Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внимание / цифровая среда / младшие школьники / цифровизация / развитие внимания / attention / digital environment / primary school students / digitalization / development of attention

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леханова Елена Валерьевна

По мнению ряда психологов, современные дети теряют огромное количество психологических свойств, характерных в прошлом для «нецифровых» поколений. Среди этих характеристик на первом месте произвольное внимание, логическая память и способность к непосредственному общению. В статье представлены результаты изучения особенностей внимания младших школьников и определение путей его развития в условиях цифровой среды. В исследовании приняли участие 58 учеников первых классов школы №25 г. Череповца и 8 работающих с этими детьми педагогов. Анализ анкет педагогов, показал, что учителя часто обращают внимание на то, что у учеников страдают устойчивость, концентрация и переключаемость внимания. Результаты исследования по методике Тулуз-Пьерона показали, что состояние внимания младших школьников характеризуются сниженным уровнем переработки информации и концентрации внимания. В статье описаны возможности игровой цифровой среды в аспекте развития внимания детей, его концентрации, устойчивости и переключаемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леханова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to a number of psychologists, today's children are losing a huge amount of psychological properties that were characteristic of "non-digital" generations in the past. Among these characteristics, voluntary attention, logical memory and the ability to communicate directly are in the first place. The article presents the results of studying the features of the attention of younger students and determining the ways of its development in a digital environment. The study involved 58 students of the first grades of school No. 25 in Cherepovets and 8 teachers working with these children. An analysis of the questionnaires of teachers showed that teachers often pay attention to the fact that students suffer from stability, concentration and attention switching. The results of the study according to the Toulouse-Pieron method showed that the state of attention of younger schoolchildren is characterized by a reduced level of information processing and concentration of attention. The article describes the possibilities of the gaming digital environment in terms of the development of children's attention, its concentration, stability and switchability.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ»

УДК 373.3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

студентка Леханова Елена Валерьевна Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Череповецкий государственныйуниверситет» (г. Череповец)

Постановка проблемы. Согласно материалам последних исследований, современные дети имеют особенности психологического развития. По мнению ряда психологов, современные дети теряют огромное количество психологических свойств, характерных в прошлом для «нецифровых» поколений. Среди этих характеристик на первом месте произвольное внимание, логическая память и способность к непосредственному общению [3], [4], [8]. Имеются данные, что у современных детей теряется свойство концентрации и управляемости вниманием [2], [5]. Современные исследования проблем психического развития дают основание утверждать, что уровень развития внимания современных детей ниже, чем ранее (Т.В. Ахутина, А.Н. Савостьянов, A.B. Семенович, Д.И. Фельдштейн и др.). Учёные указывают на рост числа детей с различными дефицитами внимания, эмоциональной нестабильностью и отмечают, что в клинической форме такие нарушения в настоящее время регистрируют почти у каждого двадцатого ребенка. Это связывают с различными биосоциальными факторами, среди которых условия обучения и воспитания, традиции жизни ребёнка в цифровой среде стоят не на последнем месте [1]. В социологическом подходе существует теория поколений (Н. Хоу,У.Штраус), согласно которой поколение современных детей, так называемые зумеры или поколение Z, не склонны к детальному анализу данных, не решительные и не самостоятельные, не любят работать на будущий результат [7]. С другой стороны, цифровизация общества является признаком времени и неизбежным явлением, а в педагогической практике цифровые средства являются важным инструментом для повышения эффективности образовательной деятельности. Таким образом, противоречие между значимостью внимания, развитием детей, гаджетизацией и необходимостью поиска путей использования цифровой среды в развитии внимания детей определили актуальность исследования.

Актуальность исследования связана с выявленным в ходе теоретического анализа проблемы противоречием между неизбежной цифровизацией общества и данными о негативном влиянии гаджетов на состояние психических функций и процессов у современных детей с одной стороны, и отсутствием системных данных о путях использования цифровой среды для достижения развивающего влияния на внимание современных младших школьников, с другой стороны.

Изложение основного материала исследования. В соответствии с актуальностью были определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. Целью исследования явилось изучение особенностей внимания младших школьников и определение путей его развития в условиях цифровой среды. Объект - состояние внимание младших школьников, предмет исследования - пути и способы развития внимания детей младшего школьного возраста в условиях цифровой среды.

Исследование включало два этапа: теоретический анализ и экспериментальную часть. Исследовательская повестка была реализована в рамках индивидуального исследовательского проекта обучающегося педагогического класса (бесшовное педагогическое образование ЧТУ).

