мостью предприятия через такие параметры его текущей деятельности, как рентабельность капитала и темпы развития предприятия. В то же время особенности современной российской социально-экономической системы приводят к тому, что факторы институционального харак-
тера оказывают достаточно сильное влияние на экономическое поведение. В данных условиях наблюдается отклонение объемов затрат развития предприятия от их эффективных значений, приближение к которым обеспечивается осуществлением «затрат принуждения».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кваша, Н.В. Современные подходы к реализации принципа эффективности управлении предприятием [Текст] / Н.В. Кваша, И.Е. Шитиков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер.: Экономические науки. - 2009. - № 5. - С. 87-91.
2. Милгром, П. Экономика, организация и менеджмент [Текст] / П. Милгром, Дж. Робертс. - В 2-х т. -СПб., 2004. - (Экономическая школа).
3. Чиркова, Е.В. Действуют ли менеджеры в интересах акционеров? [Текст] / Е.В. Чиркова // Корпоративные финансы в условиях неопределенности. - М.: Олимп-Бизнес, 1999. - С. 288.
4. Fisher, I. The Theory of Interest: As determined by the impatience to spend income and opportunity to invest it [Text] / I. Fisher. - S. l., 1930.
УДК 336.012.23:658.15
Г.А. Клементьев, В.Р. Окороков
СТРАТЕГИИ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОМ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Сегодня в России организации разных форм собственности постепенно выходят из мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., последствия которого по-разному отразились на финансовых результатах их производственно-хозяйственной деятельности (ПХД): одни оказались близки к полному банкротству, другие хотя и выжили, но имеют громадные долги, третьи, наоборот, сохранили финансовую устойчивость, обеспечив экономический рост, увеличение финансовых активов и расширение своих позиций на конкурентных рынках товаров и услуг.
Почему последствия экономического кризиса оказались неодинаковыми для разных организаций и какие методы и механизмы способствовали сохранению финансовой устойчивости многих из них? Ответы на эти закономерные вопросы и составляют предмет рассмотрения в данной статье. Однако прежде целесообразно рассмотреть понятие «финансовая устойчивость организаций»,
показать ее роль в обеспечении экономической стабильности, выявить основные определяющие факторы и предложить эффективные методы и механизмы ее обеспечения в новых условиях производственно-хозяйственной деятельности организаций, характерных для современной информационной экономики.
В отечественной и зарубежной научной литературе предлагаются разные определения финансовой устойчивости организаций, анализ которых позволяет разделить их на три группы:
- первая группа определяет финансовую устойчивость организаций как такое состояние их ПХД, при котором отклонение всех или отдельных параметров деловой активности организаций от нормативных не принимает угрожающих значений [1, 2];
- вторая группа определений связывает финансовую устойчивость организаций с формированием состояния их ресурсного потенциала,
при котором организации «способны сохранить свое качество в условиях высокой степени динамичности внешней среды и внутренней трансформации и обеспечить функционирование в направлении уровня, соответствующего заявленным целям» [3].
- третья группа определений, не отрицая важности учета параметров, отмеченных в первых двух группах, концентрируется на стадиях развития непосредственно организации [4] либо на стадии развития технологического уклада экономики страны в целом [5].
На протяжении истории развития теории управления организациями в индустриальном и постиндустриальном технологических укладах развития экономики стран, характерных для ХХ в., использовались различные стратегии и методы достижения высоких экономических и финансовых результатов ПХД. На стадии становления индустриального уклада основной конкурентной стратегией управления организацией стало эффективное производство товаров и услуг, а ее механизмами - совершенствование процессных технологий путем их механизации и автоматизации и соблюдения строжайшей технологической дисциплины со стороны обслуживающего персонала. Высокие экономические и финансовые показатели ПХД организаций достигались за счет снижения издержек массового производства товаров и услуг, что являлось основной целью их конкурентных стратегий. В этот период развития индустриального уклада появились известные школы менеджмента -административная и человеческих отношений, методологические основы которых были направлены на обеспечение высоких экономических и финансовых результатов ПХД в сфере их внутренних производственных отношений.
Однако по мере нарастания конкуренции производителей товаров и услуг на расширяющихся рынках фокус конкурентных стратегий организаций стал смещаться в сторону учета запросов и предложений потребителей товаров и услуг. Более высоких финансовых показателей стали достигать те организации, которые начали поставлять потребителям более качественные товары и услуги не только для удовлетворения их прямых потребностей, но и для решения их собственных проблем, т. е. товары и услуги с более высокими потребительскими свойствами
(с расширенными функциональными характеристиками, высоким качеством, сервисными услугами и т. п.). Именно в это период появляются новые подходы к управлению организациями -системный, ситуационный и процессный, основанные на экономико-математическом моделировании их внутренних и внешних связей с другими экономическими субъектами.
В период зрелости технологического уклада индустриальной экономики состав основных механизмов достижения высоких финансовых результатов ПХД организаций существенно расширился. Выделяют две их группы - микроэкономические и макроэкономические [5].
