ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (34), 2020
УДК 353
Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры ГМУ, Курский государственный университет e-mail: [email protected]
Бондарева Наталья Александровна, магистрант Института экономики и управления, Курский государственный университет e-mail: [email protected]
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные результаты реализации национальных проектов на территории Курской области, способствующие социально-экономическому развитию региона. Затрагиваются вопросы состояния региональных инструментов финансовой и нефинансовой поддержки
Ключевые слова: национальные проекты, региональная политика, социально-экономическое развитие региона.
Bondareva Natalia Aleksandrovna, master's degree student of the Institute of Economics and management, Kursk state University e-mail: nata.zaloznykh1996@mail .ru
Pyasetskaya Elena Nikolaevna, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of NSU, Kursk State University e-mail: [email protected]
THE ROLE OF NATIONAL PROJECTS IN THE REGIONAL POLICY OF THE
KURSK REGION
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (34), 2020
Abstract: the article discusses the main results of the implementation of national projects in the Kursk region, contributing to the socio-economic development of the region. The issues of the state of regional instruments of financial and non-financial support are discussed.
Key words: national projects, regional policy, socio-economic development of the region.
Исследование реализации национальных проектов требует разделения компетенций органов государственной власти федерального и регионального уровня в области формирования региональной инновационной системы и исполнения ею мероприятий в рамках нацпроектов. На федеральном центре лежит ответственность разработки приоритетных направлений проектного развития, а также управления финансированием. Региональные правительства должны накапливать ресурсы своих территорий по приоритетным направлениям и обеспечивать взаимодействие субъектов в рамках реализации.
Рассматривая институты развития в свете реализации нацпроектов отметим следующие направления их деятельности: модернизация инновационного сектора; развитие экономической и социальной инфраструктуры; поддержка малого и среднего бизнеса.
Курская область является развитым и в то же время достаточно экологически чистым промышленным и аграрным регионом, благоприятным для интенсивного ведения сельского хозяйства и животноводства. Регион обладает разнообразием природных ресурсов, а также высоким уровнем энергообеспеченности, развитой транспортной инфраструктурой.
Среди стратегических приоритетов региональной политики Курской области обозначены развитие специализации и обеспечение конкурентоспособности региона, создание инвестиционно-позитивного имиджа, содействие развитию малого и среднего предпринимательства на основе трансфера инноваций. В рамках создания в области благоприятного климата для
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (34), 2020 экономической деятельности как инструмент рассматриваются поддержка приоритетных проектов развития [4].
За последние несколько лет в социально-экономическом развитии Курской области произошли существенные благоприятные изменения. Отчетные документы говорят о макроэкономической стабильности в регионе, констатируется выход на траекторию устойчивого роста экономики. Курская область входит в первую тройку по инфраструктурному обеспечению среди регионов ЦФО и занимает 7 место среди регионов РФ [2].
В связи с этим, можно говорить о новом этапе реализации национальных проектов в Курской области с 2019 года. В течение 6-ти лет на их реализацию будет привлечено более 45 млрд. рублей: из федеральной казны — 20 млрд., из областной — 11 млрд., из бюджетов государственных внебюджетных фондов — около 13 млрд., из внебюджетных источников — 600 млн. рублей. Были внесены значительные изменения в региональные проекты по нацпроектам «Образование», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Демография», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Экология», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Кроме того, в настоящее время в рамках национальной программы «Цифровая экономика» (2018 -2024) разрабатываются региональные проекты «Информационная инфраструктура» и «Умный город». Определены основные направления, по которым планируется развивать сотрудничество в регионе: в сфере развития городской среды (внедрение цифровых сервисов функционирования «умной» городской среды; создание инфраструктуры информационного обеспечения деятельности ситуационных центров различного уровня; развитие интеллектуальной транспортной инфраструктуры); разработка цифровых сервисов для населения и бизнес-среды; внедрение цифровых технологий управления объектами комплекса ЖКХ.
Приоритетные национальные проекты находятся в русле новой стратегии развития региона. Они являются его естественной составной частью.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (34), 2020
Компаниям, реализующим инвестиционные проекты на территории региона, Администрация Курской области готова оказать всестороннюю поддержку, а также содействовать в сопровождении проекта и получении государственной поддержки на его реализацию.
