деятельностью
Стоимо сть о сно вныч ср едств, испо льзу емых для ■управления, тыс. руб. 68 268
Выручка.тыс. руб. 1 253 6 753
Ра сходы по обычным вид ам деят ельгао сти. тыс. руб _ 1 226 3 358
Прибыль (убыток) от продаж,тыс. руб. 27 3 395
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. И 3 379
Рента б е льгао сть пр о даж, пр оце нты 2:2 503
Общая рентабельно сть. проценты 0,9 50 Д
Из таблицы 1.5 видно, что в результате внедрения высокоэффективных транспортно-логистических технологий с использованием телекоммуникационного обеспечения
перевозок, а также использования технологических инноваций, повысятся показатели уровня организационно-технического развития предприятия. Так, ожидается, что фондоотдача основных средств возрастет с 4 до 21 копейки на рубль выручки, удельный вес современного (электронного, с автоматическим управлением) оборудования возрастет с 0,4 до 0,6 %, доля порожнего пробега автомобилей сократится с 46 % до 10 %, что приведет к росту использования фонда рабочего времени с 72,5 % до 92,8 %. Коэффициент загрузки оборудования (транспортных средств) увеличится с 0,54 до 0,9. Также положительная динамика ожидается в отношении производительности труда - рост с 83,5 руб./чел. до 375,17 руб./чел. Также улучшатся и финансовые результаты: рост выручки с 1 253 тыс. руб. до 6 753 тыс. руб., а чистой прибыли с 11 тыс. руб. до 3 379 тыс. руб., рост демонстрируют и показатели рентабельности.
Таким образом, повышение уровня организационно-технического развития предприятия за
счет рациональной организации перевозок с минимизацией транспортно-логистических издержек, а также применения инновационных технологий, позволяющих повысить эффективность эксплуатации автотранспортных средств, позволит предприятию получать дополнительную прибыль, расширить свою долю на региональном рынке автоперевозок, а также способствовать развитию прибыльного и конкурентоспособного бизнеса в будущем.
Список литературы
1. Статистический ежегодник «Магаданская область - 2019 [Электронный ресурс] -Официальный сайт Управления федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу. - Режим доступа: https://habstat.gks.ru. - (дата обращения 01.06.2020).
2. Водородные генераторы ННО нового поколения. Водородный генератор ННО от М-Eco и не только. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m-club.ru. - (дата обращения 01.06.2020).
3. Цены на автомобильное топливо в городе Магадане. Портал «Автомагадан». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://am49.ru. - (дата обращения 01.06.2020).
4. «Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-2014 (СНС 2008): приказ Росстандарта № 2018-ст от 12 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184368/ - (дата обращения 04.06.2020).
5. Балдин, К.В. Управление инвестициями: учебник / К.В. Балдин, Е.Л. Макриденко,
0.И. Швайка ; под общ. ред. К.В. Балдина. - Москва : Дашков и К°, 2019. - 239 с. : ил. -(Учебные издания для бакалавров). - Режим доступа: по подписке. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573202 (дата обращения: 04.06.2020).
6. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для фининсирования № BK 477 от 21 июня 1999 г.: утв. Мин-вом экономики РФ, Мин-вом финансов РФ, Гос. ком-том РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28224/ - (дата обращения 04.06.2020).
References
1. Statisticheskij ezhegodnik «Magadanskaya oblast' - 2019 [Elektronnyj resurs] - Oficial'nyj sajt Upravleniya federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Habarovskomu krayu, Magadanskoj oblasti, Evrejskoj avtonomnoj oblasti i CHukotskomu avtonomnomu okrugu. -Rezhim dostupa: https://habstat.gks.ru. - (data obrashcheniya 01.06.2020).
2. Vodorodnye generatory NNO novogo pokoleniya. Vodorodnyj generator NNO ot M-Eco i ne tol'ko. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://m-club.ru. - (data obrashcheniya 01.06.2020).
3. Ceny na avtomobil'noe toplivo v gorode Magadane. Portal «Avtomagadan». [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://am49.ru. - (data obrashcheniya 01.06.2020).
4. «Obshcherossijskij klassifikator osnovnyh fondov» OK 013-2014 (SNS 2008): prikaz Rosstandarta № 2018-st ot 12 dekabrya 2014 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184368/ - (data obrashcheniya 04.06.2020).
