ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018
УДК: 338:2
Олейникова Елена Геннадьевна, магистрант направления Государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет
e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация: в статье анализируются основы построения и направления реализации региональной инновационной политики, основополагающие документы инновационного развития российских регионов, выделены направления региональной инновационной политики. Приводятся факторы, затрудняющие развитие российских региональных инновационных систем.
Ключевые слова: региональные экономические системы, инновации, развитие регионов РФ, направления региональной инновационной политики.
Oleynikova Elena Gennadyevna, postgraduate directions of the State and municipal management, Kursk state University
e-mail: [email protected]
FEATURES OF REGIONAL INNOVATION POLICY
Abstract: the article analyzes the basics of construction and implementation of regional innovation policy, the basic documents of innovative development of Russian regions, the directions of regional innovation policy. The factors complicating the development of Russian regional innovation systems are given.
Key words: regional economic systems, innovations, development of regions of the Russian Federation, directions of regional innovation policy.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018
Приоритетный инновационный путь развития современной национальной экономики предполагает делегирование управления экономическим развитием субъектам Федерации. Признано, что основу формирования инновационной экономики составляют территориальные инновационные системы. В сложившейся ситуации развитой экономической конкуренции преимущество имеют регионы, в которых созданы благоприятные условия для формирования и реализации новейших научно-технических идей. Достижение целей обеспечения устойчивого экономического роста российских регионов осложнено серьезными проблемами их территориальной дифференциации, финансовой обеспеченности, состояния рыночной инфраструктуры, численности и качеству жизни населения.
Анализируя мнения, представленные в научной литературе, можно сделать вывод о существовании разнообразных подходов к исследованию инновационных институтов региональных экономических систем. Большинство исследователей акцентируют свое внимание на территориальном сообществе как источнике формирования институтов, особенно отмечая неразрывную и тесную взаимосвязь экономической и социальной подсистем региона [Пясецкая 2016: 3].
Под экономической системой региона А.А. Чуб понимает относительно автономную территориальную систему, развитие которой обусловлено повышением эффективности производства, территориальной специализацией и кооперацией, рациональным управлением ресурсами, наличием рыночных отношений и разнообразных форм собственности, что необходимо для формирования обязательных условий, обеспечивающих воспроизводство ресурсного и человеческого капитала [Чуб 2009 : 65].
Региональная экономическая система определяется как относительно самостоятельная целостная управляемая территория в административных границах субъекта Федерации, которой свойственно наличие стабильных взаимно согласованных связей между ее подсистемами и элементами
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018 экономики, от чего зависит решение важнейших стратегических задач экономического роста и развития [Петрова, Пясецкая 2017 :5].
Основываясь на признаки и свойства, характерные для региональных экономических систем, рассмотрим более детально текущие тенденции их инновационного развития.
Важнейшим документом является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Основной целью ее создания стало определение способов и путей создания условий для динамичного стабильного развития экономики страны в долгосрочной перспективе.
При определении стратегических установок социально-экономического развития в Концепции принимаются во внимание «вызовы современности», отражающие мировые экономические тренды. Один из таких «вызовов» -прогнозируемая цепочка преобразований в технологической сфере, обоснованная снижением влияния традиционных факторов роста и, на фоне этого, увеличением значения инноваций [Концепция 2008]. Концепция предполагает приоритет развития экономики инновационного типа, что в свою очередь требует создания подходящих условий для образования инновационных компаний в каждом ее секторе, в первую очередь в сфере знаний. Цель перехода к «экономике инноваций и лидерства» предварительно требует реализации комплекса изменений, взаимозависимых друг от друга по срокам, стадиям и ресурсам. Смысл этого заключается в создании новейшей модели национальной экономики в РФ, которая характеризуется структурной диверсификацией, основанной на инновационно-технологическом развитии, а также формированием развитой институциональной среды с высоким уровнем конкуренции, побуждающей предпринимателей к активной деятельности и привлекающей инвестиции.
Вместе с тем, одной из важнейших целей развития российского государства в долгосрочной перспективе является обеспечение равномерного социально-экономического развития на региональном уровне. Необходимо
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018 совершенствовать следующие направления региональной инновационной политики:
- стимулирование региональной экономики с помощью образования современных центров экономического роста на основе сложившихся конкурентных преимуществ;
- координация государственного финансирования проектов по развитию инфраструктуры и частных инвестиционных бизнес-проектов с учетом приоритетов пространственного развития и имеющихся ресурсов;
- уменьшение несоответствия качества и уровня жизни граждан через применение механизмов социально-экономической политики.
Еще одним важным нормативно-правовым актом, устанавливающим приоритет государственного стимулирования инновационной деятельности является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [№ 127-ФЗ 1996]. Поддержка и стимулирование государством субъектов малого и среднего бизнеса, активно занимающихся инновационной деятельностью, регламентируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [№ 209-ФЗ 2007].
На основании положений Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и Концепции правительством РФ разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Стратегия 2011]. В ней определены главные цели, направления реализации и инструменты государственной инновационной политики, ориентиры финансового обеспечения сектора фундаментальной и прикладной науки и коммерциализации результатов научной деятельности, а субъектам инновационной деятельности заданы долговременные цели развития.
