Научная статья на тему 'Роль «Народной дипломатии» в комплексе дипломатического инструментария КНР'

Роль «Народной дипломатии» в комплексе дипломатического инструментария КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
971
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / КИТАЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / "НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ" / КОМПЛЕКСНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / КНОДЗ (КИТАЙСКОЕ НАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ДРУЖБЫ С ЗАГРАНИЦЕЙ)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бодрова О. И.

Рассматривается «народная дипломатия» КНР в качестве действенного компонента дипломатического инструментария в современном глобальном пространстве. На примере Китайского народного общества дружбы с заграницей определена специфика и основные направления деятельности в сфере «народной дипломатии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PEOPLE`S DIPLOMACY IN THE COMPLEX OF DIPLOMATIC TOOLS OF THE PEOPLE`S REPUBLIC OF CHINA

The article reviews «people's diplomacy» of the People's Republic of China as an effective component of diplomatic tools in the global space of the modern world. The example of the Chinese People's Association for Friendship with Foreign Countries demonstrates the specific features and the main activities in the field of «people's diplomacy».

Текст научной работы на тему «Роль «Народной дипломатии» в комплексе дипломатического инструментария КНР»

64

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 5, с. 64-68

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИЯ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

УДК 327.83

РОЛЬ «НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ» В КОМПЛЕКСЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО

ИНСТРУМЕНТАРИЯ КНР

© 2014 г. О.И. Бодрова

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

oksana-rul@yandex.ru

Поступила в редакцию 11.06.2014

Рассматривается «народная дипломатия» КНР в качестве действенного компонента дипломатического инструментария в современном глобальном пространстве. На примере Китайского народного общества дружбы с заграницей определена специфика и основные направления деятельности в сфере «народной дипломатии».

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, китайская дипломатия, «народная дипломатия», комплексная дипломатия, публичная дипломатия, КНОДЗ (Китайское народное общество дружбы с заграницей).

В западных странах «публичной дипломатией» занимаются, как правило, неправительственные организации и институты, деятельность которых направлена на стабилизацию межгосударственных отношений, установление дружеских контактов, взаимопонимание между народами. В странах, где деятельность общественных организаций находится под государственным контролем, деятельность международной направленности целесообразно называть «народной дипломатией», к числу таких стран относится и КНР.

В настоящее время в китайской историографии для определения «народной дипломатии» наиболее употребителен термин КЙ^Х (миньцзянь вайцзяо), указывающий на неправительственную принадлежность данного направления. Выражение ЙЙ (миньцзянь) - «народный» - присутствует также в одном из широко употребляемых терминов дипломатической сферы ЙЙЙЖ (миньцзянь ванлай) - «неправительственные контакты». Китайские исследователи проводят четкие различия между «публичной дипломатией» и «народной дипломатией», трактуя последнюю как более широкое понятие. Проведенный анализ имеющихся публикаций, посвященных проблемам «народной дипломатии», позволяет подчеркнуть роль неправитель-

ственных организаций во внешней политике, а также закономерность недостаточности официального канала информации для формирования и распространения позитивного образа страны в мире.

Термины «публичная дипломатия» и «народная дипломатия» активно используются в официальных документах и выступлениях китайского руководства, в частности министр иностранных дел Ян Цзечи на пресс-конференции в рамках сессий ВСНП и НПКСК (март 2010 г.) отметил: «Китайская дипломатия - это народная дипломатия. Народ всегда был источником мудрости для наших усилий в сфере публичной дипломатии. Я бы хотел поблагодарить всех китайских граждан за оказываемую ими поддержку внешней политики КНР» [1].

Место публичной дипломатии в комплексе дипломатических средств трактуется по-разному, но необходимость ее осуществления не вызывает у китайских специалистов сомнений, например Чжао Цичжэн (председатель Комиссии по иностранным делам ВК НПКСК) полагает, что государственная дипломатия состоит из двух основных направлений: публичной (а в случае КНР - «народной») дипломатии и правительственной дипломатии. Преимущества народной дипломатии в более широком доступе к общественности за границей, что затрудни-

тельно при работе в рамках традиционной официальной дипломатии, это позволяет распространять китайскую культуру и политическое влияние более эффективно, китайцы уже стали «гражданами мира», так как ежегодно с различными целями за границу выезжает большое количество китайских граждан, «.. .это требует от китайского народа принятия на себя ответственности за свои контакты с международным сообществом, а участвующие в публичной дипломатии страны должны показывать реальную обстановку в стране, национальную политику и внешнеполитический курс, демонстрировать свою культуру, получая при этом представление о мнениях народов других стран» [2]. Подобный комментарий граничит с четкими указаниями о действиях граждан Китая за границей, что свидетельствует о контролирующей функции должностных лиц в сфере «народной дипломатии», позволяя считать данную сферу внешнеполитической пропагандой, т.к. КНР нацелена прежде всего на создание такого имиджа страны за рубежом, при котором руководство могло бы с наименьшими затратами осуществлять свои цели на международной арене.

