ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018
УДК: 338:2
Олейникова Елена Геннадьевна, магистрант направления Государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет
e-mail: [email protected]
Пясецкая Елена Николаевна, к.соц.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
e-mail: [email protected]
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация: в статье анализируются условия инновационного развития региона на примере города федерального значения Севастополь, выделены направления региональной инновационной политики. Приводятся факторы, затрудняющие развитие инновационного развития региона.
Ключевые слова: инновационное развитие, институциональные условия, социально-экономическое развитие, административные факторы.
Oleynikova Elena Gennadyevna, undergraduate of the direction Public and municipal administration, Kursk state university e-mail: [email protected]
Pyasetskaya Elena Nikolaevna, to. соц. N, associate professor of the public and municipal administration, FGBOU VPO "The Kursk state university" e-mail: [email protected]
OF FORMATION OF INSTITUTES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT
Abstract: the article analyzes the problems of formation of institutions of territorial development, characterized by gaps in research and implementation of
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018 investment structures in socio-economic complexes of the Russian Federation. Data of creation of institutes of development of the city of Sevastopol are given.
Keywords: Russian regions, institutions of regional development, socioeconomic complex.
Существует тесная связь между инновационной активностью региона и его социально-экономическим развитием, однако количественно определить степень этой связи на практике достаточно сложно. Система индикаторов оценки и влияния инновационной активности на параметры основных социальных и экономических показателей развития региона находится в стадии формирования.
Значительное социально-экономическое неравенство субъектов Российской Федерации является существенной проблемой национальной экономики, и решение ее стало серьезной задачей государственной региональной политики. Искусственно создаваемое инвестиционное неравенство в пользу отстающих территорий должно исправить региональное неравенство. Содержательное решение проблемы неравенства состоит в привлечении на депрессивные территории, коей является г. Севастополь, финансовых ресурсов, в том числе в виде инвестиций. В регионах России последние 20 лет финансовые потоки привлекались двумя способами: их перераспределение федеральными органами власти через бюджет, институты развития, федеральные целевые программы и др. и предоставление целым регионам или (чаще) отдельным их территориям особого экономического режима - свободных экономических зон. В результате возникло большое разнообразие территорий с различной налоговой и хозяйственной свободой внутри единого национального социально-экономического пространства [2].
Региональная специфика деятельности органов власти г. Севастополя заключается в наличии процессов адаптации. Конец 2016 года стал крайним сроком, когда в Крыму и Севастополе в полном объеме начало действовать российское законодательство, которое является значимой частью регуляторной среды для экономических процессов. Напомним, что адаптация новых регионов Крыма и Севастополя к законодательной и административной системам России
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018 была осложнена следующими проблемами: состояние социальных институтов оценивалось значительно ниже среднероссийских стандартов потребления и возникшую разницу удорожания жизни нужно было быстро преодолеть; состояние административных ресурсов усугублялось кадровым составом, не имевшим навыков и понимания управленческой деятельности в новой реальности; обе перечисленные проблемы существенно замедлили и растянули адаптационный процесс [1].
Главным фактором и инструментом инвестиционной политики Крыма и Севастополя на настоящий момент стала свободная экономическая зона (СЭЗ), виноделие, высокотехнологичное производство, информационные технологии и туризм отнесены к приоритетными направлениями развития и инвестирования. В Севастополе СЭЗ действует с 1 января 2015 года сроком на 25 лет. На тот момент уже было заключено 100 договоров с декларируемым объемом капитальных вложений 1,4 млрд. руб., сейчас эта цифра значительно выше. Инвестирование замечено в различных сферах деятельности, прежде всего это промышленность, строительство, транспорт, судостроение, медицина, торговля сфера услуг и т.д. На рисунке один представлен качественный состав инвестирования, при построении использованы данные Инвестиционного портала г. Севастополя.
Необходимым условием для инновационного развития является формирование социальной и инженерной инфраструктуры города. В 2014 году утверждена Федеральная целевая программа социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года, определившая, создание и реконструкцию объектов здравоохранения, образования, ЖКХ, транспортной системы и дорог, создание индустриального парка приоритетными направлениями федерального финансирования. За счет федерального бюджета до 2020 года на эти цели планируется потратить 42 млрд. руб.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018
Рисунок - Сферы деятельности участников СЭЗ Севастополя
Для региональной инвестиционной политики показатели социального климата являются относительно новой категорией, которая появилась в информационном поле Севастополя благодаря ФЦП, одним из результатов успешной реализации которой является среднероссийский уровень жизни населения и развития экономики.
В процессе исследования выяснилось, что в связи с отсутствием единой методики оценивания уровня развития инновационной системы региона результаты рейтингов, составленных разными исследовательскими центрами, отличаются, и зачастую весьма существенно. Агентство стратегического развития, проводившее мониторинг инвестиционных условий различных российских регионов, выяснило, что в Севастополе создание благоприятной для предпринимателей инфраструктуры, прежде всего, дорог и телекоммуникаций, значительно отстает в оценках от среднероссийского. При этом есть и более развитая сфера - осуществление контрольно-надзорной деятельности.
Главная проблема инвестиционной деятельности в Севастополе - это слабое участие в программах поддержки малого бизнеса российского уровня и нехватка региональных (городских) механизмов и инструментов финансовой и организационной поддержки данной сферы. Отметим, что есть ряд объективных факторов, развитие которых выше среднероссийского уровня. Это разработанность законодательных актов по поддержке предпринимательства и
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018 инвестиционной деятельности, осуществление контрольно-надзорной деятельности, качество инвестиционного портала [3].
Результаты проведенного исследования позволяют сделать предположение, что несмотря на наличие целого ряда негативных факторов, можно оценить уровень инвестиционный климата в Севастополе как высокий при нераскрытом до конца потенциале привлекательности для инвесторов. Анализ статистики и мнений авторитетных экспертов позволяет предположить дальнейший рост инвестиционного потенциала региона.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в регионе разработана нормативно-правовая база, регламентирующая основы формирования и развития инновационной системы Севастополя. Нормативные акты, призванные создать благоприятный инновационный климат территории, предусматривают различные меры консультационной, организационной и финансовой государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе предоставление финансовых преференций (гранты, субсидии, налоговые льготы, софинансирование инновационных проектов и др.). Государственная финансовая поддержка является важным фактором, стимулирующим развитие инновационной системы региона.
Список источников:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70614732/
2. Петрова Т.Н., Пясецкая Е.Н. Проблема открытости процесса стратегического планирования в информационном пространстве города // Политика, экономика и инновации. - 2017. - № 2 (12). - С. 4.
3. Основные показатели социально-экономического развития города Севастополя // Инвестиционный портал Севастополя. URL:http: //investsevastopol.ru/ru/ekonomikasevastopolya (дата обращения: 14.12.2017)