УДК 353
Леньшина Юлия Владимировна, магистрант Института экономики и управления, Курский государственный университет e-mail: [email protected]
Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры ГМУ, Курский государственный университет e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: рассматриваются формы взаимодействия власти и населения на примере российского региона, актуальные каналы участия граждан в административных процессах, как традиционные, так и новые инструменты социальной коммуникации. Выявлено состояние пространства электронных коммуникаций региона.
Ключевые слова: взаимодействие власти и населения, участие граждан, формы коммуникаций.
Lenshina Yulia Vladimirovna, master's student of the Institute of Economics and management, Kursk state University e-mail: [email protected]
Pyasetskaya Elena Nikolaevna, Candidate of Social Sciences, Associate Professor of the Department of State Medical University, Kursk State University e-mail: [email protected]
CURRENT FORMS OF INTERACTION BETWEEN MUNICIPAL AUTHORITIES AND THE POPULATION ON THE EXAMPLE OF THE KURSK
REGION
Abstract: the forms of interaction between the authorities and the population are Considered on the example of the Russian region, current channels of citizens ' participation in administrative processes, both traditional and new tools of social communication. The state of the electronic communications space of the region is revealed.
Key words: interaction between the government and the population, participation of citizens, forms of communication.
В последние годы механизм осуществления публичного управления стал сложнее и противоречивее за счет участия различных субъектов гражданского общества в осознании потребностей и проблем общественного развития. Главная задача современной системы публичного управления теперь заключается в формировании межсекторного принципа взаимодействий различных сторон социального партнерства, усиления их активности в роли медиаторов и координаторов [4].
Система взаимоотношений власти и общества в России сейчас имеет модель сильного государства и умеренно слабого гражданского общества, о чем свидетельствуют преобладание формализованных каналов диалога и нарушение равновесия форм взаимодействия, преимущество государственных интересов над частными.
Сложившаяся практика определяет порядок, при котором инициатива при построении диалога и выборе форм гражданского участия граждан принадлежит органам публичной власти, они владеют необходимым потенциалом и ресурсами для разработки механизмов взаимодействия, способны создать условия для развития и активизации участия граждан, сформировать необходимую институциональную инфраструктуру.
Среди актуальных форм участия граждан в административных процессах -систематическое информирование о действиях органов власти, консультативный обмен мнениями, хорошо налаженная «обратная связь» [3].
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (35), 2020
С этой целью был создан сайт Управления Администрации Президента по работе с обращениями граждан и организаций. Во 2 квартале 2019 года на сайт поступило 175531 заявлений граждан. Основной процент обращений представлен гражданами Центрального ФО (34,87%). Жители СевероКавказского (3,23%) и Дальневосточного (3,91%) региона, а также представители иностранных государств (2,44%) обращались на сайт крайне редко.
Взаимодействие государственных и общественных структур происходит не только на федеральном, но также и на региональном уровне. Для обеспечения полноценного диалога с населением органы власти региона должны развивать интерес граждан к процессам управления, создавать новые площадки для построения конструктивного сотрудничества [2].
Эволюция форм гражданского участия, необходимость поиска новых, более современных форм делают его разнообразным, разнонаправленным в зависимости от интересов и ценностей социальных групп. И органы власти, и население настороженно относятся к проявлениям новых форм гражданской активности [1].
Чтобы проанализировать взаимодействие органов власти с обществом на примере региона, обратимся к показателям Курской области и его муниципальных образований.
На данный момент в Курске наиболее развито информирование жителей о деятельности Администрации города: рассылаются пресс-релизы по 94 электронным адресам, размещается ежедневная информация на официальном сайте о деятельности всех ветвей власти.
В Администрацию Курской области за I полугодие 2019 года поступило 14404 обращения граждан, что на 51,88 % больше, чем за аналогичный период 2018 года (7473), из них: 10804 письменных, в том числе в форме электронных документов - 7199, и 3600 устных обращений граждан, из них коллективных -855, повторных - 681, многократных - 57 [5].
