Научная статья на тему 'Роль народной педагогики и социальной среды в воспитании детей в семье (по материалам города Барда)'

Роль народной педагогики и социальной среды в воспитании детей в семье (по материалам города Барда) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРДА / ГОРОД / СЕМЬЯ / РЕБЕНОК / ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / BARDA / CITY / FAMILY / CHILDREN / UP-BRINING / FOLK PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асланов Сеймур Джаннет Оглы

В статье, на основе анализированной научной литературы и этнографических материалов, собранных у жителей Бардинского района, представлена информация о городском населении Барды, о его структуре, о социальном составе и семейных отношениях. Исследованы процессы постепенного разделения многодетных семей, и на основе этого формирования новых семьей. Исследования показали, что семья играла и играет важную роль в формировании нравственных качеств ребенка. В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью родителей, старейшин и членов семьи в воспитании детей. Приводятся примеры из народной педагогики, которые используются членами семьи в процессе воспитания. Здесь мы кратко коснулись вопросов, связанных с семейным воспитанием, наравне с социализацией детей и с ролью государственных учреждений в превращении ребенка в личность. В частности, отмечена роль старших членов семьи (бабушек и дедушек) в привитии знаний об обрядах и обычаях, использовании традиционных методов воспитания. Подчеркивается роль больших, многодетных семей в социализации личности. Прослеживаются исторические взаимосвязи между поколениями. Показана большая роль в воспитании различных жанров народного фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FOLK PEDAGOGY AND SOCIAL ENVIRONMENT IN THE EDUCATION OF CHILDREN IN THE FAMILY (BY THE MATERIALS OF THE CITY OF BARD)

The article, based on the analyzed scientific literature and ethnographic materials collected from residents of the Barda region, provides information on the urban population of Barda, its structure, social composition and family relationships. The processes of gradual separation of large families are investigated, and on the basis of this the formation of new families. Studies have shown that the family played and plays an important role in shaping the moral qualities of the child. The article discusses issues related to the role of parents, elders and family members in raising children. Examples are given from public pedagogy, which are used by family members in the process of education. Here we briefly touched on issues related to family education, along with the socialization of children and the role of state institutions in turning the child into an individual. In particular, the role of senior family members (grandparents) in instilling knowledge about rituals and customs, using traditional methods of upbringing is noted. The role of large, large families in the socialization of the individual is emphasized. The historical interconnections between generations are traced. A large role in the upbringing of various genres of folklore is shown.

Текст научной работы на тему «Роль народной педагогики и социальной среды в воспитании детей в семье (по материалам города Барда)»

Aslanov Seymur Dzhannet

THE ROLE OF FOLK PEDAGOGY ..

pedagogical sciences

UDC 371.801.1

DOI: 10.34671/SCH.HBR.2019.0304.0002

РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДА БАРДА)

© 2019

ORCiD: 0000-0001-7520-6650

Асланов Сеймур Джаннет оглы, докторант отдела современной этнографии Института археологии и этнографии Национальная Академия наук Азербайджана (AZ1073, Азербайджан, Баку, проспект Гусейна Джавида 115, e-mail: Seymur.aslanov.86@list.ru)

Аннотация. В статье, на основе анализированной научной литературы и этнографических материалов, собранных у жителей Бардинского района, представлена информация о городском населении Барды, о его структуре, о социальном составе и семейных отношениях. Исследованы процессы постепенного разделения многодетных семей, и на основе этого - формирования новых семьей. Исследования показали, что семья играла и играет важную роль в формировании нравственных качеств ребенка. В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью родителей, старейшин и членов семьи в воспитании детей. Приводятся примеры из народной педагогики, которые используются членами семьи в процессе воспитания. Здесь мы кратко коснулись вопросов, связанных с семейным воспитанием, наравне с социализацией детей и с ролью государственных учреждений в превращении ребенка в личность. В частности, отмечена роль старших членов семьи (бабушек и дедушек) в привитии знаний об обрядах и обычаях, использовании традиционных методов воспитания. Подчеркивается роль больших, многодетных семей в социализации личности. Прослеживаются исторические взаимосвязи между поколениями. Показана большая роль в воспитании различных жанров народного фольклора.