К микроэкономическим механизмам относят [6]:
- количество, качество и стоимость основных фондов;
- качество, количество и стоимость рабочей силы;
- технологические возможности организаций, характеризуемые высокой производительностью и способностью выпускать новые виды товаров и услуг;
- эффективные управленческие структуры и технологии, способные свести воедино основные фонды, рабочую силу и технологические возможности;
- инфраструктуру и коммуникации, обеспечивающие получение необходимой информации, материалов, сырья, распределение и поставки товаров и др.
Группа макроэкономических факторов включает следующие показатели [7]:
- обеспеченность организаций факторами производства (физическими и людскими ресурсами, капиталом, информацией и др.) и их стоимость;
- условия и характер внутреннего и внешнего спроса;
- наличие и качество сопутствующих и поддерживающих отраслей;
- условия конкурентной среды;
- роль правительства в формировании экономической политики и ее макроэкономических параметров;
- учет влияния случайных факторов положительного (новые возможности) и отрицательного (риски) характера (прогресс в технологиях, крупные изобретения, кризисы, социальные конфликты и т. п.), оказывающих влияние на изме-
нение конъюнктуры на внутренних и мировых рынках, экономику, отрасль или отдельную организацию.
В технологический период индустриальной экономики, совпавший с развитием интернали-зации и глобализации ПХД компаний, вновь расширились исследования конкурентных стратегий организаций, факторов их конкурентоспособности, потребительской ценности товаров и услуг, а также экономических стратегий в условиях новой глобальной, быстро меняющейся и неопределенной внешней среды [7, 8].
По мнению авторов [8], эффективная экономическая стратегия организации должна строиться на трех основных принципах:
- ресурсной концепции организации как информационной системы, характеризующей совокупность ресурсов, необходимых ей для достижения планируемых долговременных стратегических целей, т. е. определяющих возможный потенциал организации;
- теории конкурентного преимущества как концептуальной основы формирования глобальных и локальных стратегических целей организации и экономически эффективных механизмов их достижения;
- теории трансакционных издержек как концепции, позволяющей конкретизировать отдаленные, порой аморфные стратегические цели и придать им четко выраженный эксплицитный характер, < основываясь на исследовании неопределенности внешней среды и связанных с нею возможных издержек>.
Основная идея концепции экономической стратегии организаций состоит в реализации преимущественно экономических механизмов достижения стратегических целей, основными измерителями которых являются финансовые показатели (выручка, прибыль и др.). Однако и модифицированные стратегии устройства ПХД организаций и соответствующие механизмы их реализации, используемые в конце ХХ и начале XXI вв. и ориентированные на применение финансовых инструментов непомерно «раздутого» фондового рынка, оказались недостаточно эффективными в условиях нового технологического уклада наступившей информационной экономики. Совокупность социально-экономических параметров приведена здесь в таблице.
Из данных таблицы видно, что основные социально-экономические параметры ПХД организаций индустриального технологического уклада, который характерен для большинства российских промышленных предприятий, не соответствуют аналогичным параметрам технологического уклада информационной экономики. Требуется разработка других, более эффективных, стратегий и механизмов управления ПХД организаций.
Принципиальные особенности новой информационной экономики - информатизация, интеллектуализация и социологизация производственных отношений в организациях. Эти отличительные черты обусловливают необходимость изменения совокупности основных механизмов, определяющих финансовую устойчивость организаций, в сторону расширения интеллектуальной (информационные системы, интеллектуальные активы, новые идеи, интеллектуальный человеческий капитал), социальной (ориентированность на нужды потребителей и клиентов, обучение и развитие персонала, умение работать в командах, социальное партнерство и др.) и общечеловеческой (профессиональная и общественная этика, создание национальных и межнациональных альянсов, соблюдение общих стандартов товаров и услуг и норм поведения персонала организаций и др.) направленности.
По мнению авторов данной статьи, в эпоху зарождения нового информационно-интеллектуального технологического уклада экономики именно использование стратегий и механизмов обеспечения финансовой устойчивости ПХД организаций, характерных для индустриального технологического уклада, привело некоторых из них к глубокому экономическому кризису, а часть - к полному банкротству.
Основной стратегией обеспечения финансовой устойчивости организаций в эпоху информационной экономики становится совокупность гибких стратегий адаптационного и упреждающего характера ПХД на основе постоянных инновационных изменений и высокой конкурентоспособности в соответствии с новыми возможностями и остаточными рисками неопределенной окружающей среды бизнеса организаций.
