Д. М. Маяков
РОЛЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В статье дан анализ значения научно-технического прогресса и интеллектуализации производства для экономического роста страны. Показано, что внедрение новых технологий стало ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг.
Ключевые слова и словосочетания: научно-технический прогресс, инновационный климат, рыночная экономика, сравнительные преимущества.
Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией производства. На долю новых разработок, воплощаемых в технологиях, оборудовании, организации производства, в развитых странах приходится от 80 до 95% прироста валового внутреннего продукта. Внедрение новых технологий стало ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг. Использование новейших научно-технических достижений является необходимым условием успеха в современной конкурентной борьбе, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет монопольного присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при внедрении новых продуктов и технологий. Так, например, изучение деятельности ведущих информационных корпораций еще в 1997 г. показывает наличие у них больших расходов на исследования и разработку. В настоящее время тенденция к росту данных показателей сохраняется.
Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Проведение НИОКР занимает все больший вес в инвестиционных расходах большинства развитых стран. Постоянно растет доля расходов на науку в валовом внутреннем продукте развитых стран, достигнув во многих из них 3% ВВП, при этом доля государства в этих расходах составляет в среднем 35-40%. Интенсивность НИОКР во многом определяет сегодня уровень экономического развития - в глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса.
Доступность научной информации, права собственности на нее, возможность приобщения по электронным сетям к наиболее совершенным системам образования и подготовки научных кадров, получения информации о новых товарах, услугах и технологиях стали в постиндустриальном обществе не менее значимыми условиями развития государства, чем доступ к топливно-энергетическим и сырьевым ресурсам.
Одновременно передовые технологии становятся главной ареной конкуренции, а научно-техническая сфера - важной формой геополитики. Наука и технологии создают новых лидеров в глобальной экономике. Только страны с динамично развивающимся научно-техническим комплексом могут сохранять свои ведущие позиции. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, в развитых странах приходится подавляющая часть прироста ВВП.
Становление и развитие рыночной экономики делают актуальной разработку национальной научно-технической и инновационной политики, учитывающей особенности экономики страны, обусловленные природно-климатическими факторами и (или) исторически сложившимися конкурентными преимуществами. Для России к ним можно отнести следующие:
- высокий уровень образования населения;
- наличие фундаментальной науки и университетов мирового уровня, собственных научных школ, а также уникальных технологий;
- богатые природные ресурсы, полностью обеспечивающие потребности внутреннего рынка и в значительной мере - внешнего;
- военно-техническую и военно-промышленную независимость, высокий технологический и инновационный потенциал не только оборонного комплекса, но и других отраслей национальной экономики;
- географические особенности государства, диктующие необходимость интенсивного развития транспорта и транспортных услуг, коммуникаций и решения проблем энергосбережения.
Научно-техническая политика в современном понимании - это система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, широкое и быстрое распространение и освоение значимых новейших разработок в народном хозяйстве, увеличение вклада НТП в стабилизацию социально-экономического развития. Она является составной частью общей социально-экономической политики государства и, кроме собственно развития науки и техники, исходит из общих тенденций социально-экономического развития страны.
Социальную и экономическую политику государства нельзя рассматривать в отрыве от научно-технической и инновационной политики. Это обусловлено тем, что безопасность страны и перспективы технологической независимости во все большей степени определяются научно-техническим потенциалом. Подобная интеграция требует четких и последовательных действий всех ветвей власти, создания стимулов для научно-технической сферы, обеспечивающих устойчивый поток эффективных нововведений.
Государственное стимулирование научно-технического прогресса имеет огромное значение, так как инновационные процессы характеризуются высокими рисками, зависимостью от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, значительной капиталоемкостью научных исследований, требованиями к научной и инженерной квалификации кадров, необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности. Поэтому успех в глобальной конкуренции тех или иных фирм напрямую связан с государственной научно-технической политикой стран их базирования. По оценкам экономической деятельности 500 наиболее успешных фирм, действующих
на мировом рынке, 203 являются американскими, 105 - европейскими, 109 -японскими и лишь 2 - российскими.
На микроэкономическом уровне важнейшее значение имеет организация управления в области инноваций, т. е. инновационный менеджмент как наиболее перспективная микроэкономическая концепция хозяйствования, базирующаяся на позициях отдельно взятого предприятия, организации, института с все большей ориентацией на коммерческую деятельность. Такой подход в большей мере сосредоточен на анализе внутрифирменных отношений или отношений предприятия со всеми заинтересованными в нем лицами и с возможными контрагентами - собственниками (инвесторами), работниками, потребителями, поставщиками, кредиторами, государством и т. д. Для микроэкономической концепции первостепенными являются методологическая и методическая стороны принятия конкретных управленческих решений различных типов в целях обеспечения экономической безопасности предприятия и максимизации его прибылей, удовлетворения интересов инвесторов и работников, урегулирования отношений с другими контрагентами предприятия.
Микроэкономический подход не отрицает возможности анализировать область деятельности, в которой предприятие для принятия верных решений вынуждено прогнозировать ее изменения и учитывать последствия управленческих решений, реагируя на изменения экономической конъюнктуры и законодательства либо предупреждая их, оценивать выполнимость готовящихся управленческих решений, их эффективность, а также суммы затрат, требуемых на их реализацию.
Применительно к управлению исследованиями, разработками и инновационными проектами как к воплощению микроэкономического подхода можно считать, что оно отличается от влияния на научно-технический прогресс в той мере, в какой микроэкономический подход отличается от макроэкономического. Другими словами, задачи управления научно-техническим развитием ориентированы, в частности, на то, каким образом государству создать условия для активизации инновационной деятельности.