Ключевые слова: Барда, город, семья, ребенок, воспитание, народная педагогика.

THE ROLE OF FOLK PEDAGOGY AND SOCIAL ENVIRONMENT IN THE EDUCATION OF CHILDREN IN THE FAMILY (BY THE MATERIALS OF THE CITY OF BARD)

© 2019

Aslanov Seymur Dzhannet, doctoral candidate in the department of modern ethnography of the Institute of Archeology and Ethnography National Academy of Sciences ofAzerbaijan (AZ1073, Azerbaijan, Baku, Huseyn Javid Avenue 115, e-mail: Seymur.aslanov.86@list.ru)

Abstract. The article, based on the analyzed scientific literature and ethnographic materials collected from residents of the Barda region, provides information on the urban population of Barda, its structure, social composition and family relationships. The processes of gradual separation of large families are investigated, and on the basis of this - the formation of new families. Studies have shown that the family played and plays an important role in shaping the moral qualities of the child. The article discusses issues related to the role of parents, elders and family members in raising children. Examples are given from public pedagogy, which are used by family members in the process of education. Here we briefly touched on issues related to family education, along with the socialization of children and the role of state institutions in turning the child into an individual. In particular, the role of senior family members (grandparents) in instilling knowledge about rituals and customs, using traditional methods of upbringing is noted. The role of large, large families in the socialization of the individual is emphasized. The historical interconnections between generations are traced. A large role in the upbringing of various genres of folklore is shown.

Keywords: Barda, city, family, children, upbrining, folk pedagogy

Актуальность проблемы. Семья является старейшим институтом человеческого взаимодействия, деятельности и отношений, уникальным событием и их проявлением. Эта также группа близких родственников, живущих вместе. Качественные изменения в семье в первую очередь проявляются во взаимоотношениях между мужем и женой, родителями и детьми.

Как и во всем Азербайджане, в течение истории развития общественных отношений структура семьи в Барде претерпевала определенные изменения. Менялось общество, соответственно развивалась и менялась семья. В связи с этим было бы целесообразно изучать семьи, которые были построены на социально-экономической и духовно-нравственной основе в Барде с древних времен и по сегодняшний день его развития.

Степень исследованности проблемы. Вопросы социализации личности ребенка в тесном сотрудничестве семьи и школы, в целом семьи и окружающей социальной среды предполагает учет и возможностей народной педагогики, куда относится весь накопленный опыт в семейном воспитании предков. Данные проблемы всегда привлекали внимание ученых, в особенности тех регионов, где сильны традиционные общинные отношения в обществе. Среди исследователей можно назвать таких авторов, как М.Д. Айдарова, З.И. Хасбулатова, А.Х. Дзамыхов, и др.[6-17]. Классические основы применения народной педагогики в детском воспитании были определены еще Сухомлинским, Макаренко, и другими корифеями педагогического искусства [18].

Сбор, пропаганда и публикация богатейшего фоль-

клорного материала Азербайджана дало толчок к изучению проблем воспитания, нашедших отражение в народной литературе, создав для этого широкие возможности. Материалы, собранные учеными-фольклоро-ведами, рассматривались под разным углом, в том числе представителями педагогической науки.

Уже в 50-е годы прошлого столетия вопросы народной педагогики были рассмотрены рядом ученых, в том числе А. Гашимовым. Эти исследования были продолжены его последователями. Различные аспекты семейного воспитания были рассмотрены А.К. Ахмедовым (см.: «Семья и семейный быт азербайджанцев»), И.Г. Халиловым (кандидатская диссертация на тему «Вопросы воспитания в семье в фольклоре и использование их в коммунистическом воспитании молодежи») Г. Гейбуллаевым («Современный семейный быт у азербайджанцев», впоследствии он продолжил эту тему: «Семья и брак у азербайджанцев. Историко-этнографическое исследование. XIX и начало XX века»), Н. Кулиевой («Современная сельская семья и семейный быт в Азербайджане»). В Азербайджане вопросы народной и семейной педагогики также рассматривали такие педагоги, как Р. Гусейнзаде, Л.Аллахвердиева, Р. Бадалова и др. [5; 6]. Вместе с тем вопросы характера использования народной педагогики и влияния социальной среды на семейную жизнь исследуемого нами региона (город Барда) отдельно не рассматривались.