5. Baldin, K.V. Upravlenie investiciyami: uchebnik / K.V. Baldin, E.L. Makridenko, O.I. SHvajka ; pod obshch. red. K.V. Baldina. - Moskva : Dashkov i K°, 2019. - 239 s. : il. -(Uchebnye izdaniya dlya bakalavrov). - Rezhim dostupa: po podpiske. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573202 (data obrashcheniya: 04.06.2020).
6. Metodicheskie rekomendacii po ocenke effektivnosti investicionnyh proektov № BK 477 ot 21 iyunya 1999 g.: utv. Min-vom ekonomiki RF, Min-vom finansov RF, Gos. kom-tom RF po stroitel'noj, arhitekturnoj i zhilishchnoj politike [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28224/ - (data obrashcheniya 04.06.2020).
Развитие системы теплоснабжения как показатель реализации социальной
инфраструктуры
Development of a heat supply system as an indicator of implementation of social
infrastructure
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 332.01 DOI 10.24411/2413-046X-2020-10398
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Омской
области в рамках научного проекта «Исследование системы показателей уровня и качества жизни сельского населения, позволяющей оценивать результаты социального развития сельских территорий Омской области» № 18-410-550024 р_а Ремизова Анна Александровна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет» (Омский ГАУ)
Remizova A., аа. remizova@omgau. org
Аннотация. Оценка эффективности развития социальной инфраструктуры, как элемента реализации социальной политики, предполагает оценку наличия и развития протяженности центрального отопления и горячего водоснабжения в муниципальных образованиях Омской области. В статье приведен анализ динамики протяженности тепловых сетей, а также наличие (отсутствие) всех водяных тепловых сетей (с учетом сетей горячего водоснабжения)в сельских поселениях региона. По итогам проведенного анализа в соответствии с разработанной методикой сформирован рейтинг муниципальных районов Омской области по наличию центрального теплоснабжения в сельских поселениях и обоснован вывод о необходимости проведения исследований с целью реализации планов и программ социально-экономического развития муниципальных районов Омской области.
Summery. Assessing the effectiveness of the development of social infrastructure, as an element of the implementation of social policy, involves assessing the availability and development of
the length of central heating and hot water supply in municipalities of the Omsk region. The article provides an analysis of the dynamics of the length of heating networks, as well as the presence (absence) of all water heating networks (taking into account hot water networks) in rural settlements of the region. Based on the results of the analysis, in accordance with the developed methodology, a rating of the municipal districts of the Omsk region based on the availability of central heat supply in rural settlements is formed and the conclusion is substantiated on the need for research to implement plans and programs for the socio-economic development of the municipal districts of the Omsk region.
Ключевые слова: центральное теплоснабжние, сельские поселения, качество жизни, протяженность тепловой и паровой сети, сельское население, социальная инфраструктура. Key words: central heat supply, rural settlements, quality of life, length of heat and steam network, rural population, social infrastructure.
Одним из показателей устойчивого развития сельских территорий является состояние их социальной инфраструктуры. Соответственно целью государственного регулирования является обеспечение оптимальном состоянии и доступность необходимых элементов социального обеспечения сельских жителей [ 1].
Одной из задач, указанной в государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", является повышение качества жизни сельского населения Омской области, развитие социальной и инженерной инфраструктуры села. Поэтому к одной из наиболее значимых проблем развития сельских территорий, требующим решения в ближайшие годы, является недостаточный уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий [2].
Одним из направлений, указанных в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года является рост качества жизни сельского населения. В документе отмечается, что благоустроенность сельского жилого фонда улучшается, но все еще отстает от городского уровня. Соответственно одной из целей государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий является создание благоприятных социально-экономических условий. В рамках данной цели проводятся мероприятия, направленные на совершенствование социальной инфраструктуры, повышение доступности социальных услуг, совершенствование жилищной и инженерно-коммунальной инфраструктуры[3].
