Научная статья на тему 'РОЛЬ НАУЧНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ И КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ в ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ СИЛОВЫХ СТРУКТУР РФ'

РОЛЬ НАУЧНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ И КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ в ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ СИЛОВЫХ СТРУКТУР РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / силовые ведомства / профессиональная подготовка / иностранный язык / конкурс / patriotic education / security ministries / professional training / foreign language / competition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

Одной из важнейших задач современной системы образования является патриотическое воспитание молодежи. Особенное внимание этому процессу уделяется в образовательных организациях высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для силовых структур РФ. На формирование у курсантов, слушателей и адъюнктов активной гражданской позиции, чувства ответственности за будущее и уважения к прошлому нашей страны направлены многочисленные научно-представительские и конкурсные мероприятия. В статье рассматривается ряд мероприятий, в которых приняли участие курсанты Санкт-Петербургского университета МВД России, и их значение в контексте профессиональной подготовки и гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the most important tasks of the modern education system is the patriotic education of young people. Special attention is paid to this process in educational organizations of higher education, providing training of personnel for the security ministries of the Russian Federation. Numerous scientific, representational and competitive events are aimed at developing the students' active citizenship and sense of responsibility for the future and respect for the past of our country. The article discusses a number of activities in which the cadets of Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia took part and their significance in the context of professional training and civic and patriotic education of students.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАУЧНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ И КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ в ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ СИЛОВЫХ СТРУКТУР РФ»

внимания младших школьников и определение путей его развития в условиях цифровой среды. В исследовании приняли участие 58 учеников первых классов школы №25 г. Череповца и 8 работающих с этими детьми педагогов. Анализ анкет педагогов, показал, что учителя часто обращают внимание на то, что у учеников страдают устойчивость, концентрация и переключаемость внимания. Результаты исследования по методике Тулуз-Пьерона показали, что состояние внимания младших школьников характеризуются сниженным уровнем переработки информации и концентрации внимания. В статье описаны возможности игровой цифровой среды в аспекте развития внимания детей, его концентрации, устойчивости и переключаемости.

Ключевые слова: внимание, цифровая среда, младшие школьники, цифровизация, развитие внимания.

Annotation. According to a number of psychologists, today's children are losing a huge amount of psychological properties that were characteristic of "non-digital" generations in the past. Among these characteristics, voluntary attention, logical memory and the ability to communicate directly are in the first place. The article presents the results of studying the features of the attention of younger students and determining the ways of its development in a digital environment. The study involved 58 students of the first grades of school No. 25 in Cherepovets and 8 teachers working with these children. An analysis of the questionnaires of teachers showed that teachers often pay attention to the fact that students suffer from stability, concentration and attention switching. The results of the study according to the Toulouse-Pieron method showed that the state of attention of younger schoolchildren is characterized by a reduced level of information processing and concentration of attention. The article describes the possibilities of the gaming digital environment in terms of the development of children's attention, its concentration, stability and switchability.

Keywords: attention, digital environment, primary school students, digitalization, development of attention.

Литература:

1. Водяха, C.A. Особенности структуры интеллекта младших школьников, обучаемых посредством гаджетов / С.А. Водяха, Ю.Е. Водяха, С.А. Минюрова // Психолого-педагогическое образование. - 2019. - № 7. - С. 133-140

2. Исследования ученых помогут понять причины синдрома дефицита внимания у детей // Российская академия наук. - 2022. - URL: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=edc2e983-4eca-4b35-936e-3aa8al6882e5 (дата обращения 10.08.2023)

3. Влияние гаджетов на развитие детей / Г.Н. Лукьянец, Л.В. Макарова, Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина, М.С. Шибалова // Новые исследования. - 2019. - №1 (57). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie-detey (дата обращения: 10.08.2022)

4. Романова, А. Гаджеты и их влияние на познавательное развитие: взгляд нейропсихолога / А. Романова // Общество семейных консультантов и психотерапевтов. - 2022. - URL: http://supporter.ru/ru/uchkonf/552-a-romanova-gadzhety-i-ikh-vliyanie-na-poznavatelnoe-razvitie-vzglyad-nejropsikhologa (дата обращения: 10.08.2023)

5. Савостьянов, А.Н. Российские ученые обнаружили связь между проблемой с вниманием у детей и активностью их мозга / А.Н. Савостьянов // Поиск. - 2020. - URL: https://poisknews.ru/themes/medicine/issledovaniya-uchenyh-pomogut-ponyat-р/ (дата обращения 10.08.2023)

6. Семенович, А.В. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития / А.В. Семенович. -М. 2001. -99 с.

