Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН / ФОРМЫ КОММУНИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Леньшина Юлия Владимировна, Пясецкая Елена Николаевна

Рассматриваются формы взаимодействия власти и населения на примере российского региона, актуальные каналы участия граждан в административных процессах, как традиционные, так и новые инструменты социальной коммуникации. Выявлено состояние пространства электронных коммуникаций региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT FORMS OF INTERACTION BETWEEN MUNICIPAL AUTHORITIES AND THE POPULATION ON THE EXAMPLE OF THE KURSK REGION

The forms of interaction between the authorities and the population are Considered on the example of the Russian region, current channels of citizens ' participation in administrative processes, both traditional and new tools of social communication. The state of the electronic communications space of the region is revealed

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 353

Леньшина Юлия Владимировна, магистрант Института экономики и управления, Курский государственный университет e-mail: [email protected]

Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры ГМУ, Курский государственный университет e-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: рассматриваются формы взаимодействия власти и населения на примере российского региона, актуальные каналы участия граждан в административных процессах, как традиционные, так и новые инструменты социальной коммуникации. Выявлено состояние пространства электронных коммуникаций региона.

Ключевые слова: взаимодействие власти и населения, участие граждан, формы коммуникаций.

Lenshina Yulia Vladimirovna, master's student of the Institute of Economics and management, Kursk state University e-mail: [email protected]

Pyasetskaya Elena Nikolaevna, Candidate of Social Sciences, Associate Professor of the Department of State Medical University, Kursk State University e-mail: [email protected]

CURRENT FORMS OF INTERACTION BETWEEN MUNICIPAL AUTHORITIES AND THE POPULATION ON THE EXAMPLE OF THE KURSK

REGION

Abstract: the forms of interaction between the authorities and the population are Considered on the example of the Russian region, current channels of citizens ' participation in administrative processes, both traditional and new tools of social communication. The state of the electronic communications space of the region is revealed.

Key words: interaction between the government and the population, participation of citizens, forms of communication.

В последние годы механизм осуществления публичного управления стал сложнее и противоречивее за счет участия различных субъектов гражданского общества в осознании потребностей и проблем общественного развития. Главная задача современной системы публичного управления теперь заключается в формировании межсекторного принципа взаимодействий различных сторон социального партнерства, усиления их активности в роли медиаторов и координаторов [4].

Система взаимоотношений власти и общества в России сейчас имеет модель сильного государства и умеренно слабого гражданского общества, о чем свидетельствуют преобладание формализованных каналов диалога и нарушение равновесия форм взаимодействия, преимущество государственных интересов над частными.

Сложившаяся практика определяет порядок, при котором инициатива при построении диалога и выборе форм гражданского участия граждан принадлежит органам публичной власти, они владеют необходимым потенциалом и ресурсами для разработки механизмов взаимодействия, способны создать условия для развития и активизации участия граждан, сформировать необходимую институциональную инфраструктуру.

Среди актуальных форм участия граждан в административных процессах -систематическое информирование о действиях органов власти, консультативный обмен мнениями, хорошо налаженная «обратная связь» [3].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (35), 2020

С этой целью был создан сайт Управления Администрации Президента по работе с обращениями граждан и организаций. Во 2 квартале 2019 года на сайт поступило 175531 заявлений граждан. Основной процент обращений представлен гражданами Центрального ФО (34,87%). Жители СевероКавказского (3,23%) и Дальневосточного (3,91%) региона, а также представители иностранных государств (2,44%) обращались на сайт крайне редко.

Взаимодействие государственных и общественных структур происходит не только на федеральном, но также и на региональном уровне. Для обеспечения полноценного диалога с населением органы власти региона должны развивать интерес граждан к процессам управления, создавать новые площадки для построения конструктивного сотрудничества [2].

Эволюция форм гражданского участия, необходимость поиска новых, более современных форм делают его разнообразным, разнонаправленным в зависимости от интересов и ценностей социальных групп. И органы власти, и население настороженно относятся к проявлениям новых форм гражданской активности [1].

Чтобы проанализировать взаимодействие органов власти с обществом на примере региона, обратимся к показателям Курской области и его муниципальных образований.

На данный момент в Курске наиболее развито информирование жителей о деятельности Администрации города: рассылаются пресс-релизы по 94 электронным адресам, размещается ежедневная информация на официальном сайте о деятельности всех ветвей власти.

