Научная статья на тему 'Институциональные условия инновационного развития региона'

Институциональные условия инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / RUSSIAN REGIONS / INSTITUTIONS OF REGIONAL DEVELOPMENT / SOCIO-ECONOMIC COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейникова Елена Геннадьевна, Пясецкая Елена Николаевна

В статье анализируются условия инновационного развития региона на примере города федерального значения Севастополь, выделены направления региональной инновационной политики. Приводятся факторы, затрудняющие развитие инновационного развития региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF FORMATION OF INSTITUTES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT

The article analyzes the problems of formation of institutions of territorial development, characterized by gaps in research and implementation of investment structures in socio-economic complexes of the Russian Federation. Data of creation of institutes of development of the city of Sevastopol are given

Текст научной работы на тему «Институциональные условия инновационного развития региона»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018

УДК: 338:2

Олейникова Елена Геннадьевна, магистрант направления Государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет

e-mail: [email protected]

Пясецкая Елена Николаевна, к.соц.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

e-mail: [email protected]

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация: в статье анализируются условия инновационного развития региона на примере города федерального значения Севастополь, выделены направления региональной инновационной политики. Приводятся факторы, затрудняющие развитие инновационного развития региона.

Ключевые слова: инновационное развитие, институциональные условия, социально-экономическое развитие, административные факторы.

Oleynikova Elena Gennadyevna, undergraduate of the direction Public and municipal administration, Kursk state university e-mail: [email protected]

Pyasetskaya Elena Nikolaevna, to. соц. N, associate professor of the public and municipal administration, FGBOU VPO "The Kursk state university" e-mail: [email protected]

OF FORMATION OF INSTITUTES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT

Abstract: the article analyzes the problems of formation of institutions of territorial development, characterized by gaps in research and implementation of

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018 investment structures in socio-economic complexes of the Russian Federation. Data of creation of institutes of development of the city of Sevastopol are given.

Keywords: Russian regions, institutions of regional development, socioeconomic complex.

Существует тесная связь между инновационной активностью региона и его социально-экономическим развитием, однако количественно определить степень этой связи на практике достаточно сложно. Система индикаторов оценки и влияния инновационной активности на параметры основных социальных и экономических показателей развития региона находится в стадии формирования.

Значительное социально-экономическое неравенство субъектов Российской Федерации является существенной проблемой национальной экономики, и решение ее стало серьезной задачей государственной региональной политики. Искусственно создаваемое инвестиционное неравенство в пользу отстающих территорий должно исправить региональное неравенство. Содержательное решение проблемы неравенства состоит в привлечении на депрессивные территории, коей является г. Севастополь, финансовых ресурсов, в том числе в виде инвестиций. В регионах России последние 20 лет финансовые потоки привлекались двумя способами: их перераспределение федеральными органами власти через бюджет, институты развития, федеральные целевые программы и др. и предоставление целым регионам или (чаще) отдельным их территориям особого экономического режима - свободных экономических зон. В результате возникло большое разнообразие территорий с различной налоговой и хозяйственной свободой внутри единого национального социально-экономического пространства [2].

Региональная специфика деятельности органов власти г. Севастополя заключается в наличии процессов адаптации. Конец 2016 года стал крайним сроком, когда в Крыму и Севастополе в полном объеме начало действовать российское законодательство, которое является значимой частью регуляторной среды для экономических процессов. Напомним, что адаптация новых регионов Крыма и Севастополя к законодательной и административной системам России

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018 была осложнена следующими проблемами: состояние социальных институтов оценивалось значительно ниже среднероссийских стандартов потребления и возникшую разницу удорожания жизни нужно было быстро преодолеть; состояние административных ресурсов усугублялось кадровым составом, не имевшим навыков и понимания управленческой деятельности в новой реальности; обе перечисленные проблемы существенно замедлили и растянули адаптационный процесс [1].

Главным фактором и инструментом инвестиционной политики Крыма и Севастополя на настоящий момент стала свободная экономическая зона (СЭЗ), виноделие, высокотехнологичное производство, информационные технологии и туризм отнесены к приоритетными направлениями развития и инвестирования. В Севастополе СЭЗ действует с 1 января 2015 года сроком на 25 лет. На тот момент уже было заключено 100 договоров с декларируемым объемом капитальных вложений 1,4 млрд. руб., сейчас эта цифра значительно выше. Инвестирование замечено в различных сферах деятельности, прежде всего это промышленность, строительство, транспорт, судостроение, медицина, торговля сфера услуг и т.д. На рисунке один представлен качественный состав инвестирования, при построении использованы данные Инвестиционного портала г. Севастополя.

Необходимым условием для инновационного развития является формирование социальной и инженерной инфраструктуры города. В 2014 году утверждена Федеральная целевая программа социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года, определившая, создание и реконструкцию объектов здравоохранения, образования, ЖКХ, транспортной системы и дорог, создание индустриального парка приоритетными направлениями федерального финансирования. За счет федерального бюджета до 2020 года на эти цели планируется потратить 42 млрд. руб.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018

Рисунок - Сферы деятельности участников СЭЗ Севастополя

Для региональной инвестиционной политики показатели социального климата являются относительно новой категорией, которая появилась в информационном поле Севастополя благодаря ФЦП, одним из результатов успешной реализации которой является среднероссийский уровень жизни населения и развития экономики.

В процессе исследования выяснилось, что в связи с отсутствием единой методики оценивания уровня развития инновационной системы региона результаты рейтингов, составленных разными исследовательскими центрами, отличаются, и зачастую весьма существенно. Агентство стратегического развития, проводившее мониторинг инвестиционных условий различных российских регионов, выяснило, что в Севастополе создание благоприятной для предпринимателей инфраструктуры, прежде всего, дорог и телекоммуникаций, значительно отстает в оценках от среднероссийского. При этом есть и более развитая сфера - осуществление контрольно-надзорной деятельности.

Главная проблема инвестиционной деятельности в Севастополе - это слабое участие в программах поддержки малого бизнеса российского уровня и нехватка региональных (городских) механизмов и инструментов финансовой и организационной поддержки данной сферы. Отметим, что есть ряд объективных факторов, развитие которых выше среднероссийского уровня. Это разработанность законодательных актов по поддержке предпринимательства и

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018 инвестиционной деятельности, осуществление контрольно-надзорной деятельности, качество инвестиционного портала [3].

Результаты проведенного исследования позволяют сделать предположение, что несмотря на наличие целого ряда негативных факторов, можно оценить уровень инвестиционный климата в Севастополе как высокий при нераскрытом до конца потенциале привлекательности для инвесторов. Анализ статистики и мнений авторитетных экспертов позволяет предположить дальнейший рост инвестиционного потенциала региона.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в регионе разработана нормативно-правовая база, регламентирующая основы формирования и развития инновационной системы Севастополя. Нормативные акты, призванные создать благоприятный инновационный климат территории, предусматривают различные меры консультационной, организационной и финансовой государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе предоставление финансовых преференций (гранты, субсидии, налоговые льготы, софинансирование инновационных проектов и др.). Государственная финансовая поддержка является важным фактором, стимулирующим развитие инновационной системы региона.

Список источников:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70614732/

2. Петрова Т.Н., Пясецкая Е.Н. Проблема открытости процесса стратегического планирования в информационном пространстве города // Политика, экономика и инновации. - 2017. - № 2 (12). - С. 4.

3. Основные показатели социально-экономического развития города Севастополя // Инвестиционный портал Севастополя. URL:http: //investsevastopol.ru/ru/ekonomikasevastopolya (дата обращения: 14.12.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.