Отмечая роль народной дипломатии, необходимо особо отметить деятельность Китайского народного общества дружбы с заграницей (КНОДЗ) - всекитайской народной организации, чья деятельность в рамках народной дипломатии заключается в укреплении дружбы народов, развитии международного сотрудничества, обеспечении мира на планете и содействии всеобщему развитию. КНОДЗ определяет для себя следующие задачи: развивать отношения конструктивного позитивного сотрудничества с общественными организациями всех социальных групп дружественных Китаю стран посредством взаимных визитов, семинаров, конференций, двусторонних встреч, способствовать взаимопониманию, развитию дружбы; прилагать усилия для сохранения мира во всем мире, для поддержания общей безопасности, быть солидарными с народами, борющимися за социальный прогресс, защищающими национальный суверенитет; способствовать неправительственному сотрудничеству в области экономики, торговли, образования, науки; участвовать в зарубежных неправительственных культурных обменах, направлять за рубеж китайские и встречать иностранные группы народного творчества, организовывать выступления и выставки; по поручению правительства координировать и управлять работой по установлению и развитию связей китайских городов и их зарубежных городов-побратимов, являться чле-

ном Лиги местного самоуправления, представляя Китай; являться неправительственной организацией с консультативным статусом в ООН, принимать активное участие в деятельности обменов в ООН и других международных организациях; осуществлять другую работу, касающуюся дружественного сотрудничества китайского народа с народами других стран [3].

Финансирование КНОДЗ осуществляется из трех основных источников: 1) государственное финансирование; 2) доход от деятельности организации; 3) взносы китайской и зарубежной общественности. Государственное финансирование данного направления развития общественной дипломатии определяет КНОДЗ как организацию, проводящую партийно-государственную линию в сфере межгосударственных отношений гуманитарной направленности.

Значение «народной дипломатии» в китайском дипломатическом инструментарии еще в 1957 году определял премьер КНР Чжоу Энь-лай: «.китайская дипломатия объединяет в себе три вида дипломатии - официальную, полуофициальную и народную» [4], каждая из которых является неотъемлемой частью комплексной дипломатии КНР. Среди всех сфер дипломатической деятельности правительственная дипломатия (встречи на высшем дипломатическом уровне) занимает центральное положение, но народная дипломатия - это прочный основополагающий фундамент.

Чэнь Хаосу (председатель КНОДЗ в 19982011 гг.) дает собственное определение: «Народная дипломатия. - это неправительственные международные контакты, отличающиеся от официальных дипломатических отношений. Словосочетание КИ^Х (миньцзянь вайцзяо) означает «равнозначное официальному, при этом выходящее за рамки официального» [4].

Смена китайского партийного руководства на XVI съезде КПК создало предпосылки для начала нового периода в истории развития деятельности КНОДЗ. Председатель КНР Ху Цзиньтао в мае 2005 г. на совещании КНОДЗ сделал собственную оценку положения «народной дипломатии» в истории страны: «В своей работе «народная дипломатия» Китая опирается на народ, уделяет народу особое внимание, возлагает надежды на народ, сделан исторический вклад для непрерывного создания новой обстановки в дипломатической работе. Работа в сфере "народной дипломатии" - это важная незаменимая часть "комплексной дипломатии"» [4].

На открытии 10-й Всекитайской конференции КНОДЗ в мае 2012 года будущий председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что на новом этапе задачи «народной дипломатии» стали

еще труднее: «...роль еще заметнее, арена более широкая», поскольку «народная дипломатия» -«.это основная работа по усилению дружбы народов, по стимулированию развития государственных связей». Далее он подчеркнул, что «народная дипломатия» является важной составляющей «комплексной дипломатии» страны, выразил надежду, что КНОДЗ адаптируется к изменениям развития внутренней обстановки в стране, в деле продвижения «народной дипломатии» (ЙЙ^Х) будет играть направляющую роль, в продвижении «публичной дипломатии» (^й^Х) будет играть основополагающую роль, содействовать сотрудничеству органаов местного самоуправления Китая и зарубежных стран, выполняя роль связующего звена [5].

В XXI веке в условиях глобализации КНОДЗ усиливает акценты своей деятельности в следующих направлениях: 1) усиление роли в «комплексной дипломатии» КНР: «народная дипломатия» должна продолжать являться помощником официальной дипломатии, создавать прочную основу общей дипломатии, в новых исторических условиях продолжать содействовать успешному развитию дипломатических связей; 2) всемерное содействие строительству Родины: эффективное содействие политическому, экономическому и культурному развитию социализма с китайской спецификой; 3) поддержание мира во всем мире: защита интересов всего человечества.

