Научная статья на тему 'О работе органов государственной власти Новгородской области по привлечению инвестиций для экономического развития региона'

О работе органов государственной власти Новгородской области по привлечению инвестиций для экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ваниев А. Г.

В статье рассматривается деятельность органов государственной власти Новгородской области по привлечению инвестиций для экономического развития региона. Автор рассказывает о стартовых проблемах региона в начале реформ, предопределивших дальнейшую инвестиционную политику и стратегию: отсутствие собственных запасов высоколиквидного сырья, отсутствие необходимой инфраструктуры, разрыв хозяйственных связей, отсутствие адекватного федерального законодательства и многие другие негативные факторы. В статье приведены данные о результатах, которые были достигнуты в регионе к 2007 г., и сформулированы новые стратегические направления социально-экономического развития. В частности отмечается, что одним из главных механизмов для успешной реализации жизненно важных для страны национальных проектов, помимо государственного финансирования, следует считать привлечение массированных инвестиций в экономику региона, ибо именно в этом механизме и от того, как он налажен, зависит все: и экономический. Акцентируется внимание на том, что к настоящему времени многие положения регионального законодательства устарели и стали малоэффективны, так как не в полной мере учитывают новые реалии и произошедшие изменения общефедерального законодательства. В нынешних условиях, для повышения эффективности, необходимо изменить практику предоставления одинакового объема льгот по любым проектам, удовлетворяющим формальным требованиям, с акцентом на наиболее эффективные и масштабные для региона проекты c быстрой окупаемостью. Также приводятся сведения о масштабных комплексных мерах новой администрации области по социально-экономическому развитию области в среднесрочной перспективе 2008-2010 гг. и созданию условий для привлечения в экономику региона новых инвестиций в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ваниев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе органов государственной власти Новгородской области по привлечению инвестиций для экономического развития региона»

о РАБОТЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

А.Г. ВАНИЕВ,

кандидат технических наук, заместитель председателя экономического комитета Администрации Новгородской области

Оценивая реальную ситуацию, сложившуюся в России сегодня, можно прийти к очевидному выводу, что достигнутые позитивные показатели развития страны и стабильные темпы роста объемов промышленного производства в среднем на 5 — 7 % в год во многом являются последствиями разумной, последовательной и взвешенной политики, проводимой под руководством Президента В. В. Путина и партии «Единая Россия», определившей основные направления развития государства.

Поставив во главу угла реализацию жизненно необходимых для страны национальных проектов, одним из главных механизмов для их успешной реализации, помимо государственного финансирования, следует считать привлечение массированных инвестиций в экономику регионов, ибо именно в этом механизме и от того, как он налажен, зависит все: и экономический рост регионов и страны в целом, и занятость трудоспособного населения, и уровень его жизни, и даже — экономическая безопасность государства [1 — 3].

Новгородская область — типичный пример региона, который, не имея сколько-нибудь значительных запасов востребованных на мировых рынках видов высоколиквидного сырья, таких как алмазы, нефть, золото и т. п., с самого начала реформ одним из первых осознал важность и жизненную необходимость привлечения внешних инвестиций для своего развития. Поскольку в регионе их не было, возникла потребность формирования благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения внешних инвесторов как из других регионов страны, так и из-за рубежа.

При определении инвестиционной стратегии были учтены все основные факторы привлекательности территории, и прежде всего удобное

географическое расположение области. Была поставлена стратегическая задача — создавая условия для привлечения внешних инвестиций, стать экономически самодостаточным регионом. Соответственно, еще в 1994 г. были приняты первые нормативные правовые акты, предоставляющие налоговые льготы иностранным инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории области. С 1995 г. налоговые льготы распространены и на отечественных инвесторов. В 1997 г. Администрацией области совместно с международной аудиторской фирмой разработаны Правила, регулирующие представление налоговых льгот, порядок рассмотрения и одобрения инвестиционных проектов. В этом же году в 4 районах области (Батецком, Волотовском, Маревском и Поддорском) созданы зоны экономического благоприятствования с особым налоговым режимом. С 1998 г. был введен в действие областной закон «Об инвестиционной деятельности в Новгородской области», где сведены все «правила игры» для инвесторов. Дальнейшее совершенствование и развитие налогового законодательства было направлено на сохранение благоприятных инвестиционных условий и приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством о налогах и сборах.

В контексте создания благоприятного инвестиционного климата шло развитие структур поддержки бизнеса, в которые входят специальный отдел развития и поддержки предпринимательства в Администрации области и созданные при его поддержке: Новгородский бизнес-парк, технопарк, лизинговая компания, учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса, Новгородский государственный фонд поддержки малого пред-

принимательства (НГФПМП), межрегиональный маркетинговый центр, Региональный институт менеджмента и маркетинга (РИММ), Новгородская торгово-промышленная палата (ТПП), банки, аудиторские фирмы, страховые компании и другие учреждения и организации. Всего более 30 различных инфраструктурных субъектов поддержки и развития бизнеса. Для обеспечения нормального функционирования бизнеса в 1997 — 2005 гг. в области предприняты усилия по развитию современной системы финансово-кредитного обеспечения. Сегодня банковский сектор области представлен 11 кредитными учреждениями Великого Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды и других городов. Область одной из первых приступила к организации рынка земли и недвижимости. При поддержке шведских правительственных организаций продолжается работа по составлению земельного и лесного кадастров области. Совместно с Агентством международного развития США результативно проведена работа по развитию рынка недвижимости Великого Новгорода. В настоящее время фактически сформирован вторичный рынок земли и недвижимости.

