ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020
УДК 352
Бондарева Наталья Александровна, магистрант Института экономики и управления, Курский государственный университет e-mail: nata.zaloznykh1996@mail.ru
Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры ГМУ, Курский государственный университет e-mail: rjahovska@mail. ru
ОЦЕНКА МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в данной статье дана оценка реализации стратегического плана развития Кореневского района Курской области, проведена оценка эффективности показателей, достижение целевых значений которых позволяет проанализировать ход выполнения муниципальной программы.
Ключевые слова: муниципальная программа, социально-экономическое развитие, качество жизни.
Bondareva Natalia Aleksandrovna, master's degree student of the Institute of Economics and management, Kursk state University e-mail: nata.zaloznykh1996@mail.ru
Pyasetskaya Elena Nikolaevna, Candidate of Social Sciences, Associate Professor of the Department of State Medical University, Kursk State University e-mail: rjahovska@mail.ru
EVALUATION MECHANISMS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGIC PLAN OF MUNICIPAL DEVELOPMENT
Abstract: this article assesses the implementation of the strategic development
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 plan of the Korenevsky district of the Kursk region, assesses the effectiveness of indicators, the achievement of the target values of which allows you to analyze the implementation of the municipal program.
Keywords: municipal program, socio-economic development, quality of life.
Большинство российских регионов имеют разный уровень социально-экономического развития, ресурсный, кадровый и производственный потенциал. Поэтому реализовывать национальную политику развития следует на региональном уровне и уровне муниципального управления, с развития инфраструктуры, а также решения иных проблем, мешающих эффективному функционированию.
Управленческие задачи администраций как институтов развития регионов и муниципальных образований представляются нам как решение системных проблем экономического роста на основании изменения правил игры, рассчитанных на активных участников хозяйственной жизни [5].
На сегодняшний момент достижение высокой эффективности деятельности органов муниципальной власти является крайне важной задачей во всем механизме государственного управления в стране. Именно органы местного самоуправления выступают в качестве последней инстанции при реализации тех или иных программных вопросов, направленных на обеспечение социально-экономического развития территории [3]. От того насколько качественными будут управленческие решения и хозяйственно-обоснованными действия представителей муниципальной власти зависит эффективность реализации общегосударственных стратегических инициатив, направленных на рост социальной защищенности населения и на достижение экономического прогресса.
Измерение показателей развития муниципальных образований - важная составляющая муниципальной политики РФ. Показатели, используемые для оценки факторов стратегической политики развития, можно сгруппировать следующим образом: статистические показатели и опросы муниципального
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 сообщества. Благодаря этим данным можно получить качественные показатели развития муниципального образования. В качестве источников выступают опросы Росстата и подобными организациями.
Для успешной реализации плана стратегического развития муниципального образования важна система мониторинга статистических показателей его выполнения. Мониторинг плана стратегического развития района представляет собой инструмент контроля выполнения стратегического плана и управления социально-экономическим развитием.
Оценка проводится по годовым показателям муниципальной программы и по итогам ее реализации в целом [1]. Так, в том, что касается Кореневского района, доходы районного бюджета за 2019 год составили 593 млн. 718 тыс. рублей. Расходы районного бюджета за 2019 год составили 577 млн. 280 тыс. рублей. За рассматриваемый период отмечается увеличение доходной части местного бюджета.
В 2019 году на территории района реализовывался ряд социальных программ, направленных на повышение качества жизни граждан.
Дорожный фонд района на 2019 год составил 9 млн. 8 тыс. 340 руб. Администрацией района оформлено 18 автомобильных дорог общего пользования местного значения протяженностью 21,1 км. Осуществляются мероприятия по зимнему и летнему содержанию автомобильных дорог. За счет собственных средств в 2019 году разработана проектно-сметная документация на строительство и ремонт автодорог.
Один из основных критериев, характеризующих социально-экономическое состояние района, - уровень газификации населенных пунктов, уровень газификации в 2019 году на территории района составил 98 %.
Благодаря грамотному руководству, поиску и внедрению передового опыта, прогрессивных методов и технологий в этом году каждый гектар озимой пшеницы в районе дал по 50,1 центнера. А в таких хозяйствах, как ООО "Благодатное" - по 73,2 ц/га, КФХ "Мыльченко Д.В." - 69, СПК "Фермер Лагутин" - 61,8.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020
Высокими показателями по выращиванию ячменя гордятся ООО "Кремяное", КФХ "Дерюгина О.Н" и КФХ "Матюшенко Н.Е.", результат сбора урожая с каждого гектара составил в этих хозяйствах от 67 до 56,3 ц. соответственно.