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (35), 2020
В последние годы большая работа проводится по приобщению граждан к участию в общественных вопросах через официальные сайты органов власти. В качестве примера рассмотрим официальный сайт Администрации г. Курска. На сайте присутствует блок «обратная связь». Есть возможность задать вопрос, сформулировав его в соответствии с требованиями. Вопрос будет направлен в отдел по работе с обращениями граждан Управления делами Администрации города Курска. Однако не указано приблизительное время, за которое поступит ответ. Также отсутствует возможность «живого» диалога с властью, выявления наиболее острых социальных вопросов. На сайте предоставлена статистическая информация о характере обращений граждан, исходя из которой, можно определить, что только в IV полугодии 2019 года 14,26 % жителей г. Курска обратились непосредственно на сайт. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный вид коммуникации не популярен среди граждан г. Курска, следовательно, необходима модернизация блока «обратная связь» и работа по поляризации данного вида обращений граждан в органы власти.
Новым инструментом для повышения активности жителей Курской области стала онлайн-площадка проекта «Действуем вместе». Это цифровая платформа создана для обработки сообщений граждан, сбора предложений и идей по вопросам развития территорий, голосования по наиболее важным вопросам. Площадка позволяет узнать о текущих проблемах в регионе, ознакомится с последними новостями, принять участие в обсуждении важных вопросов.
В постиндустриальную эпоху большое значение для граждан имеют социальные сети. Курская область, как и большинство регионов РФ, активно использует социальные медиа для связи с жителями. В социальной сети «ВКонтакте» зарегистрирована официальная группа «Курская область». Ежедневно в группе публикуются информационные сообщения и статистические данные. На данный момент количество подписчиков группы составляет 53 505 человек. Также официальные аккаунты имеют администрации городов и муниципальных районов Курской области.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (35), 2020
Несмотря на многообразие новых средств коммуникации между гражданами и органами власти, нередко жители области обращаются к традиционным формам взаимодействия. Например, постоянную разъяснительную работу по всем волнующим горожан вопросам ведёт редакция муниципальной газеты «Городские известия». Обращения граждан публикуются на страницах газеты в рубриках: «Обратная связь», «Мнение», «Читатель пишет», «Коммуналка», «Газета — читатель». По вопросам читателей, имеющим общественное значение, подготовлены и опубликованы разъяснения специалистов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что органы власти Курской области используют современные методы взаимодействия с гражданами, внедряют новые инструменты социальной коммуникации, обеспечивают открытость и прозрачность своей деятельности.
Основными формами непосредственного взаимодействия органов публичной власти с субъектами гражданского общества в Курской области и ее муниципалитетах является участие в общественных советах, согласительных и конфликтных комиссиях, в конкурсах и предоставление грантов. Среди студенческой молодежи становится популярным волонтерство.
Нами выявлен ряд объективных и субъективных проблем информационного пространства региона. Среди них недостаточная известность современных электронных платформ; недостаточная информированность населения о возможностях их использования в рамках развития гражданского общества в регионе; невысокий уровень доверия граждан к властным структурам и общественным организациям; расслоение мнений сообщества об использовании электронных форм взаимодействия по возрастному признаку; отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров для решения задач по созданию механизмов социального участия; недостаток переговорных площадок для диалога.
Необходимо развивать конкретные инструменты социального участия во взаимодействии власти и населения, выявлять и привлекать активных субъектов
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (35), 2020 как медиаторов и координаторов решаемых социальных проблем, включая функцию народного контроля.
Список источников:
1. Днепровская Н. В. Цифровая трансформация взаимодействия органов государственной власти и граждан / Н. В. Днепровская // Государственное управление. Электронный вестник. - 2018. - №67. - С. 96-110.
2. Постольская Е.В., Пясецкая Е.Н. Органы власти и муниципальное сообщество: проблемы построения эффективных коммуникаций// Политика, экономика и инновации.- 2018. - № 4 (21). - С. 5
3. Сидоренко Г. И. Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством / Г. И. Сидоренко // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 749-753.
4. Слатинов В.Б. Муниципальная реформа в российских регионах: средство контроля над местным самоуправлением или механизм развития территорий // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук; Отв. редактор В.И. Герасимов. -2018. - С. 568-571.
5. Официальный сайт Администрации г. Курска: [Электронный ресурс]. -URL: http://www.kurskadmin.ru/. (Дата обращения: 18.05.2020).