Для решения всех таможенных вопросов инвесторов открыты 5 таможенных постов новгородской таможни, оказывающие весь спектр таможенных услуг, которые максимально приближены к месторасположению предприятий, производящих экспортно-импортные операции. Из представителей компаний с иностранным участием была создана Ассоциация предприятий с иностранными инвестициями Новгородской области (АПИИНО). На ее заседаниях рассматриваются проблемные вопросы, возникающие в ходе реализации проектов, и разрабатываются пути их решения в тесном контакте с областной администрацией.

Сотрудничество с иностранными инвесторами практически началось еще в 1990 г. с создания первого совместного российско-финского предприятия ЗАО «Чудово — РВС», в 2006 г. преобразованного в ООО «ЮПМ — Кюммене Чудово» — крупнейшего в России производителя фанеры — и активно продолжалось все эти годы. Сведения о наиболее крупных из созданных производств в хронологическом порядке приведены ниже.

В 1993 г. в Великом Новгороде открыто первое в России предприятие по производству прицепов для магистрального автотранспорта ЗАО «Новтрак» (Германия).

В 1994 г. в Малой Вишере основано совместное автотранспортное предприятие по международ-

ной грузоперевозке ООО СП «НБИ Транспорт Сервис» (Германия, Великий Новгород) и начато производство продукции деревопереработки ООО «Мадок» (Австрия).

В 1996 г начат выпуск шоколадной продукции в г. Чудово на кондитерской фабрике «Кэдбери» (Великобритания) и организовано производство современных изоляционных материалов компанией «Флайдерер» (Германия).

В 1999 г. в Великом Новгороде построена фабрика по изготовлению жевательной резинки «Дирол» (Дания).

В 2000 г. в Великом Новгороде построена и постоянно расширяет производственные мощности фабрика «Амкор Ренч» (Германия), а также начато производство гаражного оборудования компании «Картек» (Германия).

В 2002 г. в Боровичах освоено производство запорных устройств (замков) повышенной секретности на основе современных технологий совместной компанией «Чиза» (Италия-Россия).

В 2003 г. на предприятии «Чудово—РВС» запущено производство тонкого березового шпона, в Великом Новгороде построен логистический терминал ЗАО «Вельц» (Австрия-Россия) и введен в эксплуатацию ЗАО «Новгородский металлургический завод» (Британские Виргинские острова) по производству катодной меди из отходов цветных металлов.

В 2004 г. в Новгородском районе началась, а в 2006 г. успешно завершилась реализация крупного проекта компании «Флайдерер» (Германия-Польша) по выпуску ДСП, запущено совместное лесопильное предприятие (Россия — Финляндия) в Пестово и лесопильное предприятие компании «Стура Энсо» (Финляндия) в п. Неболчи Любы-тинского района.

С 2005 г. в Великом Новгороде освоено производство гибкой упаковки компанией «Амкор Флексиблз» (Великобритания) и т. д.

Начиная с 1995 г., администрацией области предоставлены льготы по 141 инвестиционному проекту из 374 реализованных. Всего за период с 1995 г. предоставлено налоговых льгот по инвестиционным проектам на сумму 900 млн руб. От реализации инвестиционных проектов поступило в консолидированный бюджет области около 3 млрд руб. налоговых поступлений. В результате реализации проектов создано либо сохранено около 20 000 рабочих мест. В прошедшем 2006 г. пользовались налоговыми льготами по инвестиционным проектам, одобренным Администрацией области, 8 организаций. Расчетная сумма налоговых льгот, предоставленных этим орга-

низациям, составляет порядка 70 млн руб., ожидаемые дополнительные поступления в консолидированный бюджет области от реализации проектов, по которым предоставлены льготы, составят — 210 млн руб., во внебюджетные фонды — 110 млн руб., ожидаемый объем поступлений в 4 раза превышает предоставленные налоговые льготы. Поэтому можно утверждать, что существующая практика предоставления налоговых льгот в целом выгодна для области, хотя нельзя не отметить, что ее эффективность в последние годы имеет тенденцию к снижению. Это связано в основном с двумя факторами: с тем, что, с одной стороны, в нынешних условиях заметно улучшилась инвестиционная привлекательность нашей страны в целом, а с другой — предприятия, реализующие инвестиционные проекты, равно как и многие прочие, по окончании льготируемого периода прекращают показывать прибыль, широко используя различные финансовые схемы. Поэтому роль этого механизма снижается. В такой ситуации, очевидно, предпочтение следует отдавать развитию общих условий для инвестирования, простых и понятных правил для любых инвесторов на всей территории нашей страны [3,4].

На территории области ныне успешно работают многие известные зарубежные компании — «Кед-бери», «Зоммер», «Флайдерер», «Бентелер», «Ам-кор», «ЮПМ — Кюммене Чудово», «Стора Энсо», «Шоман Вуд» «Рауте», «Хольциндустри Прэдинг», «Чиза» «Дрессер Индастриз» и др. Инвестиции в область поступают более чем из 30 иностранных государств. Самые активные страны — инвесторы: Великобритания, Германия, Финляндия, Дания, Польша. В настоящее время ведутся активные переговоры с китайскими партнерами по размещению предприятия по переработке пищевых продуктов, с польскими инвесторами — по возведению завода по выпуску кухонных плит, с датской компанией — по строительству фабрики по изготовлению мансардных окон и т. п.

