Научная статья на тему 'РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНКЦИИ / МОДЕЛИ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Колдина Маргарита Игоревна, Канатьев Павел Вадимович

В условиях модернизации системы образования значительно возрастает роль наставничества в деятельности каждого преподавателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Наставничество представляет большие возможности в профессиональном образовании, так как обеспечивается связь поколений, передача культурных ценностей, и профессиональное становление личности. В статье раскрываются основные функции, модели, методы и формы наставничества, которые необходимо внедрять в организацию образовательного процесса любого профессионального учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Колдина Маргарита Игоревна, Канатьев Павел Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MENTORING IN THE ACTIVITIES OF THE TEACHER

In the context of the modernization of the education system, the role of mentoring in the activities of each teacher is significantly increasing, the requirements for his personal and professional qualities, for his active social and professional position are increasing. Mentorship presents great opportunities in vocational education, as it ensures the connection of generations, the transfer of cultural values, and the professional development of the individual. The article reveals the main functions, models, methods and forms of mentoring that need to be implemented in the organization of the educational process of any professional institution.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

9. Сапова, Н.А. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности / Н.А. Сапова // Международный школьный научный вестник. - 2019. - № 6. - Электронный ресурс. URL: https://school-herald.ru/ru/arti cle/view?id=1240

10. ФГОС Среднее общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020). -Электронный документ. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Канатьев Павел Вадимович

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация. В условиях модернизации системы образования значительно возрастает роль наставничества в деятельности каждого преподавателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Наставничество представляет большие возможности в профессиональном образовании, так как обеспечивается связь поколений, передача культурных ценностей, и профессиональное становление личности. В статье раскрываются основные функции, модели, методы и формы наставничества, которые необходимо внедрять в организацию образовательного процесса любого профессионального учреждения.

Ключевые слова: Роль наставничество, профессиональное образование, функции, модели, формы, методы наставничества, образовательный процесс.

Annotation. In the context of the modernization of the éducation system, the role of mentoring in the activities of each teacher is significantly increasing, the requirements for his personal and professional qualities, for his active social and professional position are increasing. Mentorship presents great opportunities in vocational education, as it ensures the connection of generations, the transfer of cultural values, and the professional development of the individual. The article reveals the main functions, models, methods and forms of mentoring that need to be implemented in the organization of the educational process of any professional institution.

Key words: The role of mentoring, vocational education, functions, models, forms, mentoring methods, educational process.

Введение. Согласно Указу Президента Российской Федерации №401 2023 год объявляется годом педагога и наставника. Значимость профессии педагога находит отражение в каждом человеке, в каждой личности в не зависимости от времени и политики и экономики. 2023 год выбран не спроста - эта дата выпадает на 200-летие со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Имея огромный отечественный опыт, сочетая традиции и инновации попробуем раскрыть роль наставника в современном обществе, его функции задачи и значение в деятельности преподавателя.

Изложение основного материала статьи. Каким должен быть наставник сегодня, какие его главные отличия от преподавателя, какие роли может выполнять наставник в профессиональном образовании - вот вопросы, на которые направленно данное исследование. Выполнять стандартные задачи и следовать классическим законам дидактики современному педагогу-наставнику недостаточно, так как его в современных условиях его можно назвать ключом, который открывает двери в профессиональную деятельность.

Наставничество - это форма участия профессионалов в подготовке подрастающего поколения по определенной профессии. Миссия наставника - передать накопленный опыт своей профессиональной деятельности, оказать помощь в освоении профессиональных компетенций. Наставничество способствует разобраться в жизненных ориентирах, найти свое предназначение и развить необходимые навыки в будущей профессиональной деятельности.

Роли наставника в отличие от педагога - развитие наставляемого, используя свой опыт и личный пример и ресурсы. Роль наставляемого - прилагать все усилия для собственного развития по рекомендациям наставника. Без данного тандема наставничество не имеет никакого смысла.