Инженерная инфраструктура сельских территорий включает в себя различные объекты, обеспечивающие предприятия агропромышленного комплекса и сельских
жителей транспортной инфраструктурой, системами электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения и т.д. [4]. Также важную роль в непроизводственной социальной инфраструктуре играет состояние жилищно-коммунального комплекса [5]. Необходимо учитывать, что на развитие социальной инфраструктуры оказывают влияние сложившийся уклад жизни местного населения, традиции, обычаи, бытовые навыки [6]. В соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года для реализации утвержденных задам разработаны мероприятия развития инженерной инфраструктуры и определены индикаторы их достижения (рис. 1).
Развитие социальной инфраструктуры в сельских территориях позволяет сформировать условия, необходимые для эффективного сельскохозяйственного производства, что в свою очередь позволит обеспечить доступность для жителей сельских территорий бытовых услуг, а также рост качества получаемых услуг[7].
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года в регионе длительное время сохраняется низкий уровень обеспеченности жилищного фонда коммунальной инфраструктурой. Обеспеченность отоплением ниже среднероссийского уровня и среднего уровня по Сибирскому федеральному округу. При пониженной обеспеченности коммунальной инфраструктурой тарифы на предоставляемые услуги превышают средний уровень по России. Правительство региона отмечает, что возможности развития сектора жилищно-коммунального хозяйства, прежде всего, связаны с модернизацией существующих мощностей и вводом новых объектов [8].
По данным губернатора региона основными проблемами, требующими решения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являются обеспечение населения области качественной питьевой водой, стабильным теплоснабжением, снижение тарифов на предоставляемые коммунальные услуги. Поэтому одним из направлений работы остаются закрытие неэффективных котельных, в том числе с переводом населения на альтернативное индивидуальное теплоснабжение и сокращением тепловых сетей, реконструкция котельных с приведением мощности в соответствие подключенной нагрузкой и применением современного энергоэффективного оборудования [9].
В соответствии с показателями Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года одним из показателей развития жилищно-коммунального хозяйства является увеличение доли площади жилищного фонда Омской области, оборудованной одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, газом или электроплитами в 2025 году - до 55,1%.
При разработке сотрудниками Омского ГАУ системы показателей уровня и качества жизни сельского населения, позволяющей оценивать результаты социального развития сельских территорий Омской области, наличие и протяженность сетей центрального отопления и горячего водоснабжения учитывается при формировании рейтинга сельских поселений в рамках социальной обеспеченности. При ранжировании сельских поселений учитывается не только динамика протяженности тепловых сетей, но и количество населенных пунктов, в которых отсутствует центральное теплоснабжение [10].
При формировании рейтинга сельских поселений Омской областипроведен анализ динамики протяженности тепловых и паровых сетей. В том случае, если в поселении / районе отсутствует центральное теплоснабжение, то ему присваивается минус один балл, если протяженность тепловых сетей не меняется, то один балл, при положительной динамике два балла. В том случае, если отмечается снижение протяженности сети, поселению присваивается ноль баллов. В ходе исследования был сформирован рейтинг
сельских поселений по показателю «Наличие центрального теплоснабжения», который представлен в табл 1.
Таблица 1 - Рейтинг муниципальных районов Омской области по
наличию центрального тепло снабжения в сельских поселениях
Наличие и ентральн ого о гопления 1С оличество баллов Мтаинипальный район
Уе ели чение протяженн о охи сети 2 Исилькульский. Калачинский
Стабильная ситуация 1 1'орькаЕСЕЖй, Москаленский, Муромцев ский, Нааываевский, Нижнеомский, Одесский, Оконешниковский, Русско-Полянский, Саргатский, СедельникоЕский. Тюкалинский. Устъ-Ишимский. Шер6ак5гльашй. Полтавский
Сшолени е протяженности сети 0 Азолский немецкий надиональиый. Большереченский. Большеуковский. Знаменский. Колосовский. Кормиловский. Крутанский. Люоинский. Марьяноеский. НоБОБаршаБский. Омский. Павлоградский. Таврический. Тарский. Тевризский, Черлакский
При формировании рейтинга районов, установлено, что в первую группу вошли только Исилькульский и Калачинский муниципальные районы Омской области. В четырнадцати районах региона отмечена положительная динамика протяженности тепловых / паровых сетей, поэтому им присвоен один балл и они вошли во вторую группу, в шестнадцати районах отмечается снижение протяженности тепловых сетей, соответственно они вошли в третью группу.