Суммарный объем иностранных инвестиций в экономику области за 1994 — 2005 гг. составил около 37,4 млрд руб. (по курсу доллара США ЦБРФ на 01.05.2006), из которых около 50 % — прямые инвестиции. Из общего объема инвестиций, 87,6 % были направлены в пищевую, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. В таблице и на диаграмме приведены сведения о структуре и динамике поступления иностранных инвестиций с 1994 по 2005 г. (млн руб.):

Сегодня можно говорить, что в результате предпринятых Администрацией области усилий достигнут устойчивый рост объема привлеченных иностранных инвестиций в экономику региона. В целом, за последние 12 лет в экономику области поступили иностранные инвестиции (нарастающим итогом) в объеме более 1,7 млрд долл., из них только за период с 2002 г. по 2006 г. — 1,1 млрд долл. США.

Поступление иностранных инвестиций в область в последние годы постоянно увеличивается: в 2002 г. прирост иностранных инвестиций (к предыдущему году) составил 23,3 %; в 2003 г. — инвестиции увеличились в 3,4 раза; в 2004 г. прирост составил 9,3 %; в 2005 г. — 20,3 %; в 2006 г. — 1,8 %, в I полугодии текущего 2007 г. — 1,7 %. При этом инвестиции в основной капитал по всей Новгородской области составили: в 2001 г. — 7 956 млн руб. (в промышленности — 1 520,2); в 2002 г. — 5 008 млн руб. (в промышленности — 1 999,8); в 2003 г. — 8 976 млн руб. (в промышленности — 4 786,7); в 2004 г. — 8 551,5 млн руб. (в промышленности — 3 993,2); в 2005 г. — 10 834,1 млн руб. (в промышленности — 5501,3); в 2006 г. — 14 320 млн руб. (в промышленности — 8 020,7); в первом полугодии 2007 г. — 6 778,2 млн руб. (в промышленности — 2 718,9). Соответствующие данные приведены на диаграмме.

До конца 2007 г. прогнозируется дополнительно поступление иностранных инвестиций в объеме около 180 млн долл., а в 2008—2010 гг. — на уровне не

Структура и динамика поступления в Новгородскую область иностранных инвестиций в 1994 — 2005 гг. (млн руб.)

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Итого

Всего 95,34 1 882,3 4 576,3 2 606,8 1 705,2 2 399,9 1 348,4 1 364,7 1 678 5 796,7 6 319,7 7 602,7 37 376

В том числе:

Прямые иностранные инвести- 95,34 612,9 3 808,2 493 705,5 893,5 536,6 648,3 329,6 2 754 4 274 4 867,8 20 018,7

ции (ПИИ)

Удельный вес ПИИ в % 100 32,6 83,2 18,9 41,4 37,2 39,8 47,5 19,6 47,5 67,6 64,0 53,5

Портфельные 0 141,7 95,3 531,2 0 0 0 65,4 0 0 0 0 833,6

Прочие 0 1 127,7 672,8 1 582,6 999,7 1 506,4 811,8 651 1 348,4 3 042,7 2 045,7 2 734,9 16 523,7

менее 100 млн долл. в год. При этом привлекать инвестиции планируется, прежде всего, в высокотехнологичные отрасли промышленности — машиностроение, электронику, а также в проекты по развитию транспортной инфраструктуры: логистика, организация деятельности международного аэропорта для гражданского авиасообщения и доставки грузов (в п. Кречевицы) и инфраструктуры туризма (строительство гостиниц, развитие услуг и торговли).

Новгородские предприятия с иностранными инвестициями играют значительную роль в экономике области. В соответствии с данными, приведенными на диаграмме, их доля в общем объеме производства товаров и услуг крупных и средних организаций области составляет более 50 %, в экспорте — более 70 %, в импорте — более 60 %. Общее число сотрудников, работающих в компаниях с участием иностранного капитала, превышает 25 тыс. человек.

По мнению отечественных и иностранных экспертов, работающих в России (международная консалтинговая фирма МакКинси (МсЮшеу), рейтингового агентства «Эксперт-РА» и др.), основными факторами результативности инвестиционной политики Новгородской области являются:

• политическая стабильность;

• гарантия сохранения стартовых условий при

реализации инвестиционных проектов;

• предоставление равных прав для стратегических партнеров;

• упрощение административных процедур.

Осуществление целенаправленной самостоятельной политики по развитию рыночной экономики, ее динамичное развитие привели и к международному признанию. Решением Американской торговой палаты в России область была удостоена почетного титула «Регион года» за успешное осуществление экономических реформ по результатам работы в 1997 г. Область отмечена рядом наград Совета Европы за успешные шаги по интеграции в европейское сообщество. (Почетный Стяг — 1997, Почетный Знак — 2001). Новгородская область в течение 10 последних лет неизменно находилась в десятке лучших российских регионов по созданной инвестиционной среде, в отдельные годы, занимая высшие строчки в рейтингах инвестиционной привлекательности в номинации «низкий потенциал — минимальный риск».

По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России за 2003—2004 гг., подготовленного рейтинговым агентством «Эксперт — РА», область заняла первое место в главной

номинации «За минимальный инвестиционный риск», кроме этого присуждено третье место в номинации «Лучшие законодательные условия для инвестирования». По итогам аналогичного рейтинга за 2004 — 2005 гг., область заняла третье место в основной номинации «За минимальный инвестиционный риск». Поэтому закономерным стало присуждение региону в ноябре 2005 г. третьего места в номинации «Стабильно низкий инвестиционный риск в течение десятилетия».

