Научная статья на тему 'Роль научных исследований в повышении качества образования'

Роль научных исследований в повышении качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
867
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль научных исследований в повышении качества образования»

АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Тихончук П.В.,

д.с.-х.н., профессор, проректор по научной работе ДальГАУ

РОЛЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Основная задача аграрного университета - подготовка высококвалифицированных кадров для АПК, обладающих современными знаниями достижений аграрной науки. Выполнение данной задачи возможно лишь при развитии в университете научных исследований на современном уровне и превращение их в важнейшую составляющую учебного процесса. Кроме получения конкретных научных результатов, исследования должны быть направлены на подготовку специалистов. Без этого невозможно дать студентам полноценное университетское образование.

Роль науки в учебном процессе многофункциональна. Она активно воздействует на учебный процесс, формирует и усиливает теоретическую и практическую подготовку, расширяет и углубляет общеобразовательный уровень будущих специалистов, через свои достижения оказывает существенное влияние на культуру ведения производства, помогает качественному росту и обновлению педагогических кадров.

Научные исследования в университете должны быть базой для теоретического и практического обучения студентов. Содержание лекций, лабораторных и практических занятий не ограничивается только учебным материалом. Уделяется внимание конкретным достижениям мировой и отечественной науки, особое

внимание уделяется разработкам научных учреждений Дальнего Востока, кафедр и лабораторий университета.

Возделывание сельскохозяйственных культур, разведение сельскохозяйственных животных, применение системы машин и другие направления в сельскохозяйственном производстве имеют ярко выраженные зональные особенности, так как и не возможно осуществлять подготовку специалистов для Дальнего Востока только по учебникам, изданным в центральных вузах.

На основе накопленного экспериментального материала подготовлены и изданы учебные пособия с грифом министерства сельского хозяйства, УМО вузов РФ по агрономическому образованию и ДВ РУМЦ: «Сельскохозяйственная экология» (Харина С.Г.), «Агромаркетинг» (Боровиков В.Г.), «Формирование сортимента плодово-ягодных культур Амурских садов» (Глинщикова Ф.И), «Луговая растительность естественных кормовых угодий Амурской области» (Бер-каль И.В.), «Соеводство» (Щегорец О.В.), «Гистологическое строение эндокринной системы животных» (Труш Н.В.), «Новые овощные растения на Дальнем Востоке» (Епифанцев В.В.) и другие труды, которые используются в учебном процессе, при самостоятельной подготовке студентов и при написании дипломных работ.

11

Аграрное образование: проблемы и перспективы

Широко используются в учебном процессе разработанные учеными Даль-ГАУ совместно с НИИ Дальнего Востока «Зональная система технологий и машин для ДВ региона», «Система земледелия Амурской области», «Справочник по механизации фермерских хозяйств Дальнего Востока» и другие издания, подготовленные на основе научных исследований.

По наиболее существенным завершенным результатам НИР преподавателями ДальГАУ опубликованы монографии: «Вредные организмы сои и система фитосанитарной оптимизации ее посевов» (Дубовицкая Л.К., Заостров-ных В.И.), «Пути снижения техногенного воздействия колесной энергетики в условиях Дальнего Востока» (Щитов С.В.). «Продовольственная безопасность: измерение, оценка, планирование» (Пашина Л.Л.), «Уборка сои» (Бумбар И.В.), «Научное обоснование и технические аспекты производства соево-молочных концентратов» (Решетник Е.И.), «Агроэкосистемный подход к использованию гербицидов на сезонно-мерзлотных почвах Среднего Приамурья» (Харина С.Г.), «Гречиха» (Кумскова Н.Д.), «Цеолиты Приамурья: биологическая ценность и использование в животноводстве» (Гамидов М.Г.) и ряд других. В этих монографиях отражены зональные особенности сельскохозяйственного производства в Дальневосточном регионе. Таким образом, результаты научных исследований являются региональной компонентой в информационном и методическом обеспечении образовательного процесса.

Одной из важнейших задач, стоящих при подготовке специалистов для АПК, является подкрепление теоретического материала практическими примерами, разработка и решение различных модельных ситуаций с целью нахождения оптимальных вариантов в заданных производственных ситуациях. Большую помощь в решении данной задачи оказывает материал, содержащийся в системе земледелия колхоза «Луч», разработанной учеными ДальГАУ на основании научных исследований, проведенных в данном хозяйстве. В системе земледелия да-

ется не только всесторонний анализ отрасли растениеводства, по и намечены пути совершенствования производства продукции растениеводства в конкретных экологических и экономических условиях. Данное издание используется в качестве дополнительного учебного пособия при изучении таких дисциплин, как земледелие, растениеводство, агрохимия, защита растений. На примере этой системы студенты проектируют системы земледелия для различных хозяйств, изучают научно-методические основы разработки систем земледелия.