В связи с этим основная цель написания статьи о семейных взаимоотношениях, проблеме воспитания детей на основе народных основ педагогики в одном из древ-

10

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 4(6)

педагогически науки

Асланов Сеймур Джаннет оглы РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ...

них поселений страны - городе Барде. Предполагается провести анализ современных семейных отношений, проблем воспитания детей, исходя из возможностей народной педагогики, путем наблюдения, сбора материалов путем опроса и рассмотрения уже имеющихся фактов по данному вопросу в научной литературе.

Полученные результаты исследования. В Азербайджане было две формы семьи, которые определялись ее размером и структурой. Хотя сегодня большая семья в прежней форме не существует, но в истории Азербайджана в конце XIX века и в начале XX веков существовало много многодетных семей.

Исследователи второй половины XIX и начала XX веков изучали жизнь азербайджанской деревни в районах Газах, Ереван, Нахчыван, Гянджа, Карабах, Шеки, Ширван, Мугань, Губа, Баку и Ленкорань, а также семей, проживающих в Грузии и в Дагестане. К примеру, подчеркивалось, что после смерти главы семьи вдова оставалась в семье мужа [1, с.353-354].

Когда семейные общины стали распадаться, землю, принадлежащую большой семье, пришлось разделять на несколько участков. Это могло привести к краху хозяйственной жизни. Поэтому новые семьи, образовавшиеся в результате распада семейного сообщества, не разрывали отношений друг с другом. На определенной стадии социально-экономического развития, как следствие роста родства между патонимическими группами, постепенно стала преодолеваться замкнутость в патроними-ях, социальное и духовное единство постепенно стало уменьшаться, что привело к превращению патронимии в «остатки» близких или дальних родственников, ставших сегодня архаическим социальным институтом [1, с.355].

Из архивных материалов также видно, что процесс распада многодетных семей и формирования патронимических групп в Барде завершился до середины XIX века, то есть намного раньше, чем в других регионах. Камеральная перепись населения 1842 года наглядно иллюстрирует распад многодетных семей в Барде, поскольку показано, что у каждой семьи были отдельные земельные участки. Однако жители, живущие в маленькой деревне Барда, оставались вместе и помогали друг другу в сельском хозяйстве.

Местный рассказчик Гулу Гулиев рассказывал, что такие семьи поселились в маленькой деревне Барда в едином квартале (махалла). Кварталы, где проживали эти семьи, назывались Халгабарылар, Беш Чинар Гардашлары и др. Они были известны по именам.

В других камеральных списках XIX века мы можем проследить процесс формирования семьей, причем большую разницу в возрасте между вступающими в брак и небольшое количество детей одновременно. Причину низкого количества детей в этих семьях можно было объяснить слабой медициной и в тоже время уязвимостью населения ко многим болезням [3, 707-718].

В начале ХХ века в селе Барда проживало около 50 семей. Но со временем процесс превращения деревни в город становился все более интенсивным. Увеличение числа людей, мигрирующих в Барду по различным причинам, привело к увеличению числа молодых и малочисленных семей в городе. В то же время в Барде, с улучшением социального положения в семьях, росло число членов семьи. По мере роста состава семьи процесс ее разделения на более мелкие семьи стал более интенсивным. В архивных материалах можно увидеть обращение правительства к гражданам с целью помочь им в деле строительства дома и получения участка земли [2, с.36].

Согласно статистическим данным о населении города Барда в ходе переписи 1959 года, за исключением молодых семей, в других семьях наблюдалось большое число детей.

Судя по архивным материалам о награждении матерей различными орденами и медалями материнства еще раз доказывает, что как в городе, так и в деревнях вокруг Барды росло число семей и их количественный состав

[2, с.37].

Каждый родитель в азербайджанской семье хотел воспитать детей как всесторонне развитую личность. Для этого особое внимание уделялось нравственному воспитанию. Нравственно-психологический климат в семье основан на межличностных отношениях членов семьи. Отношения между детьми и с другими людьми основаны на эмпатии и взаимоуважении. Взаимное уважение и забота между членами семьи, взаимная поддержка, доброта, искренность проявляются здесь по-разному. Социальный статус, условия жизни (место проживания), количество членов семьи, отношение к ребенку, влияние родителей на других членов семьи и т.д. - все это в каждой семье представлено по разному [6, с.35].