В соответствии с рабочим курсом общей дипломатии существует концепция «трех основных точек народной дипломатии», согласно которой осуществление неправительственных (народных) обменов с развивающимися странами является точкой опоры, что можно охарактеризовать как основное направление работы «народной дипломатии». Развитие неправительственного (народного) сотрудничества с западными государствами и соседними странами взято за точку приложения силы, это акцент китайской общей дипломатии. Официальная дипломатия КНР установила с крупными державами, такими как США, Япония, Россия и ЕС, различные формы стратегического партнерства, и «народная дипломатия» в этом контексте является прочной основой для установления стратегического сотрудничества. Соседние государства, граничащие с КНР как на суше, так и на море, оказывают существенное влияние на безопасность и будущее развитие Китая, и здесь просто необходимо приоритетное развитие дружественного сотрудничества. Китай предложил концепцию партнерства, добрососедства и процве-

тания как основу взаимного сотрудничества, и это должно стать одним из приоритетов «народной дипломатии». Осуществление многосторонней дипломатии международными неправительственными организациями является в данной концепции точкой расширения. Многосторонняя дипломатия - это инновационная сфера, на которую необходимо делать акцент КНОДЗ и «народной дипломатии» в целом. Работа КНОДЗ в данном направлении выразилась, в частности, в признании в 2001 году его консультативного статуса при Экономическом и Социальном совете ООН (ЭКОСОС), где оно принимает активное участие в международном неправительственном сотрудничестве согласно ст. 71 Устава ООН, где закреплен термин «неправительственные организации» [6], которые допускаются для консультаций с ЭКОСОС.

В настоящее время КНОДЗ по-прежнему занимается организацией выставочных обменов, выступлений за границей исполнителей традиционных искусств, в то же время активно участвует в реализации мероприятий в рамках Национальных годов и Годов языка, Годов туризма, а также Дней культуры, Дней кино. Практика взаимного проведения Годов стран-партнеров распространена во всем мире, а проведение таких мероприятий поддерживается правительствами многих государств и оценивается как успешные действия китайского правительства в сфере практической реализации «народной дипломатии».

В соответствии с развитием стратегии «гармоничного мира» Китай создает новые организации, нацеленные на взаимодействие с мировым сообществом в гуманитарной сфере, примером является создание в 2011 году в Пекине Китайского фонда мирного развития, призванного укреплять связи между народами Китая и зарубежных стран. Отмечается, что «.фонд должен предоставить эффективные услуги для содействия обменам и сотрудничеству между отечественными и зарубежными неправительственными организациями и расширения каналов общественных связей страны» [7]. Председатель Фонда Сунь Цзячжэн заявил, что данная организация «.послужит важной платформой для продвижения «народной дипломатии» Китая, будет активно участвовать в двусторонних и многосторонних обменах по важным международным вопросам, оказывать соответствующим учреждениям и организациям страны поддержку в развертывании международных обменов и сотрудничества» [7]. Уже в мае 2012 года на первом Форуме Китайского фонда мирного развития отмечалось, что «.Китай прилагает усилия для создания мирной международной

обстановки в интересах собственного развития и за счет него продвигает мир и развитие во всем мире» [8]. Одной из основных задач созданного фонда является нахождение решения по сохранению культурного многообразия и, несмотря на существующие различия, стремление к поиску общего начала во всех культурах.

Роль «народной дипломатии» во внешнеполитической пропаганде довольно существенна, т.к. трактовка термина «народная дипломатия» в КНР более широкая, чем «публичная дипломатия». Анализ термина подтверждает специфику китайской «народной дипломатии»: равнозначное официальному, выходящее при этом за рамки официального. Неоднократно ставя «народную дипломатию» наравне с понятием «китайская дипломатия», руководство КНР подчеркивает значимость этого направления во внешнеполитической деятельности, а вместе с ним и значимость гуманитарных инструментов во внешней политике в целом.

Государственное финансирование и осуществление деятельности по поручению правительства не позволяет ставить КНОДЗ в ранг «неправительственных организаций», по крайней мере в том значении, которое придают этому понятию на Западе. Юридический статус «неправительственной организации», несомненно, дает КНОДЗ право на признание его консультативного статуса при ЭКОСОС в ООН, при этом для КНР вполне естественно функционирование подобных организаций в режиме, когда руководящая роль партии и правительства очевидны. Так, в Синей книге «Доклад о неправительственных организациях Китая (20112012)» [9] прямо указывается на то, что неправительственные организации включены в рабочий механизм правительства и могут получать значительно больше правительственных и социальных ресурсов.

