Научная статья на тему 'Роль национально-культурных сообществ в формировании межкультурной коммуникации и толерантности'

Роль национально-культурных сообществ в формировании межкультурной коммуникации и толерантности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
748
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ СООБЩЕСТВО / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МИГРАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жукова Ольга Владимировна

В статье раскрывается значение деятельности национально-общественных организаций в формировании толерантности. Определяется роль толерантности в межэтническом общении. Рассматриваются психологические аспекты миграции и условия положительной межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль национально-культурных сообществ в формировании межкультурной коммуникации и толерантности»

УДК 37.035.6

Жукова Ольга Владимировна

аспирант Северо-Осетинского государственного

университета им. К.Л. Хетагурова

zov2005@rambler.ru

Olga V. Zhukova

Graduate student.

North Ossetian state university of K.L. Khetagurova zov2005@rambler.ru

Роль национально-культурных сообществ в формировании межкультурной

коммуникации и толерантности

The role of national-cultural communities in the formation of intercultural

communication and tolerance

Аннотация. В статье раскрывается значение деятельности национально-общественных организаций в формировании толерантности. Определяется роль толерантности в межэтническом общении. Рассматриваются психологические аспекты миграции и условия положительной межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: национально-культурное сообщество, толерантность, межнациональные отношения, миграция, коммуникация

Summary: The article reveals the importance of the work of the national public organizations in creating tolerance. Defines the role of tolerance in interethnic communication. Discusses the psychological aspects of migration and the conditions for positive intercultural communication.

Keywords: ethno-cultural community, tolerance, interethnic relations, migration, communication.

Нельзя отрицать тот факт, что на современном этапе развития Россия претерпевает масштабные изменения, которые коснулись практически все сферы общества. К сожалению, такие резкие перемены значительно осложнили межнациональные отношения. На почве роста национального самосознания, усиливающегося внимания к сохранению и развитию национальных языков и культур, возрождения народных традиций мы часто наблюдаем межэтнические конфликты. Многонациональность Росси всегда была ее сильной стороной, ведь в таком многообразии кроится огромный потенциал для развития страны, для ее единства и благополучия. Наш народ имеет исторический опыт совместного проживания людей разных национальностей и религиозных убеждений, который говорит в пользу возможности мирного сосуществования разных этносов. На всех этапах существования нашего государства происходили два связанных между собой процесса - этнокультурное развитие и одновременно интеграция в единый российский народ всех жителей страны на основе гражданского самосознания, российского патриотизма и общих историко-культурных и духовный ценно-стей.[5]

В настоящее время мы все находимся в условиях всеобщей глобализации, которая создает предпосылки для миграции значительных слоев населения не только на уровне различных регионов и стран, но и государств. Таким образом, мы становимся свидетелями ситуации, когда в странах принимающих мигрантов создаются условия для возникновения социальной напряженности политической нестабильности. Взаимоотношения между принимающей стороной и мигрантами носят самый разный характер и определяются социально-экономическими и историческими целями и интересами. По данным исследований, те иммигранты, которые прибыли на постоянное жительство более склонны к ассимиляции, чем те, которые прибыли на временное пребывание в страну. В то время, беженцам намного труднее привыкнуть к новым условиям и месту проживание, чем тем людям, которые эмигрируют, например, с целью получения образования. Успешной адаптацию можно назвать только тогда, когда происходит не ассимиляция с другой культурой, а интеграция, без потери отличительных черт и богатства своей собственной культуры. На этапе адаптации необходимо организовать человеку условия для приобретения знаний об обычаях, нормах ценностях, стереотипах поведения другого народа, так как на этом базируется успешность процесса социальной и психологической интеграции.

Дж. Берри выделил четыре основных стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция. [2,с.381] Ассимиляция означает, что эмигрант полностью идентифицирует себя с новой культурой и отрицает культуру этнического меньшинства, к которому он принадлежит. Сепарация-вариант аккультурации, при котором представители этнического меньшинства отрицают культуру большинства и сохраняют свои этнические особенности. Маргинальность характеризуется тем, что мигрант не идентифицирует себя ни с культурой этнического большинства, ни с культурой этнического меньшинства. Интеграция является результатом идентификации как со старой, так и с новой культурами. [3,с.50] Только интеграции должно отдаваться предпочтение недоминирующей группой, а для ее достижения необходима взаимная приспособляемость, осознание и принятие права как человека, так и отдельных групп жить в пределах одного общества.