Сегодня многие положения нашего регионального законодательства устарели и стали малоэффективными, так как не в полной мере учитывают новые реалии и произошедшие изменения общефедерального законодательства, значительно повысившие в целом инвестиционную привлекательность нашего государства для потенциальных инвесторов [3].

В частности в региональные инвестиционные законы, например, целесообразно ввести положения о приоритетных инвестиционных проектах, в зависимости от объема вкладываемых капиталов, рентабельности, срока окупаемости, а, возможно, и других параметров, которые, несомненно, должны пользоваться специальными преимуществами, вплоть до упрощения ряда административных процедур, способствующих «быстрому приходу» предприятия в регион. Очевидно, также целесообразно устанавливать условия по длительности периода, в течение которого предприятие обязано было бы не снижать показатели прибыльности после выхода на проектную мощность иначе как по причине форс-мажорных обстоятельств и др.

Для увеличения притока инвестиций необходимо содействие федерального центра и в мерах, направленных на общее улучшение инвестиционного климата, в т. ч. — на внедрение международных стандартов бухгалтерского учета (МСБУ) и систем качества в постоянную практику деятельности бизнеса, в создании действенного механизма реализации земельного законодательства и др. «Правила игры» в этой сфере, по нашему мнению, должны быть просты, понятны, совершенно прозрачны и одинаковы для всех участников этого процесса с приоритетом в определенном плане особо крупным и эффективным инвесторам. Разумеется, эти правила могут и должны чем-то в деталях различаться по регионам, потому что в некоторых из них есть своя специфика.

В среднесрочной перспективе (до 2010 г.) приоритетными сферами приложения внешнего капитала в регионе, кроме традиционных отраслей инвестирования, будут туризм и проекты по

развитию транспортной инфраструктуры. Эти проекты позволят обеспечить межрегиональные и транзитные потоки на основных направлениях международных перевозок. И, главное, они будут способствовать развитию территорий, прилегающих к этим магистралям. Также традиционно в области предполагается реализация целого ряда инвестиционных проектов в легкой и пищевой промышленности, в деревообработке (что связано с необходимостью повышения объемов освоения расчетной лесосеки области, которая сегодня освоена менее чем на 40 %) и промышленности строительных материалов, в ходе реализации которых предполагается создание более 4 000 рабочих мест.

Ежегодное поступление инвестиций в материальное производство будет составлять более 2,7 млрд руб. Кроме того, к 2010 г., благодаря строительству скоростных железнодорожной и автомобильной магистралей, Новгородская область может стать крупным транзитным узлом, поскольку сам по себе этот факт, несомненно, привлечет интерес потенциальных инвесторов и позволит привлечь значительные объемы инвестиций в сферу создания новых транспортных и иных коммуникаций, сетей связи, логистической инфраструктуры, включая разнообразные терминалы, склады, сервисные и другие службы.

Соответствующая инфраструктура и привлекательный инвестиционный климат — это лишь один из компонентов в стратегии привлечения инвестиций.

Другим важным компонентом в стратегии привлечения инвестиций, несомненно, является развитие внешнеэкономической деятельности в регионе, которое должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений экономической политики Администрации области в данной сфере.

Основной целью развития экспортно-импортных отношений были и остаются производство местными товаропроизводителями конкурентоспособных товаров и услуг, их выход на мировые рынки. В 1993—2002 гг. внешнеторговые связи Новгородской области из-за нестабильной экономической и политической ситуации в стране развивались весьма не равномерно. Так, за период 1993—1996 гг. внешнеторговый оборот (ВТО) области вырос в 6 раз и достиг 14,2 млрд руб. Начиная с 1997 г., и особенно после дефолта августа 1998 г., по 2001 г. в области произошло снижение внешнеторгового товарооборота на 43 %. Только в 2002 г. удалось достичь уровня ВТО 1996 г.. И с тех пор в

области наблюдается стабильный рост экспортных поставок и импортных поступлений. Объем ВТО области увеличился с 2001 г. в 2,5 раза и в 2005 г. составил 30 млрд. руб., а в 2006 г. — еще больше. Сальдо внешнеторгового оборота области на протяжении всех лет является положительным, экспортные поставки превышают импортные поступления в среднем более чем в 2 раза. Число стран, с которыми область осуществляет экспортно-импортные операции, постоянно растет. В 2005 г. предприятия области сотрудничали более чем с 80 странами, 11 из которых страны Содружества. Наиболее активны связи Новгородской области со странами дальнего зарубежья. Внешнеторговыми операциями в регионе постоянно занимаются около 400 участников внешнеэкономической деятельности.

Новгородская область имеет ярко выраженную экспортную ориентацию внешней торговли, экспорт составляет около 40 % от стоимостного объема отгруженных товаров и выполненных услуг местных производителей. Около 90 % экспортных поставок осуществляется в страны дальнего зарубежья.

Очевидно, что в ближайшие годы надо усиливать ориентацию поставок продукции, пользующейся спросом и на внутренний рынок — без этого невозможно достигнуть динамичного и пропорционального развития экономики области и ее основных отраслей.