В рамках решения проблемы по изучению проблем наставничества было проведено исследование в профессиональных образовательных организациях Нижегородской области, которое подтвердило важность процесса наставничества в становлении будущего специалиста [4, 51.

На вопрос: Является ли преподаватель важным звеном в получении знаний?» - 90.7% студентов дали положительный ответ. Мнение «Если в вашей жизни наставник?» разбилось на - 50% ответили - да, а 50% респондентов дали отрицательный ответ. Вопрос: «Нуждаетесь ли вы в наставнике?» - дал результат что, 92.8% студентов нуждаются в наставнике в процессе обучения. Вопрос, задаваемый преподавателями: «Можете ли Вы быть наставником?» - вызвал спорный вопрос, на который некоторые преподаватели 42% ответили положительно, 15% дали отрицательный ответ и 43% ответили: «Затрудняюсь ответить». Это подтверждает необходимость исследования данной проблемы, ее глубокого изучения именно в современных цифровых условиях, где знания и даже практические навыки можно получить не от человека.

Под традиционным процессом наставничества принято понимать, когда происходит взаимодействие между двумя персонами - один в качестве наставника передает свой опыт, стиль и модель поведения, а другой наставляемый или стажер осознанно принимает передаваемый ему ресурс.

Но в последнее время можно наблюдать проявление различных формы наставничества: групповые и коллективные -где наставник работает с определенной группой и новая для современного общества онлайн, когда поддержка или наставление идет с помощью интернета.

А вот методов наставничества можно описать огромное количество это: показ и упражнение, информирование и консультирование, игра и экскурсия, причем сейчас можно ко всем перечисленным методам добавить виртуальное или онлайн консультирование или показ.

Безусловно, по мнению многих исследователей (Бондаренко, Блинов, Кларин и др.), самое лучшее наставничество, это когда один наставник и один наставляемый и методы подбираются индивидуально, в зависимости от задачи и ситуации. Но именно требование современного мира и производства подталкивают применять все формы, виды и методы наставничества и это огромное преимущество для развития и становления личности как профессионала [1, 101.

В среднем профессиональном образовании наставничество является главной траекторией профессионального развития обучающихся, но профессии наставник в нормативных документах пока нет, но любой преподаватель и тем более мастер производственного обучения должен быть наставником. Значение наставничества всегда было значимо в профессиональном образовании, но заметнее оно проявляется в подготовке студентов к проектной деятельности или к подготовке к чемпионатам, конкурсам и другим мероприятиям [6, 111.

Результаты деятельности наставника могут быть открытые и закрытые. Открытые, когда они демонстрируются в победах студентах их наградах на конкурсах и чемпионатах. Закрытые мы не можем отследить, не можем дать им количественную и качественную оценку - ведь, не все студенты доходят до призовым мест и наград, но миссия наставничества и не должна ограничиваться рамками грамот и побед.

Основные функции любого образования были и остаются обучение и воспитание и без них развитие личности невозможно. В профессиональном образовании обучение так же эти две постулаты основы деятельности и педагога и наставника. Обучающая функция это не только передача информации как нужно действовать, но создание ситуаций и решение их, оценивание результатов и рефлексия, диагностика и выбор соответствующе й методики и т.д. Воспитывающая функция это не только создание комфортных условий но и разрешение конфликтных ситуаций, поддержка и убеждение в выборе решения, создание ситуации успеха и критика и т.п.

В последнее время все чаще стали распространяться новые модели наставничества которые также можно применять в профессиональной образовательной организации.

Ситуационное наставничество, к которому нужно прибегнуть решая срочно возникшую проблему или задачу возникшую у наставника, телефонный разговор, связь по интернету, но это тоже является важной поддержкой и в некоторых ситуациях и достижения успеха наставника, а действие наставляемого - немедленное реагирование на проблему, которое так же не всегда может реализоваться.

