Научная статья на тему 'Остояние стратегического планирования в муниципальном образовании'

Остояние стратегического планирования в муниципальном образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / MUNICIPAL FORMATION / STRATEGIC PLANNING / QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залозных Наталья Александровна, Пясецкая Елена Николаевна

В статье дана оценка реализации муниципальной программы «Развитие экономики Кореневского района Курской области», возможностей взаимодействия с гражданами, участвующих в обсуждении реализации программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Залозных Наталья Александровна, Пясецкая Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF STRATEGIC PLANNING IN THE MUNICIPALITY

The article assesses the implementation of the municipal program "economic development of Korenevsky district of Kursk region", the possibilities of interaction with citizens involved in the discussion of the implementation of programs

Текст научной работы на тему «Остояние стратегического планирования в муниципальном образовании»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019

УДК: 352

Залозных Наталья Александровна, магистрант Института экономики и управления, Курский государственный университет e-mail: nata. zaloznykh1996@mail. ru

Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры ГМУ, Курский государственный университет e-mail: rjahovska@mail. ru

СОСТОЯНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: в статье дана оценка реализации муниципальной программы «Развитие экономики Кореневского района Курской области», возможностей взаимодействия с гражданами, участвующих в обсуждении реализации программы.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, стратегическое планирование, качество жизни населения.

Zaloznykh Natalia Aleksandrovna, master's degree student of the Institute of Economics and management, Kursk state University e-mail: nata. zaloznykh1996@mail. ru

Pyasetskaya Elena Nikolaevna., Candidate of Social Sciences, associate professor of management and State and municipal management, Kursk State University

e-mail: [email protected]

THE STATE OF STRATEGIC PLANNING IN THE MUNICIPALITY

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019

Abstract: the article assesses the implementation of the municipal program "economic development of Korenevsky district of Kursk region", the possibilities of interaction with citizens involved in the discussion of the implementation of programs.

Key words: local self-government, municipal formation, strategic planning, quality of life of the population.

Многомерный процесс развития муниципального образования рассматривается в научной литературе в связи с реализацией совокупности целей политического, экономического, социального и культурологического характера, среди которых важнейшим является экономическое развитие как основа повышения качества жизни жителей [4].

При достаточно ограниченных ресурсах муниципальным органам власти приходится одновременно решать разнонаправленные задачи по модернизации инфраструктуры городов и поселков, поддержанию их жизнеобеспечения, преодолению локальных кризисных ситуаций, оказанию услуг населению, разработке и реализации программ развития среды проживания. Инструментом обеспечения устойчивого развития муниципальных образований для органов управления является стратегический подход к управлению.

Необходимость и осознание важности стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований уже стало неотъемлемой частью общей системы стратегического управления муниципальным образованием [5].

В Курской области развитие муниципальных образований осуществляется на основании закона Курской области от 29 апреля 2015 года N 46-ЗКО «О стратегическом планировании в Курской области» в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Курской области [1,2].

На официальном сайте Администрации Кореневского района в разделе «Муниципальные правовые акты» перечисляются реализуемые программы со сроком реализации, целями, задачами и предполагаемыми результатами реализации, объёмом финансирования. К сферам действия муниципальных программ относится развитие экономики, развитие образования, развитие культуры, социальное развитие села, энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, повышение эффективности управления финансами, содействие занятости населения.

В данной статье рассматривается муниципальная программа «Развитие экономики Кореневского района Курской области», утвержденная постановлением Администрации Кореневского района Курской области от 31.10.2014г. № 932, сроком реализации 2015-2020 годы.

Целями муниципальной программы являются: создание условий для привлечения инвестиций в экономику Кореневского района Курской области и формирование благоприятного инвестиционного климата; для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства района; улучшение качества жизни населения района.

Приоритетом политики на долгосрочную перспективу является: создание в районе благоприятных условий для экономической деятельности, повышение уровня инвестиций; создание положительного инвестиционного имиджа; содействие развитию малого и среднего бизнеса, популяризация предпринимательской деятельности; развитие жилищной сферы, обеспечивающей улучшение жилищных условий и качества жизни населения района [3].