В каждом институте ДальГАУ в соответствии со специальностями подготовки студентов и направлениями НИР практически ежегодно выпускаются сборники научных трудов: «Механизация и электрификация технологических процессов в сельскохозяйственном производстве», «Пути воспроизводства плодородия почв и повышение урожайности сельскохозяйственных культур», «Технология переработки сельскохозяйственной продукции», «Строительство и природообустройство», «Болезни животных на Дальнем Востоке», «Экономические проблемы аграрной реформы», «Лесной комплекс Амурской области». В этих сборниках публикуются не только преподаватели ДальГ АУ, но и ученые научных учреждений Дальневосточного региона. В сборниках отражены достижения дальневосточной аграрной науки. Материал, содержащийся в сборниках научных трудов, оказывает существенную методическую помощь при подготовке курсовых и дипломных работ, при изучении специальных дисциплин.

При изучении общеобразовательных дисциплин в учебном процессе широко используются монографии «Культурная политика России: теория и практика» (Ковалева С.В.), «Пресса и власть на Дальнем Востоке» (Шахова И.А.), курс лекций «Аграрная история России» (А.Я.Дурнев, С.М.Стасюкевич), подготовленные преподавателями института гуманитарного образования на основе научных исследований в данном направлении.

Закрепление теоретических знаний и приобретение профессиональных навы-

12

Аграрное образование: проблемы и перспективы

ков происходит при прохождении студентами учебно-научной и производственной практик.

В настоящее время из-за тяжелого положения в АПК в большинстве хозяйств устарела морально и физически техника, упрощаются технологии, нарушаются севообороты. Высокая стоимость техники делает невозможным ее приобретение университетом для учебных целей. В таких условиях студенты не могут освоить программу практики в полном объеме, ознакомиться с новой техникой. Для решения данной проблемы научноисследовательской частью организована работа по обобщению передового опыта, проведению агротехнической и экономической оценки системы технологий и машин в передовых хозяйствах Амурской области: агрофирма «Партизан», колхоз «Луч», агрофирма «АНК», ОАО «Дим-ское» и других хозяйствах. Привлечение студентов к этой работе позволяет ознакомить их с новой техникой и новыми технологиями, работа аспирантов и преподавателей в этих хозяйствах является своеобразной производственной стажировкой. Подготовленные в процессе данной работы слайды и видеофильмы являются хорошим наглядным пособием при проведение практических занятий.

Итогом профессиональных знаний студентов практически по всем специальностям, по которым ведется подготовка в ДальГАУ, является защита дипломной работы или дипломного проекта, основой для которых являются научные эксперименты. Привлечение студентов к этим исследованиям позволяет расширить их знания, научить анализировать и обобщать полученную информацию, делать научные выводы, т.е. мыслить творчески.

Проводимые в ДальГАУ исследования по 25 темам охватывают практически все направления подготовки специалистов.

Разнообразие направлений исследований является хорошей базой для проведения практик, углубления теоретических знаний и приобретения практических навыков по всем специальным дисциплинам и показывает взаимосвязь между изучаемыми дисциплинами.

Научные исследования способствуют также качественному росту профессорско-преподавательского состава и подготовке квалифицированных кадров через аспирантуру. Для подготовки научнопедагогических и научных кадров в университете действует аспирантура по 18 специальностям 6 отраслей наук:

03.00. 00 - Биологические

03.00. 04 - Биохимия

03.00. 13 - Физиология

03.00. 16 - Экология

03.00. 19 - Паразитология

05.00. 00 - Технические

05.20.01 - Технологии и средства механизации сельского хозяйства

06.00. 00 - сельскохозяйственные

06.01.01 - Общее земледелие

06.01.02 - Мелиорация, рекультивация и охрана земель

06.01.05 - Селекция и семеноводство

06.01.09 - Растениеводство

06.02.01 - Разведение, селекция, генетика и воспроизводство сельскохозяйственных животных

06.02.02 - Кормление сельскохозяйственных животных

06.02.04 - Частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства

07.00. 00 - Исторические

07.00. 00 - Отечественная история

08.00. 00 - Экономические

08.00. 01 - Экономическая теория

08.00. 05 - Экономика и управление народным хозяйством

16.00. 00 - Ветеринарные

16.00. 02 - Патология, онкология и морфология животных

16.00. 03 - Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология

16.00. 06 - Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарная экспертиза

В настоящее время в аспирантуре ДальГАУ обучается 161 человек (95 очно и 66 заочно).

В последние годы увеличивается набор в аспирантуру и эффективность ее работы. Так, в 2006 г. из 28 окончивших аспирантуру, 18 представили диссерта-

13

Аграрное образование: проблемы и перспективы

ции к защите. Эффективность работы аспирантуры за 2006 г. составила 64%, при среднем значении по всем вузам России 35%.

В целом с 2001 по 2005 г. на основании проведенных научных исследований защищено 115 кандидатских и 9 докторских диссертаций. В настоящее время над докторскими диссертациями работают более 30 преподавателей.