Постановка же проблем и содержание управления исследованиями, разработками и инновационными проектами привязаны к практическим интересам предприятий и организаций-инициаторов этих проектов, конкретных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-технологических и прочих подобных работ. Ключевым моментом здесь является то, как предприятие может использовать инновации для удовлетворения своих интересов (интересов собственников, инвесторов, работников), и то, как оно должно проводить (в том числе финансировать, планировать, координировать и т. п.) исследования, разработки, осуществлять инновационные проекты с наибольшей отдачей для интересов предприятия.
Так, например, в США для облегчения доступа мелких фирм к источникам финансовых средств существуют два направления государственной инновационной политики:
1. Целенаправленное финансирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства), которое осуществляется в трех формах:
- безвозвратного субсидирования (предоставление грантов);
- предоставления льготных займов;
- через заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии.
2. Привлечение частного капитала к финансированию деятельности инновационных предприятий.
Государство вполне может достичь эффекта, не выделяя прямо средства из бюджета, а стимулируя и создавая льготные условия для их притока из внутренних и внешних источников, используя аппарат косвенного регулирования. В этом случае достигается, с одной стороны, экономия средств расходной части бюджета, а с другой - создаются условия для исполнения госбюджета за счет самостоятельного развития инновационного бизнеса, т. е. увеличения притока средств в виде налогов с предприятий и частных лиц. Кроме того, создаются условия для насыщения местных рынков, развития территориальных образований.
Таким образом, в современных условиях создать конкурентоспособную в мировом масштабе экономику знаний и технологий можно только вследствие принятия комплекса мер по развитию науки и использованию научных результатов в промышленном производстве. Иными словами, необходимы взаимоувязанные и согласованные государственные усилия в бюджетной, налоговой и научно-технической политике.
Следует отметить еще один важнейший момент, определяющий значимость научно-технической и инновационной политики в условиях рыночной экономики. В настоящее время антропогенные процессы стали глобальным фактором, активно воздействующим не только на экономический рост и экономическую интеграцию, но и на ход эволюции в целом. Это ставит перед органами власти и перед наукой принципиально новую и чрезвычайно важную для человечества задачу прогнозирования последствий принимаемых управленческих и технологических решений. То есть, по нашему мнению, наука должна не только определять устойчивую траекторию развития цивилизации, но и надежно оценивать риски и возможные опасности для человечества, иными словами, дать возможность осознанно и эффективно влиять на ход исторического процесса.
Как следует из закономерностей долгосрочного технико-экономического развития, предел устойчивого роста доминирующего сегодня технологического уклада будет достигнут во втором десятилетии следующего века. К этому времени сформируется воспроизводственная система следующего технологического уклада, становление которой происходит в настоящее время.
По мнению специалистов, наиболее вероятными ключевыми факторами нового технологического уклада станут биотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, ядерная энергетика. Рост потребления природного газа будет дополнен расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя. Произойдут еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Прогресс в технологиях переработки
информации, системах телекоммуникаций, финансовых технологиях повлечет за собой дальнейшую глобализацию экономики, формирование единого мирового рынка товаров и услуг, капитала, труда.
Становление новейшего технологического уклада происходит уже сейчас, и сегодня формируются сравнительные преимущества, которые будут определять геополитическую конкуренцию середины XXI в. Среди факторов, определяющих национальные конкурентные преимущества, на передний план выйдут образование и охрана здоровья населения; развитие науки; пропускная способность, доступность и наполнение информационной среды; способность государственного управления обеспечить раскрытие созидательных творческих возможностей каждой личности; чистота окружающей среды и высокое качество жизни; развитие ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада.
В геополитической конкуренции еще более усилится значение научно-технического прогресса, готовности и способности к внедрению новых технологий. Возрастет роль человеческого фактора и организации творческого труда. Страны, неспособные обеспечить необходимый уровень образования населения, развития науки и качества информационной среды, будут обречены на глубокую зависимость от внешних финансовых и информационных центров и сохранят за собой функции источника природного сырья и человеческого материала для транснациональных корпораций и развитых стран, концентрирующих глобальный интеллектуальный потенциал.
Соответственно страны, заблаговременно наращивающие свой научно-технический и производственный потенциал в перспективных направлениях формирования нового технологического уклада, приобретают принципиальные конкурентные преимущества. Их реализация в фазе структурного кризиса, сопровождающего в мировой экономике переход от устаревающего технологического уклада к новому, позволяет таким странам и предприятиям выйти на опережающую траекторию экономического роста. Они получают шанс «перегнать не догоняя», развивая на основе расширяющихся конкурентных преимуществ высокие темпы экономического роста.
Именно такая задача стоит сегодня перед российскими органами государственной власти. Пока имеющийся научно-технический, производственный и интеллектуальный потенциал достаточен для освоения перспективных производств нового технологического уклада, необходимо сконцентрировать экономическую политику государства на наращивании конкурентных преимуществ, на освоении его ключевых технологий.
Список литературы
1. Рубвальтер Д. А., Кандохова М. М. О разработке методических подходов к формированию инновационной экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 2 (44).
2. Хольцер М., Бухарт Г., Мартин Д. В. и др. Эффективность государственного управления. Частный сектор в сфере обслуживания : пер. с англ. // Экономика и жизнь. - 1991. - № 45.