ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РОЛЬ НАРОДНЫХ ДАСТАНОВ В РАЗВИТИИ ФОЛЬКЛОРА
1 л -I
Рахимова Ш.А. , Бабаджанова У.Б. , Ташанова Б.М.
1 Рахимова Шоира Атабековна - старший преподаватель;
2Бабаджанова Умида Баходировна - доктор философии
(PhD), преподаватель, кафедра языков, лечебный факультет;
3Ташанова Бахринисо Мамиржановна - студент, медико-педагогическое направление, педиатрический факультет, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассказывается о таком жанре устного народного творчества, как дастан, дается общее понятие об эпосе, что может быть полезным не только преподавателям фольклористики, но и для широкого круга ценителей устных фольклорных традиций. Приводятся яркие примеры ученых о значении и роли народного творчества в формировании эстетической культуры народа. Ключевые слова: народные дастаны, эпические поэмы, устное народное творчество, жанр, фольклор.
УДК 39
Эпический репертуар узбекских народных бахши с точки зрения жанра крайне ограничен. Хотя они исполняли образцы двух фольклорных жанров - терма и дастаны, но в их репертуаре ведущее место занимали эпические поэмы.
Узбекский дастан - национальная эпическая поэма, эпос благодаря своей высокой идейности, монументальности и художественному совершенству занимает ведущее место в истории художественной культуры узбекского народа. Эпос - древнейшей вид устного народного творчества.
150
Эпос является широкоохватным и многосоставным произведением, изображающим жизнь народа в объективно-повествовательной форме. В нем находят отражение великие повороты, резкие изменения, переломные этапы в героическом прошлом народа. "Основное содержание эпоса составляет событие, коренным образом изменяющее общее положение мира. Это не простой обыкновенный случай, а случай, являющийся великим событием, невиданным в истории, меняющий облик эпохи на многие годы. В число подобных событий, на которых основывается эпос, обычно входят войны, сражения между народами... Не только объемность изображаемых событий, но и система художественно-изобразительных средств и приемов, гипербол и сравнений, подробности изображения, спокойное и торжественное течение событий и картин также создают в эпосе впечатления величественности и мирового охвата" [1, С. 193-194].
Узбекские народные дастаны возникли на почве архаического фольклора тюркских народов и нашей древней национальной истории. Они явились своеобразным художественным выражением этой истории, вобрали в себя и древнейшие культурные традиции и память о становлении своего народа, его духовного мира и исторических судеб, его гражданских, нравственных и эстетической борьбой, нравственно-эстетическими взглядами, с идеалами добра и справедливости, свободы и равенства, духа героизма и патриотизма народа. Они во многом определяют тематику узбекского дастана, его идейное содержание, систему образов, сюжет и композицию.
Слово "дастан" употребляется в значениях "повесть", "рассказ", "честь и достоинство", "приключение", "характеристика и хвала", "сказ и история". Как литературный термин это название подразумевает крупные по объему поэтические произведения и устного народного творчества, и письменной литературы. Однако они своими средствами изображения и способами отражения жизни серьезно отличаются друг от друга.
Народные дастаны возникли в далеком прошлом в живой устной фольклорной традиции и далее сохранились как в письменном, так и устном виде. Их творческая история измеряется не годами, а веками. Бытование и распространение эпосов в живой устной эпической традиции, своеобразные исполнительские условия привели с течением времени к обогащению их состава новыми картинами, мотивами и эпизодами. Это обстоятельство определило их жанровые особенности, многослойность содержания и обилие вариантов. Поэтому при установлении жанровых особенностей дастана, определении его как жанра необходимо учитывать все его признаки. Ибо только из совокупности всех этих признаков и может возникнуть понятие об эпосе.
Как установлено в фольклористике, "эпос является преданием, рассказом о прошлых временах в масштабах героической идеализации [2, С. 303]. Согласно более конкретному определению академика В.М.Жирмунского, "эпос- это живое прошлое народа в масштабах героической идеализации. Отсюда его научная, историческая ценность и в то же время его большое общественное, культурно-воспитательное значение" [Жирмунский В.М Народный героический эпос. Л., 1962. С. 195] При определении жанра дастана фольклорист М.Саидов особый акцент делает на его определению, дастан, будучи сложным произведением искусства, появляется лишь при сочетании таких компонентов, как литературный текст, музыка, вокальное искусство исполнителя" [3, С. 21].
В этих определениях нет никаких противоречий. Напротив. Они дополняют друг друга: в первом подчеркивается отношение эпоса к эпической действительности, во втором - синкретический характер народных дастанов.
Сами народные сказители также с присущей им простой и непосредственностью по-своему толковали дастан как тесное единство текста и исполнения. Например, по представлению Эргаша Джуманбульбуль - оглы, запись народных дастанов
(выделение текста из ткани дастана) было равно-сильно превращению его в "кысса" ( предание, рассказ о прошлом)[4,С.204-207].
В определении В.М. Жирмунского и Х.Т. Зарифова на первый план выдвинуто главное свойство дастана: его героический характер, повествование о легендарных богатырях, титанах, великих личностях, эпическая идеализация. Действительно, героика является не только тематической особенностью дастанов, но и их жанровым признаком. Как подчёркивал Н.Г.Чернышевский, эпос народа всегда отражает героическую эпоху в жизни народа, и только те народы имеют героический эпос, которые вели активную борьбу за свою национальную независимость. Поэтому эпос всегда выражает народную энергию, его волю к победе [Чернышевский Н.Г. Рецензия на " Песни разных народов"
H.Берга, // ПСС в 15т. М., 1949. Т. 2. С. 295].
Итак, дастан является патетической, торжественной и героической песней, сочиненной о богатырях, обладающих могучей силой и народ гордиться своими героями и складывает о них быль о сверхестественной могучей силе богатырской.
Еще одна жанровая особенность дастанов заключается в том, что историческая действительность в них отображается в образах, обобщенных на основе народной фантазии. В эпосе господствует своеобразная форма обобщения -эпическое обобщение, насыщенное идеалами и чаяниями народа о социальной справедливости, лучшей жизни[5,С.32].
Список литературы
I. Адабиёт назарияси. Двухтомник. 2 том. Ташкент, 1979. С. 193-194.
2.Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос Ташкент. С. 281.
3. Саидов М. Халк достончилигида бадиий махррат. С. 21.
4. Мирзаев Тура. Эпос и сказитель. Ташкент Изд. "Фан" Академии наук Республики Узбекистан, 2008. С. 204-207.
5. Рузимбоев С.С. Хоразм достонлари. Ташкент. С. 32.