Основную долю в экспортных поставках занимает продукция химической промышленности, а также древесина и изделия из нее. В 2005 г. 60 % общего экспорта древесины составляли обработанные лесоматериалы и готовые изделия из них. Доля древесины и изделий из нее в экспорте области ежегодно увеличивается с 15 % в 1996 г. до 30 % в 2004—2005 гг. С 1999 г. отмечается тенденция роста объема экспорта обработанных лесоматериалов. Так, в 2005 г. по сравнению с 1996 г. их экспорт увеличился в 20 раз — с 11,4 до 236,5 тыс. т, и эта положительная тенденция сохраняется. Такой значительный рост вызван строительством ряда крупных деревообрабатывающих предприятий — ЗАО «Пестово Ново», ООО «Сетново», ООО «Флайдерер» и др.

Удельный вес продукции химической промышленности в общем объеме экспорта области составляет в последние четыре года около 50 % и имеет тенденцию к снижению (с 73 % в 1996 г. до 49 % в 2005 г.). Значительное место в экспорте продукции нефтехимического комплекса занимают поставки удобрений, в 2005 г. их доля составила 79 % общего объема экспорта продукции химической промышленности. В связи с вводом в действие ЗАО «Новго-

родский металлургический завод» в 2004 г. в 8,5 раз по сравнению с 1996 г. увеличился (в стоимостном выражении) экспорт металлов и изделий из них, его доля в общем объеме экспорта возросла с 2 до 7,3 %. Экспорт машиностроительной продукции в области нестабилен и составляет от 4 до 12 % в общем объеме. Наиболее значительные объемы экспортных поставок осуществляются в Китай, Финляндию, Мексику, США, Эстонию, Латвию, Литву, Беларусь, Украину, Казахстан.

Приоритет в импорте товаров в Новгородскую область принадлежит также странам дальнего зарубежья (около 80 % общего объема импорта области). Однако следует отметить, что доля стран СНГ в импорте товаров постепенно увеличивается — с 10 % в 1998 г. до 20 % в 2005 г. Главная причина — рост импортных поступлений из Республики Беларусь, на долю которой приходится 74 % общего объема импорта из стран СНГ. Следует отметить, что внешнеторговые связи с Республикой Беларусь развиваются очень активно после подписания в 2001 г. Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Так, по сравнению с 2000 г. экспорт продукции новгородских предприятий в Белоруссию возрос в 12 раз, а импорт из республики — в 3,8 раза. Основными странами-импортерами являются Германия, Финляндия, Дания, США, Франция, Польша, Швеция, Китай, Беларусь, Украина.

В регион ввозится, в основном, машиностроительная продукция, бумага и картон, продовольственные товары и продукция нефтехимического комплекса. Удельный вес машиностроительной продукции в общем объеме импорта области колеблется от 20 до 45 % (в 2005 г. — 35 %). Увеличение импортных поступлений различного оборудования и его частей связано с обновлением основных производственных фондов действующих предприятий, а также строительством и вводом новых предприятий с участием иностранного капитала. Указанная тенденция является важным фактором развития экономики региона, так как обновление активной части основных фондов промышленности области — это основа ее конкурентоспособности. В целях содействия продвижению на внешние рынки товаров, производимых в регионе, и поиска партнеров ежегодно обновляется и формируется информационная база коммерческих предложений новгородских предприятий, которая размещается на сайтах областной Администрации и торгово-промышленной палаты и рассылается в торговые представительства, посольства и российские ТПП за рубежом.

Главным направлением развития внешнеторговой деятельности на период до 2010 г. со стороны Администрации области будет содействие продвижению на внешние рынки товаров и услуг, производимых в области, в том числе путем поиска партнеров предприятиям через различные каналы продвижения их коммерческих предложений.

Вместе с тем в области имеется серьезная проблема, связанная с исполнением доходной части бюджета, что прямо связано с непосредственной работой с налогоплательщиками, совместной работой налоговых инспекций и муниципальных органов власти. Главная причина тому — недостаточное количество и удаленность межрайонных инспекций от налогоплательщиков на 100 и более км. Сегодня в области действует всего 6 межрайонных инспекций на 21 муниципальный район и городской округ, что совершенно не достаточно и не позволяет организовать нормальную повседневную работу с налогоплательщиками, многие из которых остаются без контроля, что не обеспечивает полноты и своевременности сбора налогов. Многие налогоплательщики — физические лица, особенно пожилые люди, не имеют возможности решить те или иные свои проблемы, требующие визита в налоговый орган, из-за больших расстояний и транспортных расходов. Очевидно, что при дальнейшем выстраивании эффективной вертикали власти местные отделения налоговых органов необходимо создавать в каждом районе области. То есть в основе проводимой политики должен лежать принцип: не только максимально приблизить к людям товары, продукты или услуги, как в эффективном бизнесе, но и максимально приблизить востребованные структуры государственной власти.

Наконец, исходя из главной цели социально-экономического развития региона — повышение уровня и качества жизни населения, третьим, не менее важным компонентом инвестиционной стратегии региона следует считать инвестиции непосредственно в человека. Здесь в ближайшие годы усилия будут направлены, в первую очередь, в те сферы, которые прямо определяют качество жизни людей. Сегодня стало возможным перейти от краткосрочного планирования социально-экономического развития региона к более длительному — среднесрочному (трехлетнему). С февраля 2007 г. действует областная целевая программа «Социальная пятилетка», включающая в себя мероприятия по развитию здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, спорта и молодежной политики. Объекты, планируемые в рамках этой программы к строительству, реконструкции, капитальному ремонту, включены в проекты

Концепции социально-экономического развития и областного бюджета.