Таким образом можно сделать вывод, что мероприятия в данной сфере проводятся в Исилькульском (Баррикадское, Новорождественское, Первотаровское казачье поселения) и Калачинском районах (Глуховское, Ивановское, Куликовское, Сорочинское поселения). По данным правительства Омской области в 2018 г. в области приобретено теплотехническое оборудование для 58 котельных, оборудование водохозяйственного назначения для 14 насосных станций и скважин.
Также из таблицы видно, что ни одному муниципальному району Омской областине присвоен отрицательный балл, однако, в муниципальных образованиях есть населенные пункты без центрального теплоснабжения (табл. 2).
Таблица 2 - Перечень сельских поселений, в которых отсутствует центральное отопление
Мтаиципальныж район С ельасо е н о селени е
Лю 5ин сзсий Лю 5нн сзсо е
Марьян ое осий Степнинское
Мо спален осий Мо спален оно е
М^рода ев ский М^ромдевспое, Гуров схое
Нижн еомсхий X оршцко е
Ж ое ое аршав осий Ж ое ое аршав си о е
Оконешншсовоснй О-ь-п-нр-пт-и-ь-1-1 -яско е КреСШНС^Ое
С арг атскнй С аргатсно е
СедельняЕ.ОЕашй Бакинское. Голуоовсиое. Ев л ан тгьев сзсо е. Ельничное. Кух1рсьое, Рахозинское, Саратовское, Унарасое
Таросий Ишпег альско е
Тевризосий Тевризсыое
Черлаыэшй Иртьппсхо е
Также было установлено, что за анализируемый период протяженность сетей центрального отопления уменьшилась на 46601 метр, что отрицательно влияет на уровень жизни сельского населения (табл. 3).
Таблица 3- Динамика протяженности тепловых н паровых сетей е сельских поселениях Омской области ъ 2017—2013 11
К1 у ниципальный р эй он Наличие центрального теплоснабжения (протяженность тепловых и паровых сетей, этетр")
2017 г. 2013 г. Ло СОЛ ътно е отклонение {+/-)
Азовский ненецкий национальный 44300 39930 -4370
Б ольшер еченский 2473 2038 -140
Б олыпеуювсЕий 1 1300 1 1760 -10
Горьковский 17950 17950 0
Знаменский 16683 16600 -88
И силыл1 л ь с кий 5130 5237 57
Калачинсгатй 14522 15460 938
Коло С ОБСКИЙ 20300 19300 -500
К ормил ОБСКИЙ 9091 6600 -2491
Крутинс кий 5739 3935 -1804
Лю оинский 26481 25762 -719
Марьяновский 37745 32035 -5710
Мо скаленский 13092 13092 0
Мур о^це ес кий 3852 8852 0
Н а зываевский 13433 13433 0
Нижне оме кий 16100 16100 0
Н ОЕОБаршаБС кий 29666 29259 ^107
Од е с ский 15180 15180 0
Оконе шнико ес кий 5119 51 19 0
Осяский 163919 163551 -368
Па ел о гр ал ский 20320 17391 -2929
Полтавский 31506 31506 0
Руссжо -По лянс кий 26571 26571 0
Саргатский 5036 5036 0
С едельниковский 20263 20268 0
Таврич е с кий 39503 24047 -15456
Тар ский 17510 16060 -1450
Тевризский 3784 3778 -6
Тюхалинский 10500 10500 0
Усть-Ишияский 16900 16900 0
Черлакский 3943 2 28614 -10818
III е р о а XVль с кий 23963 23963 0
Как видно из вышеприведенной таблицы, наибольшее снижение отмечено в Таврическом и Черлакском муниципальных районах. За анализируемый период протяженность тепловых и паровых сетей в Таврическом районе уменьшилось на 15456 метров, в Черлакском - на 10818 метра. Данная динамика в разрезе сельских поселений представлена на рис. 2 и 3.
При анализе динамики протяженности тепловых и паровых сетей установлено, чтоЛюбинский, Омский, Тевризский, Знаменский и Большеуковский районы вошли во вторую группу, так как у каждого района в одном поселении отмечена отрицательная динамика данного показателя. В Большеуковском районе снижение протяженности произошло в Большеуковском поселении на 40 метров, в Знаменском поселении на 88 метра, в Центрально-Любинском на 719 метров, Ачаирском поселении Омского района на 368 метров в Ермиловском поселении Тевризского района - на 6 метров.