К сожалению, в таких ситуациях не редко возникают конфликты, в которых обнажаются противоречия, существующие между общностями людей. По существу такой конфликт является способом разрешения противоречий, проблем. Отношения, которые зарождаются в этих контактах принято называть межэтническими, на них влияет множество факторов, где главенствующая роль на личностном уровне отводится индивидуально психологическим качествам людей.

Не каждый человек обладает необходимым набором качеств для положительной коммуникации в новой этнической среде, не каждый индивид от рождения обладает высокой степенью межкультурной компетенции, способностью проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным обычаям, верованиям. Для положительного развития этнокультурного диалога, необходимо иметь достаточный опыт и навыки межкультурного взаимопонимания и взаимодействия, а также стабильную психологическую готовность, так как незнакомая этническая среда вызывает состояние неопределенности, как любая малоизвестная область. Этнотолерантность можно отнести к свойствам индивидуальности, она аккумулирует личностные, субъективные и индивидные свойства человека.

История свидетельствует о том, что ни одна этническая сообщность не может существовать в изоляции от других этносов, причем большинство современных наций сложилось из разных этнических сообщностей, в процессе совместной жизнедеятельности, в рамках единого государства. Это означает, что взаимодействие различных культур неизбежно и таким образом должно быть направлено в русло, основывающееся на принципе толерантности, основная мысль которого выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласованности путем сотрудничества.

Понятие толерантность по-разному интерпретируется в разных культурах. Обобщая эти понятия, можно под этим термином понимать признание за другими права на уважение их личности, самоидентичности. Так, обобщая основные подходы к толерантности В.А. Лекторский рассматривает ее как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диа-лога[4,с.20] Понятие толерантность означает, что каждый может придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. [1,с.11]Тем не менее, существуют определенные модели толерантности: толерантность как безразличие, толерантность как невозможность взаимопонимания, толерантность как снисхождение, толерантность как уважение к чужой позиции. Последняя модель на сегодняшний день является непременным условием выживания и развития современной цивилизации.

Являясь одной из крупнейших в мире многонациональной страной, Россия ставит перед собой задачи по сохранению этнокультурного многообразия, а также материальной и духовной культуры народов проживающих на ее территории. Главным условием стабильности многоконфессиональной страны заключается в стабильных межнациональных отношениях, что может обеспечиваться только вниманием к каждому народу и его национальным запросам. Полноправное общественное и культурное развитие, создание условий для удовлетворения национально-культурных и национально-образовательных запросов, сохранение национальной идентичности, этнической социализации, формирование основ этнической толерантности, это все неполный перечень основных вопросов, которыми за сегодняшний день занимаются национально культурные сообщества.

Национально-культурные сообщества представляют собой добровольное объединение граждан определенной национальности в общественную организацию, деятельность которой направлена на сохранение и развитие самобытности национальных культур, богатства своей нации, восстановление ее утраченных элементов, удовлетворение потребности в общении с представителями своей национальности, сохранение родного языка. Объединение представителей определенного этноса в рамках таких организаций подразумевает выделение руководящего аппарата, который осуществляет и координирует деятельность членов общины, а так же налаживает взаимодействие с органами власти других национальных объединений. В рамках деятельности таких организаций предусматривается комплекс организационных, информационно-методических, а также культурно-массовых мероприятий по организации взаимодействия с национально-культурными и религиозными объединениями, целью которого является профилактика возникновения конфликтов на национальной и религиозной почве.

В условиях глобализации, такого рода объединения выполняют множество актуальных и нужных функций, направленных на обеспечение национально-культурных прав и свобод граждан России. Основным направлением деятельности национально-культурных сообществ является организация проведения мероприятий, способствую-

3

щих установлению межнационального мира и согласия. Национально-культурные сообщества имеют множество видов и форм деятельности. К ним относятся такие мероприятия, как праздники и фестивали национальных культур, музыкальные вечера и вечера памяти выдающихся деятелей культуры, выставки предметов быта, прикладного творчества, проведение круглых столов, фестивалей, выставок, круглых столов, патриотических акции. Результаты проведения таких мероприятий способствует формированию позитивного отношения к представителям национальных общин, а так же положительному общественному мнению населения конкретной области или региона.