В основе исследования была положена гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что состояние внимания современных младших школьников имеет свои особенности, выражающееся в снижении показателей концентрации, скорости и точности внимания. Мы предполагаем, что пути и способы развития внимания младших школьников требуют учёта доступных детям ресурсов цифровой среды, описания тех возможностей, которые она содержит.

В соответствие с целью и с учётом гипотезы был определён круг исследовательских задач: 1) изучить степень изученности проблемы; 2) подобрать методики исследования уровня развития внимания младших школьников; 3) осуществить экспериментальное изучение состояния внимания у детей младшего школьного возраста и проанализировать факторы, влияющих на внимание детей; 4) определить пути развития внимания у детей младшего школьного возраста в условиях цифровой среды.

Методы исследования: теоретические (анализ литературы); экспериментальные (констатирующий эксперимент); статистические (методы описательной статистики).

Теоретическую базу исследования составили: теория внимания Л.С. Выготского, психофизиологическая концепция внимания Т.Рибо, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теория функциональных систем А.Р. Лурия.

Для экспериментального исследования мы использовали следующие экспериментальные методы, реализованные в двух этапах. Первый этап исследований - это исследование состояния внимания младших школьников. С этой целью была использована стандартизированная методика Тулуз-Пьерона. На этом этапе в исследовании приняли участие 58 учеников первых классов школы №25 г. Череповца. По методике, с помощью которой было проведено обследование детей, определяются два свойства внимания: скорость и точность переработки информации, позволяющие оценить уровень развития таких свойств внимания как переключаемость и концентрация. Второй этап предполагал определение условий развития внимания средствами цифровой среды. С этой целью был проведён опрос 8 педагогов, работающих с обследованными детьми; анализ цифровых ресурсов игр на смартфонах детей и проектирование методических рекомендаций с описанием развивающих ресурсов цифровой среды и условий их использования. Для педагогов была предложена анкета, включающая ряд вопросов, позволяющих оценить мнение педагогов относительно состояния внимания детей и его влияние на обучение, определить факторы, негативно влияющие на внимания детей, а также точку зрения по вопросу о необходимости проведения специальной работы по повышению уровня внимания детей. Так же в анкете содержался пункт, согласно которому педагогам необходимо было определить истинность или ложность ряда высказываний, описывающих влияние разных факторов на внимание детей (интерес, пол, образ жизни, домашняя обстановка, интернет, здоровье и пр.).

Результаты исследования показали, что состояние внимания младших школьников характеризуются сниженным уровнем переработки информации и концентрации внимания (см. Рис. 1).

■ Патология

Слабая

■ Средняя

■ Хорошая Высока я

■ Патология

Слабая

33%

3% ■ Средняя норма ■ Хорошая

Рисунок 1. Состояние свойств внимания младших школьников

В ходе анализа результатов было выявлено, что преобладающими уровнями скорости внимания у детей были слабый и средний, и при этом высокого уровня не продемонстрировал ни один ребёнок. Анализируя результаты теста, указывающие на точность переработки информации, было выяснено, что две трети детей имеют хорошие характеристики внимания по данному свойству, но в то же время каждый четвёртый ребёнок по проверяемой характеристике внимания относится к уровню «патология».

Анализ анкет педагогов, показал, что учителя часто обращают внимание на то, что у учеников страдают устойчивость, концентрация и переключаемость внимания. Причиной этому, по мнению педагогов, служат такие факторы как наличие заболеваний, нарушение режима дня, недостаток семейного внимания и чрезмерная увлечённость гаджетами и интернетом. По мнению 75% опрошенных педагогов дети нуждаются в специальной работе по развитию внимания. Что касается мнения педагогов относительно условий и факторов, влияющих на детское внимание, в данном вопросе учителя в основном выделяют такие возможные негативные факторы, оказывающее наибольшее влияние на состояние детей, как наличие неврологических заболеваний, чрезмерная увлечённость гаджетами, недостаток семейного внимания и, чуть реже, нарушение режима дня. Наличие хронических заболеваний, как негативный фактор, отметил всего один педагог.