Также сформирован рейтинг сельских поселений Омской области по данному показателю, который представлен на рис. 4.
1
] р, 1 § 1 л О 1 М 1 15 2 с £ -3 1 £ \ ,1 3 1Й 1 5 3 1 Я — — 1 & 1 | н 11Г р ° о 1 в Г $ у 5 « « 1 э з ч £ 3 д ГОо 1 'ё Я а! 3 3 ? ч а 1 балла 5 1 1 % 1 ; Ё -= „ ~ О а 5 В о ¡111« I 1е^ 1 | 5 к 5 = - 8 ¡а 8 - в - в Д. ■ 1 балл 1 С баллсЕ ■ -1 балл 5 | '5 Ч 1 о 2 о о о 3 Н 3 з з 3 1 а & 1 6 1 н & а § | £ \ '1 1 ¡111 I I 1 | = Ё |
Рисунок 4. Рейтинг сельских поселений Омской области по показателю «Наличие центрального теплоснабжения»
В соответствии с полученными данными, в группу лидеров по эффективности реализации мероприятий, направленных на улучшение теплоснабжения, вошли три сельских поселения Исилькульского района, четыре поселения Калачинского района, два поселения Черлакского района, а также Любомировское сельское поселение Таврического муниципального района. В данных сельских поселениях присутствует центральное теплоснабжение, а также отмечается положительная динамика протяженности тепловых и паровых сетей. В 266 сельских поселениях Омской области протяженность тепловых и паровых сетей по сравнению с 2017 г. Осталась на прежнем уровне, в 44 поселениях отмечается снижение данного показателя. В 19 сельских поселениях отсутствуют центральное отопление, поэтому данным поселениям присвоен минус один балл.
Предложенная методика позволяет выявлять происходящие изменения в развитии социальной инфраструктуры сельской территории, что способствует принятию оперативных и своевременных управленческих решений для достижения установленных индикаторов развития социальной инфраструктуры. Полученные результаты можно применять при разработке мероприятий, направленных на нивелирование негативных процессов в социальной сфере, что будет способствовать росту качества жизни сельского населения.
Список литературы
1. Большакова Ю.А. Факторы и показатели устойчивого развития социальной инфраструктуры сельских территорий // Вестник НГИЭИ. 2015. - № 11(54). -С. 15-21
2. "Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия Омской области" [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 252-п(с изменениями на 29 апреля 2020 года) -Режим доступа: ЭПС КонсультантПлюс
3. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февр. 2015 г. № 151-р (в ред. от 13 янв. 2017 г.). - Режим доступа: ЭПС КонсультантПлюс
4. Иванов В.А. Особенности и направления развития села и экономики сельской территории северного региона // Проблемы развития территории. 2019. - № 4 (102). - С. 55-71
5. Коваленко Е.Г Проблемы развития социальной инфраструктуры сельских территорий республики Мордовия / Е.Г Коваленко, Ю.Г. Королева // Фундаментальные исследования. 2018. - № 10 - С. 79-84
6. Захарова Т.И. Устойчивое развитие социальной инфраструктуры сельских территорий / Т.И. Захарова, Ю.Н. Иванова, Е.В. Юдина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015.№ 22. С. 190-196
7. Юнусова П.С. Развитие социальной инфраструктуры как неотъемлемое условие мотивации работников села // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - №1. - С. 32-37
8. О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93(с изменениями на: 07.05.2018). - Режим доступа: ЭПС КонсультантПлюс
9. Сводный доклад Омской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области по итогам 2018 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа : URL: http://gugo.omskportal.ru/ru/government/branches/Economy/SvodDoklad.html.
10. Dmitrenko E., Remizova A., Blinov O. Indicators of Social Security in Assessing the Effectiveness of the Implementation of Social Policy in the Omsk Region// Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 393. DOI: 10.2991/assehr.k.200113.162. P. 171-177.
11. Баетова Д.Р. Теоретические положения и правовой аспект социального развития сельских территорий / Д.Р. Баетова, М.А. Рабканова // Фундаментальные исследования. -2018. - № 12 (часть 1) - С. 53-57 12. Голова Е.Е., Гончаренко Л.Н., Блинов О.А. Методические подходы к формированию критериев оценки уровня и качества жизни сельского населения // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 12-1. - С. 78-82.