Как правило, на первое место в образовательно-культурном направление деятельности национально-культурного общества, выносится изучение родного языка, как фактора приобщения к национальной культуре. Оказание разного рода помощи представителям своего этноса входит в область деятельности таких объединений, это и экономическая поддержка в трудных жизненных ситуациях, и юридическая помощь в оформлении и сборе документов, адаптации мигрантов, содействие в получении гражданства, благотворительная помощь

Деятельности национально-культурных объединений идет по многим направлениям, для этих целей такие организации могут создавать негосударственные учреждения национальной культуры такие как, театры, музеи библиотеки, клубы, студии, организовывать творческие союзы, коллективы самодеятельного искусства, кружки по изучению национального культурного наследия, проводить массовые мероприятия, учреждать организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами, издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, этнографической литературы, как на своих национальных, так и на иных языках, оказывать содействие в организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников. Так же к деятельности национально-культурных объединений относится создание общественных образовательных учреждений по подготовке творческих работников, педагогических и иных кадров в области национальной культуры, разработка программ по сохранению и развитию национального наследия. Все эти действия носят созидательный характер, что способствует не только сохранению общественных традиций определенного этноса, но и на межкультурный обмен, развитие толерантности в обществе.

Проблема этнической толерантности на сегодняшний день чрезвычайно актуальна для развития многонационального российского государства. Особое внимание необходимо уделять воспитанию этого качества у молодежи. Воспитание в духе толерантности является важнейшим качеством современного человека. Этот процесс отличается сложностью и длительность, а целенаправленное воспитание играет в этом важную роль. Необходимо создавать такую среду, где стереотипы межнациональных отношений могли проявляться в неформальном общении. Именно деятельность национально-культурных объединений, обеспечивает идеальные условия для удовлетворения национально-культурных и национально-образовательных запросов, так же как и культурного развития людей разных национальностей

Широкая деятельность национально-культурных организаций является мощным стимулом для межрегионального торгово-экономического, а так же культурного взаимодействия людей разных национальностей. Благодаря тому, что деятельность таких общественных объединений направлена на общественно значимые цели, они являются наиболее активным учреждением гражданского общества, которые молниеносно реа-

гируют на любые изменения в обществе и влияет на принятие политических решений в межэтнических вопросах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. М.:МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 240с.

2. Кросс-культурная психология. Исследования и применение/ Пер.с англ.Харъков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007.560 с.

3. Вершинина М.В. Этническая идентичность и индивидуально-психологические характеристики представителей общинных организаций. // Известия Пензенского государственного университета. 2011. №№24. С. 64.

4. Деркач А.А.и др. Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования: монография. М.: Изд-во РАГС, 2003.с. 20

5. «Межэтнические отношения и государственная национальная политика в РФ» // Московский дом национальностей URL: http://www.mdn.ru/cntnt/blocksleft/menu_left/nacionalny/lekcionnye/n1726_maya_1/_mezhe tnic.html (дата обращения: 10.01.2014).

LITERATURE

1 . Bondyreva S. K. Kolesov D. V. Tolerantnost. M. : MPSI; Voronezh: MODEK, 2011. 240с.

2 . Cross-cultural psychology. Researches and the application / Lane about English Kharkov: Publishing house Humanitarian center, 2007.560 pages.

3 . Vershinina M. V. Etnicheskaya identity and individual and psychological characteristics of representatives of community-based organizations. // News of the Penza state university. 2011 . No. No. 24. Page 64.

4 . Derkach A.A.and other. Tolerance of the personality: characteristics, regularities, formation mechanisms: monograph. M.: RAGS publishing house, 2003.с. 20

5 . "The interethnic relations and the state national policy in the Russian Federa-tion"//the Moscow house of nationalities of URL: http://www.mdn.ru/cntnt/blocksleft/menu_left/nacionalny/lekcionnye/n1726_maya_1/_mezhe tnic.html (address date: 10.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.