Фольклор, настоящее сокровище народной мудрости - это пословицы, поговорки, загадки, сказки, баяты, дразнилки и т.д.; все это играет важную образовательную роль в формировании моральных ценностей подрастающего поколения. Устное народное творчество, сформировавшееся на протяжении многих веков, основана на гуманистических моральных идеях.

Писатель-публицист З. Магеррамлы отмечает, что наш фольклор, отражающий мечты, наилучшие надежды, пожелания и чаяния представителей народа, передавался из поколения в поколение и дошел до нашей эпохи. Примеры устной народной литературы, воплотивших в себе народную мудрость, передают мировоззрение, творчество, трудовые привычки, образ жизни и традиции простых людей. Было бы более уместно назвать это богатое наследие школой воспитания [6].

После рождения ребенка в семье появляются новые функции. Эта функция включает ряд действий, выполняемых членами семьи, чтобы помочь детям сформироваться, как личность, начиная с момента рождения. Различная структура и состав каждой семьи оказывают значительное влияние на развитие ребенка, растущего в семье.

Средства, с помощью которых можно достичь формирования совершенного человека, различны. Различные образцы народной педагогики, к примеру, имеют конкретные цели и задачи. Но в то же время, как уже упоминали, они выполняют функции междисциплинарного образования. А. Бадалова проанализировала механизм воспитания в педагогической мудрости народа.

а) пословицы - для социальной этики

б) поговорки - для умственного воспитания

в) песни - для эстетического воспитания

г) сказки - для самых разных целей воспитания.

Образцы народного воспитания включают в себя

воспитательные возможности слова, народных игр и музыки, а также театра [4, с.124], отметим, что подход автора здесь несколько прямолинеен.

Поведение родителей и образ мышления исключительно важны для формирования поведения ребенка. В разные времена в Барде в этой области имелись значительные различия. Вплоть до середины XIX и XX веков дисциплина была доминирующей формой воспитания. В результате происходящих в обществе процессов, расширения прав и свобод человека и постепенного сокращения неграмотности, в этом подходе к воспитанию произошли радикальные изменения. Нравственно-этические показатели, такие как доверие, безопасность готовят детей к тому, чтобы они консультировались при необходимости с родителями, и что нравственная связь между родителями и детьми считается очень важной [5, с.71].

Есть еще много методов, используемых для воспитания в семьях в Барде. Местный житель Яшар Заманов рассказывает, что эти методы используются в Барде в семьях в зависимости от периода развития ребенка. Когда ребенок совершает какое-либо неправильное действие или проявляет плохое поведение с раннего возраста до подросткового периода, с ним ведут разъяснительные беседы. Пожилые члены семьи и родители ребенка также объясняют ему ошибки, при этом подчеркивают, что

Aslanov Seymur Dzhannet pedagogical

THE ROLE OF FOLK PEDAGOGY ... sciences

«ты очень дорог для меня, но твое воспитание еще дороже», и иногда приводят в пример поведение ребенка его же возраста у соседей и у родственников.

Что касается использования этого метода в воспитании обоих полов, то есть если речь идет о девочках, тогда то, как надо вести себя, им объяснят мамы или же взрослые женщины в семье, советуя ей «быть поскромнее».

Наблюдения и жизненные биографии, изученные нами, показывают, что можно найти интересные факты по семейным отношениям в Барде. В семье наибольшую заботу о детях проявляют старшие, это бабушки и дедушки. Поговорка «в богатстве - верблюд, в детях -внук» является примером народной мудрости. Речь идет о ценности детей как таковых, в особенности внуков. Однако, как только дети вырастают и женятся, в семьях бардинцев опекунство старших заменяется наставлениями и советами.