Продолжится реализация приоритетных национальных проектов. Намечен ряд мер по вводу жилья, улучшению состояния автомобильных дорог области, газификации региона, развитию ЖКХ. Выполнение плана мероприятий по подготовке к празднованию 1150-летия Великого Новгорода позволит улучшить внешний облик областного центра, положительно скажется на престиже области. Все эти планы имеют под собой реальное основание — учтены финансовые возможности бюджета, потенциал предприятий и организаций области. Область более активно будет участвовать в реализации федеральных целевых программ, для чего в бюджете предусмотрены необходмые средства для их софинансирования. В целях повышения эффективности и результативности расходования бюджетных средств, достижения соответствия количества и качества услуг, оказываемых населению, затрачиваемым финансовым ресурсам, бюджетная политика планируемого периода ориентирована на конкретныйрезультат. В настоящее время в области реализуется более 50 инвестиционных проектов, из них наиболее значимые: расширение Невской станции подземного хранения газа, строительство спортивного семейно-оздоровительного комплекса «Аквапарк» и торгового центра «Лента», организация промышленного производства форели, производство и расфасовка пряностей, реконструкция убойного цеха в ООО «Новгородский бекон» и др.

В частности флагман промышленности — ОАО «Акрон» реализует долгосрочную инвестиционную программу развития до 2015 г., предусматривающую модернизацию и техническое обновление производственных мощностей, строительство новых производств. Ряд инвестиционных проектов реализуется с привлечением иностранных инвестиций. В их числе следует отметить такие как: введение дополнительного технологического оборудования по производству жевательной резинки» (ООО «Дирол-Кэдбери», Великобритания — Дания); строительство фабрики по производству крабовых палочек» (ООО «Фрегат», Британские Виргинские острова); реконструкция производства с целью увеличения производственных мощностей» (ЗАО «Новтрак», Германия); вторая очередь складского логистического комплекса в Великом Новгороде» (Новгородский филиал ЗАО «Вельц», Австрия); установка линии по производству большеформатной фанеры» (ООО «ЮПМ-Кюммене Чудово», Финляндия); вторая очередь лесопильного завода в г. Пестово» (000 «ЮПМ-Кюммене Песто-

во», Финляндия); строительство второго пускового комплекса лесоперерабатывающего завода» (ООО «Сетново», Финляндия); создание индустриального комплекса по добыче и переработке песка» (ЗАО «Русская горная компания», Финляндия); внедрение новых технологий по переработке древесины» (ООО «Мадок», Австрия); создание комплекса по производству свинины» (ООО «Новсвин», Дания); создание центра логистики и переработки сельскохозяйственной продукции» (ООО «Логистический центр «Великая гора», Китай).

Кроме того, в стадии подготовки к реализации (в разной степени готовности) находятся еще более 15 инвестиционных проектов, в том числе: создание крупного научно-промышленного комплекса по производству овощей, строительство завода по производству кухонного оборудования, производство березовой большеформатной фанеры и ориентированно-стружечной плиты, строительство цементного завода, свинокомплекса и др.

Особое внимание будет уделено развитию аграрного сектора области, который существенно сдал свои позиции за прошедший период. Стратегическими целями развития агропромышленного комплекса будут создание условий для эффективного развития и поддержки сельхозтоваропроизводителей, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внешнем и внутреннем рынках, обеспечение населения качественной и полноценной продукцией.

В 2008 г. планируется рост производства продукции животноводства во всех категориях хозяйств не менее чем на 6 %. При этом мы ожидаем, что эта положительная динамика сохранится и впредь — до 2010 г. и далее. Для этого в рамках национального проекта «Развитие АПК» планируется широкая реконструкция (модернизация) существующих и строительство новых животноводческих помещений в сельскохозяйственных организациях, внедрение новейших технологий и расширение посевных площадей, а именно:

• строительство современных свинокомплексов в Маловишерском, Крестецком муниципальных районах, а также восстановление производства мяса бройлеров в Новгородском, Валдайском, Боровичском муниципальных районах;

• реконструкция свинокомплексов в ООО «Новгородский бекон» и ООО «Новсвин» в Новгородском муниципальном районе;

• строительство молочных комплексов на 800 коров в СПК «Коммунар» в Чудовском муниципальном районе и СПК «Комплекс» в Со-лецком муниципальном районе, молочно-то-

варной фермы на 400 коров в ООО «Вишерка» в Маловишерском муниципальном районе;

• реконструкция молочных комплексов в Шим-ском, Солецком, Демянском муниципальных районах;

• приобретение племенных сельскохозяйственных животных;

• субсидирование реализации молока сельхозтоваропроизводителям.

Для решения поставленных задач в растениеводстве предусматривается увеличение посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур, возделывание зерновых культур по современным технологиям, рост производства элитных и репродукционных семян ежегодно на 10 %. В ЗАО «Трубичино» Трубичинского поселения Новгородского муниципального района дополнительно будет применен в 2008 и 2009 гг. капельный полив при производстве овощей защищенного грунта на площади 25 г ежегодно, в 2009 и 2010 гг. — система регулирования микроклимата на площади 3 г ежегодно. Продолжится работа по дальнейшему повышению энергетической питательности кормов и применению современных технологий заготовки кормов. Планируется дальнейшее обновление машинно-тракторного парка и внедрение современных технологий в производство на средства областного лизинга, ОАО «Росагролизинг», собственные и кредитные ресурсы. Приоритетное направление — приобретение энергонасыщенной техники, комбинированных широкозахватных агрегатов и современных комплексов машин различной модификации, позволяющих увеличить производительность труда на 30 — 40 %. В 2008 г. на эти цели будет использовано 278 млн руб., в т. ч. на приобретение энергонасыщенной техники — 40 млн руб., в 2010 г. — соответственно 307 млн руб. и 65 млн руб.