7. Теория поколений X, Y, Z, беби-бумеров, альфа в России - их ключевые особенности и различия // Digital-агентство полного цикла. -2022. - URL: https://prostudio.rU/journal/generation-x-y-z/#heading-3 (дата обращения 10.08.2023)

8. Фельдштейн, Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) / Д.И. Фельдштейн. -Москва, Воронеж, 2013. - 335 с.

УДК 378:37.03:372.881.111.1

РОЛЬ НАУЧНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ И КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ

СИЛОВЫХ СТРУКТУР РФ

доцент Малкоеа Татьяна Вячеславовна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Научная и воспитательная работа являются неотъемлемыми и обязательными компонентами целостной системы профессиональной подготовки кадров для силовых структур РФ. Особую актуальность и значимость в современных условиях приобретает воспитание патриотически настроенной молодежи, которая имеет четкую гражданскую позицию, с уверенностью смотрит в будущее и с уважением относится к историческому и культурному наследию страны. С учетом значения патриотического и нравственного воспитания молодежи для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования возрастает роль образовательных организаций в воспитании молодежи, способной и готовой нести ответственность за судьбу страны, эффективно и самоотверженно выполнять свой профессиональный долг.

Изложение основного материала исследования. Патриотическое воспитание это «сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой курсантов к созидательному труду на благо Отечества, с формированием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, постоянно стремиться к обеспечению безопасности индивида, общества и государства [1, С. 71].

С целью усиления влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач в образовательных организациях планируются и реализуются разнообразные научно-представительские мероприятия, направленные на привлечение курсантов, адъюнктов и слушателей к научно-исследовательской деятельности, особенно в соответствии с направлениями научной тематики, закрепленными за тем или иным учреждением. Большое внимание с точки зрения воспитания и развития творческого потенциала обучающихся уделяется организации и участию обучающихся в мероприятиях состязательного характера, ориентированных на расширение взаимодействия и творческого сотрудничества как с образовательными и научными организациями МВД, ФСИН, войск Национальной Гвардии, прокуратуры РФ, так и с организациями других федеральных органов исполнительной власти, иными образовательными организациями.

Обучающиеся образовательных организаций силовых ведомств принимают участие в конкурсных и научно-представительских мероприятиях разного уровня, приобретая и накапливая опыт исследовательской деятельности, развивая

свой творческий потенциал, публично представляя свои профессиональные и творческие достижения. В результате появляется возможность уже на ранних этапах профессиональной подготовки выявлять наиболее одаренных и инициативных курсантов, что в дальнейшем может стать решающим фактором для обеспечения преемственности кадров.

Профессорско-педагогический состав кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России проводит активную работу в этом направлении, стараясь максимально использовать потенциал дисциплины «Иностранный язык» для воспитания и профессионального становления будущих сотрудников полиции. Положительный опыт от участия курсантов, адъюнктов и слушателей в подобных мероприятиях, его выявление, применение и распространение, позволяют эффективно решать вопрос нравственного и патриотического воспитания будущих сотрудников силовых ведомств, формирования у них любви к Отечеству, уважения к выбранной профессии, добросовестного отношения к выполнению служебного долга. Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях способствует решению вопросов гражданско-патриотического воспитания будущих сотрудников силовых ведомств, которое является определяющим для формирования как морального, так и в целом профессионального облика их представителей. Рассмотрим некоторые из мероприятий, ставшие возможностью для курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России проявить себя, реализовать свои потребности и интересы, осознать свою роль в жизни общества.

В целях формирования профессиональной языковой компетенции и воспитания уважительного отношения к выбранной профессии в Казанском юридическом институте МВД России проводился заочный всероссийский творческий конкурс «My Profession is Really Important Nowadays» («Моя профессия особенно важна в наши дни»). Конкурс проходил в следующих номинациях: «Написание эссе на английском языке», «Видеообращение на иностранном языке», «Декламация стихотворений или отрывков из прозы» на тему конкурса. Курсанты имели возможность продемонстрировать уровень языковой подготовки, владение набором языковых средств и способностью грамотно осуществлять их выбор, умение излагать свои мысли на иностранном языке. Участие в конкурсе позволило им раскрыть свой творческий потенциал, проявить высокие нравственные качества и заявить о своей активной жизненной позиции. В ходе подготовки конкурсных заданий обучающиеся по-новому взглянули на свою будущую профессиональную деятельность, ее роль в обеспечении процветания страны, почувствовали личную сопричастность к ее истории и культуре, осознали свою роль в ее развитии.