Образование новых структур, деятельность которых направлена на укрепление связей с зарубежными странами и продвижение «народной

дипломатии», свидетельствует о значимости развития данного направления гуманитарной сферы КНР. Такая активизация возможна лишь благодаря непосредственной заинтересованности китайского руководства в соответствии с его директивами относительно усиления культурной отрасли и «выхода культуры вовне».

Список литературы

1. Ян Цзечи вайчжан синьвэнь фабухуэй да цзич-жэ вэнь хэсинь цыхуэй 2012 нянь 3 юэ 7 жи (Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи на пресс-конференции 07.03.2010 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmprc.gov.cn/eng/zxxx/t662388.htm (дата обращения 12.04.2014).

2. Zhao Qizheng. Better public diplomacy to present a truer picture of China // People's Daily, 2007. March, 30.

3. Чжунго жэньминь дуйвай юхао сехуэй чжан-чэн (Устав КНОДЗ) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cpaffc.org.cn/ (дата обращения 05.05.2014).

4. Чэн Хаосу. Миньцзянь вайцзяо лунь (О народной дипломатии) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cpaffc.org.cn/ (дата обращения 18.03.2014).

5. Си Цзиньпин: миньцзянь вайцзяо дэ утай цзян гэнцзя гуанко (Арена для «народной дипломатии» станет еще более широкой) [Электронный ресурс]. URL: http://news.hexun.com/2012-05-15/141431450. html (дата обращения 22.03.2014).

6. Устав ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/ (дата обращения 15.03.2014).

7. В Пекине создан Китайский фонд мирного развития [Электронный ресурс]. URL: http://russian. people.com.cn/31518/7299544.html (дата обращения 14.12.2013).

8. В Пекине открылся первый Форум по мирному развитию [Электронный ресурс]. URL: http:// rus-sian.people.com.cn/31521/7831854.html (дата обращения 21.02.2014).

9. Хуан Сяоюн. Миньцзянь цзучжи ланьпишу: Чжунго миньцзянь цзучжи баогао (2011-2012) (Синяя книга «Доклад о неправительственных организациях Китая (2011-2012)»). Бэйцзин: Чжунго шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2005. С. 86.

THE ROLE OF PEOPLES DIPLOMACY IN THE COMPLEX OF DIPLOMATIC TOOLS OF THE PEOPLES REPUBLIC OF CHINA

O.I. Bodrova

The article reviews «people's diplomacy» of the People's Republic of China as an effective component of diplomatic tools in the global space of the modern world. The example of the Chinese People's Association for Friendship with Foreign Countries demonstrates the specific features and the main activities in the field of «people's diplomacy».

Keywords: People's Republic of China, Chinese diplomacy, «people's diplomacy», complex diplomacy, public diplomacy, Chinese People's Association for Friendship with Foreign Countries.

References

1. Jan Czechi vajchzhan sin'vjen' fabuhujej da czichzhje vjen' hjesin' cyhujej 2012 njan' 3 juje 7 zhi (Ministr inostrannyh del KNR Jan Czechi na press-konferencii 07.03.2010 g.) [Ehlelektronnyj resurs]. URL: http://www.fmprc.gov.cn/eng/zxxx/t662388.htm (data obrashhenija 12.04.2014).

2. Zhao Qizheng. Better public diplomacy to present a truer picture of China // People's Daily, 2007. March, 30.

3. Chzhungo zhjen'min' dujvaj juhao sehujej chzhan-chjen (Ustav KNODZ) [Jelektronnyj resurs]. -URL: http://www.cpaffc.org.cn/ (data obrashhenija 05.05.2014).

4. Chjen Haosu. Min'czjan' vajczjao lun' (O na-rodnoj diplomatii) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.cpaffc.org.cn/ (data obrashhenija 18.03.2014).

5. Si Czin'pin: min'czjan' vajczjao dje utaj czjan

gjenczja guanko (Arena dlja «narodnoj diplomatii» stanet eshhe bolee shirokoj) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://news.hexun.com/2012-05-15/141431450. html (data obrashhenija 22.03.2014).

6. Ustav OON [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/ (data obrashhenija 15.03.2014).

7. V Pekine sozdan Kitajskij fond mirnogo razviti-ja [Jelektronnyj resurs]. URL: http://russian. people.com.cn/31518/7299544.html (data obrashhenija 14.12.2013).

8. V Pekine otkrylsja pervyj Forum po mirnomu razvitiju [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// rus-sian.people.com.cn/31521/7831854.html (data obrashhenija 21.02.2014).

9. Huan Sjaojun. Min'czjan' czuchzhi lan'pishu: Chzhungo min'czjan' czuchzhi baogao (2011-2012) (Sinjaja kniga «Doklad o nepravitel'stvennyh organi-zacijah Kitaja (2011-2012)»). Bjejczin: Chzhungo shjehujej kjesjuje vjen'sjan' chuban'shje, 2005. S. 86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.