В ходе всех этих масштабных мероприятий планируется расширить и приблизить к селу сеть банковских услуг и охватить все муниципальные районы области для обслуживания сельского населения через дополнительные офисы и представительства Новгородского филиала ОАО «Россельхозбанк». В рамках заключенного между «Россельхозбанком» и Администрацией Новгородской области Генерального соглашения о сотрудничестве, направленного на выполнение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. будут ежегодно увеличиваться кредитные вложения в сферу АПК Новгородской области.

Учитывая роль малого и среднего бизнеса в экономике передовых и развивающихся стран и понимая его значимость для региона, Администрация области существенно усилила поддержку такого важного сегмента экономики, как малое предпринимательство. Малый бизнес играет все большую роль в социально-экономических процессах в области — сегодня в нем занято более 23 % экономически активного населения региона, производится 10—19 % валового регионального продукта и от 10 до 15 % (по годам) составляет его доля в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет области [1, 5].

В 2006 г. принят областной закон «О развитии малого предпринимательства в Новгородской области». Вслед за ним утверждена областная целевая программа государственной поддержки развития малого предпринимательства области «Малый бизнес». Это позволило в разы увеличить финансовую основу областной программы и подключиться к участию в конкурсах МЭРТ по выделению ресурсов федерального бюджета на эти цели.

Кроме того, следует особо отметить, что среди первых же шагов, предпринятых новой Администрацией региона, были и те, которые давно назрели, но годами не решались предыдущим руководством области — речь идет о декриминализации этой важной сферы и принятии активных и решительных мер борьбы против засилья криминальных группировок в регионе, которые, особенно в последние годы, не давали нормально развиваться этому сектору экономики, «устанавливая свои правила игры» [6]. Сегодня этому положен конец, и те, кто еще не понял, что их время ушло, очень скоро столкнутся с Законом и это будет не в их пользу Будут созданы хорошие перспективы для динамичного и ускоренного роста малого и среднего бизнеса. При этом с уверенностью можно сказать: при дальнейшем развитии малого бизнеса будет меняться и структура общества, расти средний класс, развиваться инициатива граждан и здоровая конкуренция, опирающаяся на закон. Именно это необходимо для эффективного развития экономики области и ее очень важного сектора — малого бизнеса.

В настоящее время объем средств консолидированного бюджета, направляемых на поддержку малого и среднего предпринимательства, существенно увеличен — с 298 тыс. руб. в 2006 г. до 5,5 млн руб. в 2007 г. В том числе впервые предусмотрено выделение 4,5 млн руб. на возмещение части затрат (в размере 2/3 ставки рефинансирования) по уплате процентов за кредиты, полученные субъектами малого предпринимательства в российских кредитных организациях. Из федерального бюджета в порядке

софинансирования выделено также 4,5 млн руб. В будущем — в 2008 г. на эти цели из областного бюджета будет направлено 6 млн руб.

Большую роль в повышении инвестиционной привлекательности региона и, соответственно, в привлечении на территорию инвестиций играет развитие сопутствующей инфраструктуры (связь, сервис, дороги и т. п.). В частности для этой цели на территории области будет реализован проект «Предоставление универсальных услуг связи». Чтобы обеспечить всеобщую доступность телефонной связи, в 1 811 населенных пунктах Новгородской области будут установлены 1 832 таксофона с возможностью приема входящих звонков и будут проведены либо волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), либо линии связи на основе радиоканалов в «антивандаль-ном» исполнении, что явится хорошей гарантией их долговременной и безотказной работы. При этом будут предусмотрены условия для беспрепятственного доступа к таксофонным кабинам инвалидов, что значительно повышает социальную значимость этого проекта. Кроме того, Новгородским областным радиотелевизионным передающим центром предусмотрена модернизация и замена устаревшей телевизионной и радиовещательной техники, а совместно с областной телерадиокомпанией Славия» и областным Комитетом по управлению государственным имуществом планируется реализация региональной целевой программы телерадиовещания в области, которая позволит в течение 2008 — 2010гг. решить в основном имеющуюся проблему вещания на всей территории области, в том числе для таких удаленных районов, как Пестовский, Хвойнинский, Батецкий и др.

Сегодня Новгородские предприятия с иностранными инвестициями играют весьма заметную роль в экономике области — доля организаций с участием иностранного капитала в общем объеме производства товаров и услуг крупных и средних организаций области начинает превышать 50 %, а общее число сотрудников, работающих в компаниях с участием иностранного капитала, превышает 25 тыс. человек. Учитывая все вышесказанные доводы, имеющиеся тенденции и инвестиционные планы, в 2008—2010 гг. их роль в регионе еще более возрастет. Таким образом, можно утверждать, что меняется, в целом, весь облик Новгородской области — он становится вполне европейским. С другой стороны, этот процесс несет для региона свои особые проблемы, и прежде всего — проблемы зависимости экономики от иностранных партнеров. Не вызывает сомнений, что решение данной проблемы, если отвлечься от внешнеэкономических

и внешнеполитических связей и взаимодействий, видимо, следует искать в сбалансированности региональной общеэкономической и инвестиционной политики, в развитии внутрирегиональной и межрегиональной экономики и ориентации ее на решение наиболее актуальных для населения внутрирегиональных, и прежде всего социальных, проблем. В связи с этим большое значение придается развитию внутрирегионального инвестиционного процесса, развитию внутреннего потребительского и товарного рынков как неотъемлемой части общего инвестиционного процесса.