Согласно ежегодному докладу главы Администрации Кореневского района Курской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 округов и муниципальных районов, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2015 год составил 516,1 млн. руб. или 110,4 % к аналогичному периоду 2014 года (467,5 млн. руб.), что на 48,5 млн. руб.больше, чем в 2014 году. Основные источники инвестиций в основной капитал - привлеченные средства (кредиты банков), собственные и заемные средства других организаций. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя за 2015 год составил 30488 руб., или 117,8% по отношению к 2014 году.

В сравнение с 2015 годом объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2017 год составил 285,0 млн. руб. или 49,4 % в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2015 года (544,1 млн. руб.), что на 259,1 млн. руб. меньше, чем в 2015 году. 87,7 % от общего объема направлены на приобретение машин, оборудования и транспортных средств, строительство зданий и сооружений. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя за 2017 год составил 17325 руб., или 54,2% по отношению к 2016 году [6].

В последние годы показатель объем инвестиций характеризуется положительной динамикой. В структуре инвестиций 85% от общего объема направлены на приобретение машин, оборудования и транспортных средств, реконструкция и строительство зданий, сооружений. Позитивные процессы экономического развития способствуют росту благосостояния жителей района, улучшению ситуации на рынке труда.

С определенной долей вероятности можно сказать, что планируемые задачи изменения Кореневского района в части развития как территории с максимально благоприятными условиями (экономическими, социальными, экологическими) для проживания населения активно реализуются. Администрацией проводятся мероприятия по совершенствованию информационно-разъяснительной работы с населением, встречи и приемы граждан, результаты которых анализируются и размещаются на официальном сайте муниципального района. Согласно данным официального сайта за 2018

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 год удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления Кореневского района, а также результатами реализации муниципальной программы в рамках стратегического плана составила 42,7% [6].

Расширение используемых методов и приемов усиления информированности населения района о задачах и промежуточных результатах стратегического плана, осознания его полезности для жителей, диалоговые формы взаимодействия, включающие организацию сбора и обсуждение предложений, поступающих от населения и организованных социальных групп, создает социальные условия для развития территории. Жители должны осознавать, что разработка стратегии развития муниципального образования общее дело всего сообщества.

В настоящее время во многом именно на местное самоуправление возлагается ответственность за удовлетворение коллективных потребностей, публичных интересов, улучшения качества жизни всех слоев населения муниципального образования. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что властные структуры Кореневского района пытаются решать проблемы муниципального образования с помощью современных методов государственного и муниципального управления и ставят одной из приоритетных целей обеспечение улучшения качества жизни населения.

При этом важно пересмотреть приоритеты развития социальных инфраструктурных проектов с учетом общих трансформационных процессов и потребностей конкретных муниципалитетов, возможности интеграции всех ресурсов района в целостную систему хозяйствования с четкими ориентирами обеспечения приемлемых социально-экономических условий жизни и удовлетворения потребностей населения.

Среди рекомендуемых инструментов развития как наиболее перспективные нами предлагается использовать электронные средства, которые могут дать обратную связь с населением, сайты, через которые можно

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 оставлять отзывы и пожелания, публичные обсуждения. Все это инструменты эффективного планирования и реализации стратегических планов.

Список источников:

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// Справочно-информационная система Гарант

2. Закон Курской области от 29 апреля 2015 года N 46-ЗКО «О стратегическом планировании в Курской области» // Справочно-информационная система Гарант

3. Постановление Администрации Кореневского района Курской области от 31 октября 2014 г. № 932 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономики Кореневского района Курской области» [Электронный ресурс] -URL http://kor.rkursk.ru/index. php?date_mod=&title 1=&kol =30&sort =date_modified&mun_obr=174&sub_menus_id=14221&num_str=18&id_mat=6444 5

4. Зотов В.Б. Система муниципального управления. - М.:, ОЛМА-ПРЕСС,

2006.

5. Петрова Т.В. Пясецкая Е.Н. Проблема открытости процесса стратегического планирования в информационном пространстве города // Политика, экономика и инновации.—2017.—№ 2 (12). — С. 6.

6. Официальный сайт муниципального образования «Кореневский район» [Электронный ресурс] - URL http://kor.rkursk.ru/index. php?mun_obr=174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.