Инновационное развитие сферы медицинского здравоохранения в россии на опыте социально-экономических трансформаций зарубежных стран и регионов Innovative development of the sphere of medical health care in russia based on the experience of socio-economic transformations of foreign countries and regions
Ь А МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
DOI 10.24411/2413-046X-2020-10400 Таранова Ирина Викторона,
д.э.н.,профессор кафедры «Теория и технологий в менеджменте» ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» г.Ростов-на-Дону, г.Ростов-на-Дону, пр-т Стачки, 200/1, [email protected]
Taranova Irina Viktorona,
doctor of Economics, Professor of the Department of theory and technology in management, southern Federal University, Rostov-on-don, Rostov-on-don, 200/1 Stachki Ave., [email protected]
Прядко Ирина Анатольевна, к.э.н., доцент, кафедры «теории и технологий в менеджменте факультета управления» ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» г.Ростов-на-Дону, г.Ростов-на-Дону, пр-т Стачки, 200/1, [email protected] Pryadko Irina Anatolievna,
Candidate of Economics, Associate Professor, Department of "Theory and Technology in Management of the Faculty of Management", Southern Federal University, Rostov-on-Don, Rostov-on-Don, Stachki Ave. , 200/1 [email protected]
Воронцов Дмитрий Владимирович, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» г.Ростов-на-Дону, г.Ростов-на-Дону, пр-т Стачки, 200/1, [email protected] Vorontsov Dmitry Vladimirovich,
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Southern Federal University", Rostov-on-Don, Rostov-on-Don, pr-t Strikes, 200/1, [email protected]
Аннотация. В данной статье, рассматривается развитие услуг и . Тема медицинского здравоохранения всегда была и будет одной из самых важных вопросов для любого государства страны. Поэтому актуальность данной темы напрямую связана с тем, что здравоохранение является неотъемлемой частью современного, постоянно развивающегося общества. Постоянное развитие этой сферы, позволяет устранить проблемы связанные со здоровьем населения и соответственно повлиять на экономическую структуру общества. Преобразования в рыночной сфере государства постоянно вносят изменения и в медицинскую составляющую, а именно на качество предоставляемых медицинских услуг. С чем же связана необходимость в постоянном развитии и предоставлении качественных медицинских услуг. А связано это непосредственно с модернизацией и трансформацией в социально-экономических и политико-административных показателях в рыночной сфере государства, а также это связанно с изменениями в показателях социально-демографической сфере, а именно ухудшения жизни населения.
Summary. This article examines the development of the social sphere, medical services and health conditions. The topic of medical health has always been and will continue to be one of the most important issues for any country. Therefore, the relevance of this topic is directly related to the fact that health care is an integral part of a modern, constantly developing society. The constant development of this sphere allows us to eliminate problems related to the health of the population and consequently affect the economic structure of society. Changes in the market sphere of the state are constantly making changes in the medical component, namely the quality of medical services provided. What is the reason for the need for continuous development and provision of quality medical services? This is directly related to the modernization and transformation of socio-economic and political-administrative indicators in the market sphere of the state, as well as changes in the socio-demographic indicators, namely, the deterioration of the population's life.
Ключевые слова: здравоохранение, услуги, страхование, опыт, реформирование, качество, население, сохранение здоровья и жизни.
Keywords: health care, chronic services, account insurance, experience, financial reform, integration quality, population, defined preservation of popular health and life.
На день и здоровья является из проблем . Сохранение , как , возможно, эффективного здоровьем.(1) Для управления необходимо медицинских . для каждого приоритетной стать и системы . Наиболее главной и важной целью любого государства является сохранение и улучшение качества и уровня здоровья населения страны. Исходя из
практического опыта для того, чтобы укрепить и сохранить здоровье, в первую очередь необходимо обратить внимание на общественное здоровье. (1) Для сохранения и поддержания общественного здоровья необходимо предоставления качественных медицинских услуг. В связи с этим показателем, приоритетной целью каждого государства является развитие системы здравоохранения. (2) Из истории мировой практики, мы видим, что уже предпринимаются попытки реформирования здравоохранения. (2)Такая необходимость появилась в результате снижения уровня доступности медицины для населения, организационными издержками и недостаточным финансированием. В каждом государстве есть своя модель здравоохранения. Зачастую модель одного государства значительно отличаются от остальных стран своей эффективностью и организацией. Существует ли универсальная модель здравоохранения, которая была бы эффективная в условиях любого государства? Здесь мы с уверенностью можем сказать, что такой модели не существует. Это напрямую связано с различием между странами, с разным уровнем централизации, распределением издержек между гражданами внутри одного государства.
