Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ'

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пясецкая Елена Николаевна, Бондарева Наталья Александровна

В данной статье рассматриваются основные результаты реализации национальных проектов на территории Курской области, способствующие социально-экономическому развитию региона. Затрагиваются вопросы состояния региональных инструментов финансовой и нефинансовой поддержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NATIONAL PROJECTS IN THE REGIONAL POLICY OF THE KURSK REGION

The article discusses the main results of the implementation of national projects in the Kursk region, contributing to the socio-economic development of the region. The issues of the state of regional instruments of financial and non-financial support are discussed

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (34), 2020

УДК 353

Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры ГМУ, Курский государственный университет e-mail: [email protected]

Бондарева Наталья Александровна, магистрант Института экономики и управления, Курский государственный университет e-mail: [email protected]

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные результаты реализации национальных проектов на территории Курской области, способствующие социально-экономическому развитию региона. Затрагиваются вопросы состояния региональных инструментов финансовой и нефинансовой поддержки

Ключевые слова: национальные проекты, региональная политика, социально-экономическое развитие региона.

Bondareva Natalia Aleksandrovna, master's degree student of the Institute of Economics and management, Kursk state University e-mail: nata.zaloznykh1996@mail .ru

Pyasetskaya Elena Nikolaevna, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of NSU, Kursk State University e-mail: [email protected]

THE ROLE OF NATIONAL PROJECTS IN THE REGIONAL POLICY OF THE

KURSK REGION

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (34), 2020

Abstract: the article discusses the main results of the implementation of national projects in the Kursk region, contributing to the socio-economic development of the region. The issues of the state of regional instruments of financial and non-financial support are discussed.

Key words: national projects, regional policy, socio-economic development of the region.

Исследование реализации национальных проектов требует разделения компетенций органов государственной власти федерального и регионального уровня в области формирования региональной инновационной системы и исполнения ею мероприятий в рамках нацпроектов. На федеральном центре лежит ответственность разработки приоритетных направлений проектного развития, а также управления финансированием. Региональные правительства должны накапливать ресурсы своих территорий по приоритетным направлениям и обеспечивать взаимодействие субъектов в рамках реализации.

Рассматривая институты развития в свете реализации нацпроектов отметим следующие направления их деятельности: модернизация инновационного сектора; развитие экономической и социальной инфраструктуры; поддержка малого и среднего бизнеса.

Курская область является развитым и в то же время достаточно экологически чистым промышленным и аграрным регионом, благоприятным для интенсивного ведения сельского хозяйства и животноводства. Регион обладает разнообразием природных ресурсов, а также высоким уровнем энергообеспеченности, развитой транспортной инфраструктурой.

Среди стратегических приоритетов региональной политики Курской области обозначены развитие специализации и обеспечение конкурентоспособности региона, создание инвестиционно-позитивного имиджа, содействие развитию малого и среднего предпринимательства на основе трансфера инноваций. В рамках создания в области благоприятного климата для

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (34), 2020 экономической деятельности как инструмент рассматриваются поддержка приоритетных проектов развития [4].

За последние несколько лет в социально-экономическом развитии Курской области произошли существенные благоприятные изменения. Отчетные документы говорят о макроэкономической стабильности в регионе, констатируется выход на траекторию устойчивого роста экономики. Курская область входит в первую тройку по инфраструктурному обеспечению среди регионов ЦФО и занимает 7 место среди регионов РФ [2].

В связи с этим, можно говорить о новом этапе реализации национальных проектов в Курской области с 2019 года. В течение 6-ти лет на их реализацию будет привлечено более 45 млрд. рублей: из федеральной казны — 20 млрд., из областной — 11 млрд., из бюджетов государственных внебюджетных фондов — около 13 млрд., из внебюджетных источников — 600 млн. рублей. Были внесены значительные изменения в региональные проекты по нацпроектам «Образование», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Демография», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Экология», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Кроме того, в настоящее время в рамках национальной программы «Цифровая экономика» (2018 -2024) разрабатываются региональные проекты «Информационная инфраструктура» и «Умный город». Определены основные направления, по которым планируется развивать сотрудничество в регионе: в сфере развития городской среды (внедрение цифровых сервисов функционирования «умной» городской среды; создание инфраструктуры информационного обеспечения деятельности ситуационных центров различного уровня; развитие интеллектуальной транспортной инфраструктуры); разработка цифровых сервисов для населения и бизнес-среды; внедрение цифровых технологий управления объектами комплекса ЖКХ.