Рассматривая вопрос о работе органов государственной власти субъекта Российской Федерации по привлечению инвестиций для экономического развития региона, нельзя не сказать еще об одной наболевшей проблеме, которая реально тормозит развитие нашего региона. Очевидно, что эта проблема актуальна и для многих других регионов, за исключением, пожалуй, регионов-доноров, которые сумели ее решить. Речь идет об эффективности инвестиций, корректной и полноценной уплате налогов крупными и средними хозяйствующими субъектами всех форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Сегодня, если подытожить результаты развития инвестиционного процесса в регионе и сравнить достигнутый уровень жизни с другими регионами-лидерами, также входящими в состав Северо-Западного Федерального округа, становится ясно, что в этой сфере дела обстоят далеко не так благополучно, как это следовало из победных реляций предыдущих лет. При внешне активном инвестиционном процессе и почти 40 — 50 %-ной доле в общем объеме производства области промышленного сектора, доля налоговых поступлений в бюджет области из этого сектора едва ли дотягивает до 10 % и практически растет очень и очень незначительно, да и рост заработной платы далеко не в полной мере соответствует росту объемов производства и производительности! Соответствующие данные приведены на диаграмме.

Это серьезное препятствие для развития внутреннего потребительского рынка и платежеспособного спроса населения, а, соответственно, серьезное препятствие для развития производства и региона [6]. В ряде соседних регионов-доноров Северо-Западного Федерального округа, при значительно более высокой заработной плате в этой сфере, это соотношение, если и не обратно, то, по крайней мере, пропорционально или соизмеримо с ростом объемов производства. Речь идет об «уходе от налогообложения» и широком использовании

□ ДОЛЯ В ВРП

□Доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет области

40

15

13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Промышленность

Малый бизнес

Другие виды экономической деятельности (торговля, строительство, транспорт, услуги и др.)

Вклад основных отраслей в экономику области

многими предприятиями так называемых «схем минимизации налогообложения». Особенно болезненно это явление сказывается на бюджете региона в отношении налога на физических лиц (НДФЛ) и налога на прибыль (НП). И достаточно эффективных рычагов для устранения этого явления у администрации фактически нет: эти явления могут быть вскрыты при доступе официальных органов к отчетной финансово-экономической информации предприятий, а согласия на такой доступ не дает фактически половина крупных и средних предприятий области, и по каждому предприятию этот процесс приходится делать отдельно. Но даже та информация, которую они представляют в органы статистики (а в случае их согласия — и в органы государственной власти области), совершенно не достаточна для вскрытия таких схем, поскольку требуются сведения о договорах и партнерах, движении товара и детальном формировании цены продукта, относимые ими к понятию «коммерческая тайна». Этот вопрос, по-видимому, необходимо поставить перед нашими законодателями, поскольку отсутствие соответствующих правовых норм препятствует получению объективной информации для анализа этих негативных явлений создаваемыми для этой цели межведомственными комиссиями.

Решение этой серьезной проблемы даст вполне реальный шанс региону, если и не стать в ближайшие 3 года «донором», то, по-крайней мере, полностью и навсегда уйти от дотационности.

Таким образом, преодоление в ближайшие годы застойно-депрессивных явлений в регионе связано

с реализацией намеченных многообразных комплексных мероприятий по всему фронту проблем. Принимаемые новой Ад-60 министрацией области

масштабные комплексные меры по всем аспектам развития всей территории Новгородской области явятся мощным стимулом для новых инвестиций в регион, как в ближайшей, так и отдаленной перспективе, которые сыграют роль катализатора подъема внутрирегиональной экономики^Именно этого сегодня не хватает региону: иностранных предприятий зарегистрировано более 200, из них действующих — более 120, а реальное улучшение социально-экономического положения населения области происходит весьма и весьма медленно. С этим администрация области мириться не намерена.

Результатом реализации всех вышеназванных мероприятий должно стать значительное повышение объема валового регионального продукта, развитие внутреннего рынка, снижение дотаци-онности области и заметное улучшение качества жизни всех новгородцев уже к 2010 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ваниев А. Г. Экономический потенциал Новгородской области: механизмы и возможности его развития. //Ресурсы регионов России, № 2 (апрель), 2003. С. 2—21.

2. Ваниев А. Г., Иванов В. С. О необходимости моделирования принимаемых управленческих решений в экономике на примере программы Грефа. //Ресурсы регионов России, № 5, 2000. С. 2—10.

3. Ваниев А. Г., Сагиров И. С. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. //Региональная экономика: теория и практика, № 1 (4), 2004. С. 60—68.

4. Ваниев А. Г., Назаренко В. О. Задача радикального увеличения валового внутреннего продукта и проблемы экономического роста в региональном аспекте. //Ресурсы регионов России, № 5 (ноябрь), 2004. С. 11—19.

5. Ваниев А. Г. Основные направления деятельности Администрации Новгородской области по повышению эффективности реального сектора экономики до 2010 г. // Ресурсы регионов России, № 1 (март), 2005. С. 13—19.

6. Ваниев А. Г. Об особенностях системы «спрос-предложение» в современной экономике России: как и куда идти дальше, или в чем искать суть национальной идеи? // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, № 3 (12), 2007. С. 36—47.

100

90

ВО

70

60

50

40

30

20

10

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.