Стратегической целью ПХД организаций в условиях технологического уклада информационной экономики становится не максимизация прибыли, в которой заинтересованы только
Социально-экономические параметры ПХД организаций индустриального и информационного технологических укладов, обеспечивающие финансовую устойчивость
Социально-экономические Характерные особенности параметров
параметры ПХД организаций индустриального уклада информационного уклада
География ПХД Ограниченная (локальная, региональная) Глобальная
Ресурсы Физические активы Интеллектуальные активы
Организационная структура Самодостаточность Взаимозависимость
Товары и услуги Массовое производство Индивидуализация
Качество Наилучшее доступное Бескомпромиссное
Потребительская ценность товаров и услуг Ограниченная Высокая
Возможности и угрозы Преимущественно внутренние Внешние
Характер возможностей и угроз Определенный Неопределенный
Неопределенность Источник рисков Источник новых возможностей
Структура управления Пирамида Сетевая
Стратегия управления Сверху вниз Снизу вверх
Бизнес-операции Вертикальная интеграция Виртуальная интеграция
Стратегия конкурентоспособности Стабильность Инновационные изменения
Характер изменений Поступательные Революционные
Персонал Служащие Свободные агенты
Мотивация персонала Конкурировать Созидать на основе сотрудничества
Управление персоналом Основано на строгом подчинении Основано на инициативе
Стиль управления Структурированный Гибкий
Ожидания от работы Стабильная зарплата и безопасность Личный рост и высокие доходы
Контроль и отчетность Периодически В режиме реального времени
Итоговый результат (источник дохода) Прибыль Добавленная стоимость
собственники и менеджмент организаций, а достижение высокой добавленной стоимости как финансового результата ПХД и источника экономического развития организаций и благополучия других субъектов (стейкхолдеров), с которыми они экономически связаны.
В эпоху информационной экономики разработка новых стратегий управления организациями и реализация новых стратегических целей требуют другого качества менеджмента и иного подхода к оценке его эффективности.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Условия и параметры нового технологического уклада информационной экономики существенно отличаются от соответствующих параметров технологического уклада уходящей индустриальной экономики. Это определяет необходимость разработки других стратегий и механизмов управления финансовой устойчивостью организаций.
Принципиальными особенностями новой информационной экономики являются информатизация, интеллектуализация и социологиза-ция производственных отношений в организациях. В связи с этим требуется усиление роли
интеллектуальных, социальных и общечеловеческих факторов обеспечения финансовой устойчивости организаций.
Основной стратегией обеспечения финансовой устойчивости организаций в эпоху информационной экономики становится совокупность
постоянно меняющихся гибких стратегий адаптационного и упреждающего характера их производственно-хозяйственной деятельности. При этом стратегической целью ПХД организаций является достижение высокой добавленной стоимости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чупров, С.В. Анализ нормативов показателей финансовой устойчивости предприятия [Текст] / С.В. Чупров // Финансы. - 2003. - № 2. - С. 17-19.
2. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций [Текст] / АД. Шеремет, Е.Ф. Негашев. - М.: ИНФА-М, 2003. - 237 с.
3. Филобокова, Л.Ю. Методические подходы к оценке финансовой устойчивости малых предприятий (на материалах Сахалинской области) [Текст] / Л.Ю. Филобокова // Финансовый менеджмент. - 2010. -№ 3. - С. 19-31.
4. Гудков, А.Н. Финансовая устойчивость как цель финансового менеджмента страховой организации [Текст] / А.Н. Гудков // ЭКО. - 2009. - С. 162-169.
5. Клементьев, Г.А. Социально-экономические
факторы финансовой устойчивости организаций в постоянно меняющейся окружающей среде [Текст] / Г.А. Клементьев // Вопросы развития народного хозяйства Российской Федерации : межвуз. сб. науч. тр. студентов и аспирантов / ИвГЭУ. - Вып. 6. - Иваново, 2010. - Ч. 2. С. 185-188.
6. Куликов, Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности [Текст] / Г.В. Куликов. - М.: Экономика, 2000. - 242 с.
7. Портер, М.Э. Конкуренция [Текст] : учеб. пособие : пер. с англ. / М.Э. Портер. - М.: Изд. дом «Виль-ямс», 2001. - 495 с.
8. Экономическая стратегия фирмы [Текст] : учеб. пособие / под ред. проф. А.П. Градова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Спец. литература, 1999. - 589 с.
УДК 693
П.В. Мелехин
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ САМООРГАНИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБЪЕДИНЕНИЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Сегодня основную массу строительных предприятий в стране составляют малые и средние предприятия. Однако для реализации крупных строительных проектов часть из них не обладает необходимыми производственными возможностями. К одному из перспективных направлений решения этой проблемы следует отнести объединение малых и средних строительных предприятий на основе сетевых организационных структур в ассоциации экономически независимых партнеров, что позволяет им совместными усилиями решать сложные производственные задачи. При этом стратегия развития такого объединения определяется исходя из общих ин-
тересов входящих в него предприятий, управляемых из единого центра, с учетом делегированных ему полномочий экономически самостоятельными партнерами.
Для повышения эффективности совместной работы объединения строительных предприятий в нестабильных, спонтанно изменяющихся условиях рынка целесообразно в его организационной системе управления сформировать механизмы самоорганизации, позволяющие адаптироваться к изменениям, происходящим во внешней экономической среде. В общем случае под термином «самоорганизация» принято понимать процесс самопроизвольного увеличения