В Стратегии используется принцип децентрализации, что означает делегирование центров реализации инновационной политики региональным органам государственной власти. Федеральный центр остается ответственным
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018 только за предоставление поддержки при подготовке региональных программ и стратегий инновационного развития, нацеленных в основном на развитие предпринимательства в инновационной сфере, организацию деятельности по формированию инновационной инфраструктуры и развитие взаимодействия с ее действующими элементами. Вместе с тем, немаловажной функцией федеральных органов государственной власти является софинансирование программ формирования инновационной инфраструктуры с помощью субсидирования из федерального бюджета РФ. Кроме того Стратегия предусматривает формирование сети центров интенсивного инновационного роста на базе объединенных инфраструктур успешных в сфере инновационной деятельности субъектов РФ. Объединение показателей инновационной активности региона с показателями оценки эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти на региональном уровне позволяет повысить эффективность инновационной политики.
В Стратегии определено восемь основных направлений долгосрочного инновационного развития страны на период до 2020 года, в каждом из которых установлены целевые индикаторы. Предполагается положительное изменение прогнозируемых значений показателей, в отдельных случаях - до их максимально возможного значения. Для реализации Стратегии разрабатываются программы, по каждому направлению утверждаются целевые индикаторы инновационного развития, назначаются ответственные исполнители, определяются сроки и объемы государственного финансирования.
В 2016 г. в федеральных целевых программах был установлен приоритет развития высоких технологий - 28,9% всех средств, а на региональное развитие - 13,1%. По итогам реализации высший приоритет получило развитие направление транспортной инфраструктуры (34,7 %).
Мировой опыт поддержки развития национальных экономических систем показывает, что наиболее эффективна она на уровне отдельных регионов.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018
Как показывает рейтинг глобальной конкурентоспособности 2016-2017 (The Global Competitiveness Index 2016-2017), опубликованный аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия находилась на 43-м месте из 138. В последние годы страна значительно улучшила свою позицию [Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2017].
К сильным сторонам российской экономики авторы отнесли размер внутреннего рынка, уровень здравоохранения, высокую распространенность высшего образования, развитие инфраструктуры, показатели бизнес-регулирования.
Как видно, среди составляющих государственной инновационной системы в РФ наиболее развиты институты и человеческий капитал, в то время как эффективность инновационных процессов не имеет высоких показателей.
Региональная инновационная система является частью национальной системы, вследствие чего на нее оказывает влияние государственная инновационная политика. Она регулирует инновационную деятельность и определяет ее долгосрочные цели. Неравномерное развитие региональных социально-экономических систем является серьезной проблемой национальной экономики.
Анализ факторов, определяющих неразвитость российских региональных инновационных систем, позволяет обобщить их в 5 групп.
1. Государственный сектор и общие социально-экономические тенденции. Причиной главных трудностей в этом секторе является малоэффективная государственная политика инновационного развития регионов.
2. Общественный сектор. По сравнению с другими секторами в данном секторе количество выявленных проблем минимально, и все они сводятся к следующей причине - противостояние инновациям и их невостребованность. По нашему мнению, это является главной трудностью современных инновационных систем. Развитие инноваций остается малоэффективным и неперспективным, пока они не востребованы. Для решения этой проблемы
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018 необходимо развиваться в двух направлениях - популяризировать инновационную культуру среди населения и увеличить потребительский доход на душу населения.
3. Реальный сектор экономики. В этой области важнейшей проблемой является низкий уровень инновационной культуры предприятий и финансовых ресурсов.
4. Научно-исследовательский сектор. Обособленность научных и исследовательских центров от бизнес-сообщества и разрозненность их интересов является основной причиной проблем в данной области. Сложившуюся ситуацию можно исправить только с помощью тесного взаимодействия и объединения интересов органов власти, научных деятелей и участников бизнес-сектора. Решение данного вопроса является ключевым и для следующей группы факторов.
5. Сектор трансфера инноваций, призванный объединить и интегрировать в единый механизм отдельные элементы.
Таким образом, установлено, что на современном уровне развития формирование институтов развития осложняется рядом проблем, определяющих их низкую эффективность. Решение отдельных вопросов по некоторым направлениям не приведет к кардинальному изменению ситуации.
Список источников:
1.О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ ; с изм. от 23.05.2016. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]:
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. - Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
5.Петрова Т.Н., Пясецкая Е.Н. Проблема открытости процесса стратегического планирования в информационном пространстве города // Политика, экономика и инновации. - 2017. - № 2 (12). - С. 4.
6.Пясецкая Е.Н. Местное сообщество как ресурс стратегического планирования развития муниципального образования // Политика, экономика и инновации. - 2016. - № 6 (8). - С. 3.
7. Чуб А.А. Понятие устойчивости региональной социально-экономической системы в рамках информационной концепции развития // Академический вестник. - 2009. - № 4. - С. 65-71.
8. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2016-2017 [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2017/09/28/7304