Воспитание детей и их положение в обществе всегда были в центре внимания городской семьи. В начале ХХ века в городе было очень мало образованных людей, но и образовательных учреждений было немного. Постепенно, по мере увеличения числа этих учреждений, родители стали больше интересоваться обучением своих детей и их карьерой. С 1920-х годов в Барде были введены в эксплуатацию начальные и средние школы, учебные заведения различного назначения. Родители не прощали своих детей за пренебрежение образованием. «Необразованный человек как птица без крыла» - этот термин и сейчас популярен среди народа.

Одним из основных требований для всесторонне развитой личности является способность человека работать в той или иной сфере производства и позитивно относиться к труду. Каждый человек, особенно подростки и молодые люди, должны обладать необходимыми навыками и способностями для работы в какой-либо сфере производства. Эти навыки и формируются с первых дней обучения, как в семье, так и в учебных заведениях. Трудовые навыки и умения формируются на основе трудового воспитания.

В результате общего обзора положения семьи и воспитания в семье подрастающего поколения в XIX-XX веках в Барде, было установлено, что в семьях занятость, трудолюбие и другие положительные человеческие качества всегда лежали в основе воспитания детей. Чтобы справиться с ленью своих питомцев, родители часто использовали фразу «без труда не выловишь рыбку из пруда». В прошлом столетии высокая ценность детского трудолюбия в Барде пропагандировалась не только в семьях, но и в общественной жизни. В соответствии с решением Совета Министров Азербайджанской Советской Социалистической Республики от 23 сентября 1974 года, 1 сентября 1978 года было создано 318 межшкольных учебно-производственных комплексов на месте бывшего здания средней школы № 4. Здесь обучали слесарному делу, столярному делу, пошиву одежды и ковроткачеству [2, с.53].

Чтобы дети росли здоровыми, надо заботиться об их здоровье с самого раннего возраста. Здоровое и всестороннее развитие детей в семье имеет большое значение для их будущего. Ребенок, который вступает в школьную жизнь, неохотно подчиняется интенсивному умственному и физическому труду. Он должен быть дисциплинированным в процессе обучения, внимательно прислушиваться к тому, что говорит учитель, и усердно выполнять свои задания.

С этой точки зрения важно, чтобы каждый ребенок, посещающий школу, был сильным, физически подготовленным, терпеливым и гибким. У детей есть ряд важных занятий, за которыми наблюдают их родители. Это привычка мыть руки чисто и быстро, чистить зубы после обеда и перед сном, быстро одеваться, содержать одежду и обувь в чистоте и в порядке, правильно питаться, держать спину прямо, уметь правильно двигать руками 12

и ногами во время прыжков, уметь бегать и не отставать по скорости, лазить по широкой и узкой доске, и т.д.

Некоторые детские игры, которые играют важную роль в развитии ребенка, основаны на ловкости, быстроте, различных движениях тела, выражении лица, и т.д.

Народные игры обладают определенным моральным потенциалом, который способствует интеллектуальному и физическому развитию. В таких народных играх дети могут быть быстрыми, проворными, гибкими, и этим формируются их положительные качества. В Барде играли в такие игры, как «Диредойме», «Гизленгач» (эту игру в некоторых деревнях Барды называют Караказан: С. Асланов), «Чижик», «Анзали», «Ашуг-ашуг», «Бановша-бановша», «Треножник» (скажем, в этой игре в Барде - С. Асланов), «Моза-Моза» «Догнал и забрал», «Мяч в лунке», «Чилеме», «Пять камней».

Физическое воспитание детей в общественной жизни не огранчивается народными играми. Для здорового и физического развития в Барде строились и строятся спортивные школы и сооружения.

Эстетическое воспитание детей всегда было в центре внимания. Развитие искусства и музыки под колыбельные песни и мугамы Карабаха оказало глубокое влияние на нравственность и мировоззрение подрастающего поколения. Литература и искусство обогащают человеческую мораль, формируют гуманизм, доброту, патриотизм и прочее, помогают сформировать положительные качества. Чувство красоты очищает сердце и направляет его на добрые дела. В художественной деятельности и творчестве людей присутствуют камни, стекло, керамика, и т. д.