В Администрацию Курской области за I полугодие 2019 года поступило 14404 обращения граждан, что на 51,88 % больше, чем за аналогичный период 2018 года (7473), из них: 10804 письменных, в том числе в форме электронных документов - 7199, и 3600 устных обращений граждан, из них коллективных -855, повторных - 681, многократных - 57 [5].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (35), 2020

В последние годы большая работа проводится по приобщению граждан к участию в общественных вопросах через официальные сайты органов власти. В качестве примера рассмотрим официальный сайт Администрации г. Курска. На сайте присутствует блок «обратная связь». Есть возможность задать вопрос, сформулировав его в соответствии с требованиями. Вопрос будет направлен в отдел по работе с обращениями граждан Управления делами Администрации города Курска. Однако не указано приблизительное время, за которое поступит ответ. Также отсутствует возможность «живого» диалога с властью, выявления наиболее острых социальных вопросов. На сайте предоставлена статистическая информация о характере обращений граждан, исходя из которой, можно определить, что только в IV полугодии 2019 года 14,26 % жителей г. Курска обратились непосредственно на сайт. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный вид коммуникации не популярен среди граждан г. Курска, следовательно, необходима модернизация блока «обратная связь» и работа по поляризации данного вида обращений граждан в органы власти.

Новым инструментом для повышения активности жителей Курской области стала онлайн-площадка проекта «Действуем вместе». Это цифровая платформа создана для обработки сообщений граждан, сбора предложений и идей по вопросам развития территорий, голосования по наиболее важным вопросам. Площадка позволяет узнать о текущих проблемах в регионе, ознакомится с последними новостями, принять участие в обсуждении важных вопросов.

В постиндустриальную эпоху большое значение для граждан имеют социальные сети. Курская область, как и большинство регионов РФ, активно использует социальные медиа для связи с жителями. В социальной сети «ВКонтакте» зарегистрирована официальная группа «Курская область». Ежедневно в группе публикуются информационные сообщения и статистические данные. На данный момент количество подписчиков группы составляет 53 505 человек. Также официальные аккаунты имеют администрации городов и муниципальных районов Курской области.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (35), 2020

Несмотря на многообразие новых средств коммуникации между гражданами и органами власти, нередко жители области обращаются к традиционным формам взаимодействия. Например, постоянную разъяснительную работу по всем волнующим горожан вопросам ведёт редакция муниципальной газеты «Городские известия». Обращения граждан публикуются на страницах газеты в рубриках: «Обратная связь», «Мнение», «Читатель пишет», «Коммуналка», «Газета — читатель». По вопросам читателей, имеющим общественное значение, подготовлены и опубликованы разъяснения специалистов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что органы власти Курской области используют современные методы взаимодействия с гражданами, внедряют новые инструменты социальной коммуникации, обеспечивают открытость и прозрачность своей деятельности.

Основными формами непосредственного взаимодействия органов публичной власти с субъектами гражданского общества в Курской области и ее муниципалитетах является участие в общественных советах, согласительных и конфликтных комиссиях, в конкурсах и предоставление грантов. Среди студенческой молодежи становится популярным волонтерство.

Нами выявлен ряд объективных и субъективных проблем информационного пространства региона. Среди них недостаточная известность современных электронных платформ; недостаточная информированность населения о возможностях их использования в рамках развития гражданского общества в регионе; невысокий уровень доверия граждан к властным структурам и общественным организациям; расслоение мнений сообщества об использовании электронных форм взаимодействия по возрастному признаку; отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров для решения задач по созданию механизмов социального участия; недостаток переговорных площадок для диалога.

Необходимо развивать конкретные инструменты социального участия во взаимодействии власти и населения, выявлять и привлекать активных субъектов

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (35), 2020 как медиаторов и координаторов решаемых социальных проблем, включая функцию народного контроля.

Список источников:

1. Днепровская Н. В. Цифровая трансформация взаимодействия органов государственной власти и граждан / Н. В. Днепровская // Государственное управление. Электронный вестник. - 2018. - №67. - С. 96-110.

2. Постольская Е.В., Пясецкая Е.Н. Органы власти и муниципальное сообщество: проблемы построения эффективных коммуникаций// Политика, экономика и инновации.- 2018. - № 4 (21). - С. 5

3. Сидоренко Г. И. Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством / Г. И. Сидоренко // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 749-753.

4. Слатинов В.Б. Муниципальная реформа в российских регионах: средство контроля над местным самоуправлением или механизм развития территорий // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук; Отв. редактор В.И. Герасимов. -2018. - С. 568-571.

5. Официальный сайт Администрации г. Курска: [Электронный ресурс]. -URL: http://www.kurskadmin.ru/. (Дата обращения: 18.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.