Основным направлением исследования данной статьи является система здравоохранения вместе с накопленными знаниями, теоретическими и основанными на реальном опыте. Это все необходимо для проведения в дальнейшем реформ в сфере здравоохранения.
Существует три основные модели здравоохранения. Рассмотрим первую из них. В основе данной модели лежит преобладание частного сектора, предполагает отсутствие государственной системы ОМС. Услуги здравоохранения оплачиваются из собственных средств населения. Такая модель функционирует на территории США. Смысл второй модели можно раскрыть таким образом, что здесь идет преобладание двух систем здравоохранения, а именно система ОМС- государственная система обязательного страхования здоровья, формируемая за счет накоплений из налоговых отчислений работающего населения и ДМС- систему добровольного страхования, которая позволит получить медицинские услуги нефинансируемых государством. В третьей модели здравоохранения основная роль отдается госаппарату, то есть финансирование идет напрямую из государственного бюджета.
Для того, чтобы применять зарубежные методы и технологии необходимо подобрать наиболее подходящие к российским условиям, которые будут более адаптированы к российским финансовым возможностям в рамках модели социального страхования.
Статистика показывает, что в последнее время набирает популярность тенденция к страхованию управляемых услуг, такая популярность связана с возможностью снижения затрат на предоставляемые медицинские услуги и замедлению роста расходов. Широкое распространение получают курсы медицинской помощи в стационарах. Стационарное лечение базируется в медицинских учреждениях и научно-исследовательских институтов. Государственные учреждения оказывают медицинскую помощь преимущественно неимущему населению с низким доходом, также предоставляются услуги незастрахованному населению.
Для государства неотъемлемым должно стать то, что оказание медицинских услуг должно осуществляться на высоком уровне. Это должно быть заложено в основе понимания понятия здравоохранения. Исходя из горького опыта многих стран, в которых правительство использовала экономию средств в системе здравоохранении, а именно на качестве предоставляемых услуг для пациентов, такая экономия приводила к крупным дополнительным издержкам, которые уже были направлены на поддержание жизнедеятельности части населения, а именно хронических больных и инвалидов.(1)Государства, в которых уровень жизни выше среднего стараются обеспечить максимальное развитие всех сфер, но преимущественным также остается здравоохранения. Соединенные штаты Америки ежегодно тратят огромные ресурсы не только на поддержание и сохранение нынешнего уровня жизни, но при этом на улучшение оказания медицинских услуг страны.
Финансовые ресурсы США направлены на реформирование научных знаний в сфере медицины, на обеспечение каждого медицинского учреждения исправным, современным оборудованием, а также новейшими препаратами.(З) Проблема реформирования здравоохранения и качества предоставляемых услуг требует незамедлительных решений. Решение этой проблемы сводится к исследованиям опыта и практики зарубежных стран. Так отечественные исследования не отстают в актуальности стратегии повышения качества и экономичности предоставления медицинских услуг.(1) Это позволяет обеспечить безопасное предоставление медицинских услуг, а также особое внимание уделять просьбам пациентов и их потребностям, то есть позволит повысить отзывчивость системы здравоохранения к нуждам пациентов. Эти особенности позволили разработать новые подходы в сфере предоставления медицинских услуг.
Постоянный рост хронических заболеваний приводит к тому, что образуется потребность в инновационных подходах к поддержанию жизнедеятельности таких пациентов и их лечению. Так, например, была разработана стратегия «Программа ведения
болезней». Основным направлением этой стратегии является возможность обеспечить всему больному населению государства с хроническими заболеваниями наилучших условий для их выздоровления. Условия должны быть подходящими по всем показателям, то есть как с клинической точки зрения, так и с экономически выгодной для государства.(1) В Российской Федерации проводится рыночно ориентированная форма социальной сферы.(2) Говоря о безопасности предоставляемых медицинских услуг стоит упомянуть тот факт, что роль государства здесь будет является ключевой. Государство выступает в роли гаранта.