В 2022 г. в Казанском юридическом институте МВД России был проведен Международный творческий конкурс на иностранном языке «Law and Order in the Modern Society» («Закон и правопорядок в современном обществе»), в котором приняли участие более 150 конкурсантов из различных ОО ВО МВД России и Могилевского института МВД Республики Беларусь, Конкурс был проведен в нескольких номинациях, среди которых «Лучшее видеообращение на иностранном языке», «Типовые мини-ситуации на иностранном языке», «Лучшее эссе на иностранном языке». В рамках данного конкурса курсанты, слушатели и адъюнкты проявили готовность к иноязычной коммуникации и в целом высокий уровень иноязычной коммуникативной компетентности. Кроме того, в ходе конкурсных мероприятий они продемонстрировали владение основами профессиональной деятельности, готовность к осуществлению служебных обязанностей, глубокое понимание сущности работы сотрудников правоохранительных органов, ее значения для обеспечения правопорядка и безопасности в обществе. Командная работа обучающихся в ходе подготовки и участия в конкурсе стала возможностью совершенствовать навыки совместной деятельности и лидерские качества, необходимые в будущем для выполнения профессиональных функций, проявить творческую инициативу и самостоятельность. Конкурс стал прекрасным стимулом для более глубокого понимания важности выбранной профессии, роли полиции в жизни общества, осознания ответственности, возлагаемой обществом на сотрудников полиции.

В Санкт-Петербургском военном ордена Жукова институте войск Национальной Гвардии РФ в 2022 г. была организована межвузовская олимпиада по иностранным языкам "We Study a Foreign Language" («Мы изучаем иностранный язык»), а в 2023 г. - межвузовская олимпиада по иностранным языкам, посвященная 320-летию Санкт-Петербурга "The city I'm Studying in" («Город, в котором я учусь»). Оба мероприятия проводились в целях предоставления возможности курсантам военных институтов реализовать свои знания и умения в иностранном языке, раскрыть творческий потенциал, проявить нравственные и патриотические качества, любовь к Отечеству, уважение к его истории, культуре и традициям. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение связи человека с его малой Родиной, уважительное отношение к ее прошлому и настоящему. Участие в конкурсе «Город, в котором я учусь» позволило курсантам прочувствовать свою причастность к истории Санкт-Петербурга, его культурному богатству и судьбам людей, прославивших его.

В Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры РФ в 2023 г. состоялась III межвузовская олимпиада по иностранному языку (английскому) в сфере юриспруденции. Целью Олимпиады являлось развитие у обучающихся мотивации и повышение интереса к изучению английского языка, активизация коммуникативных навыков, стимулирование интереса к учебной, научной и международной деятельности. Проведение Олимпиады было также направлено на формирование творческой личности будущих специалистов, стимулирование творческого подхода к изучению иностранного языка, применение знаний, умений, навыков дисциплины в практической деятельности. Помимо этого обучающиеся продемонстрировали свою осведомленность в области правовых знаний, правового регулирования и будущей профессиональной деятельности.

В 2022 в рамках XV Международного научно-спортивно-творческого фестиваля курсантов и студентов «Псковское вече» в Псковском филиале Академии ФСИН России состоялся конкурс эссе «Bnglish for Legal Professionals» («Английский для юристов») среди курсантов и студентов образовательных организаций ФСИН и МВД России. Целями конкурса были: повышение познавательного интереса обучающихся к проблемам и перспективам развития уголовно-исполнительной системы в России и за рубежом [2], привлечение курсантов и студентов к публичному обсуждению направлений совершенствования правоохранительной политики, стимулирование курсантов и студентов к получению дополнительных знаний по праву путем осуществления научно-исследовательской работы, развитие общекультурных компетенций курсантов и студентов; активизацию самостоятельной работы обучающихся.

В Дальневосточном юридическом институте МВД России ежегодно проводится Всероссийский конкурс «Иностранные языки и право» среди курсантов, слушателей, студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов неязыковых факультетов ОО ВО с целью повышения интереса к учебной деятельности, мотивации к изучению иностранных языков, расширения общего и профессионального кругозора по вопросам права и правоприменения. Задачами конкурса являются: создание условий для практического применения иностранного языка и развитие творческих способностей обучающихся, совершенствование умений поиска, отбора, обработки и оформления информации на иностранном языке, повышение

интереса к работе с информационно-коммуникационными технологиями в процессе изучения иностранных языков, формирование интереса к культуре стран изучаемого языка, к межкультурной коммуникации. Кроме того, конкурс направлен на выявление обучающихся, способных творчески решать теоретические и практические исследовательские задачи при помощи иностранных языков.