Партнерское наставничество, эта модель может реализовываться в разных формах, когда несколько наставников, когда наставник и наставляемый оба в роли равноправных партнеров. Когда необходимо вмешательство третьей стороны для достижения поставленной цели. Данная модель хорошо вписывается в интегрированное обучение, в проектную деятельность, где иногда важно мнение независимой стороны.

Флеш наставничество - может применяться когда в роли наставника выступают не профессионалы, это даже могут быть студенты старших курсов или сверстники или сотрудники, которые не были наставниками, но могут уже выполнять данную роль.

Виртуальное наставничество - новая модель, но ее возможности так же можно использовать как со стороны наставника так и со стороны наставляемого. Данная модель связана с технологией искусственного интеллекта и нейросетей [9, 121. У данной модели есть противники так как она исключает личный контакт и личное общение, но применение ее так же допустимо в определенных ситуациях.

Моделей наставничества может быть и больше и они могут сочетаться и перекликаться, дополняя друг друга или видоизменяясь, в это и преимущества применения наставничества в профессиональной подготовке подрастающего поколения [2, 7].

Внедрения вышеперечисленных или иных моделей наставничества обеспечивают профессиональной образовательной организации следующие преимущества:

- улучшение показателей обучающихся по образовательным программам;

- увеличение числа обучающихся, вовлеченных в различные профориентационные мероприятия;

- улучшение психолого-педагогической обстановки в образовательной организации как среди обучающихся, так и среди сотрудников;

- возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов образования и развития;

- улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников предприятий и организаций;

- получение и трансляция полученного опыта с другими образовательным и учреждениями;

- привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных программ.

Не важно, какую модель использует образовательное учреждение, но до конца 2024 года 70% обучающихся должны будут привлечены в различные формы наставничества и так как цифры достаточно большие, то практически все преподаватели так или иначе должны выполнять роль наставника, это является необходимым механизмом для улучшения качества образования.

Выводы. Каждый преподаватель в своей профессиональной деятельности должен быть наставником, в не зависимости какую дисциплину он преподает и какую должность занимает. Поддержание и продвижение наставничества для профессиональной образовательной организации сложный процесс, который необходимо модернизировать и подстраивать под реальные производственные проблемы [5, 8]. Деятельность наставника должна способствовать развитию личности обучающегося и создавать необходимые условия для ее самоактуализации и социализации. Внедрение института наставничества в образовательный процесс необходимое условие, как для развития образования, так и для развития общества.

Литература:

1. Блинов, В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - №3. - С. 4-18

2. Булаева, М.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов техникума / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова. - Н. Новгород. - 2017. - 92 с.

3. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В. В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. - № 3. - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3-7. - EDN VSCFBS.

4. Ледовская, Т.В. Представления о ценностях и смыслах профессии "учитель"на разных уровнях педагогического образования / Т.В. Ледовская // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1(38). - DOI 10.26795/2307-12812022-10-7. - EDN GVZXFG.

5. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, В.И. Ериков [и др.]. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. - 185 с. -EDN DFNXEI.

6. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248

7. Филатова, О.Н. Актуальность создания педагогического технопарка «Кванториум» в организациях высшего образования / О.Н. Филатова, Е.В. Барабашкина, А.А. Трифанова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2022. - № 2 (60). - С. 28-31

8. Филатова, О.Н. Дуальное обучение как ведущий фактор развития профессионального образования / О.Н. Филатова, М.И. Колдина, Т.П. Бобро // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 289-291

9. Филатова, О.Н. Применение нейросетей в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, М.Н. Булаева, А.В. Гущин // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №77-3. - С. 243-245

10. Эсаулова, И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний / И.А. Эсаулова // Стратегии бизнеса. - 2017. - №6.