Подготовке научно-педагогических кадров способствовала работа диссертационных советов, созданных в ДальГАУ. В настоящее время при ДальГАУ работают три диссертационных совета:

КМ 220.027.01 по специальностям

- 16.00.02 - патология, онкология и морфология животных (по ветеринарным наукам);

- 16.00.03 - ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология (по ветеринарным наукам);

- 03.00.13 - физиология (по биологическим наукам).

К 220.027.02 по специальности

- 05.20.01 - технологии и средства механизации сельского хозяйства (по техническим наукам).

К 220.027.03 по специальностям

- 06.01.09 - растениеводство (по сельскохозяйственным наукам);

- 03.00.16 - экология (по биологическим наукам).

В диссертационных советах ДальГАУ за 2001 - 2005гг. защищено 56 кандидатских диссертаций.

В результате успешной подготовки аспирантов и соискателей, получения серьезных научных разработок в ДальГАУ сформировались научно-педагогические школы под руководством докторов наук, профессоров: по кормлению сельскохозяйственных животных и технологии кормов под руководством Краснощековой Т.А., и Арнаутовского И.Д., по физиологии под руководством Бердникова П.П., по патологии, онкологии и морфологии животных под руководством Кухаренко Н.С. и Рябухи В. А., по частной зоотехнии под руководством Гудкина А.Ф., по технологии и средствам механизации под руководством Кашпуры Б.И. и Бумбара И.В.,

по мелиорации под руководством Алек-сейко И.С. и ряд других.

В результате развития научных исследований, высокой эффективности работы аспирантуры и диссертационных советов в университете сформирован квалифицированный профессорскопреподавательский состав, имеющий базовое образование, соответствующее профилю подготовки специалистов, обеспечивающий качественную подготовку по всем дисциплинам образовательных программ.

К ведению образовательного процесса привлечены по образовательным программам высшего профессионального образования - 540 человек, из них с учеными степенями и званиями - 353 человека (62%), в том числе 60 (11%) докторов наук, профессоров.

Заведующие 47 кафедр из 51 (92,2%) имеют ученые степени и звания, в том числе 16 человек (31,4%) доктора наук. Все директора институтов имеют ученые степени и звания.

Преподаватели ДальГ АУ активно участвуют в распространении сельскохозяйственных знаний. Для этого ежегодно проводятся научно-практические конференции, на которые приглашаются специалисты АПК, ученые из НИУ. Ежегодно выпускаются сборники научных трудов. Систематически на хоздоговорной основе с АПК ведутся работы по внедрению перспективных достижений в производство.

27 февраля 2003 года на базе ДальГАУ создана Ассоциация «Дальневосточный аграрный универсальный комплекс», куда вошли все НИИ Амурской области, сельскохозяйственные предприятия Ивановского, Тамбовского, Кон-стантиновского и Благовещенского районов. Создание такой ассоциации позволяет более рационально использовать научный потенциал НИИ, их материальную базу в подготовке специалистов для АПК, а также усилить связь между образованием, наукой и производством.

Учитывая то, что высокий уровень научно-исследовательской работы в вузе - это первооснова качества образования, установлены и показатели аккредитации.

14

Аграрное образование: проблемы и перспективы

Практически все они являются результатами НИР.

Только при высоком уровне организации НИР, при получении серьезных научных результатов можно решить ряд сложных задач, стоящих перед университетом:

- повышение остепененности и улучшение кадровой, информацион-

ной и методической обеспеченности образовательного процесса,

- оснащение лабораторий современным оборудованием, которое можно использовать как для научных, так и для учебных целей,

- повышение престижа ДальГ АУ среди выпускников и авторитета среди производственников.

Харина С.Г.,

д.б.н., профессор, проректор по учебно-методической работе ДальГАУ РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Качество высшего образования является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования. Министерство образования и науки проводит политику внедрения систем обеспечения качества образования на уровне вуза, национальном и европейском уровне. При этом подчеркивается необходимость создания общих критериев и методик оценки качества. В соответствии с принципами университетской автономии, ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения и, таким образом, создается база для реальной ответственности академической системы в рамках каждого государства.

Под системой качества образовательного учреждения понимается системно-организационный комплекс внутренних процессов, обеспечивающий гарантированно достаточный уровень качества образования в университете и подготовки специалистов соответствующей квалификации (уровня компетенции),

удовлетворяющий требованиям государственных органов управления образованием, работодателей, студентов и преподавателей, стандартов и директив, рекомендованных совещанием министров образования стран Европы в Бергене (Болонский процесс).

Гарантии уровня качества образования в образовательном учреждении обеспечиваются мониторинговым контролем всех процессов за соблюдением внутренних локальных актов, внешних нормативных актов, законодательства РФ в области образования, требований работодателей.

Рособрнадзор заменил показатель государственной аккредитации «Наличие системы качества» на показатель «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования». Метод оценки введенного показателя не изменился, он определяется экспертным путем. Для принятия решения о выполнении аккредитационного показателя оцениваются:

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.