Опираясь на полученные в ходе теоретического анализа и нашего исследования результаты, мы пришли к выводу, что необходимо осуществить специальною работу по развитию внимания у детей младших классов. В связи с этим мы разработали методические включающие 3 основных аспекта работы: физиологический, психологический и педагогический. Физиологический аспект включал создание условий, благоприятно влияющих на состояние внимания младших школьников, на их психологическое и физиологическое состояние, в том числе режим дня, гигиена питания и так далее. Психологический предполагал соблюдение ряда условий, способствующих развитию внимания, в том числе нейропсихологических, учитывающих функциональное строение коры больших полушарий головного мозга. Педагогический аспект рекомендаций включал специально подобранные игры и упражнения, направленные на развитие внимания.

С целью реализации данных аспектов были подобраны игры и упражнения, реализация которых может осуществляться посредством цифровой среды. Подобранные игры и упражнения с учётом выделенных аспектов также могут быть разделены на три группы: первая - это специальные игры и упражнения, формирующие психофизиологические основы внимания. Суть данного блока наиболее полно раскрыта в методиках A.B. Семенович [6]. Второй блок - это игры и упражнения, реализуемые в гибридном формате и развивающие концентрацию внимания и наблюдательность. Третий блок - это игры и упражнения в цифровой среды, которые могут быть реализованы ребёнком самостоятельно. Они могут быть установлены на телефон, планшет и другие гаджеты детей, и их использование в ограниченные периоды времени позволит также развить свойства внимания у младших школьников. Для этого блока были выбраны, такие игры как «Wood Block Puzzle», «Geometry Dash», «Librain». Эти игры управляемы по времени, по сложности, по скорости, что позволяет, на наш взгляд, индивидуализировать развивающий процесс и минимизировать негативные последствия.

Выводы. В ходе реализации исследования проблема развития внимания младших школьников в условиях цифровой среды получила свое теоретическое и экспериментальное решение. Теоретический анализ позволил сделать выводы о том, что внимание является важным психическим процессом, имеющим ряд характеристик, каждую из которых необходимо развивать и стимулировать. Анализ исследований о «гаджефикации» детей показал, что неконтролируемое использование гаджетов довольно губительно для формирующейся психики и растущего организма: страдают энергетические функции мозга, снижается устойчивость и скорость переключения внимания, нарушается пространственная и временная ориентация. В то же время, цифровая среда имеет развивающее начало, которое может быть использовано в работе.

Экспериментальное исследование показало, что у каждого 4-го первоклассника уровень развития внимания находится в зоне патологии. Учителя, обращая внимание на нарушения внимания, считают, что причиной этому являются наличие заболеваний, нарушение режима дня, недостаток семейного внимания, чрезмерная увлечённость гаджетами и интернетом. В ходе разработки методических рекомендаций было определено, что при разнице в подходах к развитию внимания общими остаются правила работы по гигиене внимания младшего школьника, включающего профилактику утомляемости, воспитание дисциплины, развитие произвольности поведения, придание учёбе личностного смысла и значимости. Мы подобрали развивающие внимание игры, применяемые на цифровых устройствах, а так же описали условия развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение. Исследование прошло апробацию в рамках Дней науки в ЧГУ (секция «Научный дебют») и в рамках публичной защиты исследовательского проекта. Практическая значимость исследования видится в возможности применения полученных результатов в практической работе педагогов школ, а так же в семейном воспитании детей.

Аннотация. По мнению ряда психологов, современные дети теряют огромное количество психологических свойств, характерных в прошлом для «нецифровых» поколений. Среди этих характеристик на первом месте произвольное внимание, логическая память и способность к непосредственному общению. В статье представлены результаты изучения особенностей

внимания младших школьников и определение путей его развития в условиях цифровой среды. В исследовании приняли участие 58 учеников первых классов школы №25 г. Череповца и 8 работающих с этими детьми педагогов. Анализ анкет педагогов, показал, что учителя часто обращают внимание на то, что у учеников страдают устойчивость, концентрация и переключаемость внимания. Результаты исследования по методике Тулуз-Пьерона показали, что состояние внимания младших школьников характеризуются сниженным уровнем переработки информации и концентрации внимания. В статье описаны возможности игровой цифровой среды в аспекте развития внимания детей, его концентрации, устойчивости и переключаемости.

Ключевые слова: внимание, цифровая среда, младшие школьники, цифровизация, развитие внимания.