Востребована на рынке и такая культура, как зерно кукурузы, которое возделывается в районе на 6,67 тыс. га при средней урожайности 97 ц/га. А такие хозяйства, как ООО "Благодатное", КФХ "Дерюгина О.Н." и ООО "Комаровка" получили свыше 115 ц/га.
Сахарную свеклу в районе выращивает ООО "Комаровка". В этом году каждый из 250 гектаров дал по 600 центнеров.
Одно из приоритетных направлений в развитии сельского хозяйства -животноводство, которое динамично развивается в районе. Благодаря работе ЗАО АФ "Любимовская" достигнуты высокие показатели в производстве мяса на убой. Производительность свинокомплекса - 10,6 тысяч тонн мяса в живом весе.
Хороших результатов в этом году добились предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. ООО "Кореневский элеватор" занимается закупкой, продажей и оказанием услуг по хранению зерна. Подразделением ООО "Авангард-Агро-Курск" "Кореневский завод по производству солода" за девять месяцев этого года произведено 42,2 тыс. тонн солода [6].
Очень важным аспектом исследования стало выявление настроений жителей района по поводу переезда в более крупные населенные пункты в поиске работы. Объясняется это тем, что сокращение населения - очень острая проблема российского сельского поселения. В настоящее время демографическая и миграционная ситуация Кореневского района продолжает ухудшаться.
За период 2015-2019 гг. отмечается устойчивое снижение коэффициента рождаемости - на 3,7 пункта, что обусловлено снижением числа новорожденных на 26,97%. При этом общий коэффициент смертности составил в 2019 году 12 промилле - снижение по сравнению с 2015 г. на 0,5 пункта в результате снижения ежегодного числа умерших на 1,18%. Таким образом, снижение численности
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 населения объясняется миграционными потоками.
Таким образом, развитие Кореневского района расценивается положительно. Высокие показатели эффективности реализации муниципальных программ, стратегических планов, способствующих социально-экономическому развитию района, позволяют сделать вывод, что благодаря таким районам Курская область будет еще длительное время занимать лидирующие позиции по показателям достижений агропромышленного комплекса среди регионов ЦФО. Все это говорит о в целом правильном выборе эффективной стратегии развития как за счет бюджетного планирования, так и за счет разработки грамотной инвестиционной политики [2].
Среди инструментов перспективного стратегического социально -экономического развития муниципального образования регионального уровня мы выделяем: 1) оптимизацию экономической политики (развитие инфраструктуры, промышленных предприятий); 2) создание нового формата сотрудничества промышленных предприятий с органами власти, площадки для обсуждения актуальных вопросов и предложений); 3) информационно-коммуникационные технологии (повышение эффективности работы органов власти с помощью расширения электронных сервисов оказания государственных услуг; 4) развитие предпринимательской деятельности (повышение уровня информированности о существующих возможностях в сфере ведения бизнеса; обеспечение доступа субъектов предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам)[4].
Высокая степень вовлеченности граждан в экономику и социальную сферы жизни непосредственно сказывается на росте объемов производства товаров и услуг.
Список источников 1. Гагарина Г. Ю., Мирошников С. Н. Некоторые вопросы управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации на основе системы стратегического планирования // Управленческое
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 консультирование. - 2018. - № 12. - С. 70-90.
2. Сагатгареев Р.М., Гатауллин Р.Ф. Оценка уровня социально-экономического развития сельских территорий // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 3-3. - С. 623-629
3. Юмаев Е. А. Рейтинговая оценка социально-экономического развития муниципальных образований региона // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 763-765.
4. Олейникова Е.Г., Пясецкая Е.Н. Институциональные условия инновационного развития региона // Политика, экономика и инновации. -2018. -№ 5 (22).- С. 8.
5. Слатинов В.Б. Муниципальная реформа в российских регионах: средство контроля над местным самоуправлением или механизм развития территорий // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук; Отв. редактор В.И. Герасимов. -2018. - С. 568-571.
6. Официальный сайт муниципального образования «Кореневский район» [Электронный ресурс] - URL http://kor.rkursk.ru/index. php?mun_obr=174