Выводы. Таким образом, участие обучающихся в конкурсных и научно-представительских мероприятиях как одна из форм гражданско-патриотическом воспитании и профессиональной подготовки кадров для силовых структур РФ отвечает запросам современного общества и политике государства в области реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Эта деятельность способствует формированию у будущих специалистов высоких нравственных идеалов, патриотизма, гражданственности, готовности служения Отечеству и ответственности за его судьбу. Подобная форма воспитательной работы направлена на обогащение и развитие духовно-нравственной сферы жизни обучающихся, становление активной гражданской позиции, формирование готовности своими действиями и поступками проявлять любовь к Отечеству и обеспечивать его безопасность.

Аннотация. Одной из важнейших задач современной системы образования является патриотическое воспитание молодежи. Особенное внимание этому процессу уделяется в образовательных организациях высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для силовых структур РФ. На формирование у курсантов, слушателей и адъюнктов активной гражданской позиции, чувства ответственности за будущее и уважения к прошлому нашей страны направлены многочисленные научно-представительские и конкурсные мероприятия. В статье рассматривается ряд мероприятий, в которых приняли участие курсанты Санкт-Петербургского университета МВД России, и их значение в контексте профессиональной подготовки и гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, силовые ведомства, профессиональная подготовка, иностранный язык, конкурс.

Annotation. One of the most important tasks of the modern education system is the patriotic education of young people. Special attention is paid to this process in educational organizations of higher education, providing training of personnel for the security ministries of the Russian Federation. Numerous scientific, representational and competitive events are aimed at developing the students' active citizenship and sense of responsibility for the future and respect for the past of our country. The article discusses a number of activities in which the cadets of Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia took part and their significance in the context of professional training and civic and patriotic education of students.

Keywords: patriotic education, security ministries, professional training, foreign language, competition.

Литература:

1. Дроздов, A.A. К вопросу о патриотическом воспитании будущих офицеров / А.А. Дроздов, Е.В. Усанин, Т.В. Сидорина // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск, 2022. -С. 71-73

2. Краснянская, И.И. Иностранный язык как средство коммуникации будущих сотрудников федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации / И.И. Краснянская, С.С. Лейба // Профессиональное юридическое образование и наука. - 2022. - № 1 (5). - С. 28-30

УДК 378.046.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

кандидат психологических наук Маслаков Сергей Игоревич Белгородский государственный национальный исследовательскийуниверситет,

Старооскольский филиал (г. Старый Оскол); студент Муратова Екатерина Валерьевна Белгородский государственный национальный исследовательскийуниверситет,

Старооскольский филиал (г. Старый Оскол)

Постановка проблемы. В настоящее время современная молодежь живет в условиях динамичного общества, которое влияет на различные аспекты жизни людей. Одной из наиболее важных и острых проблем современности является выбор человеком своего профессионального пути.

Учебная мотивация «представляет собой системный процесс, обеспечивающий побуждение, направление и регулирование учебной деятельности. Она состоит из системы разного рода мотивов, запускающих и направляющих учебнуюдеятельность» [4, С. 9].

Цель данной работы заключается в исследовании показателей учебной мотивации студентов первых курсов.

Изучаемая в исследовании характеристика имеет важное значение не только для профессионального становления будущих специалистов, но и для повышения эффективности вузовского образования в целом.

Как справедливо отмечают Ю.А. Рокицкая и Е.С. Семенова: такой тип мотивации многофункционален «и позволяет компенсировать дефицитарное развитие других профессионально-важных качеств, актуализируя использование ресурсов личности и образовательной среды» [8, С. 23].

Изложение основного материала исследования. В исследовании, которое проводилось в сентябре 2023 года приняли участие студенты первого курса педагогического факультета Старооскольского филиала НИУ «БелГУ». Количество испытуемых составило 61 человек (14 юношей и 47 девушек), возраст - 17-20 лет.

В своей работе мы использовали следующие методы:

1) тестирование;

2) анализ математических данных.

В качестве диагностического средства нами использовалась методика для диагностики учебной мотивации студентов (A.A. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой) [2]. При помощи данного инструмента можно оценить, какое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.