На сегодняшний день, приток инвестиций в регион вырос почти на 35% по сравнению с прошлым годом [2]. Благодаря инвестиционному притоку в 2019 году в Курской области в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» объем выполненных работ составляет 86%. В областном центре, так и в районах области ведутся работы по нацпроекту, с которым сопряжен партийный проект «Единой России» «Безопасные дороги».
Сегодня, судя по состоянию экономики, можно рассчитывать на инвестиционную составляющую бюджета [3].
Динамика развития региональной экономики и высокий уровень благосостояния населения в первую очередь зависят от эффективности деятельности органов государственной власти.
Далеко не все виды экономической деятельности сейчас способны развиваться без поддержки государственных органов власти и местного самоуправления. Производствам, относящимся к сфере ЖКХ (вода, газ, электроэнергия), а также транспорта и связи, на сегодняшний день оказывается финансовая поддержка из бюджета (и планируется в будущем). Вместе с тем, в муниципальных образованиях региона есть и организации, сотрудники которых сами могут оплачивать операционные расходы и расходы на развитие бизнеса. Такие организации осуществляют коммерческую деятельность как в области выполнения госзаказов, так и в области реализации товаров и услуг на рынке. Виды деятельности, осуществляемые такими организациями, как и сами организации следует сделать основными источниками дополнительного дохода в бюджет.
«Узким местом» при составлении бюджета является строгое разграничение бюджетных средств: одна часть направлена на поддержание деятельности организаций, а другая - на развитие различных видов деятельности
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (34), 2020 на основе строительства, реконструкции и модернизации. Средства, направляемые на развитие, целесообразно будет выделить в отдельный раздел бюджета - бюджет развития. Предоставлять их следует не только на развитие объектов социальной сферы, но и на поддержку организаций реального сектора экономики. Для этого также должны быть сформированы специальные условия и процедуры, что обеспечит целевое применение и эффективность вложения этих средств. Использование средств городского бюджета для развития деятельности, связанной с производством товаров и услуг важно для опережающего наращивания доходов, что особенно необходимо при реализации принятой стратегии развития.
Существует тесная связь между инновационной активностью региона и его социально-экономическим развитием, однако на практике количественно измерить силу этой связи достаточно сложно. Система индикаторов оценки и влияния инновационной активности на параметры основных социальных и экономических показателей развития региона находится в стадии формирования.
Главный минус - это нехватка инструментов финансовой и нефинансовой поддержки, не вовлечённость в механизмы, которые разворачиваются для поддержки малого бизнеса на федеральном уровне.
Важным направлением является осуществление нефинансовой поддержки инновационной деятельности, в том числе участие в продвижении продукции компаний, развитие объектов инновационной инфраструктуры, реализация программ дополнительного образования, совершенствование закупочных механизмов для государственных и муниципальных нужд, механизмов регулирования и др.
Прогноз социально-экономического развития Курской области предусматривает постепенное увеличение объема инвестиций в основной капитал, объема производства продукции промышленной отрасли, объема товаров собственного производства, выполняемых работ и услуг собственными силами, увеличения объема розничных продаж и объема выполняемых работ по строительству. Но, в тоже время существует вероятность сохранения более
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (34), 2020 низкого экономического роста по сравнению с прогнозируемыми темпами, что может негативно сказаться на показателях и привести к рискам не достижения запланированного роста в 2019-2021 годах по некоторым показателям.
Реализация национальных проектов в регионе позволит улучшить качество жизни людей и будет способствовать развитию здравоохранения, образования, транспортной инфраструктуры и модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
Список источников:
1.Кислицына В.В., Чеглакова Л.С., Караулов В.М., Чикишева А.Н. Формирование комплексного подхода к оценке социально-экономического развития регионов // Экономика региона. -2017. -№ 2.- С. 369-380.
2.Наджафова М.Н. О развитии экономики Курской области // Иннов: электронный научный журнал. - 2018. - №1.- С.57-79
3. Олейникова Е.Г., Пясецкая Е.Н. Институциональные условия инновационного развития региона // Политика, экономика и инновации. -2018. -№ 5 (22).- С. 8.
4. Официальный сайт администрации Курской области - [Электронный ресурс] -URL http://adm.rkursk.ru/