Работа с материалами имела особое значение. Мальчики и девочки могли заниматься различными видами искусства. В семье бабушки, а иногда мамы учили шить одежду, ткать ковры и выполнять работу, требующие эстетического вкуса. Нурая Мамедова, местная коврот-качиха, который много лет занимается ковроткачеством, говорит, что ткать ее научила бабушка. Другой житель Барды Эльшан Алиев занимается живописью в течение 40 лет. Тайна этого искусства досталась ему от отца Алиасгара Алиева, а его старший брат научил его рисовать различные сюжетные картины на полотне. Эльчин Шукюров, житель города, который занимался ковкой металла, отмечал, что тонкостям этого искусства он научился от мастера Гасана, который много лет жил и работал в Барде, и был родом из Дагестана.

В зависимости от своего социального происхождения некоторые семьи, как правило, обучали своих детей в специализированных школах для занятий различными видами искусства и музыки. Так, Школа искусств Барды действует с 1961 года, детская музыкальная школа № 2 - с 1987 года и № 3 - с 1993 года. Здесь обучают музыке, через подготовку по предметам игры на пианино, скрипке, кяманче, барабане, обучают пению, живописи, танцам и многому другому. Участие детей и подростков в этих областях искусства имеет большое значение с точки зрения их духовного и эстетического воспитания, развития их художественного вкуса и их социализации.

Выводы. Таким образом, чем больше мы используем примеры азербайджанской национальной педагогики в воспитании детей, подростков и молодежи, тем эффективнее будет их воспитание. Народные сказки, легенды, загадки, пословицы, музыкальное образование, воспитание природными красотами формируют основу для того, чтобы подрастающее поколение любило свои традиции, историю и конечно же, свою родину. К сожалению, в современном обществе мы часто забываем использовать многие образцы народной педагогики в воспитании детей, подростков и в целом молодого поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Этнография Азербайджана. В III томах, том II. Баку: изд. Шарг-Герб, 2007. - 384 с.

2. Азербайджанский Республиканский Государственный исторический архив, Евлахский филиал, фонд 62, лист 1, единица хранения 373_

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 4(6)

педагогически науки

Асланов Сеймур Джаннет оглы РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ...

3. Азербайджанский Республиканский Государственный исторический архив, Евлахский филиал, фонд 10, список 1, единица хранения 102

4. Бадалова А. С. Азербайджанская народная педагогика. Материалы к лекциям и семинарам. Баку: изд. Муаллим, 2009. — 188 с.

5. Гусейнзаде Р., Аллахвердиева Л. Семейная педагогика. Баку: 2016. - 339 с.

6. Айдарова М.Д., Эргешали К. А., Эргешали К.А. Роль и значение народной педагогики в подготовке молодежи к семейной жизни // Территория науки, 2017, №6, с.51-57

7. Хасбулатова З. И. К вопросу о роли семьи и общества в воспитании детей в традиционном чеченском обществе в XIX - начале ХХ в. // Теория и практика общественного развития, 2014, № 3, с. 209-212

8. Дзамыхов А.Х. Роль фольклора в воспитании личности ребенка в семье: На примере адыгского народа. Автореф. дисс. на соиск. уч.степени канд.педаг. наук. Карачаевск: 2004. - 28 с.

9. Хуриева М.Ю. Становление и развитие идей и опыта семейного воспитания в народной педагогике Северного Кавказа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 74-77.

10. Горбатова О.С. Эстетика традиционного пространства в народной педагогике хакасов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 54-57.

11. Азизи Ф.А., Рофиева Ф.С. Традиционный художественный институт как феномен таджикской народной педагогики // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 231-234.

12. Богомолова М.И. Проблема семьи и семейного воспитания детей //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 39-44.

13. Гатауллина Р.Ф. Семейное воспитание в структуре саморазвивающейся социальной системы //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 30-33.

14. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-160.

15. Гулиева Ш.М. Этнопсихологические особенности подготовки девушек к семейной жизни в азербайджане // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 202-205.

16. Ильина Т.С., Ившина Т.С. Выявление духовных ценностей в текстах семейных преданий // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 41-45.

17. Подкладова Т.Д., Губайдуллина А.Н., Горенинцева В.Н. Семейное чтение как социальная практика: постановка проблемы и обзор исследований //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 369-373.

18. Грохольская О.Г. Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского // История и педагогика естествознания, 2018, №3, с.48-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.