Annotation. According to a number of psychologists, today's children are losing a huge amount of psychological properties that were characteristic of "non-digital" generations in the past. Among these characteristics, voluntary attention, logical memory and the ability to communicate directly are in the first place. The article presents the results of studying the features of the attention of younger students and determining the ways of its development in a digital environment. The study involved 58 students of the first grades of school No. 25 in Cherepovets and 8 teachers working with these children. An analysis of the questionnaires of teachers showed that teachers often pay attention to the fact that students suffer from stability, concentration and attention switching. The results of the study according to the Toulouse-Pieron method showed that the state of attention of younger schoolchildren is characterized by a reduced level of information processing and concentration of attention. The article describes the possibilities of the gaming digital environment in terms of the development of children's attention, its concentration, stability and switchability.

Keywords: attention, digital environment, primary school students, digitalization, development of attention.

Литература:

1. Водяха, C.A. Особенности структуры интеллекта младших школьников, обучаемых посредством гаджетов / С.А. Водяха, Ю.Е. Водяха, С.А. Минюрова // Психолого-педагогическое образование. - 2019. - № 7. - С. 133-140

2. Исследования ученых помогут понять причины синдрома дефицита внимания у детей // Российская академия наук. - 2022. - URL: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=edc2e983-4eca-4b35-936e-3aa8al6882e5 (дата обращения 10.08.2023)

3. Влияние гаджетов на развитие детей / Г.Н. Лукьянец, Л.В. Макарова, Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина, М.С. Шибалова // Новые исследования. - 2019. - №1 (57). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov-na-razvitie-detey (дата обращения: 10.08.2022)

4. Романова, А. Гаджеты и их влияние на познавательное развитие: взгляд нейропсихолога / А. Романова // Общество семейных консультантов и психотерапевтов. - 2022. - URL: http://supporter.ru/ru/uchkonf/552-a-romanova-gadzhety-i-ikh-vliyanie-na-poznavatelnoe-razvitie-vzglyad-nejropsikhologa (дата обращения: 10.08.2023)

5. Савостьянов, А.Н. Российские ученые обнаружили связь между проблемой с вниманием у детей и активностью их мозга / А.Н. Савостьянов // Поиск. - 2020. - URL: https://poisknews.ru/themes/medicine/issledovaniya-uchenyh-pomogut-ponyat-р/ (дата обращения 10.08.2023)

6. Семенович, А.В. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития / А.В. Семенович. -М. 2001. -99 с.

7. Теория поколений X, Y, Z, беби-бумеров, альфа в России - их ключевые особенности и различия // Digital-агентство полного цикла. -2022. - URL: https://prostudio.rU/journal/generation-x-y-z/#heading-3 (дата обращения 10.08.2023)

8. Фельдштейн, Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) / Д.И. Фельдштейн. -Москва, Воронеж, 2013. - 335 с.

УДК 378:37.03:372.881.111.1

РОЛЬ НАУЧНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ И КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ

СИЛОВЫХ СТРУКТУР РФ

доцент Малкоеа Татьяна Вячеславовна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Научная и воспитательная работа являются неотъемлемыми и обязательными компонентами целостной системы профессиональной подготовки кадров для силовых структур РФ. Особую актуальность и значимость в современных условиях приобретает воспитание патриотически настроенной молодежи, которая имеет четкую гражданскую позицию, с уверенностью смотрит в будущее и с уважением относится к историческому и культурному наследию страны. С учетом значения патриотического и нравственного воспитания молодежи для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования возрастает роль образовательных организаций в воспитании молодежи, способной и готовой нести ответственность за судьбу страны, эффективно и самоотверженно выполнять свой профессиональный долг.

Изложение основного материала исследования. Патриотическое воспитание это «сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой курсантов к созидательному труду на благо Отечества, с формированием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, постоянно стремиться к обеспечению безопасности индивида, общества и государства [1, С. 71].

С целью усиления влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач в образовательных организациях планируются и реализуются разнообразные научно-представительские мероприятия, направленные на привлечение курсантов, адъюнктов и слушателей к научно-исследовательской деятельности, особенно в соответствии с направлениями научной тематики, закрепленными за тем или иным учреждением. Большое внимание с точки зрения воспитания и развития творческого потенциала обучающихся уделяется организации и участию обучающихся в мероприятиях состязательного характера, ориентированных на расширение взаимодействия и творческого сотрудничества как с образовательными и научными организациями МВД, ФСИН, войск Национальной Гвардии, прокуратуры РФ, так и с организациями других федеральных органов исполнительной власти, иными образовательными организациями.

Обучающиеся образовательных организаций силовых ведомств принимают участие в конкурсных и научно-представительских мероприятиях разного уровня, приобретая и накапливая опыт исследовательской деятельности, развивая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.