11. Petrov, Y.N. Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load / Y.N. Petrov, A.Y. Petrov, N.S. Petrova, N.V. Syrova, O.N. Filatova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. -Т. 129. - С. 925-932

12. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, O.N. Filatova, A.V. Khizhnaya // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -Т. 200. - С. 940-947

Педагогика

УДК 371.486

кандидат педагогических наук, доцент Фурсенко Татьяна Фёдоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Аннотация. В статье исследованы теоретические аспекты гуманизации содержания образования, рассмотрена ценностная составляющая профессиональных компетенций педагога-музыканта, предложены способы наиболее полного раскрытия личности обучающегося в реальных условиях функционирования школы, определены гуманистические ценности музыкально-педагогической подготовки будущего учителя.

Ключевые слова: гуманизация содержания образования, гуманистические ценности, музыкально-педагогическая подготовка, педагог-музыкант.

Annotation. The article explores the theoretical aspects of the humanization of the content of education, considers the value component of the professional competencies of a teacher-musician, defines the humanistic values of the musical and pedagogical training of a future teacher, and suggests methods for the most complete disclosure of the personality in the real conditions of the functioning of the school.

Key words: humanization of the content of education, humanistic values, musical and pedagogical training, teacher-musician.

Введение. Гуманистически направленная образовательная деятельность относится к современным приоритетным инновационным процессам, поскольку требует изменения педагогической парадигмы: от обучения как нормативно построенного процесса к обучению как индивидуальной деятельности студента, его коррекции и педагогической поддержки. Именно умение гуманизировать образовательный процесс в ходе практической деятельности помогает будущим специалистам стать личностями-профессионалами, что гораздо важнее, чем просто исполнять обязанности учителя любого школьного предмета.

Цель статьи - определить направления гуманизации в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта.

Изложение основного материала статьи. Система образования как один из социокультурных и духовных феноменов находится в процессе непрерывного совершенствования, что связано с обновлением ее содержания, поскольку возникает потребность в целостной организации образовательного пространства, которое бы создавало условия для наполнения мировоззрения студенческой молодежи ценностным смыслом. Происходящие в настоящее время в обществе преобразования влекут за собой изменение личностных ценностей, поскольку усилились противоречия между традиционными для славянских народов естественными гуманистическими ценностями семьи, коллектива (чувств любви, верности, дружбы, взаимопомощи) и навязываемым западом их полным отрицанием и подменой деструктивными явлениями, разрушающими самоё природу человека.

Н. Шувалова и Н. Корепанова отмечают: «Для того чтобы сконструировать содержание образования, следует основываться на жизненном опыте студента, сделать информацию, транслируемую ему, значимой, соответствующей его интересам, наполненной личностными смыслами» [11].

Проблема ценностных гуманистических ориентаций в педагогике и психологии исследовалась в трудах и научных статьях таких ученых, как Н. Богданов, А. Аниськина, Н. Перелович, М. Богданова [2], О. Жупник [6], Н. Кисельникова [8], И. Кох, В. Орлов [9], Н. Шувалова, Н. Корепанова [11]. Кроме того, пристальное внимание к ней наблюдаем среди специалистов музыкальной педагогики: О. Асатрян [1], Л. Бурдиян [3], С. Каргопольцев [7].

Нынешнее толкование гуманизации базируется, прежде всего, на уважении, признании индивида, самобытности, самоценности каждого обучающегося, восприятии его развития как творческой личности, наделенной своим неповторимым субъективным опытом, характеризуется гуманистически направленными межличностными отношениями сотрудничества преподавателя и студента.. Поэтому так важно объединить усилия преподавателей вуза для формирования у студентов различных специальностей гуманистических ценностей, позволяющих им осмысленно подходить к построению дальнейшей траектории их собственной жизни. Однако наиболее благоприятны условия для реализации данного процесса в работе со студентами-музыкантами, которые в силу своей специализации имеют более развитую эмоциональную сферу и более широкий опыт приобщения к гуманистическим ценностям посредством художественных образов. Искусство всегда стремится сохранить потенциал общечеловеческих ценностей, который был накоплен его тысячелетней историей. Система

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.