Приоритетные национальные проекты находятся в русле новой стратегии развития региона. Они являются его естественной составной частью.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (34), 2020

Компаниям, реализующим инвестиционные проекты на территории региона, Администрация Курской области готова оказать всестороннюю поддержку, а также содействовать в сопровождении проекта и получении государственной поддержки на его реализацию.

На сегодняшний день, приток инвестиций в регион вырос почти на 35% по сравнению с прошлым годом [2]. Благодаря инвестиционному притоку в 2019 году в Курской области в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» объем выполненных работ составляет 86%. В областном центре, так и в районах области ведутся работы по нацпроекту, с которым сопряжен партийный проект «Единой России» «Безопасные дороги».

Сегодня, судя по состоянию экономики, можно рассчитывать на инвестиционную составляющую бюджета [3].

Динамика развития региональной экономики и высокий уровень благосостояния населения в первую очередь зависят от эффективности деятельности органов государственной власти.

Далеко не все виды экономической деятельности сейчас способны развиваться без поддержки государственных органов власти и местного самоуправления. Производствам, относящимся к сфере ЖКХ (вода, газ, электроэнергия), а также транспорта и связи, на сегодняшний день оказывается финансовая поддержка из бюджета (и планируется в будущем). Вместе с тем, в муниципальных образованиях региона есть и организации, сотрудники которых сами могут оплачивать операционные расходы и расходы на развитие бизнеса. Такие организации осуществляют коммерческую деятельность как в области выполнения госзаказов, так и в области реализации товаров и услуг на рынке. Виды деятельности, осуществляемые такими организациями, как и сами организации следует сделать основными источниками дополнительного дохода в бюджет.

«Узким местом» при составлении бюджета является строгое разграничение бюджетных средств: одна часть направлена на поддержание деятельности организаций, а другая - на развитие различных видов деятельности

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (34), 2020 на основе строительства, реконструкции и модернизации. Средства, направляемые на развитие, целесообразно будет выделить в отдельный раздел бюджета - бюджет развития. Предоставлять их следует не только на развитие объектов социальной сферы, но и на поддержку организаций реального сектора экономики. Для этого также должны быть сформированы специальные условия и процедуры, что обеспечит целевое применение и эффективность вложения этих средств. Использование средств городского бюджета для развития деятельности, связанной с производством товаров и услуг важно для опережающего наращивания доходов, что особенно необходимо при реализации принятой стратегии развития.

Существует тесная связь между инновационной активностью региона и его социально-экономическим развитием, однако на практике количественно измерить силу этой связи достаточно сложно. Система индикаторов оценки и влияния инновационной активности на параметры основных социальных и экономических показателей развития региона находится в стадии формирования.

Главный минус - это нехватка инструментов финансовой и нефинансовой поддержки, не вовлечённость в механизмы, которые разворачиваются для поддержки малого бизнеса на федеральном уровне.

Важным направлением является осуществление нефинансовой поддержки инновационной деятельности, в том числе участие в продвижении продукции компаний, развитие объектов инновационной инфраструктуры, реализация программ дополнительного образования, совершенствование закупочных механизмов для государственных и муниципальных нужд, механизмов регулирования и др.

Прогноз социально-экономического развития Курской области предусматривает постепенное увеличение объема инвестиций в основной капитал, объема производства продукции промышленной отрасли, объема товаров собственного производства, выполняемых работ и услуг собственными силами, увеличения объема розничных продаж и объема выполняемых работ по строительству. Но, в тоже время существует вероятность сохранения более

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (34), 2020 низкого экономического роста по сравнению с прогнозируемыми темпами, что может негативно сказаться на показателях и привести к рискам не достижения запланированного роста в 2019-2021 годах по некоторым показателям.

Реализация национальных проектов в регионе позволит улучшить качество жизни людей и будет способствовать развитию здравоохранения, образования, транспортной инфраструктуры и модернизации жилищно-коммунального хозяйства.

Список источников:

1.Кислицына В.В., Чеглакова Л.С., Караулов В.М., Чикишева А.Н. Формирование комплексного подхода к оценке социально-экономического развития регионов // Экономика региона. -2017. -№ 2.- С. 369-380.

2.Наджафова М.Н. О развитии экономики Курской области // Иннов: электронный научный журнал. - 2018. - №1.- С.57-79

3. Олейникова Е.Г., Пясецкая Е.Н. Институциональные условия инновационного развития региона // Политика, экономика и инновации. -2018. -№ 5 (22).- С. 8.

4. Официальный сайт администрации Курской области - [Электронный ресурс] -URL http://adm.rkursk.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.