Деятельность учреждений с медицинской направленностью является немаловажным фактором для реформирования здравоохранения, в Европейских странах зачастую рассматривались проблемы здравоохранения под углом общественного уровня, что привело к ухудшению работы медицинских учреждений. Пониженное внимание к таким учреждениям, привело к ухудшению уровня их «жизни». Такие учреждения отличались низким уровнем оказания медицинской помощи, низкой координацией деятельности, предоставлением неактуальной информации по предоставляемым услугам, нерациональным управлением финансовым капиталом, неквалифицированным персоналом.
При наблюдении за деятельностью таких учреждений, государства проводили длительные исследования, и пришли к выводу, что наиболее правильным решением такой проблемы станет стимулирование как медицинских учреждений (персонала и т.д.), так и самих пациентов. Впоследствии данных подход позволил усовершенствовать систему здравоохранения и улучшить экономическую эффективность учреждений с медицинским уклоном. В основе такого подхода лежала цель переориентирования со стационарной помощи на оказание первой медицинской помощи. Здесь интересным опытом может поделиться США, которые используют горизонтальную интеграцию. Создание экономической системы с наиболее выгодными условиями, позволит удовлетворить все необходимые потребности среди населения в районе, который находится в обслуживании определенного медицинского учреждения. Достичь такой системы позволит объединение и сотрудничество поставщиком медицинских услуг. В свою очередь ученые требуют относится к этому подходу с особым вниманием, поскольку для управления крупными сетями необходимо использовать взвешенные решения, так как обычно высокоорганизованные структуры более подвержены к самоуничтожению, поэтому для таких структур следует создать дополнительный резерв финансовых ресурсов, это
позволит обеспечить их стабильность, несмотря на их стремление к разрушению и большие затраты.
Таким образом, тенденция показывает, что по истечении определенного времени у всего есть свой срок, также это и напрямую относится к различным применяемым стратегиям и реформам. Каждая модель со временем перестает функционировать, поэтому так и важна эта необходимость в создании и совершенствовании систем и сфер государства на постоянной основе. В связи с тем, что идет постоянное развитие государств и всех сфер государства все подвержено изменениям.
Список литературы
1. Taranova I.V. Identification and alignment of regional typological differences by the lever of development of the banking industry and the intensity of its interaction with the non-financial sector of the economy of territories/A.T.Aydinova, T.J. Cherepuhi, E.L.Putrenok//Asian Social Science.2015. T.11.№7. С.128-137.
2. Taranoval.V.Development of methodical approach on identification of cluster forms of the organization of economy of the traditional and agrarian region/A.Y.Gunko,V.V.Kurennaya, O.A.Alekseeva,O.N.Bunchikov//Asian Social Science.2015. T.11.№14. С.95-103.
3. Taranoval.V.Financial and economic aspects of monitoring social and spatial development of rural territories /L.N. Usenko, A.M.Usenko, N.N. Novosyolova, S.N. Novoselov//Journal of Advanced Research in Law and Economics.2015.T.6. № 2.C.417-427.
4.Taranova I.V. Instrumentation organizational and economic support of labor motivation of employees / D.I. Mamycheva, A.V. Melnichuk, A.I Chernykh, E.Y. Gadzhieva, V.V. Ratiev // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 1.С. 142-147.
5. Taranova I.V. The study of economic activity of Russian соrporations in Modern Econonomy / N.B. Golovanova, A.S. Basyuk, E.R. Kramarenko, L.V. Goloshchapova // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № S1.C. 220-226.
6. Taranova I.V. Sources of Formation and Directions of the Use of Financial Resources in the Region/ Dmitry S. Reznichenko, Evgeniya S. Tishchenko, Marina V. Charaeva, Alla V. Nikonorova, Emma R. Shaybakova //International Journal of Applied Bisiness and Economic Research.2017.T.15. №23.C.203-219.
7. Taranova I.V. Evaluation of Managerial Staff as an Effective Tool of Motivation / Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy//E. A. Vorobeva, O. A. Mukhoryanova, I. P. Savchenko, E. E. Shidakova// Advances in Intelligent Systems and Computing. Germany: Springer, 2018. P. 173-182.